8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Конвенция о защите прав инвестора

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 250 892
  • КНИГИ 570 536
  • СЕРИИ 21 054
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 519 715

Законодательство РФ выделяет также некоторые особые прямые инвестиции, которые имеют название «приоритетный инвестиционный проект». Под этим понимаются инвестиции, суммарный объем которых составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб.

Остальные инвестиции иногда именуются портфельными. Существенного значения это понятие для правового регулирования иностранных инвестиций не имеет. В основном этот термин используется в области валютного контроля.

Термин «прямые инвестиции» очень важен с правовой точки зрения для регулирования иностранных инвестиций, поскольку именно прямые инвестиции дают право иностранному инвестору рассчитывать на получение основных льгот и гарантий по национальному законодательству.

30. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ

Иностранные инвесторы – физические и юридические лица, имеющие иностранную национальную принадлежность и более тесную связь с этим государством.

В соответствии с Законом «Об иностранных инвестициях в РФ» к иностранным инвесторам относятся: иностранные юридические лица, а также организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные по законам иностранных государств; иностранные граждане, лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами РФ; международные организации, которые вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ; иностранные государства.

Международно-правовые источники регулирования определяют иностранных инвесторов в зависимости от целей, к которым они стремятся.

Двусторонние договоры о содействии и взаимной охране инвестиций заключаются для обеспечения инвестиционных прав лиц, имеющих национальность обоих государств. Иностранные инвесторы по этим соглашениям определяются как лица, имеющие национальность государств-участников.

Ашгабатское соглашение глав государств СНГ от 24 декабря 1993 г. заключено в целях регионального сотрудничества в области инвестиционной деятельности и распространяется на инвесторов государств-участников. Согласно ст. 2 этого Соглашения под ними понимаются: юридические лица, созданные согласно законодательству государства-участника; физические лица, граждане государств-участников и постоянно проживающие на их территории граждане других государств, а также лица без гражданства; государства – участники Соглашения и расположенные в пределах их территорий государственные и административно-территориальные образования в лице уполномоченных ими юридических и физических лиц в соответствии с законодательством государств-участников.

Конвенция о защите прав инвестора заключена в ходе регионального сотрудничества, но сфера ее действия шире. Заключив Конвенцию о защите прав инвесторов, государства-участники поставили перед собой задачу создать на своей территории общее инвестиционное пространство. Нормы Конвенции начинают действовать в том случае, если в процессе инвестирования участвуют субъекты правоотношений двух и более государств, причем не имеет значения, являются ли эти государства участниками конвенции или нет.

Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций заключена в целях страхования инвестиций из стран-членов в других странах-членах, относящихся к развивающимся. Определяет инвесторов как любое физическое и любое юридическое лицо при условии, что физическое лицо является гражданином страны-члена, не являющейся принимающей инвестиции страной, а юридическое лицо сформировано и его основные учреждения расположены на территории страны-члена или большая часть его капитала принадлежит стране-члену или странам-членам или их гражданам при условии, что такой член не является принимающей страной в любом из вышеприведенных случаев и юридическое лицо действует на коммерческой основе.

31. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИИ В СНГ. БИШКЕКСКОЕ И АШГАБАТСКОЕ СОГЛАШЕНИЯ

Развитие правового регулирования по вопросам инвестиций в рамках СНГ происходит следующим образом.

Сначала государства – участники СНГ заключили Соглашение СНГ 1992 г. о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (Бишкекское соглашение). Оно было заключено в целях создания правовых норм, предотвращающих взаимные претензии и гарантирующих защиту прав собственности государств – бывших республик СССР, а также физических и юридических лиц этих государств. Некоторые положения Бишкекского соглашения посвящены проблемам инвестиционной деятельности. В этом плане весьма интересна ст. 16:

• государства-участники признают, что их юридические и физические лица, осуществляющие инвестиции, рассматриваются на территории друг друга как иностранные инвесторы, их деятельность на территории каждого государства-участника осуществляется в соответствии с ее законодательством об иностранных инвестициях и международными соглашениями.

Решением Совета глав государств СНГ, принятом в Ашгабате 24 декабря 1993 г, ст. 16 Бишкекского соглашения была отменена. Таким образом, инвесторы государств-участников не должны рассматриваться как иностранные. На них должен распространяться национальный режим.

Отмена ст. 16 была вызвана заключением Соглашения СНГ 1993 г. о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (Ашгабатское соглашение). Оно было заключено в первую очередь для разработки и осуществления инвестиционной политики в отношении своих хозяйствующих субъектов и обеспечения взаимной защиты своих интересов. Согласно ст. 7 этого Соглашения инвесторам каждого государства-участника в других государствах, участвующих в этом Соглашении, предоставляется полная и безусловная правовая защита. Инвестиции этих лиц не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме как в исключительных случаях с выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Статья 8 Соглашения предусматривает право инвесторов государств-участников на беспрепятственный перевод в государства-участники, а также в другие государства прибыли и других сумм, полученных в связи с осуществленными инвестициями.

Соотношение положений Бишкекского и Ашгабатского соглашений стало предметом рассмотрения Экономического суда СНГ. В своем решении от 21.01.97 № С-1/12-96/С-1/18-96 Экономический суд дал толкование ст. 6 Ашгабатского соглашения и ст. 16 Бишкекского соглашения. Подтвердив право инвесторов из государств-участников на национальный режим, Экономический суд вместе с тем отметил, что, исходя из целей инвестиционной политики государств-участников, правовой режим инвестиций государств-участников на территории друг друга не может быть менее благоприятным, чем режим инвестиций, осуществляемых инвесторами других государств, не являющихся участниками Соглашения, и они могут претендовать на льготы и гарантии, предоставляемые по национальным законам об иностранных инвестициях.

32. КОНВЕНЦИЯ СНГ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНВЕСТОРА 1997 г

Следующим шагом в развитии сотрудничества государств – участников СНГ в области инвестиционной деятельности стала Конвенция СНГ о защите прав инвестора 1997 г. Заключив Конвенцию о защите прав инвесторов, государства-участники поставили перед собой задачу создать на своей территории общее инвестиционное пространство. Она шире по сфере действия, чем рассмотренные выше соглашения, ее нормы распространяются на различные виды инвестиций, зарегистрированных на территории государств-участников, а также на инвесторов самой разной национальности. Таким образом, если соглашения распространяются только на инвесторов государств-участников, то Конвенция действует и для инвесторов из третьих стран.

Согласно ст. 5 Конвенции инвестиционный режим определен как национальный и отступления от него устанавливаются в особом порядке. Государства-участники вправе закрепить их в своем законодательстве на момент присоединения к Конвенции, затем они вправе пересматривать перечень изъятий при условии сообщения об этом Межгосударственному экономическому комитету. Если после вступления Конвенции в силу положения национального права, касающиеся инвестиций, будут изменены таким образом, что условия и режим инвестиционной деятельности будут ухудшены по мнению одного или нескольких государств-участников, то этот вопрос может быть внесен на рассмотрение Экономического суда СНГ или иных международных судов или международных арбитражных судов.

Конвенция о защите прав инвестора (заключена в г. Москве 28.03.1997)

от 28 марта 1997 года

О ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНВЕСТОРА

Государства — участники настоящей Конвенции, в дальнейшем именуемые Стороны, считая эффективную защиту прав инвестора необходимым условием развития экономик Сторон,

содействуя привлечению инвестиций в национальные экономики Сторон,

руководствуясь Договором создания Экономического союза от 24 сентября 1993 года,

в развитие Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года,

стремясь к созданию общего инвестиционного пространства и согласованного подхода к вопросам, связанным с привлечением инвестиций,

договорились о нижеследующем:

Часть I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для целей настоящей Конвенции употребляются следующие термины:

инвестор — государство, юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций;

инвестиции — вложенные инвестором финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с национальным законодательством Сторон;

страна происхождения инвестиции — государство, на территории которого зарегистрирован инвестор — юридическое лицо или гражданином которого является инвестор — физическое лицо;

страна — реципиент — государство, на территории которого находится объект инвестирования;

вещное право — право владения, пользования и распоряжения имуществом.

Сфера действий Конвенции

Настоящая Конвенция определяет правовые основы осуществления различных видов инвестиций, зарегистрированных на территории Сторон, и гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и поучаемые от них доходы.

Нормы и правила, определенные настоящей Конвенцией, применяются в случае, когда в процессе инвестирования участвуют субъекты правоотношений двух и более государств.

Регулирование вопросов, связанных с деятельностью инвестора и защитой его прав, осуществляется уполномоченными государственными органами страны — реципиента.

Функции координации вопросов, связанных с действием настоящей Конвенции, со стороны органов Содружества Независимых Государств осуществляет Межгосударственный экономический комитет Экономического союза (далее — МЭК).

Инвесторами могут быть государства, юридические и физические лица как Сторон, так и третьих стран, если иное не предусмотрено национальным законодательством Сторон.

Формы осуществления инвестиций

Инвестор имеет право осуществлять инвестиции любыми не запрещенными законодательством страны — реципиента способами.

Сторона в качестве страны — реципиента имеет право проведения экспертизы инвестиционных проектов на соблюдение экологических, антимонопольных и других требований.

Правовой режим осуществления инвестиций

Это интересно:  Продажа парковочного места в виде доли

и гарантии от изменений законодательств

Условия осуществления инвестиций, а также правовой режим деятельности инвесторов в связи с осуществленными инвестициями не могут быть менее благоприятными, чем условия осуществления инвестиций и режим деятельности, связанных с ними, для юридических и физических лиц страны — реципиента, за исключением изъятий, которые могут устанавливаться национальным законодательством страны — реципиента.

Стороны вправе пересматривать перечень изъятий. В таких случаях они информируют МЭК об этих изменениях.

Стороны вправе определять перечни приоритетов в отношении отраслей, видов деятельности и регионов, для которых вводятся более льготные условия привлечения инвестиций.

В случае, если после вступления настоящей Конвенции в силу, Сторонами будут изменены законодательные нормы, касающиеся инвестиций, которые, по мнению одной или нескольких заинтересованных Сторон, ухудшают условия и режим инвестиционной деятельности, этот вопрос может быть внесен на рассмотрение Экономического Суда Содружества Независимых Государств и/или иных международных судов или международных арбитражных судов.

При вынесении указанными судами решения, подтверждающего факт ухудшения условий и режима инвестиционной деятельности, действие упомянутых законодательных норм приостанавливается с момента их принятия (то есть сохраняются такие условия и режим, как если бы эти нормы приняты не были) и возобновляется с момента истечения пятилетнего срока с даты вынесения решения при условии и в части, не противоречащих настоящей Конвенции. Данное положение не распространяется на изменение законодательства, касающегося обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка, природной среды, нравственности и здоровья населения, налогообложения, а также на перечень изъятий.

Перечни изъятий и приоритетов стран — реципиентов

Перечень изъятий содержит названия отраслей, предприятий, организаций, которые в соответствии с национальным законодательством Сторон не подлежат приватизации, акционированию или иным формам разгосударствления собственности.

Перечень приоритетов устанавливает отрасли, предприятия, организации, виды деятельности и регионы, для которых вводятся льготные условия привлечения инвестиций.

Перечни изъятий и приоритетов подлежат опубликованию в официальных изданиях Сторон и МЭК.

Часть II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ИНВЕСТИЦИЙ

Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Отношения, связанные с осуществлением инвестиций и деятельностью инвесторов в связи с ними, регулируются настоящей Конвенцией, национальным законодательством Сторон, а также международными договорами, участниками которых они являются.

Правовая защита инвестиций

Инвестициям на территории Сторон предоставляется безусловная правовая защита, которая обеспечивается настоящей Конвенцией, национальным законодательством Сторон, а также международными договорами, участниками которых они являются.

Гарантии защиты инвестиций от национализации,

реквизиции, от решений и действий (бездействия)

государственных органов и должностных лиц,

ущемляющих права инвестора

Инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством Сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом (Конституцией) страны — реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации.

Решения о национализации или реквизиции инвестиций принимаются в порядке, установленном национальным законодательством страны — реципиента.

Решения государственных органов о национализации или реквизиции инвестиций могут быть обжалованы в порядке, установленном национальным законодательством страны — реципиента.

Инвестор имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему решениями и действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц, противоречащими законодательству страны — реципиента и нормам международного права.

Компенсация за нанесение ущерба инвестору

Компенсация за нанесение ущерба инвестору выплачивается в валюте, в которой осуществлены инвестиции. Порядок определения размера компенсации и ее выплаты устанавливается национальным законодательством страны — реципиента.

Возмещение ущерба в случае, указанном в части четвертой статьи 9 настоящей Конвенции, осуществляется в соответствии с нормами национального законодательства страны — реципиента.

Порядок разрешения споров, возникающих в связи

с осуществлением инвестиций

Споры по осуществлению инвестиций в рамках настоящей Конвенции рассматриваются судами или арбитражными судами стран — участников споров, Экономическим Судом Содружества Независимых Государств и/или иными международными судами или международными арбитражными судами.

Гарантии использования доходов

После уплаты налогов и сборов с доходов, полученных в денежной форме от ранее осуществленных инвестиций, в соответствии с национальным законодательством страны — реципиента — участницы Конвенции инвестору гарантируются:

использование доходов в валюте страны происхождения инвестиций и/или валюте страны — реципиента на цели инвестирования и реинвестирования, а также на покупку товаров на территории страны — реципиента;

использование доходов в валюте страны — реципиента на покупку иной валюты Сторон на внутреннем валютном рынке страны — реципиента;

беспрепятственный перевод доходов в любую страну по усмотрению инвестора.

После уплаты налогов и сборов с доходов, полученных в натуральной форме от ранее осуществленных инвестиций, в соответствии с законодательством страны — реципиента — участника Конвенции инвестору гарантируются:

использование указанных доходов на цели инвестирования и реинвестирования на территории страны — реципиента;

вывоз товаров за пределы таможенной территории страны — реципиента в порядке, установленном законодательством страны — реципиента, с учетом положений настоящей Конвенции и международных договоров страны — реципиента.

Перевод средств в соответствии с положениями настоящей Конвенции осуществляется по действующему на дату перевода официальному обменному курсу валют в стране — реципиенте.

Страна — реципиент может ограничить применение законодательства по переводу доходов от осуществляемых инвестиций в страны происхождения этих инвестиций или другие страны в случаях, касающихся банкротства, неплатежеспособности, а также защиты прав кредитора.

Страхование имущества и рисков

Страхование имущества и рисков предприятия с инвестициями Сторон осуществляется в соответствии с законодательством страны — реципиента.

Часть III. ПРИОБРЕТЕНИЕ ИНВЕСТОРОМ АКЦИЙ

И ИНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ. УЧАСТИЕ ИНВЕСТОРА В ПРИВАТИЗАЦИИ

Приобретение акций и иных ценных бумаг

Инвестор вправе приобретать акции и иные ценные бумаги субъектов хозяйствования и других элементов, в том числе государственных ценных бумаг, в соответствии с законодательством страны — реципиента.

Акции и иные ценные бумаги, обращающиеся на фондовом рынке страны — реципиента, могут приобретаться инвестором с оплатой в валюте страны — реципиента или в иной валюте в случае, если законодательством страны — реципиента не предусмотрено иное.

Участие инвестора в приватизации и защита его прав

Инвестор может участвовать в приватизации объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на условиях и в порядке, определяемых законодательством страны — реципиента.

Отмена решения о приватизации объекта, а также изменение порядка и способа приватизации в случае, если в приватизации объекта принял участие инвестор, равно как и расторжение сделок по приватизации, могут быть осуществлены в судебном порядке.

Информационное обеспечение процесса приватизации

Стороны берут обязательство при проведении приватизации информировать друг друга по следующим вопросам:

о сущности приватизации;

о ходе приватизации, в том числе об аукционах, конкурсах, месте и времени их проведения, о приватизируемых предприятиях;

о планах — графиках проведения аукционов, конкурсов;

о порядке приобретения акций приватизируемых предприятий;

о ходе продажи объектов приватизации;

о наиболее значимых объектах, выносимых на продажу;

о предстоящих продажах объектов приватизации.

Оформление прав собственности

на приватизируемое имущество

Приобретение государственного и муниципального имущества в процессе приватизации осуществляется на основе договоров купли — продажи, заключаемых между инвестором и лицом, осуществляющим функции продавца приватизируемого имущества.

Договоры купли — продажи акций приватизируемых предприятий подлежат регистрации в порядке, определяемом законодательством страны — реципиента.

Иной порядок приобретения государственного и муниципального имущества в процессе приватизации не допускается.

Часть IV. ПРИОБРЕТЕНИЕ ИНВЕСТОРОМ ВЕЩНЫХ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ,

ИНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ДРУГИХ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ

Вещные права на землю и иные природные ресурсы

Приобретение инвестором вещных прав на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством страны — реципиента.

Концессионные договоры, соглашения о разделе

продукции, заключаемые с иностранным инвестором

Предоставление инвестору прав на пользование природными ресурсами и осуществление видов деятельности, относящихся к государственной монополии страны — реципиента, а также прав предпринимательской деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности страны — реципиента, осуществляется в соответствии с концессионными договорами, соглашениями о разделе продукции, заключаемыми в порядке, установленном законодательством страны — реципиента.

Предоставление имущества в аренду

Предоставление в аренду инвестору имущества граждан и юридических лиц страны — реципиента, объектов государственной собственности страны — реципиента и сдача в аренду инвестором своего имущества, находящегося на территории страны — реципиента, а также расторжение таких договорных отношений осуществляются в порядке и на условиях, установленных законодательством страны — реципиента.

Часть V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Соотношение Конвенции с международными договорами

Положения настоящей Конвенции не затрагивают положений других международных договоров, участниками которых являются Стороны.

Настоящая Конвенция может являться основой для заключения Сторонами двусторонних соглашений, защищающих права инвестора.

При необходимости отдельные положения Конвенции могут конкретизироваться в двусторонних соглашениях.

Порядок вступления в силу Конвенции

Настоящая Конвенция подлежит ратификации подписавшими ее Сторонами в соответствии с их внутригосударственными процедурами и вступает в силу на 30 день со дня сдачи на хранение депозитарию третьей ратификационной грамоты. Для Сторон, ратифицировавших ее позднее, Конвенция вступает в силу на 30 день после сдачи ими на хранение депозитарию своих ратификационных грамот.

Срок действия Конвенции

Настоящая Конвенция действует в течение 10 лет со дня вступления ее в силу. По истечении этого срока Конвенция автоматически продлевается каждый раз на новый 10-летний период, если Стороны не примут иного решения.

Для целей разрешения возможных споров и претензий, в том числе материального характера, положения настоящей Конвенции продолжают действовать в отношении вышедшей Стороны до полного урегулирования всех спорных вопросов.

Это интересно:  Военная обязанность до какого возраста

Порядок присоединения к Конвенции

К настоящей Конвенции после вступления ее в силу могут присоединиться с согласия всех Сторон другие государства путем передачи депозитарию документов о таком присоединении. Присоединение считается вступившим в силу по истечении 30 дней со дня получения депозитарием последнего уведомления о согласии Сторон на такое присоединение.

Порядок выхода из Конвенции

Каждая Сторона может выйти из настоящей Конвенции, направив письменное уведомление об этом депозитарию не позднее чем за 12 месяцев до выхода.

Порядок внесения изменений и дополнений в Конвенцию

По взаимной договоренности Сторон в настоящую Конвенцию могут быть внесены изменения и дополнения.

Разрешение споров, связанных с толкованием Конвенции

Спорные вопросы, связанные с толкованием настоящей Конвенции, решаются путем консультаций Сторон или обращения в Экономический Суд Содружества Независимых Государств.

Совершено в г. Москве 28 марта 1997 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящую Конвенцию, ее заверенную копию *».

«*» Конвенция подписана Азербайджанской республикой с оговоркой: «с особым мнением» (текст оговорки не представлен).

Конвенция подписана Республикой Армения с оговоркой (см. выше).

Конвенция не подписана Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

К КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНВЕСТОРА

1. В статье 10 в конце первого предложения добавить слова «или в другой валюте, при наличии согласия Сторон».

2. Статью 11 изложить в следующей редакции: «В рамках настоящей Конвенции споры, возникшие между страной происхождения инвестиций и страной — реципиентом решаются по законодательству страны — реципиента, если между Сторонами по двустороннему соглашению о защите инвестиций не предусмотрен иной порядок».

3. Первый абзац статьи 16 изложить в следующей редакции: «Стороны при проведении приватизации обмениваются следующей информацией», далее по тексту.

«Конвенция о защите прав инвестора» (заключена в г. Москве 28.03.1997)

от 28 марта 1997 года

О ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНВЕСТОРА

Государства — участники настоящей Конвенции, в дальнейшем именуемые Стороны, считая эффективную защиту прав инвестора необходимым условием развития экономик Сторон,

содействуя привлечению инвестиций в национальные экономики Сторон,

руководствуясь Договором создания Экономического союза от 24 сентября 1993 года,

в развитие Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года,

стремясь к созданию общего инвестиционного пространства и согласованного подхода к вопросам, связанным с привлечением инвестиций,

договорились о нижеследующем:

Часть I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для целей настоящей Конвенции употребляются следующие термины:

инвестор — государство, юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций;

инвестиции — вложенные инвестором финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с национальным законодательством Сторон;

страна происхождения инвестиции — государство, на территории которого зарегистрирован инвестор — юридическое лицо или гражданином которого является инвестор — физическое лицо;

страна — реципиент — государство, на территории которого находится объект инвестирования;

вещное право — право владения, пользования и распоряжения имуществом.

Сфера действий Конвенции

Настоящая Конвенция определяет правовые основы осуществления различных видов инвестиций, зарегистрированных на территории Сторон, и гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и поучаемые от них доходы.

Нормы и правила, определенные настоящей Конвенцией, применяются в случае, когда в процессе инвестирования участвуют субъекты правоотношений двух и более государств.

Регулирование вопросов, связанных с деятельностью инвестора и защитой его прав, осуществляется уполномоченными государственными органами страны — реципиента.

Функции координации вопросов, связанных с действием настоящей Конвенции, со стороны органов Содружества Независимых Государств осуществляет Межгосударственный экономический комитет Экономического союза (далее — МЭК).

Инвесторами могут быть государства, юридические и физические лица как Сторон, так и третьих стран, если иное не предусмотрено национальным законодательством Сторон.

Формы осуществления инвестиций

Инвестор имеет право осуществлять инвестиции любыми не запрещенными законодательством страны — реципиента способами.

Сторона в качестве страны — реципиента имеет право проведения экспертизы инвестиционных проектов на соблюдение экологических, антимонопольных и других требований.

Правовой режим осуществления инвестиций

и гарантии от изменений законодательств

Условия осуществления инвестиций, а также правовой режим деятельности инвесторов в связи с осуществленными инвестициями не могут быть менее благоприятными, чем условия осуществления инвестиций и режим деятельности, связанных с ними, для юридических и физических лиц страны — реципиента, за исключением изъятий, которые могут устанавливаться национальным законодательством страны — реципиента.

Стороны вправе пересматривать перечень изъятий. В таких случаях они информируют МЭК об этих изменениях.

Стороны вправе определять перечни приоритетов в отношении отраслей, видов деятельности и регионов, для которых вводятся более льготные условия привлечения инвестиций.

В случае, если после вступления настоящей Конвенции в силу, Сторонами будут изменены законодательные нормы, касающиеся инвестиций, которые, по мнению одной или нескольких заинтересованных Сторон, ухудшают условия и режим инвестиционной деятельности, этот вопрос может быть внесен на рассмотрение Экономического Суда Содружества Независимых Государств и/или иных международных судов или международных арбитражных судов.

При вынесении указанными судами решения, подтверждающего факт ухудшения условий и режима инвестиционной деятельности, действие упомянутых законодательных норм приостанавливается с момента их принятия (то есть сохраняются такие условия и режим, как если бы эти нормы приняты не были) и возобновляется с момента истечения пятилетнего срока с даты вынесения решения при условии и в части, не противоречащих настоящей Конвенции. Данное положение не распространяется на изменение законодательства, касающегося обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка, природной среды, нравственности и здоровья населения, налогообложения, а также на перечень изъятий.

Перечни изъятий и приоритетов стран — реципиентов

Перечень изъятий содержит названия отраслей, предприятий, организаций, которые в соответствии с национальным законодательством Сторон не подлежат приватизации, акционированию или иным формам разгосударствления собственности.

Перечень приоритетов устанавливает отрасли, предприятия, организации, виды деятельности и регионы, для которых вводятся льготные условия привлечения инвестиций.

Перечни изъятий и приоритетов подлежат опубликованию в официальных изданиях Сторон и МЭК.

Часть II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ИНВЕСТИЦИЙ

Правовое регулирование инвестиционной деятельности

Отношения, связанные с осуществлением инвестиций и деятельностью инвесторов в связи с ними, регулируются настоящей Конвенцией, национальным законодательством Сторон, а также международными договорами, участниками которых они являются.

Правовая защита инвестиций

Инвестициям на территории Сторон предоставляется безусловная правовая защита, которая обеспечивается настоящей Конвенцией, национальным законодательством Сторон, а также международными договорами, участниками которых они являются.

Гарантии защиты инвестиций от национализации,

реквизиции, от решений и действий (бездействия)

государственных органов и должностных лиц,

ущемляющих права инвестора

Инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством Сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом (Конституцией) страны — реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации.

Решения о национализации или реквизиции инвестиций принимаются в порядке, установленном национальным законодательством страны — реципиента.

Решения государственных органов о национализации или реквизиции инвестиций могут быть обжалованы в порядке, установленном национальным законодательством страны — реципиента.

Инвестор имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему решениями и действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц, противоречащими законодательству страны — реципиента и нормам международного права.

Компенсация за нанесение ущерба инвестору

Компенсация за нанесение ущерба инвестору выплачивается в валюте, в которой осуществлены инвестиции. Порядок определения размера компенсации и ее выплаты устанавливается национальным законодательством страны — реципиента.

Возмещение ущерба в случае, указанном в части четвертой статьи 9 настоящей Конвенции, осуществляется в соответствии с нормами национального законодательства страны — реципиента.

Порядок разрешения споров, возникающих в связи

с осуществлением инвестиций

Споры по осуществлению инвестиций в рамках настоящей Конвенции рассматриваются судами или арбитражными судами стран — участников споров, Экономическим Судом Содружества Независимых Государств и/или иными международными судами или международными арбитражными судами.

Гарантии использования доходов

После уплаты налогов и сборов с доходов, полученных в денежной форме от ранее осуществленных инвестиций, в соответствии с национальным законодательством страны — реципиента — участницы Конвенции инвестору гарантируются:

использование доходов в валюте страны происхождения инвестиций и/или валюте страны — реципиента на цели инвестирования и реинвестирования, а также на покупку товаров на территории страны — реципиента;

использование доходов в валюте страны — реципиента на покупку иной валюты Сторон на внутреннем валютном рынке страны — реципиента;

беспрепятственный перевод доходов в любую страну по усмотрению инвестора.

После уплаты налогов и сборов с доходов, полученных в натуральной форме от ранее осуществленных инвестиций, в соответствии с законодательством страны — реципиента — участника Конвенции инвестору гарантируются:

использование указанных доходов на цели инвестирования и реинвестирования на территории страны — реципиента;

вывоз товаров за пределы таможенной территории страны — реципиента в порядке, установленном законодательством страны — реципиента, с учетом положений настоящей Конвенции и международных договоров страны — реципиента.

Перевод средств в соответствии с положениями настоящей Конвенции осуществляется по действующему на дату перевода официальному обменному курсу валют в стране — реципиенте.

Это интересно:  Дорогостоящее лечение перечень для 3 ндфл

Страна — реципиент может ограничить применение законодательства по переводу доходов от осуществляемых инвестиций в страны происхождения этих инвестиций или другие страны в случаях, касающихся банкротства, неплатежеспособности, а также защиты прав кредитора.

Страхование имущества и рисков

Страхование имущества и рисков предприятия с инвестициями Сторон осуществляется в соответствии с законодательством страны — реципиента.

Часть III. ПРИОБРЕТЕНИЕ ИНВЕСТОРОМ АКЦИЙ

И ИНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ. УЧАСТИЕ ИНВЕСТОРА В ПРИВАТИЗАЦИИ

Приобретение акций и иных ценных бумаг

Инвестор вправе приобретать акции и иные ценные бумаги субъектов хозяйствования и других элементов, в том числе государственных ценных бумаг, в соответствии с законодательством страны — реципиента.

Акции и иные ценные бумаги, обращающиеся на фондовом рынке страны — реципиента, могут приобретаться инвестором с оплатой в валюте страны — реципиента или в иной валюте в случае, если законодательством страны — реципиента не предусмотрено иное.

Участие инвестора в приватизации и защита его прав

Инвестор может участвовать в приватизации объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на условиях и в порядке, определяемых законодательством страны — реципиента.

Отмена решения о приватизации объекта, а также изменение порядка и способа приватизации в случае, если в приватизации объекта принял участие инвестор, равно как и расторжение сделок по приватизации, могут быть осуществлены в судебном порядке.

Информационное обеспечение процесса приватизации

Стороны берут обязательство при проведении приватизации информировать друг друга по следующим вопросам:

о сущности приватизации;

о ходе приватизации, в том числе об аукционах, конкурсах, месте и времени их проведения, о приватизируемых предприятиях;

о планах — графиках проведения аукционов, конкурсов;

о порядке приобретения акций приватизируемых предприятий;

о ходе продажи объектов приватизации;

о наиболее значимых объектах, выносимых на продажу;

о предстоящих продажах объектов приватизации.

Оформление прав собственности

на приватизируемое имущество

Приобретение государственного и муниципального имущества в процессе приватизации осуществляется на основе договоров купли — продажи, заключаемых между инвестором и лицом, осуществляющим функции продавца приватизируемого имущества.

Договоры купли — продажи акций приватизируемых предприятий подлежат регистрации в порядке, определяемом законодательством страны — реципиента.

Иной порядок приобретения государственного и муниципального имущества в процессе приватизации не допускается.

Часть IV. ПРИОБРЕТЕНИЕ ИНВЕСТОРОМ ВЕЩНЫХ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ,

ИНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ДРУГИХ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ

Вещные права на землю и иные природные ресурсы

Приобретение инвестором вещных прав на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством страны — реципиента.

Концессионные договоры, соглашения о разделе

продукции, заключаемые с иностранным инвестором

Предоставление инвестору прав на пользование природными ресурсами и осуществление видов деятельности, относящихся к государственной монополии страны — реципиента, а также прав предпринимательской деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности страны — реципиента, осуществляется в соответствии с концессионными договорами, соглашениями о разделе продукции, заключаемыми в порядке, установленном законодательством страны — реципиента.

Предоставление имущества в аренду

Предоставление в аренду инвестору имущества граждан и юридических лиц страны — реципиента, объектов государственной собственности страны — реципиента и сдача в аренду инвестором своего имущества, находящегося на территории страны — реципиента, а также расторжение таких договорных отношений осуществляются в порядке и на условиях, установленных законодательством страны — реципиента.

Часть V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Соотношение Конвенции с международными договорами

Положения настоящей Конвенции не затрагивают положений других международных договоров, участниками которых являются Стороны.

Настоящая Конвенция может являться основой для заключения Сторонами двусторонних соглашений, защищающих права инвестора.

При необходимости отдельные положения Конвенции могут конкретизироваться в двусторонних соглашениях.

Порядок вступления в силу Конвенции

Настоящая Конвенция подлежит ратификации подписавшими ее Сторонами в соответствии с их внутригосударственными процедурами и вступает в силу на 30 день со дня сдачи на хранение депозитарию третьей ратификационной грамоты. Для Сторон, ратифицировавших ее позднее, Конвенция вступает в силу на 30 день после сдачи ими на хранение депозитарию своих ратификационных грамот.

Срок действия Конвенции

Настоящая Конвенция действует в течение 10 лет со дня вступления ее в силу. По истечении этого срока Конвенция автоматически продлевается каждый раз на новый 10-летний период, если Стороны не примут иного решения.

Для целей разрешения возможных споров и претензий, в том числе материального характера, положения настоящей Конвенции продолжают действовать в отношении вышедшей Стороны до полного урегулирования всех спорных вопросов.

Порядок присоединения к Конвенции

К настоящей Конвенции после вступления ее в силу могут присоединиться с согласия всех Сторон другие государства путем передачи депозитарию документов о таком присоединении. Присоединение считается вступившим в силу по истечении 30 дней со дня получения депозитарием последнего уведомления о согласии Сторон на такое присоединение.

Порядок выхода из Конвенции

Каждая Сторона может выйти из настоящей Конвенции, направив письменное уведомление об этом депозитарию не позднее чем за 12 месяцев до выхода.

Порядок внесения изменений и дополнений в Конвенцию

По взаимной договоренности Сторон в настоящую Конвенцию могут быть внесены изменения и дополнения.

Разрешение споров, связанных с толкованием Конвенции

Спорные вопросы, связанные с толкованием настоящей Конвенции, решаются путем консультаций Сторон или обращения в Экономический Суд Содружества Независимых Государств.

Совершено в г. Москве 28 марта 1997 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящую Конвенцию, ее заверенную копию .

Конвенция подписана Азербайджанской республикой с оговоркой: «с особым мнением» (текст оговорки не представлен).

Конвенция подписана Республикой Армения с оговоркой (см. выше).

Конвенция не подписана Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

К КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ИНВЕСТОРА

1. В статье 10 в конце первого предложения добавить слова «или в другой валюте, при наличии согласия Сторон».

2. Статью 11 изложить в следующей редакции: «В рамках настоящей Конвенции споры, возникшие между страной происхождения инвестиций и страной — реципиентом решаются по законодательству страны — реципиента, если между Сторонами по двустороннему соглашению о защите инвестиций не предусмотрен иной порядок».

3. Первый абзац статьи 16 изложить в следующей редакции: «Стороны при проведении приватизации обмениваются следующей информацией», далее по тексту.

Конвенция о защите прав инвестора

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

31.05.2019

35 / 306

Всего документов в БД:

91940

Конвенция о защите прав инвестора

от 28 марта 1997 года

Государства — участники настоящей Конвенции, в дальнейшем именуемые Стороны,

считая эффективную защиту прав инвестора необходимым условием развития экономик Сторон,

содействуя привлечению инвестиций в национальные экономики Сторон,

руководствуясь Договором о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года,

в развитие Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года,

стремясь к созданию общего инвестиционного пространства и согласованного подхода к вопросам, связанным с привлечением инвестиций,

договорились о нижеследующем:

Часть I. Общие положения

Статья 1. Основные термины

Для целей настоящей Конвенции употребляются следующие термины:

инвестор — государство, юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций;

инвестиции — вложенные инвестором финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с национальным законодательством Сторон;

страна происхождения инвестиции — государство, на территории которого зарегистрирован инвестор-юридическое лицо или гражданином которого является инвестор — физическое лицо;

страна-реципиент — государство, на территории которого находится объект инвестирования;

вещное право — право владения, пользования и распоряжения имуществом.

Статья 2. Сфера действий Конвенции

Настоящая Конвенция определяет правовые основы осуществления различных видов инвестиций, зарегистрированных на территории Сторон, и гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и получаемые от них доходы.

Нормы и правила, определенные настоящей Конвенцией, применяются в случае, когда в процессе инвестирования участвуют субъекты правоотношений двух и более государств.

Регулирование вопросов, связанных с деятельностью инвестора и защитой его прав, осуществляется уполномоченными государственными органами страны-реципиента.

Функции координации вопросов, связанных с действием настоящей Конвенции, со стороны органов Содружества Независимых Государств осуществляет Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза (далее — МЭК).

Статья 3. Инвесторы

Инвесторами могут быть государства, юридические и физические лица как Сторон, так и третьих стран, если иное не предусмотрено национальным законодательством Сторон.

Статья 4. Формы осуществления инвестиций

Инвестор имеет право осуществлять инвестиции любыми не запрещенными законодательством страны-реципиента способами.

Сторона в качестве страны-реципиента имеет право проведения экспертизы инвестиционных проектов на соблюдение экологических, антимонопольных и других требований.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Статья написана по материалам сайтов: rulaws.ru, legalacts.ru, base.spinform.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector