8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Используемые материалы и сырье для соут

Проведение СОУТ является обязанностью каждого работодателя в силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Спецоценка направлена на обеспечение безопасности и комфорта персонала на рабочих местах, определение гарантий и компенсаций работнику, которые предусмотрены ТК РФ, за вредные и (или) опасные условия труда.

Содержание

Кому нужна специальная оценка условий труда: положения 426-ФЗ, бизнес и безопасность

Организация специальной оценки условий труда входит в обязанности любого работодателя, в том числе индивидуальных предпринимателей, нанимающих сотрудников. Это предписывается Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Не подлежат специальной оценке условий труда рабочие места сотрудников, указанные в подпунктах 3 и 4 статьи 3 Закона № 426-ФЗ.

Спецоценка условий труда — обязательная процедура при введении новых рабочих мест, изменений в технологическом процессе или составе материалов (сырья), применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты. В случае, если на рабочем месте произошел несчастный случай (кроме несчастного случая по вине третьих лиц), выявлено профессиональное заболевание от воздействия производственных факторов, работодателем получено соответствующее предписание инспектора Государственной инспекции труда или на проведении СОУТ настаивает профсоюз, работодатель также обязан провести СОУТ (в этих случаях она называется внеплановой). На это отводится 6 или 12 месяцев с момента наступления одного из указанных случаев (статья 17 Закона № 426-ФЗ).

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Работы по СОУТ должны проводиться специализированной компанией, имеющей в составе аккредитованную лабораторию, по договору гражданско-правового характера, заключенному с работодателем, следующим образом:

  • Образование комиссии по проведению СОУТ (статья 9 Закона № 426-ФЗ). Комиссию возглавляет работодатель либо его представитель. В ее состав входят и представители работодателя, и представители профсоюзной организации (либо иного представительного органа работников). Состав комиссии утверждается приказом. Представители организации, проводящей СОУТ (экспертной организации), в комиссию не входят. Общее количество членов комиссии вместе с председателем должно быть нечетным.
  • Составление и утверждение перечня рабочих мест для СОУТ. Образованная работодателем комиссия подготавливает и утверждает перечень рабочих мест с указанием аналогичных рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда.
  • Поиск экспертной организации. Далеко не каждая организация имеет право проводить СОУТ. Закон определяет требования к таким компаниям: в уставных документах организации в качестве одного из основных или основным видом деятельности должно быть указано именно проведение СОУТ, организация должна иметь в штате минимум пять специалистов, имеющих сертификат эксперта на право проведения СОУТ. При этом минимум один из них — с высшим образованием по одной из специальностей: «Общая гигиена», «Гигиена труда» или «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования». Организация, проводящая СОУТ, должна иметь в своем составе в качестве структурного подразделения лабораторию, аккредитованную Росаккредитацией на проведение необходимых видов измерений. Подтверждением того, что организация отвечает указанным требованиям, является уведомление о ее включении в ведущийся Минтрудом России реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Выбирая компанию для проведения СОУТ, работодатель должен в первую очередь ориентироваться на наличие у нее данного уведомления. При этом после заключения договора работодатель обязан передать экспертной организации сведения о рабочих местах, на которых проводится СОУТ.
  • Проведение идентификации производственных факторов, подготовка декларации на основании идентификации рабочих мест. Осуществляется экспертом по СОУТ из экспертной организации на основе изучения предоставляемых работодателем сведений о рабочих местах.

На заметку

У эксперта нет обязанности лично присутствовать на рабочих местах при проведении идентификации — если ему достаточно сведений, предоставляемых работодателем, то этап идентификации может быть проведен им без посещения рабочих мест.

Результаты СОУТ, или Зачем нужна специальная оценка условий труда

По результатам оценки оформляется отчет о СОУТ. Он содержит:

  • информацию об организации, проводившей СОУТ;
  • перечень рабочих мест, на которых осуществлялась оценка, а также данные об опасных производственных факторах, если они были выявлены;
  • карты СОУТ с информацией о классе условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (если таковые были обнаружены);
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты (в случае проведения);
  • сводную ведомость СОУТ;
  • список мер по улучшению условий труда;
  • заключения экспертов по СОУТ.

Отчет о проведении СОУТ подписывается членами комиссии и утверждается ее председателем. Работники, на чьих рабочих местах проводилась СОУТ должны быть ознакомлены с результатами спецоценки в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Сведения о проведении СОУТ и ее результаты в те же 30 календарных дней должны быть размещены на сайте организации. В экспертную организацию в течение не более 3 рабочих дней со дня утверждения направляется подписанный комиссией отчет (копия) о проведении СОУТ.

Условия труда могут быть по результатам специальной оценки признаны:

  • оптимальными (класс условий труда 1);
  • допустимыми (класс условий труда 2);
  • вредными (классы условий труда 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, в сторону увеличения вредности);
  • опасными (класс условий труда 4).

Если условия труда признаны вредными или опасными, работники имеют право на получение соответствующих гарантий и компенсаций (конкретная номенклатура определяется в зависимости от установленного класса условий труда), предусмотренных ТК РФ. Это:

  • не более 36 рабочих часов в неделю (статья 92 ТК РФ);
  • дополнительный оплачиваемый отпуск, не менее 7 календарных дней ежегодно (статья 117 ТК РФ);
  • не менее 4% дополнительно к тарифной ставке или окладу, установленным для различных видов работ с нормальными условиями труда (статья 147 ТК РФ).

К сведению!

Работодателю СОУТ дает возможность сократить пенсионные отчисления в отношении работников, чьи профессии или должности включены в Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Рабочие места, на которых вредные факторы не были идентифицированы, а также рабочие места, на которых по результатам СОУТ были определены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда (кроме рабочих мест, подпадающих под ограничения части 6 статьи 10 Закона), подлежат декларированию. Работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местную Государственную инспекцию труда.

Декларация действует в течение пяти лет с момента утверждения отчета о проведении СОУТ. Однако если во время этого срока с кем-либо из работников, занятых на «задекларированном» рабочем месте, произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, действие декларации прекращается. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникнет, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

СОУТ и решение спорных вопросов с работниками организации

Данные СОУТ могут использоваться в разрешении споров по поводу профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве и др. Например, в расследовании несчастных случаев важно прежде всего разобраться, что послужило их причиной. Если СОУТ была проведена в определенные законом сроки и с соблюдением всех правил, претензий к работодателю со стороны органов государственного контроля и надзора в сфере охраны труда будет меньше.

Ответственность юридического лица за непроведение специальной оценки условий труда

Если работодатель своевременно не провел СОУТ либо провел ее с нарушениями установленного порядка проведения, ему грозит административное взыскание или даже уголовная ответственность. Статья 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает в случае:

  • Предупреждение или денежный штраф. Сумма 5 000–10 000 рублей для должностных лиц или индивидуальных предпринимателей. Для юридических лиц — 60 000–80 000 рублей. Если на предприятии уже были зафиксированы нарушения правил охраны труда и накладывались административные взыскания, виновное должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет, а для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма штрафа вырастает до 30 000–40 000 рублей, для юридических лиц — до 100 000–200 000 рублей. Также возможна административная приостановка деятельности предприятия на срок до 90 суток.

В случае, если в результате непроведения специальной оценки условий труда был нанесен тяжкий вред здоровью человека, работодатель, согласно статье 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, может понести следующие наказания:

  • Штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы либо иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев.
  • 180–240 часов обязательных работ, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 1 года.
  • Лишение свободы на срок до 1 года, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 1 года после окончания срока лишения свободы.
  • Если непроведение СОУТ повлекло за собой смерть одного человека — принудительные работы или лишение свободы на срок уже до 4 лет, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 3 лет после окончания срока наказания. Если последствиями непроведения СОУТ стала смерть двух и более человек, срок принудительных работ или лишения свободы может составить до 5 лет.

Помимо прямой угрозы наказания за непроведение СОУТ, работодатель рискует косвенно, если выбирает сомнительную организацию для подготовки отчета об условиях труда на его предприятии.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда

К проведению СОУТ можно привлекать только организации, внесенные в соответствующий реестр и имеющие в составе аккредитованную лабораторию. Если организация, работающая в сфере охраны труда, была допущена к деятельности в сфере аттестации рабочих мест до вступления в силу Закона № 426-ФЗ, то она работает по переходным положениям и может оказывать услуги по СОУТ до 31 декабря 2018 года.

Предприятию с большим количеством рабочих мест необходима организация с соответствующим штатом сотрудников, чтобы на объект могло выехать достаточное количество специалистов. Это позволит сократить сроки проведения СОУТ. Если вам предлагают оформить отчет о СОУТ без выезда специалистов, удаленно, обратитесь в другую организацию. Ваши сотрудники должны видеть, что все работы действительно проводились, и расписаться об этом в отчете. Иначе при возникновении спорных ситуаций закон будет не на вашей стороне.

Где заказать работы по СОУТ?

Комментарий для наших читателей дал Михаил Серов, руководитель департамента охраны труда EcoStandard group:

P. S. Вся разрешительная документация EcoStandard group опубликована на сайте.

*Цены актуальны на январь 2020, не являются публичной офертой.

5.2. Составление перечня используемого на рабочих местах оборудования, приспособлений, инструмента.

Перечни используемого на рабочих местах оборудования, приспособлений и инструмента составляются по всем рабочим местам в каждом производстве, цехе, структурном подразделении организации.

В перечнях указывается все используемое в организации оборудование, а также приспособления и инструменты с электрическим и пневматическим приводами.

Перечни оформляются в виде таблиц (Приложение № 6 к Методическим рекомендациям), в которые одновременно вносятся сведения о нормативных правовых актах, обеспечивающих исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудовании, приспособлений и инструмента.

5.3. Составление перечня рабочих мест, на которых действуют потенциально вредные и/или опасные производственные факторы.

В каждом подразделении для всех рабочих мест составляется перечень имеющихся вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Основанием для составления перечней являются:

— характеристики технологических процессов, применяемого оборудования, сырья и материалов;

— данные ранее проводимой аттестации рабочих мест по условиям труда и результаты производственного контроля;

— материалы расследования ранее происшедших несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д.

Перечни рабочих мест, на которых действуют потенциально вредные и/или опасные производственные факторы, составляются в виде таблиц (Приложение № 7 к Методическим рекомендациям) специалистами службы охраны труда.

5.4. Составление перечня рабочих мест, на которых работникам ограничено время контакта с вредными производственными факторами в течение рабочей смены.

Для отдельных рабочих мест, на которых выявлено превышение ПДК или ПДУ вредных производственных факторов, может устанавливаться допустимое время контакта работников с вредными факторами за рабочую смену и/или период трудовой деятельности.

Данный перечень составляется в виде таблицы (Приложение № 8 к Методическим рекомендациям) специалистами службы охраны труда организации.

5.5. Составление перечня рабочих мест, на которых работникам предоставляются компенсации за вредные условия труда.

Перечни рабочих мест, на которых работникам фактически предоставляются компенсации за условия труда, составляются в каждом производстве, цехе, структурном подразделении организации.

Данные перечни составляются в виде таблиц (Приложение № 9 к Методическим рекомендациям) специалистами службы охраны труда, отделов кадров, оплаты труда организации.

5.6. Составление перечня рабочих мест, на которых работники фактически получают бесплатно спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.

Перечни рабочих мест, на которых работники фактически получают бесплатно спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, составляются в каждом производстве, цехе, структурном подразделении организации.

Данные перечни составляются в виде таблиц (Приложение № 10 к Методическим рекомендациям) специалистами службы охраны труда и руководителями структурных подразделений организации.

5.7. Составление перечня рабочих мест, на которых работники имеют право на досрочное назначение трудовых пенсий Перечни рабочих мест, на которых работники фактически имеют право на досрочное назначение трудовых пенсий, составляются в каждом производстве, цехе, структурном подразделении организации.

Данные перечни составляются в виде таблиц (Приложение № 11 к Методическим рекомендациям) специалистами служб охраны труда, отделов кадров, оплаты труда организации

Если Вам «кажется», что специальная оценка условий (далее — СОУТ) труда проведена не в полном объёме и поэтому Вас лишили некоторых компенсаций, читайте эту статью

ФЗ №426-ФЗ в рамках СОУТ не предусмотрено проведение следующих оценок:

— санитарно-бытового обслуживания (ст. 223 ТК РФ, ст.25 ФЗ №52-ФЗ, п.5 СП 44.13330.2011 Административные и бытовые здания.);

— проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);

— характеристик применяемых в производстве материалов и сырья.

Организации, проводящие спецоценку, некомпетентны в вопросах оценки:

— санитарно-бытового обслуживания (ст. 223 ТК РФ, ст.25 ФЗ №52-ФЗ, п.5 СП 44.13330.2011 Административные и бытовые здания.);

— проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений),

— характеристик применяемых в производстве материалов и сырья и не уполномочены проводить оценку оборудования на предмет его безопасности в рамках СОУТ (в отличии от аттестации рабочих мест по условиям труда), поэтому экспертами организаций, проводящих СОУТ, не оценивается и не оформляется заключение на оценку:

— санитарно-бытового обслуживания (ст. 223 ТК РФ, ст.25 ФЗ №52-ФЗ, п.5 СП 44.13330.2011 Административные и бытовые здания.);

— проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);

— характеристик применяемых в производстве материалов и сырья.

В рамках спецоценки условий труда проводится изучение представленной работодателем документацию на:

— проекты строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);

— характеристик применяемых в производстве материалов и сырья только с целью выявления на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов.

Оценка средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) на предмет их эффективности, исходя из положений ФЗ №426-ФЗ, проводится для целей снижения подкласса вредности в случаях, предусмотренных п. 2 Раздела I Приказа №976н, поэтому данный вид оценки не может быть применён ко всем рабочим местам, на которых предусмотрена выдача средств индивидуальной защиты работникам. Методика оценки, утверждённая Приказом №976н, не применяется в отношении:

1) СИЗ работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасным условиям труда;

2) СИЗ работников, занятых на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к оптимальным или допустимым условиям труда;

3) СИЗ для защиты от общих производственных загрязнений;

4) СИЗ, подлежащих декларированию;

В подтверждение вышесказанного приводим выписки из статей ТК РФ, ФЗ №426-ФЗ, Приказа №33н, ФЗ №52-ФЗ, в которых упоминается о:

— санитарно-бытовом обслуживании (ст. 223 ТК РФ, ст.25 ФЗ №52-ФЗ, п.5 СП 44.13330.2011 Административные и бытовые здания.);

— проектах строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);

— характеристиках применяемых в производстве материалов и сырья.

Выдержки из ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2013 г.

Статья 3. Специальная оценка условий труда

1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Статья 7. Применение результатов проведения специальной оценки условий труда

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:

13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

Статья 10. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

3. При осуществлении на рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов должны учитываться:

1) производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников;

Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов

2. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников

Статья 14. Классификация условий труда

6. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Выдержки из Приказа Минтруда РФ №33н от 24.01.2014 г.

II. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

4. Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения представляемых работодателем:

— технической (эксплуатационной) документации на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое работником на рабочем месте;

— технологической документации, характеристик технологического процесса;

— должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника;

— проектов строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);

— характеристик применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленных по результатам токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценок);

— деклараций о соответствии и (или) сертификатов соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;

— результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.

Указанные в настоящем пункте документация и материалы предоставляются работодателем при их наличии.

Выдержка из Трудового Кодекса РФ

Статья 223. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников

Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.).

Ничиков Игорь Викторович обстоятельно и доходчиво ответит на ваши вопросы.

Мы будем рады сотрудничеству с Вами, посмотрите наши расценки и

проводите специальную оценку условий труда с АНО «ТМЦОТ».

Оценка рабочих мест

Как составить перечень рабочих мест для проведения СОУТ?

Специальная оценка условий труда (СОУТ), сменившая в 2014 году аттестацию рабочих мест, внесла заметные коррективы не только в подходы к проведению процедуры, но и в процесс назначения льгот и гарантий по ее результатам. За время активного проведения спецоценки на российских предприятиях, удалось накопить немалую правоприменительную практику и принять множество судебных решений самой разной направленности. Но случаи несоблюдения требований законодательства в рамках проведения СОУТ все еще остаются достаточно распространенными. Во многих просчетах виноваты экспертные организации, но большая их часть допускается работодателями и комиссиями по осуществлению СОУТ на самом раннем подготовительном этапе…

Специальная оценка условий труда (СОУТ), сменившая в 2014 году аттестацию рабочих мест, внесла заметные коррективы не только в подходы к проведению процедуры, но и в процесс назначения льгот и гарантий по ее результатам. За время активного проведения спецоценки на российских предприятиях, удалось накопить немалую правоприменительную практику и принять множество судебных решений самой разной направленности. Но случаи несоблюдения требований законодательства в рамках проведения СОУТ все еще остаются достаточно распространенными. Во многих просчетах виноваты экспертные организации, но большая их часть допускается работодателями и комиссиями по осуществлению СОУТ на самом раннем подготовительном этапе.

Как составить перечень рабочих мест для СОУТ?

Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест представляет собой задачу первостепенной важности для комиссии.

Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда

Как показывает практика, трудности возникают именно на данном этапе. Причина кроется в подсчете количества рабочих мест по должностям (с одинаковыми наименованиями и несколькими работниками). В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ под рабочим местом подразумевают определенное пространство, занимаемое работником, или куда ему требуется прибыть для выполнения должностных обязанностей, находящееся под прямым или косвенным контролем работодателя.

Количественные расчеты

Для безошибочного выполнения расчетов требуется понимать, сколько работников задействовано на одном рабочем месте в одно и то же время. Если в организации одновременно трудится 3 бухгалтера в одинаковом временном режиме, без смен и вахтового метода, то в список рабочих мест для СОУТ вносится 3 рабочих места по должности «бухгалтер».

Если речь идет о 4 охранниках, работающих в режиме «сутки через трое» (4 работника сменяют друг друга – на рабочем месте одновременно только один охранник), в списке для СОУТ отражают только одно рабочее место, на котором посменно трудится 4 человека. Чаще всего ошибки случаются при внесении в перечень рабочих мест с одинаковым наименованием, оборудованием, помещениями, а также нестационарных рабочих мест, особенно со сменным или вахтовым режимом работы. Избежать просчетов можно, придерживаясь нехитрого правила – количество рабочих мест равняется числу одновременно работающих на нем сотрудников. Например, 6 фрезеровщиков работают в 2 смены на 3 станках в одном цеху. На протяжении смены каждый фрезеровщик поочередно работает на всех трех станках, значит, в список вносится 3 рабочих места. В случае соответствия определенным признакам эти рабочие места могут быть признаны аналогичными, что позволит минимизировать траты на СОУТ.

Чтобы упростить оформление списка рабочих мест, члены комиссии по СОУТ приравнивают количество единиц оборудования к количеству рабочих мест. Такой подход может быть целесообразным в отдельных ситуациях, но будет ошибочным, если:

– один работник применяет более одной единицы оборудования;
– два и более работника одновременно используют одно и то же оборудование.

То же самое можно сказать о нестационарных рабочих местах, рабочие зоны которых могут меняться территориально. Нельзя расценивать в качестве одного рабочего места нестационарные рабочие места с одинаковым наименованием.

Наименование рабочего места для СОУТ

Безошибочное внесение наименований рабочих мест в перечень, также важно, как и правильное количество. Согласно инструкции, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, наименование должности в документации специальной оценки условий труда должно полностью совпадать со своим аналогом, зафиксированным в штатном расписании предприятия.

Случается, что комиссия из соображений коммерческой тайны предоставляет экспертной организации по СОУТ перечень рабочих мест, не соответствующий оригинальному штатному расписанию. Однако в процессе дальнейшего применения результатов СОУТ при назначении льгот и гарантий выясняется, что спецоценкой были охвачены не все рабочие места.

В таких ситуациях инспекционные проверки могут обернуться судебными разбирательствами, приводящими к выводу о неполноте проведения СОУТ по причине отсутствия сведений по отдельным должностям. Избежать подобных оплошностей можно только путем внимательного отслеживания совпадения наименований вносимых в материалы СОУТ с должностями, зафиксированными в действующих документах по штатному составу.

С такой же проблемой часто сталкиваются организации, которые проводят реструктуризацию, чтобы оптимизировать бизнес. Процесс, как правило, связан с изменениями наименований должностей без заметных преобразований условий труда и должностных обязанностей.

Многие работодатели не видят в этой ситуации причин для проведения внеплановой СОУТ. Но они ошибаются, поскольку наименования должностей в перечне СОУТ, зачастую не совпадают со своими аналогами в новом штатном расписании и прочих документах.

В рамках СОУТ данные рабочие места были признаны одним и тем же рабочим местом. В знак подтверждения данного обстоятельства, экспертной организацией, проводившей оценочные мероприятия, было составлено соответствующее письмо. Тем не менее, суд не принял обоснования работодателя и экспертной организации по причине отсутствия оценочных материалов по рабочим местам первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана.

Окончательный вывод судебного решения указывал на отсутствие правовых оснований распространения результатов аттестации рабочих мест на «должности со схожими или одинаковыми должностными обязанностями, имеющимися в штатном расписании», поскольку такая возможность не предусмотрена Порядком проведения аттестации и СОУТ.

С более сложными проблемами сталкиваются организации, для которых частые изменения являются нормой. Им даже в процессе проведения СОУТ приходится помногу раз корректировать штатное расписание. Эксперты рекомендуют членам комиссии по спец.оценке и инженерам по охране труда таких организаций в обязательном порядке доводить до сведения руководящего состава финансовые последствия проводимых ими реформ.

Они должны знать, что в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ, в отношении каждой новой должности требуется проведение внеочередной СОУТ в течение полугода с момента ее введения. В принципе, любые преобразования штатного расписания, связанные с наименованием должности являются поводом для проведения спецоценки вне графика.

Аналогичные рабочие места

На завершающем этапе оформления перечня мест, на которых будет проводиться СОУТ, требуется определить соответствие наименований и количества рабочих мест признакам аналогичности, что позволит значительно сэкономить денежные ресурсы на процедуре.

Проведение СОУТ является обязательным только для 20% от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух). Полученные результаты распространяются на все аналогичные рабочие места. На рабочие места, признанные аналогичными оформляется общая карта спецоценки условий труда и разрабатывается единый список действий, направленных на совершенствование условий труда и защиту персонала.

В ст. 9 Федерального закона о спецоценке изложены следующие признаки аналогичных мест:

– обладание одинаковыми наименованиями;
– расположение в одном или нескольких однотипных помещениях (рабочих зонах);
– оснащение одинаковыми коммуникационными системами (вентиляция, освещение и т.д.);
– осуществление персоналом одинаковых должностных обязанностей в одинаковом рабочем режиме;
– монотипные технологические процессы;
– используемое одинаковое оборудование, приборы, устройства, сырье и материалы;
– персонал обеспечен одинаковыми СИЗ.

Соответствие аналогичных рабочих мест указанным особенностям является обязательным и определяется комиссией по СОУТ. Корректность их определения устанавливает эксперт аккредитованной организации, осуществляющей процедуру спецоценки. Даже единственное рабочее место, не согласующееся со всеми особенностями, изложенными в Федеральном законе № 426-ФЗ, является поводом для проведения спецоценки всех рабочих мест, которые были признаны аналогичными.

Знание нескольких правил позволит составить корректный перечень рабочих мест для СОУТ:

1. Подготовка списка рабочих мест осуществляется исключительно на базе действующего штатного расписания.
2. Одинаковое количество рабочих мест и работников, одновременно выполняющих на них свои должностные обязанности.
3. Рабочие места с разными наименованиями (в т.ч. незначительно отличающимися друг от друга) и схожими или одинаковыми трудовыми функциями – это разные рабочие места.
4. Аналогичные – это рабочие места, отвечающие всем признакам, изложенным в ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ.

Соблюдение вышеуказанных требований гарантирует успешный результат.

Источник публикации: 1sout.ru.

Специальная оценка условий труда. Цели и задачи.

Понятие охраны труда. Основные положения действующего законодательства Российской Федерации о труде.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Законодательство РФ об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит их федеральных законов РФ:

— Конституция РФ от 12.12.1993г.

(п.3 ст.37 «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены …..»);

— Трудовой кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ, принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года, введен в действие с 01 февраля 2002 года.

Федеральный закон от 24.06.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний» устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и иных установленных данным законом случаях.

— Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ « О специальной оценке условий труда»;

Федеральный закон от 21.07.1997г. № 116-ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Федеральный закон от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно—эпидемиологическом благополучии населения (ст.25-27; 34;55);

Федеральный закон от 12.01.1996г. № 10-ФЗ « О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст.19 Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде).

Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996г. № 14-ФЗ (глава 59);

Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001г. № 195-ФЗ (ст.5.27)

Специальная оценка условий труда. Цели и задачи.

Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ

О специальной оценке условий труда»

Статья 3. Специальная оценка условий труда

1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Перечень рабочих мест для специальной оценки условий труда: образец

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

3. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

4. Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Статья 10. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

1. Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов

1. Все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

2. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников.

3. Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Статья 14. Классификация условий труда

1. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

6. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

7. По согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по месту нахождения соответствующих рабочих мест допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 настоящей статьи.

1.3 Вводный инструктаж ГОСТ 12.0.004 – 90 Организация обучения безопасности труда

7.1.1. Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках, полигонах.

7.1.2. Вводный инструктаж на предприятии проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию или решением правления (председателя) колхоза, кооператива возложены эти обязанности, а с учащимися в учебных заведениях — преподаватель или мастер производственного обучения.

На крупных предприятиях к проведению отдельных разделов вводного инструктажа могут быть привлечены соответствующие специалисты.

7.1.3. Вводный инструктаж проводят в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, видеофильмов и т.п.).

7.1.4. Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной отделом (бюро, инженером) охраны труда с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем (главным инженером) предприятия, учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.

Примерный перечень вопроса для составления программы вводного инструктажа приведен в приложении 3.

7.1.5. О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа (приложение 4) с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу (форма Т-1). Наряду с журналом может быть использована личная карточка прохождения обучения (приложение 2).

Проведение вводного инструктажа с учащимися регистрируют в журнале учета учебной работы, с учащимися, занимающимися во внешкольных учреждениях — в рабочем журнале руководителя кружка, секции и т.д.

Приложение № 1 — Перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда

С начала 2014 года начали действовать новые меры Министерства Труда по проверке безопасности рабочих мест, которые так же продолжаются и в 2015 году. Вступила в силу СОУТ — оценка условий труда на рабочих местах. Никаких других заменяющих её процедур на настоящий момент не предусмотрено.

Ранее действовала аттестация рабочих мест (АРМ). Нельзя сказать, что старая система устарела. СОУТ более модернизирована, но в ней частично сохранен опыт проведения АРМ.

Предварительные работы до СОУТ

Процедуру оценки проводят в начале работы предприятия или при организации новых рабочих мест. Для того чтобы результаты были максимально достоверны, мало пригласить специалистов из аккредитованной компании для проведения работ, важно создать комиссию, которая будет фиксировать все этапы.

Основная ответственность за проведение СОУТ процедуры лежит на работодателе и специалисте по охране труда. Они обязательно должны войти в состав комиссии. Для небольших предприятий (ИП) достаточно присутствия только самого предпринимателя или его представителя.

Перед началом работ необходимо подготовить для специалистов перечень, где указаны все рабочие места, существующие на предприятии. В нем нужно выделить в отдельную категорию аналогичные места.

На АЭС, морских судах и других подобных нестандартных рабочих местах проверка проводится согласно положениям Министерства Труда. В них учитываются все характерные особенности и сложности, которыми могут столкнутся эксперты.

Как проводится экспертиза и оценка условий труда?

После того, как составлен перечень, в дело вступают аккредитованные эксперты. В первую очередь они проводят работы по выявлению опасных факторов, которые могут способствовать ухудшению здоровья сотрудников и спровоцировать профессиональные заболевания.

Анализ включает в себя сбор и обработки информации об основных моментах рабочего или производственного процесса. В ходе экспертизы изучается:

  • Оборудование, на котором проводятся работы;
  • Используемое сырье, материалы и инструменты;
  • Особенности технологического процесса;
  • Ранее зафиксированные случаи травматизма на рабочих местах;
  • Результаты АРМ (если ее проводили);
  • Жалобы и предложения сотрудников;
  • Установленные медицинской комиссией профессиональные заболевания.

СОУТ эксперты проводятся исследования также на биологические, физические и химические факторы, которые могут также принести вред здоровью работника. Например, проводят замеры рабочей зоны и устанавливают содержание в нем частиц или паров, способных оседать на легких. Физическим фактором может стать высокая температура или низкая и другие.

перечень рабочих мест, подлежащих…..

Полный перечень исследований отражен в законе о СОУТ.

Если никаких вредных факторов не выявлено, то по итогам проверки составляется декларация и через 5 лет она будет автоматически продлеваться. Необходимость провести оценку может возникнуть только в том случае, если за этот срок зафиксирован случай производственного травматизма или выявлено профессиональное заболевание.

Как влияет использование средств индивидуальной защиты?

Практически на всех производственных предприятиях работникам выдают спецоджеду и ежемесячно обеспечивают различными средствами, которые способны снизить вредных производственных факторов.

Во время проведения СОУТ изучается насколько хорошо помогают эти средства. Если работодатель позаботился об эффективной защите своих работников, то возможно изменение подкласса рабочего места на более низкий, что может позволить снизить дополнительный тариф страховых взносов.

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный 4 8%
Вредный 3.4 7%
3.3 6%
3.2 4%
3.1 2%
Допустимый 2 0%
Оптимальный 1 0%

Снижение проводится согласно таблице. Если условия на рабочем месте признаны опасными, то при наличии СИЗ возможно изменение класса на вредный (подкласс 3.4). Работодатель от этого выигрывает снижением отчислений в ПФР.

Как изменилась процедура проверки рабочих мест?

Прежде всего для руководителей, которые уже ранее проводили АРМ будет полезно узнать, что несколько аспектов остались прежними, а именно:

В зависимости от результатов проверки присваивается класс каждому рабочему месту. Если условия работы признаны оптимальными или допустимыми и на эти рабочие места составлена и подана в Государственную инспекцию труда декларация, то оценку повторять не нужно. В остальных случаях необходимо повторять процедуру каждые 5 лет.

Для тех работодателей, у которых на руках результаты действительной недавно проведенной АРМ предусмотрен переходный период на новую систему. Провести оценку условий труда необходимо до конца 2018 года. Это оптимальный период для плавного перехода.

В большинстве случаев предоставляют услуги СОУТ организации, которые ранее занимались АРМ. Однако, они должны были до конца прошлого года пройти аттестацию, чтобы работать в новых условиях. Для этого организация должна соблюсти ряд условий.

Общие изменения после введения закона о СОУТ выглядят следующим образом:

  • Оценку необходимо проводить на всех рабочих местах (исключение составляют дистанционные и надомные работники, а также если работодатель – физическое лицо);
  • Изменен порядок экспертизы качества;
  • У работодателя появилась обязанность декларировать соответствие условий труда;
  • Внесены изменения в порядок получения работниками льгот, компенсационных выплат;
  • Установлены факторы, которые подлежат обязательной проверке;
  • В зависимости от класса установлены фиксированные коэффициенты страховых взносов (с ними вы можете ознакомится в таблице выше);
  • Введены стандарты для специалистов, отвечающих за безопасность на предприятии;
  • У работодателя появилась обязанность обеспечивать функционирование системы охраны труда;
  • За любое нарушение введена или повышена административная ответственность.

В настоящий момент законы об охране труда находятся на стадии доработки и в ближайшее время прогнозируются изменения в нескольких отраслях. На разных этапах утверждения находятся законы, которые изменят правила работы ЖКХ, строительства, сельскохозяйственных предприятий, автомобильных колонн, пищевой промышленности и других.

По вопросам заказа услуги СОУТ, обращайтесь:

  • по телефону: + 7 (863) 250-05-95 или + 7 (863) 268-98-56
  • на электронную почту: lab.ot@mail.ru
  • через сайт, посредством формы обратной связи.

График работы: с Понедельника по Пятницу, с 10:00 до 18:00 часов.

Наш адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 129 оф. 306

Расчет количества рабочих мест.

Количество рабочих мест на каждой операции поточной линии определяется по формуле 17:

Срасч = tшт / r , (17)

где Срасч – количество рабочих мест на каждой операции поточной линии;

tшт – штучная норма времени на операции, мин;

r – такт поточной линии, мин.

Принятое количестворабочих мест на каждой операции Срасч определяется путем округления расчетного их количества до ближайшего большего целого числа.

Коэффициент загрузки рабочих мест определяется по формуле 18:

nр = Срасч / Спр,(18)

где – коэффициент загрузки рабочего места;

Спр – принятое количество рабочих мест на операции.

Организация движения изделий (деталей, узлов) на поточной линии.

Большую роль в организации поточных линий играет межоперационный транспорт.

Он перемещает детали с одного рабочего места на другое, организует весь поток, так как скорость транспортных средств устанавливается в соответствии с величиной такта. В качестве средств передвижения деталей между рабочими местами на поточных линиях транспортные средства могут быть бесприводными (транспортеры пластинчатые, ленточные, горизонтально или вертикально замкнутые с грузовыми площадками, напольные и т.д.) и приводными (распределительные и рабочие конвейеры).

Распределительный конвейер – это поточная линия на которой конвейер служит средством доставки предметов к рабочим местам или оборудованию, расположенному вдоль конвейера. Предметы снимаются с конвейера, обрабатываются на оборудовании, а затем возвращаются на него.

Рабочий конвейер характеризуется тем, что сам конвейер служит еще и местом выполнения технологических операций, которые осуществляются на его несущей части. Типичным примером таких поточных линий являются сборочные конвейеры (например, сборка машин, моторов и т.д.). Изделия на рабочем конвейере устанавливаются на специальные подставки, площадки или закрепляются на подвесках на равных расстояниях друг от друга, называемом шагом конвейера.

Величина шага обусловливается наибольшей допустимой скоростью конвейера, определяемой по формуле 19:

где V – скорость движения конвейера, м/мин;

l – величина шага конвейера, м;

r – такт потока, мин.

Для выполнения каждой операции вдоль конвейера организуется рабочая зона или станция. Длина рабочей зоны определяется по формуле 20:

Lр = l ( tшт / r), (20)

где – длина рабочей зоны конвейера, м;

l – величина шага конвейера, м;

tшт – штучная норма времени на операции, мин;

r – такт потока, мин.

Заделы на поточных линиях.

Все незаконченные обработкой изделия (заготовки, детали, узды) называются заделом.

Различают следующие виды заделов:

технологический (количество изделий, одновременно находящихся в процессе обработки на всех рабочих местах поточной линии);

транспортный (количество изделий, которые одновременно находятся в процессе транспортировки);

резервный или страховой (для компенсации различных сбоев при выполнении операций, например, возникновение брака, отказ в работе оборудования, поломка инструмента и т.п.);

оборотный межоперационный (возникает из-за разной производительности рабочих мест).

Синхронизация рабочего процесса.

Если длительности всех операций на поточных линиях равны или кратны друг другу, то такой идеальный по непрерывности движения деталей поток называется синхронизированным.

По сути, синхронизация – это процесс выравнивания длительности операции технологического процесса согласно такту поточной линии. Время выполнения операции должно быть равно такту линии или кратно ему.

– дифференциация операций (т.е. построение операций из большого числа простых технологических переходов);

– концентрация операций (т.е. соединение нескольких простых технологических переходов в одну сложную операцию);

– установка дополнительного оборудования;

– интенсификация работы оборудования (увеличение режимов обработки);

– применение прогрессивного инструмента и оснастки;

– улучшение организации обслуживания рабочих мест и т.д.

Высшей формой поточного производства является автоматизированное производство, где сочетаются основные признаки поточного производства с его автоматизацией. В автоматизированном производстве работа оборудования, агрегатов, аппаратов, установок происходит автоматически по заданной программе, а рабочий осуществляет контроль за их работой, устраняя отклонения от заданного процесса, производя наладку автоматизированного оборудования.

Различают частичную и комплексную автоматизацию.

При частичной автоматизации рабочий полностью освобождается от работ, связанных с выполнением технологических процессов. В транспортных, контрольных операциях при обслуживании оборудования, в процессе установки полностью или частично сокращается ручной труд.

В условиях комплексно-автоматизированного производства технологический процесс изготовления продукции, управление этим процессом, транспортировка изделий, контрольные операции, удаление отходов производства выполняются без участия человека, но обслуживание оборудования ручное.

Основным элементом автоматизированного производства являются автоматические поточные линии (АПЛ).

Автоматическая поточная линия – комплекс автоматического оборудования, расположенного в технологической последовательности выполнения операций, связанный автоматической транспортной системой и системой автоматического управления и обеспечивающий автоматическое превращение исходных материалов или заготовок в готовое изделие. При работе на АПЛ рабочий выполняет функции наладки и контроля работы оборудования, а также функцию и загрузки линии заготовками.

Основные признаки АПЛ:

– автоматическое выполнение технологических операций (без участия рабочего);

– автоматическое перемещение изделия между отдельными агрегатами линии.

Автоматические комплексы с замкнутым циклом производства изделия – это ряд связанных между собой автоматическими транспортными и погрузо-разгрузочными устройствами автоматических линий.

Автоматизированный участок или цех включают в себя автоматические поточные линии, автономные автоматические комплексы, автоматические транспортные системы, автоматические складские системы; автоматические системы контроля качества, автоматические системы управления и т.д.

АПЛ особенно эффективны в массовом производстве.

Быстрая сменяемость продукции и требования к ее дешевизне при высоком качестве приводит к ряду противоречий:
– с одной стороны, низкие производственные издержки (при прочих равных условиях) обеспечиваются применением автоматических линий, специального оборудования;

– с другой стороны, проектирование и изготовление такого оборудования нередко превышают 1,5…2 года, то есть к моменту начала выпуска изделия оно уже морально устаревает.

Примеры расчетов

Пример 1.1. Рассмотрим пример последовательного вида движения и определим длительность производственного цикла.

Детали обрабатываются на каждом рабочем месте последовательно, и вся партия деталей передается на последующую операцию после окончания обработки всех деталей на предыдущей операции.

Необходимо определить длительность производственного цикла технологических операций при последовательном виде движения, если количество деталей в изготавливаемой партии 20. Количество времени tшт (в мин.) по каждой операции и число рабочих мест Cр.м. приведены в таблице 2.

Наглядное представление о длительности производственного цикла дает график, который стоится по маршрутной технологии с учетом всех технологических операций.

Таблица 2. Определение длительности производственного цикла технологических операций при последовательном виде движения

Определяем длительность производственного цикла технологических операций при последовательном виде движения по формуле 21:

. (21)

где tшт – норма штучно-калькуляционного времени обработки заготовки детали (изделия) по каждой операции, мин.;

Cр.м. – количество рабочих мест на операции;

n – количество деталей в изготавливаемой партии, шт.

При необходимости учесть длительность естественных процессов добавляем данное значение к полученному Т ц.посл.

Пример 1.2. Рассмотрим пример параллельного вида движения и определим длительность производственного цикла.

Параллельный вариант характеризуется тем, что небольшие транспортные партии передаются с предыдущей операции на последующую немедленно по окончании их обработки на предыдущей. Этот вариант позволяет максимально сократить общую продолжительность технологического цикла.

Но с другой стороны, непрерывность обработки всей партии деталей обеспечивается только на наиболее продолжительной операции. На других операциях оборудование и рабочие простаивают в ожидании поступления очередной транспортной партии.

Для того чтобы уменьшить последний недостаток, следует путем изменения норм времени или количеством рабочих мест стараться свести эти простои к минимуму (формула 22):

, (22)

где n – количество деталей в изготавливаемой партии, шт.;

p – количество заготовок деталей в транспортной (передаточной) партии.

Необходимо определить длительность производственного цикла технологических операций при параллельном виде движения, если количество деталей в изготавливаемой партии 20. Количество времени tшт (в мин.) по каждой операции и число рабочих мест Cр.м. приведены в таблице 3.

Наглядное представление о длительности производственного цикла дает график, который стоится по маршрутной технологии с учетом всех технологических операций.

Таблица 3. Определение длительности производственного цикла технологических операций при параллельном виде движения

Определяем длительность производственного цикла технологических операций при параллельном виде движения по формуле 23:

. (23)

где tшт – норма штучно-калькуляционного времени обработки заготовки детали (изделия) по каждой операции, мин.;

tшт max– трудоемкость операции с максимальной продолжительностью, мин.;

Cр.м. – количество рабочих мест на операции;

n – количество деталей в изготавливаемой партии, шт. (n = 20 шт.);

p – количество заготовок деталей в транспортной (передаточной) партии, шт. (p = 5 шт.).

Пример 1.3. Рассмотрим пример расчета параметров поточной линии.

Согласно маршрутно-технологическому листу время, необходимое на выполнение всех сборочных операций на поточной линии, составляет 142 мин. Время потерь на естественные нужды 8 мин., на оргтехобслуживание 12 мин., а сменная программа выпуска 196 изделий. Разрешенный процент технологического брака 2 %. Габариты собираемого изделия 160х120х80 мм. Сменный фонд времени 420 минут.

Необходимо определить основные параметры поточной линии.

Определяем сменную программу запуска по формуле 24:

Qзап = (Qвып ·100 )/(100-α)= (196·100%)/(100%-2%) = 200 изделий,(24)

где Qзап – программа запуска деталей;

Qвып – программа выпуска = 196 изделий;

α – процент отсева деталей = 2% (технически неизбежный брак).

Определяем такт поточной линии по формуле 25:

где r – такт поточной линии, мин;

– действительный фонд времени работы линии = 420 мин (с вычетом временных потерь на естественные нужды =8 мин и на оргтехобслуживание = 12 мин);

Qзап – количество изделий по плану запуска в производство на поточной линии за год = 200 изделий.

Определяем число рабочих мест на поточной линии по формуле 26:

Срасч = tшт / r = 142/2 = 71 раб. место, (26)

где Срасч – количество рабочих мест на каждой операции поточной линии;

tшт – штучная норма времени на операции = 142 мин;

r – такт поточной линии = 2 мин.

Учитывая заданные габаритные размеры собираемого изделия 160х120х80 мм., принимаем длину одного рабочего места по направлению движения ленты транспортера l = 120см = 1,2м.

Определяем скорость движения конвейера по формуле 27:

V = l / r = 1,2/2=0,6 м/мин (27)

где V – скорость движения конвейера, м/мин;

l – величина шага конвейера = 1,2 м;

r – такт поточной линии = 2 мин.

Длину рабочей зоны конвейера определяем по формуле 28:

Lр = l ( tшт / r)= l · Срасч= 1,2 · 71 = 85,2 м, (28)

где – длина рабочей зоны конвейера, м;

l – величина шага конвейера = 1,2 м;

Срасч – количество рабочих мест на каждой операции поточной линии = 71 раб.место.

Если расположить рабочие места по обе стороны ленты конвейера в шахматном порядке (при условии, что ширина ленты может разместить деталь), то можно вдвое уменьшить длину рабочей зоны конвейера (т.е. Lр = 85,2 / 2= 42, 6м).

Список рекомендуемой литературы

1. Организация производства и менеджмент на предприятиях машиностроения: Учебник для техн. спец. вузов / Под общ. Ред. Н.Ф. Ревенко. Екатеринбург – Ижевск: Изд-во Института экономики Уро РАН, 2010. – 448 с.

2. Планирование на предприятии: Учебник / А.И. Ильин. – Мн.: Новое знание, 2010. – 700 с.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, www.xn--l1aekcs.xn--p1ai, 3zprint-msk.ru.

»

Это интересно:  Приказ о премировании директора
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector