+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Ключевые показатели развития конкуренции в субъектах рф

Для возможности осуществления деятельности по развитию конкуренции на системной основе необходимо было создать единую для всех субъектов Российской Федерации инфраструктуру, с понятными правилами и алгоритмом функционирования, которая ранее отсутствовала. Данная задача была реализована в рамках Стандарта развития конкуренции.

По результатам внедрения Стандарта и его реализации на 2017 год в субъектах наработан определенный опыт развития конкуренции на социально значимых и приоритетных рынках субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что российский опыт разработки и внедрения Стандарта получил высокую международную экспертную оценку со стороны Всемирного банка. Стандарт переведен Всемирным банком на английский язык, а также по данному вопросу банком был подготовлен специальный доклад «Развитие рыночной конкуренции: Обзор Стандарта развития конкуренции в России». В докладе Всемирного банка отмечается, что Стандарт – это очень полезный инструмент, который может быть эффективно использован в целях дальнейшего развития конкуренции на российских рынках, как на национальном, так и на региональном уровнях; он представляет особую важность в решении социально-экономических вопросов России – в частности, роста производительности труда, эффективности структуры государственных расходов и системы оказания государственных услуг.

Вместе с тем, как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Государственного совета, состоявшегося 5 апреля 2018 года, не смотря на то, что реализация стандарта развития конкуренции для ряда субъектов Федерации стала реальным стимулом для поддержки конкуренции, в целом по стране системных перемен к лучшему так и не произошло.

Наряду с глобальными экономическими вызовами монополизации региональных рынков по-прежнему способствуют традиционные экономические факторы:

1. Государственно-монополистические тенденции региональных экономик.

2. Картелизация конкурентных сфер экономической деятельности.

3. Запрет параллельного импорта, особенно в «санкционных» сферах экономической деятельности.

4. Тарифная дискриминация, которой способствует, прежде всего, отсутствие единых на всей территории страны правил установления тарифов на услуги естественных монополий, что имеет следствием создание входных барьеров и неконкуретных условий для ведения бизнеса на территории разных субъектов Российской Федерации.

5. Недостаточное использование потенциала малого и среднего бизнеса для развития конкуренции, создание для малого бизнеса барьеров входа на рынки и вытеснение его с рынков.

6. В деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления имеют место случаи ограничения конкуренции, в том числе при осуществлении государственных и муниципальных закупок, предоставлении прав на государственное и муниципальное имущество. Отсутствие единого, установленного на федеральном уровне порядка предоставления субсидий в сфере сельского хозяйства на практике приводит к злоупотреблениям со стороны органов власти в части создания дискриминационных условий доступа к получению субсидий.

На заседании Государственного совета в целях решения масштабных задач, стоящих перед страной, Президент Российской Федерации потребовал «максимально эффективно включиться в их решение, причём включиться всех: и гражданское общество, и бизнес, и органы власти должны вместе работать. И конечно же, требуются усилия всех субъектов Российской Федерации». По итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 5 апреля 2018 года, Президент Российской Федерации утвердил перечень поручений.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Перечня Поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Госсовета от 15.05.2018 № Пр-817ГС (далее — Перечень Поручений Президента Российской Федерации № Пр-817ГС) каждый субъект Российской Федерации с учетом специфики социально-экономического развития региона должен разработать и утвердить ключевые показатели развития конкуренции в отраслях (сферах) экономики субъекта Российской Федерации, отражающие долю организаций частной формы собственности в соответствующих отраслях (сферах).

Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Государственного совета: «несмотря на то, что реализация Стандарта развития конкуренции для ряда субъектов Федерации стала реальным стимулом для поддержки конкуренции, в целом по стране системных перемен к лучшему так и не произошло».

Разработка ключевых показателей субъектами Российской Федерации должна быть проведена на основании материалов, подготовленных рабочей группой Государственного совета Российской Федерации.

Указанные материалы содержат информацию о 41 отрасли (сфере) экономики регионов и минимальных показателях развития конкуренции, на основе которых должен формироваться региональный перечень соответствующих отраслей (сфер) и показателей.

Методики расчета ключевых показателей развития конкуренции разработаны ФАС России и проходят процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии Поручением Президента Российской Федерации в каждом регионе должны быть актуализированы и утверждены региональные и муниципальные Планы мероприятий («дорожные карты») по содействию развития конкуренции с учетом необходимости достижения к 1 января 2022 года ключевых показателей развития конкуренции в отраслях (сферах) экономики субъекта Российской Федерации.

Уже в настоящее время по результатам совместной работы ФАС России и субъектов Российской Федерации подавляющее большинство регионов определились с перечнем ключевых показателей и готовы их утвердить.

Для эффективного выполнения Поручений Президента Российской Федерации между ФАС России и практически всеми регионами заключены соглашения о взаимодействии по вопросам развития конкуренции.

Регинами активно ведется работа по разработке мероприятий «дорожных карт» развития конкуренции.

Реализация региональных Планов мероприятий («дорожных карт») по развитию конкуренции должна осуществляться органами власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами местного самоуправления. При этом в муниципальных образованиях могут быть утверждены свои Планы мероприятий («дорожные карты») по развитию конкуренции, принимаемые во взаимодействии с органами власти субъектов Российской Федерации, либо региональные Планы мероприятий («дорожные карты») по развитию конкуренции должны предусматривать реализацию совместных мероприятий органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Вместе с тем, для решения поставленных задач в соответствии с первым пунктом Перечня Поручений Президента Российской Федерации № Пр-817ГС необходимо внести изменения в стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

ФАС России с учетом Поручений Президента Российской Федерации, материалов Государственного совета Российской Федерации подготовлен проект новой редакции стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации и направлен в Министерство экономического развития Российской Федерации.

Скорейшее принятие стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации обеспечить возможность своевременного исполнения решений, принятых Президентом Российской Федерации, направленных на развитие конкуренции в регионах.

Реализация задач, направленных на обеспечение эффективности функционирования российской экономики на основе здоровой конкуренции, особенно в условиях экономических санкций, возможна только при консолидированном участии в данном процессе органов власти всех уровней, российского бизнес-сообщества и институтов гражданского общества.

Для обеспечения решения задач, направленных развитие конкуренции на региональном и муниципальном уровне первым пунктом в перечне поручений Правительству РФ поручено внести изменения в Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

По-прежнему имеют место проявления государственного протекционизма в отношении отдельных хозяйствующих субъектов на региональном уровне, тенденции экономического «сепаратизма» в виде закрытия границ для продукции, произведенной на территории других субъектов Российской Федерации, а также значительное количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов региональной и муниципальной власти сопряжены с проблемами развития конкуренции на национальном уровне.

Фактором, отрицательно влияющим на развитие конкуренции, продолжает оставаться значительная доля в российской экономике хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной и муниципальной собственности.

Региональная практика применения антимонопольного законодательства показывает, что нередко процессы государственной монополизации сопровождаются внесением в законодательство субъектов Российской Федерации специальных норм, закрепляющих статус государственных предприятий как единственного исполнителя работ для государственных или муниципальных нужд.

Имущество, имущественные права и природные ресурсы распределяются на торгах и без проведения торгов (по различным основаниям и на разном уровне принятия решений).

В настоящее время проведение торгов по продаже прав на государственное (муниципальное) имущество и природные ресурсы регулируется порядка 50 нормативными правовыми актами.

В каждом из указанных выше актов предусмотрен отдельный порядок информационного обеспечения, подачи заявок, допуска/недопуска к участию в торгах, заключения договоров, получения доступа к ресурсам без торгов.

Такая законодательно установленная неоднородность процедур проведения торгов, а также их непрозрачность, отрицательно влияет на развитие конкуренции, эффективность вовлечения в хозяйственный оборот государственного и муниципального имущества, имущественных прав и природных ресурсов, и, более того, способствует развитию коррупции.

Кроме того, в большинстве нормативных правовых актов отсутствует указание на возможность проведения торгов в электронной форме на электронных площадках, что в существенной степени сужает круг участников торгов в связи с территориальной удаленностью отдельных субъектов Российской Федерации.

В случаях, когда возможность проведения торгов в электронной форме предусмотрена, отсутствие единого перечня электронных площадок затрудняет доступ большого числа участников на торги.

Похожая ситуация складывается и в отношении приватизации государственного (муниципального) имущества, закрепленного за ГУПами (МУПами) и учреждениями.

По статистическим данным ФАС России, нарушения антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не смотря на снижение количества нарушений в том числе результате принимаемых антимонопольными органами мер, по-прежнему составляет подавляющее большинство в общем количестве выявляемых антимонопольными органами нарушений антимонопольного законодательства. При этом в общем количестве нарушений со стороны органов власти нарушения федеральных органов власти составляют 0,025%, а нарушения со стороны региональных и муниципальных органов власти – 99,075% соответственно.

Для эффективного развития конкуренции недостаточно наличия лишь законодательства, защищающего принципы здоровой и честной конкуренции, необходимы институциональные и правовые механизмы, стимулирующие развитие конкуренции в отраслях экономики и регионах страны.

Это интересно:  Когда выплачивают отпускные по закону

Развитие конкуренции в экономике — это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижения административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и региональной политики.

Созданная в субъектах Российской Федерации инфраструктура органов, ответственных за реализацию Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, и система взаимодействия органов власти всех уровней в целях содействия развитию конкуренции, должны быть встроены в общую единую систему государственной политики по развитию конкуренции, идеологические основы которой заложены в Указе Президента РФ № 618.

Реализация задач, направленных на обеспечение эффективности функционирования российской экономики на основе здоровой конкуренции, особенно в условиях экономических санкций, возможно только при консолидированном участии в данном процессе органов власти всех уровней, российского бизнес-сообщества и институтов гражданского общества.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Национального плана Федеральной антимонопольной службе поручено при представлении в Правительство Российской Федерации Доклада о состоянии конкуренции, включать в него, в том числе, информацию по оценке состояния конкуренции в субъектах Российской Федерации.

Доклады субъектов Российской Федерации ежегодно, до 10 марта года, следующего за отчетным направляются уполномоченным органом в ФАС России, Минэкономразвития России, АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в соответствии с пунктом 49 стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. № 1738-р (далее – Стандарт).

ФАС России в настоящем разделе представляет отдельные аспекты состояния и развития конкурентной среды в субъектах Российской Федерации, примеры деятельности органов власти, проблемы внедрения Стандарта и предложения на основе докладов субъектов и практики внедрения Стандарта, обобщаемой в ходе оперативного методического взаимодействия, семинаров, круглых столов, конференций. Также в разделе даны обобщение и анализ Сведений о достижении целевых значений контрольных показателей эффективности, установленных в планах мероприятий («дорожных картах») по содействию развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее – Сведения; Сведения о достижении целевых показателей).

Формирование Рейтинга глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции за 2017 год также утратило свое основание в связи с вступлением в действие Указа Президента Российской Федерации от 14.11.2017 № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2018 № 472 «Об осуществлении мер по реализации государственной политики в сфере оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Вместе с тем, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации осуществляет анализ полученных от регионов сведений за 2017 год для направления его результатов в Минэкономразвития России.

В соответствии с перечнем поручений № Пр-817ГС от 15 мая 2018 года
по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации по вопросу развития конкуренции, состоявшегося 5 апреля 2018 года предписано внести в Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. №548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» изменения, касающиеся включения в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показателя, предусматривающего оценку реализации стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации с учётом достижения ключевых показателей развития конкуренции.

Таким образом, региональные планы мероприятий («дорожные карты») в обязательном порядке должны актуализироваться в целях учета изменений, вносимых в стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Такая работа должна проводиться во всех субъектах Российской Федерации.

В целях выполнения пункта 1 «в» перечня поручений № Пр-817ГС от 15 мая 2018 года необходимо обеспечить включение в перечень показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации показателя, предусматривающего оценку достижения в субъекте Российской Федерации показателей развития конкуренции.

1.2.1. Реализация Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации

Стандартом выстроена система деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по развитию конкуренции при содействии субъектам Российской Федерации со стороны Федеральной антимонопольной службы, Министерства экономического развития Российской Федерации, автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», автономной некоммерческой организации «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации».

Для возможности осуществления деятельности по развитию конкуренции на системной основе необходимо было создать единую для всех субъектов Российской Федерации инфраструктуру, с понятными правилами и алгоритмом функционирования, которая ранее отсутствовала. Данная задача была реализована в рамках Стандарта, чьи составляющие являются основой указанной инфраструктуры.

Предполагается, что федеральные министерства и ведомства, ответственные за реализацию государственной политики в отраслях (сферах) экономики, на основе анализа реализованной на региональном и муниципальном уровне деятельности по содействию развитию конкуренции с определенной периодичностью будут обновлять федеральный план развития конкуренции («дорожную карту») в отраслях (сферах) экономики, одновременно задавая темп и цели развития для всей страны, с соответствующей актуализацией Стандарта для деятельности по содействию развитию конкуренции на региональном и муниципальном уровне.

Региональные планы мероприятий («дорожные карты») в обязательном порядке должны актуализироваться в целях учета изменений, вносимых в стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Такая работа должна проводиться во всех субъектах Российской Федерации.

Каждый субъект Российской Федерации с учетом специфики социально-экономического развития региона утверждает Перечень рынков, а также разрабатывает перечень мероприятий («дорожную карту») по содействию развитию конкуренции и конкурентной среды на этих рынках.

В рамках Стандарта в субъектах Российской Федерации в 2017 году реализовывались мероприятия, направленные на достижение следующих целей:

оптимизацию процедур государственных и муниципальных закупок, а также закупок товаров, работ и услуг хозяйствующими субъектами, доля участия субъекта Российской Федерации или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов;

совершенствование процессов управления объектами государственной собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, а также на ограничение влияния государственных и муниципальных предприятий на конкуренцию;

организацию и проведение публичных торгов или иных конкурентных процедур при реализации имущества хозяйствующими субъектами, доля участия субъекта Российской Федерации или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов;

создание условий, согласно которым обозначенные хозяйствующие субъекты при допуске к участию в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд принимают участие в таких закупках на равных условиях с иными хозяйствующими субъектами;

стимулирование новых предпринимательских инициатив за счет проведения образовательных мероприятий, обеспечивающих возможности для поиска, отбора и обучения потенциальных предпринимателей;

развитие механизмов поддержки технического и научно- технического творчества детей и молодежи, а также на повышение их информированности о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечения поддержки научной, творческой и предпринимательской активности;

мобильность трудовых ресурсов, способствующую повышению эффективности труда;

содействие развитию и поддержке междисциплинарных исследований, включая обеспечение условий для коммерциализации и промышленного масштабирования результатов, полученных по итогам проведения таких исследований;

развитие механизмов практико-ориентированного образования и механизмов кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям с учетом стандартов и разработок международной организации WorldSkills International;

создание институциональной среды, способствующей внедрению инноваций и увеличению возможности хозяйствующих субъектов по внедрению новых технологических решений;

содействие созданию и развитию институтов поддержки субъектов малого предпринимательства в инновационной деятельности, обеспечивающих благоприятную экономическую среду для среднего и крупного бизнеса.

Отдельное требование Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации посвящено раскрытию информации о своей деятельности субъектами естественных монополий в рамках согласования и утверждении своих инвестиционных проектов и программ, а также внедрение механизма технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий.

Вместе с тем, как показывает анализ состояния конкуренции в Российской Федерации, реализованных в рамках ранее действующего Стандарта мер, направленных на развитие конкуренции, оказалось не достаточно.

Предпринимаемые государством меры по развитию конкурентной среды в отдельных отраслях (сферах), и чаще всего, секторах экономики, имели положительные результаты, однако они не привели к системным улучшениям в состоянии конкурентной среды в масштабе страны.

По состоянию на май 2018 года к работе по внедрению Стандарта приступили все субъекты Российской Федерации.

Однако в Вологодской и Тверской областях в 2017 годуотсутствовали утвержденныеперечни социально значимых и приоритетных рынков (далее – Перечень рынков), предусмотренные Стандартом.

Приоритетные рынки в Перечнях рынков в 2017 году отсутствовали в Республике Карелия, Забайкальском крае и Чукотском автономном округе.

Данные по Блоку 2 оценки по Стандарту не предоставлены Республикой Калмыкия.

В отличие от предшествовавших Стандарту развития конкуренции программ развития конкуренции, действовавших в регионах Российской Федерации до 2015 года, мероприятия по развитию конкуренции и улучшению конкурентной среды в субъектах Российской Федерации в рамках Стандарта должны осуществляться на конкретных рынках региона. По большинству рынков приложением к Стандарту определены цифровые значения целевых показателей, которых субъектам Российской Федерации рекомендовано придерживаться. Стандарт также предусматривает широкий комплекс мер, в частности, формирование необходимой для развития конкуренции институциональной среды, проведение системных мероприятий по развитию конкурентной среды в субъекте Российской Федерации.

Это интересно:  Налог на прибыль сроки оплаты 2020

Каждый субъект Российской Федерации с учетом специфики социально-экономического развития региона утверждает Перечень рынков, а также разрабатывает перечень мероприятий («дорожную карту») по содействию развитию конкуренции и конкурентной среды на этих рынках. В настоящее время обязательными для развития являются 11 социально значимых рынков, перечень которых предусмотрен приложением к Стандарту:

1. Рынок услуг дошкольного образования

2. Рынок услуг детского отдыха и оздоровления

3. Рынок услуг дополнительного образования детей

4. Рынок медицинских услуг

5. Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

6. Рынок услуг в сфере культуры

7. Рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства

8. Рынок услуг перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах

9. Рынок розничной торговли

10. Рынок услуг связи в части широкополосного доступа «Интернет»

11. Рынок услуг социального обслуживания населения

Кроме вышеуказанных обязательных социально значимых рынков регионы включают в Перечни рынков дополнительные приоритетные рынки. Как правило, регионы включают от 1 до 5 дополнительных рынков.

Республика Татарстан выбрала для себя приоритетными 10 рынков. В Перечне рынков Белгородской области – 11 приоритетных рынков, в Удмуртской Республике – 10 приоритетных рынков.

В соответствии со Стандартом при формировании Перечня рынков рекомендуется в первую очередь включать в него рынки, характеризующиеся наличием значимых факторов, препятствующих конкуренции.

В Приложении № 1 к настоящему Разделу обобщена информация по рынкам, включенным в Перечни рынков дополнительно к рынкам, предусмотренным в приложении к Стандарту по состоянию на март 2018 года. Опыт субъектов Российской Федерации, заинтересованных развивать конкуренцию по широкому спектру направлений экономической деятельности, может представлять интерес и для других регионов.

В 2017 году в регионах по итогам проведенных ежегодных мониторингов продолжалась работа по корректировке Перечней рынков и мероприятий региональных «дорожных карт».

Ниже приведены сравнительные данные по 2015, 2016 и 2017 годам по количеству регионов, выбравших в качестве дополнительных те или иные рынки (сферы деятельности).

№ п/п Наименование рынка (сферы деятельности) Количество регионов 2015 год Количество регионов 2016 год Количество регионов 2017 год Увеличение составило 2016/2017
1. Агропродовольственные рынки 27 52 59 48 % / 12 %
2. Рынки туристической индустрии 19 36 48 47 % / 25%
3. Промышленные рынки 16 25 39 36 % / 36 %
4. Рынки в сфере строительства 10 13 14 23 % / 7 %

Таким образом, продолжает увеличиваться количество субъектов Российской Федерации, выбравших приоритетные рынки в сферах туристической индустрии, промышленности, строительства. Агропродовольственные рынки считают для себя приоритетными более 69 процентов регионов.

Доклады о состоянии конкуренции в субъектах Российской Федерации содержат положения, в том числе о состоянии конкуренции после внедрения Стандарта и во время его реализации.

Так, в Докладе «О состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Воронежской области по итогам 2017 года» отмечено, что в 2017 году в Воронежской области отмечены следующие положительные показатели:

— распределение организаций и предприятий, осуществляющих деятельность на территории Воронежской области по формам собственности сложилось следующим образом: доля организаций частной формы собственности составила 86,7% от общего количества организаций; государственной и муниципальной формы собственности – 7,9%; собственности общественных и религиозных организаций – 3,2%;

— наибольший рост доли частного бизнеса произошел в сегменте реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, а также на рынке услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако при этом, как указано в Докладе Воронежской области, сохраняющаяся высокая доля государственных (муниципальных) организаций в большинстве сегментов социально значимых рынков ограничивает вхождение новых субъектов на рынки товаров и услуг области.

Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Самарской области в 2017 году» содержит раздел V, посвященный итогам проведенной работы в Самарской области по содействию развития конкуренции на основе Стандарта.

Данный раздел содержит, например, следующие тезисы:

— в 2017 году удалось провести мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов с областной и муниципальной долей участия 50 и более процентов: рыночную долю хозяйствующих субъектов на рынках присутствия каждого из них удалось определить по 139 субъектам, что составляет 65,3% от общего количества. В 2016 году доля была определена лишь по 8,3% таких хозяйствующих субъектов;

В Докладе «О состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг города Москвы по итогам 2017 года» приведена оценка состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности, и, исходя из положений Доклада, более 80% респондентов отметили очень высокий и высокий уровень конкуренции в сфере представляемого ими бизнеса.

Также в Докладе отмечено, что респонденты отметили очень высокий и высокий уровень конкуренции в сферах образования и медицинских услуг, где в рамках реализации региональной «дорожной карты» происходит сокращение доли государственных услуг и замещение их услугами частных организаций.

Как упомянуто выше, 5 апреля 2018 года под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина в Кремле прошло заседание Государственного совета по вопросу приоритетных направлениях деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране.

С Докладом «О приоритетных направлениях деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в Российской Федерации» выступил глава ФАС России И.Ю. Артемьев.

Из указанного Доклада следует, что по результатам внедрения Стандарта и его реализации на 2017 год в субъектах наработан определенный опыт развития конкуренции на социально значимых и приоритетных рынках субъектов Российской Федерации.

Отдельное выступление на Государственном совете было посвящено новому механизму деятельности по развитию конкуренции в рамках трехуровневой системы. А.В. Бречалов, руководитель рабочей группы данного Государственного совета, представил эту систему: «В рамках подготовки доклада мы постарались комплексно подойти к проблеме развития конкуренции, в первую очередь изучили законодательство и пришли к необходимости синхронизировать программные документы. В результате выделены три уровня системы развития конкуренции.

Первый уровень – это Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Он имеет стратегический характер, данным Указом утверждён Национальный план развития конкуренции на 2018–2020 годы, представляющий собой среднесрочный план развития конкуренции на федеральном уровне, и предусматриваются ключевые показатели по развитию конкуренции на ближайшие три года.

Второй уровень включает федеральную дорожную карту по развитию конкуренции в отраслях экономики и стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Национальным планом федеральному Правительству дано поручение в срок до 1 июля 2018 года утвердить планы мероприятий по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации.

При этом указанные планы необходимо имплементировать в единую дорожную карту, утверждаемую Правительством. Единую дорожную карту также необходимо принять до 1 июля 2018 года и учитывать при этом актуализации стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

Третий уровень включает региональные планы мероприятий дорожной карты по развитию конкуренции в каждом субъекте Российской Федерации. В каждом регионе страны должны быть актуализированы действующие или приняты новые планы мероприятий, при этом они должны учитывать изменения, которые будут внесены в стандарт развития конкуренции.» [11]

На заседании Межведомственной рабочей группы 13.11.2017 г. утверждены 4 лучших региональных практики и 4 рекомендованных к внедрению практики, которые в целях дальнейшего внедрения направлены в субъекты Российской Федерации:

Перечень поручений по итогам заседания Госсовета по вопросу развития конкуренции

Президент утвердил перечень поручений по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 5 апреля 2018 года.

Пр-817ГС, п.1а

  • Календари
  • iCal
  • Google

1. Правительству Российской Федерации:

а) внести изменения в стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, предусмотрев в том числе:

формирование в субъектах Российской Федерации на основании материалов, подготовленных рабочей группой Государственного совета Российской Федерации, перечней ключевых показателей развития конкуренции, отражающих долю организаций частной формы собственности в отраслях (сферах) экономики субъектов Российской Федерации;

Ответственный Медведев Дмитрий Анатольевич
Тематика Регионы, Экономика и финансы, Развитие конкуренции
Срок исполнения 1 ноября 2018 года

Пр-817ГС, п.1а-1

  • Календари
  • iCal
  • Google

утверждение ФАС России по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики в соответствующей отрасли (сфере) экономики, методик расчёта ключевых показателей развития конкуренции;

Ответственный Медведев Дмитрий Анатольевич
Тематика Экономика и финансы, Развитие конкуренции
Срок исполнения 1 ноября 2018 года

Пр-817ГС, п.1а-2

  • Календари
  • iCal
  • Google

обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению ключевых показателей развития конкуренции;

Ответственный Медведев Дмитрий Анатольевич
Тематика Регионы, Развитие конкуренции
Срок исполнения 1 ноября 2018 года

Пр-817ГС, п.1а-3

  • Календари
  • iCal
  • Google

проведение в субъектах Российской Федерации мониторинга состояния и развития конкурентной среды в отраслях (сферах) экономики с привлечением представителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», общероссийских общественных организаций «Российский союз промышленников и предпринимателей», «Деловая Россия», Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Срок – 1 ноября 2018 г.;

Ответственный Медведев Дмитрий Анатольевич
Тематика Регионы, Экономика и финансы, Малый бизнес, Поддержка предпринимательства
Срок исполнения 1 ноября 2018 года

Пр-817ГС, п.1б

  • Календари
  • iCal
  • Google
Это интересно:  Военная ипотека в 2020 году изменения свежие

б) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих дополнение Единого государственного реестра недвижимости реестром сведений о государственном и муниципальном недвижимом имуществе.

Срок – 1 декабря 2018 г.;

Ответственный Медведев Дмитрий Анатольевич
Тематика Право
Срок исполнения 1 декабря 2018 года

Пр-817ГС, п.1в

  • Календари
  • iCal
  • Google

в) представить в установленном порядке предложения:

по внесению в Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. №548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» изменений, касающихся включения в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показателя, предусматривающего оценку реализации стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации с учётом достижения ключевых показателей развития конкуренции;

Ответственный Медведев Дмитрий Анатольевич
Тематика Регионы, Развитие конкуренции
Срок исполнения 1 августа 2018 года

Пр-817ГС, п.1в-1

  • Календари
  • iCal
  • Google

о введении дополнительных мер поощрения руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае достижения ключевых показателей развития конкуренции, а также мер их ответственности за недостижение этих показателей;

Ответственный Медведев Дмитрий Анатольевич
Тематика Государственные финансы, Регионы, Развитие конкуренции
Срок исполнения 1 августа 2018 года

Пр-817ГС, п.1в-2

  • Календари
  • iCal
  • Google

об обеспечении преимуществ при осуществлении государственных и муниципальных закупок организациям, предоставляющим своим работникам, осуществляющим трудовую деятельность и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные законодательством гарантии и компенсации;

Ответственный Медведев Дмитрий Анатольевич
Тематика Регионы, Государственные закупки
Срок исполнения 1 августа 2018 года

Пр-817ГС, п.1в-3

  • Календари
  • iCal
  • Google

подготовленные с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по осуществлению закупок малого объёма для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нужд отдельных видов юридических лиц с учётом результатов использования региональных автоматизированных информационных систем.

Срок – 1 августа 2018 г.;

Ответственный Медведев Дмитрий Анатольевич
Тематика Регионы, Информационное общество
Срок исполнения 1 августа 2018 года

Пр-817ГС, п.1г

  • Календари
  • iCal
  • Google

г) рассмотреть следующие вопросы, касающиеся повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом:

определение критериев и целевых показателей в отношении оптимального состава государственной и муниципальной собственности в соответствии с разграничением полномочий между органами власти всех уровней;

Ответственный Медведев Дмитрий Анатольевич
Срок исполнения 1 августа 2018 года

Пр-817ГС, п.1г-1

  • Календари
  • iCal
  • Google

разработка методики формирования показателей эффективности управления государственным и муниципальным имуществом;

Ответственный Медведев Дмитрий Анатольевич
Срок исполнения 1 августа 2018 года

Пр-817ГС, п.1г-2

  • Календари
  • iCal
  • Google

выявление неучтённого или неэффективно используемого государственного и муниципального имущества;

Ответственный Медведев Дмитрий Анатольевич
Срок исполнения 1 августа 2018 года

Пр-817ГС, п.1г-3

  • Календари
  • iCal
  • Google

возможность подачи юридическим или физическим лицом заявки на приватизацию имущества, находящегося в прогнозном плане (программе) приватизации имущества на соответствующий период, при условии оплаты таким лицом услуг по оформлению необходимых для приватизации документов и компенсации этих затрат по итогам проведения торгов за счёт покупателя имущества;

Ответственный Медведев Дмитрий Анатольевич
Срок исполнения 1 августа 2018 года

Пр-817ГС, п.1г-4

  • Календари
  • iCal
  • Google

проведение органами власти всех уровней мероприятий, направленных на уменьшение доли государственных и муниципальных организаций на конкурентных товарных рынках.

Доклад – до 1 августа 2018 г.

Ответственный: Медведев Д.А.

Ответственный Медведев Дмитрий Анатольевич
Тематика Экономика и финансы, Развитие конкуренции
Срок исполнения 1 августа 2018 года

Пр-817ГС, п.2а

  • Календари
  • iCal
  • Google

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) разработать ключевые показатели развития конкуренции на основании материалов, подготовленных рабочей группой Государственного совета Российской Федерации, по согласованию с ФАС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики в соответствующей отрасли (сфере) экономики.

Срок – 1 декабря 2018 г.;

Ответственные Высшие должностные лица субъектов РФ, Руководители федеральных органов исполнительной власти,
Тематика Регионы, Экономика и финансы
Срок исполнения 1 декабря 2018 года

Пр-817ГС, п.2б

  • Календари
  • iCal
  • Google

б) актуализировать региональные и муниципальные планы («дорожные карты») по содействию развитию конкуренции и обеспечить их выполнение с учётом изменений, внесённых в стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, и необходимости достижения к 1 января 2022 г. ключевых показателей развития конкуренции, разработанных в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 настоящего перечня поручений.

Доклад – до 1 апреля 2020 г., далее – ежегодно;

Ответственные Руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Руководители федеральных органов исполнительной власти,
Тематика Регионы, Развитие конкуренции
Срок исполнения 1 апреля 2020 года

Пр-817ГС, п.2в

  • Календари
  • iCal
  • Google

в) разработать и внедрить систему мотивации органов местного самоуправления к эффективной работе по содействию развитию конкуренции.

Срок – 1 января 2020 г.;

Ответственные Руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Руководители федеральных органов исполнительной власти,
Тематика Регионы, Развитие конкуренции
Срок исполнения 1 января 2020 года

Пр-817ГС, п.2г

  • Календари
  • iCal
  • Google

г) обеспечить опубликование и актуализацию на официальных сайтах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации об объектах, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, включая сведения о наименованиях объектов, их местонахождении, характеристиках и целевом назначении объектов, существующих ограничениях их использования и обременениях правами третьих лиц.

Доклад – до 1 октября 2018 г.

Ответственные: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Ключевые показатели развития конкуренции в субъектах рф

Высшие органы власти Республики Башкортостан

Заказ звонка

Обсуждены ключевые показатели развития конкуренции

В целях реализации Перечня поручений Президента РФ 12 июля 2018 года состоялось совещание по обсуждению ключевых показателей развития конкуренции с участием профильных министерств и ведомств республики под председательством заместителя Премьер-министра Правительства РБ – министра земельных и имущественных отношений РБ Евгения Гурьева.

Участниками совещания обсуждены предложенные ФАС России в рамках заседания Госсовета РФ по вопросам развития конкуренции ключевые показатели, обозначенные в качестве ориентиров для выстраивания работы субъектов РФ по увеличению доли частного сектора на региональных товарных рынках в плановом периоде с 2020 по 2021 гг.

Евгений Гурьев акцентировал внимание на необходимости полного и детального знания органами государственной власти закрепленных зон ответственности, включая сведения о доле рынка, занимаемого хозяйствующими субъектами частной формы собственности, в том числе по объемам выручки. В этой связи всем участникам совещания указано на необходимость системного и конструктивного взаимодействия с органами местного самоуправления. Кроме того, он подчеркнул важность задачи по плановому прекращению деятельности государственных и муниципальных организаций в сферах, потенциально привлекательных для предпринимательской деятельности.

По итогам обсуждения республиканским органам исполнительной власти дано поручение по разработке ключевых показателей развития конкуренции в республике на 3-летний период с учетом предложенных ФАС России товарных рынков, показателей и методик их расчета. При этом показатели необходимо будет обосновать актуальной информацией о состоянии рынка, использованной для расчета реальной доли присутствия частных организаций – в соответствующем методикам формате (объем выручки, объем реализованных товаров, общая площадь и прочее).

Таблица ключевых показателей развития конкуренции в субъектах Российской Федерации

Таблица ключевых показателей развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (доля присутствия в отраслях (сферах) экономики частного бизнеса к 1 января 2022 года (не менее)

розничная торговля лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

психолого-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

социальные услуги инвалидам и престарелым гражданам

не менее 1 организации

не менее 1 организации

не менее 1 организации

не менее 1 организации

услуги отдыха и оздоровления детей

лабораторные исследования для выдачи ветеринарных сопроводительных документов

семеноводство по основным видам сельскохозяйственных культур

жилищное строительство (за исключением Московского фонда реновации жилой застройки)

строительство объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства

кадастровые и землеустроительные работы

вылов водных биоресурсов

переработка водных биоресурсов

добыча общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения

услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов

выполнение работ по благоустройству городской среды

выполнение работ по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме

поставка сжиженного газа в баллонах

розничная купля-продажа электроэнергии (мощности) в ценовых и неценовых зонах

производство электрической энергии на розничном рынке, включая производство электрической энергии в режиме когенерации

розничная продажа нефтепродуктов

перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок (городской транспорт) за исключением городского наземного электрического транспорта

перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок

услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации

обработка древесины и производство изделий из дерева

ремонт автотранспортных средств

услуги связи по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет

Статья написана по материалам сайтов: www.kremlin.ru, economy.bashkortostan.ru, pandia.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector