Как формируется фонд перераспределения земель

В составе земель сельскохозяйственного назначения формируется специальный фонд перераспределения земель. В него поступают земельные участки, от которых прежние правообладатели отказались добровольно либо которых они лишились принудительно (если земельные участки у них были изъяты в связи с ненадлежащим использованием*(88)). Кроме того, в данный фонд зачисляются земельные участки после смерти собственника земельного участка (владельца), если у него нет наследников, либо наследники не приняли наследства, лишены наследства, отказались от наследства в пользу государства и т.п. Было бы логично предусмотреть в законодательстве, что в фонд перераспределения должны поступать и земельные участки, сформированные и выделенные из земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных земельных долей. Однако ни ст. 80 ЗК, ни п. 5 ст. 13 Закона об обороте земель, посвященный данному вопросу, об этом не упоминают. Между тем на практике такие земельные участки нередко зачисляются в фонд перераспределения*(89), хотя перечень оснований для зачисления земельных участков в фонд перераспределения в ст. 80 ЗК является исчерпывающим.

Если же учесть, что в состав земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества (исходя из их оценки по кадастровой стоимости), то можно предположить, что такие земельные участки в перспективе будут переводиться в другие категории. Для того чтобы поставить хотя бы минимальный барьер на пути такого перевода, следует четко сказать в ст. 80 ЗК и ст. 13 Закона об обороте земель о том, что земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей, относятся к фонду перераспределения. Вероятно, возможны и иные случаи зачисления земельных участков в фонд перераспределения (например, в случае дарения земельного участка муниципальному образованию, приобретения земельного участка по договору купли-продажи в порядке реализации преимущественного права субъекта РФ или муниципального образования и т.п.). Поэтому целесообразно исчерпывающий перечень поступления земельных участков в фонд перераспределения (п. 2 ст. 80 ЗК) сделать открытым.

Из некоторых судебных решений также усматривается непонимание на практике различий между понятиями невостребованные земельные доли» и «фонд перераспределения».

В случае их недостаточного количества на территории указанных районов стороны предусмотрели возможность приобретения недостающего количества земельных долей на территории иных районов Белгородской области. Согласно п. 4 договора его предметом, являются бесхозяйные земельные доли на территории Белгородской области (на земельную долю не имеется собственника или собственник ее неизвестен либо собственник отказался от права собственности на земельную долю), из которых в соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РФ и ст. 225 Гражданского кодекса формируются районные фонды перераспределения.

Однако в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона об обороте земель невостребованные земельные доли подлежат выделению в земельный участок. Соответственно в состав фонда перераспределения может быть включен именно земельный участок, выделенный в счет невостребованных земельных долей, но не сами земельные доли как таковые. Если же земельные доли (даже невостребованные) в натуре из общей собственности не выделены, то они не могут относиться к фонду перераспределения.

К содержанию данного договора возникает множество других вопросов. В частности, вызывает недоумение пункт договора, согласно которому в случаях, если на отчуждаемые земельные доли, зарегистрированы права муниципальной собственности, то продавец окажет содействие покупателю по его просьбе в приобретении этих земельных долей из состава земель фонда перераспределения либо предложит покупателю для покупки другие равноценные земельные доли. Неясно, на каком основании Правительство области распоряжается земельными долями (или участками), на которые зарегистрировано право муниципальной собственности.

В конечном итоге суды правильно посчитали данный договор незаключенным, однако с обоснованием этого вывода все же трудно согласиться*(90). В частности, суды почему-то исходили из того, что к договорам о купле-продаже земельных долей должны применяться нормы о продаже недвижимости. Таким образом, суды не видят разницы между куплей-продажей земельных участков и земельных долей (долей в праве общей собственности), что не соответствует действующему законодательству.

Возвращаясь к вопросу о фонде перераспределения, отметим, что в юридической литературе справедливо указывалось, что создание этого фонда имеет цель не допустить перетекания таких земель в иные категории земель, не связанные с сельскохозяйственным использованием*(91).

На практике встречались случаи, когда земли данного фонда постановлением главы муниципального образования предоставлялись юридическому лицу в аренду не для сельскохозяйственного производства, а для строительства складских помещений. Требования сельскохозяйственной организации о признании данного постановления недействительным были удовлетворены по той причине, что администрация муниципального образования распорядилась земельным участком, который принадлежит заявителю на праве собственности, и в фонд перераспределения не передавался*(92).

Такое решение суда является законным и обоснованным. Однако следует обратить внимание, что в оспариваемом постановлении главы муниципального образования указано, что земельный участок предоставляется из фонда перераспределения района (категория земель — земли промышленности). Такое словосочетание само по себе является нонсенсом, так как фонд перераспределения относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и используется лишь в целях ведения сельскохозяйственного производства. Для использования земельного участка в иных целях его нужно сначала перевести в земли иных категорий, но в этом случае он уже не может считаться земельным участком из фонда перераспределения.

Применительно к фонду перераспределения заслуживает обсуждения еще одна проблема. До 1 июля 2006 г. земли фонда перераспределения в соответствии со ст. 18 ЗК относились к собственности субъектов РФ, а с указанной даты данный пункт признан утратившим силу. И более двух лет в законодательстве не было ответа на вопрос: а у кого возникает право собственности в случаях, когда право частной собственности прекращается (при отказе от собственности, при изъятии земельного участка в связи с ненадлежащим использованием)?

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ в ст. 18 и 19 ЗК были внесены изменения, суть которых сводится к тому, что по общему правилу при отказе собственника от земельного участка он поступает в муниципальную собственность, а в Москве и Санкт-Петербурге — в собственность данных субъектов РФ (если иное не предусмотрено другими федеральными законами или соответственно законами Москвы и Санкт-Петербурга). Следовательно, в отношении земельных участков, от права собственности на которые собственник отказался, уже наступила некоторая определенность. Однако отказаться можно не только от права собственности, но и от иных вещных прав. Поэтому в фонд перераспределения могут попасть земельные участки, являющиеся федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ. Это происходит, в частности, при отказе федеральных государственных унитарных предприятий или унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Как говорилось выше, источниками формирования фонда перераспределения могут быть и другие земельные участки. Так, подп. 2 п. 2 ст. 80 ЗК, по существу, говорит о земельных участках, которые относятся к выморочному имуществу. Формулировка данного пункта не дословно повторяет норму п. 1 ст. 1151 ГК, но по смыслу с ней полностью совпадает. Но в соответствии с п. 2 ст. 1151 выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону к Российской Федерации. Исключение составляют лишь жилые помещения, переходящие в порядке наследования по закону в собственность того муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если они расположены в Москве или Санкт-Петербурге, то в собственность этих субъектов Российской Федерации.

Это интересно:  Регистрация обособленного подразделения ооо

По нашему мнению, целесообразно было бы обсудить вопрос о распространении на земельные участки, относящиеся к выморочному имуществу, правил наследования, установленных п. 2 ст. 1151 ГК для жилых помещений. В пользу такого предложения говорит и то обстоятельство, что к жилым помещениям относятся не только комнаты и квартиры в многоквартирных домах, но и жилые дома (ст. 16 ЖК). И в случае если к выморочному имуществу будет отнесен жилой дом, сложится ситуация, когда дом перейдет по наследству к муниципальному образованию, а земельный участок под домом (или при доме) — к Российской Федерации, что нежелательно с точки зрения реализации принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости.

Что касается субъекта права собственности на земельные участки, изъятые в связи с ненадлежащим использованием, то тут, как и при отказе от прав на земельные участки, возможны различные варианты. В случае изъятия земельного участка у частного собственника вопрос о том, к кому переходит право собственности на такой участок должен, по-видимому, решаться в зависимости от такого, чьей собственностью данный участок был до предоставления в частную собственность. То есть изъятый земельный участок как бы «возвращается» в федеральную собственность, собственность субъекта РФ или муниципальную собственность. Если же участок предоставлялся из неразграниченной государственной собственности, то и после изъятия он приобретает тот же статус.

Приведенные примеры показывают, что в фонде перераспределения могут одновременно оказаться земельные участки, имеющие различный правовой режим с точки зрения собственности на них (неразграниченная государственная, федеральная собственность, собственность Российской Федерации, муниципальная собственность). Это может создать трудности в предоставлении земельных участков из данного фонда. Поэтому данную проблему нельзя считать решенной окончательно. Одним из вариантов ее решения может быть отнесение всех земельных участков, поступающих в фонд перераспределения, муниципальной собственностью, независимо от оснований, по которым земельные участки поступают в указанный фонд.

Вопросы изменения разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения

Термин «разрешенное использование», упомянутый в ст. 1, 7 и некоторых других Земельного кодекса РФ, не получил, к сожалению, своего легального определения. Существует мнение, что применительно к землям сельскохозяйственного назначения видами разрешенного использования следует считать конкретные цели, для которых земельный участок предоставлен (ведение фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, данного хозяйства и т.п.).

Иногда юридические лица скупают землю сельскохозяйственного назначения у граждан, ведущих фермерское хозяйство, либо с целью изменения вида разрешенного использовании, либо с целью последующего перевода этих земельных участков в земли иной категории (населенных пунктов, специального назначения). Однако прежде чем обратиться с ходатайством о начале процедуры перевода земельного участка в другую категорию, покупатель должен зарегистрировать свое право собственности на данный участок. Однако здесь он сталкивается с проблемами: органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, отказывают им в этом на том основании, что земли, предоставленные для ведения фермерского хозяйства, не могут быть зарегистрированы на юридическое лицо, а суды оставляют заявления о признании таких отказов незаконными без удовлетворения. Причем такая позиция судов находит поддержку и в Высшем Арбитражном суде*(93), что, на наш взгляд, вполне обоснованно.

Вместе с тем есть и противоположная практика. Так, обществу с ограниченной ответственностью удалось зарегистрировать в той же Московской области (только не в Дмитровском, а в Наро-Фоминском районе) право собственности на земельный участок, приобретенный по договору купли-продажи у фермерского хозяйства. Однако позднее у Общества возникла другая проблема. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области отказало Обществу в изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «дачное строительство». Отказ был мотивирован тем, что установление вида разрешенного использования земельных участков «для дачного строительства» в отношении землепользователей — коммерческих юридических лиц земельным законодательством не предусмотрено.

С таким решением трудно не согласиться, что и подтвердили суды*(94). Однако заметим, что и ведение крестьянского (фермерского) хозяйства юридическими лицами (а данном случае — в форме ООО) законом также не предусмотрено, так как для создания фермерского хозяйства земельные участки предоставляются гражданам*(95). Нам могут возразить, что до сих пор многие крестьянские (фермерские) хозяйства сохраняют права юридического лица, поскольку были образованы до принятия Гражданского кодекса РФ 1994 г. в соответствии с Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 г. Но стоит напомнить, что и по тому Закону земельные участки предоставлялись для ведения крестьянского хозяйства гражданам, а не крестьянскому хозяйству как юридическому лицу.

Необходимо отметить, что по данному вопросу высказана и иная точка зрения, суть которой заключается в следующем: тезис, утверждающий граждан и их некоммерческие объединения в качестве единственных законных правообладателей земельных участков с разрешенным использованием «дачное строительство» или «ведение дачного хозяйства» и отрицающий коммерческие организации в качестве таковых, не отражает существующей правоприменительной практики в сфере застройки загородных территорий и социально-экономической ситуации в целом по стране*(96). Автор приводит примеры того, как коммерческие организации (инвесторы-застройщики) «договариваются» с органами местного самоуправления, и говорит, что имеющиеся «преграды» достаточно легко преодолеть. Он, безусловно, прав в том, что существующая в законодательстве неопределенность, возможность двоякого толкования отдельных норм и связанные с этими обстоятельствами взаимоотношения между органами власти и субъектами предпринимательской деятельности по дачно-коттеджному строительству на землях сельскохозяйственного назначения в условиях российской действительности в совокупности порождают коррупцию и мздоимство*(97).

Вместе с тем надо признать, что в современных условиях приведенное выше решение данного вопроса, предложенное судебными органами, является хоть какой-то гарантией защиты земель сельскохозяйственного назначения. Еще лучшей защитой было бы вообще исключение возможности предоставления земель для дачного хозяйства (дачного строительства) из земель сельскохозяйственного назначения, поскольку для земель данной категории характерно то, что пригодны для производства сельскохозяйственной продукции и в первую очередь должны использоваться именно в этих целях.

ФОНД ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ

(«ЗАПАС» ДЛЯ С/Х ЗМЕЛЬ)

Недостатком правового регулирования земель запаса до принятия ЗК РФ 2001 г. было то, что изъятые с/х или иные земли переходили в категорию земель запаса — единственную категорию земель, не имеющую целевого назначения. Терялось целевое назначение изъятых земель, и они могли быть предоставлены для иных целей. Теперь в соответствии с ЗК РФ 2001 г. (ст. 80) фонд перераспределения земель находится в категории земель с/х назначения, в связи с чем правовой режим земель фонда изменился. Произошло законное («автоматическое») изменение категории земель фонда перераспределения.

Это интересно:  Кто устанавливает тарифы жкх

В общем, земли с/х назначения уходят в фонд перераспределения, а не запаса.

Хотя суть у них одна.

Фонд перераспределения земель формируется за счет участков с/х назначения в случаях:

— добровольного отказа правообладателя от участка;

— при отсутствии наследников, при их отказе от наследства в пользу государства (или безадресно) или лишении завещателя всех наследников наследства;

— при принудительном изъятии участка в случаях, предусмотренных законом.

В дальнейшем эти временно выведенные из оборота с/х земли предоставляются для использования в с/х целях в соответствии со ст. 78 ЗК РФ. Тем самым сохраняется их целевое назначение.

В фонд перераспределения включены не все случаи, когда участки с/х назначения не имеют правообладателей. В частности, не включены такие случаи, как невостребованные земельные паи, участки, приобретенные гос или муницип органами в порядке совершения сделок отчуждения, земли, приведенные в состояние, непригодное для использования по целевому назначению, участки, срок предоставления которых истек, и другие случаи. По этой причине в настоящее время такие земли нередко включаются в категорию земель запаса, что не способствует охране этих земель.

Несмотря на выведение фонда перераспределения из категории запаса, действующее земельное законодательство наделяет их правовой режим рядом общих особенностей.

За счет земель запаса либо фонда перераспределения могут создаваться:

· За счет земель запаса создается земельный фонд для расселения беженцев и вынужденных переселенцев. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.03.1995 № 249 «О порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования» этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ для жилищного строительства (как правило, вблизи городов, поселков), организации личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств и с/х кооперативов.

· За счет земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в гос реестр казачьих обществ в РФ. По Указу Президента РФ от 16.04.1996 № 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению гос и иной службы» и Постановлению Правительства РФ от 08.06.1996 № 667 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в гос реестр казачьих обществ в РФ, и режиме его использования» этот фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению органов земельного кадастра и на основе предложений казачьих обществ.

60. Современная земельная реформа в России (понятие, цели, содержание, этапы, правовое обеспечение).

Общий экскурс:

1. Регулирование земельных отношений до 1861 г.

3. Земельная реформа 90-х годов XX века(1й этап современной реформы)

4. Земельная реформа 2011 года(2й этап современной реформы)

Земельная реформа – совокупность экономич, организационных, соц-политич, правовых мер, которые были направлены на преобразования в сфере земельных отношений.

Это коренное изменение земельного строя, который существовал до 1990 г. и основывался на исключительной собственности государства на землю, возникшей в результате национализации земли в 1917 г.

— повышение эффективности использования земли,

— создание условий для увеличения соц, инвестиционного и производительного потенциала земли,

— превращение земли в мощный самостоятельный фактор экономического роста.

Программой намечено разработать и реализовать комплекс взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 г. создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и гос управления земельными ресурсами, намечено укрепить гарантии

конституционных прав граждан на землю.

Одно из основных направлений реформы — установление частной собственности на землю и создание механизма земельного рынка.

Содержание земельной реформы:

Ø упорядочение отношений гос и муницип собственности на землю;

Ø укрепление законодательных гарантий частной собственности на землю;

Ø создание механизмов регистрации прав на землю;

Ø совершенствование земельного кадастра;

Ø формирование системы ипотечного кредитования и гос контроля;

Ø реформирование планирования использования земель поселений посредством развития практики градостроительного зонирования;

Ø поэтапное сокращение ограничений на оборот земель городов и других поселений;

Ø гос контроль за оборотом земель с/х назначения.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

· на основе спец земельно-правовых актов

· на основе развития общего законодательства: о приватизации; о собственности; о предприятиях и предпринимательской деят-ти; о банках; о налоговой системе; об акционерных обществах; об антимонопольной деят-ти; о банкротстве; об инвестиционной деят-ти; о залоге.

ЭТАПЫ

Сложившаяся в советское время структура земельных ресурсов и система земельных правоотношений в рыночных условиях не могла обеспечивать эффективное использование земельных ресурсов, что объективно потребовало реформирования. Переход от планово-административной экономики к рыночной потребовал преобразований в области земельных отношений.

С 1990 г. в РФ был взят курс на развитие рыночной экономики.

Фонд перераспределения земель

О практическом значении фонда перераспределения земель в осуществлении земельной реформы можно судить хотя бы по следующим данным:

  • 1) не состоялась основная цель земельной реформы – создание крестьянского (фермерского) уклада на основе всеобщего, массового выхода владельцев права собственности на земельные доли из коллективно-долевой собственности на приватизированные земельные участки колхозов и совхозов с выделом их в натуре: по состоянию на 1 января 1995 г. (т.е. на дату завершения раздела земель и их приватизации) было зарегистрировано 270 тыс. крестьянских хозяйств, из которых 82 тыс. хозяйств, или всего лишь 1/3, созданы на землях колхозов и совхозов, а 2/3 – на земельных участках фонда перераспределения земель;
  • 2) зато действительно массовый характер обрело создание садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан, которых к 2006 г. насчитывалось уже 80,3 тыс. с десятками миллионов земельных участков их членов.

Вторым источником пополнения фонда перераспределения земель явились излишки земельных участков после формирования коллективно-долевой собственности граждан в процессе приватизации земель колхозов и совхозов и их реорганизации в соответствии с ЗК РСФСР 1991 г., Указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановлениями Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», которыми предписывалось осуществить приватизацию земель и реорганизацию колхозов и совхозов до 1 января 1993 г.

Это интересно:  Осмотр перед прививкой бланк

Порядок приватизации предусматривал следующее:

  • 1) создание в каждом районе, колхозе, совхозе районных и внутрихозяйственных комиссий по приватизации земли и реорганизации хозяйств;
  • 2) принятие трудовым коллективом хозяйства решения: о выборе формы собственности на землю; о порядке подачи заявки на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или в аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся бесплатно по среднерайонной норме (с приложением списка лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992 № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»). Указанная норма определялась путем деления всей площади сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района (за исключением земель, передаваемых в ведение сельских поселковых, городских Советов народных депутатов) [1] на суммарную численность лиц, работающих и работавших ранее в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе). При этом местной администрации сельских районов предоставлялось право устанавливать дифференцированную норму бесплатной передачи земли в собственность по выделяемым на территории района зонам с различной плотностью населения;
  • 3) общая площадь земельных участков, входящих в состав земель коллективно-долевой собственности, определялась путем умножения среднерайонной нормы бесплатной передачи на число лиц, имеющих право на земельную долю. Поскольку плотность населения в хозяйствах была различной, а дифференциация среднерайонной нормы в большинстве хозяйств не проводилась, постольку в одних хозяйствах размер земельной доли оказался меньше среднерайонной нормы, в других – равной, в третьих образовался излишек (разница между фактической площадью сельскохозяйственных угодий колхоза или совхоза и установленной по среднерайонной норме площадью земельных участков, составляющих коллективно-долевую собственность как сумму земельных долей).

При этом приватизация земельных участков проводилась не только в преобразуемых колхозах и совхозах, но и в тех колхозах, которые в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 06.03.1992 № 138 «О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации», от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» не реорганизовались, а воспользовались правом сохранения прежней организационноправовой формы.

Третьим источником формирования фонда перераспределения земель в самые первые годы создания крестьянских хозяйств и развития коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства в соответствии с Земельным кодексом РСФСР 1991 г. явились земли лесного фонда, не покрытые лесом, и земли запаса.

Наконец, четвертый способ пополнения фонда перераспределения земель, имеющий по своей сути перманентный характер, состоит в прекращении прав на землю по основаниям, которые были закреплены в ст. 39, 40 Земельного кодекса РСФСР 1991 г., а именно в случаях:

  • 1) добровольного отказа от земельного участка или его части;
  • 2) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;
  • 3) прекращения деятельности организации (предприятия), крестьянского хозяйства;
  • 4) использования земли не по целевому назначению;
  • 5) нерационального использования земельного участка;
  • 6) систематической неуплаты земельного налога в течение двух лет и непогашения задолженности в течение последующего одного года;
  • 7) неиспользования в течение одного года;
  • 8) отчуждения (продажи) земельного участка местному Совету народных депутатов.

Однако указанные юридические основания прекращения прав на землю вскоре утратили силу в связи с тем, что ст. 39, 40, как и многие другие статьи Земельного кодекса РСФСР 1991 г., были признаны недействующими Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». В связи с общественной потребностью отдельные субъекты РФ принимали свои нормативные правовые акты о прекращении прав на землю, в которых нередко воспроизводился приведенный перечень оснований прекращения прав либо распространяли его действие только на пользователей земельных участков, не являющихся их собственниками. Поэтому институт прекращения прав на земельные участки по юридическим основаниям субъективного характера (нарушения земельного законодательства) практически не использовался. Крестьянские хозяйства создавались преимущественно на земельных участках, выделяемых из землепользования сельскохозяйственных коммерческих организаций в счет земельных долей, а садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения – на землях иных категорий (лесного фонда, запаса), соответственно переводимых в фонд перераспределения земель.

Правовой режим фонда перераспределения земель существенно изменился в последнем десятилетии в связи с принятием федеральных законов – ЗК РФ и Закона об обороте земель.

Пункт 2 ст. 80 ЗК РФ первоначально установил всего лишь три способа формирования фонда перераспределения земель:

  • 1) добровольный отказ от земельного участка;
  • 2) передача земельного участка государству при отсутствии наследников либо отказе наследников от наследства;
  • 3) принудительное изъятие земельного участка в случаях, установленных законодательством.

Обобщенная новая регламентация порядка формирования фонда перераспределения земель (п. 2 ст. 80 ЗК РФ) – замена на формулу «приобретение Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами» – обусловлена незавершенностью перечня способов поступления в данный фонд, установленного старой редакцией, поскольку в ней не охвачен ряд оснований приобретения субъектами РФ и муниципальными образованиями права собственности на земельные участки, закрепленных законодательством и не подпадающих под формулу «принудительное изъятие».

Закон о введении в действие ЗК РФ (п. 11 ст. 3) дополняет ст. 80 3 К РФ указанием на то, что в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие ЗК РФ в образованных в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель. Редакция данной нормы нуждается в уточнении. Как было уже сказано, во-первых, начало формирования фонда перераспределения земель связано с реализацией первых законов о земельной реформе, во-вторых, основную часть этого фонда, который был уже создан до принятия названного Указа, составили земельные участки, не связанные с приватизацией земель (например, изъятие 10% пашни всех предприятий и другие источники).

Статья 80. Фонд перераспределения земель. 1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

Статья написана по материалам сайтов: megaobuchalka.ru, studme.org, www.lawmix.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector