Формы привлечения иностранных инвестиций

Читайте также:

  1. BI-платформы
  2. Cущность и формы предпринимательства
  3. I. Общие положения
  4. I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
  5. I. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
  6. I. Основные результаты и проблемы бюджетной политики
  7. II. ОСНОВНЫЕ ОТЧЕТНЫЕ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
  8. II. Основные параметры магнитного поля.
  9. II. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОЛИ.
  10. II. Основные цели бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу
  11. II. Основные цели и задачи
  12. II. Основные этапы и уровни развития современной экономики. Проблема периодизации истории экономики. Цикличность в экономическом развитии.

Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

Этот закон контролирует только ком.предприятия.

Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике РФ иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Форма осуществления ин.деят-ти:

— приобретение готового предприятия (совместное ),

— право пользования земельным участком,

Существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать:

1. Международную кооперацию производства , сопровождающая передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности.

2. Получение зарубежных кредитов.

3. Получение иностранного оборудования на основе лизинга.

4. Получение кредитов на компенсационной основе.

5. Привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвестором акций.

6. Создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу.

7. Сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица.

8. Привлечение иностранного капитала на основе концессий или договора о разделе продукции.

9. Создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.

Все приведенные формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратегический характер. Они способны при правильной постановке дела помочь России в решении проблем структурных отраслевых и межотраслевых изменений экономики страны с меньшими инвестиционными (особенно инвалютными) затратами, в значительно более короткие сроки, чем это удалось бы сделать, опираясь только на финансовые ресурсы страны ( в целом ряде случаев такая возможность в ближайшее время практически исключена). Они могут содействовать ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими индустриальными странами.

Усматривая в этих формах сотрудничества позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему российской экономики, необходимо подчеркнуть, что все они, долгосрочные акции, подвержены воздействию инфляции политической неустойчивости и экономической дезорганизации в большей мере, чем одномоментные торговые, биржевые и иные текущие операции.

Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет российским компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффектным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например при передаче иностранному партнерству пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и «ноу-хау» на новую технологию, при создании совместного производства и т.д.

Лекция 19. Налоги и платежи при использовании закона «О соглашениях о разделе продукции».

Статья 13. Налоги и платежи при выполнении соглашения (в ред. Федерального закона от 06.06.2003 N 65-ФЗ)

1. При выполнении соглашения применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах.

2. При выполнении соглашения инвестор уплачивает:

— разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в соглашении и лицензии (бонусы),

— плату за геологическую информацию о недрах,

— ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна, уплачиваемые в порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации на дату подписания соглашения,

— сбор за участие в конкурсе (аукционе),

— сбор за выдачу лицензии,

— регулярные платежи за пользование недрами (роялти),

— компенсацию расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых,

— компенсацию ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности.

Суммы указанных платежей, а также сроки их уплаты определяются условиями соглашения.

При этом порядок определения сумм компенсации расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсации ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

На время действия соглашения инвестор освобождается от многочисленных налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей (за исключением обязательных платежей по социальному и медицинскому страхованию своих работников), но должен уплачивать два федеральных налога: налог на прибыль и роялти. Взимание всех остальных налогов и сборов заменяется соответствующим разделом продукции на условиях СРП.

Налог на прибыль уплачивается соответствующей долей продукции по ставке на дату подписания соглашения.

П.2.ст13. закона СРП устанавливает особенности уплаты налога на прибыль: объектом обложения является стоимость части прибыльной продукции, принадлежащей инвестору по условиям СРП, при этом из нее вычитается сумма платежей инвестора за пользование заемными средствами, его разовых платежей при пользовании недрами, а также сумма других не возмещаемых инвестору в соответствии с условиями соглашения затрат, состав и порядок учета которых при определении объема обложения налогом на прибыль устанавливаются СРП в соответствии с законодательством РФ.

Лекция 20. Лизинг как форма привлечения иностранных инвестиций в Россию (определение лизинга, виды и схема договорных отношений).

В соответствии с ФЗ «О лизинге» под лизингом понимается вид инвестиционной деят-ти по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физ. или юр.лицам за опред.плату, на опред.срок и на опред.условиях, обусловленных этим договором, с правом его выкупа.

Договор финансовой аренды (договор лизинга) – гражданско-правовой договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Лизинг как форма ресурсного обеспечения инв.проектов предполагает при их реализации использование материальных ресурсов – в первую очередь в виде технологического оборудования, являющегося собственностью лизинг.компаний или производителей этого оборудования. В результате использования такой формы ресурсного обеспечения снижается потребность в денеж.средствах на капитальные вложения и, кроме того, откладываются сроки оплаты приобретённого оборудования . В конечном счёте ускоряется реализация инв.проектов и увеличивается фин.отдача инвестиций (экономический смысл).

Не явл. предметом лизинга: земельные участки, природные ресурсы, имущество, запрещённое законом для свободного обращения или для кот. установлен особый порядок обращения.

Классическая схема лизинга предполагает наличие трех участников (в отличие от договора аренды, где участников два – арендодатель и арендатор). Участники лизинговых отношений – предприятие (производитель оборудования), арендодатель – лизинговая фирма (компания), арендатор (лизингополучатель). Помимо них в лизинговой сделке могут принимать участие банки (или другие кредитные учреждения), предоставляющие кредиты лизингодателю для приобретения оборудования; страховые компании, осуществляющие страхование имущества лизингодателя.

Это интересно:  Зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения

Лизинг имеет множество разновидностей и постоянно находится в развитии.

По виду имущества различают:

— лизинг движимого и недвижимого имущества,

— лизинг недвижимого имущество, бывшего в употреблении, и т.д.

По характеру лизинговых платежей различают:

— лизинг с денежным платежом,

— лизинг с компенсационным платежом (поставками продукции),

— лизинг со смешанным платежом.

По срокам лизинга различают:

— рейтинг – аренду на срок от нескольких дней до месяца;

— хайринг – аренду на срок от нескольких месяцев до года;

— собственно лизинг – аренду на срок от года до нескольких лет.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Привлечение иностранных инвестиций имеет каналы и формы при­влечения.

Иностранный капитал поступает по трем каналам:

Экспортные кредиты — инвестиционные и товарные;

Официальная помощь развитию — финансовая и техническая;

Инвестиции — прямые и портфельные.

Экспертные кредиты с условиями закупки товаров или услуг из страны-кредитора. Инвестиционные кредиты предоставляются с целью поставки технологии, оборудования и др., а товарный кредит — на усло­виях поставки готовых потребительских товаров,

Официальная помощь развитию предоставляется государству на межправительственном уровне. Здесь под технической помощью подра­зумевается предоставление услуг в самых различных сферах — обучение, консультации, покупка оборудования, используемого в обучении и ор­ганизации работ.

Инвестиции понимаются как приток иностранного капитала в эко­номику республики. Они имеют две формы — прямые и портфельные. Первые из них — это вкладывание иностранного капитала в экономику республики под собственный риск предпринимателя, а вторые — вкла­дывание финансовых средств в фиктивный капитал — акции и другие ценные бумаги.

Прямые инвестиции для принимающей страны имеют значительные преимущества по сравнению с другими формами. Во-первых, некото­рые их формы исключают возможность завоза принимающей стране устаревших технологии и техники; во-вторых, они не связаны с обра­зованием и наращиванием внешних долгов страны; в-третьих, они главным образом направляются на производство товаров и услуг, пере­довых методов организации производства и управления, маркетинга, ноу-хау. И, наконец, они непосредственно содействуют интеграции республиканской экономики в мировую, развитию международных эко­номических отношений.
Наиболее распространенной формой прямых инвестиций, приемле­мых во всех сферах и отраслях, являются совместные предприятия /СП/. Доходы принимающей стороны складываются из своей доли про­дукции, роялти /представляет собой регулярные платежи, вознагражде­ние/ и налога на прибыль иностранного партнера.

Формой прямых иностранных инвестиций выступает раздел про­дукции /“Продакшн-ширинг”/. Эта форма может быть широко приме­нена в экспортных отраслях и производствах, несколько ограниченно в отраслях и производствах, работающих на внутренний рынок, что свя­зано с отсутствием полной конвертируемости тенге.

Существуют и другие формы прямых инвестиций — создание в республике иностранных предприятий. Прежде всего строительство новых или выкуп действующих предприятий путем участия в привати­зации. Кроме того, формой иностранных инвестиций может быть со­глашение о технических услугах, которые предполагают осуществление иностранными подрядчиками отдельных видов работ /строительство железных дорог, трубопроводов, геологоразведка и др./ за гарантиро­ванное денежное вознаграждение; управленческие контракты /текущее управление производством/.
В республике предпринимаются довольно интенсивные меры, как было ранее указано, по созданию привлекательных условий для при­влечения прямых инвестиций, что дает реальные шансы для их увели­чения.

По утверждению Президента Республики Казахстан по уровню привлечения прямых иностранных инвестиций на душу населения рес­публика уверенно входит в первую пятерку центрально — и восточноевропейских стран, а также СНГ.

Другими формами привлечения иностранных инвестиций могут быть продажа акций предприятий республики зарубежным компаниям;

инвестиционные займы и кредиты, предоставляемые зарубежными го­сударствами, частными компаниями.

Основными направлениями иностранных инвестиций в первую оче­редь являются капиталоемкие отрасли и производства, главным обра­зом через госсектор, крупные предприятия с экспортной ориентацией. Одним из основных направлений иностранных капитальных вложений в экономику республики является сфера малого и среднего предприни­мательства. При этом инвестиции должны быть направлены в приори­тетные объекты — отрасли, производства и регионы. Эти приоритеты официально определены в республике.

Вопросы для самопроверки:

1. Управление инвестиционными процессами в Казахстане

2.Особенности управления инвестициями в РК

3.истема государственного управления инвестициями

4.Принципы привлечения иностранных инвестиций

5.Направления использования инвестиций в прошлом.

6.Приоритеты современной инвестиционной политики

7.Нормативно-правовое обеспечение управления инвестициями в РК

8.Государственная поддержка инвестиционной деятельности в РК

1.Назарбаев Н. Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улчшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана- Алматы,1997

2.Закон Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях», от 20.01.1995г.

3.Закон Республики Казахстан «Об инвестиционных фондах в республике Казахстан», от 12.03.1997г

4.Каренов Р.С.Экономические функции государства — Караганда, КарГУ, 2000

5.Тасмагамбетов И.Н. Социальная политика и политическая трансформация — Алматы: Гылым, 1997

Формы привлечения иностранных инвестиций

ЛЕКЦИЯ № 3. Иностранные инвестиции

1. Отток капитала

За последние годы в России появились предприятия и предприниматели, накопившие крупные капиталы. Крупные средства переводятся в западные банки из-за неустойчивого экономического положения в стране. Ожидалось, что Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования больших инвестиций по мере того, как страна акклиматизируется к рыночным отношеням. Этого не происходит, поэтому отток денежных ресурсов из России в несколько раз превышает их приток.

В 1993 г. Россия выдала более крупные кредиты зарубежным заемщикам, чем заняла сама.

Сальдо по активу текущего платежного баланса России (когда граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило около 10 млрд долларов.

Это усилило инвестиционный «голод» в стране и привело к дальнейшему ослаблению национальной валюты.

Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием риска возможного социального взрыва, при инфляции и непрерывном падения курса рубля, переправляется в западные банки или используется для покупки ценных бумаг и недвижимости.

Экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций.

В связи с этим предприятия используют свои средства не для капиталовложения внутри страны, а для выдачи кредитов за рубеж.

Компании-экспортеры в основном хранят свои доходы на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы они находились в России и направлялись на новые инвестиции.

Этот процесс, известный как утечка капитала, в большинстве случаев носит противозаконный характер.

И все-таки гораздо надежнее помещать капитал в зарубежный банк со стабильной экономикой, чем в нестабильную российскую экономику.

Крупномасштабный отток иностранной валюты за пределы России вынудил принять организационно-правовые меры по усилению контроля за возвратом валютной выручки в страну.

Для того чтобы российские предприятия не боялись инвестировать средства в экономику России, нужно создать условия для уменьшения инвестиционного риска.

Величина риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия стабильного экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах.

Главные источники оттока капитала могут быть как легитимными, так и нелегитимными.

В число легитимных источников включаются санкционированные инвестиции в экономику прочих стран в качестве создания совместных предприятий или дочерних фирм.

Совокупные масштабы оттока валюты не могут точно измеряться, так как финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть.

Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность.

Вместе со стимулированием притока капитала сразу же должны приниматься меры, препятствующие оттоку капитала заграницу.

2. Виды иностранных инвестиций

Осуществляемые на основе эффективного сотрудничества между странами потоки инвестиционного капитала приобретают все большее значение.

Иностранные инвестиции – это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.

Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.

Иностранные инвестиции – это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.

Классификация иностранных инвестиций

Финансовые ресурсы компании недолговечны, поэтому их очень сложно восполнить путем привлечения различных кредитов и займов. На это влияют высокая норма прибыли и низкий уровень налогообложения.

Это интересно:  Моральный ущерб при дтп средней тяжести сумма

Выход из строя основных производственных фондов не должен превышать 25 % производственных мощностей. В 2006 г. он составил 50 %.

Поэтому для того, чтобы обеспечить процесс воспроизводства, объем инвестиций ежегодно должен составлять от 100 до 170 млн долларов. Существует ряд преимуществ привлечения в страну иностранных инвестиций:

1) возможность получения дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;

2) передача опыта, накапливаемого страной-инвестором на мировом рынке;

3) стимуляция развития и роста внутренних инвестиций;

4) получение доступа к новейшим технологиям и методам организации производства;

5) помощь в разрешении денежных затруднений страны.

На территории Российской Федерации вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности осуществляются на основе Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Иностранным инвестором могут быть: иностранные юридические лица, организации, не являющиеся юридическим лицом, граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные государства.

Иностранные инвестиции в России могут осуществляться путем:

1) долевого участия в предприятиях совместно с гражданами страны;

2) создания новых предприятий, принадлежащих иностранным инвесторам;

3) приобретения имущества и ценных бумаг;

4) получение прав на пользования землей и природными ресурсами;

5) заключение договоров, предусматривающих другие формы применения иностранных инвестиций.

Иностранные инвестиции подразделяются на: прямые, портфельные и пр.

Прямые иностранные инвестиции – это вложения, предусматривающие долговременные отношения между партнерами. Прямые зарубежные инвестиции – это больше, чем просто финансирование капиталовложений в экономику, хотя и необходимое России.

Эти инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Иностранная компания приносит с собой новые способы организации производства, новые технологии и прямой выход на мировой рынок.

Воздействуя на национальную экономику в целом, прямые иностранные инвестиции имеют преимущественное значение. Их роль заключается в следующем:

1) способность расширить инвестиционные процессы, поднять и оживить экономику;

2) передача опыта, обучение различным ноу-хау;

3) стимуляция производственных вложений;

4) помощь в развитии среднего и малого бизнеса;

5) устранение безработицы и повышение уровня доходов населения.

Портфельные иностранные инвестиции – приобретение прав на будущий доход посредством вложения капитала в акции иностранных предприятий без приобретения пакета акций. В этом случае необязательно создание новых производственных мощностей и контроль за ними.

Способы портфельного инвестирования:

1) покупка ценных бумаг на рынке заграничных государств;

2) покупка ценных бумаг в своей стране;

3) вклад капитала в иностранные паевые фонды.

Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что перед ними не ставится задача контроля над предприятием.

Прочие инвестиции – кредиты иностранных финансовых организаций под гарантию правительства страны-заемщика. Этот вид иностранных инвестиций занимает более 57 % от общего объема инвестиций.

Государство гарантирует экспорт частного капитала. Страхование частных инвесторов государством практикуется во многих странах. Регулирование иностранных инвестиций между странами осуществляется заключением международных договоров. Есть ряд причин, по которым на сегодняшний день в России затруднено привлечение иностранного капитала:

1) отсутствие стабильной правовой базы затрудняет регулирование деятельности иностранных инвесторов;

2) ухудшение материального положения большей части населения;

3) активный рост коррупции и криминала в предпринимательской деятельности;

4) неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система коммуникаций, гостиничный сервис;

5) нестабильная политическая ситуация;

6) большие налоги и пошлины.

Но Россия может заинтересовать иностранных инвесторов:

1) богатые и недорогие природные ресурсы;

2) молодые высококвалифицированные и быстро обучаемые кадры;

3) большой внутренний рынок;

4) дешевая рабочая сила;

5) возможность участия иностранных инвесторов в приватизации;

6) быстрая сверхприбыль.

При правильном использовании возможностей Россия может выйти на первое место среди других западноевропейских стран. Официальная политика предполагает оказание поддержки прямым зарубежным инвестициям, но в силу вышеописанных причин иностранные компании испытывают большие затруднения, вкладывая капитал в российскую экономику.

Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему индексу риска являются обобщающим критерием инвестиционной привлекательности страны и критерием для зарубежных инвесторов.

Сегодня в России правовые условия для деятельности иностранных инвесторов являются критическими по сравнению с иными странами. В настоящее время правительство разрабатывает поправки к Закону об иностранных инвестициях.

Планируется освободить организации с иностранными инвестициями от уплаты импортных пошлин и налогов на необходимые производственные материалы и предоставить им право собственности на землю при создании новых предприятий.

Благодаря этому инвестиции из-за границы должны оказаться более перспективными.

3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций

Привлечение инвестиций (как национальных, так и иностранных) в экономику России является необходимым средством устранения инвестиционного «голода» в государстве.

Важным моментом является страхование инвестиций от некоммерческих рисков.

Присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), страхующему деятельность от политических и прочих некоммерческих рисков, является важным ходом в этой сфере.

Правила и законы, должны давать гарантию их применения к деятельности потенциальных инвесторов.

Правовой режим в России непостоянен, так как находится в стадии постоянного реформирования. Потребность государства в иностранных инвестициях составляет 10–12 млрд долларов в год. Хотя для того, чтобы иностранные инвесторы сделали такие вложения, нужны очень существенные преобразования в инвестиционном климате.

В ближайшем будущем законодательная база функционирования иностранных инвестиций должна будет улучшиться за счет принятия новейших редакций Закона об инвестициях, Закона о свободных экономических зонах и Закона о концессиях.

Большое значение также окажет законодательное определение прав собственности на землю.

Чтобы облегчить доступ иностранных инвесторов к информации о положении на инвестиционном рынке России, был создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, организовавший банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для улучшения инвестиционного климата и стабилизации экономики требуется принятие ряда существенных мер, которые направлены на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, непосредственно относящихся к решению вопроса о привлечении иностранных инвестиций.

Первоочередными мерами, имеющими общий характер, являются:

1) достижение между различными структурами власти, политическими партиями и прочими общественными организациями национального согласия;

2) ускорение работы Государственной думы над уголовным законодательством и Гражданским кодексом, целями которой является создание цивилизованного некриминального рынка в стране;

3) радикализация борьбы с преступностью;

4) ограничение темпов инфляции всеми мерами, известным в мировой практике, за исключением невыплаты работающим зарплаты;

5) пересмотр налогового законодательства в области стимулирования производства, а также его упрощение;

6) мобилизация свободных средств населения и предприятий на инвестиционные нужды с помощью увеличения процентных ставок по депозитам и вкладам;

7) внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

8) запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

9) предоставление налоговых льгот банкам, иностранным и отечественным инвесторам, которые идут на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы целиком компенсировать им убытки от очень медленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

10) формирование общего рынка со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы в республиках бывшего СССР.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

1) срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;

2) принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

3) создание системы приема иностранного капитала, которая включает конкурентную и широкую сеть институтов государства, коммерческих банков и страховых организаций, страхующих иностранный капитал от коммерческих и политических рисков, информационно-посреднических центров, которые занимаются подбором и заказом актуальных проектов для России, поиском инвесторов, заинтересованных в их реализации и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

Это интересно:  Командировочные на один день

4) создание в России за короткие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата;

5) разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

Эти меры существенно помогают притоку иностранных и национальных инвестиций.

Основные формы и виды привлечения иностранных инвестиций

Группу А составляют экспортные кредиты, обычно связанные с одним или группой объектов, которые понимаются как кредиты, выданные с условием закупки товаров или услуг только из страны-экспортера. Они выступают в двух основных формах: инвестиционные, которые предоставляются с целью поставки технологии, оборудования и т.д. на срок более 3 лет, и товарные кредиты, предоставляемые на условиях поставки уже готовых потребительских товаров, а также запчастей и оборудования без привязки к инвестиционным проектам (срок до 3 лет).

Группу В составляет официальная помощь развитию (ОПР). ОПР предоставляется государству на межправительственном уровне и также подразделяется на две формы: техническую и финансовую. Техническая помощь подразумевает предоставление услуг в самых разных сферах: обучение, консультации, покупка оборудования. Такая техническая помощь предоставляется в двух видах: гранта — безвозмездной передаче стране-получателю технической помощи и займа — передаче технической помощи на условиях платности, срочности и возвратности. Финансовая помощь в рамках ОПР направляется на поддержание платежного баланса, критического импорта товаров и на инвестиционные проекты, необходимые для решения, прежде всего, социально-экономических задач.

К группе С относятся инвестиции, которые понимаются как капитализация части прибавочной стоимости, представляющие собой в данном случае приток иностранного капитала в экономику страны. Они разделяются на два вида — прямые и портфельные. Прямые инвестиции — вложения иностранного капитала в экономику страны под собственный риск предпринимателя. Под портфельными инвестициями понимают вложения финансовых средств в фиктивный капитал — акции и другие ценные бумаги. При выборе оптимального решения надо иметь в виду, что существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать: международную кооперацию производства, сопровождающуюся передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности; получение зарубежных кредитов; получение иностранного оборудования на основе лизинга; получение кредитов на компенсационной основе; привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме, путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе, путем продажи иностранным инвесторам акций; создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу; сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора без создания юридического лица; привлечение иностранного капитала на основе концессий или договоров о разделе продукции; создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.

Все перечисленные формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратегический характер. Они способны при правильной постановке дела помочь в решении проблем структурных, отраслевых и межотраслевых изменений экономики страны с меньшими инвестиционными затратами, в значительно более короткие сроки, чем это удалось бы сделать, опираясь только на финансовые ресурсы страны. Они могут содействовать ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими индустриальными странами. Сотрудничество в первых четырех формах не связано с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но оно часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффективным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например, при передаче иностранному партнеру пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и «ноу-хау» на новую технологию, при создании совместного производства и т. д

Разные формы кредита означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается в руках владельца. Остальные формы сотрудничества, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала, позволяют сочетать трудовые и природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также (кроме формы, связанной с созданием предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу) капитал принимающей страны с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме, так как иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а оплаты лишь прибыли на капитал, которая, к тому же, не может быть «отоварена» конкретным продуктом, получаемым зарубежным партнером в покрытие прибыли на произведенные им инвестиции . Все это надо учитывать при принятии решения о выборе той или иной формы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующей государственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что цели и политика привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо прежде всего учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования.

На современном уровне интеграции мировой хозяйственной деятельности наблюдается усиление роста прямых иностранных инвестиций, темпы которых обгоняют темпы роста международной торговли.

Потенциально казахстанская экономика обладает рядом привлекательных особенностей для внешних вкладчиков. Среди них — богатые запасы природных ресурсов, относительно квалифицированная и дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал, наличие неиспользованных производственных мощностей.

На сегодняшний день Казахстан занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения среди стран СНГ. О благоприятном инвестиционном климате свидетельствуют объем привлеченных в казахстанскую экономику инвестиций. По данным Национального Банка Республики Казахстан за период с 1993 года по 2008 год в казахстанскую экономику привлечено около 89,7 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций . В структуре валового притока иностранных прямых инвестиций по странам доминировали Нидерланды (22,0%, США (10,4%), Великобритания (9,1%), Франция (6,1%), Каймановы острова (Британские) – 4,9%, и Канада (4,8%). Валовые поступления ПИИ из стран СНГ составили 887,3 млн. долл. В структуре валового притока ПИИ по видам деятельности основное вложение прямых инвестиций осуществлялось в операции с недвижимым имуществом – 40 % от суммы валовых поступлений ПИИ, в горнодобывающую промышленность – 15 %, в финансовую деятельность – 11 %, в обрабатывающую деятельность – 9 %. Казахстан включен в список 25 наиболее инвестиционно — привлекательных стран согласно рейтингу международно-признанной консалтинговой компании AT Kearney. Существуют три основных фактора, влияющих на инвестиционную привлекательность Казахстана. Первое — это бизнес-климат страны, поддерживаемый благоприятным инвестиционным законодательством, привлекательными мерами поддержки инвестиций, а также экономической и политической стабильностью. Второе — это наличие богатых природных и минеральных ресурсов. Третье – это выгодное географическое положение Казахстана, предоставляющее инвесторам потребительский рынок почти в полмиллиарда человек, то есть рынки центральноазиатского региона, России и Китая.

1.Чураков Ю. Возможности привлечения иностранного капитала// Экономист.2000г

2.Оспанов М.Т., Мухамбетов Т.И. Иностранный капитал и инвестиции: вопросы теории, практики привлечения и использования. — Алматы, 1998.

3.Бочаров В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. – Москва: Финансы и статистика

4.Нурсеитов А. Инвестиционный климат Казахстана: состояние и перспективы развития // Аль-Пари.

Статья написана по материалам сайтов: mylektsii.ru, www.telenir.net, be5.biz.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector