Порядок лицензирования страховой деятельности

Юридическая и правовая работа в страховании», 2005, N 4

Не будет преувеличением сказать, что вопросы лицензирования страховой деятельности всегда были одними из самых острых в страховании, а сегодня они уже приобрели характер почти чрезвычайных. И связано это не только с имеющимися в законодательстве проблемами в регулировании вопросов лицензирования, но и с тем, что, как известно, изменился перечень видов страхования, а также остается юридическая неопределенность по поводу необходимости получения страховыми компаниями специальных лицензий на перестрахование. Лицензирование требует представления огромного пакета документов, а самое главное, в жестко определенные сроки.

Федеральная служба страхового надзора утвердила регламент лицензирования деятельности субъектов страхового дела, который является внутренним документом и определяет порядок работы ведомства по приемке заявлений на выдачу лицензий, проверке представленных документов, а также основные функции подразделений по этому вопросу.

Регламент содержит следующие основные положения в части лицензирования страховой деятельности:

  • порядок регистрации поступивших от соискателей лицензий заявлений и документов;
  • процедуру предварительной проверки представленных документов, в том числе параметры оценки соответствия документов перечню и формам, которые определены законодательством;
  • порядок и условия направления уведомлений соискателям лицензий о приеме либо об отказе в приеме документов на рассмотрение;
  • порядок проведения экспертизы документов, включая параметры оценки соответствия содержания документов требованиям законодательства;
  • процедуру подготовки заключения, которое необходимо для принятия решения о выдаче лицензии;
  • процедуру принятия решения о выдаче лицензии;
  • правила оформления самой лицензии;
  • порядок уведомления соискателей лицензии о принятом решении;
  • порядок формирования информационной базы службы о результатах рассмотрения заявления.

Основные правила деятельности страхового надзора в этой части сводятся к следующему.

Первоначально заявления поступают в управление делами и в этот же день передаются в управление предварительного контроля, где их регистрируют в информационной базе службы. Эта база ведется с 1 июля 2005 г., и в ней отражается вся информация о ходе рассмотрения поступающих документов, в частности, указываются исходящий номер и дата заявления, входящий номер и дата поступления в службу, название компании, ее регистрационный номер, виды страхования, на право осуществления которых заявитель просит выдать лицензию или лицензии.

Одновременно все заявления направляются в управление надзора для того, чтобы получить информацию о наличии либо об отсутствии на дату подачи заявления нарушений страхового законодательства у субъекта страхового дела, испрашивающего лицензию. Если на момент подачи заявления в его деятельности имеются признаки нарушения страхового законодательства, то компании отказывают в получении лицензии. Этот процесс занимает, как правило, несколько дней.

  1. заявление о предоставлении лицензии;
  2. учредительные документы соискателя лицензии;
  3. документ о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица;
  4. протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов и утверждении в должности единоличного исполнительного органа, руководителя или руководителей коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;
  5. сведения о составе акционеров (участников);
  6. документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
  7. документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для них предусмотрен обязательный аудит;
  8. сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе или руководителях коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) субъекта страхового дела;
  9. сведения о страховом актуарии;
  10. правила страхования по видам страхования, предусмотренным этим Законом, с приложением образцов используемых документов;
  11. расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
  12. положение о формировании страховых резервов;
  13. экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Если соискатель претендует на получение лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов страхования, то он обязан представить в орган страхового надзора заявление, правила, расчеты страховых тарифов с соответствующим обоснованием, положение о формировании страховых резервов и экономическое обоснование соответствующего вида страхования.

Для получения лицензии на перестрахование представляется большая часть тех же документов, не нужны лишь сведения об актуарии, правила страхования и расчеты страховых тарифов.

Соискатель лицензии на осуществление брокерской деятельности, помимо заявления, представляет документ о своей государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, учредительные документы, если речь идет о юридическом лице, образцы договоров, необходимых для осуществления брокерской деятельности, и документы о необходимой квалификации работников брокерской компании или его самого, если он является индивидуальным предпринимателем.

Документы, требующие государственной регистрации, а также выдаваемые государственными органами, представляются в виде нотариально заверенных копий.

Соискатели лицензий, являющиеся дочерними компаниями по отношению к иностранным инвесторам или имеющие долю таких инвесторов в своем уставном капитале более 49%, должны также представлять в письменной форме согласие соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомить орган страхового надзора об отсутствии такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.

Все документы должны быть составлены на русском языке.

Требования к отдельным формам документов еще Министерством финансов РФ не установлены, поэтому Росстрахнадзор предлагает пока использовать те формы, которые были в условиях лицензирования ранее.

Следует отметить, что при заполнении заявления на получение лицензии страховые компании допускают, как правило, следующие ошибки:

  • наименование компании, которое указано в заявлении, не совпадает с наименованием юридического лица, указанным в его учредительных документах;
  • виды страхования указываются произвольно, а не в строгом соответствии с требованиями ст. 32.9 Закона об организации страхового дела;
  • не указываются исходящий номер и дата составления заявления;
  • практически всегда отсутствует расшифровка подписи лица на заявлении.

Поскольку за рассмотрение заявления о выдаче лицензии уплачивается государственная пошлина, то к документам должна быть приложена надлежащим образом оформленная копия платежного поручения, подтверждающая факт уплаты пошлины. Несмотря на очевидность этого обстоятельства, очень часто поступают документы без такой копии платежного поручения — в среднем из 10 пакетов документов, которые поступают в Росстрахнадзор, только 2 пакета содержат этот документ.

Для подтверждения факта оплаты уставного капитала страховщики чаще всего представляют только учредительные документы, из которых действительно усматривается увеличение уставного капитала, а вот сами документы, подтверждающие оплату, не представляются вообще либо представляются не в полном объеме.

Зачастую отсутствуют документы, подтверждающие наличие требуемого законом образования и стажа работы руководителя и главного бухгалтера страховой компании. Нужно иметь в виду, что такими документами являются лишь копии диплома и трудовой книжки. Эти копии могут быть заверены самим соискателем лицензии.

Следующая проблема связана с документами, содержащими экономическое обоснование осуществления тех видов страхования, на которые запрашивается лицензия (лицензии). Пока Росстрахнадзор не утвердил перечень этих документов, и поэтому следует исходить из того списка, который определен в условиях лицензирования. Там речь идет о представлении бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, расчета соотношения активов и обязательств, бизнес-плана и плана по перестрахованию и, наконец, положения о размещении страховых резервов.

Для предварительного этапа проверки документов регламентом определяется срок в 6 рабочих дней.

По результатам проверки наличия необходимых документов страховой компании направляется уведомление о приеме документов на рассмотрение.

На этап проведения экспертизы документов, то есть проверки соответствия их содержания требованиям закона, отводится срок в 33 рабочих дня с даты, когда будет подписано уведомление о приеме документов к рассмотрению.

При внутреннем анализе документов надзор повышенное внимание уделяет представленному экономическому обоснованию соответствующего вида страхования, то есть проверке расчетов, их соответствия тому объему, который определяется в правилах. Серьезному анализу будет подвергаться бизнес-план и то, как планируемые показатели сопоставляются с имеющимися у страховщика собственными средствами.

В соответствии с регламентом при принятии решения о выдаче лицензии должен готовиться соответствующий приказ, который будет представляться на подпись руководителю Росстрахнадзора не позднее чем за один рабочий день до истечения 60 дней, определенных Законом об организации страхового дела для решения вопроса о выдаче лицензии на осуществление страховой или брокерской деятельности.

Содержание

Лицензирование страховой деятельности

Лицензия – это документ, удостоверяющий право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соьлюдении им условий и требований, оговоренных в лицензии.

Лицензия на право проведения страховой деятельности выдается Департаментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации.

Лицензирование регламентируется Условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ утвержденными приказом Росстрахнадзора от 19.05.94г. №02-02/08 (в ред. От 17.06.94), и Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.03.94г. №251 (в ред. От 19.06.98г.)

Страховщики должны иметь лицензию на каждый вид страховой деятельности. Под лицензируемой страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций, связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. Другие виды деятельности в страховании – оценка рисков, определение размера ущерба, посредническая деятельность, консультирование – в лицензиях не нуждаются. Как правило, лицензия не имеет ограничений по срокам действия. Исключения составляют новые виды страхования, на которые выдаются временные лицензии сроком на один год. Лицензия действует на определенной территории, заявленной страховщиком.

Для получения лицензии страховой организацией должны быть выполнены следующие основные условия:

1) регистрация на территории Российской Федерации;

2) необходимый размер уставного капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством.;

3) соотношение между собственными средствами компании и размерами страховой премии, планируемой по данному виду страхования на первый год деятельности, соответствует установленным нормативам;

4) показатель максимальной ответственности по отдельному риску не превышает 10% собственных средств страховщика.

Для получения лицензии страховщик должен подать в надзорные органы заявление с приложением учредительных документов, копию свидетельства о регистрации, справки о размере оплаченного уставного капитала, сведения о руководителях и их заместителях. Кроме того, он должен представить экономическое обоснование (бизнес-план) по лицензируемым видам деятельности, правила страхования, расчет страховых тарифов. При оформлении лицензии на перестрахование как специализированный вид деятельности не требуется представлять бизнес-план и другие документы, связанные с экономическим обоснованием. Срок рассмотрения документов на получение лицензии 60 дней со дня их получения.

Органы страхового надзора при выявлении нарушений со стороны страховщиков могут давать им предписания по устранению недостатков; ограничивать или приостанавливать действие лицензии; принимать решение об отзыве лицензии.

Предписание — это письменное распоряжение федерального органа по надзору, обязывающее страховщика устранить выявленные нарушения. Основания для выдачи предписания:

— по характеру деятельности страховой компании: осуществление видов страховой деятельности, не предусмотренных лицензией или на территории, в ней не заявленной;

— осуществление видов деятельности, запрещенных законом для страховых организаций (производственная, торгово-посредническая, банковская);

— финансовые нарушения: по формированию и размещению резервов; несоблюдение нормативного соотношения между активами и обязательствами;

— ценовые нарушения: необоснованное занижение тарифов, изменение структуры тарифной ставки без ведома органов надзора;

— информационные нарушения: невыполнение сроков представления или непредставление бухгалтерской и статистической отчетности или ее недостоверность;

— нарушения в работе со страхователями: выдача полиса без приложения правил страхования; нарушение правил страхования в части расширения страхового покрытия и т.д.

Страховщик должен устранить нарушения. Указанные в предписании, в установленный в нем срок и представить отчет в органы надзора. Если он этого не сделает, возможно ограничение или приостановление действия лицензии.

Ограничение действия лицензии означает запрет заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страхования или на определенной территории до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика.

Приостановление действия лицензии означает запрет на заключение новых и продление действующих договоров страхования по всем видам страховой деятельности, предусмотренным в лицензии.

Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств по действующим договорам страхования. Отзыв лицензии осуществляется при неоднократных и грубых нарушениях страховщиком страхового законодательства и непринятии мер по их устранению.

Решения об ограничении, приостановлении, отзыве лицензии сообщаются страховщику и публикуются в печати, так же как и сообщения о ее возобновлении в случае устранения нарушений. Отозванную лицензию страховщик обязан возвратить в федеральный орган по надзору в 10-дневный срок со дня публикации решения.

Лицензирование страховой деятельности в РФ

Лицензирование в страховании – норма, предусматривающая ведение страховой деятельности организациями только на основании специального разрешения.

Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Это интересно:  Оформить заявку на полезную модель

Не требует получения лицензии деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования.

Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности. Если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование, то лицензия выдается на осуществление перестрахования. В лицензии указывается конкретный вид страхования, который страховщик вправе осуществлять.

Лицензия выдается по установленной форме и включает в себя:

— наименование органа, выдавшего лицензию

— юридический адрес и регистрационные реквизиты владельца лицензии

— разрешенный вид деятельности

— область осуществления лицензии

— особые условия осуществления лицензируемой деятельности, регистрационный номер, дату и сроки начала и окончания действия лицензии.

Как правило, лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку, если иное не предусмотрено при ее выдаче.

Порядок выдачи лицензии:

1) подача соответствующих документов

2) экспертиза поданных документов специалистами

3) выдача лицензии или отказ в ней.

Лицензирование регламентируется Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992г. №4015-1

Для получения лицензии соискатель предоставляет в орган страхового надзора следующие документы:

1) Заявление по установленной форме

2) Учредительные документы

3) Документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица

4) Сведения о составе акционеров

5) Документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере.

6) Сведения о страховом актуарии

7) Расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета и указанием источника исходных данных, структуру тарифных ставок

8) Экономическое обоснование осуществления видов страхования, включающее в себя:

— Бизнес-план на первый год деятельности страховщиков, получающих лицензию впервые

— расчет соотношения активов и обязательств по установленной форме для страховщиков, осуществляющих страховую деятельность не менее года

— положение о порядке создания и использования страховых резервов

— план по перестрахованию

— баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату

план размещения страховых резервов

9) Правила по видам страхования, содержащих:

— определение круга субъектов страхования и ограничения по заключению договора страхования

— определение объектов страхования

— определение перечня страховых случаев (основные и дополнительные условия)

10) Сведения о руководителя и его заместителях.

11) Положение о формировании страховых резервах.

Для получения лицензии на осуществление перестрахования предоставляется тот же перечень за исключением сведений о страховом актуарии, правил по видам страхования, расчет страховых тарифов, документы, используемы при перестраховании предоставляются.

Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель представляет в орган страхового надзора:

2) документ о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя

3) учредительные документы юридического лица

4) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности

5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера

Принятие решения о выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с момента получения всех документов.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

1) использование соискателем лицензии – юридическим лицом, обозначений полностью индивидуализирующих другой субъект страхового дела, сведения о котором внесены в единый государственный реестр субъектов страхового дела

2) наличие у соискателя лицензии (для дополнительного вида страхования) не устраненного нарушения страхового законодательства

3) несоответствие документов требованиям закона.

4) Несоответствие учредительных документов требованиям законодательства РФ

5) Наличие в документах, недостоверной информации

6) Наличие у руководителя или главного бухгалтера непогашенной судимости

7) Не обеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности

8) Наличие неисполненного предписания органа страхового надзора

9) Несостоятельность (банкротство) субъекта страхового дела

Решение об отказе в выдаче лицензии направляется в течение 5 дней со дня принятия такого решения.

ФССН при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства о страховании выдается предписание – это письменное распоряжение, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения.

Если предписание не выполняется в срок, органы страхового надзора имеют право ограничить, приостановить действие лицензии, либо ее отозвать. Самостоятельно.

Ограничение – запрет до устранения выявленных нарушений заключать новые договора страхования и продлевать действующие по отдельным видам страхования или на определенной территории.

Приостановление — запрет до устранения выявленных нарушений заключать новые договора страхования и продлевать действующие по всем видам страхования, на которые выдана лицензия. При этом, по всем заключенным ранее договорам страховщик выполняет принятые на себя обязательства до истечения их срока действия.

Отзыв лицензии – запрет на осуществление страховой деятельности , за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования.

При устранении замечаний в срок происходит возобновление действия лицензии.

Основанием для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела является:

1) решение органа страхового надзора об отзыве лицензии (публикация в соответствующем печатном органе в течение 10 раб дней с момента отзыва)

3) на основании заявления от субъекта страхового дела

В течение 6 месяцев после вступления решения о прекращении деятельности субъект страхового дела обязан:

1) принять решение о прекращении страховой деятельности

2) исполнить обязательства, возникающие по договорам страхования

3) осуществить передачу обязательств по договорам страхования (страховой портфель) другому страховщику, с согласия органа страхового надзора

4) предоставить в орган страхового надзора следующие документы:

— решение о прекращении страховой деятельности

— документы, подтверждающие в письменной форме факт наличия или отсутствия требований страхователей

— бухгалтерскую отчетность с отметкой налогового органа

При непредставлении документов направляется иск о ликвидации субъекта страхового дела в судебном порядке.

Вся информация о выдаче, приостановлении или отзыве лицензии подлежит опубликованию в средствах массовой информации, имеющих тираж не менее 10 тыс. экземпляров на соответствующей территории.

Лицензирование страховой деятельности.

Лицензирование страховой деятельности.

Страховые организации, функционирующие на территории РФ, обязаны получить лицензию, которая представляет собой разрешение на проведение страховой деятельности на территории РФ с соблюдением условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. Деятельность, связанная с определением размеров ущербов и размеров выплат, а также с консультированием по вопросам страхования, не нуждается в лицензировании.

Лицензирование проводится на основании Федерального закона «Об организации страхового дела в РФ» и «Условий лицензирования страховой деятельности на территории РФ», утвержденных Департаментом страхового надзора. Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью:

а) страховщикам на основании их заявлений,

б) страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений.

При получении лицензии страховщики представляют в Департамент страхового надзора:

1) экономическое обоснование страховой деятельности, элементами которого являются бизнес – план на первый год деятельности (для страховщиков, впервые получающих лицензию); расчет соотношения активов и обязательств для страховщиков, работающих не менее года; положение о порядке создания и использования страховых резервов; план по перестрахованию; план размещения страховых резервов; баланс с приложениями на последнюю отчетную дату;

2) справки банка о размере оплаченного уставного капитала и наличии страховых резервов;

3) правила по видам страхования с приложением образцов форм договоров страхования и страховых полисов;

4) расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета и указанием источника исходных данных;

5) сведения о руководителе и его заместителях.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Законодательством установлена плата за выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности в размере 50-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Страховщики, получившие лицензии до введения в действие Закона РФ О страховании», от платы за лицензии нового образца освобождаются.

Для получения лицензии страховая организация должна выполнить следующие требования:

1. При обращении страховой организации впервые за получением лицензии на проведение страховой деятельности оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой организации должны обеспечивать проведение планируемых видов страховой деятельности и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования. Минимальный размер уставного капитала зафиксирован в законе. Его размер должен быть не менее 25 тысяч минимальных оплат труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни, не менее 35 тысяч минимальных размеров оплаты труда — при проведении страхования жизни и иных видов страхования, не менее 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования.

2. Страховщики, осуществляющие страховую деятельность на основании ранее полученной лицензии, при обращении за получением лицензии на новые виды страховой деятельности должны отвечать требованиям платежеспособности в соответствии с «Методикой расчета нормативного размера соотношения активов и обязательств страховщиков», утвержденной Департаментом страхового надзора.

3. Максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования не может превышать 10 процентов собственных средств страховщика.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов и при условии выполнения всех требований.

Департамент страхового надзора как при решении вопроса о выдаче лицензии, так и в процессе дальнейшей деятельности страховой компании осуществляет контроль выполнения следующих условий и нормативов:

— страховщиком может быть только юридическое лицо;

— страховая организация может быть создана только в организационно-правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом;

— страховая организация может осуществлять страхование только после регистрации и получения лицензии на проведение страховой деятельности;

— в РФ установлены ограничения на создание страховых организаций иностранными юридическими лицами и гражданами. Так, страховые организации с иностранными инвестициями не могут осуществлять в России страхование жизни, обязательное страхование, а также имущественное страхование, затрагивающее государственные интересы.

Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства РФ. Об отказе и выдаче лицензии федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа.

Если в ходе деятельности страховые организации не выполняют выданных им предписаний и не устраняют вскрытые проверками нарушения, то Департамент страхового надзора имеет право временно приостановить действие выданных лицензий, ограничить их действие, аннулировать лицензии или принять решение о полном прекращении деятельности страховых организаций.

Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации

Приказ Госстрахнадзора РФ от 22.01.1993 N 02-02/4
Об изменениях и дополнениях «Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации» от 12 октября 1992 г. N 02-02/4
Федеральное законодательство
Текст документа по состоянию на июль 2011 года

Содержание

I. Общие положения

1.1. Настоящие Условия разработаны на основании Закона Российской Федерации «О страховании» от 27 ноября 1992 года и в соответствии с Положением о Государственном страховом надзоре Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1992 года N 808.

II. Лицензия

2.1. Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком.

2.2. В случае, если отсутствует информация, позволяющая достоверно оценить страховой риск, страховщику может быть выдана временная лицензия, в которой, помимо реквизитов, перечисленных в пункте 2.1, указывается срок, на который она выдана.

Действие договоров страхования, заключенных страховщиком при наличии временной лицензии, не может выходить за пределы срока ее действия.

2.3. Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного:

2.3.1. личное страхование, включающее:

(1) страхование жизни

2.3.2. имущественное страхование, включающее:

(4) страхование средств наземного транспорта

2.3.3. страхование ответственности, включающее:

(10) страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов

2.3.4. (13) по перестрахованию

Лицензирование обязательного страхования проводится в соответствии с законами Российской Федерации.

III. Владельцы лицензий

3.1. Лицензия на проведение страховой деятельности может быть выдана страховщику, зарегистрированному на территории Российской Федерации при соблюдении требований, предъявляемых действующим законодательством и настоящими Условиями.

3.2. Для получения лицензии на право проведения страховой деятельности страховщик должен обладать оплаченным в денежной форме уставным капиталом в сумме не менее 2.0 млн. рублей — по видам страховой деятельности, 15.0 млн. рублей — по перестрахованию, если предметом деятельности является исключительно перестрахование.

3.3. Оплаченный в денежной форме уставный капитал и иные собственные денежные средства страховщика должны обеспечивать проведение планируемых видов страховой деятельности и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования и составлять в совокупности (в процентах от суммы страховой премии, планируемой страховщиком на первом году деятельности):

А. по виду страховой деятельности (1) — не менее 3 процентов;

3.4. Если страховщик подает документы для получения лицензии на проведение различных видов страховой деятельности, величина средств, указанных в п. 3.2 и 3.3, исчисляется раздельно по страхованию жизни и иным видам страховой деятельности. При этом размер совокупного объема собственных средств исчисляется по максимальному проценту, установленному для его определения, по видам страховой деятельности (иным, чем страхование жизни), включенным в план деятельности страховщика.

3.5. Максимальная ответственность по отдельному риску по видам страховой деятельности (1), (2), (3), (11) не может превышать 10 процентов собственных средств страховщика. По остальным видам страховой деятельности максимальная ответственность по пяти наиболее крупным рискам не должна превышать двукратного размера собственных средств.

IV. Порядок выдачи лицензий на проведение страховой деятельности

4.1. Для получения лицензии страховщик обращается в Росстрахнадзор с заявлением установленной формы (Приложение 2), в котором должны быть указаны:

— полное наименование страховщика; его юридический адрес;

Это интересно:  Какую машину можно сдать в трейд ин

4.1.1. заверенные копии учредительных документов:

а) устав, разработанный в соответствии с действующим законодательством;

4.1.2. копия свидетельства о регистрации;

4.1.3. справки банков о размере оплаченного уставного капитала;

4.1.4. экономическое обоснование страховой деятельности, включающее:

а) бизнес-план на три года по лицензируемому виду страхования (Приложение 3), содержащий прогноз развития страховых операций с указанием:

4.1.5. правила по видам страхования, которые в соответствии с Законом «О страховании» и общими условиями действительности сделок, предусмотренными гражданским законодательством, содержат:

— определение круга субъектов страхования (страхователи, застрахованные) и ограничения по заключению договора страхования;

4.1.6. расчет страховых тарифов;

4.1.7. сведения о руководителях и его заместителях (Приложение 4);

Страховщики, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, представляют документы, указанные в п. 4.1, кроме 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6.

4.2. Страховщик несет ответственность за достоверность информации, указанной в документах, представленных на лицензирование.

4.3. Росстрахнадзор рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов на лицензирование.

4.5. За выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью взимает в федеральный бюджет со страховщиков плату в размере 50-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

4.6. Об изменениях, внесенных в учредительные документы, страховщик обязан сообщить Росстрахнадзору в месячный срок с момента регистрации этих изменений в установленном порядке и представить копию свидетельства о внесенных изменениях.

V. Контроль за использованием лицензии

5.1. Действие лицензии может быть приостановлено или ограничено при выявлении нарушений требования Закона «О страховании» и настоящих Условий, в том числе в следующих случаях:

VI. Заключительные положения

6.1. Особые условия лицензирования отдельных видов страховой деятельности устанавливаются специальными правилами Росстрахнадзора.

Как оформить лицензию на осуществление страховой деятельности?

Законодатель установил, что все субъекты страховой деятельности обязаны иметь лицензию, то есть установленной формы документ, дающий право становиться участником этого рынка на конкретной территории России.

О всех нюансах его оформления и пойдет речь в нашей статье.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Это быстро и бесплатно!

Какие виды деятельности подлежат лицензированию?

Закон №172 от 2003 г., регламентирующий организацию страховой сферы в нашей стране, классифицирует все виды деятельности, для которых необходимо получение разрешения. Этот перечень охватывает двадцать три вида.

В частности, получение документа позволяет застраховать жизнь клиента:

  • на случай наступления каких-либо обстоятельств, например, смерть, достижение конкретного возраста;
  • на условиях регулярной страховой выплаты по финансовой ренте;
  • от наступления болезни или несчастного случая.

Обязательному лицензированию подлежит страховая деятельность в таких сферах:

  • медицинская;
  • пенсионная;
  • грузоперевозки;
  • сельское хозяйство.

Также осуществляется страховка:

  • личного имущества;
  • предпринимательских и финансовых рисков;
  • всех типов транспортных средств (воздушный, автомобильный, железнодорожный, водный);
  • гражданской ответственности их владельцев.

Аналогично страхуется гражданская ответственность:

  • структур, занимающихся эксплуатацией опасных объектов;
  • в случае наступления вредных последствий из-за некачественного приобретенного товара, произведенной работы или оказанной услуги;
  • за нанесение вредных последствий третьему лицу;
  • за нарушение договорных обязательств.

Перестрахованием, взаимным страхованием, страховой брокерской деятельностью также можно заниматься только после приобретения соответствующего разрешения.

О требованиях и условиях

При лицензировании для страховой компании выдвигается непременное требование — наличие у нее определенного уставного капитала. Дифференциация его наименьшего размера зависит от планируемого направления деятельности.

При наличии величины уставного капитала не ниже ста двадцати миллионов рублей организации разрешено осуществлять страховку:

  • граждан (исключая страхование жизни);
  • гражданской ответственности;
  • рисков предпринимателей;
  • недвижимости и другого имущества.

Двукратное возрастание величины уставного капитала дает возможность заключать договоры по страхованию жизни. Наличие 480-ти миллионов дает право на работу по перестрахованию.

Законодатель оставил за собой право изменять необходимый минимум уставного капитала. Это может зависеть от экономического состояния в государстве, инфляционных процессов, изменения стратегических направлений в данной сфере.

Регулированию подлежит и допустимая возможность использования иностранных инвестиций. Лицензии, разрешающие страховать имущество, жизнь и здоровье людей на территории нашей страны с использованием средств бюджета, не могут выдаваться дочерним структурам зарубежных фирм или организациям, содержащих в уставном капитале свыше 49 процентов заграничных средств.

Это же ограничение относится и к страхованию:

  • рисков, возникающих в связи с закупом товара, работ и услуг для муниципальных и государственных нужд;
  • имущественного интереса муниципальных и госучреждений.

Компании, уставной капитал которых имеет долю иностранного свыше 51 процента, не допускаются к лицензированию, наряду с вышеперечисленным, по ОСАГО, а также по страхованию интереса клиентов, связанного с достижением конкретного возраста.

Серьезные квалификационные требования предъявляются к руководящим лицам компаний:

  • У генерального директора кроме высшего образования должно быть более двух лет стажа работы руководителем страховой фирмы.
  • Главбух кроме соответствия требованиям ФЗ «О бухучете» обязан иметь стаж работы в бухгалтерии пять лет и более, из которых он не менее двух лет должен работать в структуре, занимающейся страховкой.
  • Руководящие места не должны заниматься лицами, возглавлявшими ранее компании, у которых отозвано или приостановлено разрешение на страховую деятельность в течение последних трех лет.
  • Не допускаются руководители с непогашенной судимостью или дисквалификацией за нарушения в сфере финансов.

Кроме подтверждения наличия необходимых активов, имеющихся в распоряжении страховщиков и квалификации руководящего звена, в процессе лицензирования обязательно контролируются:

  • условия страховки, которые не должны противоречить гражданскому праву;
  • обоснованность применяемого страхового тарифа;
  • соответствие правил, регламентирующих формирование страхового резерва, тем требованиям, которые установлены законодателем;
  • наличие бизнес-плана.

О том, как получить лицензию на вывоз мусора, читайте в этом материале.

Если вас интересует, сколько стоит лицензия на алкоголь в 2016 году, прочтите эту статью.

Список документов

Чтобы получить разрешение, компания-соискатель должна перед подачей заявления осуществить подготовку:

  • учредительной документации;
  • свидетельства о госрегистрации организации как юридического лица;
  • протоколов собраний, где утверждалась учредительная документация и кандидатуры на руководящие должности;
  • списка акционеров;
  • документации об уставном капитале;
  • документации о госрегистрации юр. лиц, которые учредили компанию, при необходимости с аудиторским заключением, подтверждающим их последнюю финансовую отчетность;
  • данных на руководство компании, главбуха, ревизора;
  • материалов о страховых актуариях;
  • правил по планируемым видам страховки с образцами договора;
  • механизма расчета страхового тарифа;
  • положения, регламентирующего создание страхового резерва;
  • экономического обоснования проведения заявленных страховок.

Куда подаются документы?

Заявление с вышеуказанным пакетом документов подается в административные органы субъекта Федерации в подразделение Федеральной службы страхового надзора.

В настоящий момент эта служба слита с Федеральной службой по финансовым рынкам Министерства финансов РФ. С учетом реорганизаций, происходящих в последнее время в этом министерстве, не исключены какие-либо изменения в этом вопросе.

Сроки действия и стоимость

На сегодняшний день существуют разрешения временные и с неограниченным сроком действия. Первые выдаются на запрашиваемый срок, максимум на трехлетний период.

При отсутствии нарушений у компании временная лицензия может быть продлена. После получения положительного решения о лицензировании соискатель уплачивает госпошлину в размере 4000 рублей.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Необходимый минимум, который важно знать страхователю о лицензировании страховой деятельности в РФ

Лицензирование деятельности в области страхования способствует максимальной защите страхователей от недобросовестных страховщиков, а также полностью исключает появление на рынке фирм-однодневок, которые будут незаконно присваивать денежные средства клиентов.

Каждая страховая компания должна иметь лицензию на осуществление страховой деятельности.

Более того, содержание данной лицензии должно быть доступно всем потенциальным страхователям.

При этом каждый потенциальный страхователь перед заключением договора страхования может проверить наличие или отсутствие лицензии у страховщика, а также информацию об ограничении или приостановлении деятельности лицензии в вестнике Банка России.

Каким законом регулируется лицензирование и кто осуществляет надзор

Лицензированием страховой деятельности называется выдача разрешения (лицензии) для работы в области страхования. Без лицензии организация не имеет права осуществлять страхование на территории РФ.

Регулируется лицензирование деятельности по страхованию Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Данный закон содержит:

  • основные понятия в области лицензирования страховой деятельности в РФ;
  • основания и порядок выдачи лицензий;
  • права и обязанности субъектов страхового рынка и органов страхового надзора;
  • основания и порядок приостановления и ограничения действия лицензии;
  • основания и порядок отзыва лицензии у организаций или индивидуальных предпринимателей, которые занимаются страховой деятельностью.

Выдаются лицензии на право осуществлять данную деятельность Банком России, который с 2013 года является единственным органом страхового надзора в Российской Федерации.

Банк России имеет право приостанавливать или ограничивать действие лицензии, а также отзывать лицензию у субъектов страхового дела.

Выдаются лицензии страховым организациям, перестраховщикам, обществам взаимного страхования, а также страховым брокерам.

Чтобы получить соответствующую лицензию, данные организации должны соответствовать всем требованиям, которые предъявляет закон к организациям, осуществляющим страховую деятельность в России.

Эти требования закреплены в законе «Об организации страхового дела в РФ» и других актах РФ. Так, закон устанавливает минимальный размер уставного капитала для организаций, занимающихся страховой деятельностью в РФ.

Требования также предъявляются и к организационно-правовой форме соискателей лицензии.

Читайте что из себя представляет страхование к бракосочетанию и нужно ли включать его в список «досвадебных» дел.

Узнайте что такое страховой резерв страховой компании ТУТ.

Особое внимание необходимо уделять образованию, опыту работы и профессиональным качествам лиц, занимающих руководящие посты в страховой компании (генеральный директор, главный бухгалтер и т. п. ), поскольку в Законе обозначены строгие требования к данным сотрудникам. Несоблюдение требований ведет к отказу в выдаче лицензии.

При рассмотрении заявления о выдаче лицензии страховой организации требования также предъявляются к учредителям или акционерам страховой организации. Доля иностранного капитала в уставном капитале страховой организации не должна быть больше 49 %.

Какие сведения можно получить ознакомившись с лицензией

Реестр лицензий ведется службой Банка России по финансовым рынкам и публикуется на сайте ЦБ РФ.

В лицензии должна содержаться следующая информация:

  • наименование организации, получившей лицензию;
  • наименование учреждения, выдавшего лицензию (если лицензию получил индивидуальный предприниматель, то должны быть указаны его фамилия, имя, отчество);
  • юридический адрес страховой организации или адрес регистрации индивидуального предпринимателя;
  • ОГРН и ИНН юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • деятельность в области страхования (ОВС, страховая компания, перестраховщик, страховой брокер);
  • виды деятельности, которые имеет право осуществлять страховая организация (страхование жизни, имущества, предпринимательские риски);
  • дата принятия Банком России решения о выдаче лицензии и номер решения;
  • регистрационный номер записи в единый государственный реестр субъектов страхового дела;
  • дата выдачи лицензии и ее номер.
  • Ограничения действия и приостановление лицензии

    В случае если компания или индивидуальный предприниматель, которые получили лицензию, допустят нарушение законодательства в области страхования, то Банк России сможет ограничить действие лицензии или приостановить ее действие.

    В случае обнаружения такого правонарушения Банк России выносит предписание, в котором содержится требование об устранении нарушения. Если несоответствия не будут устранены или организация или предприниматель не направят документы, свидетельствующие об устранении нарушения, то Банк России имеет право приостановить или ограничить действие лицензии.

    Ограничение действия лицензии означает, что страховая организация не сможет заключать отдельные виды договоров со страхователями.

    Приостановление действия лицензии означает, что страховщик не имеет права заключать договоры по всем видам страхования, предусмотренным в лицензии.

    При этом информация об ограничении или приостановлении действия лицензии публикуется в вестнике Банка России. Публикации в вестнике Банка России можно также найти на официальном сайте ЦБ РФ.Б

    Ограничение или приостановление действия лицензии снимается после полного исключения нарушений.
    Информация о возобновлении действия лицензии также публикуется в вестнике Банка России.

    Орган страхового надзора имеет право отозвать лицензию в случае не устранения нарушений, которые явились основанием для приостановления или ограничения действия лицензии.

    В этом случае страховая организация или индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность по страхованию.

    Также Банк России имеет право отозвать лицензию в случае неоднократного нарушения норм законодательства в течение года (под неоднократностью подразумевается нарушение законодательства два или более раза) или в случае, если страховая организация в течение 12 месяцев не приступит к осуществлению страховой деятельности.

    Отзыв лицензии также может быть осуществлен по заявлению самой страховой организации.

    После отзыва лицензии страховая компания должна в течение полугода предоставить всю бухгалтерскую отчетность, оригинал лицензии, решение о ликвидации организации или прекращении деятельности по страхованию, документы, подтверждающие наличие или отсутствие требований страхователей или выгодоприобретателей и прочих контрагентов организации.

    В течение шести месяцев организация обязана осуществить выплаты по страховым случаям и расторгнуть договоры со всеми страхователями. Также организация должна прекратить свое членство во всех некоммерческих организациях.

    Это интересно:  Повышающий коэффициент на земельный налог 2017

    Сообщение об отзыве у организации или предпринимателя лицензии также публикуется в вестнике Банка России.

    В результате действия строгих правил количество субъектов, осуществляющих страховую деятельность, в России постепенно уменьшается.

    С одной стороны, это является плюсом, поскольку уходят все ненадежные игроки страхового рынка. С другой, это минус, поскольку конкуренция среди игроков страхового рынка уменьшается и создается угроза монополистического сговора крупных игроков.

    Основная заслуга строгих требований законодательства в области лицензирования страховой деятельности в РФ заключается в том, что раскрываются эффективные инструменты воздействия на субъектов страхового рынка в случае нарушения законодательства в области страхования.

    Видеосюжет о приостановлении лицензии

    2.2. Лицензирование страховой деятельности

    в Российской Федерации

    Лицензированием страховой деятельности на территории Российской Федерации занимается Федеральная служба страхового надзора Российской Федерации.

    Лицензирование — это процедура выдачи государственного разрешения на ведение страховой деятельности.

    Порядок лицензирования четко прописан в ст. 32 «Лицензирование деятельности субъектов страхового дела» Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В этой статье указаны исчерпывающие перечни документов, которые должны быть составлены на русском языке и представлены соискателями лицензий в лицензирующий орган, которым является Федеральная служба страхового надзора.

    Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности выдается субъектам страхового дела.

    Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

    Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора следующие документы:

    1) заявление о предоставлении лицензии;

    2) учредительные документы соискателя лицензии;

    3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

    4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должность единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

    5) сведения о составе акционеров (участников);

    6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

    7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

    8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре), соискателе лицензии;

    9) сведения о страховом актуарии;

    10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов;

    11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

    12) положение о формировании страховых резервов;

    13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.

    Соискателям лицензии на осуществление перестрахования не требуется предоставлять документы, предусмотренные п. п. 9, 10 (в части представления правил страхования по видам страхования), подп. 11 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании).

    Особые требования законодатель предъявляет для соискателей лицензии, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющих долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%. В дополнение к документам, указанным в п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», соискатели должны предоставить согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания иностранных инвесторов, участвующих в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации, или уведомить орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов (п. 7 ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

    Следует обратить внимание на положения Закона, определяющие, что перечень документов, представляемых соискателями для получения лицензии, указанный в п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», является исчерпывающим (п. 8 ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Следовательно, орган страхового надзора не вправе требовать у соискателя предоставления иных документов, не предусмотренных указанным перечнем, а тем более отказывать по этой причине в выдаче лицензии или приостанавливать действие ранее выданной лицензии.

    Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

    Законодатель выдвигает ряд квалификационных требований к субъектам страхового дела.

    Так, руководитель (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела — юридического лица или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязан иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет.

    Главный бухгалтер страховщика или страхового брокера должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

    Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов.

    Руководители и главный бухгалтер субъекта страхового дела — юридического лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации.

    Законодательством Российской Федерации предусмотрены основания для отказа соискателю в выдаче лицензии:

    1) использование соискателем лицензии — юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полностью обозначения, индивидуализирующего другой субъект страхового дела, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр субъектов страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела;

    2) наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования неустраненного нарушения страхового законодательства;

    3) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям настоящего Закона и нормативным правовым актам органа страхового регулирования;

    4) несоответствие учредительных документов требованиям законодательства Российской Федерации;

    5) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;

    6) наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;

    7) необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового регулирования;

    8) наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;

    9) несостоятельность (банкротство, в том числе преднамеренное или фиктивное банкротство) субъекта страхового дела — юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.

    Решение Федеральной службы страхового надзора об отказе в выдаче лицензии направляется в письменной форме соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.

    Аннулирование лицензии или отмена решения о выдаче лицензии осуществляется в случае:

    — непринятия соискателем лицензии мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии;

    — установления до момента выдачи лицензии факта представления соискателем лицензии недостоверной информации.

    Лицензия выдается без ограничения срока ее действия, за исключением случаев, определенных Законом РФ «Об организации страхового дела», и действует со дня ее получения субъектом страхового дела. Лицензия не подлежит передаче другим лицам.

    Временная лицензия может выдаваться на срок:

    — указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года;

    — от одного года до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.

    Действие лицензии прекращается в случае прекращения деятельности субъекта страхового дела — индивидуального предпринимателя, ликвидации или реорганизации субъекта страхового дела — юридического лица, за исключением реорганизации в форме присоединения или выделения. Действие лицензии субъекта страхового дела — юридического лица, к которому присоединяется или из состава которого выделяется другое юридическое лицо, не прекращается.

    Действие лицензии субъекта страхового дела — юридического лица, созданного в порядке реорганизации в форме преобразования, не прекращается при условии соответствия вновь возникшего юридического лица требованиям законодательства Российской Федерации. Орган страхового надзора обязан заменить бланк лицензии субъекту страхового дела — юридическому лицу, созданному в порядке реорганизации в форме преобразования, в течение десяти рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела».

    Основанием для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела является решение суда, а также решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела.

    Федеральной службой страхового надзора решение об отзыве лицензии принимается:

    — при осуществлении страхового надзора;

    — в случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;

    — в случае, если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года;

    — иных предусмотренных федеральным законом случаях;

    — по инициативе субъекта страхового дела — на основании его заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности.

    Решение Федеральной службы страхового надзора об отзыве лицензии подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования, если иное не установлено федеральным законом. Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин отзыва лицензии. Копия решения об отзыве лицензии направляется в соответствующий орган исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела не вправе заключать договоры страхования, договоры перестрахования, договоры по оказанию услуг страхового брокера, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела в соответствующие договоры.

    До истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:

    1) принять в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о прекращении страховой деятельности;

    2) исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;

    3) осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера.

    Страховщик в течение месяца со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии уведомляет страхователей об отзыве лицензии, о досрочном прекращении договоров страхования, договоров перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховщика, которому данный страховой портфель может быть передан. При этом уведомлением признается также опубликование указанной информации в периодических печатных изданиях, тираж каждого из которых составляет не менее 10 тысяч экземпляров и которые распространяются на территории осуществления деятельности страховщиков.

    Обязательства по договорам страхования, по которым отношения сторон не урегулированы, по истечении трех месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежат передаче другому страховщику. Передача обязательств, принятых по указанным договорам (страхового портфеля), осуществляется с согласия органа страхового надзора. Орган страхового надзора направляет решение в письменной форме о согласии на передачу страхового портфеля или об отказе дать такое согласие по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель, в течение 20 рабочих дней после дня представления заявления о передаче страхового портфеля. Орган страхового надзора не дает согласия на передачу страхового портфеля, если по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель, установлено, что указанный страховщик не располагает достаточными собственными средствами, то есть не соответствует требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Назовите полномочия Федеральной службы страхового надзора по лицензированию страховой деятельности.

    2. Каким образом осуществляется лицензирование страховой деятельности?

    3. Что является основанием для прекращения страховой деятельности?

    Статья написана по материалам сайтов: gor-experts.ru, strahovkunado.ru, studfiles.net.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector