8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

К унитарным странам не относится

Исследуем понятие, признаки, принципы и виды унитарных государств.

Понятие унитарного государства

Государство является унитарным (целостным, простым, единым), в случае если все или большинство его частей представляют собой обычные административно-территориальные единицы.

В составе унитарного государства отсутствуют какие-либо государственные образования, обладающие политической самостоятельностью. На территории унитарного государства могут быть отдельные автономные национально-государственные образования, в том числе обладающие отдельными атрибутами и признаками собственной государственности.

Признаки унитарного государства

К признакам унитарного государства относят следующие: единая конституция, единая система центральных органов государственной власти, единое гражданство, единая правовая и судебная системы.

Принципы унитарного государства

Самым важным принципом функционирования унитарного государства признается то, что местные органы в определенной степени находятся в подчинении у центральных институтов государственной власти и подконтрольны им.

Одним из принципов выступает то, что составные части унитарного государства обычно обладают статусом простых административно-территориальных единиц. Управление ими осуществляется на основе центрального законодательства.

Следующим принципом принято считать необходимость полноценного участия территорий в реализации государственной политики, которая вырабатывается на общегосударственном уровне.

Важным принципом является отсутствие у административных образований возможности повлиять на территориальные изменения их границ. Их территория может изменяться простым общенациональным законом, при этом согласия местных или региональных органов власти и населения не требуется.

Виды унитарных государств

В зависимости от формы и степени контроля центральной власти за местными органами исследователи выделяют три вида унитарных государств: децентрализованные, относительно децентрализованные, централизованные.

К децентрализованному виду унитарных государств относят страны, в которых региональные органы власти создаются вне зависимости от центральных органов. По этой причине юридические отношения между ними выстраиваются на началах децентрализации (Япония, Новая Зеландия). Примером децентрализованного вида унитарного государства считается Великобритания, отдельные регионы которой (Уэльс и Шотландия) имеют самостоятельность (автономию).

Относительно децентрализованные унитарные государства – это страны с развитой административно-территориальной автономией (Италия, Испания, Португалия).

Централизованными унитарными государствами считаются страны, в которых преобладает роль центра в государственном управлении. Поэтому подчинение региональных органов власти центру реализуется при посредничестве должностных лиц, которых назначает столица (Норвегия, Нидерланды, Дания, Казахстан, Узбекистан и т.д.).

Основные признаки унитарного государства

Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

Единые для всей страны высшие органы власти;

Единая система законодательства;

Единая денежная единица;

Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Виды унитарных государств

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

государства с одной автономией

государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Федерация, как форма государственного устройства.

Государственное устройство — это территориально-политическая организация государственной власти, в которой находит свое выражение соотношение государства как целого с его составными частями.

Выделяют две основные формы государственного устройства — унитарное и федеративное государство. Унитарное государство характеризуется централизованной системой государственной власти, отсутствием разграничения предметов ведения между государством в целом и административно-территориальными единицами и разграничения полномочий между центральными и местными органами власти.

Федерация — это такая форма устройства государства, в котором территориальная организация власти осуществляется на нескольких уровнях, при этом составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.

Существуют и смешанные формы государственного устройства, являющиеся, как правило, переходными от унитарного государства к федерации или наоборот. В государствах со смешанной формой государственного устройства наряду с субъектами федерации существуют административно-территориальные единицы, не наделенные правами субъектов федерации и не входящие в состав субъектов федерации. В таких государствах наблюдается либо расширение прав составных частей государства, либо, наоборот, сужение прав субъектов федерации.

Основные характеристики государства как федерации выглядят следующим образом:

1) федерация — это всегда совокупность обособленных, относительно самостоятельных территориальных единиц;

2) в федерации формируются два уровня территориальной организации государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации;

3) субъекты федерации не являются самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации. В ином случае имеет место не федерация, а конфедерация — союз государств, создаваемый для координации их деятельности в определенной сфере и выступающий, как правило, в качестве переходной формы либо к федеративному государству, либо к распаду союза государств;

4) разделение функций между федеральной и региональной государственной властью происходит путем конституционного (договорного) закрепления разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами;

5) к ведению федерации относится регулирование отношений в сферах. которые обеспечивают существование и целостность единого государства: принятие и изменение федерального законодательства, единое экономическое пространство, единое гражданство, вооруженные силы, международные отношения, регулирование споров между субъектами федерации и т. п.;

Это интересно:  171 фз с изменениями на 2020 год

6) к ведению субъектов федерации относится регулирование отношений в тех сферах, которые наиболее целесообразно регулировать на региональном уровне: природные ресурсы, здравоохранение, образование и т. п.

По различным основаниям выделяются виды федераций (модели федерализма). По способу образования различают конституционно-правовые и договорно-правовые федерации.Конституционно-правовая федерация создается путем преобразования унитарного или полуфедеративного государства в федеративное на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства.

Договорно-правовая федерация создается путем соглашения нескольких государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства-участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. В конституционно-правовых федерациях (как, например, в Российской Федерации) также возможно существование федеративного договора. Однако это не делает их договорно-правовыми. Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты до образования федерации: если они были самостоятельными государствами — это договорно-правовая федерация, если нет — конституционно-правовая.

По степени однородности субъектов федерации принято различать симметричные и асимметричные федерации. Субъекты симметричной федерации одинаковы по своей природе и равны по правовому статусу. Абсолютно симметричных федераций в современном мире не существует. Однако исключения, существующие в симметричных федерациях (автономии, столицы федераций как федеральные округа), в целом не нарушают общего принципа равноправия субъектов федерации. В асимметричных федерациях субъекты федерации либо неоднородны по своей природе (например, национальные и территориальные субъекты федерации), либо неравноправны по своему статусу (конституционно или договорно закрепляются различные категории субъектов федерации, обладающие различным правовым статусом), либо различаются и по первому, и по второму основанию.

В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных федерациях федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

Конфедерация, ее отличительные характеристики

Конфедера́ция — объединение нескольких суверенных государств для координации совместных действий

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э.Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества [ источник не указан 1161 день ] . Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

К унитарным странам не относится

1. А. В какой части света находится больше всего монархий?

Б. Чем можно объяснить тот факт, что абсолютные монархии почти все расположены в Азии, а конституционные – в Европе?

Азиатские страны очень консервативны, поэтому неохотно идут на попытки ограничить единоличную власть монарха, тогда как европейские государства более динамичны в развитии, в том числе и в части формы правления.

2. Как проводятся морские границы?

Морскими границами государства являются внешние пределы его территориального моря или линия разграничения территориальных морей смежных или противолежащих государств. Внешние пределы территориального моря устанавливаются законодательством прибрежного государства в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года установила, что каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль. Граница территориального моря при размежевании между противолежащими или смежными государствами устанавливается по соглашению между ними.

3. Какие существуют формы правления в современных государствах?

На современном этапе развития общества и государства различаются монархии двух видов — дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти меищу монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха, законодательная — у парламен¬та. Последний, однако, фактически подчиняется монарху.

Парламентская монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная — правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами парламентской монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и др. Парламентские монархии в научной литературе зачастую именуют конституционными монархиями.

В парламентских монархиях, являющихся наиболее распространен¬ными формами монархии в настоящее время, правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем большинством голосов. Лидер партии, обладающий большинством депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха является весьма ограниченной во всех сферах государственной жизни и деятельности, и прежде всего в законодательной и исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер. Господствующие слои рассматривают конституционную монархию как своего рода резервное средство воздействия на остальные слои населения, как дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного обострения социально-классовых конфликтов.

При конституционной монархии законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх, как правило, не отказывается от подписания принятых парламентом законопроектов.

Это интересно:  Какой дачный дом можно не регистрировать

Применительно к республиканской форме правления в качестве оснований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне их развития, неодинаковая степень причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, главенствующее положение в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламента, и др.

В зависимости от названных и иных особенностей республиканских форм современные республики разделяются на два вида: парламентарные и президентские.

Отличительными чертами парламентарной республики являются следующие: верховенство парламента; ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом; формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. В парламентарной республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов. Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Парламентарные республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.

Президентская республика характеризуется такими признаками, как соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства; отсутствие института парламентской ответственности правительства; внепарламентский метод избрания президента и форми-рования правительства; ответственность правительства перед президентом; сосредоточение в руках президента огромной политической, военной и социально-экономической власти; нередко отсутствие у парламента права на объявление вотума недоверия правительству. Наиболее типичными примерами президентской республики могут служить США и Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

4. Какие формы государственного устройства вам известны? Почему они имеют прямое отношение к территориальной организации государства?

Потому что формируются на основе территориального соотношения частей к целому. Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция. Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик). Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

5. Каким странам чаще всего присуща федеративная форма государственного устройства и почему?

Федеративная форма государственно-территориального устройства предполагает, что такие – локальные – субъекты передают часть собственного суверенитета в пользу центральных правительственных органов. Таким образом, здесь фактически существует два уровня государственного аппарата: высший – федеральный, власть которого распространяется на всю страны, и власть территориальных субъектов федерации – она распространяется лишь в пределах земель каждого субъекта. Подобным образом и законы могут разделяться на те, которые подлежат обязательному выполнению лишь в пределах ограниченных территорий субъектов (как в американских штатах), и на всеобщие — федеративные. Федеративная форма государственно-территориально устройства преобладает, как правило, в странах, этнически неоднородных (Бельгия), странах, возникшим путем объединения ранее независимых территорий (как Швейцария, Германия, США), а также имеющих очень масштабную территорию или большое количество населения (например, по этой причине в России тоже федеративная форма государственного территориально-политического устройства).

6. Какие страны относятся к унитарным? а) Япония б) Индия в) Финляндия г) США

7. К федеративным государствам относятся: а) Бразилия б) Венгрия в) Россия г) Франция

8. Установите соответствие: 1) монархия 2) республика а) США, Аргентина б) Испания, Дания в) Франция, Бразилия г) Бахрейн, Катар

9. Приведите примеры двух-трех европейских стран, чьи государственные границы и территории в 20 веке претерпели большие изменения. Чем это объясняется?

Югославия — в 90-е образовалась Сербия, Черногория, Босния, Хорватия и т. д. Чехословакия – Чехия и Словакия Австро-Венгрия – по итогам ПМВ перестала существовать, разделилась на два государства.

10. Как вы считаете, почему на политической карте республик больше, чем монархий?

Республиканская форма правления более гибка по сравнению с монархиями, власть в которых не зависит от демократического волеизъявления.

К признакам унитарного государства НЕ относится

а) единые для всей страны высшие органы власти;

б) административно-территориальные единицы обладают учредительной властью;

в) общая система законодательства;

г) единое гражданство.

19. По родовой принадлежности к государственным образованиям в составе РФ относятся

а) края, области, города федерального значения;

в) автономные округа, автономная область;

г) таковых в составе РФ нет.

Количество учредителей религиозного объединения, согласно закону «О свободе совести и религиозных объединениях», составляет

а) не менее 10 человек;

б) не менее 3 человек;

г) не менее 20 человек

В наименовании политической партии НЕ допускается

а) использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления;

в) употребление иностранных терминов;

Партии в РФ создаются по

б) территориальному признаку;

Политическая партия подлежит ликвидации, если она

в) в течение 5 лет не принимает участие в выборах;

24. Для проведения референдума необходимо _____ подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума в РФ

а) не менее 2 млн.

Установление на территории РФ таможенных границ

а) допускается на основе федерального конституционного закона;

б) возможно при введении на всей территории России чрезвычайного или военного положения;

в) не допускается;

г) возможно при принятии соответствующего акта Президентом РФ

Это интересно:  Какие требования предъявляются к сварщикам

Тестовое задание по дисциплине «Конституционное право»

Вариант IV

Конституционно-правовой институт – это

а) возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства;

б) это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников;

в) совокупность норм конституционного права, регулирующих группу однородных отношений в сфере действия конституционного права;

г) отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера.

Конституционный обычай в качестве источника конституционного права понимается как

а) фактически сложившееся в течение длительного времени правила поведения людей, которые официально признаны государством;

Имплементация – это

б) фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне;

Представители школы естественного права определяют сущность Конституции как

а) продукт общественного договора представителей власти и народа;

б) нормативный акт, закрепляющий реальную расстановку классовых сил в государстве;

в) нормативный акт, закрепляющий экономическую основу функционирования государства;

г) нормативный акт, необходимый для поддержания социальной устойчивости общества.

Конституция Великобритании относится к числу «неписанных конституций», это означает

а) невозможность внесения поправок в Конституции, а только ее полное изменение;

б) отсутствие Конституции как таковой, а наличие нескольких конституционных актов;

в) возможность дополнения Конституции конституционными соглашениями и решениями органов конституционного правосудия;

г) наличие реального порядка осуществления государственной власти, отличного от официальной Конституции.

Под конституционным контролем понимается

г) проверка соответствия законов конституции, осуществляемая судами.

Под последующим конституционным контролем понимается контроль

а) после вступления закона в законную силу;

К конституционно-правовой санкции относится

в) лишение специального, воинского или почетного звания, награды;

Днем вступления в силу Конституции РФ считается

в) день всенародного голосования 12 декабря 1993 года;

Конституция является актом прямого действия, это означает

в) что положения Конституции действуют непосредственно;

11. Изменения в ст. 65 Конституции РФ, определяющие состав РФ, вносятся на основании

а) Федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта

12. Предложения о внесении поправок в Конституцию может вноситьв) Президент РФ;

Конституционное Собрание – это

а) представительный орган Российской Федерации, обладающий полномочиями учредительной власти, призванный разработать проект новой Конституции РФ;

Официальное толкование Конституции РФ осуществляет (осуществляют)

а) Верховный Суд, Конституционный Суд РФ,

б) Конституционный Суд РФ;

в) Конституционный Суд РФ, Государственная Дума РФ;

г) Конституционный Суд РФ, Конституционное Собрание

Инициатором толкования Конституции является

а) Глава субъекта РФ;

б) Федеральные министры;

в) Правительство РФ;

г) Председатель Конституционного Суда РФ

Основы конституционного строя – это

а) это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации;

17. Основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан – этоб) общественная организация,

К организационно-правовым формам религиозного объединения относятся

а) религиозная группа и религиозная организация;

б) религиозная организация, религиозная община;

в) религиозное движение, религиозный фонд,

г) религиозная организация, религиозная секта

19 Под унитарным государством в теории конституционного права понимают

б) форму государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования, имеющее единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система;

Ассиметричная федерация – это

а) федерация, в которой субъекты обладают сходным статусом, но отличаются набором прав по отношению к центру;

б) федерация, в которой субъекты имеют равное правовое положение;

21. По родовой принадлежности к национально-территориальным образованиям в составе РФ относятся

а) края, области, города федерального значения;

в) автономные округа, автономная область;

г) все вышеперечисленные варианты.

Регистрацию религиозных объединений осуществляют

а) органы юстиции;

б) Управления налоговой службы в субъектах РФ;

в) органы исполнительной власти субъекта

г) администрации органов местного самоуправления

Членами политической партии могут быть

б) граждане, достигшие 18 лет;

Нормативно-правовой акт, устанавливающий описание и порядок Гимна РФ

а) Федеральный конституционный закон РФ;

б) Указ Президента;

в) Конституция РФ;

г) Постановление Правительства РФ

25. В случае избрания Президента, его отношения с партией, членство которой он имеет, согласно законодательству РФ, характеризуются

а) избранный Президент обязан выйти из партии на время срока президентства;

б) Президент может оставаться членом партии, но не принимать участие в ее основной работе;

в) возможностью Президента выбрать характер взаимоотношений;

г) Президент РФ не может состоять ни в какой политической партии

Тестовые задания по теме «Федеральное Собрание Российской Федерации»

Вариант I

1. Федеральное Собрание РФ является органома) представительным и законодательным;

2. Число депутатов Государственной Думы РФ составляет ____ депутатов

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, resheba.me, infopedia.su.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector