Перечень операций внутреннего финансового контроля

Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», 2014, N 10

Обязанность учреждения осуществлять внутренний контроль своей финансово-хозяйственной деятельности установлена ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 402-ФЗ). В этой статье рассмотрим основные моменты организации внутреннего финансового контроля в учреждении.

Внутренний финансовый контроль — процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что учреждение обеспечивает:

а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

в) соблюдение законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Внутренний финансовый контроль (далее — внутренний контроль) способствует достижению учреждением целей своей деятельности, обеспечению предотвращения или выявления отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности. Особенно важен внутренний контроль, если учреждение имеет сложную структуру, выраженную в наличии филиалов, подразделений, подведомственных учреждений.

При организации внутреннего контроля учреждению прежде всего следует определить, кто будет выполнять функции по его проведению. Их возложение зависит от предполагаемого объема работ, структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов. Как правило, такие функции могут возлагаться на специальный отдел внутреннего контроля или ревизора. Сотрудники отдела внутреннего контроля или ревизор (далее — сотрудники, осуществляющие контроль) находятся в штате учреждения и подчиняются его руководству, однако внутренний контроль должен быть по возможности функционально и организационно независим.

Внутренний контроль в учреждении должен проводиться сотрудниками, осуществляющими контроль, в соответствии с утвержденным порядком, который должен быть оформлен документально. Он может быть представлен в виде соответствующего раздела, сформированного в рамках учетной политики, или отдельного положения об организации внутреннего контроля.

Таким образом, следующим моментом при организации внутреннего контроля в учреждении являются разработка и утверждение положения об организации внутреннего контроля, в котором, например, следует предусмотреть следующие разделы:

  • цели и задачи контроля;
  • перечень основных направлений контроля;
  • формы, способы проведения внутреннего контроля;
  • перечень лиц, на которых возложена обязанность по проведению контроля;
  • ответственность лиц, осуществляющих контроль.

Рассмотрим некоторые из них.

Направления внутреннего контроля

Среди основных направлений внутреннего контроля можно выделить следующие:

  • проверку соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства или собственников;
  • контроль над целевым использованием финансирования;
  • проверку оформления и обработки документов;
  • контроль оформления и отражения в регистрах бухгалтерского учета отдельных хозяйственных операций;
  • проверку наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества;
  • проверку расчетов пособий, начисления заработной платы и иных выплат.

В учреждении перечень направлений внутреннего контроля нужно устанавливать в соответствии со спецификой его деятельности.

Мероприятия внутреннего контроля

Особое внимание при организации внутреннего контроля в учреждении следует уделить составлению перечня контрольных мероприятий, с осуществлением которых будет производиться внутренний контроль, порядку их проведения и оформлению их результатов.

Например, в ходе проведения мероприятий внутреннего контроля могут проводиться проверки:

  • своевременности и целесообразности осуществления процедур размещения заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд;
  • соблюдения законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета, и норм учетной политики;
  • правильности и своевременности отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
  • полноты и правильности документального оформления операций;
  • наличия и сохранности денежных средств и документов в кассе учреждения;
  • правильности и своевременности начисления доходов от платных услуг;
  • правильности заполнения табелей по учету рабочего времени в подразделениях;
  • правильности начисления заработной платы;
  • правильности назначения компенсационных выплат на возмещение расходов по оплате жилья, коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности;
  • наличия и сохранности имущества учреждения;
  • ведения журнала регистрации путевых листов, соответствия данных путевых листов;
  • оформления документов;
  • соблюдения норм расходования материальных запасов;
  • своевременного и правильного оприходования и списания объектов основных средств, пришедших в негодность;
  • расчетов с целью недопущения просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей и другие.

Включение тех или иных контрольных мероприятий в перечень зависит от особенностей ведения финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в том числе отраслевых.

В перечне мероприятий в зависимости от содержания каждого из контрольных мероприятий должна быть установлена периодичность их проведения, например: они могут проводиться ежедневно, еженедельно, подекадно, ежемесячно, ежеквартально и с другой периодичностью.

Формы и способы внутреннего контроля

Учреждение в зависимости от времени проведения проверок и проверяемых финансово-хозяйственных операций может осуществлять внутренний контроль в следующих формах:

Осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Например, предварительный контроль может проводиться перед составлением планов финансово-хозяйственной деятельности, смет доходов и расходов, договоров, учредительных документов и т.д. Это позволит избежать нарушений законодательства, нецелевого или нерационального использования средств

Проводится повседневно. Анализируются совершаемые хозяйственные и финансовые операции, исполнение финансовых планов, бюджетов, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, осуществление мониторингов целевого расходования денежных средств и т.д. Оперативный ежедневный контроль позволяет отслеживать и регулировать хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств

Проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. При этом изучаются формирование финансовых ресурсов, обоснованность и целесообразность их расходования при выполнении планов финансово-хозяйственной деятельности, смет учреждений. В результате анализа проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Такой вид контроля осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся в соответствии с предварительно утвержденным перечнем контрольных мероприятий, а внеплановые проверки организуются по мере необходимости, например при поступлении информации о каких-либо нарушениях финансово-хозяйственной деятельности

Контрольные мероприятия могут осуществляться следующими способами:

  • путем проведения ревизий, которые представляют собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление;
  • путем проверки, которая представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности. Проверки в зависимости от объема контрольного мероприятия могут быть комплексными, выборочными и тематическими (целевыми):
  • комплексная проверка — это проверка всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения за определенный период;
  • выборочная проверка — это проверка отдельных областей финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Выборочная проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка. Соответственно, ее результаты либо оформляются отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки;
  • тематическая (целевая) проверка — это проверка в отношении конкретного направления или вида финансово-хозяйственных операций. Проверка осуществляется по определенному кругу вопросов или по одной теме (вопросу). Ее результаты используются при комплексной или выборочной проверке, однако возможно проведение самостоятельных тематических проверок.

Документальное оформление мероприятий внутреннего контроля

Специалисты, осуществляющие контроль, должны приступать к проведению соответствующего контрольного мероприятия на основании изданного распорядительного документа (приказа, распоряжения) руководителя, в котором указываются:

  • тема проверки, вид и форма ее проведения;
  • проверяемый период;
  • срок проведения проверки;
  • состав комиссии и иная информация.

Результаты завершенного контрольного мероприятия должны быть оформлены актом, подписываемым всеми членами комиссии, который затем следует направить с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. В акте, например, могут приводиться следующие сведения:

  • тема проводимого контрольного мероприятия проверки (указанная в распорядительном документе руководителя учреждения);
  • виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
  • правильность отражения операций в бухгалтерском учете и отчетности;
  • анализ соблюдения положений законодательства РФ;
  • выводы о результатах проведения контрольного мероприятия;
  • перечень принятых мер и мероприятий по устранению недостатков и нарушений, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

По выявленным в ходе проведения контрольных мероприятий недостаткам, искажениям и нарушениям с работников, их допустивших, берутся объяснения в письменной форме, которые затем представляются руководителю учреждения.

Оформленный и утвержденный акт является основанием для разработки главным бухгалтером учреждения (или иным лицом, уполномоченным руководителем учреждения) плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц. План мероприятий утверждается руководителем учреждения и доводится до всех заинтересованных лиц.

Это интересно:  Принудительное лечение от алкоголизма закон 2020

На заметку. Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ст. 189 ТК РФ) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Предмет проверок отдельных контрольных мероприятий

Рассмотрим, например, что может являться предметом проверки (подвергаться проверке) в ходе проводимых (указанных ниже) контрольных мероприятий.

Контроль за проведением кассовых операций. В ходе внутреннего контроля за осуществлением кассовых операций проверяются:

  • наличие утвержденного лимита денежной наличности и его соблюдение, своевременность сдачи в банк денег сверх лимита;
  • правильность ведения кассовой книги;
  • правильность оформления первичных учетных документов по приему и выдаче денежных средств из кассы;
  • правильность и своевременность ведения журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;
  • составление реестра депонированных сумм и своевременность их сдачи в банк;
  • отсутствие в кассе денежных средств и других ценностей, не принадлежащих учреждению;
  • обеспечение сохранности денег и оправдательных документов;
  • непревышение установленного Правительством РФ лимита расчетов наличными деньгами с юридическими лицами и др.

Контроль за применением и оформлением первичных учетных документов. При проведении указанного контрольного мероприятия подлежат проверке:

  • первичные учетные документы, которыми оформляются хозяйственные операции, и их соответствие первичным учетным документам, утвержденным Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н;
  • правильность их заполнения в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными упомянутым выше документом;
  • соответствие форм первичных учетных документов, в случае отсутствия утвержденных форм, их образцам, приложенным к учетной политике, и наличие обязательных реквизитов, установленных Федеральным законом N 402-ФЗ;
  • наличие и соответствие подписей на первичных учетных документах подписям лиц, наделенных правом их подписания;
  • последовательность осуществления нумерации первичных учетных документов в течение отчетного периода;
  • своевременность составления первичных учетных документов.

Контроль расчетов с сотрудниками. При проведении этого контрольного мероприятия предметом проверки является установление:

  • соответствия ставок (окладов) заработной платы сотрудников, по которым им производится начисление заработной платы, ставкам (окладам), установленным приказом руководителя при зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденным штатным расписанием;
  • правильности начисления заработной платы и иных выплат и их соответствия нормам положения об оплате труда и иным нормативным актам;
  • правильности расчета среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении, расчете пособия по временной нетрудоспособности;
  • правильности составления расчетно-платежной и платежной ведомостей;
  • наличия табелей учета использования рабочего времени и расчета заработной платы и их оформления;
  • наличия записок-расчетов об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях и их оформления и др.

Контроль за сохранностью материальных ценностей. Такой контроль осуществляется путем проводимых в учреждении в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, инвентаризаций.

В ходе контрольных мероприятий проверяются:

  • наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
  • наличие и состояние технических паспортов или иной технической документации;
  • наличие документов на основные средства, сданные или принятые учреждением в аренду и на хранение;
  • выборочное фактическое наличие отдельных объектов и их сопоставление с данными регистров бухгалтерского учета;
  • сохранность и правильность хранения;
  • правильность и своевременность отражения материальных ценностей в учете;
  • выявленные непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению материальные ценности и др.

Контроль за состоянием расчетов. При осуществлении контроля за состоянием расчетов устанавливаются:

  • правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями учреждения, выделенными на отдельный баланс;
  • правильность и обоснованность числящихся в бухгалтерском учете сумм задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, своевременность списания задолженности. При этом по каждому дебитору и кредитору нужно установить: основание возникновения взаимоотношений сторон, их права и обязанности, а также причины возникновения задолженности и возможность ее уменьшения или ликвидации;
  • правильность составления и своевременность представления подотчетными лицами авансовых отчетов и целевое использование средств, им выданных;
  • соответствие норм возмещения расходов, связанных со служебными командировками, утвержденным учетной политикой (законодательными актами) нормам и др.

Заключение

В заключение обратим внимание, что на специалистов, осуществляющих контроль, следует возложить ответственность за его организацию и функционирование и установить меры дисциплинарного взыскания в случае их халатного отношения к возложенным на них обязанностям по проведению внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Шаг за шагом: формируем карту внутреннего финансового контроля

Заместитель директора ДМАиК

• Время чтения: 7 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Решение задачи по повышению качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти и государственных (муниципальных) учреждениях Минфином России в ближайшей перспективе связывается с повышением качества и действенности системы внутреннего финансового контроля. Эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости для главных администраторов бюджетных средств (ГАБС) провести анализ, инвентаризацию ранее проведённых мероприятий по организации внутреннего финансового контроля.

Решение задачи по повышению качества финансового менеджмента в органах исполнительной власти и государственных (муниципальных) учреждениях Минфином России в ближайшей перспективе связывается с повышением качества и действенности системы внутреннего финансового контроля. Эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости для главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС) провести анализ, инвентаризацию ранее проведённых мероприятий по организации внутреннего финансового контроля.

Бюджетные процедуры, связанные с формированием и исполнением бюджета, ведением учёта, формированием и представлением бухгалтерской отчётности изначально жёстко регламентированы и в условиях функционирования системы «Электронный бюджет» подвергаются многоуровневому контролю. В связи с этим, на наш взгляд, особого внимания ГАБС требует организация контроля бюджетных процедур, связанных с обеспечением эффективности использования государственной (муниципальной) собственности, соблюдением получателями установленных при предоставлении бюджетных средств условий, целей и порядка их предоставления.

Ключевым инструментом для проведения внутреннего финансового контроля является карта внутреннего финансового контроля (далее – Карта ВФК). В настоящей статье будут рассмотрены возможные подходы к формированию Карты ВФК на примере внутренней бюджетной процедуры «Осуществление начисления, учёта и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним» на региональном уровне. Речь пойдёт о неналоговых доходах бюджета и, в частности, о таком их виде, как «Часть прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных (муниципальных) унитарных предприятий».

Данный вид платежа закреплён Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ) в качестве одного из источников неналоговых доходов соответствующего бюджета. Статьёй 57 БК РФ установлено, что размер части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, определяется в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Согласно статье 62 БК РФ, на муниципальном уровне соответствующая величина определяется в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» перечисление государственным (муниципальным) унитарным предприятием (далее – ГУП (МУП)) в соответствующий бюджет части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, осуществляется ежегодно. Порядок, размеры и сроки перечисления определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Таким образом, проведя исследование нормативных правовых актов, регламентирующих правовое положение унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, а также формирование доходной части бюджета, мы подошли к решению первого вопроса, возникающего при планировании мероприятий по организации внутреннего финансового контроля — «С чего начать? Что является источником для формирования карт внутреннего финансового контроля?».

Итак, в качестве основных источников для планирования мер по организации и проведению внутреннего контроля в отношении рассматриваемой внутренней бюджетной процедуры, мы используем:

  • Закон субъекта Российской Федерации/Решение представительного органа муниципального образования «О порядке определения размера части прибыли государственных (муниципальных) унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в областной (местный) бюджет»;
  • нормативный правовой акт, утверждающий Порядок и сроки перечисления части прибыли государственных (муниципальных) унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в областной (местный) бюджет.

Анализ положений вышеуказанных нормативных правовых актов позволяет сформировать укрупнённую схему взаимодействия участников реализации процедуры при реализации соответствующих полномочий. Дальнейшее исследование положений, определяющих цели, задачи и функции органа исполнительной власти, закреплённого в качестве главного администратора доходов бюджета (приложение к Закону/Решению «О бюджете на очередной финансовый год и плановый период») позволяет детализировать действия внутренних подразделений ГАБС, совершаемые при реализации внутренней бюджетной процедуры. Следует отметить, что на практике нередко выявляется недостаточность и (или) противоречивость сведений, отражённых в правовых актах ГАБС, что не позволяет определить параметры, которые в дальнейшем будут являться основой для выбора контрольных действий в отношении операций (например, периодичность, предельные сроки выполнения операций и т.п.). При возникновении таких ситуаций рекомендуется проведение дополнительных исследований фактически сложившихся механизмов взаимодействия внутренних подразделений и совместная выработка наиболее оптимальных параметров и критериев контроля. В дальнейшем целесообразно проведение комплексной «инвентаризации» содержания правовых актов, регламентирующих осуществление контролируемых бюджетных процедур, утверждённых на уровне ГАБС, и, при необходимости, их корректировки.

Это интересно:  Услуги физической охраны объектов

Пример условной «типовой» схемы взаимодействия участников реализации рассматриваемой внутренней бюджетной процедуры, приведён на рисунке 1. Данная схема сформирована по итогам анализа положений соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, опубликованных в справочно-правовой системе «Гарант».

Сформировав общую схему взаимодействия участников реализации внутренней бюджетной процедуры, мы сталкиваемся с необходимостью решения второго вопроса, а именно – «Какие конкретно действия, в разрезе каких ответственных лиц нужно включить в карту ВФК?». Чтобы на него ответить необходимо «разукрупнить», детализировать действия всех исполнителей на уровне должностных лиц внутренних подразделений ГАБС. Это возможно за счёт проведения анализа норм должностных регламентов, устанавливающих полномочия соответствующих должностных лиц подразделений, а также административных регламентов исполнения государственных (муниципальных) функций (при их наличии). На этом этапе также целесообразно проанализировать имеющуюся внутреннюю и внешнюю информацию о качестве выполнения действий при осуществлении внутренней бюджетной процедуры и наличии фактов выявленных нарушений.

В этих целях Минфин России рекомендует сформировать отдельный регистр — перечень операций, направленных на реализацию внутренней бюджетной процедуры (далее – Перечень операций), и оценить вероятность и последствия наступления бюджетных рисков в разрезе каждой из них. В качестве условного критерия обязательности формирования Перечня операций рекомендуется учитывать общее количество действий, направленных на реализацию внутренней бюджетной процедуры. Минфин России рекомендует осуществлять формирование Перечня операций в случае наличия более 10 операций, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры. Вместе с тем, с точки зрения внедрения принципов риск-ориентированного подхода при проведении контроля, необходимости всесторонней оценки факторов, влияющих на общий результат, требуется детальный анализ в отношении каждой бюджетной процедуры. В связи с этим, представляется, что Перечень операций целесообразно сформировать в отношении каждой процедуры, подвергаемой контролю.

Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля, утверждённые приказом Минфина России от 7 сентября 2016 г. № 356 (далее – Методические рекомендации), содержат пример формы Перечня операций. Рекомендуемая форма является достаточно полной, однако в целях концентрации в едином регистре всей информации о наличии бюджетных рисков по анализируемой процедуре, представляется целесообразным дополнить её графой для отражения сведений о наличии дополнительных оснований, подтверждающих возникновение бюджетного риска (например, «Факт наличия (фиксации) нарушений, выявленных в результате внутреннего и (или) внешнего контроля (аудита), Да/Нет»).

Кроме того, целесообразно предусмотреть отражение сведений об имеющихся основаниях для осуществления операции (перечень и реквизиты нормативных правовых актов, локальных ведомственных актов и стандартов, регламентирующих осуществление операций в рамках реализации внутренней бюджетной процедуры). Такая информация позволит значительно сократить трудозатраты всем участникам процесса как на первоначальной стадии проведения анализа, так и при последующем контроле полноты учёта вносимых изменений в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление бюджетной процедуры, а также актуализации карты ВФК. Кроме того, это позволит оперативно включиться в исполнение должностных обязанностей новым сотрудникам, в случае смены должностного лица, ответственного за осуществление операции и (или) за осуществление контрольных действий. Одним из вопросов, вызывающих затруднения при формировании Перечня операций, является определение процессов, составляющих внутреннюю бюджетную процедуру. Представляется, что критерием в данном случае должно быть наличие конечного результата по итогам совершения тех или иных действий и его значимость для реализации бюджетной процедуры в целом. При этом результат может быть выражен в виде сформированного документа, необходимого для реализации бюджетного полномочия (например, реестр начислений, требование об уплате платежа). Но может характеризоваться и фактом совершения определённого действия, предусмотренного нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, правовыми актами ГАБС (например, поступление платежа в бюджет, достижение юридическим лицом, получившим субсидию, значений показателей эффективности, предусмотренных Соглашением о предоставлении бюджетных средств и т.п.).

Операции, совершаемые в ходе реализации рассматриваемой нами процедуры, в условиях примера структурированы в виде трёх основных процессов, учитывающих специфику её осуществления, связанных с определением величины части прибыли ГУП, подлежащей перечислению в бюджет, формированием и учётом начислений, фактическим перечислением платежа в бюджет (см. пример Карты ВФК). Включение конкретных операций в Карту ВФК осуществлено исходя из их значимости для конечного результата бюджетной процедуры (поступление дохода в бюджет в установленный срок) и результатов оценки уровня бюджетных рисков.

Рекомендуемые подходы к проведению оценки бюджетных рисков достаточно полно и понятно описаны в Методических рекомендациях Минфина России. Кроме того, вопросы выявления, классификации, оценки бюджетных рисков детально отражены в проекте Концепции развития систем внутреннего финансового контроля, внутреннего аудита и оценки качества финансового менеджмента в секторе государственного и муниципального управления (далее – Концепция), разработанной Минфином России. Вместе с тем, учитывая единство принципов бюджетной системы и бюджетного законодательства Российской Федерации, требуется наличие единого, достаточно подробного, «базового» перечня возможных рисков при осуществлении бюджетных процедур. До его разработки, на наш взгляд, при оценке возможных рисков, специалистам ГАБС целесообразно было бы пользоваться информацией, содержащейся в публикуемых контрольными органами Классификаторах нарушений и имеющимися результатами внешних и внутренних проверок. Кроме того, необходимо учитывать специфику фактических условий деятельности ГАБС (например, профессионализм и опыт работы ответственных исполнителей, наличие возможностей автоматического контроля и т.п.).

Разработка Карт ВФК большинством ГАБС осуществляется в соответствии с формами и рекомендациями Минфина России. Однако практический опыт их формирования свидетельствует о необходимости отдельных уточнений. Так, на наш взгляд, целесообразно дополнить форму Карты ВФК графой для отражения срока контрольного действия, поскольку специфика выполнения отдельных операций и положения правовых актов ГАБС в ряде случаев не предполагают конкретной даты осуществления операции (например, действующим законодательством предусмотрен заявительный характер действий потенциальных получателей отдельных субсидий).

Кроме того, рекомендуемый формат кодирования операций исключает возможность идентификации операций в разрезе структурных подразделений ГАБС, что усложняет проведение сравнительного анализа качества осуществления внутреннего финансового контроля структурными подразделениями ГАБС. В ряде случаев специалистам внутренних контрольных подразделений ГАБС требуется понимание, какой объём бюджетных средств «охвачен» внутренним финансовым контролем.

В заключение хотелось бы отметить, что разработка карт внутреннего финансового контроля — процесс довольно-таки творческий и может зависеть от целого комплекса факторов. Количество и содержание утверждаемых Карт ВФК может быть обусловлено особенностями организационной структуры ГАБС, отраслевой спецификой его деятельности, фактическим состоянием уровня качества финансового менеджмента структурных подразделений и даже наличием и (или) отсутствием возможностей комплексной автоматизации.

Вместе с тем, как бы ни были разнообразны эти факторы, неизменным остаётся то, что внедрение в текущие процессы контрольных процедур позволяет минимизировать вероятность наступления рискового события за счёт вовлечения фактически всех сотрудников в процесс управления рисками. Результат — повышение уровня качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, повышение эффективности и экономности использования бюджетных средств.

Примерный перечень процессов внутренних бюджетных процедур государственного (муниципального) учреждения

Ответственный за результат выполнения внутренней бюджетной процедуры

I. Бюджетное планирование

Составление и представление документов главному администратору средств федерального бюджета, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета

Составление проекта бюджетной сметы

Финансово-экономическое подразделение администратора средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Направление проекта бюджетной сметы

Финансово-экономическое подразделение администратора средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Составление и направление сведений, необходимых для формирования главным администратором средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований

Финансово-экономическое подразделение администратора средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Составление и представление документов в финансовый ор-

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Ответственный за результат выполнения внутренней бюджетной процедуры

ган, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюд- жетных ассигнований

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Представление реестра расходных обязательств

Это интересно:  Срок обращения по каско

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

II. Бюджетное финансирование

Составление, утверждение и ведение бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного администратора средств федерального бюджета

Формирование и представление на утверждение руководству ФТС России бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного администратора средств федерального бюджета в разрезе получателей бюджетных средств

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Формирование и представление на утверждение руководству ФТС России

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Ответственный за результат выполнения внутренней бюджетной процедуры

изменений бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного администратора бюджетных средств в разрезе получателей бюджетных средств

Представление главному администратору бюджетных средств сведений, необходимых для составления внесения изменений бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного администратора бюджетных средств в разрезе получателей бюджетных средств

Финансово-экономическое подразделение администратора средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Представление в Минфин России утвержденной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств в разрезе получателей бюджетных средств и изменений к ним

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Ответственный за результат выполнения внутренней бюджетной процедуры

Составление и представление документов в Федеральное казначейство, необходимых для составления и ведения кассового плана по расходам бюджета и источникам фи- нансирования дефицита бюджета

Составление и представление главному администратору (администратору) средств федерального бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана по расходам бюджета

Финансово-экономическое подразделение администратора средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Составление и представление в Федеральное казначейство сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана по расходам бюджета

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Составление и направление документов в Минфин России, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи

Составление документов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Направление документов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Ответственный за результат выполнения внутренней бюджетной процедуры

Доведение лимитов бюджетных обязательств до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств

Формирование и представление в орган Федерального казначейства расходного расписания

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) свода бюджетных смет

Свод и формирование бюджетных смет распорядителей и получателей бюджетных средств

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

III. Исполнение бюджетной сметы. Принятие бюджетных обязательств

Исполнение бюджетной сметы (за исключением расходов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд)

Осуществление расчетов с должностными лицами (работниками) по расчету денежного довольствия, денежного содержания и заработной платы, по командировочным расходам, по расходам в связи с переводом по службе, по возмещению расходов на проезд в общественном транспорте

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Ответственный за результат выполнения внутренней бюджетной процедуры

Осуществление расчетов по предоставлению субсидий и социальных выплат физическим лицам

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерально- го бюджета

Осуществление расчетов компенсационным выплатам, государственным пособиям гражданам, имеющим детей

Принятие и исполнение бюджетных обязательств (за исключением обязательств по вы- платам персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственным органом, уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему России, возмещению вреда, причиненного казенным учреждением)

Заключение государственных (муниципальных) контрактов, договоров

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Осуществление расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по расходам за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги по государственным контрактам, договорам.

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Ответственный за результат выполнения внутренней бюджетной процедуры

IV. Ведение бюджетного учета. Составление бюджетной (финансовой) отчетности

Ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление свод- ных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюд- жетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций

Принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов)

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Отражение информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бюджетного учета

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Ответственный за результат выполнения внутренней бюджетной процедуры

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Составление сводной бюджетной отчетности

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Представление сводной бюджетной отчетности

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюд-

Формирование (актуализация) и утверждение перечней администраторов доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета, подведомственных главному администратору средств федерального бюджета

Финансово-экономическое подразделение главного администратора средств федерального бюджета

Ответственный за результат выполнения внутренней бюджетной процедуры

жета) в бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Фе- дерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации)

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Уточнение платежей в бюджет, в том числе невыясненных поступлений

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Исполнение судебных актов по искам предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений

Принятие к учету, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью выплат по искам предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных

Финансово-экономическое подразделение главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета

Перечень операций внутреннего финансового контроля

11.00 – Открытие праздника

11.05 – Конкурс рисунков на асфальте «Волшебная сцена»

11.15 – Библиотечный аттракцион «По книжной радуге в детство»

– Акция «Ладошка добра»

12.00 – Конкурсная программа «Мини Мисс-2019»

14.00 – Демонстрация мультипликационного фильма (вход свободный)

Центр культуры г.Первомайск

Афиша кинозала «Мир cinema»

10:00 «МУЛЬТ в кино. Выпуск № 98» 2D (45 мин., анимация), Россия 0+

11:00 «Покемон. Детектив Пикачу» 3D (110 мин., анимация, семейный), США 6+

13:05 «Тайная жизнь домашних животных 2» 3D (92 мин., комедия, приключения, анимация), США 6+

14:50 «Годзилла-2: Король монстров» 2D (140 мин., приключения, экшн) США 12+

17:20 «Тайная жизнь домашних животных 2» 3D (92 мин., комедия, приключения, анимация), США 6+

19:05 «Аладдин» 3D (135 мин., приключения), США 6+

21:35 «Годзилла-2: Король монстров» 2D (140 мин., приключения, экшн) США 12+

15:00 «Годзилла-2: Король монстров» 2D (140 мин., приключения, экшн) США 12+

17:30 «Тайная жизнь домашних животных 2» 3D (92 мин., комедия, приключения, анимация), США 6+

19:15 «Аладдин» 3D (135 мин., приключения), США 6+

21:45 «Годзилла-2: Король монстров» 2D (140 мин., приключения, экшн) США

Актуально

Губернатора и правительства

Нижегородской области информирует

С 13 по 19 июня 2020 года будет организована Интернет-линия по теме «Размер арендной платы и налога в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, кадастровая стоимость земельных участков» Подробнее

14 июня 2020 года с 10.00 заместитель губернатора, заместитель Председателя Правительства Нижегородской области Дмитрий Германович Краснов, проведет личный прием Подробнее

25 июня 2020 года заместитель Губернатора, заместитель Председателя Правительства Нижегородской области Александр Сергеевич Югов проведет личный прием граждан Подробнее

27 июня 2020 года с 10:00 будет проводиться безвозмездная правовая консультация для пенсионеров и граждан, имеющих льготные категории Подробнее

Нижегородцы могут получить бесплатную юридическую помощь Подробнее

Статья написана по материалам сайтов: bftcom.com, bstudy.net, 1maysk.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector