Реализация закона ее формы и методы обеспечения

В правовом обществе народ, с одной стороны, и государство — с другой, принимают на себя обязательство следовать праву. От­сюда проблема реализации права имеет две стороны и может быть рассматриваема по двум направлениям: следование праву со сто­роны органов государства и должностных лиц; осуществление права в поступках граждан, в деятельности их организаций и объ­единений. Исходной формой реализации права государством яв­ляется законодательствование. Принятие правовых законов, формулирование в законах правовых предписаний — самое труд­ное и самое благородное дело законодателей. Тем самым они ре­ализуют содержащиеся в общественных отношениях объективные по обстоятельствам и естественные по условиям места и времени требования, вытекающие из самой природы вещей.

Принятие подзаконных актов — уже вторичный процесс. Здесь в основном в форме конкретизации реализуется право, вы­раженное в законах. Хотя, конечно же, жизнь по-прежнему дает нампримеры того, как в подзаконных актах формулируются ис­ходные, первичные нормыправа, не имеющиесвоей основы в за­конах.В принципе и в нормальных условияхтакая практика под­лежит осуждению, поскольку отыскать право исформулировать его надлежащимобразом представляется возможным только в ходе совершенной парламентской деятельности в рамках опти­мальноорганизованного законодательногопроцесса. По причине пробельности законов и отсутствия норм в подзаконных актах, конкретизацией права занимаются такжевысшие судебные ин­станции, а встранах англосаксонской системы права судыво­обще. Можно по-разному оценивать форму реализацииправа су­дами,но факт остается фактом: в определенных ситуациях судьи «черпали»право непосредственно в жизни и даже конкурировали вэтом отношении с законодателем. По общему правилуосновной формой реализации права судьями и другими должностными ли­цами государства считается применение правовых норм, содер­жащихся взаконах и подзаконныхнормативных актах. Имен­но на этот момент и следует обратить внимание студентовюри­дического вуза.Если смотреть нареализацию правасо сторо­ныграждан, то было бы неверно не заметить их участияво всехотмеченныхформах и их самостоятельногов ряде случаев(на своем уровне) осуществления прав в области законодательствования, конкретизации и примененияправа. Назовем в качестве примеров:

1) решение какого-то вопроса референдумом, когда народное волеизъявление (нахождение права) закрепляется законом;

2) конкретизацию в рамках закона условий договора между предпринимателем и наемным работником;

3) возбуждение гражданиномпроизводства по делу частного обвинения.

Однако дляграждан наиболее характернавсе-таки реализация законодательных предписаний воли законодателя,выраженной в законах и подзаконных актах.Своего рода формой реализации волизаконодателя являетсятолкование нормативныхактовдолжностными лицами и гражданами. Акты толкования к закону ничего не добавляют, но они реализуют свободу субъектов соци­ального общения на интерпретацию воли, выраженной в норма­тивных актах. Все связанное с различием права и закона имеет практическое значение, скорее, для нормативной деятельности. Гораздо более широкий диапазон для юридической практики имеет деление форм реализации закона и иных нормативных актов государства. Именно о реализации права в объективном смысле и принято чаще всего говорить, хотя не исключается анализ реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников конкретных правовых отношений.

Реализация права в данном аспекте представляет собой дея­тельность, соответствующую выраженной в законе воле.Ее можно рассматривать как процесс и как конечный результат.

Как конечный результат реализация права означает достиже­ние полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий. Так, например, соглас­но нормам, регулирующим индивидуальную трудовую деятель­ность, граждане до начала занятий ею должны:

2) уплатить государственную пошлину за выдачу документа на разрешение;

3) получить регистрационное удостоверение или приобрести патент.

Только эти действия, а не какие-либо их эквиваленты и только в полном объеме будут обозначать реализацию требований закона. Реализацией права достигается тот результат, к которому зако­нодатель стремится и который, по его мнению, должен привести к какой-то полезной цели. Достижение последней (в нашем при­мере, скажем, развитие какого-то промысла, каких-то услуг) вы­ходит за рамки реализации права. Юриста интересуют лишь дей­ствия, которых требует закон.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны она представляет собой совершение определенными средствами в известной последовательности, в установленные сроки и в опре­деленном месте предусмотренных нормами права правомерных действий. С субъективной стороны реализация права характери­зуется отношением субъекта к реализуемым правовым требова­ниям, его установками и волей в момент совершения предписы­ваемых действий. Он может быть прямо заинтересованным в ре­ализации права, осуществлять нормы по долгу или из страха не­благоприятных последствий. Но главное в этом процессе — скру­пулезное следование образу действий, условиям места и времени их совершения. Реализация не состоится, если одно какое-либо из обязательных условий будет нарушено.

По разным основаниям выделяются разныеформы реализации правовых норм. Похарактеру правореализующих действий, обу­словленных содержанием правовой нормы, следует выделить четыре формы: соблюдение, исполнение, использование и примене­ние права (рис. 2).

Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом.

Исполнение требует активных действий, связанных с претво­рением в жизнь обязывающих предписаний.

Использование права направлено на осуществление правомо­чий лица, и, следовательно, по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение.

Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.

Классификация форм реализации законодательной воли в практическом отношении тесно связана с избранием методов обес­печения нормального процесса реализации правовых норм и до­стижения требуемых законодателем результатов.

Успех или неуспех перевода нормативных требований права в реальное поведение связан в конечном счете с созданием надле­жащей материальной базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением благоприятного морально-политического климата, организационными мерами и т.п. Вместе с тем большое значение имеет субъективная сторона процесса осуществления права и сред­ства прямого воздействия на волю и сознание людей. Если люди решительно отказываются повиноваться предъявленному требо­ванию, то последнее никогда не будет осуществлено в их поведе­нии. Поэтому государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у граждан, должностных лиц и коллективных субъ­ектов права потребность, желание или необходимость совершить предусмотренные в нормах права действия.

История знает два основных средства понуждения воли людей к реализации государственных велений — это обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-то благ.

В правовом государстве значительно меняются сфера и объем репрессивно-карательных и принудительных мер, открывается возможность своеобразного «самообеспечения» правовых предпи­саний. Цель права состоит в удовлетворении жизненных потреб­ностей людей. Поэтому должно устанавливаться принципиальное соответствие государственной воли с волей субъектов реализации права.

При таком условии глобальная перспектива состоит в посте­пенном отпадении необходимости специализированного государ­ственного принуждения. Само содержание права обусловливает добровольное повиновение со стороны подавляющего большинства граждан.

Однако «самообеспечение» норм права в обществе нельзя по­нимать упрощенно, нельзя не видеть также, что в определенные периоды развития ряда государств получили гипертрофированное использование методы командно-волевого, административного на­жима, принудительные и даже репрессивные методы. Заинтере­сованность участников общественных отношений состоит в реа­лизации принадлежащих им прав в сфере действия управомочивающих норм, а более широко — за пределами действия запретов, ограничений и обязывающих велений. Государство не обещает на­град за сам факт реализации управомочивающих норм. Тем более не грозит лишениями на случай отказа от реализации предостав­ленных прав. Содержание управомочивающих норм удовлетворя­ет волю их адресатов, а сам результат осуществления прав при­носит желаемые блага.

Это интересно:  Транспортный налог для ветеранов труда

При осуществлении обязывающих норм затрачиваются чело­веческие силы. В качестве определенной компенсации государство обещает какие-то блага. Исполнение обязанностей под угрозой воз­можно, но оно не будет качественным. Какой-то круг людей в об­ществе исполняет юридические обязанности по внутреннему убеж­дению, по чувству долга.

Правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их наруше­ния. Это могут быть лишение свободы, штраф, исправительные работы и др.

В целях обеспечения процесса реализации правовых норм ши­роко используются политические (например, средства партийного воздействия) и идеологические (пропаганда, убеждение) методы. Несмотря на департизацию государственного аппарата, большое значение они имеют в воздействии на должностных лиц и пред­ставителей власти. Но решающее значение имеет другое. За над­лежащее исполнение ими своих юридических обязанностей госу­дарство платит заработную плату. Неисполнение обязанностей влечет применение дисциплинарных взысканий, вплоть до уволь­нения с должности. Нарушение запретов образует состав долж­ностного преступления или проступка и наказывается в соответ­ствии с санкцией закона.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие реализации права, ее формы и методы обеспечения

Право выступает в качестве высшей социальной ценности лишь тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизни, реализуются в действия субъектов социального общения.

В правовом обществе народ, с одной стороны, и государство – с другой, принимают на себя обязательство следовать праву. Отсюда проблема реализации права имеет две стороны и может быть рассмотрена по двум направлениям:

  • – следование нраву со стороны органов государства и должностных лиц;
  • – осуществление права в поступках граждан, в деятельности их организаций и объединений.

Исходной формой реализации права государством является законотворчество.

Принятие правовых законов, формулирование в законах правовых предписаний – самое трудное и самое благородное дело законодателей. Тем самым они реализуют содержащиеся в общественных отношениях объективные по обстоятельствам и естественные по условиям места и времени требования, вытекающие из самой природы вещей.

Принятие подзаконных актов – уже вторичный процесс. Здесь в основном в форме конкретизации реализуется право, выраженное в законах. Хотя, конечно же, жизнь по-прежнему дает нам примеры того, как в подзаконных актах формулируются первичные нормы права, не имеющие своей основы в законах. В принципе и в нормальных условиях такая практика подлежит осуждению, поскольку отыскать право и сформулировать его надлежащим образом представляется возможным только в ходе совершенной парламентской деятельности в рамках оптимально организованного законодательного процесса.

По причине пробельности законов и отсутствия норм в подзаконных актах конкретизацией права занимаются также высшие судебные инстанции, а в странах англосаксонской системы права – суды вообще.

Можно по-разному оценивать такую форму реализации права судами, но факт остается фактом: в определенных ситуациях судьи черпали» право непосредственно в жизни и даже конкурировали в этом отношении с законодателем.

По общему правилу, основной формой реализации права судьями и другими должностными лицами государства считается применение правовых норм, содержащихся в законах и подзаконных нормативных актах.

Если смотреть на реализацию права со стороны граждан, то было бы неверно не заметить их участия во всех отмеченных формах и их самостоятельного в ряде случаев (на своем уровне) осуществления права в виде законотворчества, конкретизации и применения права.

В качестве примера здесь можно привести не только решение какого-то вопроса референдумом, когда народное волеизъявление (нахождение права) скрепляется законом, но и конкретизацию в рамках закона условий договора между предпринимателем и наемным работником, правоприменяющее возбуждение гражданином производства по делу частного обвинения.

Своего рода формой реализации нрава является толкование нормативных актов государством и гражданами. К самому праву акты толкования ничего не добавляют, но они реализуют свободу субъектов социального общения на интерпретацию выраженной ими в нормативных актах воли.

Все сказанное связано с различением права и закона и имеет практическое значение скорее для нормотворческой деятельности. Гораздо более широкий диапазон для юридической практики имеет деление форм реализации закона и иных нормативных актов государства.

Установление государством правовых норм не представляет самоцели. Принятие закона есть лишь начало всего дела. Главная же задача состоит в сосредоточении всех усилий на деловом, практическом осуществлении тех преобразований, которые уже стали законом, но не стали еще реальностью. Речь идет о реализации государственной воли, выраженной в правовой форме. Именно о реализации права в объективном смысле и принято чаще всего говорить, хотя тем самым и исключается анализ реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников конкретных правовых отношений.

Реализация права в данном аспекте представляет собой деятельность, согласную с выраженной в законе волей. Ее можно рассматривать как конечный результат и как процесс.

Как конечный результат реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий.

Так, согласно нормам, регулирующим индивидуальную трудовую деятельность, граждане до начала занятия ею должны:

  • – получить разрешение;
  • – уплатить государственную пошлину за выдачу документа на разрешение;
  • – получить регистрационное удостоверение или приобрести патент.

Только эти действия, а не какие-либо их эквиваленты, и только в полном наборе будут означать реализацию требований закона.

Реализацией права достигается тот результат, к которому законодатель стремится и который, по его мнению, должен привести к какой-то полезной цели. Достижение последней (в нашем примере, скажем, развитие какого-то промысла, каких-то услуг) выходит за рамки реализации права. Юриста интересуют лишь действия, которых требует закон.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны.

С объективной стороны она представляет собой совершение определенными средствами, в известной последовательности, в некоторые сроки и в некотором месте предусмотренных нормами права правомерных действий.

Субъективная сторона в реализации права характеризует отношение субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установки и волю в момент совершения предписываемых действий. Субъект может быть заинтересованным в реализации права, осуществлять правовые предписания из сознания общественного долга или из страха неблагоприятных последствий. Но главное в этом процессе – скрупулезное следование образу действий, условиям места и времени их совершения.

Реализация не состоится, если хотя бы одно из обязательных условий будет нарушено.

По разным основаниям выделяются разные формы реализации правовых норм.

С позиций уровня (глубины) реализации содержащихся в нормативных актах положений можно назвать три формы: — реализация общих установлений, содержащихся в преамбулах законов, в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности;

  • – реализация (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию;
  • – реализация конкретных правовых норм в конкретных правоотношениях.

По субъекту реализации права можно выделить две формы: индивидуальную и коллективную. Некоторые требования нельзя провести в жизнь иначе, как объединяясь друг с другом, выступая коллективным субъектом права.

По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы, следует выделить четыре формы: соблюдение, исполнение, использование и применение права.

Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом.

Исполнение требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний.

Это интересно:  178 указ президента рб

Использование права направлено на осуществление правомочий лица и, следовательно, по его усмотрению здесь могут иметь место как активное, так и пассивное поведение.

Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.

Классификация форм реализации права в практическом отношении тесно связана с избранием методов обеспечения нормального процесса реализации правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов. Уже по этой причине совершенно несостоятельны попытки проигнорировать теорию форм реализации права (возможно, по незнанию) и отождествлять применение права со всеми остальными формами.

Успех или неуспех перевода нормативных требований права в реальное поведение связан, в конечном счете, с созданием надлежащей материальной базы, научно- техническим и ресурсным обеспечением, установлением оптимального образа жизни, созданием благоприятного морально-политического климата, организационными мерами и т.п. Вместе с тем большое значение имеет субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю и сознание людей.

Сущность реализации права с субъективной стороны состоит в повиновении адресата норм права их требованиям. Если он решительно отказывается повиноваться предъявленному требованию, то последнее никогда не будет осуществлено в его поведении. Поэтому государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у граждан, должностных лиц и коллективных субъектов права потребность, желание или необходимость совершить предусмотренные в нормах права действия.

История знает два основных средства понуждения воли людей к реализации государственных велений – это обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-либо благ.

В правовом государстве значительно меняются сфера и объем репрессивно-карательных и принудительных мер, открывается возможность своеобразного «самообеспечения» правовых предписаний.

Цель права состоит в удовлетворении жизненных потребностей людей. Поэтому должно устанавливаться принципиальное соответствие государственной воли с волей субъектов реализации права. При таком условии глобальная перспектива видится в постепенном отпадении необходимости специализированного государственного принуждения. Само содержание права должно обусловливать добровольное повиновение со стороны подавляющего большинства граждан.

Однако «самообеспечение» норм права в обществе нельзя принимать упрощенно, нельзя не видеть также, что в определенные периоды развития ряда государств получили распространение гипертрофированные методы командно-волевого, административного нажима, собственно-принудительные и даже репрессивные методы.

Заинтересованность участников общественных отношений в реализации принадлежащих им прав проявляется в сфере действия управомочивающих норм, а более широко – за пределами действия запретов, ограничений и обязывающих велений. Государство не обещает наград за сам факт реализации управомочивающих норм. Тем более, не грозит лишениями на случай отказа от реализации предоставленных прав. Содержание управомочивающих норм удовлетворяет воле их адресатов, а сам результат осуществления прав приносит желаемые блага.

При осуществлении обязывающих норм затрачиваются человеческие силы. В качестве определенной компенсации государство обещает какие-то блага. Исполнение обязанностей под угрозой возможно, но оно не будет качественным. Какой-то круг людей в обществе исполняет юридические обязанности по внутреннему убеждению, по чувству долга.

Правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения. Это могут быть лишение свободы, штраф, исправительные работы и др.

В целях обеспечения процесса реализации правовых норм широко используются политические (например, средства партийного воздействия) и идеологические (пропаганда, убеждение, воспитание) методы. Большое значение они имеют в воздействии на должностных лиц и представителей власти.

Но решающее значение имеет другое. За надлежащее исполнение ими своих юридических обязанностей государство платит заработную плату. Неисполнение обязанностей влечет применение дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения с должности. Нарушение запретов образует состав должностного преступления или проступка и наказывается в соответствии с санкцией закона.

Реализация права: понятие, ее формы и методы обеспечения

Реализация права — осуществление в поведении субъектов права предписаний правовых норм.

В реализации права выражается внешнее поведение людей. Мотивы, воля, цели здесь не имеют юридического значения. Реализация права является завершающей стадией механизма правового регулирования, когда субъективные права и юридические обязанности воплощаются в реальном поведении людей.

В зависимости от критерия можно выделять различные формы реализации права.

По субъекту — индивидуальная и коллективная формы реализации.

По внешней стороне — действие и бездействие.

По характеру правореализующих действий — соблюдение, использование и применение права.

Рассмотрим подробнее последнюю классификацию.

Соблюдение — форма реализации права, при которой субъекты воздерживаются от совершения запрещенных нормами права действий.

Соблюдение права является пассивной формой осуществления обязанностей. Например, работник не нарушает установленные в правилах внутреннего трудового распорядка запреты.

Исполнение — совершение обязанной стороной в интересах уп-равомоченной указанных в нормах права действий.

Это активная форма осуществления обязанностей. Например, продавец по договору купли-продажи передает покупателю товар, а покупатель, в свою очередь, оплачивает товар. Назовем также, обязанность уплачивать налоги, защищать отечество, сохранять природу и окружающую среду. Обязанность признается исполненной, если она выполнена вовремя, в надлежащем месте и необходимым образом.

Использование (осуществление) права выражается в реализации возможностей, предоставляемых субъектам управомочивающими нормами права. Например, реализация права на образование, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на объединение в профессиональные союзы и др. Использование правомочий может осуществляться как через активное, так и пассивное поведение по усмотрению субъекта (например, неявка в день голосования на выборы по принципиальным мотивам).

Соблюдение, исполнение и использование норм права принято называть формами непосредственной реализации права, так как правовые предписания претворяются в жизнь самими участниками общественных отношений.

Реальная и полная реализация правовой нормы наступают лишь тогда, когда полностью будут реализовываться субъективные права и исполняться юридические обязанности. Поэтому методы обеспечения законности являются одновременно и методами, способствующими реальной реализации правовых предписаний. К тому же, необходима большая организаторская работа, содействующая устранению возможных препятствий на пути реализации гражданами, организациями, предоставленных прав, возложенных юридических обязанностей.

Специфической формой реализации права является применение нормы права, объемная характеристика которой будет дана при рассмотрении следующего вопроса.

Реализация закона, ее формы и методы обеспечения 417

В правовом обществе народ, с одной стороны, и государство — с другой, принимают на себя обязательство следовать праву. От­сюда проблема реализации права имеет две стороны и может быть рассматриваема по двум направлениям: следование праву со сто­роны органов государства и должностных лиц; осуществление права в поступках граждан, в деятельности их организаций и объ­единений. Исходной формой реализации права государством яв­ляется законодательствование. Принятие правовых законов, формулирование в законах правовых предписаний — самое труд­ное и самое благородное дело законодателей. Тем самым они ре­ализуют содержащиеся в общественных отношениях объективные по обстоятельствам и естественные по условиям места и времени требования, вытекающие из самой природы вещей.

Принятие подзаконных актов — уже вторичный процесс. Здесь в основном в форме конкретизации реализуется право, вы­раженное в законах. Хотя, конечно же, жизнь по-прежнему дает нампримеры того, как в подзаконных актах формулируются ис­ходные, первичные нормыправа, не имеющиесвоей основы в за­конах.В принципе и в нормальных условияхтакая практика под­лежит осуждению, поскольку отыскать право исформулировать его надлежащимобразом представляется возможным только в ходе совершенной парламентской деятельности в рамках опти­мальноорганизованного законодательногопроцесса. По причине пробельности законов и отсутствия норм в подзаконных актах, конкретизацией права занимаются такжевысшие судебные ин­станции, а встранах англосаксонской системы права судыво­обще. Можно по-разному оценивать форму реализацииправа су­дами,но факт остается фактом: в определенных ситуациях судьи «черпали»право непосредственно в жизни и даже конкурировали вэтом отношении с законодателем. По общему правилуосновной формой реализации права судьями и другими должностными ли­цами государства считается применение правовых норм, содер­жащихся взаконах и подзаконныхнормативных актах. Имен­но на этот момент и следует обратить внимание студентовюри­дического вуза.Если смотреть нареализацию правасо сторо­ныграждан, то было бы неверно не заметить их участияво всехотмеченныхформах и их самостоятельногов ряде случаев(на своем уровне) осуществления прав в области законодательствования, конкретизации и примененияправа. Назовем в качестве примеров:

Это интересно:  Закон о гражданской защите

1) решение какого-то вопроса референдумом, когда народное волеизъявление (нахождение права) закрепляется законом;

2) конкретизацию в рамках закона условий договора между предпринимателем и наемным работником;

3) возбуждение гражданиномпроизводства по делу частного обвинения.

Однако дляграждан наиболее характернавсе-таки реализация законодательных предписаний воли законодателя,выраженной в законах и подзаконных актах.Своего рода формой реализации волизаконодателя являетсятолкование нормативныхактовдолжностными лицами и гражданами. Акты толкования к закону ничего не добавляют, но они реализуют свободу субъектов соци­ального общения на интерпретацию воли, выраженной в норма­тивных актах. Все связанное с различием права и закона имеет практическое значение, скорее, для нормативной деятельности. Гораздо более широкий диапазон для юридической практики имеет деление форм реализации закона и иных нормативных актов государства. Именно о реализации права в объективном смысле и принято чаще всего говорить, хотя не исключается анализ реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников конкретных правовых отношений.

Реализация права в данном аспекте представляет собой дея­тельность, соответствующую выраженной в законе воле.Ее можно рассматривать как процесс и как конечный результат.

Как конечный результат реализация права означает достиже­ние полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий.

2) уплатить государственную пошлину за выдачу документа на разрешение;

3) получить регистрационное удостоверение или приобрести патент.

Только эти действия, а не какие-либо их эквиваленты и только в полном объеме будут обозначать реализацию требований закона. Реализацией права достигается тот результат, к которому зако­нодатель стремится и который, по его мнению, должен привести к какой-то полезной цели. Достижение последней (в нашем при­мере, скажем, развитие какого-то промысла, каких-то услуг) вы­ходит за рамки реализации права. Юриста интересуют лишь дей­ствия, которых требует закон.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны она представляет собой совершение определенными средствами в известной последовательности, в установленные сроки и в опре­деленном месте предусмотренных нормами права правомерных действий. С субъективной стороны реализация права характери­зуется отношением субъекта к реализуемым правовым требова­ниям, его установками и волей в момент совершения предписы­ваемых действий. Он может быть прямо заинтересованным в ре­ализации права, осуществлять нормы по долгу или из страха не­благоприятных последствий. Но главное в этом процессе — скру­пулезное следование образу действий, условиям места и времени их совершения. Реализация не состоится, если одно какое-либо из обязательных условий будет нарушено.

По разным основаниям выделяются разныеформы реализации правовых норм. Похарактеру правореализующих действий, обу­словленных содержанием правовой нормы, следует выделить четыре формы: соблюдение, исполнение, использование и примене­ние права (рис. 2).

Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом.

Исполнение требует активных действий, связанных с претво­рением в жизнь обязывающих предписаний.

Использование права направлено на осуществление правомо­чий лица, и, следовательно, по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение.

Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.

Классификация форм реализации законодательной воли в практическом отношении тесно связана с избранием методов обес­печения нормального процесса реализации правовых норм и до­стижения требуемых законодателем результатов.

Успех или неуспех перевода нормативных требований права в реальное поведение связан в конечном счете с созданием надле­жащей материальной базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением благоприятного морально-политического климата, организационными мерами и т.п. Вместе с тем большое значение имеет субъективная сторона процесса осуществления права и сред­ства прямого воздействия на волю и сознание людей. Если люди решительно отказываются повиноваться предъявленному требо­ванию, то последнее никогда не будет осуществлено в их поведе­нии. Поэтому государство использует ряд методов для того, чтобы сформировать у граждан, должностных лиц и коллективных субъ­ектов права потребность, желание или необходимость совершить предусмотренные в нормах права действия.

История знает два основных средства понуждения воли людей к реализации государственных велений — это обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-то благ.

В правовом государстве значительно меняются сфера и объем репрессивно-карательных и принудительных мер, открывается возможность своеобразного «самообеспечения» правовых предпи­саний.

При таком условии глобальная перспектива состоит в посте­пенном отпадении необходимости специализированного государ­ственного принуждения. Само содержание права обусловливает добровольное повиновение со стороны подавляющего большинства граждан.

Однако «самообеспечение» норм права в обществе нельзя по­нимать упрощенно, нельзя не видеть также, что в определенные периоды развития ряда государств получили гипертрофированное использование методы командно-волевого, административного на­жима, принудительные и даже репрессивные методы. Заинтере­сованность участников общественных отношений состоит в реа­лизации принадлежащих им прав в сфере действия управомочивающих норм, а более широко — за пределами действия запретов, ограничений и обязывающих велений. Государство не обещает на­град за сам факт реализации управомочивающих норм. Тем более не грозит лишениями на случай отказа от реализации предостав­ленных прав. Содержание управомочивающих норм удовлетворя­ет волю их адресатов, а сам результат осуществления прав при­носит желаемые блага.

При осуществлении обязывающих норм затрачиваются чело­веческие силы. В качестве определенной компенсации государство обещает какие-то блага. Исполнение обязанностей под угрозой воз­можно, но оно не будет качественным. Какой-то круг людей в об­ществе исполняет юридические обязанности по внутреннему убеж­дению, по чувству долга.

Правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий в случае их наруше­ния. Это могут быть лишение свободы, штраф, исправительные работы и др.

В целях обеспечения процесса реализации правовых норм ши­роко используются политические (например, средства партийного воздействия) и идеологические (пропаганда, убеждение) методы. Несмотря на департизацию государственного аппарата, большое значение они имеют в воздействии на должностных лиц и пред­ставителей власти. Но решающее значение имеет другое. За над­лежащее исполнение ими своих юридических обязанностей госу­дарство платит заработную плату. Неисполнение обязанностей влечет применение дисциплинарных взысканий, вплоть до уволь­нения с должности. Нарушение запретов образует состав долж­ностного преступления или проступка и наказывается в соответ­ствии с санкцией закона.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, vuzlit.ru, studepedia.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector