Напряженность трудового процесса пункт приказа 302н

Общие сведения

С января 2012 года в на территории Российской Федерации вступил в действие Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года №302Н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Приказ №302Н утвердил и ввел в действие три взаимодополняющих регламента

  • Приказ 302н приложение №1 «Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)»;
  • Приказ 302н приложение №2 «Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников»;
  • Приказ 302н приложение №3 «Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Одновременно были признаны утратившими силу и отменены следующие нормативные документы

  1. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 90 О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» (по заключению Минюста России документ в государственной регистрации не нуждается, письмо от 30 декабря 1996 г. N 07-02-1376-96).
  2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г. N 6015).
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 338 «О внесении изменений в приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2005 г. N 6677).
  4. Подпункты 11, 12 (за исключением подпунктов 12.2, 12.11, 12.12), 13 приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».

Приложение №1 К приказу МЗиСР РФ №302Н

Приложение №1 к приказу 302н Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года представлено в виде таблицы и имеет следующее содержание:

  1. Непосредственно перечень вредных и (или) опасных производственных факторов по следующим разделам: химические факторы, биологические факторы, физические факторы, факторы трудового процесса.
  2. Периодичность медосмотров.
  3. Участие в медосмотрах врачей определённых специальностей (помимо обязательного списка врачей-специалистов).
  4. Объём лабораторных и функциональных исследований (помимо обязательного объёма исследований).
  5. Дополнительные медицинские противопоказания к работе, являющиеся дополнением к медицинским противопоказаниям (Приложение№3, раздел IV, п.48)

Обязательный объём обследования для всех категорий работников

Обязательный объём обследования работника, проходящего предварительный или периодический медицинский осмотр включает в себя:

  1. Осмотр врача-профпатолога, врача-терапевта, врача-психиатра, врача-психиатра-нарколога, врача-акушер-гинеколога (для женщин).
  2. При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография в 2-х проекциях (прямая и правая боковая) легких; биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина.
  3. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования не реже 1 раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.

Приложение №2 к приказу МЗиСР РФ №302Н

Приложения №2 к приказу 302н Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 года представлено в виде таблицы и включает в себя:

  1. Перечень работ и профессий, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
  2. Периодичность медосмотров;
  3. Участие в медосмотрах врачей определённых специальностей (помимо обязательного списка врачей-специалистов);
  4. Объём лабораторных и функциональных исследований (помимо обязательного объёма исследований);
  5. Дополнительные медицинские противопоказания к работе, являющиеся дополнением к общим медицинским противопоказаниям (Приложение №3, раздел IV, п.48)
    • Пункты с 1 по 13 охватывает основные виды работ и профессий, сопряженных с вредными и опасными факторами: работы на высоте, в действующих электроустановках, в военизированной охране и т д.
    • Пункты с 14 по 26 относятся к медицинским осмотрам работников (к профосмотрам), которым по роду деятельности требуется оформление личных медицинских книжек (ЛМК). Объём лабораторных исследований для работников «декретированных» профессий (пищевых предприятий, общепита, детских учреждений и др.) ставит целью выявление ряда инфекционных и паразитарных заболеваний, которые могут быть заразны и опасны для здоровья населения.
      Т.о. если задача профосмотра – это выявление состояний и заболеваний, которые в процессе работы могут привести к негативным последствиям для самого работника (защита здоровья гражданина), то при обследовании для оформления ЛМК добавляется задача по выявлению состояний и заболеваний опасных как для работника, так и для других граждан (санитарно-эпидемиологическое благополучие населения).
    • Пункт 27 Приложения №2 «Управление наземными транспортными средствами», пришедший на смену приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555, является нормативным документом, регламентирующим прохождение медицинской комиссии для водителей и кандидатов в водители наземных транспортных средств.
    • врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем;
    • последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени;
    • заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;
    • нарколепсия и катаплексия;
    • заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.;
    • психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах
    • алкоголизм, токсикомания, наркомания;
    • болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 — 4 степени;
    • злокачественные новообразования любой локализации;
    • заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы);
    • гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV;
    • хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, НК 2 и более степени;
    • ишемическая болезнь сердца;
    • стенокардия ФК III — IV;
    • с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла);
    • пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики;
    • постинфарктный кардиосклероз, аневризма сердца.
    • аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий;
    • облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов;
    • облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей);
    • варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше;
    • лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 — 4 степени;
    • ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 — 3 степени;
    • болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 — 3 степени.
    • активные формы туберкулеза любой локализации;
    • осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений;
    • хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 — 3 степени и портальной гипертензии;
    • хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени;
    • неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения;
    • диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3 — 4 степени, системные васкулиты;
    • хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;
    • хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 — 3 степени;
    • хронические заболевания кожи:
    • хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема;
    • псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия;
    • вульгарная пузырчатка;
    • хронический необратимый распространенный ихтиоз;
    • хронический прогрессирующий атопический дерматит;
    • хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм;
    • беременность и период лактации;
    • привычное невынашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста;
    • глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.

Приложение 2 состоит из 27 пунктов, которые условно разделим на 3 группы и рассмотрим подробнее.

Пункт 27 состоит из 16 подпунктов в зависимости от категории наземных транспортных средств. Надо иметь ввиду, что использованная в приказе классификация транспортных средств принятая Госдумой РФ 19.10.2011г., ещё не введена в действие. Согласно новой классификации в России теперь появится 9 категорий и 6 подкатегорий транспортных средств (ранее было 5 категорий).

Категории транспортных средств (проект):

Подкатегория A1 мопед, скутер с объёмом двигателя менее 50 см куб
Категория А мотоцикл с объёмом двигателя более 50 см куб.
Подкатегория В1 мотоцикл с коляской с объёмом двигателя более 50 см куб.
Категория В легковой автомобиль с полной массой до 3,5 т.
Подкатегория С1 грузовой автомобиль с полной массой до 3,5 т.
Категория С грузовой автомобиль с полной массой свыше 3,5 т.
Подкатегория Д1 микроавтобус с количеством мест до 9
Категория Д с числом мест свыше 9
Категория ВЕ легковой автомобиль с прицепом
Подкатегория С1Е грузовой автомобиль категории С1 с прицепом
Категория СЕ грузовой автомобиль категории С с прицепом
Подкатегория Д1Е микроавтобус категории Д1 с прицепом
Категория ДЕ автобус категории Д с прицепом
Категория Тm трамваи
Категория Tb троллейбусы

Приложение №3 к приказу МЗиСР РФ №302Н

Данное приложение определяет организацию и порядок проведения обязательных профосмотров: предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В этом разделе приказа подробно пункт за пунктом рассмотрены основные вопросы, связанные с подготовкой и прохождением медицинских осмотров, необходимой документацией, особенностями оформления медицинских заключений и заключительных актов по результатам профосмотра и т.д. Инженерам по охране труда, менеджерам по кадрам и всем, кто по роду деятельности соприкасается с проведением профосмотров на предприятиях имеет смысл подробно изучить Приложение №3, рассматривая его, как нормативно-правовую базу для организации обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров (обследований) работников.

Необходимо обратить внимание на раздел 3 пункт 17, согласно которому работники до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно. Данное положение относится в том числе и к осмотрам водителей ,т.о. водительская медицинская справка лицам до 21 года выдается сроком на 1 год.
В Приложении 3 разделе п.48 содержится список общих медицинских противопоказаний, на основании которых в совокупности с дополнительными медицинскими противопоказаниями врач-профпатолог решает вопрос о профпригодности работника к выполнению данного вида деятельности.

Общие медицинские противопоказания к допуску к работам

Работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медосмотров (обследований), в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний:

Как определить вредные факторы для профессии?

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

прошу пояснить следующий момент:в штате есть сотрудники- инженеры строительного контроля. Но для данной позиции у нас не была проведена аттестация рабочего места, следовательно перечень факторов производственной среды и трудового процесса отсутствует.Как правило, в карте аттестации рабочего места указаны пункты приказа 302н (Приложения 1), на основании которых формируется состав комиссии проф. мед. осмотра. Как мне быть в этом случае, как определить перечень вредных факторов и соотнести это с пунктами приказа.Заранее благодарю за ответ.

Ответ

Вредные факторы для медосмотра по профессии определяют необходимость и периодичность прохождения обследования работников.

В настоящее время порядок прохождения медосмотров определен в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н в редакции от 23 июля 2013. В нем утвержден:

  • перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
  • перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников;
  • порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, которые подвергаются воздействию вредных производственных факторов и выполняют определенные виды работы. Перечень вредных и опасных факторов на медицинские осмотры приведен в приложениях к Приказу Минздрава № 302н. Направить на медосмотр сотрудника нужно, если его работа связана со следующими факторами риска:

  1. Химические: химические вещества, обладающие выраженными особенностями действия на организм; вещества и соединения, объединенные химической структурой; сложные химические смеси, композиции, химические вещества определенного назначения.
  2. Биологические: аллергены для диагностики и лечения, компоненты и препараты крови, биологические токсины и так далее.
  3. Физические: ультрафиолетовое излучение, производственная вибрация, производственный шум, пониженная температура воздуха и так далее.
  4. Факторы трудового процесса: физические перегрузки, в том числе зрительно напряженные работы, перенапряжение голосового аппарата, связанное с профессиональной деятельностью, и другое.

Кроме того, согласно Постановлению Главного государственного врача РФ, периодическим осмотрам подлежат работники, которые проводят за компьютером более 50% рабочего времени. Длительное время, проведенное перед монитором, излучение, зрительное напряжение — все это вредные производственные факторы для медосмотра. Это подтверждено в письме Минтруда от 21.03.14 № 15-2/ООГ-242.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами

Для проведения медосмотров лечебное учреждение формирует врачебную комиссию, в состав которой включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие повышение квалификации или имеющие сертификат по специальности «профпатология».

Какой специалист должен дополнительно осмотреть работников, зависит от вредного производственного фактора или вида работ. Вредные факторы для медосмотра по профессии могут разниться в зависимости от служебных обязанностей сотрудника. Например, если сотрудник подвергается тепловому излучению, то в состав медкомиссии нужно включить дерматовенеролога, невролога и офтальмолога, если сотрудник выполняет работы под водой, то он должен пройти осмотр невролога, оториноларинголога, офтальмолога, хирурга и стоматолога. Во всех случаях врачебную комиссию возглавляет врач-профпатолог.

Состав врачебной комиссии утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.

Производственные факторы могут быть признаны вредными по результатам аттестации рабочих мест. В качестве источника информации о наличии вредных факторов могут использоваться результаты лабораторных исследований, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля. Выявить «вредность» можно на основании эксплуатационной, технологической и иной документации на машины, оборудование и сырье, которые работодатель применяет в своей деятельности.

Если в организации аттестация рабочих мест не проводилась, но сотрудники выполняют определенные виды работ, или имеют место вредные факторы для медосмотра, указанные в приложениях к Приказу Минздрава N 302н, то направлять на обследования нужно всех работников.

В данной ситуации в направлении можно указать строительное производство, а так же

это могут быть физические перегрузки – 4.1

3.5 – производственный шум

2.7 – пыль различного происхождения

Подробности в материалах Системы Кадры:

1.Ответ: Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника

Сотрудники, подлежащие обязательному медосмотру

Какие сотрудники должны проходить обязательные медосмотры

Сотрудники, выполняющие определенные виды работ, проходят обязательные медосмотры за счет организации. К этой категории персонала относятся, в частности:

  • сотрудники, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда, в т. ч. на подземных работах (ст. 213, 330.3 ТК РФ);
  • сотрудники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, в том числе водители (ст. 213 и 328 ТК РФ, ст. 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ);
  • сотрудники предприятий пищевой промышленности, общепита и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений (ст. 213 ТК РФ);
  • сотрудники ведомственной охраны (ст. 6 Закона от 14 апреля 1999 г. № 77–ФЗ).

Помимо этого существует ряд отраслевых документов, каждый из которых регулирует порядок проведения медосмотров в том или ином виде деятельности. Ими должны руководствоваться организации, которые подпадают под действие этих документов. Такой порядок подтверждается и статьей 213 Трудового кодекса РФ, и статьей 24 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. Например, обязательные медосмотры предусмотрены для сотрудников, занятых:

  • в организациях коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги (п. 9.29 СанПиН 2.1.2.2631-10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 18 мая 2010 г. № 59);
  • в строительном производстве (п. 13.1 СанПиН 2.2.3.1384-03, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 11 июня 2003 г. № 141);
  • в организациях общественного питания (п. 13.1 СанПин 2.3.6.1079-01, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 8 ноября 2001 г. № 31);
  • на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики (Порядок, утвержденный приказом Минэнерго России от 31 августа 2011 г. № 390);
  • на железнодорожном транспорте общего пользования (Порядок, утвержденный приказом Минтранса России от 16 июля 2010 г. № 154).

Также обязательные медосмотры проходят сотрудники, не достигшие 18 лет, и профессиональные спортсмены (ст. 69, 266, 348.3 ТК РФ).

Следует отличать медицинский осмотр, связанный с работами в опасных (вредных) условиях труда, от профилактического осмотра, проводимого для целей своевременного выявления патологических состояний и заболеваний в медучреждениях, в которых граждане получают первичную медико-санитарную помощь. Проведение профилактического осмотра взрослого населения не связано с проведением обязательного медосмотра и не подменяет его. Более того, сотрудники, обязанные проходить обязательные осмотры в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса РФ, профилактическому осмотру не подлежат. Такие правила установлены пунктами 1–3 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 6 декабря 2012 г. № 1011н.

Как организовать проведение обязательного медосмотра сотрудников

Организовать проведение медосмотров сотрудников обязан работодатель, заключив соответствующий договор с медицинским учреждением (п. 6 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н). При этом медучреждение должно иметь лицензию на медицинскую деятельность(п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ).

Также работодатель вправе ввести в штат должности медицинских работников и создать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь сотрудникам организации, и может проводить медосмотры (например, предрейсовые) в собственном медпункте при условии, что медпункт имеет лицензию на медицинскую деятельность и право на проведение предварительных и периодических медосмотров (п. 4 ст. 24 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

Какие виды обязательных медосмотров существуют

Обязательные медосмотры подразделяются на три вида:

Такая классификация предусмотрена положениями части 1 статьи 213 Трудового кодекса РФ и пунктами 1, 18 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Кроме того, для отдельных категорий сотрудников могут быть предусмотрены обязательные медосмотры (обследования) в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения таких медосмотров (обследований) включают в рабочее время. Такой порядок предусмотрен частью 3 статьи 213 Трудового кодекса РФ. В частности, такие медосмотры обязаны проходить:

  • сотрудники, занятые на подземных работах (ст. 330.3 ТК РФ);
  • водители (ст. 20, 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

Как проводится предварительный обязательный медосмотр сотрудников

Предварительные осмотры при приеме на работу проводят за счет средств работодателя (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Их цель – до заключения трудового договора определить, может ли кандидат претендовать на ту или иную должность по состоянию здоровья.

Если предварительный медосмотр проводится в медицинском учреждении, кандидату нужно выдать направление. В направлении, выдаваемом соискателю должности на вредных (опасных) работах, укажите вредные (опасные) производственные факторы, с которыми сотрудник столкнется после трудоустройства на вакантную должность. Кроме того, в направлении укажите:

  • наименование работодателя;
  • форму собственности и вид экономической деятельности организации по ОКВЭД;
  • наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
  • вид медицинского осмотра (предварительный);
  • фамилию, имя, отчество, дату рождения соискателя;
  • наименование структурного подразделения организации (при наличии), в котором будет занят кандидат;
  • наименование должности (профессии) соискателя или виды работ, которые он будет выполнять.

Направление выдается человеку под подпись. Работодатель должен организовать учет выданных направлений.

Такие требования содержатся в пунктах 7, 8 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н. В связи с отсутствием в настоящее время унифицированного бланка направления организация вправе разработать его самостоятельно.

Вопрос из практики: нужно ли проводить обязательный медосмотр, если сотрудника принимают на короткий срок для временного замещения отсутствующего сотрудника (на период болезни, отпуска и т. п.). По должности, на которую принимают сотрудника, медосмотр предусмотрен

Необходимость медосмотра вызвана наличием опасных и (или) вредных факторов и работ в процессе труда (приложения № 1, 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н). Поскольку такие факторы по временно замещаемой должности объективно существуют, то временный сотрудник подлежит всем предусмотренным законодательством медосмотрам в общем порядке (ст. 213 ТК РФ). Срок договора со срочником при этом значения не имеет.

Как проводится периодический обязательный медосмотр сотрудников

Периодические обязательные медосмотры проводят в течение всего срока работы сотрудника в организации с установленной продолжительностью за счет средств работодателя (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Их цель – контроль за состоянием здоровья сотрудников и своевременное выявление профзаболеваний.

Для проведения периодических медосмотров организация формирует список сотрудников, которые:

  • подвергаются воздействию вредных производственных факторов, указанных в перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н. Также вредные факторы устанавливают по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) и в ходе лабораторных исследований и испытаний;
  • выполняют работы по перечню, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Утвержденный список направьте в территориальный орган Роспотребнадзора в 10-дневный срок (п. 21 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

На основании этого списка составьте поименный перечень сотрудников, которым необходимо пройти периодический осмотр. Если медицинское освидетельствование проводится в отношении сотрудников, занятых на вредных (опасных) работах, в нем нужно указать вредные (опасные) производственные факторы, оказывающие воздействие на сотрудников.

Поименный список сотрудников направляется в медицинскую организацию не позднее чем за два месяца до согласованной с этой организацией даты начала проведения периодического медосмотра (п. 23 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

Получив поименный список, медучреждение составляет календарный план проведения медосмотров и согласовывает его с организацией. Работодатель должен ознакомить сотрудников с этим планом не позднее чем за 10 дней до начала медосмотра.

Такие правила установлены пунктами 25 и 26 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Перед проведением периодического медосмотра выдайте сотруднику направление. Оно оформляется в том же порядке, что и при проведении предварительных медосмотров (п. 24 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

© Материал из Системы Кадры
Готовые решения для службы персонала на vip.1kadry.ru
Дата копирования: 12.01.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

Вредные производственные факторы по профессиям: приказ 302н

Вредные производственные факторы по профессиям: приказ 302н

Похожие публикации

Для некоторых работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры при приеме на работу, в течение трудовой деятельности, а также внеочередные, в зависимости от состояния здоровья. К таким работникам, в частности, относятся работники, которые трудятся на работах с вредными или опасными условиями труда. Они проходят обязательные медосмотры при устройстве на работу и периодические медосмотры для определения состояния здоровья. Это необходимо для понимания, может ли работник выполнять свои рабочие обязанности, а также для своевременного диагностирования возникновения профессиональных заболеваний.

Вредные и опасные производственные факторы

Приказ №302н регулирует порядок проведения осмотров и их периодичность. Однако и перечень самих вредных и опасных факторов, при работе с которыми необходимо проходить осмотры, также утверждены этим приказом Минздравсоцразвития России, принятым 12.04.2011.

Факторы вредности по приказу №302н

Организовать медицинский осмотр перед приемом на работу или плановый осмотр работников в течение их трудовой деятельности является обязанностью работодателя. Вредные производственные факторы в приказе 302н, которые делают некоторые виды деятельности вредными и даже опасными для здоровья, содержатся в Приложении 1. Перечень факторов оформлен в виде таблицы, разделенной на несколько колонок:

  • номер п/п;
  • группа веществ, которые приносят вред здоровью;
  • частота прохождения медосмотра;
  • специалисты, которые принимают участие в осмотре;
  • медицинские процедуры и исследования, которые работникам необходимо пройти;
  • дополнительные медицинские противопоказания.

Приложением 2 утвержден справочник факторов приказа 302н по профессиям. Он также выполнен в виде таблицы из пяти колонок:

  • деятельность, профессия, при которой необходимо проходить обследование;
  • частота медицинских осмотров;
  • врачи, которые принимают участие в ходе осмотра;
  • исследования и процедуры, которые необходимо пройти;
  • дополнительные противопоказания.

Таблица вредных факторов по профессиям в приказе 302н очень подробна. Вредные факторы разделены на химические (среди них аллергены, канцерогены, природные асбесты, глина и цемент и т.д.); биологические факторы среди которых комбикорма, биологические токсины (животные или растительные яды) и т.д.; физические факторы, среди которых различные виды излучений, производственный шум и проч., а также факторы трудового процесса, в частности, различные перегрузки.

По каждому фактору прописывается, как часто и какие именно медицинские специалисты должны провести медосмотр работников, которым приходится трудится во вредных или опасных условиях в соответствии с перечисленными факторами.

Таблицу приказа №302н с вредными производственными факторами по профессиям из приложения 1 можно скачать ниже.

Оптимизация Приказа № 302н о Медицинских Осмотрах!

В ходе экспертизы приказа № 302н в период с 17 сентября 2013 г. по 17 октября 2013 г. были проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях приказа № 302н, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация о проводимых публичных консультациях была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России, а также в сети Интернет по адресу regulation.gov.ru.

Дополнительно запросы о предоставлении информации были направлены в федеральный орган исполнительной власти, принявший нормативный правовой акт (далее — разработчик, Минздрав России), и Минтруд России (письмо от 18 сентября 2013 г. N Д26и-1034), а также в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия».

По результатам публичных консультаций были получены позиции от 27 субъектов предпринимательской и иной деятельности (список участников публичных консультаций приведен в приложении 1 к настоящему заключению). Результаты проведения публичных консультаций обобщены в Справке о результатах публичных консультаций по приказу № 302н.

Для проведения экспертного исследования положений приказа № 302н была создана экспертная группа.

Сам я его успел просмотреть по диагонали, и то не до конца. Но смысл во всём этом такой: приказ 302н затрудняет ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также вызывает необоснованные расходы у субъектов предпринимательской деятельности. Кроме всего прочего приказ 302н конфликтует с требованиями других нормативных правовых актов.

Далее приведу часть заключения, остальное содержимое в формате MS Word.

1. Общее описание рассматриваемого регулирования.

1.1. Место приказа № 302н в системе нормативного правового регулирования.
Приказом № 302н утверждены Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Указанные Перечни и Порядок были введены в действие с 1 января 2012 года.

Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в следующих целях: динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний; выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний; своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников; своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний; предупреждения несчастных случаев на производстве.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.

Приказ № 302н издан в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс), статьей 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьей 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Как установлено статьей 213 Трудового кодекса, «работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Согласно статье 209 Трудового кодекса опасным производственным фактором является производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Для идентификации вредных и опасных производственных факторов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ) каждый работодатель должен провести специальную оценку условий труда.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Результаты специальной оценки условий труда используются, в частности, для организации предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.

В то же время в соответствии с приложением № 2 обязательное прохождение медосмотра установлено для видов работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, независимо от наличия на этих производствах признаков, позволяющих отнести их к повышенной опасности, и показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

1.2. Адресаты регулирования.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя. Руководители организаций, в рамках деятельности которых выполняются виды работ, включенные в приложение № 2, а также на рабочих местах которых присутствуют вредные факторы, определенные в приложении № 1, обязаны обеспечить прохождение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников вне зависимости от формы собственности предприятия.

1.3. Цели регулирования.
Целями регулирования приказа № 302н являются качественная охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения профессиональных заболеваний и производственного травматизма.
Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров отдельных групп населения является важной составляющей охраны здоровья населения и эпидемиологического благополучия в Российской Федерации.

Рассматриваемый нормативный акт служит для выявления работодателем контингента работников, подлежащего предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Одновременно приказом № 302н определен перечень видов анализов и медицинских специалистов, которых должен пройти работник, имеющий контакт с тем или иным вредным фактором (или выполняющим определенные виды работ). Это необходимо для того, чтобы на этапе приема на работу (и далее с заданной периодичностью) не допускать к выполнению определенных работ сотрудников, имеющих соответствующие противопоказания, и тем самым препятствовать развитию профессиональных патологий или несчастных случаев.

По мнению разработчика, на сегодняшний день предварительные и периодические медосмотры являются наиболее эффективным механизмом выявления больных с подозрением на профессиональное заболевание. Значительная часть регистрируемых профессиональных заболеваний выявляются в ходе периодических медосмотров работников: в Государственном докладе Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2012 году» (далее — Доклад) указывается, что в 2012 году при проведении периодических медицинских осмотров было выявлено 69,62% впервые установленных профзаболеваний.

1.4. Расходы хозяйствующих субъектов на выполнение требований приказа № 302н.
В соответствии с требованиями приказа № 302н при проведении предварительных и периодических осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях (прямая и правая боковая), в условиях центра профпатологии или медицинского учреждения, имеющего права на проведение экспертизы профпригодности и связи заболевания с профессией в соответствии с действующим законодательством, проводится рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях (прямая и правая боковая); биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований не реже 1 раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.

Участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительных и периодических осмотров является обязательным для всех категорий обследуемых.
Кроме того, в Приложениях № 1 и № 2 установлены требования о дополнительных осмотрах врачами-специалистами и лабораторных исследованиях для определенных факторов вредности или отраслей производства.

Минэкономразвития России на основании данных, представленных субъектами предпринимательской и иной деятельности, провело анализ средних затрат организаций (предпринимателей) на выполнение требований по прохождению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.

Стоимость обследований, как правило, зависит от региона и количества установленных для отрасли обследований и варьируется от 1500 руб. до 10 тыс. руб. на работника.
Размер затрат на выполнение требований приказа № 302н представлен в таблице 1.

Кроме того, экспертами отмечается увеличение за последние два года стоимости проведения медицинских осмотров. Частично это связывают с изменением статуса лечебно-профилактических учреждений, преобразовавшихся из муниципальных бюджетных в государственные бюджетные учреждения, в которых определение стоимости медицинских услуг производится самостоятельно по ставкам и тарифам, регулируемым или устанавливаемым без участия муниципальных органов власти. Другой причиной возрастания стоимости эксперты называют расширение количественного состава врачей-специалистов, участвующих в проведении медицинских осмотров, и увеличение необходимых лабораторных и функциональных методов исследования.

По данным экспертов, на предприятиях нефтегазодобычи медосмотры проходят ежегодно в среднем 60 — 70% работников. На нефтеперерабатывающих, нефтехимических, химических предприятиях в силу отраслевой специфики медосмотрам подлежат более 90% работников, причем значительная часть подлежащих медосмотрам работников (от 10 до 40%) по результатам аттестации рабочих мест работает в оптимальных или допустимых условиях труда.

2. Основания для проведения экспертизы приказа № 302н.

Основанием для проведения экспертизы приказа № 302н на предмет выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, послужили письменные обращения ОАО «Сургутнефтегаз» о трудностях проведения медицинских осмотров в связи с отсутствием определения терминов «медицинские учреждения» и «значительное удаление» как в приказе № 302н, так и в законодательстве Российской Федерации.

Кроме этого, по мнению экспертов, практическое применение ряда положений приказа № 302н содержит избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности по причине дублирования медицинских осмотров с мероприятиями по диспансеризации, осуществляемыми в рамках реализации базовых программ обязательного медицинского страхования, утвержденных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и приказом Минздрава России от 3 декабря 2012 г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

3. Результаты проведенной экспертизы.

В результате проведенной экспертизы были выявлены положения, которые затрудняют эффективное регулирование в рамках приказа № 302н и приводят к необоснованным затруднениям ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также вызывают необоснованные расходы у субъектов предпринимательской деятельности.

3.1. Согласно приказу Минздрава России от 3 декабря 2012 г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» гражданин (в возрасте 18 лет и старше) работающий, неработающий или обучающийся проходит диспансеризацию 1 раз в 3 года в рамках программы обязательного медицинского страхования.

В то же время в соответствии с приказом № 302н медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений должны проводиться с периодичностью 1 раз в год или в 2 — 3 года за счет работодателя.

При этом ряд дублирующих исследований предусмотрено как в рамках диспансеризации, так и при проведении предварительных, периодических, профилактических осмотров, организованных за счет средств работодателя в соответствии с приказом № 302н.

В целях исключения такого дублирования, сокращения временных затрат как работников, так и работодателей, а также финансовых затрат работодателей считаем целесообразным предусмотреть механизм, предусматривающий возможность учета процедур при прохождении диспансеризации в счет прохождения медицинского осмотра.

3.2. Кроме того, в рамках экспертизы установлено несоответствие положений приказа № 302н действующим нормативным документам в области охраны труда, принятым ранее.

Имеются несоответствия требований приказа № 302н и действующих санитарных норм и правил по объемам и кратности обследования по отдельным видам работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.

Согласно примечанию 5 к приложению № 1 и примечанию 3 к приложению № 2 участие врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительных и периодических осмотров является обязательным для всех категорий обследуемых.

В то же время положениями постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» установлено, что лица, «связанные с работами, указанными в столбце два Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, проходят психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет».

Таким образом, например, специалисты-психиатры должны проводить осмотры только лиц, осуществляющих работы, непосредственно связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в то время как в соответствии с приказом № 302н прохождение соответствующего осмотра предусмотрено для всех сотрудников, занятых как производством, так и реализацией лекарственных средств.

В результате работодатель сталкивается со спорными ситуациями, возникающими из-за различных трактовок наименования тех или иных факторов, а также соотнесения результатов измерений и оценок факторов производственной среды из материалов оценки условий труда с наименованиями факторов из приказа № 302н. Кроме того, встречаются спорные ситуации, возникающие из-за различных трактовок наименований тех или иных факторов.

Представляется целесообразным установить единые наименования вредных производственных факторов, подлежащих и гигиеническому нормированию, и учету при определении необходимости проведения медосмотров работников.

3.3. В рамках публичных консультаций от субъектов предпринимательской деятельности поступали обращения о чрезмерности требований предъявляемых в приложении № 1 и № 2, а также о наличии (отсутствии) специалистов в медицинских организациях, предоставляющих услуги по проведению медицинских осмотров.

3.3.1. Представляется, что для работников розничной торговли либо прямо не контактирующих с пищевой продукцией и занятых административной работой (бухгалтеры, экономисты и пр.), либо не контактирующих с факторами передачи заболеваний (например, пищевыми продуктами), либо для работников предприятий торговли непродовольственными товарами представляется избыточным проведение всех предусмотренных приказом № 302н видов осмотров и исследований.

3.3.2. Согласно примечанию 3 к приложению № 1 все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований не реже 1 раза в год. Фактически это означает, что все женщины, подлежащие медосмотрам согласно приложению № 1, должны проходить его 1 раз в год вне зависимости от периодичности, установленной в соответствии с опасностью производства, из-за воздействия которого они проходят медосмотр. Данное требование создает дополнительные обязанности работодателя по формированию поименного списка работников, подлежащих медосмотрам в текущем году, а также затраты по организации и проведению медицинского осмотра для выявления профессиональных заболеваний.

3.3.3. Эксперты в рамках публичных консультаций отмечали проблему отсутствия ряда врачей-специалистов, особенно в медицинских организациях, расположенных в отдаленных регионах страны, либо отсутствует отсутствия технической возможности провести лабораторные и функциональные исследования в соответствии с требованиям приказа № 302н, а именно:

1) отсутствует или не функционирует необходимое медицинское оборудование (в частности, аппараты, позволяющие делать рентгенографию в двух проекциях);
2) в медицинских организациях (особенно расположенных вне областных центров) отсутствуют врачи-наркологи и психиатры, что вынуждает работодателей заключать дополнительные договоры со специализированными медицинскими учреждениями, имеющими соответствующих специалистов, либо ограничивать выбор медицинских организаций, что не всегда бывает возможно, особенно в удаленных регионах;
3) низкие укомплектованность медицинскими кадрами и их качество.

3.3.4. В приложениях к приказу (примечание 5 к приложению № 1, примечание 3 к приложению № 2) установлено обязательное требование участия врача-психиатра и врача-нарколога в процедуре прохождения предварительного и периодического медицинского осмотра всеми категориями обследуемых. При этом в соответствии с приложением № 3:

— лицо, направленное на обследование, должно представлять «решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством)»;
— врач-психиатр и (или) нарколог при выявлении лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний должны направлять этих лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то органом здравоохранения.

Как отмечают эксперты, на практике участие врача-психиатра в работе комиссии по проведению обязательных медосмотров сводится к проверке результатов психиатрического освидетельствования, проведенного другой врачебной комиссией, и направлению работников на освидетельствование в другую врачебную комиссию. Аналогичная ситуация наблюдается и с участием врача-нарколога.

Обращаем внимание, что порядок направления на психиатрическое освидетельствование и необходимость прохождения такого освидетельствования установлена один раз в 5 лет для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».

Учитывая вышесказанное, считаем, что при направлении работников на освидетельствование, являющееся обязанностью работодателя, требование об участии вышеуказанных врачей-специалистов в работе комиссии по проведению обязательных медосмотров является избыточным.

4. Подготовка проекта заключения об экспертизе приказа № 302н.

Запрос по предоставлению комментариев на проект заключения в рамках процедуры проведения экспертизы приказа № 302н был направлен в Минздрав России, Минтруд России и Роспотребнадзор письмом от 27 августа 2014 г. № Д26и-536.

Приведение в соответствие с Законом № 323-ФЗ предусмотрено приказом Минздрава России от 13 июля 2012 г. № 32 «О подготовке нормативных правовых актов Министерства здравоохранения Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в срок до 20 сентября 2012 г.

Минтруд России письмом от 17 сентября 2014 г. № 15-2/10/В-5937 указал, что считает необходимым привести наименования физических факторов в соответствие с приложением 1 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», а также сообщил, что указанное предложение уже направлялось в Минздрав России.

По пункту 1 раздела 5 настоящего заключения Роспотребнадзор предлагает исключить из контингента лиц, подлежащих диспансеризации в соответствии с приказом Минздрава России от 3 декабря 2012 г. № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», работающих лиц, проходящих периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом № 302н.

По пункту 2 раздела 5 настоящего заключения Роспотребнадзор считает необходимым сохранить существующий принцип распределения по вредным и (или) опасным производственным факторам химической природы и предлагает привести наименования указанных в пунктах приказа № 302н производственных факторов химической природы в соответствие с правилами Международного союза теоре
тической и прикладной химии, ИЮПАК (International Union of Pure and Applied Chemistry, IUPAC).
По пункту 3 раздела 5 настоящего заключения Роспотребнадзор предлагает пересмотреть формулировки перечня работ, указанных в Приложении № 2 к приказу № 302н с указанием контингента лиц, подлежащих медицинским осмотрам.

Все поступившие замечания и предложения по проекту заключения были рассмотрены Минэкономразвития России и использованы при подготовке настоящего заключения об экспертизе приказа № 302н.

5. Выводы по итогам проведения экспертизы приказа № 302н.

По итогам проведенной экспертизы приказа № 302н Минэкономразвития России пришло к выводу о наличии в приказе № 302н положений, необосновано затрудняющих ведение предпринимательской деятельности, и считает необходимым в соответствии с пунктом 3 постановления № 633 внести в Министерство юстиции Российской Федерации предложение о необходимости внести следующие изменения в приказ № 302н:

1. Определить механизм, предусматривающий возможность учета процедур при прохождении диспансеризации в счет прохождения медицинского осмотра.
2. Установить единые наименования вредных производственных факторов, подлежащих гигиеническому нормированию, а также учету при определении необходимости проведения медосмотров работников.
3. Исключить необходимость проведения всех предусмотренных приказом № 302н видов осмотров и исследований для работников розничной торговли, либо прямо не контактирующих с пищевой продукцией и занятых административной работой (бухгалтеры, экономисты и пр.), либо не контактирующих с факторами передачи заболеваний (например, пищевыми продуктами), а также для работников предприятий торговли непродовольственными товарами.
4. Исключить требование об участии врача-психиатра и врача-нарколога в работе комиссии по проведению обязательных медосмотров при направлении работников на освидетельствование, являющимся обязанностью работодателя, целесообразно.
5. Привести положения приказа № 302н в соответствие с действующими редакциями Закона № 323-ФЗ и Закона № 426-ФЗ, а также нормативными правовыми актами во исполнение указанных законов.

The end.

На этом у меня всё. До новых заключений экспертов.

Статья написана по материалам сайтов: www.kdelo.ru, spmag.ru, xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai.

»

Это интересно:  Внутренняя экспертиза по 44 фз
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector