Кто составляет проект бюджета

1. В комментируемой статье достаточно подробно излагается и регламентируется порядок составления проекта федерального бюджета.

Пунктом 1 комментируемой статьи устанавливается, что за составление проекта федерального бюджета ответственным является Правительство РФ. Начало деятельности по составлению проекта федерального бюджета определяется таким установленным сроком, как не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством РФ.

При составлении проекта федерального бюджета Правительство РФ должно руководствоваться ориентирами финансовой политики, которые определены в бюджетном послании Президента РФ.

2. Пунктами 2 и 3 комментируемой статьи разграничивается компетенция органов исполнительной власти на подготовительном этапе составления проекта федерального бюджета. В настоящей статье указано, что разработку прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана, организует уполномоченный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ.

Министерство финансов России на подготовительном этапе преследует для своего выполнения следующие цели:

1) организовать разработку проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;

2) организовать разработку проекта ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

4. Пунктом 4 данной статьи устанавливается, что проектировки основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу разрабатываются одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочной программы Правительства РФ, среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ и прогноза сводного финансового баланса по территории Российской Федерации.

проекта федерального бюджета проходит в два этапа:

— первый — это разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики;

— второй — это распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

Деятельность по составлению проекта федерального бюджета начинается с разработки федеральными органами исполнительной власти и выбора Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики. На основании выбранного Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год Минфин России осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ и проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

Вместе с этим на первом этапе Правительством РФ рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

Также п. 5 комментируемой статьи предоставляет право палатам Федерального Собрания РФ обратиться к Правительству РФ с запросом о предоставлении информации о принятых основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год и распределении расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ, но рассматриваемая норма не устанавливает срок, который ответил бы на вопрос о том, когда должен быть дан ответ на такой запрос. Следует понимать, что в этом случае будет действовать общее правило о том, что Правительство РФ должно предоставить информацию, запрашиваемую палатами Федерального Собрания РФ, в течение 15 дней, если иной срок не будет установлен непосредственно в самом запросе.

В Законе о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы РФ (ст. 13) указано, что Совет Федерации РФ и Государственная Дума РФ вправе направить парламентский запрос в том числе Председателю Правительства РФ и членам Правительства РФ с соблюдением требований, предусмотренных ст. 18 названного Закона. Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа членов или депутатов соответствующей палаты Федерального Собрания в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания. Копии письменного ответа направляются всем членам палаты Федерального Собрания, от имени которой был направлен парламентский запрос.

После того как Правительством РФ приняты основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и распределены расходы федерального бюджета на очередной финансовый год, в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ Минфин России в двухнедельный срок обязан:

1) направить бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;

2) уведомить органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу.

Что касается второго этапа формирования федерального бюджета, то на нем осуществляется распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также разработка вышеуказанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении. Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в предстоящем финансовом году, согласовывает объемы их финансирования.

Если возникают разногласия по вопросам содержания бюджетных проектировок в предстоящем году и на среднесрочную перспективу, то они подлежат разрешению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов РФ. В такую комиссию входят представители заинтересованных министерств и ведомств.

Пунктом 8 комментируемой статьи устанавливается срок окончания деятельности по разработке и согласованию федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, представляемых одновременно с ним документов и материалов, законопроектов о минимальном размере оплаты труда, о минимальном размере государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном финансовом году, а также составляемого в виде приложения к проекту ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год перечня законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. Этот срок — не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.

Период времени с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Минфином России, Минэкономразвития России, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект ФЗ о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Завершается первая стадия бюджетного процесса утверждением проекта ФЗ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год и направлением его на рассмотрение Государственной Думы РФ.

Если порядок составления проекта федерального бюджета определен Бюджетным кодексом РФ, то порядок составления проекта бюджета субъекта Федерации и проекта бюджета муниципального образования наряду с основами составления проектов бюджетов.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок. работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, опреде

Бюджетный процесс

Составление проектов бюджетов

Бюджетный процесс, как установлено в БК РФ, — это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (рис. 5.1.1).

Это интересно:  Перечень услуг мфц 2021

Участниками бюджетного процесса являются:

  • • Президент РФ;
  • • высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;
  • • законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы);
  • • исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
  • • Банк России;
  • • органы государственного (муниципального) финансового контроля;
  • • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • • главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
  • • главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
  • • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
  • • получатели бюджетных средств.

В БК РФ представлено системное описание общих (единых для всех бюджетов бюджетной системы РФ) бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, или прав и обязанностей по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива органов исполнительной власти, непосредственно — Минфина России, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований. В БК РФ реализован принцип рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета с закреплением полномочий по установлению конкретного порядка составления бюджетов за исполнительными органами соответствующего уровня власти. В частности, при составлении проекта федерального бюджета соответствующие органы исполнительной власти должны руководствоваться Положением о составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 10101.

При изучении этого этапа бюджетного процесса необходимо еще раз обратить внимание на то, что с 2008 г., согласно БК РФ, началась практическая реализация бюджетной реформы, предусматривающей внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Немаловажным фактором успеха внедрения БОР является удлинение горизонта бюджетного планирования.

С концептуальных позиций, составляя проект бюджета, органы исполнительной власти, безусловно, должны руководствоваться Бюджетным посланием Президента РФ. Бюджетное послание Президента РФ имеет ключевое значение для всего бюджетного процесса, так как в нем определяется бюджетная политика РФ на среднесрочную перспективу.

Минфин России предлагает дополнить БК РФ повой статьей, которая узаконит долгосрочное бюджетное планирование в России. Федеральный бюджет предлагается в целом планировать па 18 лет вперед, бюджеты регионов — на 12 лет1. Статус бюджетного послания президента в случае принятия законопроекта будет снижен — его объединят с общим ежегодным посланием федеральному собранию.

До разработки проекта бюджета составляется и корректируется (уточняется) целый ряд планов, которые в отличие от бюджета не утверждаются в форме закона (решения), но имеют большое значение с точки зрения, во-первых, обоснованности бюджетных показателей, а во-вторых, возможности определения результатов реализации бюджетной политики.

Первостепенное значение имеет прогноз социально-экономического развития территории. Он разрабатывается и одобряется (утверждается) соответствующими исполнительными органами власти на срок не менее трех лет. Роль прогноза в бюджетном планировании является исходной: показатели прогноза определяют параметры бюджета, следовательно, надежность показателей прогноза означает реалистичность расчета доходов и расходов бюджета, что обеспечивает достоверность бюджета.

С 2000 г. в БК РФ было введено положение о разработке трехлетнего перспективного финансового плана (ПФП). В этом документе представлены данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Имеется многолетний опыт по разработке таких планов, однако на практике роль ПФП в бюджетном процессе была ограничена справочно-информационным сопровождением проекта бюджета па отдельно взятый год.

В соответствии с реформой бюджетного процесса в Российской Федерации была поставлена задача перехода к трехлетнему утверждаемому в качестве закона (решения) бюджету. Трехлетний бюджет позволяет составлять среднесрочные планы распорядителям и получателям бюджетных средств, тем самым, повышая их ответственность и заинтересованность в достижении социально значимых результатов. Однако основная практическая цель трехлетнего бюджета заключается в возможности использования среднесрочных контрактов на поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд. Такой режим способствует эффективному и экономному использованию бюджетных средств, снимает пик платежей в конце года, обеспечивает результативность бюджетных расходов.

Бюджетный Кодекс РФ устанавливает обязательный характер формирования трехлетнего бюджета на федеральном уровне и с 2014 г. — на региональном уровне. Проекты бюджетов муниципального района и городского округа составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, если законом субъекта РФ, за исключением закона о бюджете субъекта РФ, не определен срок, на который составляются и утверждаются проекты бюджетов муниципальных районов и городских округов. Проект бюджета поселения составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа поселения.

Среднесрочный финансовый план муниципального образования — документ, содержащий основные параметры местного бюджета. Значения показателей среднесрочного финансового плана муниципального образования и основных показателей проекта местного бюджета должны соответствовать друг другу. Показатели среднесрочного финансового плана муниципального образования носят индикативный характер и могут быть изменены при разработке и утверждении среднесрочного финансового плана муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период.

Центральное место в бюджетном планировании занимают государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта РФ, муниципальные программы. Они утверждаются, соответственно, Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В основу бюджетного планирования заложен широко известный в международной практике метод скользящей трехлетки», при которой ранее утвержденные проектировки второго и третьего года становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года (рис. 5.1.1).

Рис. 5.1.1. Метод «скользящей трехлетки»

Утверждение законом проектировок на второй и третий год не означает запрета на их корректировку в следующем бюджетном цикле. Однако эти изменения не должны ухудшать положение главных распорядителей бюджетных средств и получателей межбюджетных трансфертов. Таким образом, «скользящая трехлетка», с одной стороны, обеспечивает стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок и, с другой — возможность их реагирования на меняющуюся ситуацию, реструктуризацию обязательств, реализацию новых приоритетов бюджетной политики.

В целях повышения устойчивости бюджета введена норма об условно утвержденных расходах, под которыми понимаются нераспределенные в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в ведомственной структуре расходов бюджета бюджетные ассигнования. Общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения трехлетнего бюджета не должен превышать:

  • • на первый год планового периода — 2,5% общего объема расходов бюджета;
  • • на второй год планового периода — 5% общего объема расходов бюджета.

Это позволяет создать резерв па случай непредвиденного сокращения доходов, который в случае подтверждения прогноза доходов может быть использован для принятия новых обязательств в очередном бюджетном цикле.

Однако современный период, обусловленный мировым экономическим кризисом, отрицательно сказался на практике исполнения трехлетних бюджетов и достоверности среднесрочных финансовых планов. Неопределенность во время кризиса резко возрастает, снижается качество среднесрочных прогнозов. Минфин России подготовил проект бюджетной стратегии до 2030 г., в которой изложены три сценария развития бюджетных отношений в Российской Федерации. В условиях продолжающейся рецессии экономики Российской Федерации, по-видимому, бюджетное планирование будет достаточно консервативным. Долгосрочная стратегия предназначена для создания условий по формированию устойчивого развития бюджетной системы Российской Федерации. На ее основании будет осуществляться дальнейшее бюджетное планирование па федеральном уровне.

Лекция 64. Составление проектов бюджетов

2. Перспективный финансовый план, его цели

3. Прогноз социально-экономического развития

4. Бшанс финансовых ресурсов ;

ТСТ План развития государственного

П или муниципального сектора экономики

6. Пример порядка составления проекта закона

1 * Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития страны, субъектов РФ, муници­пальных образований и отраслей экономики, а также подготовка свод­ных финансовых балансов, на основании которых органы исполнитель­ной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проектов бюджетов:

%/ основывается на основных направлениях бюджетной и налоговой поли­тики соответствующей территории на очередной финансовый год и Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию, которое направляется не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В нем определяется бюджетная политика РФ на оче­редной финансовый год;

Это интересно:  Как зарегистрировать дом в снт

• может осуществляться только Правительством РФ, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органов местного са­моуправления. При этом непосредственным составлением проектов бюджетов занимаются Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;

*/ регулируется положениями конституционного законодательства РФ, а также раздела VI БК РФ.

С учетом комплексного характера бюджетов, составление их проектов осуществляется на основе специальной системы нижеследующих эко­номических и экономико-правовых документов.

21 Перспективный финансовый план — документ, не требующий законо­дательного утверждения, но составляемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного про­гноза социально-экономического развития страны, субъекта РФ, муни­ципального образования и содержащий данные о прогнозных возможно­стях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных рас­ходов бюджета.

Основные цели разработки перспективного финансового плана:

• информирование законодательных (представительных) органов о пред­полагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социаль­ной сферы;

• комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатывае­мых реформ, программ, законов;

// выявление необходимости и возможности осуществления в перспекти­ве мер в области финансовой политики;

• отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на 3 года, из кото­рых: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие 2 года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходной базой для составления перспективного финансового плана является бюджет страны на текущий год. В последующем он ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного про­гноза социально-экономического развития страны, субъекта РФ, му­ниципального образования.

3. Прогноз социально-экономического развития территории — документ, ко­торый разрабатывается на основе данных социально-экономического развития соответствующей территории (всей Российской Федерации, если речь идет о федеральном бюджете, территории субъекта РФ или муниципального образования) за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.

4* Баланс финансовьхресурсов — это баланс всех доходов и расходов Россий­ской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяй­ствующих субъектов на определенной территории. Составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей тер­ритории и является основой для составления проекта бюджета.

5, План развития государственного или муниципального сектора экономики

включает в себя:

• перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности фе­деральных казенных предприятий;

§/ перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности го­сударственных или муниципальных унитарных предприятий;

• программу приватизации (продажи) государственного или муниципаль­ного имущества и приобретения имущества в государственную или му­ниципальную собственность;

• сведения о предельной штатной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядите­лям бюджетных средств.

6* Долгосрочные целевые программы — разрабатываются органом исполни­тельной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверж­дению соответствующим законодательным (представительным) орга­ном, представительным органом местного самоуправления. Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к утверждению и финансированию за счет бюджетныхсредств или средств государствен­ного внебюджетного фонда, должны содержать:

*/ прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) резуль­татов реализации указанной программы;

• наименование заказчика указанной программы;

*/ сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;

%/ другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения.

7« Пример порядка составления проекта закона о федеральном бюджете.

В настоящее время он регламентируется положениями ст. 184 БК РФ, согласно которым:

1/ подготовка проекта федерального бюджета Правительством РФ должна начинаться не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финан­сового года;

*/ непосредственную разработку проектировок основных показателей фе­дерального бюджета на среднесрочную перспективу и проекта феде­рального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год организует Минфин РФ;

$/ проектировки основных показателей на среднесрочную перспективу раз­рабатываются одновременно с проектом федерального бюджета на оче­редной финансовый год на основе среднесрочной программы Правитель­ства РФ, среднесрочного прогноза социально-экономического развития страны и прогноза Сводного финансового баланса по территории России.

На первом этапе:

• осуществляется разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирова­ния экономики страны на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели;

• на основании выбранного плана-прогноза Минфин РФ разрабатывает основные параметры федерального бюджета и распределение расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классифика­цией расходов бюджетов РФ и проектировок основных доходов и расхо­дов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Одновременно Правительством РФ рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и МРОТ, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложе­ния о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу;

%/ в 2-недельный срок со дня принятия Правительством РФ основных ха­рактеристик федерального бюджета Минфин РФ:

— направляет бюджетные проектировки федеральным органам испол­нительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;

— уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на оче­редной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определен­ной законодательством РФ.

На втором этапе:

• происходит распределение федеральными органами исполнительной вла­сти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной фи­нансовый год в соответствии с функциональной и экономической клас­сификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств;

• одновременно уполномоченный орган исполнительной власти форми­рует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финанси­рованию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году; согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу;

• с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансово­му году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономи­ческого развития страны на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза ее социально-экономического развития на средне­срочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюдже­тов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в оче­редном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представлен­ные Минфином РФ, Минэкономразвития РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального за­кона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Законодательство содержит правило, согласно которому в проекте за­кона о бюджете должны содержаться основные характеристики: об­щий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефи­цит бюджета. Кроме того, в проекте должны быть указаны:

И прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;

$/ нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;

• расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ;

• общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;

• расходы и доходы целевых бюджетных фондов;

• верхний предел государственного или муниципального долга по состо­янию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, а также другие предельные значения, предусмотренные БК РФ, с ука­занием в том числе предельных объемов обязательств по государствен­ным или муниципальным гарантиям;

§/ объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной си­стемы РФ, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную финансовую помощь;

%/ распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расхо­дов соответствующего бюджета;

• источники финансирования дефицита бюджета;

• верхний предел государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом;

• предел государственных внешних заимствований РФ;

• объемы и перечень государственных внешних заимствований РФ по показателям источников внешнего финансирования дефицита федераль­ного бюджета;

• пределы предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, а также международным орга­низациям (в том числе государствам — участникам Содружества Незави­симых Государств);

%/ предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований.

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год со­ставляются:

• прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год;

• адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;

• план развития государственного или муниципального сектора эконо­мики;

• структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;

• оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот;

?/ оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год и т. д. Приведенный выше перечень не является исчерпывающим, и соответ­ствующие органы при составлении проектов региональных и местных бюджетов могут этот список дополнять.

Это интересно:  Размещение дома на участке нормы

Составление проектов бюджета

бюджет финансовый налоговый доходный

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления. Основные параметры будущих бюджетов определяются бюджетным посланием Президента РФ, которое направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В послании определяется бюджетная политика на очередной год. Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

К сведениям, необходимым для составление проектов бюджетов, относятся сведения о:

  • · действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;
  • · нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • · предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней;
  • · видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой;
  • · нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
  • · нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.

Составление бюджета основывается на:

  • · Бюджетном послании Президента РФ;
  • · прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной год;
  • · основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной год;
  • · прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной год;
  • · плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной год.

Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных:

  • · социально-экономического развития территории за последний отчетный период;
  • · прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года;
  • · тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый год.

Перспективный финансовый план — это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. План законодательно не утверждается.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года, из которых первый год — это год, на который составляется бюджет, следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Исходной базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

План составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.

Этот баланс составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.

В процессе составления бюджета каждому главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели функционирования конкретного главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств, бюджетного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия. Предоставление государственных или муниципальных услуг основывается на нормативах финансовых затрат на их оказание.

Федеральный орган исполнительной власти разрабатывает и утверждает эти нормативы на единицу услуг.

При составлении проекта бюджета выделение средств конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению определяется с учетом этих нормативов и задания на предоставление услуг. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг используются при расчете финансирования государственного заказа на предоставление государственных или муниципальных услуг, выполняемого государственными, муниципальными унитарными предприятиями или иными юридическими лицами.

Разработка проекта бюджета основывается также на плане развития государственного или муниципального сектора экономики, который включает:

  • · перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий, а также государственных или муниципальных унитарных предприятий;
  • · программу приватизации государственного или муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;
  • · сведения о предельной штатной численности служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.

Порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных предприятий определяется федеральным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

В план развития государственного сектора экономики федерального уровня включается в форме сводного плана по главным распорядителям бюджетных средств план предоставления государственных или муниципальных услуг бюджетными учреждениями.

Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом.

Перечень программ разрабатывается органом исполнительной власти в соответствии с прогнозом социально-экономического развития и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

Составление проекта бюджета осуществляется на основе налогового законодательства, действующего на момент составления проекта.

В проекте закона о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета. В проекте должны содержаться также следующие показатели:

  • · прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;
  • · нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней.

В проекте закона о бюджете должны быть установлены:

  • 1. расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов;
  • 2. общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
  • 3. расходы и доходы целевых бюджетных фондов;
  • 4. объемы финансовой помощи бюджетам других уровней, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную помощь;
  • 5. распределение ассигнований по главным распорядителям в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета.

В проекте закона о бюджете в составе расходов устанавливаются лимиты предоставления налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного года.

Второй этап формирования федерального бюджета — распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям средств, а также разработка указанными органами предложений:

  • · о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере;
  • · об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование средств, не обеспеченное реальными источниками в очередном году;
  • · о приостановлении действия указанных актов или об их поэтапном введении.

Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из бюджета, согласовывает объемы их финансирования.

Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов. Не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году, должны быть завершены разработка и согласование:

  • · показателей проекта бюджета;
  • · представляемых одновременно с ним документов и материалов;
  • · законопроектов о минимальном размере оплаты труда;
  • · законопроектов о минимальном размере государственных пенсий;
  • · законопроектов о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном году;
  • · составляемого в виде приложения к проекту закона о бюджете перечня законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.

С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на очередной год и уточненные параметры прогноза на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов внебюджетных фондов на очередной год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном году и на среднесрочную перспективу, представленные Минфином РФ, Минэкономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, all-sci.net, vuzlit.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector