Применение вс рф в борьбе с терроризмом

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

кандидат исторических наук, доцент

Вооруженные силы в борьбе с терроризмом

Роль специальных служб и правоохранительных органов в противодействии терроризму неоспорима. При этом значительное место отводится вооруженным силам, которые как никто располагают навыками и техническими средствами противодействия, в первую очередь, актам ядерного, химического и биологического терроризма. Кроме того, вооруженные силы всего мира все чаще становятся непосредственно объектами террористических устремлений. И опасность таких действий со стороны террористов особенно возрастает в период участия ВС в урегулировании региональных и иного рода военных конфликтов.

Однако к вопросу участия вооруженных сил в борьбе с терроризмом в конце 20-го века весьма отрицательно относились как специалисты в области противодействия терроризма, так и сами военные. В частности, профессор МГИМО, генерал-лейтенант СВР в запасе в сентябрьской 1999 года передаче ОРТ «Процесс» отметил: «В борьбе с терроризмом требуются прежде всего эффективные, мощные, хорошо вооруженные техническими средствами и прежде всего агентурой специальные службы. А войска не приспособлены к действиям, когда противник остается невидим». Американские военные, как бы подтверждая точку зрения российского генерала, заявляли, что, по их мнению, борьба с терроризмом является прерогативой органов охраны правопорядка и не входит в функции вооруженных сил1.

Абсолютно верные посылки. Но вместе с тем, как бы мы этого не хотели, но правоохранительные органы и специальные службы практически всех стран мира все же не умеют вести поиск, обезвреживать и в случае необходимости уничтожать оружие массового уничтожения. Указанной квалификацией владеют (за редким исключением) лишь специалисты из числа военнослужащих. И, кроме того, масштабы террористических угроз в настоящее время таковы, что противодействие им перестало быть монополией спецслужб и правоохранительных органов, потребовалось привлечение всех ресурсов государств. Принятые за последние годы в большинстве стран мира (Россия и страны СНГ в том числе) законы о борьбе с терроризмом вполне обосновано ставят национальные министерства обороны в число субъектов, осуществляющих эту борьбу. Кроме того, по утверждению генерала армии Украины В.П. Шкидченко — «…современная концепция национальной обороны, когда вооруженная борьба направлена не столько на сохранение контроля над территориями, сколько на защиту важнейших объектов, также во многом смыкается с концепцией борьбы с терроризмом. Таким образом, участие вооруженных сил в антитеррористической борьбе можно считать объективной необходимостью, это требование времени»2.

Рассматривая вопрос о военном аспекте противодействия терроризму, следует иметь в виду комплекс мер, проводимых для этих целей с участием вооруженных сил. Во-первых, мер предупреждения и, во-вторых, мер оперативного силового реагирования на возникающие масштабные угрозы. К числу предупредительных мер относится обеспечение безопасности персонала вооруженных сил и военных объектов, исключающее возможность хищения вооружения, боеприпасов и взрывчатых веществ, компонентов оружия массового поражения, проведения диверсий и террористических актов на военных объектах.

Оперативное и адекватное реагирование на террористические угрозы невозможно без наличия в составе вооруженных сил органов управления и высокомобильных воинских контингентов постоянной готовности, заблаговременно подготовленных к совместным действиям со спецслужбами, другими силовыми структурами, освоивших способы ведения боевых действий против иррегулярных формирований и оснащенных современными средствами вооруженной борьбы.

При этом вооруженные силы должны вступать в борьбу с терроризмом на совершенно определенных этапах: во-первых, когда террористические угрозы направлены непосредственно против вооруженных сил, их объектов или персонала; во-вторых, когда спецслужбам и правоохранительным органам необходимо содействие в решении специальных вопросов, находящихся в компетенции исключительно вооруженных сил; и, наконец, когда масштабы террористических угроз столь велики, что для противодействия им недостаточно возможностей спецслужб и правоохранительных органов3.

Основная сфера применения вооруженных сил относится к области силового противодействия терроризму. Вполне очевидно, что самыми решительными и жесткими силовыми мерами можно бороться только с проявлениями терроризма, но не с причинами, терроризм порождающими. Этому убедительное свидетельство — многолетний опыт Северной Ирландии, палестино-израильского противостояния, Центрально-Азиатского региона, российского Северного Кавказа. Попытки только силой и тем более военной разрешить клубок проблем и противоречий, обусловливающих нестабильность в странах и регионах, заведомо обречены на провал. Для решения проблемы необходимы скоординированные усилия всех государственных структур, не только применение силы, но, и это, пожалуй, главное, — задействование политических, социальных и экономических рычагов4.

Вооруженные силы используются в борьбе с терроризмом по целому ряду направлений. Так, Федеральный закон Российской Федерации № 35-ФЗ О противодействии терроризму от 6 марта 2006 года в статье 6 « Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом» четко регламентирует, что в борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для:

1) пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;

2) пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;

3) участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

4) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Упомянутый выше генерал армии В.П. Шкидченко, являясь Министром обороны Украины отмечал, исходя из структуры и состава вооруженных сил большинства государств, в первую очередь следует уделять внимание их разведывательным возможностям5.

Армейская разведка имеет специфические задачи, но ее силы и средства способны существенно повысить эффективность борьбы с терроризмом. Агентурная, радио- и радиотехническая, воздушная, артиллерийская, космическая и другие виды разведки, а также средства контроля коммуникаций связи могут быть источниками ценной информации о намерениях и действиях террористических организаций.

На второе место можно поставить силы для проведения специальных операций. Спектр целей и задач таких операций очень широк, но в интересах антитеррористической борьбы наибольший интерес представляют разведывательные, противодиверсионные, информационно-психологические и поисково-спасательные мероприятия. К проведению специальных операций могут привлекаться разведывательные, аэромобильные, десантно-штурмовые и другие части и подразделения. Примером могут служить американские войска специального назначения, которые уже более 30 лет выполняют характерные задачи, в том числе и в интересах антитеррористической борьбы.

Большое значение имеют также противовоздушная и противоракетная оборона. Средства воздушного нападения (в таком качестве могут быть использованы даже пассажирские самолеты) принадлежат к наиболее опасным с точки зрения возможного осуществления террористических акций, поэтому их своевременное обнаружение и, при необходимости, уничтожение являются важными и ответственными задачами6.

Вооруженные силы способны быстро готовить и высаживать на значительные расстояния воздушные и морские десанты, что может быть использовано для блокирования и уничтожения, особенно при поддержке авиации, любых группировок террористов. Существенными являются также возможности вооруженных сил по выявлению и уничтожению террористических групп, действующих на море (в том числе под водой).

Важными компонентами анти и контртеррористической борьбы являются радиационная, химическая и бактериологическая защита, радиоэлектронная и противоминная борьба, защита компьютерных сетей обмена информацией. Для выполнения всех этих задач вооруженные силы располагают достаточно эффективными силами и средствами.

Инженерные и железнодорожные войска также могут выполнять широкий круг задач по ликвидации последствий террористических акций и восстановлению нормального функционирования объектов и коммуникаций, пострадавших от террористического нападения.

Наконец, все имеющиеся в вооруженных силах средства огневого поражения могут использоваться для блокирования и уничтожения созданных для целей терроризма незаконных вооруженных формирований.

Примером комплексного использования возможностей вооруженных сил в сочетании с действиями спецслужб, экономическими, дипломатическими и пропагандистскими мероприятиями является широкомасштабная операция США и других государств антитеррористической коалиции, проведенная в Афганистане7.

Следует отметить, что действия армейских сил в контртеррористической операции весьма специфичны, их успех во многом будет зависеть от тщательности подготовки личного состава, четких и слаженных действий частей и подразделений и вышестоящих штабов. Особо следует подчеркнуть, что наибольшего эффекта борьба с силами террористов достигает лишь в тех случаях, когда войсковые операции проводятся в сочетании с оперативно-агентурными мероприятиями и достаточно четко координируются. В основе концепции борьбы с террористами лежит следующее: активному этапу борьбы предшествует подготовительный, осуществляемый задолго до начала активных действий. На всем его протяжении проводятся мероприятия, включающие защиту (охрану и оборону) территории и важных объектов, режимные и контрразведывательные мероприятия, действия по выявлению и уничтожению иррегулярных сил.

Это интересно:  Скидки на страховку осаго по стажу

Защита (охрана и оборона) территории ведется путем совместного контроля определенных зон ответственности войсковыми формированиями, как регулярными армейскими подразделениями, так и силами безопасности (внутренними войсками или их аналогами, жандармерией, военной полицией).

Важной составной частью борьбы с иррегулярными силами являются режимные и контрразведывательные мероприятия. Они проводятся для усиления контроля за гражданским населением, ограничения его передвижений и пребывания в определенных районах.

К режимным мерам относятся: регистрация гражданского населения и выдача соответствующих документов (пропусков, удостоверений, предписаний); запрет на передвижение в определенных районах; установление запретных зон и комендантского часа; проверка документов, удостоверяющих личность; контроль за производством, хранением и распределением оружия, взрывчатых веществ, продуктов питания и медикаментов.

Контрразведывательные мероприятия включают: агентурное проникновение в ряды террористов (повстанцев), захват и вербовка членов повстанческих террористических группировок; охрана секретной документации и введение цензуры; обеспечение секретности переговоров по техническим средствам связи; контроль за передвижением гражданского населения8.

Действия по выявлению и уничтожению иррегулярных сил включают разведку (агентурную, войсковую, воздушную, радио- и радиотехническую) и непосредственные боевые действия войск.

В ходе контртеррористических операций используются разные виды боевых действий: окружение; наступление с последующим переходом к преследованию; засады и налеты; штурмовые атаки боевыми вертолетами. Наиболее эффективным методом наступательных действий по ликвидации незаконных вооруженных формирований считается окружение, в ходе которого противнику отрезаются пути отхода, а затем его силы последовательно, по частям, уничтожаются. Когда местоположение повстанческих сил точно не установлено, в качестве предварительной меры используется прочесывание местности — сплошное, по участкам и направлениям. На границах зоны прочесывания, как правило, выставляют заслоны и устраивают засады. В ходе контртеррористических боевых действий принимаются все меры для того, чтобы застигнуть противника врасплох в районе его базирования, по нему наносится решительный удар, а затем организуется решительное преследование. Засады и налеты осуществляются в большинстве случаев как внутри зон, контролируемых противником, так и на подступах к ним.

Оборонительные действия в ходе контртеррористических операций, как показывает опыт, отличаются в известной степени от основных положений боевых уставов регулярных войск и ведутся с целью удержания военных и государственных объектов, коммуникаций, которые находятся в зонах (районах) ответственности соединений и частей, а также подготовки и проведения активных наступательных действий по разгрому (вытеснению) противника в пределах этих зон, снижению его активности.

Важная роль в борьбе с террористами отводится диверсионно-подрывной деятельности, включающей психологические операции, дезинформацию, проведение акций возмездия. Цель подобных действий — ослабить влияние вооруженного противника на местное население, запугать его, не дать возможности создать базу для возникновения массового движения сопротивления9.

Следует отметить, что ядром операционной безопасности является защита информации. Она направлена на предотвращение получения террористами сведений о планах и действиях войск. Планы осуществления операционной безопасности должны предусматривать ограничения на получение террористами информации из следующих источников; агентурной, радио- и фоторазведки.

При проведении контртеррористических операций весьма важно провести изоляцию района действия террористов от внешней помощи. Проблема изоляции района операций тесно связана с уничтожением баз террористов вне пределов национальной территории. По мнению военно-политического руководства Израиля, в этих случаях возможно несанкционированное нарушение суверенитета другого государства, как это имело место в случае освобождения захваченного израильского самолета в Уганде в 80-е годы. В наши дни израильские власти регулярно проводят массированные контртеррористические операции на территории Палестинской автономии для «ликвидации» инфраструктуры терроризма. В ходе одной из таких операций были подвергнуты нападению учреждения палестинской администрации, посажен под домашний арест глава Палестинской автономии, арестованы тысячи палестинцев по подозрению в причастности к терроризму10.

Уничтожение баз антиправительственных формирований на территории сопредельного Ирака без ведома его властей широко применялось Турцией при борьбе с курдами. В этом случае турецкие власти использовали поддержку стран НАТО, которые не разрешали иракской авиации действовать в районе иракского Курдистана. Но такая практика борьбы с базами на территории другого суверенного государства присуща не только странам, пользующимся высоким покровительством. Например, в апреле 2001 г. Иран нанес удар по шести базам группировки «Организация моджахедов иранского народа» (ОМИН), расположенным на иракской территории. Этот обстрел иранские власти мотивировали как ответ на теракты, совершенные этой организацией на территории страны. В результате погибло 3 человека (в том числе мирные иракцы), 23 получили ранение11. Следует отметить, что в 2006 году в рамках Федерального Закона РФ ФЗ № 35 « О противодействии терроризму» статья 10 «Выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации» определил, что Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством:

1) применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;

2) использования формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Современный терроризм, превратившись в военно-политическое явление мирового масштаба, потребовал массу новых подходов при разрешении данной проблемы. Соответственно, сложность этого явления предопределила необходимость комплекса мер политического, военного, социального, экономического и психологического характера,

Использование современными террористами самых последних достижений военной науки и техники обусловило использование в противоборстве вооруженных сил на самых ранних этапах анти- и контртеррористических действий. Стремление террористов захватить власть в отдельном государстве или его регионе, сепаратистские и иные экстремистские устремления, создание региональных военных конфликтов, действия незаконных вооруженных формирований стало повседневностью мировой жизни. Все это поставило вопрос о необходимости вооруженных сил при проведении контртеррористических операций. При этом деятельность Вооруженных Сил может быть эффективной только во взаимодействии армейских структур со спецслужбами и правоохранительными органами страны, при четко отработанной нормативно-правовой базе, регламентировавшей эту деятельность в рамках единой системы контртеррористической борьбы.

Грачев С.И, Колобов О.А., Корнилов А.А. Соединенные штаты Америки и международный терроризм/С.И. Грачев.- Н.Новгород: Институт стратегических исследований ННГУ, 1999.-С.134.

Право и безопасность № 4(5), декабрь 2002 г., С. 35.

Третьяков А.С. Противодействие международному терроризму: военные аспекты сотрудничества государств — участников СНГ/А.С. Третьяков // Международный терроризм в СНГ. Материалы «Круглого стола».- М. 2003.- С. 97.

Право и безопасность № 4(5), декабрь 2002 г., С. 35.

Основные принципы, организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. Применение Вооруженных Сил рф в борьбе с терроризмом

В современном мире преступления, повлекшие гибель лиц, пользующихся международной защитой, и ущемление интересов государств, рассматриваются как вызов международной и национальной безопасности. Убийство российских дипломатов в Ираке является еще одним актом проявления агрессии со стороны международного терроризма против Российской Федерации. Международные акты о борьбе с различными проявлениями терроризма требуют от государств-членов Организации Объединенных Наций применения сурового наказания к террористам, совершающим преступления против лиц, пользующихся международной защитой, другие террористические акты, в результате которых гибнут люди, нарушаются основы международного мира и безопасности, наносится ущерб суверенитету государств в части соблюдения и защиты основных прав и свобод их граждан. Вместе с тем на территориях отдельных государств международный терроризм не только не пресекается, но, более того, там созданы благоприятные условия для его существования.

В связи с этим, исходя из необходимости защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения приоритета защиты прав лиц, подвергающихся террористической опасности, осуществления принципа неотвратимости наказания за совершение террористических актов, охраны суверенитета Российской Федерации, учитывая общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации в области борьбы с международным терроризмом, был принят Федеральный закон «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г., который установил основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Это интересно:  Проверка страховки по вин коду

Правовую основу противодействия терроризму составляют: Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 г. № 153-ФЗ).

Основные принципы противодействия терроризму:

обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых и иных мер противодействия терроризму;

сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

приоритет мер предупреждения терроризма;

единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, практике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также составе их участников;

недопустимость политических уступок террористам;

минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма;

соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

В Федеральном законе «О противодействии терроризму» даны новые понятия:

Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных действий.

Террористическая деятельность– деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространении материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности, либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Террористический акт– совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (п. 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2006 г. № 153-ФЗ).

Противодействие терроризму– деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в т. ч. по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Контртеррористическая операция– комплекс специальных оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями сотрудничает вполне успешно. Только за последнее время многие из бандформирований и их руководители на территории России либо обезврежены, либо уничтожены.

В соответствии с данным Законом Президенту РФ расширены полномочия, в частности он:

определяет полномочия, направления государственной политики в области противодействия терроризму;

устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом. В Указе от 15.02.2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» в Российской Федерации создан и начал функционировать Национальный антитеррористический комитет во главе с Директором ФСБ Н. П. Патрушевым. На местах созданы оперативные штабы, которые функционируют в повседневном режиме. Возглавляют их руководители территориальных органов безопасности;

принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил РФ и подразделений спецназначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против РФ либо граждан РФ, или лиц без гражданства РФ, постоянно проживающих в РФ (ч. I в ред. Федерального закона от 27.07.2006 г. № 153-ФЗ).

определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;

организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию ликвидации последствий проявлений терроризма;

организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента РФ могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.

Применение Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с международными договорами и федеральными законами Российской Федерации могут осуществлять пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посред ством: применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за её пределами террористов и их баз; в использования формирований Вооружённых Сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористическои деятельности за пределами территории России. Решение о применении Boopyжёнными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за её пределами террористов и их баз принимает Президент Российской Федерации. Решение об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооружённых Сил Российской Фе дерации и других войск, применяемых для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности, принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Формирования Вооружённых Сил Российской Федерации, на правляемые за ппедепы территории Российской Федерации, комплектуются на дооровольнои основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Указанные военнослужащие проходят предварительную специальную подготовку. Обеспечение данных формирований материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Правительство Российской Федерации. Для ооеспечения деятельности формирований Вооруженных Сил Российской Федерации Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации принимает решение о нап равлении за пределы страны на добровольной основе гражданского персонала. Правительство Российской Федерации определяет районы действий указанного персонала, стоящие перед ним задачи, срок его пребывания за пределами страны, порядок замены, а также решает воп росы его обеспечения. Выводы 1) вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска могут привлекаться для участия в проведении контртеррористической oперации. 2) В соответствии с международными договорами и федеральными законами Вооруженные Силы Российской Федерации могут привлекаться для борьбы с терроризмом и за пределами территории своей стра Дополнительный материал к § 10 О проведении антитеррористических совместных учении Близ горола Байчен (Китайская Народная Республика) с 22 по 26 июля 2009 г. прошла активная фаза антитеррористических учений в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) «Мирная мис-сия-2009». В них приняли участие Вооруженные Силы Российской Федерации и Китайской Народной Республики (всего около 3 тыс. военнослужащих с той и с другой стороны, авиация, танки и другая боевая техника). Эти учения проводились третий раз. Первые учения прошли в августе 2005 г. гакже на территории КНР, возле гооода Циндао на берегу X лтого моря, куда высаживались морской и воздушный десанты Российской армии и флота, а также НОАК (Народно-освободительной армии Китая), всего 10 тыс. человек. Вторые учения прошли близ южноуральского города Чебаркуль с 9 по 17 августа 2007 г. В «Мирной миссии-2007» принимали участие Вооружённые Силы Российской Федерации, КНР, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана. В уральских учениях приняли участие 6,5 тыс. военнослужащих. По сценарию учений «Мирная миссия-2009» было предусмотрено проведение войсковой антитеррористической операции против «бандитов», захвативших населённый пункт и взявших в заложники мирных жителей — женщин, детей, стариков. Сценарий также предусматривал, что мирные переговоры, которые провели местные власти с террористами, закончились безрезультатно и требуется применение военной силы. Российские и китаиские офицеры, командовавшие войсками в ходе учения, смоделировали предстоящую операцию на компьютерах, картах, макете местности. Развитие событий было предусмотрено по восьми различным сценариям. Командир каждого воинского подразделения получил конкретную задачу. 26 июля состоялась собственно антитеррористическая операция. «Террористы» были блокированы в населённом пункте, их средства связи и управления были подавлены. Авиация и артиллерия нанесли удары по заранее выявленным и точно определи ным целям. На крыши захваченных домов был высажен десант, мирное население было выведено из-под огня. Населённый пункт был полностью зачищен от снайперов и гранатомётчиков, от мин и других взрывоопасных предметов и устройств. Российская и китайская стороны высоко оценили практические действия участников учений и важность полученного на них опыта взаимодействия. Совместные антитеррористические российско-китайские учения — это конкретный вклад в подготовку Вооружённых Сил Российской Федерации к совместному противодействию существующим в регионе угрозам безопасности.

Это интересно:  Что проверяют в военкомате в 16 лет

I. Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации

1. Основными тенденциями современного терроризма являются:

а) увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц;

б) расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями этнорелигиозного фактора;

в) усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение терроризма;

г) повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой;

д) усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности, в том числе транснациональной;

е) повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций;

ж) стремление субъектов террористической деятельности завладеть оружием массового поражения;

з) попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;

и) разработка новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших.

2. Возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации имеют определенные исторические предпосылки и связаны как с внутренними экономическими, политическими, социальными, межнациональными, конфессиональными противоречиями, так и с внешними, в том числе общими для всего мирового сообщества, террористическими угрозами.

3. Основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующими ему причинами и условиями, являются:

а) межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия;

б) наличие условий для деятельности экстремистски настроенных лиц и объединений;

в) недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму;

г) ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве Российской Федерации;

д) недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

4. Основными внешними факторами, способствующими возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации, являются:

а) попытки проникновения международных террористических организаций в отдельные регионы Российской Федерации;

б) наличие очагов террористической активности вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;

в) наличие в иностранных государствах лагерей подготовки боевиков для международных террористических и экстремистских организаций, в том числе антироссийской направленности, а также теологических учебных заведений, распространяющих идеологию религиозного экстремизма;

г) финансовая поддержка террористических и экстремистских организаций, действующих на территории Российской Федерации, со стороны международных террористических и экстремистских организаций;

д) стремление ряда иностранных государств, в том числе в рамках осуществления антитеррористической деятельности, ослабить Российскую Федерацию и ее позицию в мире, установить свое политическое, экономическое или иное влияние в отдельных субъектах Российской Федерации;

е) распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации;

ж) заинтересованность субъектов террористической деятельности в широком освещении своей деятельности в средствах массовой информации в целях получения наибольшего общественного резонанса;

з) отсутствие в международном сообществе единого подхода к определению причин возникновения и распространения терроризма и его движущих сил, наличие двойных стандартов в правоприменительной практике в области борьбы с терроризмом;

и) отсутствие единого антитеррористического информационного пространства на международном и национальном уровнях.

11. Основными задачами противодействия терроризму являются:

а) выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;

б) выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера;

в) привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

д) обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

е) противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.

17. Деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма планируется заблаговременно исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на решение следующих основных задач:

а) недопущение (минимизация) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами;

б) своевременное проведение аварийно-спасательных работ при совершении террористического акта, оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в его пресечении, а также лицам, пострадавшим в результате террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация;

в) минимизация последствий террористического акта и его неблагоприятного морально-психологического воздействия на общество или отдельные социальные группы;

г) восстановление поврежденных или разрушенных в результате террористического акта объектов;

д) возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим в результате террористического акта.

Вооруженные силы в борьбе с терроризмом: международные и внутригосударственные аспекты (Нигматуллин Р.В., Амиров Р.З.)

Дата размещения статьи: 02.04.2013

Таким образом, военно-силовое противодействие терроризму в условиях, когда террористические группы активно прибегают к различным формам вооруженной борьбы, представляет собой объективную необходимость. Однако следует помнить, что соответствующие меры позволяют бороться лишь с проявлениями терроризма, но не с его причинами. Деятельность современных государств показывает, что они нацелены на осуществление координации действий всех заинтересованных государственных структур, укрепление сотрудничества в рамках международных организаций, применение наряду с военными мерами комплекса мер политического, экономического, социального характера, направленных на искоренение причин терроризма.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, obg192.ru, lexandbusiness.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector