8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета НОУ (негосударственное образовательное учреждение), состав и порядок представления отчетности.

НОУ представляет собой некоммерческую организацию, созданную собственником (гражданином или юридическим лицом) для оказания образовательных услуг (ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п.18 ст.2, п.4 ст.22 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании» (далее по тексту – Закон №273-ФЗ)).

К образовательным организациям относятся некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности на основании лицензии (п.18 ст.3 Закона №273-ФЗ).

НОУ должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности (п.1 ст.102 Закона №273-ФЗ).

Образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (ст.101 Закона №273-ФЗ).

Как и любая НКО, НОУ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.

Особенности бухгалтерского учета и отчетности учреждения

НОУ представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность учреждения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).

При этом учреждение как НКО самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям отчетов. При формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждение должно исходить из требования существенности, то есть, если показатель существенный, то его нужно детализировать (информация Минфина РФ ПЗ-1/2015).

Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать НКО. НОУ должны представлять в Минюст отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ, рекомендации по заполнению приведены в Методических рекомендациях по заполнению, утв. приказом Минюста РФ от 17.03.2011 г. №81).

Особенности налогового учета НОУ

НОУ могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. Применяя общую систему налогообложения, учреждения должны учитывать ряд особенностей, обусловленных характером деятельности учреждения.

Льгота по налогу на прибыль

Cогласно ст.246 НК РФ НОУ признаются плательщиками налога на прибыль. При этом средства, полученные учреждениями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ). При этом учреждением должен быть обеспечен раздельный учет таких средств и использование их в соответствии с условиями получения. По окончании налогового периода учреждение обязано представить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).

Образовательные учреждения вправе применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль при выполнении условий, установленных ст.284.1 НК РФ. Применение 0 ставки возможно только в части видов образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. №917.

Льгота по НДС

НОУ являются плательщиками НДС (за исключением учреждений, применяющих спецрежимы). Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ). При этом полученные НОУ целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Это интересно:  Законопроект об отмене северных надбавок

При этом для НОУ предусмотрены льготы. Так, освобождены от налогообложения НДС услуги, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ, письмо ФНС РФ от 25.08.2015 г. №ГД-3-3/3230@).

Льготы по иным налогам

Налоговые льготы в части иных налогов на федеральном уровне для НКО не установлены. Однако такое право дано субъектам РФ.

Организация бухгалтерского учета в негосударственных образовательных учреждениях

Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2011, N 23

Основы бухгалтерского учета в негосударственных образовательных учреждениях, как и в других коммерческих и некоммерческих организациях, закреплены в Федеральном законе от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ). Систему государственных нормативных актов негосударственные образовательные учреждения дополняют созданием внутренних стандартов, учитывающих условия хозяйствования. В этой ситуации учетная политика может рассматриваться как элемент системы нормативного регулирования, позволяющий организовать бухгалтерский учет в учреждении.

Элементы учетной политики, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета и его организацию, являются составной частью организационно-технического раздела учетной политики организации.

Организационно-технические аспекты учетной политики включают ответы на вопросы: кто участвует в учетном процессе, с помощью каких инструментов обрабатывается информация, какова технология обработки информации [6, с. 68]. Такая формулировка применима и для негосударственных образовательных учреждений (табл. 1).

Организационно-технические аспекты учетной политики негосударственного образовательного учреждения

При выборе лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета в негосударственных образовательных учреждениях, необходимо учитывать объем учетной работы и специфику деятельности учреждения. Тот факт, что учреждению приходится вести учет расчетов с большим количеством контрагентов (студентов, слушателей, учащихся и т.д.), говорит о том, что руководителю организации нецелесообразно брать на себя функцию ведения учета. Кроме того, передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру снизит скорость обработки учетной информации.

Негосударственное образовательное учреждение, как и государственное учреждение, в соответствии со спецификой деятельности имеет в составе имущества достаточное для ведения образовательной деятельности количество объектов основных средств, а также широкий спектр расчетов со специалистами и служащими. Учитывая этот факт, можно рекомендовать учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, или ввести в штат должность бухгалтера.

Образовательная деятельность в большинстве случаев связана с длительным циклом оказываемой услуги (более одного отчетного периода), поэтапной оплатой за оказываемые услуги, что требует автоматизированного хранения информации о расчетах с контрагентами, автоматического расчета доли оказываемой услуги в отчетном периоде. Эти требования, предъявляемые к организации бухгалтерского учета в негосударственных образовательных учреждениях, позволяют рекомендовать применение форм учета в условиях компьютерной обработки данных.

Негосударственные образовательные учреждения ведут бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности на основе Плана счетов и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н [3]. Согласно п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н [5], организации разрабатывают рабочий план счетов на основе Плана счетов бухгалтерского учета.

Состав и структура рабочего плана счетов зависят от большого количества обстоятельств, которые организация должна учитывать в процессе его разработки. В первую очередь это требования внешней и внутренней отчетности.

Схема детализации учета основных средств негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования представлена в табл. 2.

Структура аналитических счетов учета основных средств негосударственного образовательного учреждения

Для учета поступления и выбытия объектов основных средств учреждению необходимо открыть счета первого порядка, отражающие наличие основных средств в организации, стоимость имущества, сданного в аренду, и отражения операций по выбытию объектов основных средств.

Это интересно:  Расчет морального ущерба для суда

Для составления бухгалтерской отчетности достаточно информации, содержащейся на субсчетах второго порядка. В этом случае будут учтены объекты основных средств в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ). Но для составления статистической отчетности, в частности формы N 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», необходима информация о детализации некоторых классификационных групп. Например стоимость вычислительной техники, относящейся к классификационной группе «Машины и оборудование».

Кроме того, показатели статистической отчетности подразделяются по видам экономической деятельности организации. Для получения такой информации по объектам основных средств, задействованным в различных видах экономической деятельности, авторами были введены субсчета 4-го порядка.

Отличительной особенностью бухгалтерского учета негосударственных образовательных учреждений является четкое разграничение средств, получаемых от коммерческой деятельности, из бюджета в виде грантов и целевого финансирования, средств, внесенных учредителями. Эти источники финансирования можно выделить и при поступлении объектов основных средств. При этом к амортизируемому имуществу можно отнести только основные средства, приобретенные в рамках коммерческой деятельности. В результате возникает необходимость детализации объектов основных средств с помощью субсчетов 5-го порядка.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами — первичными учетными документами, на основании которых ведутся регистры бухгалтерского учета. В соответствии с предъявленными требованиями организации могут разрабатывать регистры бухгалтерского учета с учетом специфических особенностей отрасли. В частности, значительная часть учетной работы негосударственного образовательного учреждения связана с учетом расчетов по предоставленным образовательным услугам. При этом регистр, формирующий данную информацию, должен содержать показатели, учитывающие следующие процедуры:

  • ведение списка студентов, обучающихся в институте, его филиалах, колледже и в других подразделениях;
  • учет предоставляемых студентам услуг по обучению: основное образование, спецкурсы, послевузовское образование и другие виды услуг;
  • расчет стоимости услуг;
  • учет оплаты, поступающей от студентов и их представителей за разные виды образовательных услуг;
  • вычисление долгов студентов за основное образование и дополнительные услуги;
  • вычисление пени за просроченные долги и доплаты за изменившиеся тарифы по неоплаченным услугам;
  • выполнение необходимых перерасчетов в связи с вводом различных данных, влияющих на долг, пеню и доплату.

Одним из комплексов мероприятий, связанных с управлением бухгалтерскими документами, является разработка номенклатуры дел. Вариант движения документации по подразделениям негосударственного образовательного учреждения представлен на рисунке.

Схема движения документов в негосударственном образовательном учреждении

Помимо разработки номенклатуры дел бухгалтерии, в обязанности делопроизводственной группы входит и разработка графика документооборота. Примерная форма графика документооборота образовательного учреждения представлена в табл. 3.

График документооборота образовательного учреждения

В системе бухгалтерского учета содержится требование утвердить в учетной политике порядок проведения инвентаризации. Инвентаризации подлежат все имущество и виды финансовых обязательств, в том числе дебиторская задолженность.

Основной составляющей дебиторской задолженности негосударственного образовательного учреждения являются долги студентов, слушателей, учащихся за полученные образовательные услуги. Можно выделить основные причины расхождения фактического наличия обязательств с их данными в бухгалтерском учете:

  • начисление задолженности после отчисления студента;
  • отсутствие начислений в период, следующий после восстановления студента;
  • начисление задолженности в период академического отпуска студента;
  • дублирование начислений в период, предшествующий академическому отпуску, и в период, следующий после академического отпуска;
  • дублирование начислений в период, предшествующий отчислению студента, и в период, следующий после восстановления студента.

Подводя итоги, можно отметить, что организация и порядок ведения бухгалтерского учета в негосударственных образовательных учреждениях имеют свою специфику. Особенность организации учета вызвана особенностями документов, отражающих наступление момента обучения, период обучения и окончания обучения по различным причинам (завершение процесса обучения, отчисление на определенном этапе обучения). Длительный период обучения обязывает учреждение организовать учет расчетов на протяжении всего курса обучения. Поэтому организационно-технические элементы учетной политики играют важную роль в организации эффективного управления образовательным учреждением.

Это интересно:  Должности в овд подразделяются на

Образование

В данном разделе рассмотрены эффективные способы организации документооборота, предоставление дельных рекомендаций относительно анализа, внутреннего аудита затрат и учета внебюджетной деятельности образовательных организаций. Статьи посвящены налогообложению прибыли некоммерческих учреждений и основным вопросам учета в образовательных учреждениях. Автор рубрики Елена Кравченко.

Важное в Мае

© 2011–2019 ООО «Актион группа Главбух»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Бухгалтерское обслуживание организаций и предпринимателей

Бухгалтерские услуги

Бухгалтерское обслуживание

Услуги профессиональных бухгалтеров

Юридические услуги

Юридическое сопровождение

Создание и регистрация фирм

Ликвидация

Дополнительные услуги

Специализация Бэк-Офиса

Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях

Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях

Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях позволяет создать достоверную информацию о текущих активах и обязательствах данного учреждения, а также о всем наличествующем имуществе и финансовых результатах. Эти данные нужны руководителю учреждения, собственникам, учредителям и возможным инвесторам.

Ведение бухучета образовательного учреждения дает полный контроль над исполняемыми доходами и расходами, приводит их в соответствие с законодательными актами Российской Федерации и позволяет выявить дополнительные резервы финансовой устойчивости и предотвратить появление негативных результатов.

Организация бухучета в образовательном учреждении.

Главное ответственное лицо в образовательном учреждении – его руководитель. Причем неважно, кто занимается конкретно бухучетом, несет ответственность все равно директор, что регулирует Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Данный закон подразумевает, что руководитель образовательного учреждения несет полную ответственность за соблюдением законодательных норм при исполнении всех хозяйственных операций, оформлением их на бумаге, а теперь уже и в компьютере. Также директор отвечает за своевременную сдачу документации в контролирующие органы.

Закон позволяет руководителю лично вести документацию, но на практике этого никто не делает – у директора детского сада или школы хватает других забот. Поэтому перед руководством учреждения два пути: ввести в штат бухгалтера или бухгалтерскую службу; заключить договор с централизованной бухгалтерией (ЦБ), полностью отдав ей ведение бухучета.

Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях

Второй путь кажется более приемлемым – ЦБ будет вести все документы, там работают профессионалы, которые в курсе всех вносимых законами изменений и т.д. Но есть и недостатки такого удаленного бухучета. Обычно ЦБ располагается вдалеке от образовательного учреждения, у ее сотрудников в ведении много других бюджетных организаций, и добиться быстрой консультации с бухгалтерами проблематично, несмотря на их высокую квалификацию. Поэтому бывает, что неправильно оформленные документы, присланные из ведомого учреждения, отправляются назад без объяснения причин – бухгалтеру просто некогда, а на месте предстоит непростое выяснение причин отказа.

В идеале, сотрудник ЦБ должен на месте проводить консультации и разъяснительную работу с примерами, как правильно заполнять документацию, но все упирается в занятость бухгалтера ЦБ и редкие посещения подопечных.

Гораздо удобнее для руководителя и всех специалистов образовательного учреждения ввести в штат одного бухгалтера или бухгалтерского отдела, в зависимости от объемов отчетности. Бухгалтерский отдел чаще всего состоит из двух сотрудников, из которых один – главный бухгалтер, второй – бухгалтер-кассир.

Так как все документы формируются в учреждении, облегчается контроль над всеми оказанными услугами, и директору проще проследить за тем, что формирует расходную часть.

Введение в штат бухгалтера или бухгалтерского отдела позволяет руководителю образовательного заведения спокойно «пережить» проверку КРУ.

Статья написана по материалам сайтов: wiseeconomist.ru, www.budgetnik.ru, back-office.su.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector