Налоговые льготы по ндс

В строгом смысле слова к льготам относят операции, которые освобождены от НДС у отдельных категорий налогоплательщиков. Но на практике к льготам часто относят все операции, которые освобождены от НДС. Если у вас есть облагаемые и необлагаемые операции, вам нужно вести их раздельный учет. Кроме того, для применения освобождения в отношении лицензируемых видов деятельности необходимо иметь такую лицензию. Если по каким-то причинам применять освобождение от НДС вам не выгодно, предусмотрена возможность от него отказаться.

Какие льготы по НДС предусмотрены законодательством

Формально льготы по НДС в НК РФ не установлены.

К льготам по НДС относят операции, которые освобождены от налога только у отдельных категорий налогоплательщиков, но облагаются у других (п. 1 ст. 56 НК РФ, п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). Например, это:

  • услуги в сфере образования, которые оказывают некоммерческие образовательные организации, а также некоторые иные операции таких организаций (пп. 4, 5, 14 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • медицинские услуги (пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • банковские операции (пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • страховая деятельность страховщиков (пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ).

На практике термин «льготы по НДС» нередко применяют в широком смысле, имея в виду все операции, освобождаемые по ст. 149 НК РФ.

Не облагаются НДС у всех налогоплательщиков:

  • операции, которые согласно ст. 149 НК РФ освобождены от НДС у всех организаций и ИП. Например:

— предоставление займов (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ);

— передача в рекламных целях товаров (работ, услуг) стоимостью не свыше 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ);

— безвозмездная передача в благотворительных целях товаров (кроме подакцизных), работ, услуг, имущественных прав (пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ);

— реализация макулатуры (пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ);

  • операции, которые не признаются объектом налогообложения:

— на основании п. 2 ст. 146 НК РФ. Например, реализация земельных участков и долей в них (пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ);

— в силу того, что территория РФ не признается местом их реализации (ст. ст. 147, 148 НК РФ);

  • операции по ввозу товаров в РФ, не облагаемые НДС согласно ст. 150, пп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ.

Позволяют уменьшить нагрузку по НДС, но не признаются льготами:

  • налоговые вычеты (ст. ст. 171, 172 НК РФ);
  • пониженные ставки — 10% и 0% (п. п. 1, 2 ст. 164 НК РФ);
  • освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании ст. ст. 145, 1 НК РФ, а также исключение из числа налогоплательщиков (п. 3 ст. 143 НК РФ).

Как применять освобождение от НДС по отдельным операциям

Операции, перечисленные в п. п. 1 — 3 ст. 149 НК РФ, освобождаются от НДС при соблюдении следующих условий.

  1. Раздельный учет.

Вы обязаны вести раздельный учет, если одновременно осуществляете операции, облагаемые НДС, и операции, освобожденные от налога.

Раздельный учет нужен для правильного применения вычетов по НДС (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ):

— «входной» НДС, относящийся к облагаемым операциям, вы примете к вычету;

— «входной» налог, приходящийся на необлагаемые операции, вы учтете в расходах по налогу на прибыль, как часть стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).

Важно: если раздельный учет отсутствует, принимать «входной» НДС к вычету или учитывать его в расходах по налогу на прибыль вы не вправе. Исключение сделано только для тех случаев, когда совокупные расходы на необлагаемые операции за квартал не превысили 5% от общих расходов (ст. 163, п. 4 ст. 170 НК РФ).

Если освобождаемые от НДС операции относятся к лицензируемым видам деятельности, применять освобождение вы можете только при наличии лицензии (п. 6 ст. 149 НК РФ).

  1. «Прямая реализация».

Освобождение, предусмотренное ст. 149 НК РФ, применяют только те налогоплательщики, которые реализуют соответствующие товары (работы, услуги) напрямую без посредников.

Посредники по общему правилу не могут воспользоваться освобождением. Исключения предусмотрены для узкого круга операций (п. 7 ст. 149, п. 2 ст. 156 НК РФ). Так, освобождаются от НДС у посредников (п. 1, пп. 1, 8 п. 2, пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ):

— сдача в аренду помещений на территории РФ иностранным гражданам или аккредитованным в России организациям;

— реализация медицинских товаров;

— оказание ритуальных услуг;

— реализация изделий народных художественных промыслов.

Если условия для применения освобождения от НДС у вас соблюдены, то суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), которые используются в необлагаемых операциях, включаются в их стоимость. Принять их к вычету нельзя (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Счет-фактура по операциям, не облагаемым НДС

По общему правилу не нужно выставлять счета-фактуры по операциям, которые перечислены в п. п. 1 — 3 ст. 149 НК РФ (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

Счет-фактуру придется выставить в двух случаях:

  1. Если товары, которые при реализации в РФ освобождены от НДС, вывозятся в государства — члены ЕАЭС (пп. 1.1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Такой вывоз облагается НДС по нулевой ставке. Поэтому при вывозе вы оформите счет-фактуру, где укажете, в частности (пп. «а(1)», «ж» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры):

— в графе 7 — ставку НДС 0% (п. 1 ст. 7 НК РФ, п. 1 ст. 71 Договора о ЕАЭС, п. 3 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС).

  1. Если вы отказались от освобождения операций, указанных в п. 3 ст. 149 НК РФ. Начислять и уплачивать налог, а также выставлять счета-фактуры с НДС по таким операциям вы будете в обычном порядке (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Что делать, если продавец выставил счет-фактуру с НДС по операции, освобожденной от НДС по ст. 149 НК РФ

Продавец (исполнитель), не отказываясь от освобождения, тем не менее может выставить по такой операции счет-фактуру с выделенной суммой НДС. В этом случае он должен уплатить НДС в бюджет в размере, указанном в таком счете-фактуре (пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ).

При этом продавец также может применить вычет (п. 1 Письма ФНС России от 23.09.2016 N СД-4-3/17871@). Для этого «входной» НДС, который ранее был учтен в стоимости товаров (работ, услуг), надо из нее исключить и скорректировать налог на прибыль.

Операции, не облагаемые НДС, в декларации

Операции, не облагаемые НДС, в декларации вы отражаете в разд. 7 (п. 3, разд. XII Порядка заполнения декларации по НДС).

Важно! Если налоговый орган потребовал у вас пояснения по льготам по НДС, представьте их в течение пяти рабочих дней в виде реестра подтверждающих документов по форме, рекомендованной ФНС России (п. 6 ст. 6.1, п. п. 3, 6 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@). Требовать пояснений по иным видам освобождения, отличным от льгот, налоговики не вправе.

Отказ от льготы по НДС

Отказаться от освобождения от НДС можно только в отношении тех операций, которые перечислены в п. 3 ст. 149 НК РФ. Для этого достаточно подать заявление в налоговую инспекцию.

Срок подачи заявления об отказе от освобождения — не позднее 1-го числа квартала, с которого вы намерены уплачивать НДС по соответствующим операциям. А если 1-е число выпадает на выходной или праздничный нерабочий день, заявление вы можете подать в следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1, п. 5 ст. 149, ст. 163 НК РФ).

Срок действия отказа от освобождения вы определяете самостоятельно, но он не может быть менее одного года (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Важно! Отказ от освобождения распространяется на все без исключения операции, которые указаны в соответствующем подпункте п. 3 ст. 149 НК РФ (п. 5 ст. 149 НК РФ). Иными словами, вы должны будете уплачивать НДС в отношении всех таких операций независимо от того, кто является приобретателем товаров (работ, услуг), и других обстоятельств. Если вы осуществляете несколько видов операций, предусмотренных разными подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ, вы вправе отказаться от освобождения по всем или только по некоторым из них (п. 5 ст. 149 НК РФ).

После начала уплаты НДС по операциям, по которым вы отказались от освобождения, вы сможете принимать к вычету «входной» налог по товарам (работам, услугам), использованным для таких операций, на общих условиях (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

По истечении срока, на который вы отказались от освобождения, вы должны перестать уплачивать НДС по соответствующей операции. Специально уведомлять об этом инспекцию не нужно. А если вы хотите продолжать уплачивать налог, подайте новое заявление об отказе от освобождения на следующий срок (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Как составить заявление об отказе от льготы по НДС

Заявление об отказе от освобождения по НДС вы составляете в произвольной форме. Утвержденной формы нет, но из заявления должно быть понятно, по каким операциям вы отказываетесь от освобождения и на какой срок (п. 5 ст. 149 НК РФ).

В заявлении нужно указать:

  • налоговый орган, в который вы подаете заявление;
  • информацию о заявителе (в частности, название организации, ее ИНН и КПП, адрес места нахождения, контактные данные);
  • перечень операций, в отношении которых вы отказываетесь от освобождения, с указанием нормы НК РФ;
  • квартал, начиная с которого вы планируете отказаться от освобождения;
  • срок, в течение которого вы не будете пользоваться освобождением, но не менее года.

Пример заявления об отказе от освобождения от НДС

В ИФНС России N 27 по г. Москве

Адрес места нахождения:

Это интересно:  Знак парковка запрещена пдд 2021

117418, Москва г., Профсоюзная ул., 39, стр. 1

Заявление

об отказе от освобождения от НДС

Москва 29 июня 2018 г.

Пользуясь правом, предоставленным п. 5 ст. 149 НК РФ, ООО «Альфа» заявляет об отказе от использования освобождения от НДС операций по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ) на период с 1 июля 2018 г. по 30 июня 2021 г.

Что такое льгота по НДС: конец ли спорам?

Автор: А. М. Рабинович

Споры о том, что такое налоговая льгота, чаще всего велись в увязке с вопросом о полномочиях налоговиков истребовать у налогоплательщика при «камералке» документы, подтверждающие право на льготу. Как с годами менялся подход к их решению?

Дискуссии о том, что такое льгота, чаще всего велись в контексте вопроса о полномочиях налоговых органов истребовать у налогоплательщиков при проведении камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). И эти споры условно можно было бы считать первым, самым длинным действием «пьесы» о льготах. В последние три года она продолжается. Этому и посвящена настоящая статья.

Действие второе – промежуточные итоги.

Подводя итог указанным спорам применительно к НДС, Пленум ВАС напомнил, что при применении названной нормы судам необходимо принимать во внимание определение понятия «налоговая льгота», данное в п. 1 ст. 56 НК РФ, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

В связи с этим действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется на те из перечисленных в ст. 149 НК РФ основания освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. Так, например, пп. 5 п. 2 названной статьи устанавливается налоговая льгота в отношении столовых образовательных и медицинских организаций, пп. 1 п. 3 – в отношении религиозных организаций, пп. 2 п. 3 – в отношении общественных организаций инвалидов, пп. 14 п. 3 – в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат.

Вместе с тем со ссылкой на положения п. 6 ст. 88 НК РФ у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ) или освобождаемым от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ, когда освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).

Иными словами, если ст. 149 НК РФ освобождается какая либо операция от обложения НДС одинаково для всех совершающих ее лиц, то подобное освобождение не является льготой. И это важный аспект. Самым очевидным примером такой нельготы считается освобождение от обложения НДС процентов по займам в денежной форме и с ценными бумагами (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Важным в названном постановлении было также косвенное указание на то, что сам по себе факт отражения в разд. 7 налоговой декларации по НДС каких то операций, не облагаемых НДС по иным основаниям, чем ст. 149 НК РФ, например не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, не дает права налоговым органам требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие обоснованность необложения в установленном для подтверждения льгот порядке.

Тут уместно напомнить, что в разд. 7 налоговой декларации должны показываться не все не облагаемые НДС доходы (что еще иногда требуют налоговые инспекторы), например суммы, поступившие в погашение долговых ценных бумаг – векселей и облигаций, а лишь доходы, полученные от тех операций, которые прямо названы в заглавии данного раздела.

А в связи с подчеркиванием Пленумом ВАС необходимости руководствоваться ст. 56 НК РФ следует обратить внимание, что согласно ее п. 2 важным квалифицирующим признаком льготы является право налогоплательщика отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Если не принять во внимание «если», то может показаться, что вся норма п. 2 ст. 149 не признается льготой, поскольку от отраженного в ней освобождения от обложения НДС нельзя отказаться (п. 5 ст. 149 НК РФ). Тем не менее это не так, и приводимые Пленумом ВАС примеры льготы из п. 2 ст. 149 совершенно правомерны, поскольку в данном случае «иное» в виде невозможности отказа от льготы установлено, как и предписывает п. 2 ст. 56 НК РФ, самим кодексом. Но запомнить указанный квалифицирующий признак льготы необходимо – он еще понадобится нам в дальнейшем.

И разумеется, вопрос о рамках полномочий налоговых органов запрашивать у налогоплательщика документы, подтверждающие льготы, не ограничивается только НДС – из налогов, которых он, безусловно, касается, можно назвать как минимум еще и налог на имущество.

Действие третье – завуалированное несогласие.

Тем не менее на практике и после выхода постановления Пленума ВАС налоговые инспекторы продолжали запрашивать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на освобождение от обложения НДС, предусмотренные ст. 149 НК РФ. При этом они, как правило, ссылались на акты Конституционного Суда, в которых говорилось, что по сути все нормы ст. 149 можно рассматривать как льготу (перечень таких актов см. в п. 3 Определения от 07.11.2008 № 1049 О-О, из последующих актов см. п. 2.1 Определения от 04.06.2013 № 966 О).

Но дело в том, что Конституционный Суд характеризовал всю ст. 149 НК РФ как предоставляющую льготы отнюдь не в связи с вопросом о полномочиях налоговых органов истребовать документы, подтверждающие льготы, а исключительно для обоснования наличия у законодателя полного права по своему усмотрению освобождать или не освобождать от обложения НДС отдельные операции или группы налогоплательщиков. В таком контексте широкий общеэкономический подход к пониманию налоговой льготы как любого облегчения налогового бремени, не стесненный рамками определения ее в п. 1 ст. 56 НК РФ, вполне оправдан, и он применяется Конституционным Судом не только в отношении НДС (см., например, определения от 16.01.2009 № 81 О-О, от 19.07.2016 № 1458 О). Но применять это понимание к проблеме рассматриваемых полномочий налоговых органов нет никаких оснований и неправомерно.

При этом в общем плане Минфин:

  • во первых, проводит различие между понятием льготы в формально-юридическом и экономическом смысле (см. соответственно письма от 03.09.2015 № 03 05 05 01/50668 и от 14.11.2016 № 03 03 06/1/66656);
  • во вторых, давая общее указание налоговым органам руководствоваться правовыми позициями высших судебных инстанций, не называет в их числе Конституционный Суд (Письмо от 07.11.2013 № 03 01 13/01/47571, направленное налоговым органам для использования в работе Письмом ФНС России от 26.11.2013 № ГД-4-3/21097).

Обусловлено это тем, что он не формирует правовые позиции по конкретным спорам, на которые будут ориентироваться суды при рассмотрении споров с аналогичными обстоятельствами.

Действие четвертое – точки над i?

С 02.06.2016 расширились полномочия налоговых органов по проведению контрольных мероприятий в связи с применением налогоплательщиками льгот: наряду с истребованием подтверждающих документов стало возможным истребовать и пояснения (п. 6 ст. 88 НК РФ в редакции Федерального закона от 01.05.2016 № 130 ФЗ). Это еще больше обострило вопрос о том, на какие операции распространяются указанные полномочия, то есть что есть льгота.

Предвестником возвращения налоговых органов на «путь истинный» стало Письмо ФНС России от 22.12.2016 № ЕД-4-15/24737, в котором в качестве ответа на вопрос об истребовании документов по операциям, не являющимся объектом налогообложения или освобождаемым от него, при проведении камеральной проверки декларации по НДС цитировался п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ № 33.

Затем Письмом от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ ФНС направила налоговым органам рекомендации по проведению с применением рискориентированного подхода камеральных налоговых проверок деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие (освобождаемые от обложения) обложению НДС в соответствии с п. 2 и 3 ст. 149 НК РФ и подпадающие под понятие «налоговая льгота» с учетом п. 1 ст. 56 НК РФ и позиции Пленума ВАС, изложенной в п. 14 Постановления № 33.

Таким образом, налоговым органам предписано при определении операций по ст. 149 НК РФ, по которым можно истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие льготы, руководствоваться не широким пониманием льготы, представленным в актах Конституционного Суда, а ее трактовкой, содержащейся в Постановлении Пленума ВАС РФ № 33. И это позволяет надеяться на сокращение потока требований о представлении документов и пояснений по всем операциям, указанным в ст. 149 НК РФ.

Правда, к сожалению, не осуществились первоначальные надежды налогоплательщиков на то, что со временем налоговые органы будут истребовать только пояснения и если они их удовлетворят, то документы уже будут не нужны. В указанном письме ФНС отметил, что документы следует истребовать всегда – разный объем в различных ситуациях (в том и состоит рискориентированный подход).

На этом историю с налоговыми льготами в части НДС, по видимому, можно считать законченной. Правда, не вполне очевидными, как представляется, остаются критерии выделения группы лиц, которой предоставляется преимущество: то ли это только группа, прямо названная в соответствующей норме НК РФ, то ли еще и выделяемая на основе условий освобождения конкретной операции от обложения НДС группа. При втором подходе можно бы считать, например, что освобождение реализации металлолома без наличия лицензии (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ) – это преимущество, предоставляемое той группе налогоплательщиков, у которой он образуется в ходе собственной деятельности, перед реализующими тот же металлолом специализированными организациями по его заготовке и реализации, которым для освобождения от обложения НДС нужно иметь лицензию (п. 6 ст. 149 НК РФ).

То же самое касается любых освобождений, предоставляемых ст. 149 НК РФ только:

  • при наличии соответствующих документов (например, регистрационных удостоверений для медицинских изделий (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ), преимущество перед группой налогоплательщиков, таких удостоверений не имеющих);
  • при выполнении неких специальных условий (например, регистрация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ), преимущество перед налогоплательщиками, реализующими не зарегистрированные с первого раза изделия народных художественных промыслов);
  • при получении определенных источников финансирования (освобождение от обложения НДС НИОКР, осуществляемых за счет бюджетных средств, независимо от их содержания и направленности (пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ), можно считать преимуществом, предоставляемым данной группе налогоплательщиков, перед налогоплательщиками, выполняющими НИОКР за счет внебюджетных источников, у которых освобождаются от обложения НДС только НИОКР определенного содержания (пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ));
  • т. д.
Это интересно:  Как получить электронный полис осаго через интернет

Поэтому мы не стали бы полностью исключать вероятность переноса спора в плоскость определения критериев группы налогоплательщиков, которой предоставляется преимущество.

И еще один аспект, связанный с пояснениями по льготам, необходимо отметить, но уже не с запросом пояснений со стороны налоговых органов, а с предоставлением их налогоплательщиками. Согласно последнему абзацу п. 3 ст. 88 НК РФ налогоплательщики, обязанные представлять декларацию по НДС в электронной форме, и пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, представляют их в электронной форме. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе они не считаются представленными.

Ключевыми для наших целей в этой норме являются слова «предусмотренные настоящим пунктом», в котором даны пояснения по следующим ситуациям:

  • если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа (к указанным ошибкам относится несоблюдение контрольных соотношений внутри декларации по НДС, к несоответствиям – разрывы между вычетами по НДС у покупателей и начислениями НДС у продавца, приводящие к автозапросам на представление пояснений);
  • при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета) на уменьшение суммы налога или суммы с убытком.

Акцентировать внимание на этом необходимо, поскольку нам приходилось слышать от работников налоговых органов, что и пояснения по льготам тоже надо представлять в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. А ведь запрос пояснений по льготам предусмотрен не п. 3, а п. 6 ст. 88 НК РФ, следовательно, на данные пояснения требования п. 3 ст. 88 НК РФ не распространяются.

Льготы по НДС и особенности их применения

Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом и уплачивается в Федеральный бюджет.

Данному налогу посвящена 21 глава Налогового кодекса.

НДС начисляется при реализации (на территории Российской Федерации) покупателям облагаемых данным налогом товаров, работ, услуг и имущественных прав.

При этом, в целях 21 главы Налогового кодекса, передача права собственности на:

  • товары,
  • результатов выполненных работ,
  • оказание услуг

на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) для целей налогообложения НДС.

Налог рассчитывается по установленной Налоговым кодексом ставке (0%, 10% или 18%), дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав).

НДС, подлежащий уплате в бюджет определяется, как разница между суммами НДС начисленного с реализации и суммами «входящего» НДС, который был предъявлен организации-налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых операций.

Налогоплательщиками НДС являются организации (ИП), осуществляющие облагаемые НДС операции, применяющие общий режим налогообложения.

Кроме того, НДС уплачивается в бюджет налоговыми агентами, являющимися таковыми в соответствии с положениями Налогового кодекса.

Не смотря на то, что в нашей стране вряд ли найдется бухгалтер, который никогда не слышал про НДС, некоторые нюансы налогообложения данным налогом вызывают множество вопросов, стоит с ними столкнуться на практике.

К таким нюансам относятся льготы по НДС и особенности их применения налогоплательщиками данного налога.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в п.1-3 статьи 149 НК РФ и является закрытым.

Федеральным законом от 28.07.2012 №145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст.149 Налогового кодекса, вступающие в силу с 01.01.2013г.

Вышеуказанный закон дополнил перечень операций, не подлежащих обложению НДС.

В статье будут рассмотрены изменения, внесенные в ст.149 НК РФ, а так же особенности отказа от льгот по НДС и порядок их применения, предусмотренные положениями НК РФ.

Изменения в перечне необлагаемых НДС операций, вступившие в силу с 01.01.2013

В соответствии с п.2 ст.149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих услуг, оказываемых на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках (п.12.2):

  • услуг, оказываемых регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности;
  • услуг, оказываемых указанными в абзаце втором настоящего подпункта организациями, непосредственно связанных с услугами, оказываемыми ими в рамках лицензируемой деятельности (по перечню, установленному Правительством Российской Федерации);
  • услуг по проведению, контролю и учету товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу, оказываемых операторами товарных поставок, получившими аккредитацию в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • услуг по принятию на себя обязательств, подлежащих включению в клиринговый пул, оказываемых центральными контрагентами на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности либо при условии получения ими аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • услуг по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема организованных торгов, оказываемых маркет-мейкерами в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №325-ФЗ «Об организованных торгах».

Обратите внимание:При изменении редакции п.1 — 3 ст.149 (отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты (п.8 ст.149 НК РФ).

Кроме того были внесены изменения в абзац первый пп.2 п.3 ст.149 НК РФ, а именно фраза «(за исключением брокерских и иных посреднических услуг)» теперь звучит, как «(за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подпункте 12.2 пункта 2 настоящей статьи)».

Так же, в пункте 4 ст.169 НК РФ произведены аналогичные изменения:

  • фраза «(за исключением брокерских и посреднических услуг)» заменена на «(за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подпункте 12.2 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса)».

Возможность отказа от применения льгот по НДС в соответствии с положениями налогового кодекса

  • предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

При этом, нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

В соответствии с п. 2 ст.56 НК РФ, налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Положения статьи 149 НК РФ предусматривают возможность отказа от налоговых льгот по НДС только в отношении операций, освобождающихся от налогообложения в соответствии с п.3 ст. 149 НК РФ.

В соответствии с п.5 ст.149 НК РФ, налогоплательщики, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п.3 ст.149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.

Для того, чтобы использовать данное право отказа от льготы, налогоплательщику необходимо представить соответствующее заявление в ИФНС по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода*, с которого налогоплательщик намерен:

  • отказаться от освобождения
  • или приостановить его использование.

*В соответствии с положениями ст.163 НК РФ, налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее — налоговые агенты) устанавливается как квартал.

При этом, такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149.

Налоговым законодательством не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Так же не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Таким образом, от льгот по НДС, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 149 НК РФ, налогоплательщик отказаться не в праве, то есть – они являются обязательными к применению.

Условия применения налоговых льгот по НДС

Кроме этого ограничения, положениями главы 21 Налогового кодекса предусмотрены определенные условия, так же ограничивающие возможность применения льгот по НДС.

При этом, положениями ст.149 НК РФ предусмотрены как индивидуальные условия применения для каждой льготы (они установлены непосредственно п.1-3 ст.149), так и общие условия, которые необходимо соблюдать всем налогоплательщикам, на которых они распространяются.

Таких общих условий всего три:

Условие 1:

Применение льгот по НДС возможно только при осуществлении организацией предпринимательской деятельности в своих интересах.

В соответствии с п.7 ст.149 НК РФ, освобождение от налогообложения в соответствии с положениями статьи 149 не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе:

  • договоров поручения,
  • договоров комиссии,
  • агентских договоров,

если иное не предусмотрено положениями НК РФ.

Условие 2:

В случае осуществлении льготируемых видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию, для применения льготы необходимо иметь соответствующую лицензию.

Если лицензии у налогоплательщика нет, то применять льготу по НДС он не в праве.

В соответствии с п.6 ст.149 НК РФ, перечисленные в 149 статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения):

  • при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Условие 3:

В соответствии с п.4 ст.149 НК РФ, в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

При организации раздельного учета по НДС необходимо руководствоваться статьей 170 Налогового кодекса.

В соответствии с п.4 ст.170 НК РФ, суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

Это интересно:  Код паспорта иностранного гражданина для налоговой

1. Учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п.2 ст.170 НК РФ:

  • по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС

2. Принимаются к вычету в соответствии со ст.172 НК РФ:

  • по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС.

3. Принимаютсяк вычету либо учитываются в их стоимостив той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения):

  • по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости:

  • отгруженных товаров (работ, услуг),
  • имущественных прав,

операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

При определении пропорции, необходимо обеспечить сопоставимость сравниваемых показателей.

Соответственно, выручка от реализации, облагаемой НДС, в целях расчета пропорции принимается в сумме, не включающей в себя НДС.

По ОС и НМА, принимаемым к учету в первом или втором месяцах квартала, налогоплательщик имеет право определять указанную пропорцию исходя из стоимости:

  • отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг),
  • переданных имущественных прав,

операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных (переданных) за месяц товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным:

  • товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА,
  • имущественным правам,

используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Это означает, что суммы «входного» НДС с осуществленных организацией расходов, не относящихся напрямую к облагаемым НДС операциям по основным видам деятельности компании, например:

  • общехозяйственные расходы,
  • расходы на приобретение ОС и НМА непроизводственного назначения (например — офисная мебель)
  • расходы на материалы, не относящиеся к прямым расходам
  • и пр.,

необходимо делить по методике, утвержденной в учетной политике организации для целей налогообложения.

В результате раздельного учета часть «входного» НДС будет принята к вычету, а другая часть увеличит сумму вышеуказанных расходов.

В целях организации раздельного учета «входного» НДС, можно в бухгалтерском учете вести учет такого НДС, подлежащего и не подлежащего распределению, на отдельных субсчетах к счету 19 «НДС по приобретенным ценностям».

Если у налогоплательщика отсутствует раздельный учет, то суммы «входного» НДС по приобретенным:

  • товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА,
  • имущественным правам,

нельзя принять к вычету.

Суммы такого НДС так же нельзя включить в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций (НДФЛ).

Налогоплательщик имеет право не применять вышеуказанные требования в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов* на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В этом случае все суммы НДС, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, установленным ст. 172 НК РФ.

*При этом необходимо помнить, что под величиной совокупных расходов понимаются не только прямые, но и косвенные расходы организаций.

В соответствии с требованиями действующего законодательства, порядок распределения косвенных расходов организация устанавливает самостоятельно, закрепив его в своей учетной политике для целей налогообложения.

Косвенные расходы можно распределять пропорционально следующим показателям:

  • Выручке от реализации,
  • прямым затратам,
  • численности персонала,
  • фонду оплаты труда,
  • стоимости основных фондов,
  • иным подобным показателям.

В целях расчета пропорции, в отношении финансовых инструментов срочных сделок принимаются:

  • стоимость финансовых инструментов срочных сделок, предполагающих поставку базисного актива*, при условии отгрузки (передачи) базисного актива соответствующих финансовых инструментов срочных сделок в налоговом периоде (месяце),

*определяется по правилам, установленным ст. 154 НК РФ.

  • сумма чистого дохода, полученного налогоплательщиком в текущем налоговом периоде (месяце) по финансовым инструментам срочных сделок в результате исполнения (прекращения) обязательств, не связанных с реализацией базисного актива (в том числе полученные суммы вариационной маржи и премий по контракту), включая суммы денежных средств, которые должны быть получены по таким обязательствам в будущих налоговых периодах, если дата определения (возникновения) соответствующего права требования по финансовым инструментам срочных сделок имела место в текущем налоговом периоде (месяце).

О порядке определения чистого дохода Минфин в своем Письме от 20.07.2012г. №03-07-11/166 излагает следующее:

«Нормами Кодекса понятие суммы чистого дохода, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде по финансовым инструментам срочных сделок в результате исполнения (прекращения) обязательств, не связанных с реализацией базисного актива, не определено.

Однако исходя из экономического смысла данного понятия, по нашему мнению, суммой чистого дохода в указанном случае является разница между всеми полученными доходами, не связанными с реализацией базисного актива (полученные суммы вариационной маржи и премий по контракту) по всем финансовым инструментам срочных сделок, и всеми уплаченными расходами, не связанными с реализацией базисного актива (уплаченные суммы вариационной маржи и премий по контракту) по всем финансовым инструментам срочных сделок.»

При расчете пропорции организации, осуществляющие клиринговую деятельность на рынке ценных бумаг (деятельность по определению (сверке) обязательств по заключаемым на биржевых торгах и (или) торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг гражданско-правовым договорам, предметом которых является товар или иностранная валюта финансовых инструментов срочных сделок, а также по обеспечению и (или) контролю их исполнения, не учитывают сделки:

  • с ценными бумагами,
  • финансовыми инструментами срочных сделок,
  • иные сделки, по которым такая клиринговая организация является стороной в целях осуществления их клиринга,
  • а также сделки, совершаемые клиринговой организацией в целях обеспечения исполнения обязательств участников клиринга.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Льготы по НДС

А какие есть налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС)?

Какие существуют льготы по НДС?

Льготы по НДС можно найти в ст. 149 НК РФ. При этом нужно иметь в виду, что не все перечисленные в указанной статье операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), подпадают под понятие льгот. Ведь, напомним, что льгота дает преимущества одним категориям налогоплательщиков перед другими (п. 14 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33, Письмо ФНС от 22.12.2016 № ЕД-4-15/24737 ). Так, например, к льготам можно отнести освобождение от налогообложения следующих операций:

  • реализация в образовательных и медицинских организациях продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми этих организаций, а также реализация таким организациям продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по Перечню, утв. Постановлением Правительства от 22.11.2000 № 884 ), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (пп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация продукции собственного производства организациями, занимающимися производством селхозпродукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на селхозработы (пп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Ст.149 НК РФ содержит большое число операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Однако большинство из них к налоговым льготам отношения не имеет, поскольку такие операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) у всех налогоплательщиков, т. е. преимущества одних перед другими не создаются.

  • реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по Перечню, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2015 № 1042 (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация товаров, помещенных под таможенную процедуру магазина беспошлинной торговли (пп. 18 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Если налогоплательщик применяет льготы по НДС

Применение налогоплательщиком налоговых льгот налагает на него определенные дополнительные обязательства. Так, при проведении камеральной проверки НДС-декларации у налогоплательщика, применяющего налоговые льготы, инспекция может запросить (п. 6 ст. 88 НК РФ):

  • пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы по НДС;
  • документы, подтверждающие право на льготы.

Ведение налогоплательщиком освобожденных от НДС операций, в т.ч. использование налоговых льгот по НДС, обязывает его вести раздельный учет таких операций (в т.ч. входящего НДС по ним) (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Сведения об операциях, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в т.ч. признаваемых налоговыми льготами, нужно отражать в разделе 7 декларации по НДС (Приказ ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ ).

Статья написана по материалам сайтов: www.audit-it.ru, www.klerk.ru, glavkniga.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector