Охрана труда общие положения

Читайте также:

  1. C. Общие принципы.
  2. I. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  3. I. Общие положения
  4. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  5. I. Общие положения
  6. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  7. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  8. I. Общие положения.
  9. I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
  10. I. Общие сведения
  11. I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
  12. II. Бестарифная система оплаты труда.

Выпишите вопросы, ответы на которые вызвали у Вас затруднения и которые требуют дополнительной консультации и передайте их преподавателю.

Охрана труда согласно ст. 209 Трудового кодекса Российской Федераций (далее ТК РФ) представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и включает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Правовые мероприятия заключаются в создании системы правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда, и правовых средств по обеспечению их соблюдения, то есть охраняемых государством под страхом санкций. Эта система правовых норм основывается на Конституции РФ и включает в себя: федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные нормативные акты органов исполнительской власти РФ и субъектов РФ, а также локальные нормативные акты, принимаемые на конкретных предприятиях и в организациях.

Социально-экономические мероприятия включают меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда; установление компенсаций и льгот при выполнении тяжелых работ, а также за работу во вредных и опасных условиях труда; защиту отдельных наименее социально-защищенных категорий работников; обязательное социальное страхование и выплату компенсаций при возникновении профессиональных заболеваний и производственных травм и т.д.

Организационно-технические мероприятия заключаются в организации служб и комиссий по охране труда на предприятиях и организациях, в целях, планирования и осуществления работы по охране труда, а также обеспечения контроля за соблюдением правил охраны труда; организации обучения руководителей и персонала; информировании работников о наличии (отсутствии) вредных и опасных факторов; аттестации рабочих мест, а также принимаемых мерах в целях устранения или уменьшения степени воздействия негативных факторов, проведении мероприятий по внедрению новых безопасных технологий, использованию безопасных машин, механизмов и материалов; повышении дисциплины труда и технологической дисциплины и т.д.

Санитарно-гигиенические мероприятия заключаются в проведении работ, направленных на снижение производственных вредностей, с целью предотвращения профессиональных заболеваний.

Лечебно-профилактические мероприятия включают в себя организацию первичных и периодических медицинских осмотров, организацию лечебно — профилактического питания и т.д.

Реабилитационные мероприятия подразумевают обязанность администрации (работодателя) перевода работника на более легкую работу в соответствии с медицинскими показаниями и т.д.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Охрана труда

Общие положения

Под охраной труда понимается система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно — технические, санитарно — гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и охрану здоровья закреплено в ст. 37, 41 Конституции РФ и является конституционной обязанностью государства. Гарантии охраны и защиты этих конституционных прав работников конкретизируются в различных нормативных актах, таких, например, как Кодекс законов о труде РФ, Основы законодательства о здравоохранении и др.

Главенствующее положение среди перечисленных и иных правовых актов занимает Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г .*, законодательно установивший гарантии права работника на охрану труда. Среди них можно назвать такие субъективные права работника, как право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности; на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей; на получение достоверной информации от работодателя или государственных общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника.

*См.: СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3702. В дальнейшем — Закон об основах.

Наряду с правами Закон об основах закрепил и обязанности работника в области охраны труда. Так, работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;

правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты; немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу здоровью людей.

Определенные обязанности по обеспечению охраны труда на предприятии налагаются и на работодателя. В частности, работодатель обязан обеспечить безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты.

Организация работы по охране и технике безопасности на предприятиях

Практическую работу по вопросам труда и технике безопасности осуществляют отделы, группы, старшие инженеры (инженеры) по охране труда и технике безопасности. Так, инженер по охране труда и технике безопасности предприятия (организации) обязан, в частности, систематически проводить проверки по вопросам охраны труда и техники безопасности, выявлять нарушения правил безопасности ведения работ.

Наряду с обязанностями инженеры по охране труда и технике безопасности имеют и соответствующие права. Это, в частности, право, обследовать структурные подразделения предприятий, знакомиться с отчетами, статистическими и другими документами по вопросам охраны труда; давать руководству этих предприятий обязательные к исполнению предписания об устранении нарушений законодательства по охране труда; запрещать эксплуатацию оборудования, машин и механизмов и производство работ на отдельных участках при наличии нарушений правил и норм охраны труда и др.

Инструктаж по технике безопасности проводится в соответствии со специальным Положением на всех предприятиях и в организациях. Существует несколько видов инструктажа.

Вводный инструктаж проводит инженер по технике безопасности или лицо, на которое приказом руководителя возложена работа по охране труда и технике безопасности. Инструктаж проводят со всеми принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, а также с командированными, учащимися и студентами, прибывшими на практику.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводит руководитель того подразделения, в котором предстоит работать данному работнику. Такой инструктаж проводят с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Допуск к самостоятельной работе фиксируется датой и подписью инструктирующего в специальном журнале.

Повторный инструктаж проводится с целью проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда и технике безопасности. Работники должны проходить повторный инструктаж не реже одного раза в течение шести месяцев.

Внеплановый инструктаж проводят при изменении правил по охране труда, изменении и обновлении технологического процесса, нарушении работниками правил и инструкций по технике безопасности, которые могут привести или привели к травме, аварии, а также других факторов. При регистрации внепланового инструктажа в журнале необходимо указать причину, вызвавшую его проведение.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (например, погрузке); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсии на предприятии; организации массовых мероприятий (например, поход) и др.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ (мастер, преподаватель). Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

Инструктаж по производственной санитарии

Инструктаж по производственной санитарии проводится с работниками для ознакомления их с основными санитарно-гигиеническими факторами производственной среды, в том числе с производственными вредностями, и средствами защиты от них и при необходимости с правилами санитарно-гигиенического режима.

Действующее трудовое законодательство предусматривает для лиц, поступающих на производство с вредными условиями труда, где требуется профессиональный отбор, предварительное обучение по охране труда со сдачей экзаменов и последующей периодической аттестацией. Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда в порядке и в сроки, которые установлены для определенных видов работ.

Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда утверждено постановлением Министерства труда РФ от 1 июля 1993 г. (в дальнейшем — Положение).

Инструкции по охране труда подразделяются на типовые (отраслевые) и для работников предприятий, участков и конкретного места работы. Действие типовых инструкций устанавливается с учетом действия соответствующих правил по охране труда. Инструкции по охране труда должны разрабатываться на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не противоречить им.

Инструкции для работников разрабатываются руководителями цехов, отделов и других подразделений предприятия и утверждаются руководителем предприятия после проведения консультаций с другими заинтересованными службами и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда. Изучение инструкций для работников обеспечивается руководителем предприятия. Требования инструкций являются обязательными для работников. Невыполнение этих требований должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины.

Надзор и контроль за соблюдением правил и инструкций по охране труда осуществляют федеральные органы надзора, общественный — профессиональные союзы.

Это интересно:  Выходное пособие при увольнении по сокращению штатов

Для оказания помощи работодателям, профессиональным союзам и иным уполномоченным работникам, представительным органам по планированию мероприятий по охране труда на предприятии, в учреждении, организации, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, улучшение условий и охраны труда, санитарно-бытовое обеспечение работников, Министерство труда РФ своим постановлением от 27 февраля 1995 г. № 11 утвердило Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда.

Расследование и учет несчастных случаев

Под несчастным случаем понимаетсястечение обстоятельств, приведшее к травме при отсутствии умысла со стороны пострадавшего в причинении вреда своему здоровью. Повреждение здоровья в результате несчастного случая обычно называют травмой либо увечьем. Причиной этому может быть воздействие механических, электрических, термических, химических и других факторов.

Для выявления нарушений норм по охране труда и предотвращения травматизма важное значение имеют регистрация и учет несчастных случаев, связанных с производством. Поэтому администрация предприятий, учреждений, организаций с участием представителей соответствующего выборного профсоюзного органа, а в установленных законодательством случаях и с участием представителей и других органов обязана своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Важнейшей правовой нормой, регулирующей расследование и учет несчастных случаев, является Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 278 и введенное в действие с 1 января 1999 г.

Настоящее Положение устанавливает единый порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, обязательный для предприятий всех форм собственности, а также для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и использующих наемный труд (индивидуальные предприниматели). Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, подлежит возмещению. Расследованию и учету подлежат несчастные случаи (травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом), острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть и происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ) на территории организации или вне ее, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией, либо на личном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях, при следовании к месту командировки и обратно и др.

Работодатель или лицо, им уполномоченное (далее именуется работодатель), обязан обеспечить незамедлительное оказание пострадавшему первой помощи, а при необходимости доставку его в учреждение скорой медицинской помощи или любое иное лечебно-профилактическое учреждение.

Расследование несчастных случаев производится комиссией, образуемой из представителей работодателя, а также профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Специальный порядок расследования и учета установлен для групповых несчастных случаев (два и более пострадавших), тяжелого несчастного случая или случая со смертельным исходом. О каждом групповом несчастном случае работодатель обязан сообщить в течение суток: в государственную инспекцию труда по субъекту РФ; прокурору по месту, где произошел несчастный случай; органу исполнительной власти субъекта РФ; соответствующему федеральному органу исполнительной власти; органу государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации (на объекте), подконтрольной этому органу; в организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай, и соответствующий профсоюзный орган.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве (который не является групповым и не относится к категории тяжелых или со смертельным исходом) проводится комиссией в течение 3-х дней, а расследование группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом — в течение 15 дней.

По требованию комиссии работодатель за счет своей организации обязан обеспечить выполнение технических расчетов, фотографирование места несчастного случая и поврежденных объектов, предоставление транспорта, средств связи, помещения и т.п.

Вся система расследования несчастных случаев и их учета служит задачам предотвращения травматизма, его профилактике. Поэтому Положение предусматривает порядок отчетности по травматизму, обязанности работодателей анализировать причины производственного травматизма и пр.

В случае смерти пострадавшего право на возмещение вреда имеют нетрудоспособные лица, состоящие на иждивении умершего или имевшие ко дню смерти право на получение от него содержания, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.

Порядок, размер и условия возмещения пострадавшему ущерба, наступившего по вине предприятия, определяются решением администрации предприятия в соответствии с Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей.

Охрана труда женщин, молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью

Учитывая физиологические особенности женского организма, Конституция РФ и законодательство о труде предоставляют им дополнительные гарантии в области охраны труда.

Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (не физические работы или работы по санитарному и бытовому обслуживанию).

Женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 (в случае осложнения родов — 86, а при рождении двух и более детей — 110) календарных дней после родов.

Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, по инициативе администрации не разрешается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. На период трудоустройства за такими женщинами сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора (контракта).

По просьбе беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет или осуществляющих уход за больными членами семьи, работодатель обязан предоставить им работу с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей.

Работодатель по согласованию с выборным профсоюзным органом может выдавать беременным женщинам путевки в санатории и дома отдыха на льготных условиях или бесплатно, а также оказывать им материальную помощь (ст. 171 КЗоТ). Конкретные мероприятия по обслуживанию женщин включаются в коллективные договоры и соглашения.

Не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет. В исключительных случаях по согласованию с выборным профсоюзным органом работодатель может принимать на работу лиц, достигших 14 лет.

Несовершеннолетние (лица, не достигшие 18 лет) в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными трудовым законодательством.

Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах.

Запрещается принимать несовершеннолетних на работы, связанные с продажей и хранением спиртных напитков.

Одной из льгот для несовершеннолетних в области охраны труда является запрещение переноски и перемещения тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Так, предельные нормы переноски тяжестей для юношей от 16 до 18 лет составляют 16,4 кг, для девушек — 10,25 кг при условии, что перемещения груза связаны с основной профессией или специальностью несовершеннолетнего и занимают не более 1/3 его рабочего времени. Работать грузчиками подростки не имеют права. К передвижению тяжестей на одноколесных тачках и двухколесных тележках девушки до 18 лет не допускаются вообще. Подростки в возрасте от 16 до 18 лет не могут привлекаться к работам, заключающимся только в переноске и передвижении тяжестей массой более 4,1 кг. Для 15-летних эта норма снижена до 2 кг.

Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем до достижения 18 лет ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Нормы выработки для работников моложе 18 лет устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых работников пропорционально продолжительности рабочего времени для лиц, не достигших 18 лет.

В случаях, предусмотренных законодательством, работодатели обязаны принимать на работу в порядке трудоустройства инвалидов и устанавливать им в соответствии с определенными медицинскими документами неполное рабочее время и другие льготные условия труда. Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена утвержденными медицинскими рекомендациями.

Для более широкого привлечения трудоспособных пенсионеров по старости и инвалидов для работы на предприятиях, где они работали ранее, на предприятиях, связанных с производством товаров народного потребления, а также в торговле руководители предприятий и организаций по согласованию с профсоюзными органами имеют право: уменьшать инвалидам III группы и пенсионерам по старости, работающим на предприятиях (в производственных объединениях) в цехах и на участках, предназначенных для использования труда этих лиц, в связи с их пониженной трудоспособностью нормы выработки не более чем на 10 %, а инвалидам I и II групп — на 20 %.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Федеральный закон об основах охраны труда определил магистральное направление в области надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и ответственности работодателей, должностных лиц и работников за нарушение законодательных и иных актов об охране труда.

Это интересно:  Ликвидация учреждения что положено какие выплаты

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляют: 1) государственный надзор и контроль на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности и подчиненности, специально уполномоченные на то государственные органы инспекции в соответствии с федеральными законами; 2) профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекция труда согласно положениям об этих инспекциях.

Специально уполномоченными федеральными органами, осуществляющими контроль за охраной труда и независимыми в своей деятельности от администрации предприятий и их вышестоящих органов управления, являются: Рострудинспекция, Госгортехнадзор, Госатомнадзор России, Госэнергонадзор, Госсанэпиднадзор России и Госпож надзор.

Государственные инспекции труда также наделены большими полномочиями. Они, в частности, анализируют состояние и причины производственного травматизма, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве, информируют общественность о выявленных на предприятиях нарушениях правовых актов о труде и охране труда, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников, организуют обучение работодателей и работников по вопросам нормативно-правовых актов о труде и охране труда, ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников и их объединений о нарушениях их трудовых, социально-экономических прав на охрану труда, принимают меры по их устранению.

Государственным инспекторам по охране труда предоставлено право: приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений законодательных и иных нормативных актов об охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда.

Решение государственных правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда могут быть обжалованы руководителю государственной инспекции труда по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или в судебном порядке.

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) и его органы осуществляют на местах надзор за соблюдением центральными органами федеральной исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасности эксплуатации оборудования и т.д.

Основной задачей Государственного энергетического надзора в Российской Федерации является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоизолирующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) и его органы осуществляют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе с целью обеспечения безопасности персонала, населения, защиты окружающей среды и интересов безопасности страны.

Федеральный санитарно-эпидемический надзор России (Госсанэпиднадзор России) и его органы на местах осуществляют контроль за соблюдением гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил, проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и мероприятий по предупреждению и ликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний.

Государственный пожарный надзор (Госпожнадзор) контролирует обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты, пожарной техники, осуществляет надзор за соблюдением правил, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара.

Ответственность за нарушение законодательства о труде предусмотрена ст. 249 КЗоТ РФ. Так, должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в нарушении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или в воспрепятствовании деятельности профессиональных союзов, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством России.

К нарушителям законодательства по охране труда трудовые коллективы и иные общественные организации могут применять и меры общественного воздействия.

Общие положения охраны труда

Понятие охраны труда

Конституция Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Труд и здоровье людей охраняются государством. Нормы, содержащиеся в ст. 7 и 37 Конституции РФ, составляют конституционные основы охраны труда. В них заложены и обеспечивающие права работников на охрану труда, государственные нормативные требования охраны труда и государственное управление охраной труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охране труда, расследование и учет несчастных случаев на производстве и др.

Законодательство об охране труда совершенствуется нормативной частью социально-партнерских соглашений и коллективных договоров, устанавливающих для работников дополнительные гарантии охраны труда.

В юридической литературе охрана труда рассматривается в широком и узком смысле слова.

В широком смысле охрана труда— система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Значительная роль в системе указанных мероприятий принадлежит правовым средствам обеспечения жизни и здоровья работников в процессе труда, их действия распространяются независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности этих организаций. В широком смысле охрана труда нужна везде (в том числе и при отбывании наказания по приговору суда) в период работы в организациях. Лишь охрана труда в широком ее понятии способна сохранить жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности. Если какой-то ее компонент (правовой, медицинский, технический или экономический) плохо обеспечивается, то и вся охрана труда не обеспечивается. Например, на грязных работах не созданы душевые, санитарно-гигиенические помещения или превышены в несколько раз допустимые нормы производственных вредностей и т. п.

Всесторонняя охрана труда будет обеспечена лишь при соблюдении одновременно всех ее аспектов.

В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве понимается как один из принципов трудового права; правовой институт; субъективное право работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены в конкретном трудовом правоотношении. Также в узком смысле под охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Он включает следующие группы норм (пединституты):

  • — правила по технике безопасности и производственной санитарии;
  • — специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях;
  • — нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;
  • — нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения законодательства об охране труда;
  • — нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда.

Эти нормы, объединенные одной целью, могут приниматься как на локальном уровне, так и в централизованном порядке.

Так, первые четыре группы должны приниматься в централизованном порядке, чтобы установить единые стандарты вредности, тяжести и других неблагоприятных условий и возможности их устранения и нейтрализации, а также регламентировать деятельность органов надзора — единых органов в рамках государства. Нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда, в большинстве случаев имеют локальный характер, содержатся в коллективных договорах и соглашениях.

Особый характер имеют нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил охраны труда. В отличие от других, составляющих рассматриваемый институт охраны труда, они также входят и в институты других отраслей права, ибо санкции, предусмотренные за соответствующие правонарушения, содержатся не только в трудовом, но, и в административном, и даже в уголовном праве. Таким образом, эта группа норм является комплексной, а не отраслевой.

С учетом содержания норм этого института, а также формы источников нормативные акты по охране труда включают:

  • — стандарты безопасности труда (государственные, отраслевые, стандарты предприятия);
  • — санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;
  • — правила устройства и безопасной эксплуатации (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности);
  • — правила по охране труда и инструкции по охране труда.

В любом случае охрана труда является одним из важнейших элементов трудового отношения между работником и работодателем. Она заключатся в обязанности работодателя обеспечить на рабочем месте работника безопасные условия труда, предоставить необходимые средства индивидуальной и коллективной защиты, а также в обязанности работника соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности

Совокупность норм, регулирующих обособленные отношения в области охраны труда, образует самостоятельный институт охраны труда. Сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности обеспечивается и другими нормами трудового законодательства: о праве на труд и его гарантиях, рабочем времени и времени отдыха, нормировании труда и его оплате и т. д.

Итак, охрана труда как институт труда трудового права— это совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, обязательных для исполнения работодателями и их должностными лицами. Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:

  • 1. Правила и инструкции по охране труда;
  • 2. Специальные правила охраны работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
  • 3. Специальные нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;
  • 4. Нормы об организации системы управления охраной труда, о планировании и финансировании мероприятий по охране труда;
  • 5. Нормы, регулирующие деятельность органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, хотя и имеющих относительную самостоятельность, а также ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда.
Это интересно:  Льготы беременным на работе по трудовому кодексу

Трудовой Кодекс Российской Федерации определяет охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Таким образом, охрана труда содержит не только правовые нормы, регулирующие определенную сторону трудовых отношений, но и включает комплекс фактических мероприятий, направленных на реализацию права каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников. С этой точки зрения можно оценивать указанное определение как соответствующее ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Остальные понятия, определяемые в ст. 209 ТК РФ, раскрывают содержание следующих факторов и условий, воздействующих на работников в процессе трудовой деятельности:

  • 1) условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние работоспособность и здоровье работника;
  • 2) безопасные условия труда — условия труда, при ко воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия в превышают установленных нормативов;
  • 3) вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
  • 4) опасный производственный, фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

В ст. 209 ТК РФ, на наш взгляд, необоснованно не включены природно-климатические факторы места выполнения работы, воздействующие на многие категории работников в процессе трудовой деятельности, но не подпадающие под определение понятия условия труда», установленного Трудовым кодексом. Дело в том, что это понятие сужено и охватывает только факторы производственной среды и трудового процесса, оказывающие влияние на работоспособность и здоровье работника. В нем, к сожалению, не учтена возможность действия опасных природных факторов окружающей среды (ураганы, тайфуны, сели, обвалы, наводнения, землетрясения и др.). Например, работа в сейсмоопасной зоне требует дополнительных мер по охране труда, устанавливаемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Правда, в отдельных случаях воздействие природно-климатических факторов (например, при работе в высокогорной местности) учитывается путем включения таких работ в перечни производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также право на другие льготы.

Глава 33. Охрана труда. Общие положения

Статья 209. Основные понятия

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия организации работ по охране труда — документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

(часть десятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Аттестация рабочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Стандарты безопасности труда — правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда.

(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 206-ФЗ)

Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ)

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ)

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

государственная экспертиза условий труда;

установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, vuzlit.ru, www.superjob.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector