Порядок установления земельного налога

Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

  • 3. Если иное не предусмотрено пунктом 2, сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
  • 4. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт — Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.
  • 5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
  • 6. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
  • 7. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
  • 8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.
  • 9. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт — Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
  • 10. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК.
  • 11. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.
  • 12. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
  • 13. Сведения, указанные в пунктах 11 и 12, представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.
  • 14. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт — Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
  • 15. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
  • 16. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Примеры расчета сумм земельного налога:

Доля в помещении:

  • 1. ОАО «Альфа» = 320/500=0,64
  • 2. Смирнова О.В.= 180/500=0,36
  • 1. ОАО «Альфа»=620000*0,64=396800
  • 2. Смирнова О.В.=620000*0,36=223200

Рассчитаем сумму налога:

  • 1. ОАО «Альфа» 396800*1,5%=5952,00 руб.
  • 2. Смирнова О.В. 223200*1,5%=3348,00 руб.

Порядок установления земельного налога

Название работы: Порядок установления и взимания земельного налога

Предметная область: Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Описание: Существует две формы платы за землю: земельный налог; арендная плата. Земельный налог. Земельный налог относится к категории местных налогов. Земельный налог устанавливается исключительно нормативноправовыми актами органов местного самоуправления либо законами представительных органов Москвы и СанктПетербурга.

Размер файла: 32 KB

Работу скачали: 5 чел.

  • 53. Порядок установления и взимания земельного налога.
  • Плата за земельные участки и оценка.
  • Плата за земельные участки.
  • Существует две формы платы за землю:
  • земельный налог;
  • арендная плата.
    1. Земельный налог.
  • Земельный налог относится к категории местных налогов. Земельный налог устанавливается исключительно нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, либо законами представительных органов Москвы и Санкт-Петербурга. Глава Налогового Кодекса о земельном налоге вступила в законную силу с 1 января 2006 года.
  • Субъект . Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, которые используют земельный участок на праве собственности, на праве постоянного бессрочного пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
  • В силу ст. 35 ЗК при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
  • Если земельный участок предоставлен для обслуживания и эксплуатации зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности нескольких лиц, то земельный налог определяется пропорционально доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.
  • Объект ом налогообложения являются земельные участки. Не облагаются налогом:
  • земельные участки, изъятые из оборота;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • земельные участки, ограниченные в обороте:
  • предоставленные для обеспечения обороны и безопасности государства, для обеспечения таможенных нужд;
  • занятые водными объектами, находящимися в государственной собственности;
  • земельные участки, занятые объектами исторического наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, объектами особо ценного культурного наследия, включенные в список всемирного наследия).
  • Ставка земельного налога – это размер налога за единицу налогообложения. Налоговый Кодекс предусматривает 2 вида максимальных ставок налоговых ставок (устанавливаются органами местного самоуправления или представительными органами Москвы и Санкт-Петербурга):
  • 0,3% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка:
  • Участки в составе земель сельскохозяйственного назначения; земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования и используемые для сельскохозяйственного производства; земельные участки, предоставленные для садоводства, животноводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; земельные участки, предоставленные для жилищного строительства
  • 1.5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка – в отношении остальных земель.
  • Допускается установление дифференцированной ставки земельного налога.
  • Кадастровая стоимость устанавливается на 1 января текущего года и подлежит доведению до налогоплательщиков не позднее 1 марта. Кадастровая стоимость должна доводиться до налогоплательщиков.
  • Для земельных участков, предоставленных в собственность после 01.01.2005 г. для жилищного строительства, установлены особенности при исчислении ставок земельного налога:
  • если земельный участок предоставлен для жилищного строительства, кроме индивидуально-жилищного строительства, земельный налог взимается в двукратном размере в течение 3-летнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации права собственности на возведенный объект:
  • если в 3-летний срок объект был построен, то земельный налог, уплаченный сверх однократной ставки налога, признается излишне уплаченным и подлежит возврату налогоплательщику в общеустановленном порядке;
  • если в течение 3 х лет право собственности на объект не было зарегистрировано, то земельный налог взимается в четырехкратном размере вплоть до государственной регистрации права собственности на построенный объект;
  • если земельный участок предоставлен для индивидуально-жилищного строительства, то земельный налог взимается в двукратном размере в течение периода проектирования и строительства, превышающего 10-летний срок вплоть до государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом.
  • Льготы – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.
  • Существует 2 формы льгот по земельному налогу:
  • полное освобождение от уплаты земельного налога, которое бывает двух видов:
  • на неопределенный срок (религиозные организации; организации, которые имеют в собственности дороги общего пользования; учреждения уголовно-исполнительной системы и др.);
  • на определенный срок (резиденты особых экономических зон).
  • Такие льготы сейчас не предоставляются физическим лицам.
  • уменьшение налоговой базы путём установления необлагаемой налогом суммы. На сегодняшний день на территории одного муниципального образования в отношении одного налогоплательщика – 10 тыс. рублей (исключительно физическим лицам: инвалиды детства, инвалиды ВОВ, герои советского союза, герои России и т.д.).
Это интересно:  Что такое код уин 22 в сбербанке

Представительные органы местного самоуправления и городов Москвы и Санкт-Петербурга могут устанавливать иные форм льгот, а также иные формы налогоплательщиков.

Земельный налог

Земельный налог отнесен ч. 1 ст. 15 НК РФ к категории местных налогов. По общему правилу местные налоги устанавливаются, вводятся в действие и прекращают свое действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – в соответствии с НК РФ и законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

На федеральном уровне отношения по поводу установления и взимания земельного налога урегулированы нормами гл. 31 НК РФ Земельный налог». В указанной главе НК РФ определены субъекты земельного налога и основные элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговые ставки; порядок исчисления земельного налога; порядок и сроки уплаты земельного налога.

Нормотворчество представительных органов местного самоуправления и представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга ограничивается дополнительным определением двух элементов налогообложения – налоговых ставок (в пределах, установленных ст. 394 ПК РФ), порядка и сроков уплаты земельного налога. Указанным органам также предоставлено право по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Правовое регулирование земельного налога осуществляется актами не только налогового, но и земельного законодательства, в частности, ЗК РФ. На комплексный характер регулирования земельно-налоговых отношений неоднократно обращал внимание КС РФ.

Круг налогоплательщиков земельного налога определен в ч. 2 ст. 388 НК РФ. Это организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Следует отметить различия в терминологии налогового и земельного законодательства при определении круга субъектов соответствующих правоотношений. Согласно ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане и юридические лица, которые в зависимости от титула их права на земельный участок именуются в земельном законодательстве собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами. Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании.

Как уже было сказано выше, не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, переданных им по договору аренды, а также находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования.

Таким образом, обязанность по уплате земельного налога возникает в силу наличия у юридического лица (организации) или гражданина (физического лица) права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также у гражданина (физического лица) – права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Налогоплательщиками земельного налога могут быть также иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся собственниками земельных участков в соответствии с законодательством.

Доказательством существования права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком является соответствующая запись об их государственной регистрации в ЕГРП (п. 1 ст. 2 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество).

В то же время это не означает, что лица, не зарегистрировавшие свое право на земельный участок в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимое имущество, освобождаются от уплаты земельного налога. Закон о введении в действие ЗК РФ (п. 9 ст. 3) признает государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимое имущество, имеющими равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

Поэтому плательщиками земельного налога признаются также лица, права на земельные участки которых удостоверяются ранее выданными актами (свидетельствами или другими документами), перечисленными в абз. 2 п. 9 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.

В постановлении от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» ВАС РФ также указал на возникновение обязательств по уплате земельного налога в случаях перехода прав на земельные участки в порядке универсального правопреемства при реорганизации юридических лиц (за исключением выделения) и при наследовании (п. 5).

Соответствующие вещные права на земельные участки в таких случаях переходят непосредственно в силу закона, а правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права. При наследовании земельного участка обязательство по уплате земельного налога возникает с даты открытия наследства.

Существуют некоторые особенности определения круга налогоплательщиков в отношении земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами, а также земельных участков общего пользования, предоставленных дачным, садоводческим, огородническим некоммерческим объединениям граждан.

Это интересно:  Как выписать умершего человека из частного дома

Если земельный участок находится в общей долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, то плательщиками земельного налога следует признать указанных лиц. Налог на земельные участки общего пользования, оформленные в общую долевую собственности членов дачных, садоводческих, огороднических некоммерческих объединений, уплачивается гражданами-членами перечисленных некоммерческих объединений.

В случае, когда существует подтвержденное правоустанавливающими документами право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок соответствующего некоммерческого объединения (товарищества собственников жилья, дачного кооператива и т.п.), обязанности по уплате земельного налога возлагаются на данное юридическое лицо.

Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Определение земельного участка как объекта правоотношений дано в ст. 11.1 ЗК РФ, где земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Как прямо указано в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок сформирован (п. 2). Процедура формирования земельного участка включает прежде всего выполнение в отношении земельного участка работ по подготовке документов, содержащих необходимые для государственного кадастрового учета сведения о нем, а также осуществление государственного кадастрового учета земельного участка. Указанные работы проводятся в соответствии с требованиями, установленными Законом о кадастре недвижимости.

Состав сведений о земельном участке, отражаемых в государственном кадастре недвижимости и имеющих значение для целей налогообложения, установлен в ст. 7 названного Закона и включает, в частности, сведения о его кадастровом номере, о местоположении границ, о его площади, о категории земель, к которой отнесен земельный участок, о его разрешенном использовании и др.

Статья 389 НК РФ выводит из-под налогообложения некоторые категории земельных участков. Это, во-первых, земельные участки, которые изъяты из оборота и не могут передаваться в собственность граждан и юридических лиц, а также быть объектами иных гражданско-правовых сделок. К изъятым из оборота отнесены земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральной собственности и перечисленными в п. 4 ст. 27 ЗК РФ:

  • – государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • – зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;
  • – зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • – объектами организаций Федеральной службы безопасности;
  • – объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и др.

Вместе с тем признаются объектами налогообложения земельные участки, расположенные в границах национальных парков, но принадлежащие на праве собственности или на ином праве, с которым связано возникновение налоговых обязательств, гражданам или юридическим лицам. Такие земельные участки облагаются земельным налогом на общих основаниях.

Также не являются объектами налогообложения некоторые категории земельных участков, ограниченных в обороте. Ограничение оборота земельного участка согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ означает, что такой земельный участок не предоставляется в собственность граждан или юридических лиц, но может быть объектом иных гражданско-правовых сделок (например, аренды). Из-под налогообложения выведены ограниченные в обороте земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Порядок признания объектов особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия установлен ст. 24, 25, 49, 57, 58 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Φ3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.

Также не облагаются земельным налогом следующие ограниченные в обороте земельные участки: предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; земельные участки из состава земель лесного фонда; земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе земель водного фонда.

Одним из обязательных элементов любого налога является его налоговая база, представляющая собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ).

Налоговой базой при исчислении земельного налога признается кадастровая стоимость земельного участка, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым перио-

дом, и доводимая до сведения налогоплательщиков в установленном порядке (ст. 390, 391 НК РФ).

Изменение кадастровой стоимости земельного участка после начала налогового периода (т.е. после 1 января) не является основанием для изменения налоговой базы в текущем налоговом периоде.

В тех случаях, когда кадастровая стоимость земельного участка по каким-либо причинам не определена, для целей определения налоговой базы применяется нормативная цена земли (п. 13 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ).

Для разных категорий налогоплательщиков установлен различный порядок доведения сведений о налоговой базе. До граждан-налогоплательщиков информация о налоговой базе доводится в рамках налогового уведомления. Юридические лица (организации) обязаны самостоятельно получать сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Аналогичный порядок предусмотрен для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в отношении земельных участков, используемых ими (или предназначенных) для предпринимательской деятельности (например, для ведения крестьянского хозяйства).

Со своей стороны, территориальные органы Росреестра обязаны бесплатно предоставлять налогоплательщикам сведения о кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков в порядке, установленном ст. 14 Закона о кадастре недвижимости.

Для отдельных категорий налогоплательщиков ст. 391 НК РФ предусмотрены так называемые налоговые вычеты, уменьшающие налоговую базу на сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга). Налоговые вычеты предусмотрены, в частности, для Героев Советского Союза или Российской Федерации, отдельных категорий инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий, лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, и др. Уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих соответствующий статус налогоплательщика и представляемых им в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из собственников пропорционально его доле, а в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, – в равных долях. При наличии у лица права собственности на часть земельного участка, занятую зданием (сооружением) и необходимую для его использования, налоговая база определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Ставки могут дифференцироваться в зависимости от принадлежности земельного участка к определенной категории земель и (или) от его разрешенного использования.

Установленные таким образом ставки не могут превышать предельные значения налоговых ставок, предусмотренные ст. 394 НК РФ. Ставка, равная 0,3%, предусмотрена для земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения и земель зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах; для земельных участков, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Для всех прочих земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, максимально допустимая ставка установлена ст. 394 НК РФ в размере 1,5%.

Это интересно:  Норматив рабочего времени на 2020 год

Сумма земельного налога, подлежащего к уплате по истечении налогового периода (календарного года), определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Для стимулирования сокращения сроков строительства и ускорения введения в эксплуатацию вновь созданных объектов недвижимости п. 15, 16 ст. 396 НК РФ предусмотрен особый порядок исчисления земельного налога на земельные участки, предоставленные (приобретенные) в собственность для жилищного строительства. Налог с юридических и физических лиц на земельные участки, предназначенные для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого гражданами), исчисляется с применением коэффициента 2 в течение трехлетнего срока, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный жилой дом. Если жилищное строительство не было завершено в течение трех лет, то в последующий период вплоть до государственной регистрации прав на построенный жилой дом земельный налог исчисляется с применением коэффициента 4.

Налог на земельные участки, приобретенные (предоставленные) в собственность гражданами для индивидуального жилищного строительства, исчисляется с применением коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный индивидуальный жилой дом.

Юридические лица (организации) самостоятельно исчисляют сумму земельного налога и сумму авансовых платежей по налогу. Аналогичный порядок предусмотрен для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в отношении земельных участков, используемых ими (или предназначенных) для предпринимательской деятельности (например, для ведения крестьянского хозяйства). Гражданам-налогоплательщикам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и не использующим земельные участки для предпринимательской деятельности, сумма земельного налога исчисляется налоговыми органами и доводится в налоговом уведомлении.

Существенным, но не обязательным элементом любого налога являются льготы. На федеральном уровне льготы по земельному налогу в виде освобождения от его уплаты предусмотрены ст. 395 НК РФ для некоторых категорий юридических лиц (организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, религиозных организаций, организаций народных художественных промыслов и др.), а также для граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Дополнительные льготы по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков могут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Так, Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» (ст. 3.1) льготы в виде освобождения от уплаты налога в отношении земельных участков, используемых для непосредственного осуществления основных функций и видов деятельности, предоставлены: органам государственной власти г. Москвы и органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве; учреждениям образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемым из бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов; органам судебной системы, включая мировых судей, органам прокуратуры, внутренних дел; товариществам собственников жилья, жилищным, жилищностроительным кооперативам и др.

Земельный налог, будучи местным налогом, подлежит зачислению в соответствующие местные бюджеты: в бюджеты поселений и городских округов – по нормативу 100%; в бюджеты муниципальных районов – но нормативу 100% налога, взимаемого на межселенных территориях (ст. 61, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ).

Порядок исчисления и уплаты земельного налога

Земельный налог должны платить владельцы участков земли, а также те, кто имеет на них право пожизненного владения по наследству или право постоянного пользования. Порядок исчисления земельного налога установлен в гл. 31 НК РФ. Налог на землю должны платить юридические и физические лица, в том числе предприниматели, исходя из кадастровой стоимости и назначения участка.

Как рассчитать земельный налог

Необходимость расчета налога на землю зависит от того, кто является владельцем участка земли. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается местными властями муниципалитетов.

Сумма налога на землю, подлежащая уплате за год, рассчитывается как произведение налоговой базы и ставки налога.

Базой для расчета выступает стоимость участка по кадастру на 1 января года, за который рассчитывается налог. Стоимость участка по кадастру на дату постановки на учет применяется в случае образования нового участка земли. Информацию о стоимости можно узнать через интернет-сайт Росреестра, выбрав сервис «Справочная информация по объектам недвижимости».

Налоговый кодекс предусматривает два размера ставок по земельному налогу:

Ставка налога Назначение земельного участка
0,3 сельскохозяйственное назначение
земли жилищного фонда и инфраструктуры; земли, предназначенные для строительства жилья
земли садоводства, огородничества, животноводства, дачного, подсобного хозяйства
земли, ограниченные в обороте для обеспечения таможенных нужд, безопасности и обороны
1,5 прочие земельные участки

Местные власти могут устанавливать ставки, отличные от указанных в НК РФ. Проверить порядок исчисления и уплаты земельного налога, а также ставку налога на землю позволяет сервис ФНС «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Как уплатить налог на землю

Для предпринимателей и физических лиц налоговый орган самостоятельно производит расчет налога на землю на основании информации, переданной из Росреестра. Инспекция направляет гражданину извещение об уплате налога на почтовый адрес либо в личный кабинет налогоплательщика.

Организации обязаны самостоятельно производить расчет налога, уплачивать его частями в виде авансов и представлять налоговую декларацию по итогам года, подтверждающую правильность исчисленного и уплаченного налога.

Особенности исчисления и уплаты земельного налога

В ситуации, когда право на землю было приобретено или утрачено в течение года, налог рассчитывается особенно, исходя из числа месяцев владения участком. В расчет включается количество полных месяцев. Для включения месяца в расчет либо его исключения необходимо исходить из следующих условий:

Основание Период Учет при расчете
Появление права собственности включительно до 15 числа месяца учитывается
после 15 числа месяца не учитывается
Утрата права собственности включительно до 15 числа месяца не учитывается
после 15 числа месяца учитывается

Пример расчета земельного налога при возникновении права собственности

Поскольку земельный участок находился в собственности неполный год, то в порядке исчисления земельного налога необходимо учитывать число месяцев владения участком. В расчете будет применяться коэффициент 10/12 (март учитывается в качестве полного месяца).

Эту сумму налога необходимо оплатить за 2016 год. В случае, если владельцем земельного участка является юридическое лицо, то земельный налог распределяется на 4 квартала и уплачивается авансами.

Статья написана по материалам сайтов: 5fan.ru, studme.org, glavkniga.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector