Что означает в орд принцип законности

юридические науки

  • Асяева Маргарита Викторовна , cтудент
  • Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
  • СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНЫХ И НЕГЛАСНЫХ МЕТОДОВ
  • КОНСПИРАЦИЯ
  • ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ПРИНЦИП

Похожие материалы

Специальные (отраслевые) принципы – это принципы, присущие конкретной отрасли права, деятельности.

Специальные принципы оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) закреплены в статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», и определяются как принцип конспирации и принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.

Принцип конспирации. Конспирация (от лат. Conspiratio – заговор) – это предъявляемая законодателем система требований и условий их реализации, направленных на сохранение в тайне информации об ОРД, выход из владения оперативно-розыскным органом, который может нанести ущерб этой деятельности и ее участникам.

Применительно к ОРД, конспирация как принцип заключается в осуществлении оперативно-розыскной деятельности таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц тактику, формы, методы, силы и средства подготовки и совершения оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ). Думается, что, прежде всего это нужно для того, чтобы избежать необоснованной и преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой первичной информации.

Следует также отметить, что данный принцип лучше других отражает разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, и отличает ее от других государственно — правовых форм борьбы с преступностью.

Необходимость сохранения информации об ОРД от других лиц обусловлена определенными факторами.

Одним из факторов является потребность государства в принятии адекватных мер борьбы с преступностью, в частности с преступлениями, которые готовятся и совершаются в условиях неочевидности, чтобы избежать уголовной ответственности.

Второй фактор был затронут выше, это то, что конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой информации.

И еще одним фактором является то, что порой сохранение тайны является непременным условием оказания гражданами содействия в раскрытии преступлений, поимки преступников, а также гарантией защиты их прав и свобод, так как ОРД осуществляется в тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан.

Принцип конспирации означает установление особого порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно — розыскной информации, а также обязательных правил обращения с оперативно — служебными документами. Порядок и правила конспирации предусмотрены ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Так, ст. 5 указанного Закона ограничивает представление сведений о лице, являвшемся объектом ОРД, пределами, допускаемыми требованиями конспирации. Исходя из смысла ст. 9 и ч. 5, 7, 8, 9 ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» можно сказать, что введено ограничение для судей в праве получения сведений о лицах, оказывающих содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе, а также требование по созданию условий по защите сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно-служебных документах. Также, например, в ч. 4 ст. 5 Федерального Закона «Об ОРД» содержится ограничение пределов предоставления собранных сведений по требованию реабилитированного лица на основании; а п. 4 ст. 15 закона обязывает использование документов, зашифровывающих личность и ведомственную принадлежность предприятий, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие и многое другое.

Данный принцип также означает, что:

  • предание гласности сведений о конкретных лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о конкретных лицах, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их письменного согласия и в случаях, предусмотренных оперативно-розыскным законодательством;
  • судебное решение и постановление прокурора на право осуществления оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, могут быть представлены судье, следователю, органу дознания и другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке и в случаях, установленных оперативно-розыскным законодательством.

Игнорирование принципа конспирации, с одной стороны, приводит к тому, что ОРД теряет свою результативность, а с другой — уравнивает ее с точки зрения возможностей с иными видами правоохранительной деятельности.

Организация оперативно-розыскной деятельности на основе этого принципа является крайней мерой со стороны общества и государства, вынужденных защищать своих граждан от преступной деятельности. Прежде всего, такой, которая протекает в условиях не очевидности, с различными ухищрениями со стороны лиц, совершающих преступления, пытающихся скрыть свою криминальную деятельность.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. Большое значение в ОРД имеет сочетание гласных и негласных методов и средств, обеспечивающих тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений.

Предотвращение и раскрытие преступлений, розыск преступников и без вести пропавших обеспечиваются оперативными аппаратами, главным образом благодаря применению негласных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью гласных приемов и подкреплять официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств.

Сочетанием гласных и негласных средств и методов обеспечиваются результативность ОРД, конспирация, зашифровка негласных источников информации, проверка достоверности полученной оперативной информации, правильность принимаемых решений, обоснованность выдвигаемых версий и др.

Данный принцип содержит основополагающие идеи, закрепленные в юридических нормах, регулирующих отношения по предоставлению результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следствию, прокурору и в суд. Правовую основу названного принципа составляют ст. 11 Федерального закона «Об ОРД» и Инструкция «О предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следствия, прокурору и в суд».

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств нашел отражение в п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об ОРД», закрепившем право оперативных подразделений проводить ОРМ как гласно, так и негласно.

На мой взгляд, негласные меры наиболее эффективны для получения информации об условиях, способствующих совершению преступлений, о лицах, склонных к противоправным деяниям. Негласные меры интенсивно используются в процессе всего конфиденциального сотрудничества граждан с оперативными сотрудниками. Применение же гласных мер более результативно при изучении жалоб, заявлений граждан, открытых источников информации, при проведении профилактики.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Принципы оперативно-розыскной деятельности

Понятие изначение принципов оперативно-розыскной деятельности

В статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что «оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств».

Прежде чем анализировать содержание данной статьи, необходимо уяснить сущность такого понятия, как принцип. В любой научной дисциплине и теории имеется ряд основополагающих положений, которые и определяют всю систему теоретических знаний и выработанных в соответствии с ними рекомендаций для практических подразделений. Указанные принципиальные подходы к разработке теории любой научной дисциплины, в том числе и оперативно-розыскной деятельности, должны вырабатываться и определяться на основе:

  • выявления и максимального учета закономерностей общественных процессов, изучаемых данной наукой. Применительно к оперативно-розыскной деятельности это основные тенденции в состоянии преступности, а также закономерности совершенствования системы государственных мер по ее сдерживанию;
  • комплексного подхода к совершенствованию действующей в стране правовой основы решения общенациональных задач развития политической, социальной и экономической сферы государства и общества;
  • выработанной практикой методологии решения конкретных задач борьбы с преступностью, а также общепризнанных, апробированных и узаконенных единых правил использования оперативно-розыскных сил и средств в борьбе с преступностью.

Выработка системы принципов в оперативно-розыскной деятельности играет важную роль в развитии теории оперативнорозыскной деятельности и совершенствовании ее практического использования в борьбе с преступностью. Значение принципов оперативно-розыскной деятельности можно выразить в следующих основных положениях: принципы оперативно-розыскной деятельности позволяют выработать единый подход для всех правоохранительных органов по использованию разрешенных законом сил и средств, методов в укреплении общественного порядка; с помощью принципов оперативно-розыскной деятельности определяются единые подходы к разработке основных положений теории оперативно-розыскной деятельности, намечаются перспективные пути ее развития; в случае резких изменений в оперативной обстановке, возникновения более сложных задач по укреплению правопорядка, вызывающих необходимость выработки новых форм использования оперативно-розыскной деятельности, именно наличие четко определенных принципов позволяет наметить наиболее эффективные меры по совершенствованию деятельности оперативных органов; с учетом возникновения новых задач постоянно совершенствуется правовая основа оперативно-розыскной деятельности. Особенно ярко это выражается при издании новых ведомственных нормативных актов. Разработанные и общепризнанные принципы требуют обязательного их учета при подготовке законов и иных нормативных актов. Это позволяет обеспечить преемственность и исключает внесение в нормативные акты противоправных, противоречащих федеральному законодательству положений; существование принципов оперативно-розыскной деятельности позволяет найти оптимальное сочетание эффективности оперативно-розыскных мер и максимального соблюдения в процессе их проведения прав и свобод граждан.

Это интересно:  Ндс при упрощенной системе налогообложения смета

На основании изложенного можно сформулировать следующее определение.

¦ Принципы оперативно-розыскной деятельности — это выработанные практикой и закрепленные в нормативных актах общие, О основополагающие правила осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях эффективной борьбы с преступностью при четких гарантиях соблюдения законности и максимального обеспечения прав и свобод граждан.

Система и содержание принципов оперативно-розыскной деятельности

Важное значение для осмысления и использования принципов оперативно-розыскной деятельности в практике борьбы с преступностью имеет правильный подход к определению их системы и классификации. Прежде всего необходимо разделить принципы оперативно-розыскной деятельности: на предусмотренные в статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»; содержащиеся в ведомственных и иных нормативных актах.

В любом случае принципы, содержащиеся в обеих указанных группах, апробированы, нашли весомое подтверждение своей эффективности на практике и обусловили необходимость неукоснительного их соблюдения.

Как уже отмечалось в методических рекомендациях к данной лекции, в научной и учебной литературе различными авторами указывается и анализируется значительное количество принципов оперативно-розыскной деятельности. Такое многообразие вполне оправданно, поскольку соблюдение определенных, выработанных теорией и практикой правил безусловно способствует повышению эффективности осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Следует отметить, что в систему принципов оперативно-розыскной деятельности часто включаются общенаучные принципы, относящиеся практически ко всем сферам общественной деятельности человека. Сюда относятся: гласность; подконтрольность и поднадзорность; комплексный подход к использованию сил и средств при решении основных задач; прогнозирование; научный подход к анализу и выработке решений. Естественно, что все перечисленные элементы управления находят свое постоянное применение и в такой области человеческой деятельности, как борьба с преступностью, в том числе и с использованием оперативно-розыскных средств и методов. Без такого общенаучного подхода невозможно организовать и эффективно осуществлять руководство и управление оперативными органами.

Ко второй многочисленной категории принципов оперативно-розыскной деятельности следует отнести общеправовые (см. блок 2 схемы 11). И прежде всего — провозглашенный в Конституции Российской Федерации и указанный в статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» принцип законности. В части 2 ст. 15 Конституции провозглашено: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Иными словами, неукоснительное соблюдение действующих в стране законов является обязательным для всех граждан, органов местного самоуправления и государственных органов. Поскольку оперативно-розыскные подразделения являются частью государственных органов, то четкое соблюдение всех действующих правовых норм следует отнести к неотъемлемым принципам, которыми они должны руководствоваться. В то же время общеобязательный конституционный принцип законности применительно к оперативно-розыскной деятельности имеет свои особенности, связанные со спецификой ее осуществления. Прежде всего должен приниматься во внимание негласный (секретный) характер оперативно-розыскной деятельности, которая в значительной степени носит разведывательный характер и протекает, как правило, втайне не только от лиц, виновных в совершении преступлений, но и от их окружения, а также от законопослушных граждан. При этом оперативный сотрудник, нередко находясь в условиях дефицита времени, имеет право на принятие самостоятельного решения и осуществление мер, необходимых для срочного решения задач по борьбе с преступностью. В таких ситуациях, когда деятельность сотрудника оперативного органа практически бесконтрольна, появляются реальные возможности отступления от закона, его прямого нарушения ради достижения успеха в предотвращении, раскрытии преступления. На практике оперативные сотрудники в случае предъявления им обвинения в нарушении законности всегда оправдывают свои неправомерные действия стремлением восстановить справедливость и покарать преступника любой ценой, даже поступив вопреки установленным правовым нормам.

Вместе с тем подобные отступления от закона в процессе оперативно-розыскной деятельности зачастую не только нарушают права и свободы граждан, но и приводят к совершению серьезных ошибок, осуждению невиновного либо, наоборот, к утрате доказательств, признанию их недопустимыми из-за совершенных сотрудником отступлений от закона.

Таким образом, говоря о законности оперативно-розыскной деятельности, мы в первую очередь имеем в виду неукоснительное соблюдение в процессе оперативно-розыскной деятельности требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», других законов и подзаконных нормативных актов, в том числе ведомствен

ных инструкций, четко регламентирующих основания, условия и порядок проведения гласных и негласных оперативных мероприятий.

Как уже говорилось, в научной литературе часто в качестве самостоятельных указываются и другие принципы:

а) всесторонность, объективность;

б) гуманизм и соразмерность прилагаемых оперативных мер;

г) демократизм или равенство всех перед законом.

По нашему мнению, перечисленные и, безусловно, важные требования к проведению оперативно-розыскной деятельности являются лишь необходимым условием соблюдения законности. Так, всесторонность и объективность осуществления оперативно-розыскных мероприятий, а также оценки полученных результатов и их использования в установлении истины при решении задач борьбы с преступностью направлены на обеспечение режима соблюдения законности.

Требование соразмерности принимаемых оперативно-розыскных мер характеру и системе сложности и общественной опасности возникающих задач по укреплению правопорядка не дает возможности нарушать законные права граждан и прибегать к негласным мерам по тем делам, по которым такой необходимости нет.

Внепартийность исключает случаи использования оперативно-розыскной деятельности в интересах каких-либо партий по идеологическим мотивам и, следовательно, направлена на четкое соблюдение требований статьи 13 Конституции Российской Федерации о политическом многообразии, многопартийности и запрете устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной.

Демократизм, или, иными словами, равенство всех граждан России перед законом и судом, провозглашенное в статье 19 Конституции Российской Федерации в качестве необходимого условия соблюдения законности в процессе оперативно-розыскной деятельности, требует применения эффективных мер по изобличению лиц, виновных в преступлениях, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других указанных в этой статье обстоятельств.

Все рассмотренные нами требования к осуществлению оперативно-розыскной деятельности напрямую связаны с неукоснительным выполнением требований Конституции Российской Федерации и направлены в конечном счете на обеспечение соблюдения законности. В силу этого обстоятельства мы их рассматриваем в данной лекции не в качестве самостоятельных принципов, а в качестве необходимых условий осуществления оперативно-розыскной деятельности в соответствии с содержащимися в правовых актах нормами (см. блок 3 схемы 11).

В то же время в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 3) в качестве самостоятельного принципа указано уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Безусловно, и данный принцип напрямую связан с необходимостью соблюдения законности в процессе оперативно-розыскной деятельности, поскольку обозначенные требования провозглашены в ряде статей Конституции Российской Федерации (ст. 17—25, 27—30, 35 и др.).

В то же время рассмотрение требования уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина в качестве самостоятельного принципа вполне оправданно в силу следующих обстоятельств. Соблюдение прав и свобод граждан по своему содержанию гораздо шире и выходит за рамки требования неукоснительно выполнять требования законов и иных нормативных правовых актов. К сожалению, в теории и на практике, когда речь заходит о соблюдении прав и свобод граждан, под этим требованием понимается лишь исключение случаев их нарушения. Вместе с тем в данное понятие должно включаться и осуществление всех разрешенных законом мер по эффективной защите прав и свобод граждан от преступных посягательств. Иными словами, если оперативные подразделения не принимают должных мер к предупреждению и раскрытию преступлений, то подобные факты должны рассматриваться как одно из серьезных нарушений прав и свобод граждан. Осуществление оперативно-розыскной деятельности во многих случаях напрямую затрагивает соблюдение основных конституционных прав граждан. Это порождает у части населения ошибочное представление о ее неправомерности. Вместе с тем в статьях 22—25 Конституции Российской Федерации, провозглашающих право человека на неприкосновенность личности и ее достоинства, частной жизни, жилища, четко указано, что ограничения этого права допускаются на основании судебного решения. Именно поэтому ряд оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением прав и свобод граждан, осуществляется лишь с санкции суда.

В то же время необходимо иметь в виду, что законодатель требует соблюдения прав и свобод не только законопослушных граждан, но и лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступлений. Так, запрещены в оперативно-розыскной деятельности средства и методы, создающие угрозу жизни и здоровью граждан. Важным условием соблюдения прав и свобод граждан является ограничение круга подразделений, уполномоченных законом на осуществление оперативно-розыскной деятельности (ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), а также установление исчерпывающего перечня разрешаемых оперативных мероприятий (ст. 6 названного Закона)[4].

Таким образом, конституционные принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина являются основополагающими в оперативно-розыскной деятельности.

В общей системе принципов оперативно-розыскной деятельности важное место занимают так называемые специальные принципы, характерные именно для этого вида правоохранительной деятельности. В качестве одного из таких принципов в статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указана конспирация. Обязательность соблюдения этого принципа неизбежно вытекает из разведывательного характера оперативно-розыскной деятельности, а также использования в процессе ее осуществления негласных сил, средств и методов. Требование соблюдения конспирации обусловлено объективной необходимостью. Прежде всего следует отметить, что преступники, стремясь уйти от ответственности, готовят и совершают правонарушения втайне не только от правоохранительных органов, но и от окружающих лиц. Естественно, что оперативные органы должны им противопоставить эффективные меры, способные своевременно выявлять факты, свидетельствующие о преступной деятельности. Причем эффективность применяемых оперативных мер в решающей степени зависит от соблюдения конспирации, поскольку в случае их расшифровки преступники будут иметь возможность избежать наказания, уничтожив улики или воздействовав на свидетелей.

Это интересно:  Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени

Более того, расшифровка проводимых оперативных мероприятий может привести к гибели свидетелей или иных лиц, содействующих оперативно-розыскной деятельности, а также самих оперативных сотрудников. В теории и среди практических работников существуют различные точки зрения на правила и пределы соблюдения этого важнейшего принципа. С появлением открытого федерального законодательства, определяющего сущность и основные элементы оперативно-розыскной деятельности, многие сведения, ранее сохраняемые в тайне, стали доступными для всех граждан. Вместе с тем анализ содержания данного нормативного правового акта позволяет сделать вывод, что в нем лишь даны названия оперативных мер, применяемых в борьбе с преступностью, а также указано на возможность использования в этой борьбе помощи граждан, в том числе и на конфиденциальной основе. Подобная легализация оперативных мер вполне оправданна. Тем более что граждане, читая детективы и смотря бесчисленные телесериалы, получают в достаточно полном объеме информацию о силах, средствах, методах работы оперативных органов.

Однако в открытых для населения нормативных актах ни в коем случае не должна расшифровываться тактика проведения отдельных мероприятий, а также технические и иные средства, созданные специально для обеспечения эффективности оперативно-розыскной деятельности. И все же в теории и среди практических работников постоянно ведутся дискуссии о пределах ознакомления населения с возможностями оперативных органов. На наш взгляд, есть всеобъемлющая формула, позволяющая найти правильный подход к решению данной проблемы в любых возникающих ситуациях.

Сущность принципа конспирации оперативно-розыскной деятельности состоит не в том, чтобы население не было информировано о том, какими возможностями обладают оперативные органы по борьбе с преступностью, а в том, чтобы конкретное подозреваемое лицо не знало, что в данный момент в отношении его применяются дозволенные законом оперативно-розыскные силы, средства и методы.

Таким образом, именно проведение оперативно-розыскных мероприятий скрытно, втайне от виновных в преступной деятельности лиц, и обеспечивает их эффективность.

Другим важным специальным принципом, указанным в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», является сочетание гласных и негласных методов работы и средств (см. блок 3 схемы 11). Данный принцип заложен в самом определении понятия «оперативно-розыскная деятельность». Здесь лишь следует еще раз подчеркнуть, что оперативные сотрудники наравне с негласной разведывательной деятельностью имеют право как представители государственных правоохранительных органов осуществлять и гласные мероприятия. Кроме того, реализовать результаты оперативно-розыскной деятельности можно в большинстве случаев лишь официальным гласным путем, в частности в рамках уголовного процесса. Так, нередко решение о возбуждении уголовного дела принимается на основе данных, полученных оперативными органами. Конечно, в тех случаях, когда проверена их достоверность и в действиях подозреваемых лиц имеется состав преступления.

Сбор доказательств вины подозреваемых лиц зачастую невозможен без осуществления оперативных мероприятий, направленных на их поиск и представление в распоряжение следствия. В то же время следует отметить, что для использования собранных оперативным путем материалов в уголовном процессе необходимо, чтобы следователь оформил их в качестве доказательств в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, результаты негласных разведывательных мероприятий в рамках уголовного процесса реализуются исключительно гласным путем.

Однако официальная, гласная реализация негласно полученных данных нередко имеет место и вне рамок уголовного процесса. Например, при предупреждении замышляемых преступлений либо проведении общей и индивидуальной профилактики.

В любом случае при реализации результатов негласной деятельности в рамках проведения гласных мероприятий необходимо соблюдать правила конспирации и принимать все меры, необходимые для зашифровки конфиденциальных сил, средств и методов, используемых в борьбе с преступностью.

На наш взгляд, в группу специальных принципов следует включить еще один, не указанный в статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Это принцип оперативности и наступательности. Данное предложение обусловлено тем, что сама сущность оперативно-розыскной деятельности обусловливает необходимость признать ее активный упреждающий характер.

Одной из основных задач оперативно-розыскной деятельности является разведка, поиск, выявление информации. А решение такой задачи невозможно без наступательности, активного поиска информации.

Кроме того, когда необходимые сведения получены, оперативные органы должны не просто зафиксировать информацию, а провести комплекс мероприятий по упреждению действий преступников в целях предотвращения, раскрытия преступлений и решения иных задач по укреплению общественного порядка. В любом случае сотрудники оперативных органов не должны ждать, когда к ним придут с заявлением о противоправной деятельности. Таким образом, активность и наступательность являются сутью оперативно-розыскной деятельности и потому должны рассматриваться в качестве самостоятельного специального принципа.

Завершая рассмотрение вопроса о системе принципов оперативно-розыскной деятельности, следует отметить следующее. Несмотря на то что эти принципы отличны по содержанию и проявляются на практике в многообразных формах, между ними имеется тесная взаимосвязь. И эффективность оперативно-розыскной деятельности может быть обеспечена лишь на основе комплексного соблюдения всех рассмотренных принципов, без всякого изъятия. Пренебрежение хотя бы одним из них приводит к неудачам в борьбе с преступностью либо к нарушениям прав и свобод человека. И то, и другое недопустимо. Именно данным обстоятельством и определяется важность точного уяснения смысла и содержания принципов, необходимости их неукоснительного соблюдения в практической деятельности.

Вопрос 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Принципы ОРД — это руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительна сущности, цели, задач, и процедур осуществления ОРД.

Конституционный принцип законности непосредственно указам в ст. 3 ФЗ об ОРД и находит преломление в ОРД в том, что эта деятельность проводится исключительно субъектами, уполномоченными на то ФЗ об ОРД, УПК, УИК, ФЗ об органах ФСБ России, Законом о милиции и другими законами; никакие события и ничьи деяния не могут стать

объектом сыска, а также никто не может подвергаться воздействию сыскных средств, методов и действий иначе как по решению оперативника (следователя и др.), принятому в соответствии с оперативно-розыскным законодательством; недопустимо в работе оперативных подразделений и оперативников нарушать требования и предписания, закрепленные в действующих законодательных и ведомственных нормативных правовых актах, которыми они руководствуются при осуществлении ОРМ (в частности, возможность ограничения конституционных прав человека и гражданина лицами, участвующими в ОРД, исключительно по основаниям, указанным в ФЗ об ОРД); необходимо выявлять, пресекать и устранять такие нарушения, а также устанавливать причины и условия, им способствующие, привлекать к ответственности должностных и иных лиц, виновных в нарушении законности, разрабатывать и принимать меры, направленные на устранение причин и условии нарушения законности; ответственность в случае нарушения законности неотвратима, и др.

Законность в ОРД гарантируется проведением вневедомственного контроля, включая судебный, а также осуществлением прокурорского надзора.

Принцип гуманизма. В ОРД принцип гуманизма — один из присущих данной деятельности общеправовых принципов, вытекающий из оперативно-розыскной практики и содержания норм законодательства в области ОРД. Он отражает всего несколько сторон гуманизма в праве: уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина (см. ст. 3, 5; ч. 2 и 4 ст. 8; ч. 3 ст. 10; п. 1 ч. 1 ст. 14 ФЗ об ОРД), предупредительный характер ОРД (см. ст. 2, ч. 1 ст. 10 ФЗ об ОРД), осуществление ОРМ в исключительных случаях, т.е. тогда, когда иными мерами невозможна или объективно затруднена защита охраняемых интересов от преступных посягательств (см. ст. 3 и 4 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Принцип равенства прав человека и гражданина перед законом в ОРД закреплен в ФЗ об ОРД в виде положения о равенстве всех граждан перед оперативно-розыскным законом вне зависимости от гражданства, национальности, пола, места жительства, имущественного, должностного и социального положения и др. (см. ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ОРД. На этот принцип законодатель указал особо. Кроме его упоминания в ст. 3 ФЗ об ОРД он конкретизирован в предписаниях ст. 5 «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности». В частности Законом гарантируется следующее:

лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий оперативно-розыскной орган, прокурору или в суд;

лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т.е. в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления, или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении него ОРМ и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации (в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны);

Это интересно:  Соглашение о переводе долга между юридическими лицами

оперативно-розыскной орган (ОРО) обязан, предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю (за исключением сведении о лицах, внедренных в ОПГ, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе).

Принцип оперативности (наступательности) выработан оперативно-розыскной практикой и вытекает из содержания норм законодательства в области ОРД (см., например, ст.1, абз. 1 ст. 2, п.1 ст. 14 ФЗ об ОРД). Под оперативностью понимается

система характеризующих ОРД качеств, в которую входят быстрота и непрерывность ОРД, активность ее участников, согласованность и массированность привлекаемых сил и средств.

Оперативность состоит в том, что оперативники и иные должностные лица в ОРД обязаны (в пределах своей компетенции): проводить действенную работу по предупреждению совершения преступлении; проявлять инициативу в их обнаружении; своевременно и обоснованно заводить дела оперативного учета; предпринимать все предусмотренные оперативно-розыскным законом действия для установления лиц, намеревающихся совершить или совершивших преступление, с целью создания условий для последующего неотвратимого применения к ним мер, предусмотренных УПК, а также выяснять причины совершения преступлении и условия, способствовавшие и способствующие их совершению.

Принцип привлечения конфидентов к ОРД отражает один из ее сущностных аспектов (см., например, ст. 1, п. 2 ч. I ст. 15, ст. 17 и 18 ФЗ об ОРД).

Конфидент — обобщенное название категории физических лиц, участников ОРД (агенты, штатные негласные сотрудники оперативно-розыскных органов и др.), которые вступили на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством в области ОРД, в отношения тайного сотрудничества с оперативно-розыскным органом в лице его представителя — оперативника, выступающего от имени и по поручению России, для оказания ему содействия в решении конкретных задач ОРД.

Без использования в ОРД конфидентов она как таковая перестанет существовать и воплотится в иной вид социально полезной юридической деятельности (прежде всего, в уголовно-процессуальную). ОРО и оперативники в достижении целей ОРД опираются на конфиденциальное содействие отдельных лиц (см. ст. 17 ФЗ об ОРД).

Важнейшим профессиональным принципом ОРД, отражающим ее предупредительно-поисковую направленность и особенности ее осуществления при решении задач защиты от преступных посягательств, является принцип конспирации.

Объективная необходимость соблюдения конспирации в ОРД обусловлена тайным, замаскированным способом подготовки, совершения и сокрытия ряда умышленных преступлений, криминальным противодействием организованных преступных групп (ОПГ) и противодействием организованных преступных сообществ (ОПС) правоохранительным мерам государства и необходимостью в связи с этим надежного обеспечения безопасности субъектов ОРД, потребностью неразглашения поступивших в ходе осуществления ОРМ сведений, затрагивающих честь, достоинство и репутацию граждан.

Надлежащая конспирация в ОРД обеспечивается:

нормативным регулированием правил конспирации, обеспечивающих оптимальные условия осуществления агентурно-оперативной работы, четко контролируемую процедуру получения первичной негласной информации, ее хранения, анализа и практического использования, допуска сотрудников к участию в ОРД или доступа к материалам, полученным в результате ее осуществления;

оптимизацией организационно-структурного и функционального построения ОРО, создающих благоприятные условия для формирования и использования негласного аппарата на всех этапах агентурной работы при условии максимального сокращения звеньев приема-передачи оперативной информации и круга лиц, имеющих к ней доступ;

разработкой правил информационного взаимодействия отраслевых оперативных подразделений с оперативно-поисковыми и оперативно-техническими подразделениями внутри субъектов ОРД и между ОРО, обеспечивающими конспиративность негласных источников информации и скрытость осуществления совместных либо согласованных ОРМ;

установлением и поддержанием должного режима функционирования оперативно-розыскных, информационных, статистических, учетно-финансовых и иных

подразделений, работающих с закрытой информацией, имеющею целью создание условий, исключающих криминальное проникновение к банкам оперативной информации или ее утечку;

научно-методической разработкой вопросов организации и тактики проведения ОРМ, требующих обеспечения их конспирации в соответствии с оперативно-розыскным законодательством;

профессиональным обучением и воспитанием кадров руководящего и оперативного состава ОРО правилам и тактическим приемам конспирации, выявления и локализации проводимых преступниками контрагентурных и иных мер криминального противодействия.

Принцип вневедомственного (внешнего) контроля. Он реализуется, прежде всего, в предписаниях ст. 20 и 21 ФЗ об ОРД. Согласно этому принципу ОРД не может и не должна протекать вне контроля общества, вне контроля всех ветвей власти.

Принцип соразмерности оперативно-розыскного реагирования означает, что: а) ОРД- вынужденное средство, применяемое согласно воле законодателя для защиты от преступных посягательств. Поэтому ОРМ целесообразны только в том случае, когда иные законные меры исчерпаны или они недейственны для обеспечения безопасности охраняемых объектов; б) характер ОРМ должен соответствовать характеру и степени общественной опасности деяния, по которому оно проводится. С учетом этого принципа все ОРМ классифицируют на три категории. Причем некоторые из них допустимо проводить для обнаружения не всех преступлений, а исключительно тяжких -оперативный эксперимент, другие — не ограничивая конституционные права граждан, и т.п.

Этот принцип ОРД вытекает из конституционного предписания, согласно Которому права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо к целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. ч. 3 ст. 55 Конституции).

преподаватель кафедры ОРОиК в УИС

майор внутренней службы _______________________________ Н.Ю. Аверкин

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Принципы оперативно-розыскной деятельности

Под принципами данной деятельности (от лат. Principium — начало, основа) понимаются руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные оперативно-розыскной практикой, которые закреплены в нормах законодательных и иных нормативных актов, регулирующих общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, и которые отражают политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Ученые высказывают различные взгляды на систему принципов оперативно-розыскной деятельности. В частности, В. К. Сурков полагает, что такая система состоит из двух подсистем: 1) общеправовых принципов; 2) положений, которые указывают на специфическую правовую природу оперативно-розыскной деятельности как вида правоохранительной деятельности.

В науке о праве принципы классифицируют на общеправовые, межотраслевые и отраслевые (специальные). Данное положение относится и к принципам оперативно-розыскной деятельности, рассматриваемой нами как разновидность юридической деятельности.

В данной деятельности преломляются общие (общеправовые) и межотраслевые принципы. Это такие, как законность, гуманизм, равенство граждан перед законом и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Среди межотраслевых принципов назовем такие, как конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, осуществление оперативно-розыскной деятельности только субъектами, уполномоченными на то законом. Вместе с тем, оперативно-розыскную деятельность характеризуют и специальные (отраслевые и внутриотраслевые) принципы (оперативность, применение конфидентов, всесторонность, полнота и объективность производства дела оперативного учета).

В ст. 3 ФЗ «Об ОРД» названы четыре принципа оперативно-розыскной деятельности: конституционные принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Однако, в науке о праве известно, что принципы существуют независимо от способа отражения их в законодательных актах. Анализируя текст ФЗ «Об ОРД», можно прийти к выводу, что в данном случае законодатель избрал так называемый смешанный вариант. Это означает, что только часть принципов оперативно-розыскной деятельности указана им непосредственно в ст. 3. Остальные принципы, выработанные оперативно-розыскной практикой, вытекают из содержания норм ФЗ «Об ОРД», других законодательных и некоторых подзаконных нормативных правовых актов в области регулирования оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, систему принципов оперативно-розыскной деятельности в зависимости от второго критерия образуют следующие:

  • а) принципы, непосредственно перечисленные в ст. 3 ФЗ «Об ОРД». Это два, общеправовых (законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина) и два межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств);
  • б) принципы, наличие которых в оперативно-розыскной деятельности вытекает из содержания правовых норм, частично изложенных в ФЗ «Об ОРД» и других законодательных и ведомственных нормативных правовых актах. В их число входят два общеправовых (гуманизм; равенство прав человека и гражданина перед законом), три межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств; осуществление оперативно-розыскной деятельности только уполномоченными на то законом субъектами) и три отраслевых (оперативность, или наступательность; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела оперативного учета; применение конфидентов).

Подчеркнем, что все принципы оперативно-розыскной деятельности самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому.

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, studopedia.ru, studwood.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector