Освобождение от налога на прибыль бюджетного учреждения

Аудитор», 2013, N 1

БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Правила формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль установлены гл. 25 Налогового кодекса РФ. Говоря о налогообложении бюджетных учреждений, в первую очередь необходимо обратить внимание на доходы, не подлежащие налогообложению. Так, в ст. 251 НК РФ перечислены доходы, которые не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Подпунктом 14 п. 1 указанной статьи определено, что доходы бюджетного учреждения, полученные в виде субсидий, не подлежат включению в налогооблагаемую базу. Соответственно, доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, учитываются в общем порядке.

Начнем с определения тех доходов, которые может получать бюджетное учреждение. Речь пойдет обо всех видах поступлений на счета таких учреждений.

Пунктом 21 Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» определены виды финансового обеспечения бюджетных учреждений:

— доходы от внебюджетной деятельности (собственные доходы учреждения);

— субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

— субсидии на иные цели.

Отметим, что как раз источник финансирования бюджетного учреждения влияет на порядок формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а между всеми видами субсидий есть принципиальные отличия.

В частности, в соответствии с п. 8 ст. 24 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ субсидии, выделяемые получателям бюджетных средств в виде грантов на проведение фундаментальных научных исследований и научных мероприятий, подлежат учету как средства, полученные от приносящей доход деятельности. В то же время при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций бюджетными учреждениями не учитываются полученные и использованные по назначению:

Безусловно, есть некоторые особенности при определении налогооблагаемой базы в зависимости от вида деятельности бюджетного учреждения, а также конкретных условий хозяйствования. Ниже разберем наиболее интересные ситуации. Но прежде всего рассмотрим структуру доходов и расходов.

Налогооблагаемой базой по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. В свою очередь, под налогооблагаемой прибылью понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса ( ст. 247 НК РФ).

Определимся со структурой затрат для целей налогообложения применительно к бюджетным учреждениям. Они включают расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. В свою очередь, расходы, связанные с производством и реализацией ( ст. 253 НК РФ), подразделяются на:

— расходы на оплату труда;

— суммы начисленной амортизации;

К материальным относятся следующие затраты налогоплательщика ( ст. 254 НК РФ):

— на приобретение сырья и материалов, используемых в предпринимательской деятельности;

— связанные с содержанием основных средств природоохранного назначения.

Расходы на оплату труда ( ст. 255 НК РФ) включают все расходы учреждения на оплату труда, предусмотренные трудовым законодательством, а также локальными документами учреждения.

В состав прочих расходов ( ст. 264 НК РФ) входят:

— суммы налогов и сборов;

— взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев;

— расходы на приобретение программ для ЭВМ;

— расходы по договорам гражданско-правового характера.

Отметим также, что при включении расходов в налогооблагаемую базу должно быть соблюдено основное правило признания расходов: расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком ( п. 1 ст. 252 НК РФ). Под обоснованностью расходов понимаются экономически оправданные затраты, т.е. те расходы, которые непосредственно связаны с получением прибыли. И, конечно же, расходы должны быть подтверждены первичными документами в соответствии с требованиями российского законодательства.

Доходы бюджетного учреждения также подразделяются на две группы, а именно:

— доходы от реализации;

В свою очередь, доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. При этом выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с предпринимательской деятельностью ( ст. 249 НК РФ).

К внереализационным доходам могут относиться в т.ч. поступления, связанные с предоставлением имущества в аренду, безвозмездно полученным имуществом ( ст. 250 НК РФ).

Особое внимание обратим на порядок признания доходов и расходов для целей налогообложения. Дело в том, что не всегда бухгалтер бюджетного учреждения, где доля доходов, полученных от предпринимательской деятельности, незначительна, выбирает приемлемый способ признания доходов и расходов.

Наиболее часто применяется метод начисления. Метод основан на том, что доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления или выбытия денежных средств ( п. 1 ст. 271 , п. 1 ст. 272 НК РФ). Основной минус этого метода связан с тем, что если услуги (работы) были выполнены, а оплата, предположим, еще не поступила, то фактически бюджетное учреждение за счет собственных средств должно уплатить налог на прибыль.

Применение кассового метода такую ситуацию исключает. При использовании этого метода датой получения дохода будет признаваться день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу учреждения ( п. п. 2 , 3 ст. 273 НК РФ). Применение такого порядка определения доходов связано с определенным ограничением. Так, бюджетное учреждение имеет право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал ( п. 1 ст. 273 НК РФ).

Кроме того, согласно положениям пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ на бюджетные учреждения возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Не стоит забывать и про учетную политику бюджетного учреждения для целей налогообложения. Группировку доходов и расходов, а также метод их определения необходимо отразить именно в учетной политике.

Как было отмечено, предпринимательская деятельность бюджетных учреждений имеет некоторую специфику, поэтому далее мы рассмотрим вопросы, по которым высказал свою позицию Минфин России.

Доходы от сдачи в аренду имущества

Отдельно рассмотрим ситуации, когда бюджетное учреждение обязано исчислить и уплатить налог на прибыль с суммы полученных внереализационных доходов.

Безвозмездное получение имущества

Доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг), а также имущественных прав (включая право пользования имуществом) признаются внереализационными доходами бюджетного учреждения ( п. 8 ст. 250 НК РФ).

Для целей налогообложения прибыли получение имущества в безвозмездное пользование рассматривается как безвозмездное получение имущественного права бюджетным учреждением. Отметим, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности. Такие поступления возможны на основании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также целевых поступлений от других организаций и (или) физических лиц. При этом поступления будут являться целевыми при использовании получателями по назначению ( п. 2 ст. 251 НК РФ).

Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях ( ст. 582 ГК РФ). Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ ( Письмо УФНС России по г. Москве от 19.10.2011 N 16-15/101183@). При передаче денежных средств и иного имущества в виде пожертвования должны быть оговорены направления их расходования. В ином случае данные поступления будут признаваться внереализационными доходами для целей налогообложения.

Суммы штрафов, пеней, неустоек

за нарушение договорных обязательств

Это интересно:  Узнать арест на машину по вин

К внереализационным доходам бюджетного учреждения относятся доходы в виде признанных должником штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба в целях налогообложения прибыли ( п. 3 ст. 250 НК РФ).

Доходы, полученные при демонтаже

выводимых из эксплуатации основных средств

На основании п. 13 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств. Необходимо учесть, что положения указанной нормы применяются и в отношении ликвидируемого имущества, приобретенного за счет бюджетного финансирования ( Письмо УФНС России по г. Москве от 13.10.2009 N 16-15/106900).

Излишки имущества, выявленные в результате инвентаризации

Особенности применения ставки по налогу на прибыль

Применение нулевой ставки введено с 1 января 2011 г . на период до 1 января 2020 г . ( п. 1.1 ст. 284 НК РФ). Для применения ставки 0% необходимо, чтобы деятельность бюджетного учреждения входила в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 917. Необходимо также, чтобы бюджетное учреждение соответствовало следующим дополнительным требованиям, установленным п. 3 ст. 284.1 НК РФ, а именно:

— организация имеет соответствующую лицензию на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности;

— в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

— в штате медицинской организации численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50%.

Применение нулевой ставки возможно только с начала налогового периода. Для применения налоговой льготы образовательные и медицинские бюджетные учреждения должны подать в налоговые органы заявление и копию лицензии ( п. 5 ст. 284.1 НК РФ).

О декларации по налогу на прибыль

Освобождение от налога на прибыль бюджетного учреждения

Внесение в состав доходов стоимости актива, полученного безвозмездно, производится в сумме не ниже рыночной и остаточной стоимости Коммунальные платежи, отдельно выделенные и компенсируемые арендатором имущества, отнесены в состав доходов Казенные учреждения не могут оказывать коммунальные услуги и имеют право только на перепредъявление счетов. Суммы в доход не включаются в связи с отсутствием экономической выгоды Не включены в состав доходов материалы, оставшиеся после демонтажа имущества Материалы по демонтажу имущества, согласованного с собственником для ликвидации, принимаются на учет по рыночной стоимости Не отражены штрафы от нарушения условий договоров при отсутствии в документе фиксированной суммы или процентной ставки Сумма санкции, при отсутствии положения о сумме в договоре, устанавливается согласно ГК РФ по ставке банка Рубрика «Вопросы и ответы» Вопрос №1.

Освобождение от налога на прибыль бюджетного учреждения

Налог на прибыль и бюджетные учреждения

Ставка налога составляет 20% от исчисленной учреждением базы – разницы доходов и расходов. Общая сумма подлежит распределению по федеральным и региональным бюджетам.

Авансовые платежи за отчетные периоды По результатам промежуточных периодов казенные учреждения должны уплачивать авансовые платежи. В связи с отнесением казенных учреждений к бюджетным организациям в учете используются только квартальные авансовые платежи.

Уплата налога производится в течение 28 дней после окончания отчетного периода. Суммы, положенные к оплате, рассчитываются нарастающим итогом в течение года.

При получении в промежуточном периоде убытка уплата суммы авансового платежа в бюджет не производится. Переплаченные в периоде суммы засчитываются в счет уплаты налога, начисленного по результатам промежуточного периода или налогового года.

Налог на прибыль в бюджетном учреждении и особенности его расчета

Аналогичная ситуация касается и амортизируемого имущества, приобретенного за счет средств, полученных от коммерческой деятельности, но используемого для осуществления уставной бюджетной деятельности.

О нулевой ставке налога на прибыль для детских садов и школ

Назначение деятельности казенных учреждений состоит в осуществлении функций, возложенных государственными органами. Учреждения оказывают услуги, производят работы в интересах государства или муниципалитета с финансированием за счет соответствующего бюджета.

Освобождение образовательных учреждений от налога на прибыль

При передаче денежных средств и иного имущества в виде пожертвования должны быть оговорены направления их расходования. В ином случае данные поступления будут признаваться внереализационными доходами для целей налогообложения.

Пунктом 1 ст. 689 ГК РФ допускается передача в безвозмездное пользование (договор ссуды) имущества с последующим возвратом. Если целевое назначение имущества, полученного в безвозмездное пользование, не оговорено, то при определении доходов необходимо провести оценку такой услуги. Оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам).

Налогообложение бюджетных учреждений. налог на прибыль

Остальные виды объектов налогообложения (смотри статью №250) являются внереализационными. Для бюджетных организаций это, в том числе и:

  • Стоимость материальных ценностей и имущества, переданного в учреждение безвозмездно.
  • Полученный доход от сдачи в аренду своего имущества или недвижимости.
  • Дивиденды.
  • Проценты, полученные по кредитам или займам.
  • Проценты от участия в создании других организаций.
  • Доходы от реализации прав на интеллектуальную деятельность по не основным для данного учреждения направлениям.

Ставка и расчет, затраты, код бюджетной классификации, декларация по налогу на прибыль бюджетного учреждения (организации) — все это рассмотрено далее.

Налог на прибыль в казенных учреждениях

Отчетность представляется казенным учреждением вне зависимости от полученного результата ведения деятельности – прибыли либо убытка. Читайте также статью: → «Как платить налог на прибыль авансовыми платежами в 2018?».

Ответственность за нарушение порядка отчетности и расчетов Пренебрежение обязанностями налогоплательщика по своевременной подаче отчетности влечет наложение санкций. При наличии налога, исчисленного к уплате, или его отсутствии учреждение привлекают к ответственности по ст.

119 НК РФ. Штрафные санкции налагают только при пропуске срока сдачи декларации по итогам года. Авансовые платежи не являются уплатой налога. В отношении отчетов по промежуточным периодам в течение года наказание налагается по ст. 126 НК РФ.

  • (100000 – 50000) × 0,2 = 10000 рублей.

Проблемная часть Но проблемой при расчете налога на прибыль для бюджетных учреждений, является распределение соотношения облагаемых и необлагаемых доходов и связанных с ними расходами. Поэтому:

  • Вести раздельный учет доходов, попадающих в налоговую базу и непопадающих.
  • Перечень возможных доходов от коммерческой деятельности и порядок начисчисления налога на прибыль с них должны быть прописаны во внутренних документах.

Кроме того при расчете данного вида налога важно вести раздельный учет расходов, которые могут быть:

  • Материальные.
  • Амортизационные.
  • На оплату труда.
  • Прочие.

Ведь часть расходов финансируются из бюджета или по целевым направлениям, и поэтому при расчете налога на прибыль у «бюджетников» не учитываются.

Освобождение от налога на прибыль бюджетного учреждения

Получение прибыли – цель создания любого коммерческого предприятия. Но некоммерческие учреждения и организации, к которым относятся и бюджетные, в рамках своей профильной деятельности, тоже могут получать доход.

Это интересно:  Должностные обязанности бухгалтера по материалам

Закон не запрещает это, а только регулирует. Следовательно, и они обязаны уплатить налог на прибыль. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

  • Отчетность подается по итогам налогового и промежуточного (квартального) периода.
  • Срок подачи деклараций по итогам года установлен до 28 марта года, следующего за отчетным.
  • В течение года декларации представляются в течение 28 дней по итогам промежуточных периодов.

Исключение составляют учреждения, обеспечивающие театральную, музейную, концертную деятельность. Данные учреждения представляют только годовую отчетность. Оплата сумм налога производится в УФК по месту учета организации.

Налоговый учет бюджетных и автономных учреждений (Липкина Т.)

Дата размещения статьи: 07.06.2015

Продолжаем рассмотрение налогового учета организаций, финансируемых из бюджета. На этот раз обратимся к бюджетным и автономным учреждениям. Изучим, что не учитывается и что учитывается при определении налоговой базы, в каком случае действует налоговая ставка 0%, как исчисляется налог на добавленную стоимость, налог на имущество и земельный налог.

Финансирование деятельности бюджетных и автономных учреждений имеет схожие черты, а налогообложение доходов от предпринимательской деятельности идентично. В связи с этим рассмотрим налогообложение бюджетных и автономных учреждений совместно. Но прежде выделим характерные черты бюджетных и автономных учреждений.
Деятельность бюджетных учреждений регламентируется Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Деятельность бюджетного учреждения финансируется за счет субсидий, выделяемых из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ), через лицевые счета, открываемые в органах Федерального казначейства (п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее — Закон N 174-ФЗ).
Финансирование автономного учреждения осуществляется в виде бюджетных субсидий (ч. 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). При этом автономные учреждения вправе открывать счета как в кредитных организациях, так и в органах Федерального казначейства (ч. 3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Бюджетные и автономные учреждения наделены правом осуществлять деятельность, приносящую доход, при условии упоминания об этом в учредительных документах (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч. 6 и 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).
При этом формирование налоговой базы как по налогу на прибыль, так и по НДС осуществляется в общем порядке, предусмотренном налоговым законодательством; получаемое финансирование в виде субсидий в целях налогообложения прибыли не учитывается (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 17 ст. 270 НК РФ).
По аналогии с казенными учреждениями бюджетные не вправе применять упрощенную систему налогообложения (п. 17 ст. 346.12 НК РФ). Отметим, что автономные учреждения — единственные, кто может использовать этот режим.

Налог на прибыль

Что учитывается и не учитывается при определении налоговой базы

Налоговая ставка 0%

НДС

Исчисление налога на добавленную стоимость бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ в общем порядке при ведении предпринимательской деятельности.
Никаких особенностей для бюджетных и автономных учреждений гл. 21 НК РФ не предусмотрено, в том числе и при сдаче в аренду имущества. Поэтому, когда бюджетное или автономное учреждение выступает в качестве арендодателя, оно самостоятельно уплачивает налог в бюджет.
Так, поставщики материальных ценностей, подрядчики, исполнители работ (услуг) предъявляют учреждению к оплате сумму НДС, если реализация указанных ценностей (работ, услуг) облагается НДС. Данные контрагенты отражают сумму НДС в счетах-фактурах, выставляемых ими учреждению, в следующих случаях (п. п. 1 и 3 ст. 168 НК РФ):
— при получении предварительной оплаты в счет поставки имущества (имущественных прав, работ, услуг);
— при отгрузке имущества, передаче имущественных прав, сдаче выполненных работ, оказанных услуг.
Если учреждение не освобождено от обязанностей плательщика НДС на основании п. 1 ст. 145 НК РФ и осуществляет облагаемую НДС приносящую доход деятельность, оно имеет право на налоговый вычет суммы «входного» НДС.
Также учреждения учитывают суммы НДС, которые начисляются в соответствии с требованиями пп. 3 и 4 п. 1 ст. 146 НК РФ (при условии, что эти суммы НДС учреждение вправе будет принять к вычету), а именно:
— при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления;
— при ввозе имущества на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если данное имущество предназначено для использования в деятельности, приносящей доход.
Принятие к вычету сумм НДС осуществляется в общем порядке в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ.
Представление деклараций по НДС и налогу на прибыль осуществляется аналогично общим правилам, уже приведенным нами при рассмотрении деятельности казенных учреждений.

НДФЛ и страховые взносы

При исчислении НДФЛ и страховых взносов отсутствуют какие-либо специфические особенности, предусмотренные для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Исчисление НДФЛ и страховых взносов осуществляется в соответствии с нормами гл. 23 НК РФ и Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Налог на имущество и земельный налог

В отношении уплаты налога на имущество организаций и земельного налога особенностью является то, что автономные, бюджетные и казенные учреждения фактически уплачивают эти налоги не из собственных денежных средств. Плательщиком в данном случае выступает государство — Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования, которые создают государственные (муниципальные) учреждения.
В соответствии с Федеральными законами N N 7-ФЗ и 174-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Таким образом, для бюджетных и автономных учреждений расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, а также расходы на уплату земельного налога включены в сумму субсидии. Казенное учреждение уплачивает указанные налоги за счет выделенных ему на эти цели лимитов бюджетных обязательств.
Такое положение действует в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества. Однако, как правило, учреждения не имеют какого-либо иного имущества в собственности или на условиях ограниченного вещного права. В связи с этим получается, что учреждения фактически освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога, поскольку государство, рассчитывая и выделяя им субсидии (лимиты бюджетных обязательств) на выполнение государственного задания, изначально закладывает в эту сумму расходы на уплату данных налогов. То есть государство само, посредством государственных (муниципальных) учреждений, уплачивает налог на имущество и земельный налог.

Освобождение от налога на прибыль бюджетного учреждения

Налог на прибыль традиционно вызывает у бюджетных организаций больше сложностей, чем у коммерческих. Доходы коммерческих организаций в большинстве случаев полностью включаются в налоговую базу по налогу на прибыль, а у бюджетных учреждений возможны как налогооблагаемые доходы, так и освобождаемые от налога на прибыль. Так, доходы в виде субсидий бюджетным учреждениям признаются средствами целевого финансирования и не учитываются при формировании налоговой базы, а вот по поступлениям от приносящей доход деятельности нужно рассчитать налог и заполнить декларацию по налогу на прибыль. Кроме того, существуют особенности начисления амортизации, учета имущества и применения льготы по налогу на прибыль. Наиболее острые проблемы в отношении налога на прибыль бюджетных учреждений и рекомендации по их решению представляет эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Это интересно:  Подбор машины по параметрам

1. Распределение учитываемых и неучитываемых доходов

Главная проблема бюджетных учреждений – распределение налогооблагаемых и необлагаемых доходов. С одной стороны, пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ предусматривает, что средства целевого финансирования не учитываются для целей налогообложения. С другой стороны, средства от приносящей доход деятельности будут облагаться налогом на прибыль. Но именно по налогооблагаемым доходам и возникает больше всего налоговых споров.

Рекомендации по распределению доходов

1. Все доходы от предпринимательской деятельности необходимо облагать налогом на прибыль, а порядок налогообложения целесообразно прописать в учетной политике учреждения.

2. Нужно вести раздельный учет доходов, включаемых и не включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль.

3. В случае сомнений в части учета каких-либо доходов целесообразно обратиться к судебной практике или разъяснениям Минфина России по аналогичному вопросу.

2. Начисление амортизации

Рекомендации по начислению амортизации

1. Раздельный учет амортизации в налоговом законодательстве не предусмотрен.

2. Учесть амортизацию возможно только по тем средствам, которые были приобретены за счет деятельности, приносящей доход. Соответствующие положения целесообразно внести в учетную политику.

3. Применение нулевой ставки по налогу на прибыль

Некоторые бюджетные учреждения получили возможность применения ставки по налогу на прибыль 0 процентов для образовательных или медицинских услуг. Однако для применения освобождения необходимо, чтобы учреждение соблюдало целый ряд ограничений:

  • вид образовательной или медицинской деятельности учреждения включен в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством РФ (деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской деятельности);
  • у учреждения есть лицензия (лицензии) на образовательную и (или) медицинскую деятельность в соответствии с законодательством РФ;
  • доходы учреждения за налоговый период от образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов от доходов, учитываемых учреждением при определении налоговой базы,
  • в штате учреждения, ведущего медицинскую деятельность, численность медицинского персонала с сертификатами специалиста в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;
  • в штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числится не менее 15 работников;
  • учреждение не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Рекомендации по применению льготы по налогу на прибыль

1. Нужно вести отдельно учет средств целевого финансирования для определения процентной доли доходов.

2. Важно своевременно представлять в налоговый орган документы, подтверждающие применение нулевой ставки по налогу на прибыль.

4. Авансовые платежи по налогу на прибыль

В налоговом законодательстве предусмотрено два вида авансовых платежей по налогу на прибыль – ежемесячные и ежеквартальные. По общему порядку исчисления налога на прибыль организаций, установленному ст. 286 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу на прибыль исходя из ставки налога и налогооблагаемой прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Исключения из общего порядка исчисления авансовых платежей предусмотрены, в частности, п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ. Так, бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций) и автономные учреждения уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Рекомендация по авансовым платежам

Если учреждение обязано уплачивать налог, его нужно перечислять в качестве ежеквартального авансового платежа.

5. Декларации по налогу на прибыль

Рекомендация по отчетности по налогу на прибыль

Не забудьте подать декларацию по налогу на прибыль, если в уставных документах учреждения предусмотрено ведение приносящей доход деятельности.

6. Уплата налога на прибыль при реорганизации

Рекомендация реорганизуемым учреждениям

При реорганизации нельзя забывать об уплате налога на прибыль с поступлений от деятельности, приносящей доход.

7. Классификация средств целевого финансирования

Бюджетные учреждения часто затрудняются с классификацией поступлений и отделении средств целевого финансирования от средств, которые к нему не относятся. Ведь в налоговом законодательстве такая градация поступлений четко не предусмотрена. Это ведет к возникновению спорных ситуаций.

Рекомендации по классификации средств

1. Средства из федерального бюджета в соответствии со сметами и лимитами бюджетных средств относятся к целевому финансированию.

2. Средства, полученные от физических и юридических лиц за платные услуги, не могут быть классифицированы как целевое финансирование, поэтому их нужно включить в налоговую базу.

8. Пропорциональное распределение доходов и расходов

Порядок ведения раздельного учета также вызывает много споров, ведь методика раздельного учета доходов также не установлена в Налоговом кодексе РФ. Поэтому учреждение самостоятельно разрабатывает такую методику и закрепляет ее в учетной политике. При этом доходы от предпринимательской деятельности следует учитывать на основании принципа пропорционального распределения расходов. Сумма полученного дохода может быть уменьшена на сумму расходов, связанных с ведением приносящей доход деятельности (постановление Президиума ВАС РФ от 23 апреля 2013 г. № 12527/12).

Рекомендации по распределению доходов и расходов

1. Следует вычислить процент поступлений от приносящей доход деятельности и в такой же пропорции признавать расходы.

2. Порядок пропорционального распределения доходов и расходов необходимо закрепить в учетной политике учреждения.

9. Начисление амортизации на объекты внешнего благоустройства

Сегодня учреждения уделяют большое значение внешнему благоустройству территории. Но вот вопрос начисления амортизации при этом часто становится спорным.

Рекомендации по объектам внешнего благоустройства

В последнее время судьи принимают решения в пользу начисления амортизации, поэтому возможно начислять амортизацию на объекты внешнего благоустройства.

10. Создание резервов по сомнительным долгам

Согласно ст. 266 НК РФ резерв по сомнительным долгам предназначен для покрытия убытков от безнадежных долгов. При этом в ст. 266 НК РФ не разъясняется, обязательно ли для создания резерва наличие у организации безнадежных долгов и зависит ли возможность формировать резерв по сомнительным долгам от того, что такой долг может не стать безнадежным. Также не разъясняется, имеют ли право создавать такие резервы бюджетные учреждения. Однако и запрета на создание такого резерва для учреждений нет.

Необходимо учитывать определенные правила исчисления резерва:

  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) в сумму резерва включается 50 процентов суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Рекомендации по резерву

1. Бюджетное учреждение может создавать резерв по сомнительным долгам только в части выручки от предпринимательской деятельности.

2. В учетной политике возможно указать, что создание резерва не зависит от безнадежности долга.

Налог на прибыль – источник наиболее сложных вопросов и причина многих судебных споров. Однако изучение судебной практики и опыта других учреждений поможет избежать спорных моментов в отношении налогооблагаемых и необлагаемых доходов и расходов.

Статья написана по материалам сайтов: law-uradres.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, xn--90aoqldf.xn--p1ai.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector