Регулярные платежи за пользование недрами 2020

оценки месторождений полезных ископаемых

шельфе Российской Федерации и в

исключительной экономической зоне

Российской Федерации, а также за

пределами Российской Федерации на

территориях, находящихся под

юрисдикцией Российской Федерации

ископаемых всех видов

Неметаллические полезные ископаемые, 27 90

уголь, горючие сланцы и торф

Прочие твердые полезные ископаемые 20 50

Подземные воды 30 90

2. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях разведки

шельфе Российской Федерации и в

исключительной экономической зоне

Российской Федерации, а также за

пределами Российской Федерации на

территориях, находящихся под

юрисдикцией Российской Федерации

ископаемых всех видов

3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при строительстве

и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных

Хранение нефти и газоконденсата 3,5 5

(рублей за 1 тонну)

Хранение природного газа и гелия 0,2 0,25

Сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в составпрочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в течение года равными долями.

3. Размеры регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются соглашениями о разделе продукции в пределах, установленных настоящей статьей.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силуФедерального законаО соглашениях о разделе продукции», применяются условия исчисления и уплаты регулярных платежей, установленные указанными соглашениями.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных после вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и до вступления в силу настоящей статьи, уплата регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания каждого такого соглашения.

4. Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

Порядок и условиявзимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а суммы указанных платежей направляются в федеральный бюджет.

5. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии сбюджетным законодательствомРоссийской Федерации.

6. Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы Федеральной налоговой службы и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной властив области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами поформам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Статья 43. Регулярные платежи за пользование недрами

1. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).

В целях настоящей статьи к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:
1) пользование недрами для регионального геологического изучения;
2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
3) исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;
3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

2. Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части участка недр. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:
по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, — за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов;
по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, — за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, в отношении участков недр местного значения уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, в следующих пределах:

3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при
строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых

Сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в течение года равными долями.

3. Размеры регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются соглашениями о разделе продукции в пределах, установленных настоящей статьей.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», применяются условия исчисления и уплаты регулярных платежей, установленные указанными соглашениями.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных после вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и до вступления в силу настоящей статьи, уплата регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания каждого такого соглашения.

4. Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а суммы указанных платежей направляются в федеральный бюджет.

5. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной и налоговой деятельности, по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр.

Это интересно:  Юрист по трудовым спорам

Регулярные платежи за пользование недрами

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 м), используемых по целевому назначению.

1 акие платежи взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации на ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, а за пределами Российской Федерации — на территориях, находящихся под юрисдикцией России, а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором.

К строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются с пользователей недр, осуществляющих:

  • • пользование недрами для регионального геологического изучения;
  • • пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;
  • • пользование недрами для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
  • • разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
  • • разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом возвращенной части лицензионного участка.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за 1 км 2 площади участка недр. Правительство РФ утверждает минимальный и максимальный размеры ставки регулярного платежа за пользование недрами. Конкретный размер ставки регулярного платежа (в пределах, предусмотренных Правительством РФ) за пользование недрами на территории субъекта Федерации определяется его исполнительным органом государственной власти по представлению территориального органа в области управления государственным фондом недр отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами. В случае если конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами не определен исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, он принимается равным максимальному размеру ставки регулярного платежа за пользование недрами, определенному Правительством РФ.

Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в ее исключительной экономической зоне, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под ее юрисдикцией, устанавливаются Правительством РФ и зачисляются в федеральный бюджет.

Размеры регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются соглашениями о разделе продукции в пределах, установленных Правительством РФ.

Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально в порядке, установленном Правительством РФ. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

В настоящее время применяются предельные уровни регулярных платежей за право на добычу полезных ископаемых, введенные постановлением Правительства РФ от 28 октября 1992 г. № 828, которым было утверждено Положение о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна (с изм. и доп. от 22 августа 1998 г.) 1 , а также постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1212 “Об изменении предельного уровня регулярных платежей за право на добычу угля” [1] [2] , действие которого постановлением Правительства РФ от 26 мая 1997 г. № 639 “О стабилизации работы предприятий сланцевой промышленности” с 1 мая 1997 г. распространено и на добычу горючего сланца [3] .

Платежи за право на пользование недрами включают платежи за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку, разработку, за право на использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств, а также за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Платежи за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна производят все предприятия, организации, объединения, иные юридические лица, независимо от форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, и иностранные юридические лица, а также физические лица, в том числе иностранные, осуществляющие поиск, разведку, добычу полезных ископаемых или иное пользование недрами на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны. Платежи при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, вносятся организацией, непосредственно осуществляющей это строительство, с последующим возмещением их заказчиком за счет сметы на строительство.

Минимальная ставка платежа за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых составляет 1% договорной (сметной) стоимости указанных работ, максимальная — 2%. Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископаемого, экономико-географических условий района и определяется по результатам конкурсов или аукционов органами, предоставляющими лицензию на право ведения указанных работ. При площадном характере работ по поискам и оценке месторождений полезных ископаемых размер платежа за право их проведения определяется в зависимости от удельных платежей за 1 км 2 площади в год. Удельные платежи за 1 км 2 площади в год рассчитываются путем деления ставки платежа (1 — 2% общей стоимости работ) на площадь выделенной территории и срок работы в годах. Г 1ри возврате пользователем недр части опоискованной площади он освобождается от дальнейшей платы за нее.

Платежи за право на разведку месторождений полезных ископаемых взимаются на тех же условиях, что и за право на поиски и оценку месторождений. Минимальная ставка платежа за право на разведку составляет 3% годовой сметной стоимости работ, максимальная — 3%. Конкретный размер платежа определяется органами, предоставляющими лицензию по результатам конкурсов или аукционов. Платежи за право на разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются. Платежи за право на поиски и разведку месторождений полезных ископаемых включаются в издержки поисковых или разведочных работ. При продлении срока пользования недрами для завершения поисковых и разведочных работ размер ранее установленных платежей увеличивается в 1,3 раза.

Платежи за право на добычу полезных ископаемых осуществляются в форме регулярных платежей с начала добычи в течение срока реализации предоставленного права.

1 1ри предоставлении совмещенной лицензии на условиях предпринимательского риска, включающей поиски, разведку и добычу полезных ископаемых, платежи осуществляются в форме регулярных платежей отдельно за право ведения каждого вида работ с учетом степени предпринимательского риска.

В качестве условия взимания платежей за право на добычу полезных ископаемых вводятся предельные уровни регулярных платежей согласно приложению 1 к названной Инструкции, в пределах которых и устанавливается конкретный платеж по каждому месторождению в порядке, определенном при выдаче лицензии и предусматривающем участие соответствующих ведомств. Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому месторождению с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества запасов, природно-географических и горнотехнических условий, состояния и периода разработки месторождения, оценки риска пользователей недр и рентабельности разработки месторождения и устанавливаются по результатам конкурсов или аукционов органами, предоставляющими лицензию.

Регулярные платежи определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом погашаемых в недрах запасов полезных ископаемых и включаются в себестоимость его добычи. Количество погашенных в недрах полезных ископаемых определяется как сумма добытых (извлеченных из недр) и потерянных в недрах. В расчет платежей за право на добычу полезного ископаемого горнодобывающих предприятий входит объем добычи полезного ископаемого и потерь при добыче.

Потери при добыче минерального сырья могут быть нормативные и сверхнормативные. К нормативным потерям полезного ископаемого при добыче относятся потери, технологически связанные с принятой схемой и системой разработки месторождения согласно утвержденному техническому проекту. Расчетная величина нормативных потерь определяется в процентах от величины погашаемых запасов. Нормативные потери устанавливаются в планах развития горных работ по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку и т. и.) на год и согласовываются в установленном порядке с органами Госгортехнадзора России. Объем фактических потерь определяется маркшейдерской, геологической и технологической службами предприятий не менее одного раза в год.

Объемы нормативных (проектных) потерь полезного ископаемого, заключенного в предохранительных целиках, предусмотренных в технических проектах для охраны зданий, сооружений, природных объектов, магистральных нефтегазопроводов, продуктопроводов, железных дорог и других объектов от вредного влияния горных работ, в охранных целиках у геологических нарушений и подземных водных объектов, согласованные с органами Госгортехнадзора России, при расчете платежей за право пользования недрами не учитываются. Оплате подлежат только объемы добытого полезного ископаемого из этих целиков. Сверхнормативные потери полезных ископаемых определяются как разность между фактическими и нормативными (плановыми) потерями, установленными в планах развития горных работ по каждой выемочной единице.

Это интересно:  Обучение по охране труда образование

На предприятиях, где ведется прямое определение объемов потерь и добытых полезных ископаемых, плата за право на добычу полезных ископаемых и за сверхнормативные потери производится (помесячно, поквартально) с учетом фактически допущенных потерь. На предприятиях, где имеется только расчетное (косвенное) определение потерь и добычи полезного ископаемого, размер (помесячно, поквартально) платы за право на пользование недрами определяется с учетом соответствующего установленного норматива потерь с последующей корректировкой по фактическим потерям в целом за год.

При эксплуатации нефтяных, газоконденсатных, нефтегазовых месторождений сверхнормативными потерями нефти, конденсата, природного и растворенного газа являются их расход сверх расчетных технологических расходов на собственные нужды, а также потери, не предусмотренные в проектах разработки и обустройства месторождений, газа и конденсата (прорывы трубопроводов, открытое фонтанирование, неисправность и негерметичность промыслового и резервуарного оборудования). В случае появления сверхнормативных потерь недропользователь обязан внести платежи за объем утерянных нефти, газа и конденсата сверх расчетных показателей в двойном размере из прибыли. Потери попутного (растворенного) газа при добыче нефти в пределах, установленных Минэнерго России по согласованию с Госгортехнадзором России (процент утилизации), относятся к нормативным потерям. Потери попутного (растворенного) газа сверх установленного предела (процент утилизации) относятся к сверхнормативным потерям.

Платежи за сверхнормативные потери осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении пользователя недр. Размер платежей за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых увеличивается в 2 раза по сравнению с нормативными отчислениями.

Размеры платежей за право на пользование недрами при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых и минеральной воды устанавливают республики в составе Российской Федерации, края, области и автономные образования. Платежи за право на использование отходов в горнодобывающих и перерабатывающих производствах устанавливаются в том случае, если это использование осуществляется по самостоятельной лицензии, в размере 25—50% платежей за право на добычу соответствующих полезных ископаемых.

К минеральному сырью, по которому производятся платежи, относятся все виды полезных ископаемых, из запасов месторождения в пределах горного отвода, указанных в лицензии. Недропользователи производят плату за право на добычу полезного ископаемого за все добытое ими минеральное сырье как за основное, так и за попутные компоненты, учтенные Государственным балансом полезных ископаемых и указанные в лицензии, при наличии в стране промышленной технологии их извлечения при переработке, а для иностранных участников — при возможной у них промышленной технологии их извлечения при переработке. В случае неиз- влечения или частичного извлечения из основного полезного ископаемого части попутных полезных компонентов, указанных в лицензии, и направления добытого минерального сырья на дальнейшую переработку другим самостоятельным предприятиям, которые производят реализацию извлеченных при переделе попутных компонентов, недропользователи могут включать дополнительно в размер отпускной цены минерального сырья, направленного на переработку, затраты, равные платежам недропользователя за право добычи неизвлеченных попутных компонентов, исходя из расчета среднеотраслевой стоимости их реализации.

В состав платы за право пользования недрами при добыче отдельных полезных ископаемых может включаться стоимость кондиционных подземных вод, извлекаемых из недр, или вод, не извлекаемых из недр, но ухудшивших свое качество при добыче полезного ископаемого. Определение размера конкретного дополнительного платежа за подземные воды осуществляют органы, выдавшие лицензию, с учетом затрат, необходимых для выполнения работ по восстановлению качества воды и восполнению эксплуатационных запасов (очистка вод, бурение гидрогеологических скважин ит. п.).

Стоимость добытого минерального сырья с учетом погашенных в недрах запасов исчисляется по ценам реализации товарной продукции (без учета налога на добавленную стоимость), действующим на момент определения суммы, а именно: по нефти, включая газовый конденсат, — исходя из цены реализации предприятием без отчислений в фонд ценового регулирования и акциза;

по природному газу — исходя из регулируемых оптовых цен предприятия (до введения свободных цен);

по углю (сланцу) — исходя из цен предприятия (за исключением дотации из бюджета на возмещение разницы между оптовой и расчетной ценой);

по драгоценным металлам, драгоценным камням и природным алмазам — по расчетным ценам, определяемым в установленном порядке;

по другим полезным ископаемым — исходя из сложившихся свободных цен реализации.

Стоимость поисковых и разведочных работ, стоимость строительства подземных сооружений и стоимость предоставленных услуг при их эксплуатации исчисляются от сметной стоимости проектов без учета налога на добавленную стоимость. После окончания поисковых и разведочных работ и строительства подземных сооружений размер платежей за право на пользование недрами корректируется с учетом их фактической стоимости.

В случае реализации пользователем недр части минерального сырья или продуктов его технологического передела по прямому обмену или для экспортных поставок в общую стоимость минерального сырья для определения размера платежей включаются также стоимость экспортных поставок в иностранной валюте или рублях (для рублевой зоны) и стоимость сырья по прямому обмену, оцениваемые по рыночному курсу на аналогичное сырье или продукты его передела на момент их реализации, за вычетом экспортных пошлин, акцизов, отчислений в фонд ценового регулирования Министерства финансов РФ и расходов на оплату услуг за транспортировку нефти на экспорт и валютных отчислений на нужды нефтепроводного транспорта Российской Федерации в установленных Минэнерго Рбссии размерах.

При реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья (концентраты, окатыши, металлы и т. д.) размер платежей корректируется понижающим коэффициентом, определяемым отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела. К себестоимости добытых полезных ископаемых относятся все затраты по их добыче, транспортировке и первичной переработке.

Плательщики в сроки, установленные для уплаты налогов за отчетный период, представляют налоговым органам по месту пользования недрами, а в копии — по месту своего нахождения расчет платы за право на пользование недрами в соответствии с лицензией, составляемый нарастающим итогом.

Правильность исчисления сумм платежей за право на пользование недрами проверяется непосредственно на предприятиях инспекторами государственных налоговых инспекций и органов Федерального горного и промышленного надзора России. В их функции входит проверка соответственно соблюдения установленного порядка расчета платежей и технической обоснованности исходных данных. Сроки, порядок и выбор объектов проверки определяют руководители налоговых инспекций.

В целях определения порядка проверки правильности исчисления сумм платежей за право на пользование недрами постановлением 1 Осгортехнадзора России от 10 декабря 1998 г. № 76 утверждены Методические указания по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами. Me’ годические указания устанавливают требования к порядку определения геолого-маркшейдерских и горнотехнических исходных данных для расчетов платежей при пользовании недрами, а также к осуществлению контроля за достоверностью этих данных применительно к добыче различных видов минерального сырья. Методические указания предназначены для органов государственного горного надзора и государственных налоговых инспекций.

Ко нтроль органов Госгортехнадзора России за геолого-маркшейдерскими и горнотехническими исходными данными для расчетов платежей при пользовании недрами осуществляется во взаимодействии с государственными налоговыми инспекциями, органами государственного геологического контроля и относится к приоритетным направлениям контрольной деятельности. На горнодобывающих предприятиях, имеющих сложную технологию добычи и переработки минерального сырья, решение спорных вопросов обоснования расчетов платежей применительно к условиям конкретных месторождений и предприятий может согласовываться с соответствующими территориальными органами Госгортехнадзора России, Министерства РФ по налогам и сборам и Минприроды России.

Под добытыми полезными ископаемыми, а также фактически добытыми полезными ископаемыми понимаются:

  • • твердые полезные ископаемые, выданные из недр на поверхность при подземной разработке месторождения, вывезенные из карьера (разреза) на открытых горных работах и прошедшие первичную обработку, но без учета пород, разу- боживающих полезное ископаемое, если они не были включены в подсчет запасов;
  • • драгоценные металлы после аффинажного производства;
  • • драгоценные камни после первичной переработки, включая сортировку, первичную классификацию и первичную оценку;
  • • нефть, газ (газовый конденсат), поднятые на поверхность и прошедшие первичную обработку (подготовку);
  • • подземные воды, поднятые на поверхность и прошедшие в необходимых случаях первичную обработку (подготовку), за исключением попутно извлекаемых при добыче нефти и газа вод, закачиваемых для поддержания пластового давления и сбрасываемых в поглощающие скважины;
  • • полезные ископаемые, полученные с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ, включая выщелачивание, дражную и гидравлическую разработку россыпных месторождений, подземную газификацию и выплавление, либо перерабатывающих технологий, отнесенных при лицензировании пользования недрами к специальным видам добычных работ, включая добычу полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения и др.

В Методических указаниях дается также определение первичной обработки полезных ископаемых. Продукцией более высокой степени технологического передела считается продукция, получаемая в результате переработки добытых полезных ископаемых, за некоторыми исключениями.

Это интересно:  Регистрация садового домика в 2020 году

Под потерями полезных ископаемых при добыче понимается часть балансовых запасов полезных ископаемых, не извлеченная из недр при разработке месторождения, полезные ископаемые, добытые и направленные в породные отвалы, оставленные в местах складирования, погрузки, первичной обработки (подготовки), на транспортных путях горного производства, для случаев добычи нефти и газа — потери при подготовке извлеченной из недр нефти и газа, а в особых случаях также потери при первичной переработке минерального сырья. В соответствии со ст. 1 Федерального закона “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” потери драгоценных металлов и камней при их первичной переработке отнесены к потерям полезных ископаемых при добыче.

Запасы полезных ископаемых, не извлеченные из недр при разработке месторождения по причинам утраты промышленного значения, неподтверждения при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения, а также заключенные в предохранительных целиках, предусмотренных техническими проектами для охраны зданий, сооружений и природных объектов, в согласованных с органами государственного горного надзора охранных целиках у геологических нарушений и водных объектов, в случае их своевременного списания в установленном порядке с учета организации по добыче полезных ископаемых в потери полезных ископаемых при добыче не включаются.

К сверхнормативным потерям полезных ископаемых при добыче относятся потери, превышающие нормативы, устанавливаемые в составе ежегодных планов горных работ, согласованных с органами Госгортехнадзора России. В связи с этим потери, допущенные за период работ по добыче полезных ископаемых без согласованных годовых планов развития горных работ (годовых программ работ), а в особых случаях и при ведении работ по переработке минерального сырья, являются сверхнормативными потерями.

Нормативы потерь полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов подлежат согласованию с органами государственного горного надзора для всех технологических переделов предприятий по переработке минерального сырья. Под нормативными потерями полезных ископаемых при добыче понимаются фактические потери в пределах устанавливаемых по согласованию с органами Госгортехнадзора России нормативов потерь.

Учет добычи и потерь полезных ископаемых осуществляется в соответствии с установленным порядком ведения геолого-маркшейдерского учета запасов полезных ископаемых и отражается в формах государственного федерального статистического наблюдения. Учет твердых полезных ископаемых ведется, как правило, по данным маркшейдерских замеров объемов (массы) и геологического опробования полезных ископаемых по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку, уступу, залежи и др.), осуществляемых не реже одного раза в год геолого-маркшейдерской службой пользователя недр.

В случаях, когда при добыче полезных ископаемых прямое определение потерь невозможно, а полная отработка выемочной единицы к концу отчетного года не закончена, количество потерянных полезных ископаемых определяется условно по установленному для данной выемочной единицы нормативу потерь и количеству добытых из нее полезных ископаемых. Окончательное количество потерянных полезных ископаемых но выемочной единице определяется после ее полной отработки.

Учет добычи и потерь нефти и газа ведется по данным учета на скважинах и на пунктах первичной обработки (подготовки) углеводородов на основании согласованных с органами Госгортехнадзора России методик. Учет добычи и потерь подземных вод (минеральных, теплоэнергетических, промышленных) ведется по данным контрольно-измерительной аппаратуры. I 1рименяемая аппаратура выбирается при составлении технологической схемы.

Разногласия по вопросам определения геолого-маркшейдерских и горнотехнических исходных данных для расчетов платежей рассматриваются совместно органами государственного горного надзора и государственными налоговыми инспекциями. Споры разрешаются в установленном законодательством порядке.

Вопросы контроля за обоснованиями платежей при пользовании недрами входят в число обязательных вопросов, рассматриваемых при комплексном обследовании предприятий и проверках геолого-маркшейдерского обеспечения горных работ, а также при рассмотрении и согласовании годовых планов развития горных работ. Работа органов 1 осгортехнадзора России с государственными налоговыми инспекциями осуществляется па основании соглашений о взаимодействии. Соглашение о взаимодействии должно содержать взаимные обязательства о порядке и формах взаимодействия органов Госгортехнадзора России и налоговых инспекций и, в частности, предусматривать:

  • • передачу в государственную налоговую инспекцию ежегодных планов работы управления округа для организации совместных проверок;
  • • представление в государственную налоговую инспекцию сведений о выявленных случаях сокрытия или представления неверной информации об объемах добытого минерального сырья, о его сверхнормативных потерях;
  • • совместные с государственной налоговой инспекцией проверки горных предприятий;
  • • совместное с государственной налоговой инспекцией рассмотрение спорных вопросов, возникающих при контроле за платежами при пользовании недрами в части их геолого-маркшейдерских и горнотехнических обоснований, проведение семинаров.

Органы государственного горного надзора и государственные налоговые инспекции в соглашениях о взаимодействии в пределах своей компетенции предусматривают содействие организации на горнодобывающих предприятиях эффективного геолого-маркшейдерского учета добычи минерального сырья.

При согласовании годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) следует обращать особое внимание на: непревышение нормативов потерь полезных ископаемых уровней потерь, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами;

соответствие применяемых при расчетах ставок и льгот условиям лицензий на пользование недрами;

соответствие объемов добычи и сверхнормативных потерь, включенных в расчеты платежей за предыдущий период, фактическим объемам добычи и сверхнормативных потерь;

обоснованность геолого-маркшейдерских и горнотехнических данных, включаемых в расчеты платежей при пользовании недрами;

правомерность применения понижающего коэффициента в части геолого-маркшейдерского и горнотехнического обоснования платежей при пользовании недрами и отнесения минерального сырья к продукции более высокой степени технологического передела;

соответствие геолого-маркшейдерского учета добычи полезных ископаемых и их потерь действующим нормативным требованиям;

выполнение ранее выданных предписаний органов Госгортехнадзора России по устранению нарушений законодательства о недрах и налогового законодательств.

При установлении графика согласования годовых планов развития горных работ недропользователям даются разъяснения о том, что все потери полезных ископаемых при добыче, допущенные в период работы без согласованных нормативов потерь, относятся к сверхнормативным потерям и подлежат налогообложению в двойном размере. Уточнение геолого-маркшейдерских и горнотехнических исходных данных для расчетов платежей при пользовании недрами применительно к конкретным условиям горнодобывающих предприятий осуществляется при согласовании годовых планов развития горных работ (годовых программ работ).

При проверках горнодобывающих предприятий особое внимание уделяется правильности оплаты сверхнормативных потерь, неиспользуемых, но стоящих на государственном учете попутных полезных ископаемых и компонентов, применения установленных льгот и другим вопросам экономического стимулирования рационального и комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов.

По результатам проверки органами государственного горного надзора предприятиям выдается акт-предписание с конкретными сроками устранения выявленных нарушений.

Предложения по дополнению условий лицензий на пользование недрами в части геолого-маркшейдерских и горнотехнических обоснований, уточнению условий взимания платежей при пользовании недрами, применению налоговых льгот, стимулирующих рациональное и комплексное использование минеральных ресурсов, а также по изъятию лицензий на пользование недрами у недропользователей, нарушающих требования законодательства о недрах и налогового законодательства, направляются по результатам контрольной работы органами государственного горного надзора в исполнительные органы субъектов Федерации и территориальные органы Министерства природных ресурсов РФ.

Кто и как рассчитывает регулярные платежи за пользование недрами

Кто рассчитывает

Кто именно рассчитывает регулярные платежи, зависит от категории недропользователя. То есть от того, работает организация на основании лицензии или на основании соглашения о разделе продукции.

Для организаций, которые подписали соглашение о разделе продукции, размер регулярных платежей рассчитывают Роснедра. Ведомство в соглашении установит годовую сумму платежа. Организация же делит его на четыре равные части и ежеквартально перечисляет их в бюджет .

Обладатели лицензий размер платежа рассчитывают сами. Он зависит от годовой ставки и облагаемого объекта ( размера участка недр ).

Как рассчитать

Размер площади участка недр, принимаемой в расчет регулярного платежа, зависит от этапа работ, которые проводит недропользователь.

Если организация проводит разведку месторождений, облагаемую площадь участка недр рассчитайте так:

На этапе поиска и оценки месторождений полезных ископаемых расчет производите по формуле:

Сумму регулярного платежа, который нужно перечислить за квартал, определяйте следующим образом:

Ситуация: как рассчитать регулярный платеж за квартал, в середине которого организация лицензию получила или срок ее действия истек?

Регулярный платеж рассчитайте так же, как обычно, – за полные три месяца квартала.

Исключение из расчета дней и месяцев, не входящих в период действия лицензии, законом не предусмотрено. Правила расчета и перечисления регулярных платежей указывают лишь на единственный порядок – квартальные суммы нужно платить равными долями в размере четверти годового платежа.

Рассчитанную сумму регулярного платежа перечислите в бюджет. Подробнее об этом см. Как перечислить платежи за пользование недрами в бюджет .

Пример расчета регулярных платежей за пользование недрами

Площадь участка недр по лицензии составляет 60 кв. км. Площадь запасов на участке, установленных и учтенных государственным балансом, равна 17,92 кв. км. Горноотводные акты не оформлялись.

Статья написана по материалам сайтов: laws.gk-rf.ru, studref.com, nalogobzor.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector