Общеобразовательные учреждения что к ним относится

Образование – неотъемлемый процесс становления человека, без которого существование современного социума было бы невозможным. Ведь чтобы быть полезной государственной единицей, нужно обязательно чему-то научиться. Именно для этого и созданы дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также учреждения профессионального образования. В статье пойдет речь об общеобразовательных учреждениях — их типах, видах и особенностях.

Терминология

При рассмотрении данной темы сначала надо разобраться, что же такое образовательное учреждение. Это специальное заведение, где осуществляется педагогический процесс, где реализуются программы обучения, воспитания и развития детей. В свою очередь, существует целый перечень образовательных учреждений, которые подразделяются по типам.

  • Дошкольные.Тут в зависимости от вида возраст детей колеблется от 1 до 7 лет.
  • Общеобразовательные учреждения
  • Учреждения профессионального образования, в которых дают специфические знания узкой направленности и получают соответствующую квалификацию.
  • Коррекционные учреждения, куда попадают дети, относящиеся к категории учеников с особыми образовательными потребностями.
  • Учреждения для детей-сирот или приравненных к ним детей. Это детские дома, где ребята не только учатся, но еще и проживают.
  • Учреждения дополнительного образования детей и отдельно – взрослых (последипломное образование).

Детские сады

Первые образовательные учреждения, которые посещают дети — это дошкольные. Общеобразовательные учреждения будут следующей ступенью. Большинство детскихсадов принимают ребятишек с двух лет. Помимо образования, которое является бесплатным, в детском саду осуществляется присмотр и уход за детьми, так как они проводят в стенах учреждения почти целый день. Эта услуга оплачивается родителями, но не в полном объеме. 80% затрат берет на себя муниципалитет, а родители платят за оставшиеся 20%.

Градация групп в детских садах осущестляется по двум признакам — возрасту и направленности. Классификация учитывает возраст ребенка на начало учебного года (1 сентября) и включает группы для детей 2-3-лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет.

Направленность группы определяется контингентом воспитанников, в соответствии с которым подбираются образовательные программы. Таким образом, различают:

  • группы общеразвивающей направленности;
  • группы комбинированной направленности;
  • группы компенсирующей направленности.

Об общеобразовательных учреждениях

Дольше всего дети посещают именно общеобразовательные учреждения — с 7 до 18 лет. Если для дальнейшего обучения подросток выбирает учреждение начального или среднего профессионального образования, то школу он заканчивает в 16 лет.

Разновидности общеобразовательных учреждений

Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.

Специальное образование

Существуют также и коррекционные или специальные общеобразовательные учреждения. Для кого они предназначены? Туда определяются детки, у которых есть некие проблемы с развитием, или же ограниченные возможности здоровья. Однако надо отметить, что современная система образования предлагают альтернативный вариант – инклюзивное образование для удачной социализации таких малышей. Хотя на практике не всегда все получается настолько отлично, как в теории. Еще один альтернативный вариант для таких ребят – дистанционное обучение. Однако и тут возникают проблемы с дальнейшим внедрением детей в общество.

Денежные вопросы

Разобравшись, что такое образовательное учреждение (средняя общеобразовательная школа, младшая и десткая школы) нужно отметить, что такие заведения могут разниться еще и по типу финансирования. Такие тут существуют виды:

  • Государственные или муниципальные школы, которые являются полностью бесплатными.
  • Частные школы, где за обучение детей родители вносят определенную плату.

Вопрос тут стоит только лишь в оплате за сам процесс обучения. Родительские деньги на улучшение материально-технической базы класса или школы к этому разделу совершенно не относятся.

Гимназии, лицеи

Государственные общеобразовательные учреждения могут также именоваться лицеями или гимназиями. По сути, это обычные школы. И после их окончания ребенок получает тот же аттестат о среднем образовании. Однако особенность их в том, что они предлагают более детальное изучение определенных предметов. Иногда такие ОУ сотрудничают с вузами, подготавливая для обучения в них будущих студентов.

Это интересно:  Снип 42 101 2003 газораспределительные системы

Вечерние школы

Рассматривая общеобразовательные учреждения, нужно также понять, что такое вечерние школы. Практика их работы сегодня не столь активна, нежели во времена Советского Союза, однако они еще существуют и прекрасно функционируют. Для кого же они предназначены? В нашей стране среднее полное общее образование является обязательным. В отличие от высшего. Так, без аттестата о завершенном среднем образовании работодатель не может работника обеспечить хорошим местом. Если вовремя, в подростковом возрасте, по каким-либо причинам не удалось закончить школу, позже человека могут направить доучиться в вечернюю. Название говорит уже само за себя. Сюда люди приходят после завершения рабочего дня. Пройдя обучение в вечерней школе, человек получает аттестат о среднем полном общем образовании.

Статья 11. Типы общеобразовательных учебных учреждений системы среднего общего образования. 1. В соответствии с образовательным уровнем, который обеспечивается общеобразовательным учебным учреждением (начальное общее образование, базовое среднее общее образование, полное среднее общее образование), существуют различные типы общеобразовательных учебных учреждений I, II, III ступеней. Школы каждой из трех ступеней могут функционировать совместно или самостоятельно.

К общеобразовательным учебным учреждениям относятся:
— средняя общеобразовательная школа;
— специализированная школа (школа-интернат);
— гимназия;
— лицей;
— общеобразовательная школа-интернат;
— специальная общеобразовательная школа (школа-интернат);
— общеобразовательная санаторная школа (школа-интернат);
— школа социальной реабилитации;
— вечерняя (сменная) школа;
— внешкольное учебно-воспитательное учреждение;
— межшкольный учебно-производственный комбинат;
— профессионально-техническое учебное учреждение;
— высшее учебное заведение I — II уровней аккредитации.
2. Общеобразовательные учебные учреждения могут создавать в своем составе классы (группы) с вечерней (заочной) формой обучения, классы (группы) с углубленным изучением отдельных предметов.
Общеобразовательные учебные учреждения независимо от подчинения, типов и форм собственности могут иметь в своем составе интернаты с частичным или полным содержанием учащихся за счет собственника.
Общеобразовательные учебные учреждения могут создавать учебно-воспитательные комплексы в составе учебных учреждений различных типов и уровней аккредитации для удовлетворения допрофессиональных и профессиональных запросов граждан, а также учебно-воспитательные объединения с дошкольными и внешкольными учебными учреждениями для удовлетворения образовательных и культурно-образовательных потребностей.
3. Перечень специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) определяется центральным государственным органом управления образованием по согласованию с центральным государственным органом здравоохранения.
4. Положение об общеобразовательных учебных учреждениях утверждается правительством страны.
Общеобразовательное учебное учреждение разрабатывает устав, который утверждается собственником (для государственных и коммунальных общеобразовательных учебных учреждений — соответствующим органом управления образованием) и регистрируется местным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.

newinspire

Типы образовательных учреждений и ступени профессионального образования

Типы образовательных учреждений

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательные учреждения различаются по своим организационно-правовым формам (государственные, муниципальные, негосударственные — частные, образовательные учреждения общественных и религиозных организаций), а также своей типовой принадлежностью и видовыми особенностями.

По действующему законодательству к образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные учреждения;

2) общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные учреждения (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения дополнительного образования;

7) учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие учебный процесс.

В рамках каждого из этих типов различается несколько его разновидностей (видов) образовательных учреждений.

В настоящее время на основе постановления Правительства РФ от 23 марта 2001 г. № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» осуществляется поэтапно эксперимент по установлению новых нормативных сроков освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования:

1-я ступень (начальное общее образование) — 4 года;

2-я ступень (основное общее образование) — 5-6 лет;

3-я ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

Отражающие образовательный уровень цензовые типовые ступени профессионального образования также представлены различными видами образовательных учреждений профессионального профиля. Но при этом необходимо заметить, что профессиональную подготовку не следует отождествлять с профессиональным образованием соответствующего уровня.

Это интересно:  Проверка фас по 44 фз

Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ.

Она может быть получена в различных образовательных учреждениях: межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских, учебных участках (цехах) и т.д. Но профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Ступени профессионального образования

Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования и может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Образовательным учреждением среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) является образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

К образовательным учреждениям этого типа относятся следующие виды средних специальных учебных заведений: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).

Техникум (училище, школа) — основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего специального учебного заведения.

Колледж — самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации.

Высшее профессиональное образование направлено на подготовку и переподготовку специалистов определенного уровня, удовлетворение потребностей человека в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет человеку возможность повысить уровень образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, исходя из того, что в Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы):

— основное общее образование;

— среднее (полное) общее образование;

— начальное профессиональное образование;

— среднее профессиональное образование;

— высшее профессиональное образование;

— послевузовское профессиональное образование.

Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования.

Административное право России

Учреждения образования

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

В зависимости от форм собственности образовательные учреждения подразделяются на государственные, муниципальные и частные, то есть негосударственные, но не относящиеся к муниципальным.

Образовательный процесс осуществляется в учреждениях нескольких типов: дошкольных; общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального; послевузовского профессионального образования; дополнительного образования взрослых; дополнительного образования детей; специальных (коррекционных) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.

Типам образовательных учреждений соответствуют их определенные виды, среди которых можно выделить:

общеобразовательные — начальные, основные, средние школы, в том числе с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии;

начального профессионального образования — профессиональные училища; профессиональные лицеи — центры непрерывного профессионального образования; учебно-курсовые комбинаты (пункты); учебно-производственные центры, технические школы, вечерние (сменные) и другие образовательные учреждения данного уровня;

среднего профессионального образования — техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия (учреждения);

высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) — университеты, академии, институты, училища. Ими обеспечиваются цели высшего профессионального образования: подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Оно строится на основе различных вариантов преемственности уровней образования. Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» — на базе бакалавриата.

Как второе высшее профессиональное образование рассматривается получение образования: а) по программам бакалавриата или по программам подготовки специалиста — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра; б) по программа магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.

Это интересно:  За что необходимо платить каждый месяц

Различия между видами учебных заведений данного типа определены в типовых положениях о соответствующих образовательных учреждениях, а видами высших учебных заведений — в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако часто учебное заведение необоснованно относится к тому или иному виду, хотя это отнесение не ведет за собой каких-либо существенных изменений в его учебной деятельности. Например, в последние годы многие институты переименованы в университеты, однако преобразования в них свелись лишь к смене наименования.

Учредителем (учредителями) государственного образовательного учреждения являются органы государственной власти РФ и ее субъектов, в том числе и государственные органы управления образованием: Минобрнауки РФ; государственные органы управления субъектов РФ. Учредителем (учредителями) муниципального образовательного учреждения являются органы местно самоуправления.

Учредителями образовательных учреждений могут быть также отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации, союзы); отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ; граждане РФ и иностранные граждане. Разрешается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.

Учредителем образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные программы, может быть только Правительство РФ, а учреждений закрытого типа для детей и подростков с общественно опасным поведением — могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов РФ.

Действие федерального законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения, находящиеся на территории РФ.

Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений и разрабатываемыми на их основе уставами.

Государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его аккредитации.

Структура и требования к содержанию устава образовательного учреждения определены ФЗ «Об образовании» (ст. 13), а высшего учебного заведения, кроме того, — ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Дополнительно управление видами и конкретными образовательными учреждениями регулируется типовыми положениями и их уставами. Дополнения диктуются особенностями типов и видов образовательных учреждений и чаще всего касаются процедур формирования органов, разграничения компетенции между управленческими структурами и других вопросов, решение которых дозволено самим образовательным учреждением.

В соответствии с ФЗ «Об образовании» управление государственными и муниципальными учреждениями образования осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления, формами которого являются совет образовательного учреждения, попечительский совет 1 См., например: Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения // СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6343. и др. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Непосредственное управление указанными образовательными учреждениями осуществляют прошедшие аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель. Он может быть: избран коллективом образовательного учреждения; избран коллективом образовательного учреждения с предварительным согласованием кандидатуры (кандидатур) с учредителем; избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето; назначен учредителем, нанят учредителем. В гражданском образовательном учреждении назначение ректора не допускается.

Полномочия совета и руководителя образовательного учреждения разграничиваются в его уставе.

Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения определяется Правительством РФ 2 См., например: Положение о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации, утвержденное Правительством РФ 11 июня 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №40. Ст. 4647. .

Эти позиции отражены в ФЗ «Об образовании» в типовых положениях об образовательных учреждениях, которые регламентируют и иные вопросы. Например, ряд функций совета государственного или муниципального учреждения начального профессионального образования закреплен непосредственно в Типовом положении о нем (рассмотрение случаев отчисления и перевода в другое образовательное учреждение обучающихся и др.); Типовым положением о государственном среднем специальном учебном заведении определены состав его совета, возможность досрочного его перевыбора и его порядок; возможность создания других органов; полномочия директора как органа юридического лица и распорядителя кредита и др.

Статья написана по материалам сайтов: www.zonazakona.ru, newinspire.ru, isfic.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector