Франция президентская или парламентская республика

Классификация республик: президентская и парламентская

Ключевые слова: классификация, республик, президентская, парламентская

Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики: президентскую и парламентскую.

Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей.

Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом.

Правительство ответственно перед президентом . Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышленно, грубо нарушает конституцию.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда, кроме распределения полномочий, закрепленных конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов – государственных и общественных – при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

Словом, президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. В некоторых исторических условиях это становится вполне оправданным. Теоретический анализ в связи с этим выделяет такие исторические ситуации, как, например, переход от феодальных отношений к буржуазным. Кроме того, такого рода форма правления возникает там, где были сильны монархические традиции, в ситуациях, не отличающихся стабильностью.

Иногда президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах и т.д. В свою очередь отсутствие права роспуска парламента лишает президента и правительство возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.

Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она получила довольно широкое распространение. Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления.

По-видимому, потребность централизованного управления, быстрого реагирования на социальные, экономические, экологические вызовы конца XX века, другие факторы лежат в основе этой тенденции.

Но нельзя не учитывать и недостатки президентских республик: сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам.

Одному человеку непросто своевременно и качественно принимать многочисленные политические решения, «горлышко политической бутылки» в подобных ситуациях оказывается очень узким. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» – структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности.

Понятие «команда» все шире входит в политический лексикон, используется в юридическом языке. Речь идет, как правило, о формирующихся во время избирательной кампании группах доверенных и преданных кандидату в президенты людей (избирательный штаб), которые впоследствии, при победе кандидата, занимают ключевые посты в администрации президента, правительства.

«Команда» как новая политическая структура в системе президентских республик становится предметом пристального внимания современной теории государства.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент.

Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства.

Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти. Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская , но она также весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.).

Иногда встречаются смешанные формы правления – парламентско-президентские, которые не укладываются четко в приведенную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей (например, Франция). Кроме того, история знает еще один вид республики – Советскую республику, которая будет рассмотрена в отдельной главе.

Приведенные выше многообразные формы правления, их зависимость от многих факторов не позволяют однозначно, абстрактно оценивать ту или иную из них. Конечно, как правило, республики представляют более прогрессивную форму правления, чем монархии, позволяют эффективнее управлять социально структурированным обществом.

Это интересно:  Перенос городского номера к другому оператору

Вместе с тем в конкретной исторической обстановке и монархия может стабилизировать то или иное общество, выступать гарантом демократических преобразований. В свою очередь республиканская форма правления может явиться прологом к установлению фактически монархических династий (например, в некоторых социалистических государствах).

Также не следует однозначно, примитивно привязывать те или иные формы правления к типу государственности, например, по схеме рабовладельческое, феодальное государство – монархия, буржуазное, а тем более социалистическое государство – республика. Форма правления, как подчеркивалось выше, зависит не только от классовой сущности государства, если таковая проявляет себя, но и от многих иных факторов.

Особенно относительной бывает эта связь между тем или иным типом государства и теми или иными разновидностями форм правления. Например, обширные размеры России всегда требовали сильной исполнительной власти для эффективного управления, для преодоления волокиты, для защиты прав граждан на периферии и т.п.

Адекватной этим политическим и экономическим потребностям, по-видимому, может быть только сильная президентская или иная авторитарная власть. Кроме того, формы правления могут иметь и весьма субъективный характер, отражать представления об организации власти тех или иных политических партий, их лидеров.

Итак, вопрос о форме государства – это, прежде всего, вопрос о форме правления. Но не только. Это еще и вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий. . читать далее .

Смешанная форма правления во Франции

Смешанная форма правления во Франции (следует показать почему Францию по конституции 1958 г называют смешанной, или полупрезидентской республикой, черты каких форм правления и каким образом в ней заложены)

По форме правления Франция — республика, в которой элементы парламентарной республики сочетаются с элементами президентской. Действующая Конституция — Конституция Французской республики вступила в силу 5 октября 1958 г. Она утвердила государственный строй, получивший название Пятой республики.

К характерным признакам полупрезидентской (смешанной) республики относятся следующее.

Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента). Интересен тот факт, что в Конституцию 1958 г. не была включена норма Основного закона 1946 г. (ст. 44): «Члены семейств, царствовавших во Франции, не могут быть избраны на должность Президента республики»; это положение перешло в Конституцию 1946 г. из конституционного закона Третьей республики от 25 февраля 1875 г. после пересмотра последнего 14 августа 1884 г.

Французская центральная исполнительная власть имеет «двухголовую» структуру: она включает Президента республики и Премьер-министра. Президент, обладающий собственными важнейшими полномочиями, осуществляемыми без контрассигнации членов правительства (например, право роспуска Национального собрания, право введения чрезвычайного положения), должен нести ответственность за наиболее общие направления деятельности государства. На Премьер-министра, назначаемого Президентом, возложена обязанность представлять и осуществлять иные акты исполнительной власти. Он должен проводить в жизнь политику, исходя из общих ориентации Президента. Правительство несет политическую ответственность перед Национальным собранием и уголовною перед обеими палатами парламента. Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Хотя формально-юридические полномочия Президента оставались неизменными за все время существования Пятой республики, поправка, установившая ныне действующий порядок замещения поста главы государства (ранее он избирался коллегией выборщиков), укрепила и без того его господствующее положение.

2. Принятый Конгрессом США законопроект был передан на утвреждение Президенту.

Какова судьба законопроекта если:

– Президент наложил вето?

– Президент получил законопроект в четверг, 10 января. Не дал ответ, а сессия парламента закрылась в понедельник 21 января?

– Президент получил законопроект в четверг, 10 января, не дал ответ, а сессия парламента закрылась в пятницу?

1. В случае наложения Президентом вето на законопроект (право на вето Предоставлено раздел 7 статьи 1 Конституции США), то законопроект в течение 10 дней вернется в Конгресс. Вето может быть преодолено повторным одобрением в каждой палате третями голосов депутатов каждой палаты. И тогда проект станет законом и без подписи Президента.

2. В случае, если Президент получил законопроект в четверг, 10 января и не дал ответ до 21 января, следовательно прошел установленный срок на ответ 10 дней, то проект автоматически становится законом.

3. В случае если Президент получил законопроект в четверг, не дал ответ, сессия парламента закрылась, то он может – наложить вето и вернуть его в Конгресс для рассмотрения на следующей сессии. Или подписать, или не отвечать на него и законопроект становится законом.

Это интересно:  Порядок функционирования единой информационной системы устанавливается

Президентская республика

во всех ее разновидностях (включая «полупрезидентскую») является на сегодня наиболее распространенной в мире системой правления. Более 130 государств имеют в своей политической системе институт или пост президента.

Термин «президент» происходит от латинского presidente, что буквально означает «сидящий впереди», председательствующий, стоящий во главе.

Система правления в США примечательна системой «сдержек» и «противовесов»- checks and balances – не только разделение, но и сдерживание властями друг друга, что не позволяет ни одной власти занять приоритетную позицию

Признаки классической, северо-американской, президентской республики (с 1787 год):

Президент США:

· глава государства и глава правительства;

· избирается по мажоритарной относительной системе одного тура

· назначает членов правительства с согласия Конгресса;.

· имеет право «вето» на решения парламента;

· не может распустить парламент и парламент не может выразить вотум недоверия правительству;

· главнокомандующий; имеет право на введение чрезвычайного положения

· обладает правом отсрочки исполнения приговора, помилования;

· представляет одну из политических партий

· парламент (палата представителей) может инициировать процедуру импичмента президенту,т.е. есть возможность досрочного отстранения Президента от власти

1) Смешанная или президентско-парламентская(Франция (Конституция 1958 года при генерале Шарле де Голле), Польша, Португалия до 1990-х, черты в Алжире, Шри-Ланке)

Президент Франции:

· глава государства, но не правительства; но может председательствовать в Совете мини­стров (правительстве) (ст. 9)

· по итогам парламентских выборов назначает премьер-министра и по представлению последнего – членов правительства;

· обладает правом роспуска Национального собрания после консультации с Премьер-министром и председателями палат (ст. 12)

· со своей стороны, Национальное собрание может вы­разить недоверие Правительству

· вводит после соответствующих консультаций чрезвычай­ные полномочия (ст. 16),

· возглавляет Совет Безопасности, является главнокомандующим вооруженных сил.

Разница Франция и Польша – Президент в Польше не имеет право распустить парламент и назначить новые выборы

Российский вариант

полупрезидентской республики или полупрезидентская республика французского типа с определенными особенностями(Чикин В.И. Конституционное право)

Институт президентства был установлен в России в 1991 году, полномочия президента регламентированы Конституцией 1993 года, в соответствии с которой российский Президент:

избирается всенародно по мажоритарной двухтуровой системе;

– является главой государства, но не правительства, но может председательствовать на заседаниях правительства

– формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ст.117)

– назначает с согласия нижней палаты парламента (Государственной Думой) председателя правительства и может распустить ее, если она трижды отвергнет его кандидатуру (Ст.111);

– самостоятельно назначает всех членов правительства и может в любой момент отправить его в отставку,

– может распустить Государственную Думу, если она дважды выразит правительству недоверие (Ст.117);

– назначает и освобождает руководство всех силовых структур и высшее командование ВС;

– назначает Полномочных Представителей в 9 федеральных округов;

– вносит кандидатуры губернаторов на рассмотрение региональных парламентов;

– имеет право законодательной инициативы и отлагательного вето на законы парламента, подписывает и обнародует принятые парламентом законы.

–вводит военное положение (ст.87) и чрезвычайное (ст.88) положение с незамедлительным сообщением Федеральному Собранию

Итак, полномочия президента России превышают полномочия президентов

– США, который ни при каких обстоятельствах не может распустить парламент, и Сенат утверждает все персональные назначения в правительстве;

– Франции, где правительство формируется парламентским большинством, что уравновешивает право президента на роспуск Национального Собрания.

Есть крен в сторону парламентской системы:

После парламентских выборов 2007 года, когда парламентское большинство (315 из 450 мест в Государственной Думе) получила партия «Единая Россия», председателем которой накануне выборов стал Путин В.В., возглавивший Правительство РФ, ситуация изменилась. Впервые с момента крушения СССР премьер-министр нашей страны стал партийным лидером. Население, голосуя за «Единую Россию» на выборах в Госдуму в декабре 2007 года, не просто оказало доверие ее лидеру, но сделало премьер-министра фигурой политической, а не обычным «техническим премьером», сопоставимой по легитимности с фигурой президента. Теперь в стране два лидера, за которых проголосовали миллионы избирателей.

Это обстоятельство серьезно изменило расклад сил: глава кабинета из высокопоставленного чиновника превратился в политика национального масштаба с легитимностью, сопоставимой с легитимностью всенародно избранного президента.

В 2012 году Председателем правительства также стал Председатель победившей на выборах партии «Единая Россия» Д.А.Медведев.

Президентско-парламентская республика

2.2.3 Президентско-парламентская республика

Как уже говорилось, в современных условиях «чистые» формы президентских парламентарных республик значительно редки. С одной стороны, в президентских республиках предусматриваются некоторые ослабленные формы политической ответственности министров (но не кабинета в целом, поскольку его возглавляет президент, не несущий ответственности перед парламентом), с другой стороны возникают гибридные формы полу президентских, полу парламентских. Первый путь характерен для отдельных стран Латинской Америки (это Венесуэла, Перу, Уругвай, Колумбия и др.), где конституциями предусмотрена ответственность министров перед парламентом. Второй путь создания смешанных, гибридных форм был указан французской конституцией 1958 года и со значительными изменениями воспринят Грецией(1975 г.), Португалией (Конституция 1976 г. до последующих изменений) и т. д.

Это интересно:  Срок рассмотрения досудебной претензии по осаго

Смешанная республика – такая форма республики, в рамках которой сочетаются, и сосуществует признаки парламентской и президентской республик .

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе признаки и президентской, и парламентской республики. Но сочетание это бывает различным. Например, по Конституции Французской республики 1958 года президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В тоже время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты парламента — Национального Собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем президент может распускать Национальное Собрание.

2.3 Нетипичные формы правления

Все формы правления (кроме ярко выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу. «Чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. В данном случае речь идет не о том, что в развитых капиталистических странах, а иногда и в некоторых развивающихся государствах на основе демократизации политических режимов практически утратились различия между монархией и республикой (по своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало, чем отличаются от республик Франции или Италии). Говоря о смешанных и «гибридных» формах правления, мы отмечаем тот факт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.).

Рассмотрим существующие нетипичные формы правления:

Как уже отмечалось, глава государства в монархии – наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова в России в 1613 г.). Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система, как уже существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства — монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из «местных монархов» — правителей составных частей федерации.

2) Монархическая республика

Вместе с тем, в современном мире в условиях тоталитарных систем появились разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора, (может называться как угодно — президентом, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть меняется.

Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, — словом, когда узурпирует власть. Так поступил Гитлер в Германии в 1933 г.

3) Суперпрезидентская республика.

В ряде стран Латинской Америки уже тогда, в XIX веке, сложилась система, когда ключевым органом государственного механизма стал президент, которого конституции наделяли широчайшими полномочиями.

Соединяя в своих руках функции главы государства и главы правительства, свободного от парламентской ответственности, президент, как правило, являлся также главнокомандующим вооруженными силами республики, что в совокупности с его правом объявлять в стране чрезвычайное или осадное положение превращало его, по словам известного мексиканского юриста Д. Косио Вильегаса, в «судью последней инстанции и верховного арбитра при решении конфликтов между теми, кто управляет, и теми, кем управляют».

Характерной чертой президентской формы правления в условиях авторитарных режимов обычно служит наделение исполнительной власти столь широкими законодательными полномочиями, что конгресс превращается в декоративный придаток правительства всевластного президента. Президентское законодательство является по существу основным, а подчас и единственным законодательством в стране.

Статья написана по материалам сайтов: bukvi.ru, helpiks.org, www.kazedu.kz.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector