Полномочия председателя конституционного суда рф

Структура Главой Конституционного суда является Председатель. Конституционный суд состоит из двух палат из 10 и 9 судей. Палаты комплектуются по жребию, порядок проведения жеребьёвки устанавливается Регламентом Конституционного Суда. Согласно ст. 20 Федерального конституционного закона о Конституционном суде, персональный состав палат не должен оставаться неизмененным более чем три года подряд.

29. Полномочия пленума Конституционного Суда рф

30. Председатель и другие должностные лица Конституционного Суда Российской Федерации

Председатель и иные должностные лица КС

Существует два способа формирования руководства КС : 1) избрание должностных л и ц самим составом суда; 2) особый порядок их избрания (назначения). Выбор способа избрания (назначения) руководства конституционного суда зависит от того, какая роль отводится председателю и другим должностным лицам КС . Избрание председателя КС и иных его должностных лиц самими судьями из своего состава в пленарном заседании является важной гарантией равенства прав судей, независимости КС . Такой порядок исходит из того, что председатель рассматривается в качестве представителя КС как коллективного органа, а во всем остальном он судья, имеющий равные права со всеми другими судьями. Он ослабляет политизацию выборов председателя КС , снижает его политическую ангажированность. Как правило, председатель КС избирается тайным голосованием на определенный срок (от двух до пяти лет), по истечении которого возможно его переизбрание. Председатель и заместители Председателя КС РФ .

Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. и ФКЗ от 21 июля 1994 г. предусматривали наличие в КС РФ следующих должностных лиц: председатель, заместитель, судья-секретарь (до 1994 г. — секретарь), которые избирались судьями тайным голосованием большинством голосов из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года. Первые выборы на основе ФКЗ от 21 июля 1994 г. состоялись при наличии полного состава КС РФ, а последующие проводились не позднее двух месяцев со дня, когда та или иная должность становилась вакантной. Предусматривалась возможность их досрочного освобождения от соответствующей должности.

ФКЗ от 2 июня 2009 г. № 2-ФКЗ1 должность судьи-секретаря КС РФ была упразднена и введена должность еще одного, второго заместителя Председателя КС РФ, а также изменен порядок занятия этих должностей и сроки пребывания в них. Председатель КС РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей КС РФ. Председатель КС РФ имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей КС РФ. Председатель КС РФ и заместитель Председателя КС РФ, избранные судьями до дня вступления в силу принятых изменений в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г., осуществляют свои полномочия до истечения их трехлетнего срока. Председатель и заместители Председателя КС РФ по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок. Председатель и его заместители могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением КС РФ. По инициативе не менее пяти судей КС РФ, считающих, что Председатель или заместитель Председателя КС РФ недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляют своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном освобождении от должности. Решение о досрочном освобождении от должности соответствующего лица принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа судей КС РФ тайным голосованием. Если должность Председателя или заместителя Председателя КС РФ окажется вакантной, Председатель или заместитель Председателя КС РФ назначается на должность в установленном порядке не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя КС РФ продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя КС РФ.Полномочия Председателя или заместителей Председателя КС РФ устанавливаются ФКЗ от 21 июля 1994 г. Председатель КС РФ на основании ст. 24 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г.:

• руководит подготовкой пленарных заседаний КС РФ, созывает их и председательствует на них;

• вносит на обсуждение КС РФ вопросы,подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

• представляет КС РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию КС РФ выступает от его имени;

• осуществляет общее руководство аппаратом КС РФ, представляет на утверждение КС РФ кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата КС РФ, а также Положение о Секретариате КС РФ и структуре аппарата;

Временно исполняющий обязанности Председателя КС РФ.

Во всех случаях, когда Председатель КС РФ не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет один из заместителей Председателя КС РФ по уполномочию Председателя КС РФ. В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя одним из заместителей Председателя КС РФ временное исполнение этих обязанностей последовательно переходит к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи КС РФ, а при равном стаже — к старейшему по возрасту судье КС РФ. Из буквального текста закона не совсем ясно, переходит ли автоматически исполнение обязанностей Председателя КС РФ к другому заместителю Председателя КС РФ или для этого необходимо специальное поручение Председателя КС РФ.Заместители Председателя КС РФ . Заместители Председателя КС РФ осуществляют по уполномочию Председателя КС РФ его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем КС РФ. В число полномочий, осуществляемых заместителями Председателя КС РФ по поручению Председателя КС РФ, войдут следующие полномочия, которые ранее осуществлялись заместителем Председателя КС РФ и судьей-секретарем:

• непосредственное руководство работой аппарата КС РФ;

• организационное обеспечение подготовки и проведения заседаний КС РФ;

• доведение до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решений, принятых КС РФ, и информирование КС РФ об их исполнении;

• организация информационного обеспечения судей КС РФ;

• контроль работы Секретариата по подготовке материалов к заседаниям КС РФ по обращениям и запросам, принятым к рассмотрению, к посланиям и выступлениям КС РФ с законодательной инициативой;

• контроль работы Секретариата по подготовке аналитических и информационных материалов об исполнении решений КС РФ, по обобщению данных этой работы по мере необходимости и направления их судьям КС РФ;

§ 2. О полномочиях Председателя Конституционного Суда

Помимо перечисленных в Федеральном конституционном законе О Конституционном Суде Российской Федерации» Председатель Конституционного Суда осуществляет также следующие полномочия:

Далее — Закон о Конституционном Суде.

1) представляет на утверждение Конституционного Суда календарный план проведения пленарных заседаний и рабочих совещаний судей, созывает плановые, а также по собственной инициативе или по требованию одного или более судей — внеплановые пленарные заседания Конституционного Суда или рабочие совещания судей, председательствует на них;

2) представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении;

3) осуществляет прием на работу и увольнение с работы сотрудников аппарата Конституционного Суда; применяет к сотрудникам аппарата Конституционного Суда меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания; организует работу по повышению квалификации сотрудников аппарата Конституционного Суда;

4) дает согласие на служебные командировки судей Конституционного Суда, с согласия судей направляет их в такие командировки. Направление судей в командировки продолжительностью свыше 30 суток осуществляется с согласия Конституционного Суда;

5) в конце года представляет на пленарном заседании доклад о деятельности Конституционного Суда, а также регулярно информирует судей о своей деятельности.

Председатель конституционного суда РФ: порядок избрания, срок полномочий и статус (экскурс в прошлое) *

Митюков Михаил Алексеевич, профессор, заслуженный юрист РФ.

В статье автор анализирует политико-правовые истоки, породившие в первой половине 90-х годов прошлого века нормативные основы для избрания Председателя Конституционного Суда самими судьями, а также сопутствующие проблемы его статуса.

Ключевые слова: Конституционный Суд РФ, история Конституционного Суда, организация деятельности Конституционного Суда, избрание Председателя Конституционного Суда, полномочия Председателя Конституционного Суда.

The author of the article analyzes the political and legal sources, giving rise in the first half of the 90s of last century to the regulatory framework for the election of the Chairman of the Constitutional Court by the judges themselves, as well as the associated problems of its status.

Key words: the Constitutional Court of the RF, history of the Constitutional Court, organization of the Constitutional Court, the election of the Chairman of the Constitutional Court, authority of the Chairman of the Constitutional Court.

Эпоха избрания руководителей Конституционного Суда (КС) самими судьями этой юрисдикции недавно сменилась назначением их верхней палатой парламента по представлению главы государства из числа тех же судей на более длительный срок . Эти новеллы успели уже подвергнуться немалой критике . Но чтобы понять достоинства и недостатки каждой из этих систем «рекрутирования» Председателя Конституционного Суда, его заместителей и секретаря КС (до 2009 г.), следует хотя бы исследовать их генезис.

Учреждая 15 декабря 1990 г. Конституционный Суд России, законодатель специально не выделял фигуру председателя в числе его судей . Этого же принципа он придерживается при последующих дополнениях и изменениях Конституции 1978 г., а также в ныне действующей Конституции 1993 г. И это не случайно, поскольку учредительная власть последовательно исходила из принципа независимости и равенства судей.

Ради справедливости следует отметить, что в ходе подготовки этих изменений в Конституцию РСФСР существовал и проект, в котором предусматривалось, что Конституционный Суд состоит из Председателя, его заместителя и 11 членов (см.: Митюков М.А., Безруков А.В. Конституционный Суд в зеркале конституционно-правового развития России // Конституционное и муниципальное право. М., 2011. N 10. С. 17).

Вместе с тем следует отметить, что сначала был несколько иной подход к этому вопросу Конституционной комиссии, а точнее, ее рабочей группы. В опубликованном в ноябре 1990 г. проекте Конституции Российской Федерации четко различаются в составе Конституционного Суда Председатель и судьи, назначаемые Президентом с согласия парламента (ст. 5.7.5) . В последующие годы, видимо, уже под влиянием Закона о Конституционном Суде РСФСР 1991 г., Конституционная комиссия вернулась к первоначальной конституционной формуле по этой проблематике.

Это интересно:  Работа не требующая квалификации

Аргументы и факты. М., 1990. N 47(528). С. 6.

Но уже при подготовке проекта вышеназванного Закона в Комитете по законодательству Верховного Совета РСФСР возник вопрос, как избирать Председателя Конституционного Суда. В проекте, представленном 25 марта 1991 г. Комитету для обсуждения, предлагалось его избирать на Съезде народных депутатов России одновременно с другими судьями, т.е. в результате одноактного действия он приобретал бы полномочия и председателя, и судьи. С таким подходом большинство членов Комитета не согласилось и рекомендовало в проекте «предусмотреть, что Председатель Конституционного Суда и его заместитель избираются самим Судом» из числа судей .

Такой вариант, впоследствии одобренный Верховным Советом РСФСР, не устроил ряд депутатов. На Четвертом Съезде народных депутатов РСФСР была отвергнута поправка об избрании Председателя Конституционного Суда самим Съездом. Я тогда, возражая против нее, обосновывал: «Чтобы обеспечить независимость судей Конституционного Суда, руководство этого Суда должно избираться самими независимыми судьями, а не назначаться или избираться съездом. Тогда суд будет работать независимо» .

Оппоненты не успокоились и в конце июня 1991 г. затеяли новый виток парламентских дискуссий по проблематике конституционного правосудия. Депутаты Ю.М. Слободкин, В.Ф. Медведев и Н.Г. Григорьев своими поправками вновь пытались «ревизовать» принятое решение об избрании Конституционным Судом из своего состава Председателя, его заместителя и секретаря суда. Они предлагали избрание и смещение этих должностных лиц передать Съезду народных депутатов. По мнению одного из авторов предложения, «это будет повышать их статус и одновременно авторитет самого Суда». С чем, однако, не согласился Верховный Совет. Не поддержал он и идею этих депутатов о ротации руководителей Конституционного Суда через каждые три года . Как известно, это предложение было реализовано позднее, в 1994 г., в других политических условиях, но сейчас постепенно сводится к нулю увеличением срока полномочий Председателя и его заместителей.

Вопрос о порядке избрания Председателя Конституционного Суда был предметом обсуждения и на Конституционном совещании, где предлагались различные варианты. В том числе и представление кандидатуры Совету Федерации для избрания Председателем Конституционного Суда . Тогда против этого возразил С.А. Филатов, считая, что это противоречит принципу разделения властей: когда кандидатуру предлагает одна ветвь власти, а назначает (избирает) другая .

Предложение Республики Алтай (см.: Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. Т. 18. М.: Юрид. лит., 1996. С. 163).
Там же.

Одним из актуальных вопросов при подготовке проекта ФКЗоКС являлась проблема правового положения Председателя Конституционного Суда. В начале этой работы отдельные судьи высказались о порядке его избрания и сроке полномочий. В частности, Н.В. Витрук считал, что эти вопросы требуют весьма тщательной проработки. «Если оставить принцип — сами судьи избирают председателя, то нужно избирать на ограниченный срок. Нельзя, чтобы председатель чувствовал себя несменяемым до конца срока своих судейских полномочий. Либо (к чему я больше склоняюсь) избирать Председателя КС персонально, допустим, на Совете Федерации, а возможно, и двумя палатами. Это даст возможность гласно обсудить кандидатуру» . Противники такого подхода полагали, что этим самым ставится под сомнение принцип независимости Конституционного Суда .

См.: С и.о. Председателя Конституционного Суда Николаем Витруком беседует обозреватель «Известий» Юрий Феофанов // Известия. 1993. 20 ноября.
См.: Дополнительные замечания к проекту Закона о Конституционном Суде аппарата судьи О.И. Тиунова // Архив судьи Конституционного Суда РФ Ю.Д. Рудкина.

Позже, в декабре 1993 г., конституционный судья Б.С. Эбзеев заявил, что идея назначения Председателя КС Советом Федерации представляется «совершенно нелогичной, неверной и неприемлемой» . С подобным предложением не согласился и другой судья — В.О. Лучин, считая, что избранием Председателя самим Судом «будут исключены какие-либо конфликты, непонимания» .

См.: Стенограмма совещания судей Конституционного Суда РФ 15 дек. 1993 г. // Архив Конституционного Суда РФ (далее — АКС). Д. 16. Т. 2. С. 242.
Там же. С. 75.

Т.Г. Морщакова предложила выработать по этому вопросу «нормальную» позицию. В своем экскурсе в мировой опыт она заметила, что существует практика избрания Председателя КС парламентом, но при введении для него ограниченного срока полномочий.

Большинство судей склонилось к избранию Председателя самим Конституционным Судом, но на ограниченный срок .

В пояснительной записке к проекту ФКЗоКС, представленному в Государственную Думу 3 февраля 1994 г., избрание Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда самими судьями из своего состава объяснялось тем, что это положение проекта соответствует Конституции, так как она предусматривает назначение Советом Федерации лишь судей Конституционного Суда. Избрание Председателя Конституционного Суда судьями — одна из важных гарантий независимости Конституционного Суда, равенства прав судей . Впоследствии такая точка зрения была поддержана и в теории конституционного права .

Вопросы для судей Конституционного Суда Российской Федерации: Рабочая группа. Дек. 1993 г. (с ответами судей); Аметистов Э.М. Ответы на вопросы рабочей группы; Кононов А.Л. Замечания и предложения к проекту Закона о Конституционном Суде Российской Федерации. 9 дек. 1993 г.; Гаджиев Г.А. Замечания и предложения к проекту Закона о Конституционном Суде // Архив Ю.Д. Рудкина.
Архив Конституционного Суда РФ. Управление судебных заседаний. Оп. 1993 г. Д. 16. Т. 2. С. 107.
Страшун Б.А. Некоторые существенные замечания к проекту ФКЗоКС. 17 дек. 1993 г. // Архив Ю.Д. Рудкина.

В.О. Лучин полагал, что срок полномочий Председателя Конституционного Суда должен быть ограничен и с возможным переизбранием, но не более двух раз. Б.С. Эбзеев и О.И. Тиунов, наоборот, считали, что Председатель и его заместитель могут переизбираться на должность неоднократно, без ограничения числа сроков занятия соответствующего поста .

См.: Стенограмма совещания судей Конституционного Суда РФ 9 дек. 1993 г. // Архив Ю.Д. Рудкина.

Проект ФКЗоКС, представленный в Государственную Думу, отказался от предусмотренного прежним Законом 1991 г. принципа несменяемости Председателя Конституционного Суда и его заместителя. Предусматривалось, что они, как и судья-секретарь, избираются на три года, но могут быть избраны на новый срок. Новшеством являлась также возможность досрочного освобождения этих должностных лиц при определенных условиях по инициативе судей.

Выступая 2 февраля 1994 г. перед журналистами, Н.В. Витрук отметил, что значительно сужен круг полномочий Председателя КС, который должен не возвышаться над другими судьями, а являться организатором работы суда. Председатель, его заместитель и секретарь суда будут избираться судьями на 3 года, при этом они вправе лишить их полномочий 2/3 голосов .

См.: Городецкая Н. Конституционный Суд определил свои права и обязанности // Сегодня. 1994. N 21. 3 февраля; Камышев Д. Законодательная инициатива Конституционного Суда: Конституционный Суд станет более независимым // Коммерсантъ-DAILY. 1994. N 18. 3 февраля; Некрасов Ю. Пресс-конференция. Конституционный Суд: начнем с нуля? // Деловой мир. М., 1994. N 23. 4 февраля.

Предусмотренный Государственной Думой при рассмотрении проекта ФКЗоКС в первом чтении трехлетний срок полномочий для руководителей КС был подвергнут сомнению Верховным Судом РФ, который предложил Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда избирать без ограничения срока .

Особое звучание имела тема полномочий Председателя Конституционного Суда. Это обусловливалось событиями осени 1993 г., конфронтацией ветвей власти и политической активностью тогдашнего руководителя Суда. Как следствие, в прессе стали раздаваться голоса об ограничении прерогатив Председателя. Идея овладела и умами судей. Так, А.Л. Кононов считал, что «Председателю следует оставить. представительские функции председательствующего в пленарном заседании Конституционного Суда. Желательно отделить от Председателя и Конституционного Суда как судебного органа управленческие, организационные, финансовые и т.п. функции, поручив их Секретариату (начальнику Секретариата), т.е. аппарату как юридическому лицу» . Б.С. Эбзеев, наоборот, полагал, что «Председатель Конституционного Суда всенепременно должен быть в составе одной из палат. Если мы выведем Председателя за рамки палаты. этим самым будем способствовать превращению Председателя в независимого лидера Конституционного Суда. способного действовать без учета мнения либо даже вопреки мнению большинства судей Конституционного Суда» . Председатель, как выразился О.И. Тиунов, «должен быть играющим тренером» .

Кононов А.Л. Указ. соч. С. 1.
Стенограмма совещания судей Конституционного Суда РФ 9 декабря. 1993 г. // АКС. Д. 16. Т. 2. С. 92.
Там же. С. 133.

В.И. Олейник обосновывал полномочия Председателя Конституционного Суда, исходя из принципа равенства судей. Председатель — «равный среди равных». Поэтому он в публичной сфере совершает только те действия, на которые уполномочен судьями . Но Председатель обладает организационно-распорядительными прерогативами по обеспечению функционирования Суда, его аппарата. Председатель не вправе решать организационные, структурные, кадровые и иные вопросы без предварительного совещания судей . В этом была суть концепции, изложенной В.И. Олейником.

В проекте ФКЗоКС (17 декабря 1993 г.) предусматривалось восемь укрупненных блоков полномочий председателя КС: 1) представление Конституционного Суда Российской Федерации в отношениях с государственными и общественными органами, выступление с заявлениями по специальному уполномочию Суда от его имени; 2) руководство подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созыв их и председательствование на них; 3) вынесение на обсуждение КС вопросов, подлежащих рассмотрению на пленарных заседаниях и заседаниях палат; 4) на основе мотивированного решения КС направление в необходимых случаях государственным органам и должностным лицам требований о приостановлении процесса ратификации международного договора, действия нормативного акта или внутрифедерального договора; 5) определение обязанностей заместителя Председателя КС, дача поручений судьям и внесение на утверждение Судом предложений по персональному составу палат; 6) подписание решений пленарных заседаний Конституционного Суда; 7) представление на утверждение КС положения о Секретариате, его структуре и штатном расписании; 8) осуществление других полномочий согласно закону, издание приказов и распоряжений .

По сравнению с Законом 1991 г. объем полномочий Председателя КС значительно сокращался, что объяснялось не только изменением организационной структуры Суда, но и предыдущим опытом и политическими соображениями. Теоретическим обоснованием нового подхода к роли Председателя являлся принцип равенства судей. Председатель в своих действиях более жестко ставился под контроль Конституционного Суда. Все это дало основание для участников одного из совещаний в Конституционном Суде по обсуждению проекта закона иронически сравнивать председателя в предполагаемом статусе с «незаметной букашкой», «мухой, комариком» .

Это интересно:  Юридическая консультация по осаго каско

Стенографическая запись совещания по обсуждению проекта Закона о Конституционном Суде РФ 29 декабря 1993 г. С. 17, 22 // АКС. Д. 16. Т. 3. С. 17.

Размышляя по этому поводу, Т.Г. Морщакова в полемике с разработчиком Закона 1991 г. С.А. Пашиным заметила: «. в вашем варианте закона он (Председатель. — М.М.) был совсем другой фигурой, он был фигурой гигантского размера. судьи вообще никакой информацией не владели, даже касающейся непосредственно судебных дел, она попадала к ним только через председательское кресло. Вот откуда родилась фигура председателя «букашки». Она родилась как антиреакция на то, что было» .

Тем не менее предложенный вариант полномочий Председателя Конституционного Суда вызвал полемику. Т.Г. Морщакова настаивала на лишении председателя «представительских» функций; Э.М. Аметистов полагал, что специальное уполномочие Суда должно распространяться на все представительские функции Председателя. Но эти предложения не были поддержаны .

Протокол совещания судей Конституционного Суда РФ по проекту Закона о Конституционном Суде от 5 января 1994 г. С. 1 // АКС. Д. 16. Т. 3. С. 113.

По предложению Т.Г. Морщаковой функции Председателя были «разведены» в тексте соответствующей статьи проекта на две части: процессуальную и административную, вводилась норма о пересмотре его решений. Причем редакция этой нормы принята по предложению В.Д. Зорькина и гласила: «Приказы, распоряжения и действия Председателя могут быть пересмотрены Конституционным Судом» .

Видимо, к этому моменту часть судей стала понимать, что полномочия Председателя чрезмерно «урезаны». В.И. Олейник предложил наделить Председателя правом общего руководства аппаратом и правом «внешних сношений» .

Протокол совещания судей Конституционного Суда РФ от 28 января 1994 г. С. 4 // АКС. Д. 16. Т. 3. С. 198.

Проблема Председателя Конституционного Суда стала и предметом внимания Совета Федерации. А. Дубровина утверждает, что «фигуре Председателя КС в поправках Совета Федерации вообще отведено много места, и он уже не только «ведущий» судья, но и отчасти сверхчеловек. Так, например, поправки обязывают Председателя входить в состав обеих палат Конституционного Суда. Как это сделать чисто физически, если палаты будут заседать одновременно, непонятно. К тому же закон категорически запрещает судье участвовать в двух процессах одновременно» .

Речь идет о поправках заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам Е.Б. Мизулиной.
Дубровина А. Торги в разгаре // Новое время. М., 1994. N 28. С. 15.

В поправках, подготовленных депутатом Совета Федерации Е.Б. Мизулиной, утверждалось, что предоставление права избрания председателя самим судьям Конституционного Суда «противоречит принципу их независимости, ибо может служить основанием для политической борьбы «за кресло» председателя. Предоставление права назначения председателя КС Совету Федерации совместно с Президентом РФ соответствует Конституции РФ. Если Президент и Совет Федерации вправе назначать судей Конституционного Суда РФ, то тем более они должны быть наделены правом назначения ведущего судьи — Председателя Конституционного Суда РФ» .

См.: Совет Федерации Федерального Собрания. Заседание восьмое. Бюл. N 1(30). Ч. 1. 12 июля. М.: Изд. Совета Федерации. С. 40.

В отзыве рабочей группы Конституционного Суда указывалось, что «предложение об избрании Председателя Конституционного Суда Советом Федерации противоречит статье 102 Конституции. Приведенные в его обоснование доводы обнаруживают полное непонимание принципа независимости судей, их равенства и особенностей организации судебных учреждений в отличие от иной государственной бюрократии. Именно назначение Председателя Советом Федерации, а не его избрание самими судьями противоречило бы независимости судей и их равенству, так как «начальник» был бы дан по приказу сверху».

Авторы отзыва также полагают, что процесс «борьбы за кресло» политическую окраску приобретает в случае назначения Председателя сверху. «Это, — по их мнению, — должно толкнуть на обострение политической конфронтации между различными ветвями власти, и кто бы ни победил, политическая ангажированность Председателя будет также задана заранее. Кандидат будет вынужден искать поддержки у тех, от кого зависит назначение, завоевывать их доверие. Даже в обоснование предложения о таком порядке выборов председателя недопустимо использование. для характеристики роли Председателя выражения «ведущий судья». Оно обнаруживает полное непонимание конституционного статуса суда и судей, хотя это и соответствует весьма развитому у нас обыденному сознанию, согласно которому «начальство» всегда важнее закона. Но в суде действуют другие начала: коллегиальность, равенство судей и их независимость, в том числе от какого бы то ни было внутреннего руководства» .

Отзыв [рабочей группы Конституционного Суда РФ] на замечания Комитета Совета Федерации. 1994. 12 с. // Архив судьи Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиева.

Эти аргументы тогда были услышаны палатами Федерального Собрания. Депутат Совета Федерации А.В. Усс заявил: «. то, что председатель избирается изнутри. препятствует политизации Конституционного Суда» .

См.: Совет Федерации Федерального Собрания. Заседание восьмое. Бюл. N 1(30). Ч. 1. 12 июля. С. 33.

ФКЗоКС классифицировал полномочия Председателя Конституционного Суда РФ на три группы:

  • предусмотренные ст. 24 названного Закона;
  • другие полномочия в соответствии с этим Законом;
  • полномочия, предусмотренные Регламентом Конституционного Суда .

Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

Прежде всего, спор шел, создавать ли специальную главу в Регламенте, посвященную другим полномочиям Председателя Конституционного Суда, или иным образом решить эту задачу. Профессор В.К. Собакин выступил против специальной главы, полагая, что полномочия Председателя должны быть детально регламентированы «в привязке к какой-то проблеме». Руководитель Секретариата КС Ю.В. Кудрявцев также не видел смысла перечислять другие полномочия Председателя в какой-либо даже статье Регламента.

Затем речь велась уже по поводу содержания самих так называемых других полномочий Председателя. Б.А. Страшун полагал, что в Регламенте должны быть конкретизированы «те другие полномочия, которые имеются в законе, и новых полномочий. Регламент не должен создавать». Судья КС Э.М. Аметистов настаивал «на очень серьезной детализации функций всех руководящих лиц Суда — Председателя, его заместителя, секретаря-судьи». Он считал, что даже такое понятие, как «представительство» Председателя, «нуждается в очень серьезном продумывании. Что он может делать, чего не может, ибо опыт печальный у нас уже есть». С ним согласился Б.С. Эбзеев, дополнив: «Для того чтобы Председатель не стал независимым лидером Конституционного Суда, который имеет возможность действовать, пользуясь ограниченностью Регламента, вне того мандата, который дается ему Конституционным Судом. Если действительно есть опасность».

Развивая высказанные идеи, профессор Б.А. Страшун отметил, что, «очевидно, нужно предусмотреть, в каких случаях имеет место представительство и как оно осуществляется. Речь. должна идти о порядке уполномочия Судом Председателя на выражение позиции Суда в отношении к другим органам в пределах его усмотрения».

«Говоря о полномочиях Председателя, — заметил Г.А. Гаджиев, — мы постоянно должны иметь в виду. что наш регламент по своей сущности, по своей природе — это такой нормотворческий акт, который может регулировать отношения только внутри Суда. Следовательно мы должны иметь в виду проблему «Суд — Председатель». С этой точки зрения отношения Суда и Председателя. нужно регламентировать».

Далее Б.С. Эбзеев провел линию на разграничение полномочий Председателя как «первого среди равных судьи» (они должны быть прописаны в Регламенте) и как руководителя учреждения (они могут быть прописаны отдельно в другом внутреннем акте). Н.Т. Ведерников согласился, что «нужно провести водораздел относительно Председателя, что первый среди равных как судья и, во-вторых, как руководитель учреждения».

Естественно, что судьи искали инструментарий своего влияния на осуществление полномочий Председателем. Э.М. Аметистов полагал, что «мы путем регламента. через коллегии судей можем устанавливать, ограничивать полномочия» руководителя Суда. В.А. Туманов предлагал для этого создать соответствующие комиссии судей по отдельным направлениям.

Не все упомянутые идеи оказались реализованы в Регламенте Конституционного Суда Российской Федерации, принятом им на пленарном заседании 1 марта 1995 г. . В нем в отдельном параграфе (§ 2) были закреплены организационные полномочия Председателя, не перечисленные в ФКЗоКС, а также урегулирован вопрос о заявлениях Председателя Конституционного Суда от имени этого органа (§ 3). Помимо этого, предусматривалось создание комиссий из числа судей для подготовки вопросов об изменении и дополнении Регламента, кадровых, бюджетных, информационных и других вопросов (§ 61).

После принятия ФКЗоКС еще в «эпоху Ельцина» предпринималась попытка изменить порядок избрания руководства Конституционного Суда самими судьями на назначение Председателя, заместителя Председателя и секретаря судьи Советом Федерации по представлению Президента, основанному на предложении Конституционного Суда. Подобная поправка содержалась в проекте Федерального конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», внесенном 15 мая 1997 г. группой членов Комитета по законодательству Государственной Думы.

Этот проект «весьма прохладно» был встречен прессой, в которой прозвучали аргументы против депутатской инициативы. В частности, К. Катанян тогда писал: «. совершенно бессмысленным, даже вредным кажется предложение изменить в законе порядок избрания Председателя КС, его заместителя и судьи-секретаря. Сейчас эти выборы проводятся внутри самого КС. Дума полагает, что «существующий порядок провоцирует появление в судейской среде политических группировок», но забывает, что именно таким образом гарантируется независимость КС. Если же Председатель суда будет избираться парламентариями, как предлагается в законопроекте, то он наверняка окажется зависимым от политических пристрастий большинства законодателей. Это может подорвать доверие к судебной власти» . Ю. Феофанов также полагал, что в изменении избрания Председателя на его назначение «проглядывается стремление думского большинства подмять под себя правовую власть» . «Разборками» на властном Олимпе» квалифицировал инициативу Думы и Н. Дорофеев .

Катанян К. Третью власть могут втянуть в политику. Дума готовится внести поправки в Закон о Конституционном Суде // Независимая газета. 1997. 26 апреля.
Феофанов Ю. Сами законы пишут, сами на них жалуются // Известия. 1997. 21 мая.
Дорофеев Н. Согласится ли Госдума с поправками к Закону о Конституционном суде // Труд. 1997. 5 июня.

Отрицательное отношение к думскому проекту поправить ФКЗоКС выступили и некоторые ученые. Профессор В.М. Савицкий считал, что упомянутый Закон оправдал себя, и «если. поправки будут приняты, суд, который пока еще действительно является гарантом Конституции, в значительной мере утратит способность выполнять свои функции» .

Савицкий В. Депутаты выбирают между Конституционным и карманным судом // Сегодня. 1997. 4 июня.

Это интересно:  Задолженность по налогам по инн юридического лица

При всем кажущемся демократизме предложенная думцами модель наделения судей КС полномочиями Председателя, его заместителя и секретаря-судьи при соучастии трех субъектов: Президента, Совета Федерации и Конституционного Суда — встретила тогда активное неприятие со стороны последнего. В выработанных и обсужденных на пленарном заседании замечаниях на проект судьи КС указали, «что даже если политические разногласия между ними действительно имеют место, предлагаемый порядок их не снимет, а усугубит. Политические страсти в таком случае вскипят сразу в трех «котлах», где должна будет «вывариваться» фигура нового председателя (в КС — при обсуждении, у Президента — при выдвижении и в Совете Федерации — при утверждении кандидатуры). При существующем раскладе политических сил назначение Председателя КС по такой процедуре скорее всего оказалось бы невозможным. И суд был бы обречен пребывать в параличе» . На заседании Государственной Думы Председатель Конституционного Суда М.В. Баглай, опровергая главный аргумент докладчика — заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и судебно-правовой реформе Е.Б. Мизулиной, заявил: «Все эти поправки были самым внимательным образом рассмотрены на заседании Конституционного Суда. Единогласное, повторяю, единогласное (подчеркиваю, никаких политических группировок нет в Конституционном Суде, я выражаю общую точку зрения) мнение всех судей, что принятие данного Закона не вызвано жизнью. Конституционный Суд считает, что принятие такого Закона нецелесообразно» .

Конституционный Суд РФ был поддержан и полномочным представителем Президента в Государственной Думе А.А. Котенковым. Он заявил, что поправка о назначении руководителей Суда «не может быть принята без внесения соответствующих дополнений в статью 102 Конституции Российской Федерации, которая дает исчерпывающий перечень полномочий Совета Федерации, не предусматривающий такого полномочия, как назначение Председателя Конституционного Суда, его заместителя и судьи-секретаря». «Это, — подчеркнул Котенков, — потребует также дополнения в статью 83 Конституции, устанавливающую полномочия Президента Российской Федерации, которая не содержит полномочия Президента по внесению в Совет Федерации кандидатур для назначения на эти должности» .

Такое слаженное противостояние Конституционного Суда, большинства Госдумы (256 человек отказались голосовать), поддержанное прессой и представителем главы государства, не позволило анализируемому нами проекту собрать не только квалифицированное большинство голосов, необходимых для принятия конституционного закона, но и простое большинство (за него голосовало 177 депутатов, или 39,3%). И уже при следующей «атаке» законодателей на ФКЗоКС в конце 1997 г. из законопроекта была исключена самой Е.Б. Мизулиной поправка о назначении Председателя, его заместителя и судьи-секретаря .

См.: Катанян К. Дума вернулась к уже отвергнутому законопроекту // Независимая газета. 1997. 14 ноября.

Правовая норма об избрании Председателя КС и других должностных лиц самими судьями, выработанная в 1991 г., действовала вплоть до 2010 г. В соответствии с ней избирались Председателем КС В.Д. Зорькин, В.А. Туманов, М.В. Баглай и снова В.Д. Зорькин. Но, рожденная в эпоху «демократического романтизма» и подвергаемая некоторыми политиками обструкции уже при «зачатии», а затем и при действии Законов 1991 и 1994 гг., она не выдержала груза давления изменяющегося времени. Но об этом уже в следующем нашем исследовании.

Полномочия Председателя Конституционного суда РФ, за-

Местителя Председателя Конституционного Суда РФ, судьи-секретаря

Конституционного суда РФ

Председатель Конституционного суда РФ:

1) поручает одному или нескольким судьям предварительное

Изучение обращения, адресованного в Конституционный суд РФ (ч.

Ст. 41 Федерального конституционного закона «О Конституцион-

ном Суде Российской Федерации»);

2) вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы,

Подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях

Палат (ст. 24 Федерального конституционного закона «О Конститу-

ционном Суде Российской Федерации»);

3) руководит подготовкой пленарных заседаний Конституци-

Онного Суда РФ, созывает их и председательствует на них (ст. 24

Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде

Российской Федерации»);

Подписывает протокол пленарного заседания (ч. 3 ст. 59

Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде

Российской Федерации»);

Когда наступает его очередность председательствовать на

Заседании палаты Конституционного Суда РФ, созывает данные за-

седания и председательствует на них (ст. 45 Федерального _______консти-

Туционного закона «О Конституционном Суде Российской Федера-

ции»);

Участвует в заседании палаты как член суда, когда предсе-

Дательствует другой судья Конституционного Суда РФ (ст. 20 Феде-

Рального конституционного закона «О Конституционном Суде Рос-

сийской Федерации»);

Представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с го-

Сударственными органами и организациями, общественными объе-

Динениями, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает

С заявлениями от его имени (ст. 24 Федерального конституционного

закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);

Представляет на утверждение Конституционного Суда ка-

лендарный план проведения пленарных заседаний и рабочих сове-

щаний судей, созывает плановые, а также по собственной инициати-

ве или по требованию одного или более судей — внеплановые пле-

Нарные заседания Конституционного Суда или рабочие совещания

судей, председательствует на них (§ 2 Регламента Конституционного

Суда РФ);

Представляет на рассмотрение и утверждение Конституци-

Онного Суда проект сметы расходов на очередной финансовый год и

отчет о ее исполнении (§ 2 Регламента Конституционного Суда РФ);

Осуществляет прием на работу и увольнение с работы со-

Трудников аппарата Конституционного Суда; применяет к сотруд-

Никам аппарата Конституционного Суда меры поощрения и меры

дисциплинарного взыскания; организует работу по повышению ква-

лификации сотрудников аппарата Конституционного Суда (§ 2 Рег-

ламента Конституционного Суда РФ);

Дает согласие на служебные командировки судей Консти-

Туционного Суда, с согласия судей направляет их в такие команди-

Ровки. Направление судей в командировки продолжительностью

Свыше 30 суток осуществляется с согласия Конституционного Суда

(§ 2 Регламента Конституционного Суда РФ);

В конце года представляет на пленарном заседании доклад

О деятельности Конституционного Суда, а также регулярно инфор-

мирует судей о своей деятельности (§ 2 Регламента Конституцион-

ного Суда РФ);

Осуществляет общее руководство аппаратом Конституци-

Онного Суда РФ, представляет на утверждение Конституционного

Суда РФ кандидатуры руководителей Секретариата Конституцион-

Ного Суда РФ и других подразделений аппарата, иных служб Кон-

Ституционного Суда РФ, а также Положение о Секретариате Кон-

Ституционного Суда РФ и штатное расписание аппарата (ст. 24 Фе-

Дерального конституционного закона «О Конституционном Суде

Российской Федерации»);

Разрабатывает и утверждает порядок формирования, раз-

Мещения и использования государственного заказа на переподготов-

Ку и повышение квалификации федеральных государственных слу-

Жащих для аппарата Конституционного Суда РФ (п. 1 Указа Прези-

дента РФ «О государственном заказе на переподготовку и повыше-

ние квалификации государственных служащих»);

Издает приказы и распоряжения (ст. 24 Федерального кон-

Ституционного закона «О Конституционном Суде Российской Феде-

Рации»).

Кроме того, Председателю Конституционного Суда РФ пре-

доставлены права:

С согласия Конституционного Суда РФ распорядиться в

Целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании

Конституционного Суда РФ о проведении проверки лиц, желающих

Присутствовать на заседании, включая проверку документов, удо-

Стоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей

В личном досмотре (ч. 2 ст. 54 Федерального конституционного за-

кона «О Конституционном Суде Российской Федерации»);

Принимать участие в заседаниях Пленума и Президиума

Высшего Арбитражного Суда РФ (ч. 3 ст. 12, ч. 3 ст. 15 Федерально-

Го конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской

Федерации);

Взаимодействовать с Правительством РФ, разрабатываю-

щим проект федерального бюджета в части финансирования судов

(ч. 3 ст. 33 Федерального конституционного закона «О судебной

системе Российской Федерации»);

На предоставление государственной охраны (ст. 8 Феде-

рального закона «О государственной охране»);

При возникновении такой необходимости вносить Прези-

Денту РФ представление о предоставлении государственной охраны

Отдельным государственным служащим Конституционного Суда РФ

(ст. 9 Федерального закона «О государственной охране»);

Реализовывать иные предусмотренные законом полномо-

Чия в соответствии с Федеральным конституционным законом Фе-

Дерального конституционного закона «О Конституционном Суде

Российской Федерации» и Регламентом Конституционного Суда РФ

(ст. 24 Федерального конституционного закона «О Конституцион-

Ном Суде Российской Федерации»).

Заместитель Председателя Конституционного суда РФ:

Когда наступает его очередность председательствовать на

Заседании палаты Конституционного Суда РФ, созывает данные за-

Седания и председательствует на них (ст. 45 Федерального консти-

Туционного закона «О Конституционном Суде Российской Федера-

ции»);

Участвует в заседании палаты как член суда, когда предсе-

Дательствует другой судья Конституционного Суда РФ (ст. 20 Феде-

Рального конституционного закона «О Конституционном Суде Рос-

сийской Федерации»);

3) участвует в пленарном заседании;

По уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ

Осуществляет отдельные его функции (ст. 26 Федерального консти-

Туционного закона «О Конституционном Суде Российской Федера-

ции»);

Выполняет свои обязанности, возложенные на него Консти-

Туционным Судом РФ (ст. 26 Федерального конституционного зако-

на «О Конституционном Суде Российской Федерации»);

Временно исполняет обязанности Председателя Конститу-

Ционного Суда РФ, когда последний не в состоянии сам исполнять

Таковые (ч. 1 ст. 25 Федерального конституционного закона «О Кон-

Ституционном Суде Российской Федерации»).

Как председатель, так и заместитель Председателя Конститу-

Ционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или ук-

Лониться от голосования при обсуждении и принятии Конституци-

Онным Судом РФ решения.

Непосредственное руководство работой аппарата Конституци-

Онного Суда РФ осуществляет судья-секретарь Конституционного

Суда РФ. Помимо данного вида деятельности он:

1) организационно обеспечивает подготовку и проведение за-

седаний Конституционного Суда РФ;

Доводит до сведения соответствующих органов, организа-

Ций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и ин-

формирует Конституционный Суд РФ об их исполнении;

Организует информационное обеспечение судей Конститу-

ционного Суда РФ;

4) контролирует работу Секретариата по подготовке материа-

Лов к заседаниям Конституционного Суда по обращениям и запро-

Сам, принятым к рассмотрению, к посланиям и выступлениям Кон-

ституционного Суда с законодательной инициативой (§ 4 Регламен-

та Конституционного Суда РФ);

5) контролирует работу Секретариата по подготовке аналити-

Ческих и информационных материалов об исполнении решений

Статья написана по материалам сайтов: www.zakonprost.ru, wiselawyer.ru, infopedia.su.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector