Мса 700 краткое содержание

Целью МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» является установление стандартов и предоставление руководства в отношении формы и содержания аудиторского отчета, который публикуется как результат аудита финансовой отчетности субъекта, выполненного независимым аудитором. Стандарт включает следующие разделы: введение, основные элементы аудиторского заключения, типы аудиторских заключений, обстоятельства, которые могут привести к выражению мнения, отличного от безусловно-положительного.

Аудиторское заключение предоставляется по результатам аудиторской проверки финансовой отчетности субъекта, проведенной независимым аудитором. Требования стандарта могут использоваться при подготовке аудиторских заключений по финансовой информации, отличной от финансовой отчетности.

Аудитор выражает мнение о финансовой отчетности на основе изучения и оценки выводов, сделанных по полученным в процессе проверки аудиторским доказательствам. При этом аудитор должен определить соответствие финансовой отчетности:

• требованиям международных стандартов финансовой отчетности, национальных стандартов или правил;

Согласно данному стандарту аудиторское заключение должно содержать четко сформулированное в письменной форме мнение аудитора о финансовой отчетности субъекта в целом.

Стандарт указывает на необходимость соблюдения единообразия формы и содержания аудиторского заключения, что облегчает его понимание со стороны пользователей.

Аудиторское заключение включает следующие элементы:

• вводный параграф (введение), в котором содержатся описание проверенной финансовой отчетности, положение об ответственности руководства организации и аудитора;

• параграф, описывающий объем (характер) аудиторской проверки, в котором приводятся ссылки на МСА или национальные стандарты, описание выполненной аудитором работы;

• параграф, в котором выражено мнение аудитора о финансовой отчетности;

• дату выдачи аудиторского заключения;

Введение аудиторского заключения должно содержать перечень проверенной финансовой отчетности субъекта с указанием даты и отчетного периода, а также положение об ответственности руководства предприятия и аудитора. Согласно требованиям МСА ответственность за финансовую отчетность несет руководство экономического субъекта. Подготовка финансовой отчетности требует от руководства предприятия определения существенных оценочных значений, принципов и методов ведения бухгалтерского учета, которые используются при составлении данной отчетности. Обязанность аудитора заключается только в выражении мнения о финансовой отчетности клиента на основе проведенной аудиторской проверки.

В параграфе, описывающем объем (характер) аудиторской проверки, указывается, что проверка была проведена в соответствии с МСА или национальными стандартами. Под объемом в этом случае понимается способность аудитора выполнить аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах.

Пользователь аудиторского заключения, ознакомившись с его содержанием, должен быть уверен в том, что проверка проведена в соответствии с установленными стандартами.

В аудиторском заключении указывается, что финансовая отчетность клиента не содержит существенных искажений, потому что проверка была должным образом спланирована и проведена.

В данном параграфе приводится содержание аудиторской проверки:

• тестирование и анализ аудиторских доказательств, подтверждающих суммы и сведения в финансовой отчетности;

• определение принципов бухгалтерского учета, используемых при подготовке финансовой отчетности;

• исследование существенных учетных оценок, сделанных руководством при подготовке финансовой отчетности;

• оценка общего представления финансовой отчетности.

Описание объема (характера) аудиторской проверки должно завершаться утверждением аудитора о том, что проверка предоставляет достаточные основания для выражения мнения.

В параграфе, в котором выражается мнение аудитора, необходимо четко выразить свое мнение о достоверности и объективности финансовой отчетности предприятия (организации). Также следует указать, что финансовая отчетность подготовлена в соответствии с основами финансовой отчетности и законодательными требованиями. Аудитор вправе использовать словосочетания «дает правдивое и достоверное отражение» и «представлена достоверно по всем существенным аспектам». Использование этих словосочетаний подчеркивает тот факт, что аудитор исследовал только те вопросы, которые являются существенными для финансовой отчетности.

Заключение датируется числом, когда была завершена аудиторская проверка. Это означает, что аудитор учел влияние всех фактов и событий, известных ему и имевших место до этой даты. При этом аудитор не должен датировать заключение числом, предшествующим дате подписания или утверждения финансовой отчетности руководством предприятия.

В аудиторском заключении указывается четкий адрес аудитора, т.е. конкретное место нахождения его офиса. Аудиторское заключение подписывается от имени аудиторской фирмы, лично от имени аудитора или в случае необходимости как от имени аудитора, так и аудиторской фирмы. Аудиторский отчет обычно подписывается от имени аудиторской фирмы, так как фирма берет на себя ответственность за аудит.

Различают следующие типы аудиторских заключений:

• содержащее поясняющий параграф;

• с отказом от выражения мнения;

Безусловное аудиторское заключение составляется в случаях, если аудитор:

• выражает мнение о достоверности и объективности финансовой отчетности во всех существенных аспектах;

• подтверждает формирование финансовой отчетности субъекта в соответствии с установленными основами финансовой отчетности.

Безусловное мнение косвенно указывает на тот факт, что при составлении финансовой отчетности организация применила и отразила все принципы и методы бухгалтерского учета.

Остальные виды аудиторских заключений являются модифицированными заключениями.

Аудиторское заключение считается модифицированным в случае наличия факторов, не влияющих или влияющих на мнение аудитора.

При наличии факторов, не влияющих на мнение аудитора, составляется аудиторское заключение с поясняющим параграфом.

Если имеются факторы, влияющие на мнение аудитора, аудитор выражает условно-положительное мнение, отрицательное мнение или отказывается от выражения мнения.

Включение поясняющего параграфа в аудиторское заключение не влияет на мнение аудитора. Стандарт рекомендует включать этот параграф в раздел аудиторского заключения после параграфа, содержащего мнение аудитора. Обычно в поясняющем параграфе приводится ссылка на то, что такой-то конкретный фактор не является основанием для выражения условно-положительного мнения.

Ограничение объема работы аудитора приводит к выражению условного мнения или к отказу от выражения мнения.

Несогласия с руководством относительно учетной политики и достаточности сведений могут привести к выражению условно-положительного или отрицательного мнения.

Условное мнение выражается в том случае, если аудитор не может составить безусловное заключение, но влияние несогласия с руководством или ограничения объема аудита не столь существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения.

Аудитор отказывается от выражения мнения в том случае, когда имеет место осущественное ограничение объема аудита и он не может получить достаточные и уместные аудиторские доказательства, а следовательно, выразить мнение о финансовой отчетности субъекта.

Отрицательное мнение выражается тогда, когда имеют место существенные несогласия с руководством организации по финансовой отчетности. При этом финансовая отчетность предприятия имеет вводящий в заблуждение или неполный характер.

Если аудитор выражает мнение, отличное от безусловного, он должен четко описать все существенные причины этого в аудиторском заключении. По возможности приводятся количественные показатели влияния на финансовую отчетность.

Обычно эта информация отражается в отдельном параграфе, предшествующем выражению мнения или отказу от его выражения.

CATBACK.RU

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Стандарты аудита. Международные стандарты аудита

Стандарт – официальный государственный или нормативный технический документ отрасли, предприятия, формы, устанавливающий необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции товара.

Стандарты регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита. Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:

  • обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
  • создают общественный имидж профессии;
  • устраняют контроль со стороны государства;
  • помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
  • обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе международных стандартов аудита (МСА), которые выпускает Международная федерация бухгалтеров.

Система стандартов в обобщенном виде включает в себя международные стандарты; национальные стандарты; внутрифирменные стандарты. В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений.

Значение системы стандартов состоит в том, что она:

  • обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
  • помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
  • обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
  • создает общественный имидж профессии.

Международные аудиторские стандарты

В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА). Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в т.ч. Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFAC аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).

Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:

1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.

Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов. Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:

  • аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;
  • аудитор должен быть независим от клиента;
  • аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;
  • аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

Международные стандарты аудиторской деятельности состоят из пяти взаимосвязанных последовательных частей:

1. Основные постулаты – это закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие собой общую основу стандартов аудиторской деятельности.

2. Общие стандарты – это определенные качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи.

3. Рабочие стандарты – правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений и соответствующие изучения и оценка системы внутреннего контроля).

4. Стандарты отчетности и аудиторского заключения. В заключении должно быть указано, соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета.

5. Специфические стандарты (аудит международных коммерческих банков; особенности аудита малых предприятий; аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций; учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности.

Международные стандарты не превалируют над национальными стандартами. В разных странах по–разному применяют международные стандарты. Это связано с тем, что стандарты по возможности их практического применения делятся на несколько групп:

  • первая группа стандартов – это такие, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком и полностью;
  • вторая группа – это стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями;
  • к третьей группе относятся стандарты, нуждающиеся не только в уточнениях, но и в создании соответствующих экономических, политических и других условий для их ведения;
  • четвертая группа стандартов – это стандарты, использование которых в данной стране ограничено историческими тенденциями развития и национальной психологией.

Международная практика показывает, что для ведения цивилизованного аудита требуются две принципиально различные группы регулирующих документов:

  • первая группа – законодательные акты государства;
  • вторая группа – аудиторские стандарты и другие регуляторы, т.е. основополагающие принципы и приемы, а также этические нормы, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности.

Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандарты аудиторской деятельности – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Это интересно:  Подготовка рабочего места в электроустановках

Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на:

  • федеральные стандарты аудиторской деятельности;
  • внутренние стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
  • внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер и утверждаются Правительством РФ.

Стандарты аудиторской деятельности – это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации. Таким образом, стандарты – это определенные требования к самому аудиту, процессу аудита и аудиторскому заключению.

Постановлениями правительства РФ №696 от 23.09.2002 г. и №405 от 04.07.2003 г. утверждены шесть стандартов и пять Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Действующие федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Документирование в аудите.

4. Существенность в аудите.

5. Аудиторские доказательства.

6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

7. Внутренний контроль качества работы в аудите.

8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.

9. Аффилированные лица.

10. События после отчетной даты.

11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

Новые стандарты носят не рекомендательный, а обязательный характер.

Система правил (стандартов) аудиторской деятельности состоит их четырех взаимозависимых последовательных блоков:

1. Общие стандарты.

2. Рабочие стандарты.

3. Стандарты отчетности.

4. Прочие стандарты.

Общие стандарты аудита являются основополагающими в определении цели, образовательного стандарта, единых принципов ведения аудита в России:

  • письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита;
  • порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг;
  • права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов;
  • образование аудитора и др.

Рабочие стандарты аудита устанавливают общие правила осуществления проверок и условия работы аудиторов:

  • планирование аудита;
  • аудиторская выборка;
  • аудиторские доказательства;
  • документирование аудита;
  • письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;
  • первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности и др.

Стандарты отчетности определяют единые требования к составлению и оформлению документов по результатам проверок с целью доступности информации пользователям:

  • порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;
  • дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности;
  • заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям и др.

Прочие стандарты необходимы для проведения аудита, особенности которого в отдельных сферах деятельности отличны:

  • особенности аудита малых экономических субъектов;
  • аудит в условиях компьютерной обработки данных;
  • характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним и другое.

Внутрифирменные стандарты аудита

Под внутрифирменными стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Необходимость и порядок разработки внутрифирменных стандартов определен ФЗ «Об аудиторской деятельности» и ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций».

Согласно данным нормативных документов, аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.

При разработке внутренних стандартов аудиторские организации обязаны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации профессиональных аудиторских объединений.

Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам и международным стандартам. В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых – разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления.

Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание – закрытая информация. Внутрифирменные стандарты – это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения.

Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять требованиям:

  • целесообразности – иметь практическую пользу;
  • преемственности и непротиворечивости – каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
  • логической стройности – обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
  • полноты и детализации – полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;
  • единства терминологической базы – содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

Требования внутренних стандартов аудиторских организаций должны регулировать осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита и общепринятыми этическими нормами.

Внутрифирменные стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.

Для выполнения контрольных функций в ходе практического осуществления аудита аудиторской организацией может быть создана служба контроля качества проведения аудита.

Организация имеет право заключать со своими сотрудниками соглашение, обязывающее сотрудников не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации.

Значение внутрифирменных стандартов заключается в том, что оно позволяет аудиторским организациям:

  • полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов аудитора;
  • содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
  • обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
  • детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.

Внутренние стандарты формулируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, к качеству и надежности аудита и создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. Наличие системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации.

Источник — Основы аудита : учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 229 с.

Краткая характеристика международных стандартов аудита

Прежде чем приступить к детальному рассмотрению Международных стандартов аудита представляется необходимым дать их краткое описание, позволяющее понять их основную направленность, то есть область применения. При этом за основу группировки наиболее целесообразным можно считать их официальную классификацию.

Стандарты, выпущенные КМСАВУ, включают 36 Международных Стандартов Аудита (МСА)и 1 Международный Стандарт Контроля Качества (МСКК):

· МСА 200«Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными Стандартами Аудита»;

· МСА 210 «Согласование условий соглашений по аудиту»;

· МСА 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности»;

· МСА 230 «Аудиторская документация»;

· МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении мошенничества при проведении аудита финансовой отчетности»;

· МСА 250 «Учет законодательства и нормативных актов при проведении аудита финансовой отчетности»;

· МСА 260 «Обмен информацией с лицами, наделенными руководящими полномочиями»;

· МСА 265 «Информирование о недостатках в системе внутреннего контроля лиц, наделенными руководящими полномочиями»;

· МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»;

· МСА 315 «Определение и оценка рисков существенных искажений на основе знания субъекта и его среды»;

· МСА 320 «Существенность в планировании и проведении аудита»;

· МСА 330 «Действия аудитора в отношении оцененных рисков»;

· МСА 402 «Аспекты аудита субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций»;

· МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»;

· МСА 500 «Аудиторские доказательства»;

· МСА 501 «Аудиторские доказательства – особое рассмотрение отдельных статей»;

· МСА 505 «Внешние подтверждения»;

· МСА 510 «Первичные соглашения по аудиту – начальные сальдо»;

· МСА 520 «Аналитические процедуры»;

· МСА 530 «Аудиторская выборка»;

· МСА 540 «Аудит расчетных оценок, включая расчетные оценки справедливой стоимости, и соответствующих раскрытий»;

· МСА 550 «Связанные стороны»;

· МСА 560 «Последующие события»;

· МСА 570 «Непрерывность деятельности»;

· МСА 580 «Письменные представления»;

· МСА 600 «Особые аспекты – аудит финансовой отчетности группы (включая работу других аудиторов)»;

· МСА 610«Использование работы службы внутреннего аудита»;

· МСА 620 «Использование работы эксперта»;

· МСА 700 «Формирование заключения и отчет по финансовой отчетности»;

· МСА 701 «Модификация заключения в отчете независимого аудитора»;

· МСА 706 «Пояснительные параграфы и другие вопросы в отчете независимого аудитора»;

· МСА 710 «Сравнительная информация – сравнительные данные и сравнительная финансовая отчетность»;

· МСА 720«Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность»;

· МСА 800 «Особые аспекты – аудит финансовой отчетности специального назначения»;

· МСА 805 «Особые аспекты – аудит отдельной финансовой отчетности и определенных элементов, счетов или статей финансового отчета»;

· МСА 810 «Соглашения по предоставлению отчета по обобщенной финансовой отчетности»;

· МСКК 1 «Контроль качества в фирмах, которые выполняют аудит и обзор финансовой отчетности, прочие соглашения о выражении уверенности и сопутствующих услугах».

МСА 200 определяет цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности. МСА 210 раскрывает основные рекомендации по согласованию условий договоренности аудитора с заинтересованными в его услугах пользователями, а также подготовке писем-обязательств, касающихся аудита финансовой отчетности. МСА 220 устанавливает правила контроля качества как в отношении политики и процедур аудиторской фирмы, так и в отношении процедур, осуществляемых ассистентами аудитора при проведении самой аудиторской проверки. МСА 230 регламентирует вопросы ведения документации в процессе аудита финансовой отчетности. МСА 240 определяет основные обязанности аудитора при обнаружении случаев мошенничества и ошибок в процессе аудита финансовой отчетности. МСА 250 устанавливает основные обязанности аудитора в процессе аудирования финансовой отчетности выявлять все случаи несоблюдения экономическим субъектом законов и нормативных актов. Следующей группой стандартов, играющей не менее важную роль в процессе подготовки аудита финансовой отчетности, являются стандарты, рассматривающие вопросы планирования аудита.

МСА 300 раскрывает, главным образом, основные рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности при осуществлении повторных аудиторских проверок, так как в случаях проведения первых аудиторских проверок финансовой отчетности экономического субъекта может возникнуть необходимость в расширении вопросов планирования, не рассматриваемых в данном Стандарте. МСА 315 раскрывает взаимосвязь основной концепции существенности и аудиторского риска в процессе проведения аудита финансовой отчетности любого экономического субъекта. МСА 402 устанавливает основные положения, которым необходимо следовать при аудите экономического субъекта, пользующегося услугами сторонних обслуживающих организаций.

Важной группой стандартов, регламентирующих основные моменты получения и применения при аудите финансовой отчетности любого экономического субъекта различного рода информации, является группа под общим названием «Аудиторские доказательства», определяющем ее основную направленность и характеристику. В данную группу вошли МСА с 500 по 580 включительно .

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается миссия МФБ?

2. Каковы основные направления деятельности МФБ?

3. Какие функции выполняет Совет по международным стандартам аудита и гарантии качества?

4. Какие структурные органы входят в состав МФБ? Какова цель их деятельности?

5. В чем состоит значение аудиторских стандартов?

6. В каких случаях применяются международные стандарты аудита?

7. По каким направлениям осуществляется разработка международных аудиторских стандартов и положений?

Классификация и краткая характеристика международных стандартов аудита

МСА (на момент выпуска официального перевода на русский язык) делятся на 9 групп с трехзначной нумерацией; десятая группа представляет собой ПМАП, имеющие четырехзначную нумерацию.

Группировка Международных стандартов аудита (МСА) и положений о международной аудиторской практике представлена в следующей таблице 9.2.

Группировка Международных стандартов аудита (МСА) и Положений о международной аудиторской практике (ПМАП) (согласно официальному переводу МСА)

В первую группу, которая именуется «Введение», входят такие разделы, как предисловие, глоссарий и концептуальная основа МСА. Предисловие к Международным стандартам аудита призвано способствовать пониманию задач и методов работы КМАП, а также объема и статуса документов, разработанных этим комитетом. Глоссарий содержит около 110 терминов, используемых при изложении содержания Международных стандартов аудита.

Это интересно:  Где поменять полис омс при смене фамилии

Стандарты второй группы «Обязанности» объединены тем, что в них раскрываются обстоятельства при которых на аудитора и руководство аудируемого лица возлагаются на определенные обязанности.

Третья и четвертая группы стандартов («Планирование» и «Системе внутреннего контроля») посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучения деятельности клиента, определения уровня существенности и аудиторских рисков.

Документы пятой и шестой групп («Аудиторские доказательства» и «Использование работы третьих лиц») содержат стандарты и рекомендации по получению аудиторских доказательств, в том числе с привлечением результатов работы аудиторских подразделений, внутренних контролеров и экспертов.

Правила составления аудиторских заключений по результатам аудита финансовой отчетности и проверки другой информации приведены и в стандартах седьмой и восьмой групп – «Аудиторские выводы и заключения» и «Специальные области аудита».

В девятой группе МСА «Сопутствующие услуги» раскрыты цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые следует соблюдать при выполнении аудитором заданий по обзору и подготовке финансовой информации, а также проведении согласованных процедур.

Положения о международной аудиторской практике дают аудиторам дополнительные рекомендации путем детализации и разъяснений применения международных стандартов аудита.

Базовым международным стандартом в котором описана концептуальная основа международных стандартов в целом является МСА 120 «Основные принципы Международных стандартов аудита». В этом стандарте отражены предназначение, порядок составления и представления финансовой отчетности экономических субъектов, а также проведено разграничение между аудитором и сопутствующими услугами. В МСА 120 отмечается, что к сопутствующим услугам относятся обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляции (подготовка информации по которым не предполагает, что аудитор должен будет выразить уверенность). В контексте МСА 120 уверенность рассматривается как убежденность аудитора в отношении надежности предпосылок, представленных одной стороной и предназначенных для использования другой стороной.

Согласно МСА 120 мнение аудитора должно базироваться на собранных им в ходе аудита достаточных и уместных аудиторских доказательствах.

При осуществлении профессиональной деятельности аудитор должен руководствоваться общими этическими принципами, изложенными в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров, принятом МФБ. Этих принципов семь:

1. Независимость (аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности и независимости). Обстоятельствами, которые могут обусловить сомнения в независимости аудитора, могут быть:

— финансовая взаимосвязь с клиентами или с их делами;

— работа аудитора на руководящей должности в организации клиента;

— выполнение управленческих функций и принятие управленческих решений;

— личные и семейные отношения;

— получение от одного клиента гонорара, сумма которого имеет значительную долю в общей сумме дохода аудитора;

— обусловленность выплаты гонорара выводами (мнением аудитора);

— принятие аудитором товаров, услуг или знаков чрезмерного гостеприимства и др.

2. Честность (в Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминается вместе с порядочностью и подразумевает справедливое ведение дел, откровенность и правдивость).

3. Объективность (обязательство быть справедливым, интеллектуально честным, не иметь конфликтов интересов и избегать влияния других лиц, мешающих непредвзятости аудитора).

4. Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность (аудитор должен предоставлять услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью, поддерживать профессиональные знания и навыки на требуемом уровне, не должен вводить в заблуждение6 клиента относительно опыта или экспертных знаний, которыми он в действительности не обладает).

5. Конфиденциальность (обязательство аудиторов обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг).

6. Профессиональное поведение. Аудитор должен заботиться о поддержании хорошей репутации профессии.

7. Следование техническим стандартам. Осуществление аудиторских услуг в соответствии с МСА национальными стандартами, внутренними стандартами аудиторских организаций и другими нормативными документами.

При осуществлении аудита должна присутствовать доля профессионального скептицизма, то есть полученная от руководства организацией информация не должна рассматриваться как обязательно достоверная.

МСА применимы к аудиту финансовой отчетности предприятий и учреждений госсектора. Основные принципы аудита остаются в силе независимо от того, где проводится аудит, но аудит в государственном секторе может отличаться по: целям, объему, полномочиям аудитора, подходу и стилю аудита, форме аудиторского заключения. Регулированием аудиторской и бухгалтерской практики в госсекторе занимается Комитет государственного сектора. Случаи, требующие пояснений или дополнений, приводятся в разделе «Основы аудита государственного сектора» (ОАГС) в конце каждого МСА.

МСА 100 «Предисловие к международным стандартам аудита и сопутствующих услуг».

Определен юридический статус этих документов и порядок их принятия Международным комитетом по аудиторской практике. МСА применяются при аудите финансовой отчетности, а также при выполнении сопутствующих аудиту услуг. Базовые принципы выделены в МСА жирным шрифтом, однако рекомендуется использовать всю информацию стандартов, а не только выделенное жирным шрифтом. В исключительных случаях для достижения целей аудита аудитору разрешается отходить от требований МСА, но причины такого отхода должны быть аргументированы. МСА следует применять только к вопросам, имеющим существенное значение. Наряду со стандартами IAPC выпускает положения о международной аудиторской практике, имеющие меньшую юридическую силу, чем МСА.

МСА 110 «Глоссарий терминов».

Содержит перечень терминов, применяемых в МСА, и их узаконенные дефиниции.

МСА 120 «Общая структура МСА».

Описана структура МСА и приведена классификация услуг, сопутствующих аудиту, в соответствии с МСА.

МСА 200 «Цели и основные принципы аудита финансовой отчетности».

Установлены ответственность руководства в вопросах ведения финансовой отчетности, общие цели и принципы аудита финансовой отчетности предприятия (организации), проводимого независимым аудитором. Цель аудитора финансовой отчетности – формирование аудитором мнения о том, подготовлена финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с применяемыми основами бухгалтерского учета или нет. Аудитор должен выражать свое мнение в форме: «дает правильную и справедливую картину» или «отражает достоверно, во всех существенных аспектах». Описаны основные принципы выполнения аудитором профессиональных обязанностей, связанных с проведением любой аудиторской проверки: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение и выполнение технических стандартов. В ходе проверки аудитор должен получить разумную уверенность в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений.

МСА 210 «Условия договоренностей об аудите».

Приведены содержание и форма письма аудитора о согласии на проведение аудита. Письмо должно документально подтверждать приемлемость назначения аудитора, объем аудиторской проверки, ответственность аудитора и форму представляемых аудитором отчетов.

МСА 220 «Контроль качества аудиторской работы».

— Контроль качества работы аудитора необходим для поддержания на высоком уровне профессиональных аудиторов. Проводятся различия между контролем качества конкретных аудиторских проверок и общим контролем качества услуг той или иной аудиторской фирмы. Признавая существование тесной взаимосвязи двух видов контроля, следует отметить, что общий контроль качества дополняет контроль качества конкретных аудиторских проверок и способствует ему, хотя и не заменяет его. Обсуждаются вопросы организации контроля качества работы ассистентов в ходе конкретных аудиторских проверок и оказания аудиторской фирме практической помощи в области общего контроля качества услуг.

МСА 230 «Документация».

Предложены рекомендации относительно формы и содержания рабочих документов. Приводятся формы рабочих документов, которые обычно создаются аудиторами или поступают от клиентов. Рассматриваются вопросы собственности на документацию такого рода и обеспечения сохранности документации.

МСА 240 «Мошенничество или ошибка».

Определяются понятия «мошенничество» и «ошибка». Устанавливаются процедуры, которые аудитор может использовать, если у него возникнут обоснованные подозрения насчет вероятности совершения хозяйствующим субъектом мошеннических или ошибочных действий.

МСА 250 «Учет законов и правил при аудите финансовой отчетности».

Определена степень ответственности аудитора за следование законодательным и нормативным актам при аудите финансовой отчетности. При планировании аудита в ходе аудиторской проверки, на стадии оценки результатов проверки составлении отчета по ее результатам аудитор должен учитывать все факты несоблюдения организацией нормативных актов, которые могут оказывать влияние на достоверность финансовой отчетности. Тем не менее нельзя ожидать, что в ходе аудиторской проверки будут выявлены все факты нарушения нормативных актов. При выявлении таких фактов независимо от степени их существенности следует оценивать, как они влияют на репутацию руководства и сотрудников организации, а также на ход аудиторской проверки. Ответственность за несоблюдение организацией в процессе финансово-хозяйственной законодательных и нормативных актов, предотвращение и выявление актов их нарушения возлагаются на руководство организации. Аудитор сначала должен понять, какова правовая среда, в которой действует организация, какие механизмы обеспечивают соблюдение ею требований нормативных актов. Затем аудитор должен осуществить процедуры, позволяющие выявить факты нарушения нормативных актов, влияющих на финансовую отчетность организации, а также получить достаточные доказательства соблюдения нормативных актов. Описаны процедуры, которые следует применять, если факты нарушений были выявлены и о них было доложено руководству организации, пользователям отчета о результатах аудиторской поверки финансовой отчетности, регулирующим и правоохранительным органам. В приложении приведены примеры некоторых видов информации, которые могут привлечь внимание аудиторов и свидетельствовать о потенциальной вероятности разного рода нарушений.

МСА 300 «Планирование».

Описан процесс планирования аудиторских проверок финансовой отчетности и иной финансовой информации. При адекватном планировании аудита обеспечивается надлежащее внимание к наиболее важным направлениям проверки. Поэтому будут оперативно выявляться потенциальные проблемы и работа будет завершена в отведенные для нее жесткие сроки. Планирование также способствует хорошей работе вспомогательного персонала и координации проверок с деятельностью других аудиторов и экспертов. Регламентируются вопросы приглашения аудиторов, ключевые элементы процесса планирования и приводятся вопросы, которые необходимо учитывать при планировании аудита.

МСА 310 «Знание бизнеса».

Отмечается важность понимания аудитором направлений и характера деятельности проверяемой организации. Это необходимо для выявления событий и операций, которые, по мнению аудитора, могут оказывать существенное влияние на финансовую отчетность или на процесс аудиторской проверки и составления отчета по ее результатам. Перечисляются способы получения информации такого рода в ходе аудиторской проверки. Направления деятельности организации аудитор может изучать и на уровне ее отрасли, и на уровне отдельных операций организации. В приложении дан перечень вопросов, которые необходимо учитывать при выполнении конкретных заданий.

МСА 320 «Существенность в аудите».

Дана трактовка концепции существенности в аудите, описаны взаимосвязь существенности и аудиторского риска и применение понятия существенности в ходе планирования и проведения аудиторских проверок и оценки их результатов. Под уровнем существенности подразумевается такая степень искажений, содержащихся в финансовой отчетности, которая с определенной вероятностью может повлиять на разумные суждения пользователя финансовой информации и принятые на ее основании решения. Определение уровня существенности базируется на профессиональном мнении аудитора и проводится как в отношении совокупных показателей, так и в отношении остатков по счетам и конкретной раскрываемой информации.

МСА 400 «Оценка рисков и внутренний контроль».

Описаны системы учета и отчетности, их элементы, цели и задачи, ограничения систем внутреннего контроля и процедуры аудита по изучению и оценке систем. Ответственность за обеспечение функционирования системы учета и отчетности, в которую инкорпорированы системы внутреннего контроля, в масштабах, соответствующих размеру и характеру деятельности организации, возлагается на ее руководство. Тем не менее для установления достоверности финансовой отчетности аудитор должен быть в достаточной степени убежден в адекватности систем учета внутреннего контроля и отчетности. Данный стандарт является руководством для аудиторов в вопросах оценки внутрихозяйственного и контрольного рисков и использования такой оценки для определения характера, сроков и степени, в которой необходимо проводить соответствующие процедуры, позволяющие снизить степень риска до приемлемого уровня.

МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем».

Раскрываются дополнительные процедуры, которые необходимо применять при наличии систем электронной обработки данных. Определены требования, предъявляемые к уровню подготовки и квалификации аудитора для данной работы, и степень ответственности аудитора в случае делегирования этой работы помощникам или использования результатов работы, проведенной третьими лицами.

МСА 402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами сервисных организаций».

Рассматриваются особенности аудита организаций, которые поручают ведение своего бухгалтерского учета и подготовку отчетности специализированным фирмам.

МСА 500 «Аудиторские доказательства».

Выводы, лежащие в основе заключения о финансовой отчетности, должны основываться на информации, собираемой аудиторами в ходе аудиторской проверки. Описаны характер, источники и методы получения такой информации, процедуры, связанные с оценкой ее достаточности и уместности.

МСА 501 «Аудиторские доказательства – дополнительное рассмотрение особых статей учета».

Предусматривается, что для получения наиболее достоверной аудиторской информации по отдельным статьям возможно применение следующих процедур: присутствие аудитора при инвентаризации запасов; прямое подтверждение дебиторской задолженности; вступление в непосредственный контакт с юристами клиента.

В приложении оговариваются обстоятельства применения таких процедур и вопросы, которые необходимо учитывать дополнительно. Присутствие при инвентаризации необходимо (за исключением случаев, когда это нецелесообразно с практической точки зрения), если товарно-материальные запасы являются существенной статьей финансовой отчетности. Эта процедура осуществляется для получения необходимых доказательств фактического наличия и определенного состояния товарно-материальных запасов.

Это интересно:  Газфонд нпф узнать состояние счета по снилс

Если дебиторская задолженность – существенная статья финансовой отчетности для применения альтернативных процедур в случае, когда по этим статьям не была получена информация удовлетворительного качества или было сделано подтверждение с оговорками.

Вступление в непосредственный контакт с юристами организации необходимо, если есть обоснованные сомнения или фактически возбуждено судебное дело либо выставлен иск. Предлагаются рекомендации по осуществлению соответствующих контактов. Объясняется когда целесообразно рассматривать вопрос о встрече с юристом для обсуждения наиболее сложных или спорных проблем.

МСА 510 «Первая аудиторская проверка – вступительное сальдо».

Определена ответственность аудитора за начальные остатки по счетам в случаях, когда аудиторская проверка финансовой отчетности проводится впервые или в предшествующем году она была проведена другим аудитором.

Рассматриваются процедуры аудита, применение которых в обоих случаях обеспечивает необходимые доказательства отсутствия искажений начальных остатков, правильности переноса начальных данных в финансовую отчетность текущего периода, последовательности применения учетной политики. Отмечаются особенности составления отчета аудитора, если сбор достаточной информации не возможен, а заключение по результатам предыдущей аудиторской проверки не было безоговорочным.

В приложении приведены примеры отчетов, содержащих заключения с оговорками.

МСА 520 «Аналитические процедуры».

Определены факторы, которые должен учитывать аудитор при проведении выборок в ходе аудиторских проверок и при оценке результатов примененных аудиторских процедур. Установленные стандартом правила, касающиеся как статистической, так и нестатистической выборки.

Даны рекомендации по проведению выборки, стратификации, отбора и экстраполяции ошибок.

МСА 540 «Аудит оценочных значений».

Данный стандарт является для аудитора руководством по выбору процедур определения достоверности оценочных данных, содержащихся в финансовой отчетности. Оценочными данными являются приблизительные суммы по отдельным статьям финансовой отчетности, привести точные оценки по которым не представляется возможным. Ответственность за определение оценочных данных, основанных на суждении о непредсказуемом эффекте прошедших или потенциально вероятных в будущем событий, возлагается на руководство организации. Аудитор несет ответственность за анализ обоснованности таких оценок.

Установлены основные этапы аудита оценочных данных. Даны рекомендации по определению ошибок в этих оценках.

МСА 550 «Взаимосвязанные стороны».

Рассматриваются процедуры, выполнение которых необходимо для получения аудиторских доказательств существования взаимосвязанных сторон (родственных или зависимых организаций) и проводимых с ними операций. Данный стандарт основан на определении и требованиях раскрытия информации, установленных МСФО 24 «Раскрытие информации о взаимосвязанных сторонах». Проведение процедур предусмотренных этим стандартом, позволяет аудиторам определить степень соответствия информации о существовании отношений с взаимосвязанными сторонами и сделках, совершенных с ними, раскрытой руководством проверяемой организации, требованиям стандарта МСФО 24.

МСА 560 «Последующие события».

Определен порядок датирования отчета аудитора. Описаны действия аудитора, которые необходимо предпринять для выявления последующих событий, показывающих существенное влияние на содержание финансовой отчетности.

Даны рекомендации относительно ответственности аудитора за последующие события, произошедшие после даты составления отчета аудитора, но до даты опубликования финансовой отчетности, а также за события, имевшие место после даты опубликования финансовой отчетности.

В приложении приведен пример отчета о пересмотренной финансовой отчетности.

МСА 570 «Продолжающая деятельность».

Описаны случаи, когда аудитор имеет основания сомневаться в правомерности применения принципа непрерывности деятельности предприятия, лежащего в основе составления финансовой отчетности.

Указано, что функционирование предприятия в качестве действующего принимается как само собой разумеющийся факт, за исключением случаев, когда есть факты, свидетельствующие об обратном. Если применение данного принципа не оправдано, то предприятие может оказаться не в состоянии реализовать свои активы по балансовой стоимости; могут измениться суммы и сроки погашения обязательств, в результате чего потребуется внести соответствующие корректировки в финансовую отчетность.

МСА 580 «Заявления руководства».

Положения данного стандарта являются руководством для аудитора при использовании в ходе аудиторской проверки информации по поводу финансовой отчетности, представленной руководством хозяйствующего субъекта. Определены случаи, когда такая информация особенно важна и ее следует получать в письменной форме.

Описаны процедуры документирования и оценки обоснованности представленной информации и ее сопоставимости с иной полученной в ходе аудита информацией, а также способы оценки степени информированности представившего сведения лица.

МСА 600 «Использование результатов работы другого аудитора».

Описаны случаи, когда независимый аудитор, проверяющий финансовую отчетность организации, привлекает к работе других независимых аудиторов, проверяющих отчетность одного или нескольких отделений, филиалов, дочерних или ассоциированных компаний, консолидированную за тем в финансовой отчетности головной организации.

МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита».

Внутренний аудитор является самостоятельным элементом системы внутреннего контроля. Такой аудит проводится специально назначенными сотрудниками организации. Его задача – оценка состояния и функционирования системы внутреннего контроля.

Большая часть работы проводимой отделом внутреннего аудита, может быть использована независимыми аудиторами при проверке финансовой информации. Прилагаются рекомендации независимым аудиторам по применению определенных процедур для оценки результатов работы внутренних аудиторов.

МСА 620 «Использование работы эксперта».

Даны рекомендации по использованию в ходе аудиторской проверки работы эксперта (специалиста), привлеченного аудитором или назначенного клиентом. Приводятся примеры ситуаций, в которых у аудитора может возникнуть необходимость использовать работы эксперта, и обстоятельства, которые должны быть учтены при осуществлении такого рода профессиональных контактов. Определены подходы как к оценке уровня подготовки, квалификации, компетентности и объективности эксперта, так и к оценке результатов работы эксперта.

МСА 700 «Аудиторское заключение аудитора по финансовой отчетности».

Даны рекомендации относительно формы и содержания отчета аудитора, составляемого по результатам независимой аудиторской проверки финансовой отчетности организации.

Определены обязательства, при которых может быть выдано безусловно положительное аудиторское заключение, отличное от заключения с оговорками, а также предлагаются возможные формулировки для составления заключения без оговорок, заключения с оговорками, отрицательного заключения и текста отказа от выдачи заключения.

МСА 710 «Сравнимые значения».

Описан порядок действий аудитора в тех случаях, когда отчетность клиента включает финансовые показатели за прошлый период (периоды), которые аналогичны финансовым показателям отчетности текущего периода.

Проанализированы разные ситуации: 1) когда сравнимые значения финансовой отчетности за прошлые годы в связи с применяемым законодательством составляют неотъемлемую часть финансовой отчетности за текущий год; 2) когда сравнимые значения приводятся со справочными целями.

МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность».

Приведено определение прочей финансовой и нефинансовой информации, содержащейся в финансовой отчетности и формируемой организацией, как правило, ежегодно. На практике прочая информация часто называется ежегодным отчетом.

Законодательством установлены случаи, в которых прочая информация на ряду с финансовой отчетностью является объектом аудиторской проверки. Данный стандарт регулирует вопросы, связанные с составлением отчета аудитора по результатам такой проверки.

Описаны подходы к определению то части информации, которую аудитор не обязан освещать в своем отчете, и действия аудитора в случае выявления существенных искажений информации или непоследовательного представления информации.

МСА 800 «Отчет аудитора по специальным аудиторским заданиям».

Этим стандартом аудиторам следует руководствоваться при составлении отчетов по результатам аудиторской проверки:

1. если финансовая отчетность составляется в соответствии с принципами учета, которые отличаются от принципов, установленных международными стандартами или соответствующими национальными стандартами;

2. при составлении отчетов по конкретным счетам, субсчетам либо статьям финансовой отчетности;

3. при проверке соблюдения контрактных договоренностей;

4. при проверке сводной финансовой отчетности.

В качестве приложения приведены примеры специальных отчетов аудиторов.

МСА 810 «Изучение прогнозной финансовой информации».

Рассматриваются процедуры проверки и составления аудитором отчетов о финансовой информации, используемой в качестве прогнозов или основанной на оценочных данных, либо в случаях, когда такая информация является прогнозом, основанным на гипотетическом сценарии развития событий. Аудитор должен осознать роль, которую он играет в обеспечении оправданности прогнозов, и делать основной акцент на потенциально возможных будущих событиях. Особое внимание аудитор должен уделять важности адекватного раскрытия существенных допущений для понимания прогнозной финансовой информации. Аудитор должен быть готов к тому, что предоставляемая информация может иметь спекулятивный характер. Поэтому при анализа следует разграничивать требования в части представления информации и процесса составления оценочных данных, с одной стороны, и процесса составления гипотетических прогнозов развития событий, с другой стороны.

МСА 910 «Задания по общей проверке финансовой отчетности».

Общая проверка финансовой отчетности в соответствии с требованиями данного стандарта представляет собой «облегченный» вариант аудита. В отличие от обычного аудита, когда аудитор должен высказать мнение о достоверности финансовой отчетности, при общей проверке аудитор должен указать, не обнаружил ли он фактов, которые заставили его усомниться в том, что данная финансовая отчетность достоверна (отрицательная уверенность). Результаты такой общей проверки имеют меньшую доказательную силу, чем результаты обычного аудита финансовой отчетности.

МСА 930 «Задания по компиляции финансовой информации».

Компиляция финансовой информации – это помощь аудитора клиенту в подготовке финансовой отчетности и соответственно в проверке правдоподобия (а также отсутствия внутренних противоречий) тех бухгалтерских сведений, которые послужили основой для подготовки этой отчетности. Выводы по результатам таких заданий не имеют доказательной силы, которую имеют выводы по результатам обычного аудита финансовой отчетности. Кроме того, при выполнении таких заданий аудитор не может считаться независимым.

ПМАП 1000 «Процедуры межбанковского подтверждения».

Рассматриваются особенности действий аудитора, если для подтверждения достоверности отчетности банков необходимо получить подтверждение об операциях и взаимной задолженности от других банков, находящихся в той же стране, что и банк, подлежащий аудиту, а также для подтверждения достоверности отчетности банков, расположенных в других странах.

ПМАП 1001 «Среда компьютерных информационных систем – отдельные микрокомпьютеры».

Определены действия аудитора при проверке клиента, использующего для ведения бухгалтерского учета указанный вид информационных систем.

ПМАП 1002 «Среда компьютерных информационных систем – компьютерные системы в режиме «он-лайн».

Определены действия аудитора при проверке клиента, использующего для ведения бухгалтерского учета указанный вид информационных систем.

ПМАП 1003 «Среда компьютерных информационных систем – системы баз данных».

Определены действия аудитора при проверке клиента, использующего для ведения бухгалтерского учета указанный вид информационных систем.

ПМАП 1004 «Взаимодействия инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов».

Установлены требования к взаимоотношениям внешних аудиторов и органов, контролирующих работу банков.

ПМАП 1005 «Особенности аудита малых предприятий».

Описаны особенности системы управления и контроля малых предприятий и связанные с этим особенности аудита.

ПМАП 1006 «Аудит международных коммерческих банков».

Подробны изложены требования, предъявляемые к аудиту международных банков: описание целей и процесса аудита, определение условий аудиторского задания, порядок выполнения аудиторских процедур по существу и требования по подготовке итоговых документов аудитора.

ПМАП 1007 «Общение с руководством клиента».

Регламентируются основы взаимоотношений с руководством организации, подлежащей аудиту.

ПМАП 1008 «Оценки рисков и система внутреннего контроля – характеристика и учет среды компьютерных информационных систем».

Рассматриваются вопросы изучения и оценки системы учета и отчетности и взаимосвязанных с ней систем внутреннего контроля в случае электронной обработки данных. Описаны наиболее распространенные характеристики процесса электронной обработки данных, в том числе факторы, влияющие на его организацию и структуру, характер обработки данных и процедуры, применяемые в системах учета и отчетности и внутреннего контроля. Определены различия и установлена взаимосвязь общего контроля электронной обработки данных (который оказывает воздействие на собственно процесс) и контроля за применением данного процесса (который оказывает воздействие на применение методов учета и отчетности).

ПМАП 1009 «Методы аудита с использование компьютера».

Данный стандарт является руководством для аудиторов по использованию компьютерных методов аудита, особенно в части применения компьютерных программ и данных для тестирования. Рассматриваются случаю, в которых допускается использование компьютерной техники, факторы, которые необходимо принимать во внимание при определении целесообразности компьютерных методов, и основные этапы работы с применением этих методов. Кроме того, оговариваются особенности применения компьютерных методов в условиях аудита.

Статья написана по материалам сайтов: www.catback.ru, cyberpedia.su, zdamsam.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector