Основные функции системы социальной безопасности

Реферат по экономическим основам СР.doc

  1. Место социальной безопасности в системе

национальной безопасности, ее сущность и значение………………………………..4

  1. Субъекты и объекты социальной безопасности,

ее угрозы, критерии и показатели ее оценки………………………………………….6

  1. Социальная безопасность и социальная политика государства……………….9

Список использованной литературы…………………………………………………. 13

Любое государство, которое заинтересовано в собственном стабильном развитии, высоко ценит свою национальную безопасность. В этой связи проблемы безопасности не только актуальны, но жизненно необходимы обществу, особенно проблемы социальной безопасности, которые касаются напрямую каждого члена социума, порой незаметно определяя его жизнедеятельность.

В социальной сфере фокусируются все проблемы национальной безопасности, она связана многообразными сильными прямыми и обратными связями с экономической, политической и духовной сферами функционирования общества.

Целью данной работы является анализ проблемы социальной безопасности, ее места и значения в системе национальной безопасности России. Для реализации заданной цели были поставлены и решены ряд задач:

  1. Сбор информации по выбранной проблеме, имеющейся в литературе, периодических изданиях и ресурсах Интернета.
  2. Рассмотрение основных теорий относительно сущности и места социальной безопасности в системе национальной безопасности страны.
  3. Анализ взаимодействия социальной безопасности с социальной политикой государства на практике.
  4. Сформировать собственное мнение по проблеме и сделать выводы о ее текущем состоянии.

Объектом изучения был выбран процесс обеспечения социальной безопасности в государстве в контексте национальной безопасности, а предметом принципы и закономерности, характеризующие протекание данного процесса в России.

1. Место социальной безопасности в системе национальной безопасности, ее сущность и значение.

Проблема национальной безопасности России приобрела особую значимость и актуальность с начала 1990-х годов в результате развала СССР и перехода России на рыночную экономику. С этого периода состояние национальной безопасности стало стремительно ухудшаться по всем параметрам — Россия подошла к опасной черте.

Национальная безопасность Российской Федерации — это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность ее национальных интересов. Опирается на закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» и «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537.

Концепция национальной безопасности России — это официальная система взглядов на ее национальные интересы, принципы, средства и способы их реализации и защиты от внутренних и внешних угроз.

В содержательном плане национальная безопасность дифференцируется на ряд самостоятельных направлений, таких как: геополитическая, оборонная, политическая, социальная, экономическая, продовольственная, демографическая, экологическая, информационная, психологическая.

Социальная безопасность – понятие социологии, теории и методики социальной работы, социальной антропологии, характеризующее состояние защищенности социальных сил субъекта общественной жизни, социальных интересов личности, социальных групп, общества, государства, социального института. Социальная безопасность подразумевает стратегию прогрессивного развития общества и человека, защищенность интересов и потребностей личности, социальных слоев общества на основе принципов гуманизма и социальной справедливости, естественной логики социально-исторического развития социума, формирования и эволюции первичных социальных отношений владения и т.п.

Социальная безопасность – это показатель, характеризующий уровень социальной защищенности граждан того или иного государства, составная часть государственной и национальной безопасности.

Социальную безопасность граждан можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В первом случае социальная безопасность определяется совокупностью прав и свобод, обеспечивающих основные материальные интересы граждан. Однако такой подход явно недостаточен, так как интересы человека и его потребности в цивилизованном мире не ограничиваются лишь материальной сферой. В широком смысле слова социальная безопасность граждан определяется не только традиционными, но и новыми материальными требованиями и духовными потребностями . Имеется в виду весь спектр человеческих ценностей, прав и свобод, в том числе учитываются законные интересы личности, охрана безопасности, имущества и достоинства граждан.

Социальная безопасность граждан тесно связана также с гуманитарным сотрудничеством, которое предполагает взаимодействие государств мирового сообщества по большому кругу вопросов, относящихся к гражданским, политическим, социально-экономическим, культурным правам и свободам человека, получивших в совокупности название «человеческое измерение».

В понятие «социальная безопасность» в широком смысле слова входит также наличие таких прав, как равенство граждан перед законом, право на свой язык и культуру, на свободу слова и совести, на передвижение и неприкосновенность личности. Все эти многочисленные аспекты социальной безопасности в совокупности получили название «общественное здоровье населения» или нации в целом.

2. Субъекты и объекты социальной безопасности, ее угрозы, критерии и показатели ее оценки.

Объектом социальной безопасности в общем виде является личность, ее гарантированные права и свободы в социальной сфере жизнедеятельности общества: право на жизнь; на труд, его оплату; на бесплатное лечение и образование; доступный отдых; гарантированную социальную защиту со стороны государства и т.д. Объекты и субъекты социальной безопасности могут меняться по мере изменения условий развития общества.

Поэтому существуют не только общие, но и приоритетные объекты социальной безопасности, т.е. такие социальные группы и общности, которые в определенных социально-экономических условиях являются наиболее ущемленными и нуждающимися в социальной защите и усилении степени безопасности.

Субъектами социальной безопасности могут выступать граждане страны, государство в лице законодательной, исполнительной или судебной властей, органы местного самоуправления, члены общества и их субъекты представители в лице партий и других общественных организаций и движений.

Обеспечение социальной безопасности подразумевает минимизацию или ликвидацию угроз социальной стабильности на всех уровнях. Социальные угрозы появляются под воздействием противоречий, являющихся результатом столкновений интересов участников общественных отношений.

Выделяют следующие группы угроз социальной безопасности:

  • угрозы, порожденные недостатками и ошибками в политике и действиях государственных и политических лидеров, властных институтов;
  • угрозы, связанные с национальными противоречиями, конфликтами интересов центра и региона страны, нарушением прав, свобод и законных интересов граждан какой-либо национальности, межконфессиональными и межэтническими конфликтами;
  • угрозы, обусловленные политическим экстремизмом и терроризмом;
  • угрозы, вызванные нарушением законных прав, свобод и интересов личности и неспособностью государства их защитить.

Социальная безопасность должна обеспечивать законные интересы, права и свободы личности, а также поддерживать многие другие положительные социальные явления, поэтому для оценки ее эффективности существуют определенные общие критерии:

  • демографическая ситуация и охрана здоровья;
  • трудозанятость, квалификация работников;
  • уровень образования;
  • уровень и качество жизни;
  • жилищно-бытовая обеспеченность;
  • доступ к информации и ценностям культуры;
  • состояние охраны материнства и детства;
  • уровень социального обслуживания;
  • состояние охраны окружающей среды;
  • личная безопасность и неприкосновенность.

Важной проблемой в оценке социальной безопасности является не только выделение критериев, но и более конкретных ее показателей. В качестве главных характеристик состояния национальной безопасности, которые служат для оценки ее состояния в «Стратегии национальной безопасности РФ до2020 года» указаны:

— уровень роста потребительских цен;

— уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от ВВП;

— уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от ВВП и пр.

По данным экспертов Центра экономических исследований « РИА-Аналитика» на первый квартал 2011 года безработица в России довольно низкая (7.5%), особенно по сравнению с такими странами как Испания (20.7%), Словакия (13.9%), Венгрия (11.9%), Франция (9.5%).

По данным опубликованного на сайте Минэкономразвития итогового мониторинга «Об итогах социально-экономичекого развития Российской Федерации в 2009 году», дифференциация населения РФ по уровню доходов в 2009 году несколько снизилась и составила 16,7 раза против 16,8 в 2008 году. Таким образом, в России сохраняется катастрофический разрыв в доходах богатых и бедных.

Это интересно:  Как выписать детей при продаже квартиры

Как сообщает Национальное статистическое управление, уровень сентябрьской инфляции 2011 года составил 4,3% в годовом исчислении, в то время как соответствующий августовский показатель составил 5,3%. Базовая инфляция – рост цен без учета изменения стоимости продовольствия и топлива, а также сезонных и конъюнктурных явлений – составила 3,9% по сравнению с сентябрем 2010 года. Это на 0,2% меньше августовского показателя. Уровень базовой инфляции составил по сравнению с августом 0,1% . В то время как темпы роста потребительских цен в еврозоне около 2,7% в годовом выражении, о чем свидетельствуют предварительные данные Статистического управления Европейского Союза.

Учитывая относительность этих данных и невозможность получения абсолютно достоверной информации, можно сделать вывод, что социальная безопасность России находится на совершенно ином уровне по сравнению с развитыми странами, на более низком уровне.

3.Социальная безопасность и социальная политика государства.

С социальной безопасностью тесно связаны понятия социальной сферы и социальной защиты населения. Социальная защита населения, социальное обслуживание и обеспечение являются частью социальной политики государства, которая определяет социальную безопасность в обществе. Иными словами социальная политика представляет собой орудие обеспечения социальной безопасности, поэтому структуру социальной безопасности целесообразно рассматривать, учитывая функционирование учреждений социального обслуживания населения и социальной защиты в рамках социального государства, социальной политики и социальной работы.

Социальная политика — система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встает вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

— обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

— создание условий для функционирования семьи, как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;

— обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

— обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 Г. № 195, ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178, ФЗ О социальной защите инвалидов 1995 г. № 181 и др. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государство, особенно нашего, так как в Конституции РФ определяется как социальное государство. Среди первоочередных целей социальной политики выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов (социальных нормативов); законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета; введение налогового кодекса. В переходной экономике существенно возрастает роль регионов в социальной политике. Принцип социальной справедливости предполагает выравнивание регионов по уровню социального развития. Необходима разработка региональных программ занятости, социальной защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких программ позволит сосредоточить средства на реализации важнейших социальных приоритетов.

Основные функции системы социальной безопасности

Основной задачей национальной социальной политики страны, одним из наиболее важных факторов ее развития является обеспечение социальной безопасности. Понятие «социальная безопасность» совсем недавно появилось в научном и политическом обороте. Оно подразумевает состояние общества, обеспечивающее максимальный уровень предоставляемых социальных благ и социальных условий, которые определяют качество жизни общества в целом и гарантируют наименьший риск для жизни и здоровья людей. Изучение проблем социальной безопасности имеет особое значение. Оно обусловлено наличием негативных экономических и социально-политических явлений, которые привели к духовно-нравственной бедности значительной части населения страны и способствовали поляризации общества.

Социальная безопасность обусловлена определенной дееспособностью социальной функции общества, постоянно обеспечивающей воспроизводство действительной жизни всех его субъектов, а также гармонизирующей их социальные отношения в едином и целостном социальном пространстве. При этом социальные отношения понимаются как связь между социальными субъектами общества при выполнении ими роли в распределении жизненных потребностей, при самореализации каждым из них своих целей и социального потенциала [3].

С социальной безопасностью непосредственно связаны такие понятия, как социальная сфера и социальная защита населения. Она объединяет в себе такое качество социальных взаимоотношений, при котором каждый член общества был бы защищен от угрозы, социальной, физической и экономической деградации из-за постоянного снижения уровня жизни, отсутствия возможности с наибольшей пользой для общества и себя лично использовать свои возможности в осуществлении гражданской, социальной и трудовой активности.

Важнейшая задача социальной сферы в каком бы то ни было обществе состоит в поддержании на высоком уровне и развитии социального потенциала семьи, личности и населения в целом. Под социальным потенциалом понимается накапливание субъектом необходимых ресурсов для воспроизводства и развития своих жизненных сил и творческих возможностей. Здесь социальная политика представлена инструментом для увеличения и сохранения социального потенциала общества, а социальная безопасность – средством измерения и фиксирования его критических значений. Состояние защищенности жизненно важных интересов семьи, личности и общества в целом, от внутренних и внешних угроз, обеспечивающееся совокупностью мер правового, политического, идеологического, экономического и организационного характера – это и есть социальная безопасность. Говоря другими словами, «социальная безопасность» – это комплекс мер, защищающий интересы страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и взаимоотношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей [4].

В системе оценки социальной безопасности четко обозначаются количественные величины, основные показатели и пороговые значения всех социальных угроз. При выходе за пределы этих значений того или иного социального субъекта ему дается право на помощь и социальную защиту от государства. В концепции социальной безопасности четко определяются принципы и цели ее обеспечения, которые формулируются на основе системного анализа социальной ситуации, сложившейся в обществе, в период кризисного этапа осуществления экономических реформ. Сохранение социального потенциала общества, активизация трудовой деятельности его членов, защита их социальных прав и жизненных интересов является первостепенной задачей сохранения социальной безопасности.

В информационно-аналитическом обеспечении социальной безопасности наиболее важное значение имеет выявление минимально возможных уровней безопасности и социальных угроз. Приближение социальных групп и слоев населения к такому рубежу, более того их вхождение в зону социальной деградации, необходимо своевременно фиксировать мониторингом. Он должен обеспечивать оперативную оценку ситуации, сложившейся в данный период времени, и находить возможные варианты разрешения. Кроме того, должны определяться механизмы и принципы гармонизации социальных отношений, наиболее эффективного взаимодействия субъектов, которые составляют общественную целостность, на основах гражданского согласия и социальной справедливости.

Помимо всего прочего, социальная безопасность тесно связана с экономической безопасностью. Система обеспечения экономической безопасности страны включает в себя выявление ситуаций, при которых параметры экономического развития, фактические или прогнозируемые, выходят за пороговые значения и начинают представлять реальную угрозу обществу [6]. Для избежания таких ситуаций, при составлении прогнозов и разработке программ экономического развития, предусматриваются меры по их преодолению. Главенствующая роль государства, заключающаяся в контроле и обеспечении социальной безопасности в обществе, должна быть обеспечена на весь период кризисного состояния. Кроме этого, требуется поощрять усилия, которые направляют общественно-политические, религиозно-конфессиональные организации, все социальные группы и слои населения на решение этой задачи.

Это интересно:  Снять машину с учета для утилизации

Термин «социальная безопасность» рассматривается в нормативно-правовых документах, в том числе международных. Основное место занимает Всемирная социальная декларация, которая принята в 1995 году по итогам Всемирной конференции по социальному развитию. В ней сказано: «Мы предлагаем построить такое общество, где право на пищу столь же священно, как и право голоса, где право на начальное образование столь же уважаемо, как и право на свободу печати, и где право на развитие рассматривается как одно из фундаментальных прав человека» [5].

Сегодня в системе социальной безопасности любого государства выделяют четыре основных критерия оценки:

а) недопущение эскалации социальной напряженности, своевременное и эффективное разрешение социальных конфликтов, предотвращение возникновения ситуаций социального взрыва;

б) предотвращение деформации и деградации социальной структуры и социальных институтов и не только сглаживания но и развития процессов социального расслоения,

в) обеспечение устойчивости и совершенствования социальной структуры при вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;

г) поддержание адекватности политической и экономической системы ценностей и культуры общества, а также всех социальных институтов для обеспечения всестороннего развития [1].

Социальная политика должна быть направлена не только на ликвидацию последствий любых социальных болезней, но и на предотвращение целого ряда причин их появления. Причиной возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, опасных ситуаций социального характера являются социально-политические и межконфессиональные противоречия, которые серьезно нарушают функции общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности. Намеренное игнорирование данных противоречий, отсутствие желания своевременно заниматься решением проблем современного общественного развития приводит к деструктивным явлениям и катастрофам – социальным катаклизмам, войнам и конфликтам [2].

Рассматривая лишь один из аспектов социальной безопасности – безопасность от криминальных угроз, мы видим, что их изменчивый характер создает сложности в определении понятия «социальная безопасность» с точки зрения комплексного подхода. В связи с этим являются понятными попытки полного отказа от использования данного понятия, но большинство ученых отказываться от него не склонны. Так, по мнению президента Международного женского центра «Будущее женщины» А. Очировой, тема социальной безопасности должна быть основной при разработке социальной стратегии России. При этом человеческий капитал должен иметь приоритет перед финансовым. По ее мнению, в мирное время национальная и социальная безопасность являются понятиями тождественными [5].

Таким образом, можно смело утверждать, что понятие «социальная безопасность» имеет системный, комплексный характер. Оно ассоциируется с термином «социальное обеспечение» и обозначает деятельность государства по материальному обеспечению нуждающихся граждан.

Вообще, понятие «социальная безопасность», приравненное к понятию «национальная безопасность», может означать систему внешних и внутренних связей личности, общества и государства, определяющих:

? способность системы социальной защиты к системному саморегулированию, развитию и совершенствованию;

? социальную независимость государства;

? стабильность и устойчивость системы социальной защиты населения;

? уровень и качество жизни;

? стабильность заработной платы и соответствие минимальной заработной платы прожиточному минимуму;

? уровень социального страхования;

? степень развития социальной сферы.

Помимо того, термин «социальная безопасность» можно рассматривать как состояние безопасности личности, общества и государства от целого ряда угроз экономического, экологического, социального и иного характера, таких как безработица, нищета, преступные посягательства, загрязнение окружающей среды, техногенные катастрофы и т.д.

Для того чтобы успешно реализовать цели социальной политики, необходима возможность выполнения решений, принятых в законном порядке, не разрушая самого общества и систем, которые им управляют. Современная социальная политика строится на принципах социальной безопасности, нацеленных на защиту жизненно важных интересов населения России и социальных факторов, определяющих стабильное развитие нашего общества и экономики страны в целом. Успешной может быть только та социальная политика, которая в полной мере обеспечивает безопасность страны [2].

Светлакова Н.А., д.э.н., профессор кафедры организации производства и предпринимательства в АПК, Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь;

Пыткин А.Н., д.э.н., профессор, директор, Пермский филиал, ФГБУН «Институт экономики» УрО РАН, г. Пермь.

Социальная политика и социальная безопасность

Понятие социальной безопасности и ее основные функции

Одной из ключевых задач национальной социальной политики, важным фактором успешного развития страны является обеспечение социальной безопасности. Социальная безопасность, в свою очередь, — неотъемлемая часть национальной безопасности.

Родовой категорией, объединяющем понятия «национальная безопасность» и «социальная безопасность», выступает «безопасность», под которой понимается такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности ее функционирования и развития.

Термин «безопасность» дословно означает отсутствие опасности. Однако в реальной жизни абсолютное отсутствие угроз — недостижимый идеал. На практике можно стремиться к предотвращению, ослаблению, нейтрализации воздействий, наносящих ущерб существованию, благополучию, нормальному функционированию систем, людей, социальных объектов, а также поддержанию их жизнедеятельности па уровне не ниже предельно допустимых (критических) значений.

Национальная безопасность, которая включает в себя в качестве элемента социальную безопасность, — это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Социальная безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, семьи, социальных групп и общества от внутренних и внешних угроз, которое обеспечивается с помощью совокупности мер политического, правового, экономического, идеологического и организационного характера. Иными словами можно сказать, что «социальная безопасность» — это совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитию социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей.

Перечислим следующие основные закономерности, характеризующие функцию безопасности:

  • — социальный прогресс не устраняет и не отменяет опасности существования личности, общества, государства;
  • — рост могущества людей над природой сопровождается и увеличением масштаба угроз человечеству;
  • — по мере дифференциации общества и усложнения его организации расширяется и спектр социальных опасностей;
  • — социальные угрозы не являются неизменными и модифицируются вместе с развитием общества;
  • — системы безопасности являются неотъемлемым атрибутом сложных социальных систем и организаций;
  • — недооценка или игнорирование проблем безопасности на всех уровнях социальной организации не только оборачивается теми или иными потерями, но, в конечном счете, неизбежно ведет к падению жизнеспособности (конкурентоспособности) и даже гибели соответствующих ее элементов (субъектов).

В современном обществе безопасность приобретает значение важнейшей ценности и становится фактором индивидуального и общественного сознания. Реализация и неуязвимость интересов индивидов, социальных общностей, народов, обеспечение необходимых условий для полноценного существования и успешного их развития возможны только в условиях обеспечения базисной потребности — потребности в безопасности.

Реальная социальная политика исходит из понимания того, что:

— человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных социальных опасностей;

Это интересно:  Адвокат по налогам физических лиц

реализуясь в пространстве и во времени, социальные опасности угрожают и человеку, и обществу, и государству, поэтому профилактика опасностей и защита от них -актуальнейшая социальная проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек;

— безопасность — это приемлемый риск, так как абсолютной безопасности не бывает, поскольку всегда существует некоторый остаточный риск. Исходя из этого, под безопасностью понимают такой уровень опасности, с которым на данном этапе можно смириться.

В качестве субъекта и одновременно объекта социальной безопасности может выступать отдельный человек, социальная группа, организация, предприятие, социальный институт, общество, государство или сообщество государств. Причем все они способны выступать сразу в нескольких ипостасях: человек — в качестве отдельной личности и в качестве члена той или иной социальной группы, общества в целом; государство — в качестве отдельного, самостоятельного национального государства и в качестве одного из элементов наднациональных образований, сообщества государств и т.д.

Взаимосвязь между человеком, обществом и государством обусловлена их природой. Поэтому каждый из них исполняет две роли — субъекта и объекта безопасности. В зависимости от социальной роли в конкретной системе отношений каждый из перечисленных элементов общества может выступать в одних случаях субъектом социальной безопасности, в других случаях — ее объектом. Например, сотрудник правоохранительных органов выступает субъектом безопасности, так как обязан обеспечить безопасность на своем участке работы. Однако как член своей семьи он выступает объектом безопасности, которую должно обеспечить государство, защищая интересы института семьи.

Тем не менее, приоритетными объектами социальной безопасности являются все основные элементы социальной системы обеспечения качества и уровня жизни в Российской Федерации, регулируемые национальной социальной политикой.

В настоящее время выделяют, как минимум, четыре основных критерия оценки социальной безопасности. Систему социальной безопасности того или иного государства оценивают по ее способности:

  • а) не допускать эскалации социальной напряженности, своевременно и эффективно разрешать социальные конфликты, предотвращать возникновение ситуации социального взрыва;
  • б) предотвращать деформацию и деградацию социальных институтов и социальной структуры (как ее нивелирования проявление уравнительных тенденций, так и развития процессов неадекватного социального расслоения, поляризации, маргинализации и люмпенизации);
  • в) обеспечивать устойчивость и совершенствование социальной структуры при нормальной вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;
  • г) поддерживать адекватность системы ценностных ориентации и культуры общества, в том числе политической и экономической, всех социальных институтов в целях обеспечения всестороннего развития общества.

Социальная политика должна быть направлена не столько на преодоление последствий тех или иных социальных болезней, сколько па предотвращение причин их появления, на устранение причин существующих негативных социальных явлений, причин возникновения социальных рисков, затрагивающих большинство населения, обеспечение декларированных социальных гарантий.

В основе возникновения и развития опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера лежат социально-политические, экономические, межэтнические и межконфессиональные противоречия, серьезно нарушающие нормальное функционирование общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности. Игнорирование этих противоречий, нежелание своевременно решать проблемы современного общественного развития ведет к деструктивным явлениям и катастрофам — войнам, конфликтам, социальным катаклизмам и пр.

Социальная безопасность: сущность, содержание, взаимосвязь с социальной трансформацией

Социальная безопасность — это состояние и характеристика меры достижения оптимального уровня безопасности (в каждый текущий момент и на будущее) функционирования, воспроизводства и развития социальной системы, которое обеспечивается совокупностью, .осуществляемых государством и обществом, политических, правовых, экономических, идеологических, организационных и социально-психологических мер, позволяющих сохранять существующие в обществе конституционный строй, социальную стабильность, не допуская их ослабления и тем более подрыва.
отсутствие опасностей и/или угроз для существования или функционирования социальной системы; устойчивость к опасностям с достаточным запасом прочности; ‘ силу, умение и средства для уклонения, устранения или преодоления опасности. Социальная безопасность должна быть ориентирована на обеспечение соответствующих целей и направленности развития общества, способов удовлетворения потребностей личности и зашиты её интересов на основе принципов гуманизма и гармонии во взаимоотношениях всех элементов социальной структуры, предотвращения деструктивных явлений и процессов.
Субъекты социальной безопасности — это граждане страны, государство в лице законодательной, исполнительной, судебной властей, органы местного самоуправления, партии и другие общественные организации и движения.
Объекты социальной безопасности — государство и общество, система их институтов, проводимая ими социальная политика, узаконенные в обществе формы собственности и сложившаяся на их основе социальная структура — слои, группы, социальные общности и отношения между ними, личность, включая гражданскую сферу жизнедеятельности отдельного человека, права и свободу личности, её здоровье и жизнь, социальные интересы.
В современной России социальная безопасность может быть обеспечена только целенаправленной на ее достижение политикой и действиями государства и общества. Для этого необходимы благоприятные социально-экономические условия, в том числе экономический рост, обеспечение занятости населения, преодоление демографического кризиса, обеспечение доступа различных слоев населения к системам образования, охраны здоровья, институтам социальной защиты, культурным ценностям, создания действенной системы безопасности личности, охране имущества граждан.
Социальной безопасности могут угрожать явления и процессы, которые приводят к резким (возможно, и качественным) изменениям в жизни общества, опасным деформациям, влекущим за собой тяжёлые социальные последствия для личности, социальных групп и институтов.
Среди угроз социальной безопасности можно выделить следующие группы: угрозы, порождённые недостатками и ошибками в политике и действиях государственных и политических лидеров, властных институтов. Это решения, противоречащие Конституции, законам, административным нормам и ведущие к неблагоприятным социальным последствиям и вследствие этого — конфликтам, массовым выступлениям населения (или отдельных социальных групп), интересы которых в наибольшей мере оказываются ущемлёнными; угрозы, связанные с национальными противоречиями, конфликтами интересов центра и регионов, нарушением прав, свобод и законных интересов граждан какой-либо национальности, межконфессиональными и межэтническими конфликтами, тем более произошедшие вследствие провоцирования этих конфликтов; угрозы, возникшие в результате деятельности государства, политических партий и движений, их лидеров и ведущие к подрыву стабильности общества и

государственного строя, социальным конфликтам или иной форме социальной нестабильности; угрозы, обусловленные политическим экстремизмом и терроризмом, вследствие которых возникают материальный, моральный, социально-психологический ущерб населению, отдельным его группам, личностям; угрозы, вызванные нарушением законных прав, свобод и интересов личности и неспособностью государства их защитить (нарушение права на жизнь, труд, образование, жильё, здравоохранение, свободу передвижения, обеспеченную старость и т.д.); угрозы, связанные с обострением криминогенной ситуации в обществе, ростом преступности, нарушениями законности в деятельности правоохранительных органов и государственных структур; угрозы здоровью населения страны в результате ухудшения системы здравоохранения и медицинского обслуживания, экологического неблагополучия и особенно вследствие экологических бедствий, массового распространения хронических и инфекционных заболеваний, наркомании и алкоголизма, других социальных болезней; угрозы, связанные с деградацией среды обитания и жизнедеятельности населения, подрывающие механизмы воспроизводства человека и социума; угрозы резкого количественного и качественного изменения демографической ситуации в стране, отдельном регионе, этносе.

Статья написана по материалам сайтов: fundamental-research.ru, studme.org, uchebnik.online.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector