Соборное уложение 1649 года статьи с переводом

О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было

1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе и в его государьских полатах, не опасаючи чести царского величества, кого обесчестит словом, а тот, кого он обесчестит, учнет на него государю бити челом о управе, и сыщется про то допряма, что тот, на кого он бьет челом, его обесчестил, и по сыску за честь государева двора того, кто на государеве дворе кого обесчестит, посадити в тюрму на две недели, чтобы на то смотря иным неповадно было впередь так делати. А кого он обесчестит, и тому указати на нем бесчестье.

2. А будет кто в государеве дворе кого задерет, из дерзости ударит рукою, и такова тут же изымати, и неотпускаючи его про тот его бой сыскати, и сыскав допряма за честь государева двора посадити его в тюрму на месец. А кого он ударит, и тому на нем доправити бесчестье. А будет кого он ударит до крови, и на нем тому, кого он окрававит, бесчестье доправити вдвое, да его же за честь государева двора посадити в тюрму на шесть недель.

3. А будет кто при царьском величестве вымет на кого саблю, или иное какое оружье, и тем оружьем кого ранит, и от тоя раны тот, кого он ранит, умрет, или в те же поры он кого досмерти убьет, и того убойца, за то убойство самого казнити смертию же. А хотя будет тот кого тот убойца ранит, и не умрет, и того убойца по тому же казнити смертию, да из животов его взяти убитого кабалныя долги.

4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружье, а не ранит, и не убиет, и того казнити, отсечь рука.

5. А будет кто в государеве дворе, и не при государе, на кого оружие вымет, а не ранит, и того посадити на три месяцы в тюрму. А будет ранит, и на нем раненому доправити бесчестие и увечье против окладу вдвое, да его же дати на поруки в том, что ему без указу ис того города, где он кого ранит, не съежжати до тех мест, покаместа раненой обможется или умрет. А будет раненой обможется, и тому, кто его ранит, отсечь рука. А будет тот раненой от раны умрет, и того, кто его ранит, казнити смертию.

6. Такоже царьского величества во дворе на Москве, или где изволит царьское величество во объезде быти, и ис пищалей и из луков и из и(ы)ного ни ис какова оружья никому без государева указу не стреляти, а с таким оружьем в государеве дворе не ходити. А будет кто в государеве дворе на Москве, или в объезде кого ранит, или кого убиет досмерти, и того казнити смертию же.

7. А будет кто на государеве дворе, на Москве, и в объезде, учнет ходити с пищальми и с луками, хотя и не для стрелбы, и ис того оружья никого не ранит и не убиет, и тем за ту вину учинити наказание, бити батоги и вкинути на неделю в тюрму.

8. А кому лучится стояти в государевых в дворцовых селех, и тем в государевых прудех и в озерах рыбы на себя не ловити. А будет кто без государева повеления в дворцовых селех учнет в государевых прудех и в озерах рыбу ловити, и на том взяти на государя пеня, или ему наказание учинити, что государь укажет.

9. А будет кто царьского величества во дворе украдет что ни буди впервые, и сыщется про то допряма, и того бити кнутом. А будет того же татя с краденым в государеве дворе поймают в другие, и того бити кнутом же, да вкинути на полгода в тюрму. А будет тот же тать поиман будет с краденым в государеве дворе в третьие, и ему за то отсечь рука, чтобы на то смотря иным неповадно было воровати, в государеве дворе красти.

О подпищикех, и которые печати подделывают

1. Будет кто грамоту от государя напишет сам себе воровски или в подлинной государеве грамоте и в и(ы)ных в каких приказных писмах что переправит своим вымыслом, мимо государева указу и боярскаго приговору, или думных и приказных людей и подъяческия руки подпишет, или зделает у себя печать такову, какова государева печать, и такова за такия вины по сыску казнити смертию.

2. А будет кто воровством же учнет отъимати государевы печати от государевых грамот, или от иных каких приказных писем, и те государевы печати учнет к иным каким воровским писмам прикладывати, или будет кто учнет какия писма воровством же наряжати, и приказныя писма переправливати мимо государева указу, и того казнити смертию же, а писмам его нарядным ни в чем не верити.

3. А будет кто такия писма зделав умрет, а после его те писма объявятся у племяни, или у прикащиков его, и то его племя и прикащики учнут по тем писмам о каком деле государю бити челом, и про них сыскати, каким обычаем те им писма досталися, и где их взяли, и про то они ведали ли, что те писма нарядные. Да будет про них в сыску скажут, или они и сами в том повинятся, что они про то ведали, что те писма воровские, нарядные, а держали они их у себя для своих пожитков и корысти, и тех людей по тому же казнити смертию.

4. А будет про них в сыску скажут, что они те нарядные писма держали у себя не ведая того, что они зделаны воровски, и их за то смертию не казнити, только тем нарядным писмам ни в чем не верити, и суда по них ни на кого не давати.

О денежных мастерех, которые учнут делати воровские денги

1. Которые денежные мастеры учнут делати медные или оловяные, или укладные денги, или в денежное дело, в серебро учнут прибавливати медь или олово или свинец, и тем государеве казне учнут чинити убыль, и тех денежных мастеров за такое дело казнити смертию, залити горло.

2. А будет золотых и серебреных дел мастеры возмут у кого золотое и серебреное дело, и учнут в золото и в серебро мешати медь же и олово и свинец, и их по сыску за то бити кнутом. А что они кому учинят убытка тем, что в золото, или в серебро подмешают меди, или олова, или свинцу, и то на них доправя отдати тому, кому они такой убыток учинят.

О проезжих грамотах в и(ы)ные государьства

1. А будет кому лучится ехати из Московского государьства для торгового промыслу или иного для какого своего дела в и(ы)ное государство, которое государство с Московским государством мирно, .и тому на Москве бити челом государю, а в городех воеводам о проезжей грамоте, а без проезжей грамоты ему не ездити. А в городех воеводам давати им проезжие грамоты безо всякого задержания.

2. А будет которые воеводы проезжих грамот кому вскоре давати не учнут, и тем учинят кому простой и убытки, и в том на них будут челобитчики, и сыщется про то допряма, и воеводам за то быти от государя в великой опале. А что они кому учинят убытка, и то на них доправити вдвое, и отдати челобитчиком.

3. А будет кто поедет в которое государьство без проезжия грамоты, и быв в и(ы)ном государьстве приедет в Московское государьство, а иной кто учнет на него извещати, что он ездил бес проезжие грамоты самоволством для измены, или для иного какова дурна, и по тому извету про того, кто ездил в и(ы)ное государство без государевы проезжие грамоты, сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет про него в сыску скажут, что он впрям ездил в и(ы)ное государство бес проезжие грамоты для измены, или для иного какова лихого дела, и того по сыску за измену казнити смертию.

4. А будет в сыску объявится, что он ездил в и(ы)ное государство бес проезжие грамоты для торговаго промыслу, а не для измены, и ему за то учинити наказание, бити кнутом, чтобы на то смотря иным неповадно было так делати.

5. А которых порубежных городов в уездех государевы дворцовые села и черные волости, и всяких чинов людей вотчины и поместья сошлися с Литовскими и с Немецкими с порубежными землями, и государевы земли проходили в Литовскую и в Немецкую сторону, а Литовская и Немецкая земля проходила в государеву сторону, а государевых дворцовых и черных волостей крестьяне и помещики и вотчинники и их люди и крестьяне чрез те Литовския и Немецкия порубежныя земли ездят из города в город бес проезжих грамот, и съезжаются с литовскими и с немецкими людми, и им того в вину не ставити для того, что они с литовскими и с немецкими с порубежными людми живут смежно.

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 ГОДА

О БОГОХУЛЬНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ МЯГЕЖНИКАХ

А в ней 9 статей

1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и Руской человек, возложить хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождщую Его пречистую Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, или на честный Крест, или на Святых Его угодников: и про то сыскивати всякими сыски накрепко.

2. А будет какой безчинник, пришед в церковь Божию, во время святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественныя Литургии, совершити не даст: и его изъимав и сыскав про него до пряма, что он так учинит, казнити смертию без всякия пощады.

3. А будет кто, забыв страх Божий, и презрев Царское повеление, учнет ему Государю, или Патриарху, или иным властем, в церкви Божий во время церковнаго пения, о каких своих делех бити челом: и того челобитчика за то вкинути в тюрьму, на сколько Государь укажет.

О ГОСУДАРСКОЙ ЧЕСГИ

И КАК ЕГО ГОСУДАРСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБЕРЕГАГЬ

А в ней 22 статьи

1. Будет кто каким умышлением учнет мыслити на Государское здоровье злое дело, и про то его злое умышление кто известит, и по тому извету про то его злое умышление сыщется до пряма, что он на Царское Величество злое дело мыслил, и делать хотел: и такова по сыску казнити смертию.

3. А будет кто Царскаго Величества недругу город сдаст изменою, или кто Царскаго Величества в городы примет из иных государств зарубежных людей для измены же, а сыщется про то допряма: и таких изменников казнити смертию же.

4. А будет кто умышлением и изменою город зажжет, или дворы, и в то время, или после того зажигалыцик изъиман будет и сыщется про то его воровство допряма: и его самого сжечь без всякаго милосердия.

5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взяти на Государя.

6. А жены будет и дети таких изменников про тое их измену ведали: и их по тому же казнити смертию.

7. А будет которая жена про измену мужа своего, или дети про измену же отца своего не ведали, и сыщется про то допряма, что они тое измены не ведали: и их за то не казнити, и никакова наказания им не чинити; а на прожиток из вотчин и из поместей им, что Государь пожалует.

19. А будет кто сведав или у слыша на Царское Величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой зли умысел, а Государю и Его Государевым Боярам и ближним людем, и в городех Воеводам и приказным людем, про то не известит, а Государю про то будет ведомо, что он про такое дело ведал, а не известил, и сыщется про то допряма: и его за то казнити смертию без всякия пощады.

21. А кто учнет к Царскому Величеству, или на Его Государевых Бояр и Окольничих и Думных и длижних людей, и в городех и в полкех на Воевод, и на приказных людей, или на кого ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити, или побивати: и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнити смертию без всякия пощады.

О ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ, ЧТОБ НА ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ НИ ОТ КОГО НИКАКОГО БЕЗЧИНСТВА И БРАНИ НЕ БЫЛО А в ней 9 статей

1. Будет кто при Царском Величестве, в Его Государеве дворе, и в Его Государских палатах, не опасаючи чести Царскаго Величества, кого обезчестит словом; а тот кого он обезчестит, учнет на него Государю бити челом о управе, и сыщется про то допряма, что то, на кого он бьет челом, его обезчестил: и по сыску за честь Государева двора того, кто на Государеве дворе кого обезчестит, посадити в тюрьму на две недели, чтобы на то смотря иным неповадно было впредь так делати. А кого он обезчестит, и тому указати на нем безчестие.

2. А будет кто при Государе вымет на кого, какое ни буди, оружие, а не ранит, и не убиет: и того казнити, отсечь рука.

О ПОДПИЩИКЕХ, И КОТОРЫЕ ПЕЧАТИ ПОДДЕЛЫВАЮТ

А в ней 4 статьи

1. Будет кто грамоту от Государя напишет сам себе воровски, или в подлинной Государеве грамоте и в иных в каких приказных письмах что переправит своим вымыслом, мимо Государева указа и Боярского приговору, или Думных и приказных людей и подьяческия руки подпишет или сделает у себя печать такому, какова Государева печать: и такова за такия вины по сыску казнити смертию.

О ДЕНЕЖНЫХ МАСТЕРАХ, КОТОРЫЕ УЧНУТ ДЕЛАТИ

А в ней 2 статьи

1. Которые денежные мастеры учнут делати медныя, или оловянныя, или укладныя деньги, или в денежное дело, в серебро учнут прибавляти медь, или олово, или свинец, и тем Государеве казне учнут чинить убыль: и тех денежных мастеров за такое дело казнити смертию, залити горло.

Это интересно:  Статья 134 ук рф состав преступления

О ПРОЕЗЖИХ ГРАМОТАХ В ИНЫЯ ГОСУДАРСТВА А в ней 6 статей

1. А будет кому лучится ехати из Московского государства, для торгового промысла или инаго для какого своего дела в иное государство, которое государство с Московским

государством мирно: и тому на Москве бити челом Государю, а в городех Воеводам о проезжей грамоте, а без проезжей грамоты ему не ездити. А в городех Воеводам давати им проезжия грамоты без всякого задержания.

3. А будет кто поедет в которое государство без проезжие грамоты, и быв в ином государстве приедет в Московское государство, а иной кто учнет на нево извещати, что он едил без проезжие грамоты самовольством для измены, или для инаго какова дурна: и по тому извету про того, кто ездил в иное государство без Государевы проезжие грамоты, сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет про него в сыску скажут, что он впрям ездил в иное государство без проезжия грамоты для измены или для инаго какова лихого дела: и того по сыску за измену казнити смертию.

О СЛУЖБЕ ВСЯКИХ РАТНЫХ ЛЮДЕЙ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

А в ней 32 статьи

С Польским и с Литовским, и с Немецким, и с иными окрестными государствы у Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Русии, вечный мир и докончание.

8. А которые Государевы ратные всяких чинов люди будут наГосудареве службе в полкех, и Государева служба им по разбору служити мощно, а они не дождався отпуску с Государевы службы сбегут: и им за побег чинити указ, кто сбежит в первые, и его бити кнутом; а будет тот же сбежит в другие, и его бити кнутом же, да поместнаго окладу у него убавити пятьдесят четвертей, да денег с поместнаго его окладу со ста четвертей по рублю; а будет он сбежит в третие, и его бити кнутом же, да у него же отняти поместье и отдати в роздачу.

19. А будет которой служилой человек, будучи на Государеве службе, с бою сбежит к себе в дом, а Воеводы на него о том отпишут к Государю: и у таких за тот побег из поместных их и из денежных окладов убавити половина; да у них же из поместий их взяти из Государя половину же, да им же за то чинити наказание, бити кнутом нешадно.

29. А будет кто на службе у кого украдет лошадь, и ему за тое татьбу руку отсечь.

О ИСКУПЛЕНИИ ПЛЕННЫХ

А в ней 7 статей

3. А которые взяты будут в полон не на бою, и не в посылках: и тем давати на окуп со ста четвертей по пяти рублев.

4. За Московских стрельцов по сороку рублев.

6. За посадских людей по двадцати рублев за человека.

7. За пашенных крестьян и за боярских людей по пятнадцати рублев за человека.

О МЫТАХ И О ПЕРЕВОЗЕХ И О МОСТАХ

А в ней 20 статей

4. А будет которые Московских чинов всякиа люди, и городовые дворяне, и дети боярские, и иноземцы по мытом и по перевозом и по мостом учнут с собою привозити торговых всяких чинов людей с товары, а про то сыщатся: и тех людей бити кнутом, да на них же взяти мыт и мостовщику и перевоз втрое, и отдати мытовщиком и перевозщиком и мостовщиком.

Глава X О СУДЕ А в ней 287 статей

1. Суд Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Русии, судити Бояром и Окольничим и Думным людем и Дьяком, и всяким приказным людем, и Судьям и всякая росправа делати всем людем Московского Государства, от большаго и до

меныпаго чину вправду. Также с приезжих иноземцев, и всяких прибылых людей, которые в Московском государстве будут, тем же судом судити и расправа делати по Государеву указу вправду, а своим вымыслом в судных делех по дружбе и по недружбе ничего не прибавляти, ни убавляти, и ни в чем другу не дружити, а недругу не мстити, и никому ни в чем ни для чего не норовити, делати всякия Государевы дела, не стыдяся лица сильных и избавляти обидящаго от руки неправеднаго.

2. А спорныя дела, которых в приказех зачем вершити будет не мощно, взносити из приказов в доклад к Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Русии, и к Его Государевым Бояром и Окольничим и Думным людем. А Бояром

и Окольничим и Думным людем сидети в палате, и по Государеву указу Государевы всякия дела делати всем вместе.

3. А будет которой судья истцу будет недруг, а ответчику друг или свой, и о том истец учнет бити челом Государю до суда, что ему перед тем судьею искати не мощно; также будет и ответчик до суда же учнет бити челом, что истцу его судья друг или свой и отвечать ему перед тем судьею не мощно: и тех истца и ответчика тому судье, на кого будет такое челобитие, не судити, а судити их иному судье, кому Государь укажет.

24. А будет которой судья не учнет ездить в приказ своим упрямством, не хотя в том приказе быть, кроме отеческих дел, и не для болезни, и не для инаго какова нужнаго недосугу, и не будет его в приказе многие дни: и тому судье за его вину учинить наказание, что Государь укажет, и велеть ему быть у Государева дела, и всякия судныя дела вершить безволокитно, чтобы за судьею и за всяким приказным человеком ни в котором приказе ни каким людем лишния волокиты и проести не было.

164. А которые люди в обыскех учнут говорите, что они про то дело, про которое будет обыск, ничего не ведают, а иные люди их в том уличат, что они про то дело ведают, и сыщется про то допряма: и на тех людех за ложныя их речи по тому же правити на Государя пеня, и наказание им чинити против того же, как о том писано выше сего

167. А посылати повальным обыском сыскивати по таким делам, в которых делех у истца с ответчиком не будет ближних обчих ссылок. А будет истец с ответчиком на суде пошлются оба на обчую правду, хотя на одного человека: и по обчей ссылке дело и вершити. А сверх тоя обчия ссылки повальным обыском сыскивати не посылати, чтобы от того истцу и ответчику лишния проести и волокиты не было.

200. А будет тот, к кому они таким умышлением приедут, бороняся от себя, и дом свой обороняя, кого из них убьет до смерти, и привезет тех побитых к судьям, и сыщется про то допряма, что он то убийство учинил по неволе, от себя бороняся: и ему того в вину не ставить; а кого он убьет, и ему то убойство учинится от себя, не приезжай на чужой дом насильством.

201. А будет кто сам кого задерет, и учинится меж ими бой, и на том бою того, кто наперед задерет, кто ранит, и он на того, кто его ранит, учнет бити челом в увечье; а тот, на кого

он учнет бити челом, в том не запрется, и скажет, что он его ранил, от себя бороняся; а сыщется про то допряма, что тот бой почался от того челобитчика от самаго: и ответчика в том бою не винити, и за увечье на нем раненому ничего не указывати, по тому, что тот раненой сам неправ.

208. А будет кто помещик, или вотчинник, или люди их и крестьяне загонят к себе из своего хлеба, или с некошенных лугов чьи лошади, или иную какую животину: и ему про то явя сторонним людем, послати к тому, чья та животина, чтобы он, пришед с сторонними людьми, досмотрел потравленнего его хлеба, или лугов. Да будет тот человек, чья та животина, пришед к нему с сторонними людьми потравленнаго его хлеба, или лугов досмотрит, и тот его потравленной хлеб, или траву ему заплатит: и ему ту животину, которую он из того своего хлеба, или с лугов загонит, отдать тому, чья та животина все в целе. А будет тот, чья та

животина, на досмотр потравленнаго хлеба или лугов не пойдет: и ему животину его держати у себя, а на него в потравленном хлебе и в лугах бити челом Государю, и искать судом. Да будет с суда про то сыщется допряма, что его хлеб, или луги потравлены тою животиною, которую животину он к себе загнал: и на том чья та животина, велеть ему тот

потравленной его хлеб и луги, сметя по сыску, доправити сполна: да ему же велеть на том, чья та животина, доправити той животины прокорм сметя же, да на том же виноватом велеть за его насильство доправити с суднаго дела Государевы пошлины вдвое.

А будет кто чужую животину загнав к себе на двор из своего хлеба, или с лугов учнет держати в запоре, и держав в запоре голодом уморит, и в том будут на него челобитчики и с суда про то сыщется допряма: и за ту животину, которую он уморит, велеть на нем доправить цену, по указной цене, и отдать истцу. А будет у истца ту лошадь, или иную какую животину наперед того кто торговал, и давал денег больше того, а сыщется про то допряма же: и ему за ту умершую лошадь, или за иную животину велеть на том, кто ея уморит, доправить ту цену, что купцы давали.

224. А будет кто учнет на нивах своих жечь солому, или на лугах траву, и в то время огонь разгорится, и пожжет чужие нивы или огороды, и в том на него будут челобитчики: и про то сыскати. Да будет по сыску объявится, что он учинил то хитростию, пустил огонь по ветру, и чужия нивы или огорода не отнял своею леностию, а отняти было мощно: и на нем истцам убытки их велеть доправити по сыску.

226. А будет у кого загорится двор ненарочным делом, и от того иных людей дворы погорят: и на том, чей двор наперед загорится, никому ничего не правити по тому, что дому его запаление учинилося не по его умышлению.

228. А будет кто некия ради вражды, или разграбления зажжет у кого двор, и после того он будетизыман, и сыщется про него допряма, что пожар он учинил нарочным делом: и такова зажигалыцика казнити, сжечь.

272. А будет кто мастеровой человек возьмет у кого узорочные товары: камень алмаз, или яхонт, или изумруд, или лал, или иной какой камень для олмаженья, или гранити, или печати резати и небрежнием тот камень разломит, или какую нибудь поруху учинит, и в том на него будут челобитчики: и на нем за тот камень взяти цену, чем сторонние люди оценят.

273. А будет кто у кого возьмет к которому нибудь времени на ссуду платье, или платье же возмет делати портной мастер, и то платье мышми истравит, или ем испортит, и в том на него будут челобитчики: и за то изъеденое платье истцом взяти на них цену, а платье им отдати.

280. А будет кто с кем побраняся, назовет кого выблядком, и тот, кого он назовет выблядком, учнет на него Государю бити челом о безчестье, и с суда сыщется про того челобитчика допряма, что он не выблядок: и ему на том, кто его назовет выблядком, велеть по сыску доправить безчестие вдвое безовсякия пощады. А будет про того челобитчика в сыску скажут, что он прямой выблядок, прижит он у наложницы до законныя жены, или и при законной жене, или после законной жены: и таким выблядком в безчестьях отказывати, и к законным детем того, кто его у наложницы приживет, не причитати, и поместей и вотчин того, кто его беззаконно прижил, ему не давать. А будет тот, кто того выблядка у наложницы прижил, на той наложнице и женится: и ему того выблядка в законные дети не причитати же, и поместей его и вотчин тому его выблядку не давать по тому, что он того выблядка прижил у наложницы своей беззаконно до женитьбы.

282. А будет кто у кого собаку убьет нарочным делом: и на нем по сыску велети за ту собаку доправя указную цену, отдать истцу.

283. А будет кто собаку убьет ручным боем не из ружья, бороняся от себя: и ему за ту собаку цены не платить, и в вину ему того не ставить.

СУД О КРЕСТЬЯНЕХ

А в ней 34 статьи

Которые Государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из Государевых дворцовых сел и из черных волостей, живут Патриархом, или за Митрополиты, и за Архиепископы, и за Епископом, или за монастыри, или за Бояры, или за

Окольничим, и за Думными, и за комнатными людьми и за стряпчими и за дворяны Московскими, и за Дьяки, и за Жильцы, и за городовыми Дворяны, и детьми Боярскими и за иноземцы и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которыя книги писцы подали в Поместной и в иные приказы после Московского пожару прошлаго 134 году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за Государем, и тех Государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая, свозити в Государевы дворцовыя села и в черныя волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам, с женами и с детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

2. Также будет кто вотчинники и помещики учнут Государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в Государевых дворцовых селех, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в козаках, или в пушкарях, или в иных каких-нибудь служилых людех в замосковных и в Украйних городех, или за Патриархом, или за Митрополиты, и за Архиепископы и Епископы, или за монастыри, или за Бояры, и за Окольничими, и за Думными, и за комнатными людьми, и за Стольники, и за стряпчими и за дворяны Московскими, и за Дьяки, и за Жильцы, и за городовыми Дворяны, и детьми Боярскими и за иноземцы и за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после Московскаго пожару прошлаго 134 го да, будет те их беглые крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети по новым дачам написаны за кем в отдельных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей на бегов по писцовым книгам всяких чинов людем, без урочных лет.

Это интересно:  Размер активов на текущую дату для лизинга

9. А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах прошлых 154 и 155 годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, сбежали, или впредь учнут бегать: и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат с женами и с детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюдь никому чужих крестьян не приимать, и за собою не держать.

33. А от которых всяких чинов от помещиков и от вотчинников ис порубежных городов бегают за рубеж люди их и крестьне, а быв за рубежем, пришед из за рубежа, у старых своих помещиков и вотчинников жити не похотят, учнут просити воли: и тех беглых людей крестьян роспрашивая отдавать старым их помещиком и вотчинником, из за кого они бегали, а воли им не давать.

О СУДЕ ПАТРИАРШИХ, ПРИКАЗНЫХ И ДВОРОВЫХ

ВСЯКИХ ЛЮДЕЙ И КРЕСТЬЯН

А в ней 3 статьи

О МОНАСТЫРСКОМ ПРИКАЗЕ

А в ней 7 статей

1. На Митрополитов, и на Архиепископов, и Епископов и на их приказных, и на дворовых людей, и на детей Боярских и на их крестьян, и на монастыри, на Архимандритов, и Игуменов, и на Строителей, и Келарей, и на Казначеев, и на рядовую братью, и на монастырских

слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковный причет, во всяких делех, по нынешнее Государево уложение, суд давай ъ Приказе болыпаго дворца.

А ныне Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Русии, по челобитью Стольников, и Стряпчих, и дворян Московских, и городовых дворян, и детей Боярских, и гостей, и гостиныя и суконныя и иных разных сотен и слобод и городовых торговых и

посадских людей, указал монастырскому приказу быть особо, и на Митрополитов, и на Архиепископов, и Епископов, и на их приказных и на дворовых людей, и на детей Боярских и на их крестьян, и на монастыри, на Архимандритов, и Игуменов, и на Строителей, и Келарей, и на Казначеев, и на рядовую братью, и на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковный причет, во всяких истцовых искех суд давати в монастырском приказе.

О КРЕСТНОМ ЦЕЛОВАНИИ

А в ней 10 статей

1. Которым Московскаго государства всяких чинов Руским людем доведется по судным делам изо всех приказов крест целовать: и им или за них людем их крест целовать в розных исках трожды. А возрастом бы те люди были, кому целовать крест, в двадцать лет, а меньше двадцати лет не целовать и ко кресту таких не припускать. А у кого таких людей не будет, и им за себя целовать крест самим.

О ВЕРШЕНЫХ ДЕЛАХ

А в ней 5 статей

4. А который судныя всякия дела всяких чинов людей во всех Приказех по Государеву указу и по Боярским приговором вершены до нынешняго уложения: и тех судных дел впредь не всчинять, и быти тем делам по тому, как те дела вершены прежде сего.

О ПОМЕСТНЫХ ЗЕМЛЯХ

А в ней 69 статей

В Московском уезде быти поместьям:

1. За Бояры, по двести четвертей за человеком.За Окольничими за Думными дьяки, по сту по пятидесят четвертей за человеком.За Стольники, и за Стряпчими, и за Дворяны московскими и за дьяки, и Московских стрельцов за Головами, и за степенными, и за путными ключники, по сту четвертей за человеком.

За дворяны из городов, которые служат по выбору, по семидесять четвертей за человеком.

За жильцы и за стремянными конюхи и за сотники Московских стрельцов, по пятидесять четвертей за человеком. .

За дворовыми людьми, за стряпчими, и за сытники и Царицына чину, за детей Боярскими, с поместных их окладов со ста четвертей по десяти четвертей.

2. А которые помещики всяких чинов похотят межь себя поместьи своими менятися: и им в росписке тех своих меновых поместей бити челом Государю, и челобитныя о том подавати в

Поместном Приказе, за руками.

А в ней 55 статей

1. В прошлом во 136-м году блаженныя памяти Великий Государь Царь и Великий Князь Михаиле Федорович всея Русии, и Отец Его Государев, блаженныя же памяти Великий Государь, Святейший филарет Никитич, Патриарх Московский и всея Русии указали

о родовых и выслуженных вотчинах по правилам Святых Апостол и Святых Отец: кого не станет, да после его останется жена бездетна, да после того же останутся боатья родные и двоюродные и род: и те вотчины давать в род того умершаго, кого не станет, братьям родньм и двоюродным и в род, кто кому ближе. А женам тех умерших, которые останутся бездетны, давать им из животов их четверть да приданое. А до родовых и до выслуженных вотчин им

дела нет, опричь купленных вотчин. А которые вотчинники померли, а вотчины их после их по духовным и по данным их, даны их племянницам и внучатам, и правнучатам девкам: и тем вотчинам быть за ними по родству.

6. А которая купленная вотчина, после умершаго, дана будет жене его, опричь детей: и она в той вотчине вольна; а иному никому до той вотчины дела нет.

9. А продавать поместныя земли в вотчину по Государеву имянному указу, кого Государь пожалует, а без Государева имянного указу помещиком поместных их земель в вотчину никому не продавать.

О ПЕЧАТНЫХ ПОШЛИНАХ.

А в ней 71 статья

1. Кому дано будет Государево жалованье, поместье вновь: и с тех людей имати печатных пошлин с дачь, с четверти пашни по полутретье деньге.

4. А будет кого Дворянина, или сына Боярского убьют на Государеве службе, а поместья его даны будут жене его и детем: и с тех имати пошлины с челобитья, а не с четвертей.

О ПОСАДСКИХ ЛЮДЕХ

А в ней 40 статей

7. А которые Патриарши, и властелинские, и монастырские, и Боярских, и Окольничих, и Думных и всяких чинов людей слободы устроены в городех на Государевых посадских землях, или на белых местех, на купленных и не на купленных, или на животинных выпусках без Государева указу: и те слободы, со всеми людьми и с землями, по роспросу, взяти в посад без лет и безповоротно, за то, не строй на Государеве земле слобод, и не покупай посадской земли.

21. А которые посадские люди давали дочерей своих девок за вольных за всяких людей и тех вольных людей по женам их в черные слободы не имати.

А в ней 119 статей

1. Которые дети Боярские наверстаны, и у разбору и в служилых списках и ни в какой Государеве службе нигде не объявился, и поместных и вотчинных дачь за ними нет, а ныне они по кабалам в Боярских дворех, а бити челом они в Боярские дворы в прошлых годех, до нынешняго Государева указу: и тем детем Боярским неверстанным и впредь быти в Боярских дворех по прежнему.

2. А впередь детей Боярских верстаных и неверстанных никому в холопи не примати, и в Холопье приказе на них, без Государева имянного указу, кабал не давати.

32. А будет положат на одного холопа две полныя, или две докладныя, и которая будет крепость старее, и того холопа по сыску тому и отдати.

35. А которой холоп изменит, побежит в иное господарство, а после того выдет он из того господарства в Московское государство собою: и он старому Боярину холоп по старому холопству по тому, что он в иной земле был в бегах, а не полоном взят.

80. А кто учнет у себя в дому делати беззаконие с рабою с женкою, или с девкою, и приживет с нею детей, и в том на него та раба учнет Государю бити челом: и таких женок и девок, и на кого учнут Государю бити челом, отсылати на Москве на Патриарш двор

к Патриаршим приказным людем, а в городех к Митрополичьим и к Архиепископлим приказным же людем, и велети при них сыскивати святительским судом, и указ им чинити по правилом Святых Апостол и Святых Отец, и по допросу обоих их отцов духовных.

92. А кому беглой человек из приказу отдан будет в холопство по прежнему: и тому, кому тот беглой человек будет отдан, приказать накрепко, чтоб он того своего беглаго человека до смерти не убил, и не изувечил, и голодом не уморил.

О РАЗБОЙНЫХ И О ТАТИНЫХ ДЕЛЕХ

А в ней 104 статьи

1. Которые разбойники розбивают, и людей побивают, и тати крадут в Московском уезде и в городех, на посадех и в уездех: и такия разбойныя и убийственныя и татиныя дела ведать в Разбойном приказе.

2. А которые воры крадут, и убийственныя всякия дела чинят на Москве: и то ведать на Земском дворе, а в Разбойном приказе тех дел ни чем не ведати.

3. А ведати в городех розбойныя и убийственныя и татныя дела Губным старостам и целовальником по наказом из Разбойного приказу, а Воеводам в городех таких дел ничем не ведать. А где Губных старост нет, и в тех городех губныя дела ведать Воеводам и приказным людем.

8. А которые люди приведут в губу татя или разбойника, а те разбойники или тати уйдут на тех людей, и на их дворовых людей и на крестьян, которые их в губу приведут, говорити разбой, или татьбу, или иное какое воровство: и тому не верити, для того, чтобы всяким людем безстрашно было воров имая в губу приводить.

9. А приведут татя, а доведут на него одну татьбу: и того татя пытать и в иных татьбах и в убийстве, да будет с пытки в иных татьбах и в убийстве не повинится, а скажет, что он крал впервые, а убийства не учинил: и того татя за первую татьбу бити кнутом и отрезать ему левое ухо, и посадить его в тюрьму на два года, а животы его отдати истцом в выть, и на тюрьмы выимая его посылать в кандалах работать на всякия изделья, где Государь укажет. А как он два года в тюрьме отсидит, и его послать в Украйнные городы, где Государь укажет, и велеть ему в Украйнных городех быти, в какой чин он пригодится, и дать ему письмо

за Дьячею приписью, что он за свое воровство в тюрьме урочные годы отсидел, и из тюрьмы выпущен.

12. А приведут татя, а доведут на него татьбы три, или четыре или болыпи: и того татя пытав казнити смертью, хотя он и убийства не учинил, а животы его отдать истцом в выть.

13. А будет тать учинит и на первой татьбе убийство: и его казнить смертью.

14 А церковных татей казнить смертью же безо всякаго милосердия, а животы их отдавати в церковныя татьбы.

17. А будет розбойника поймают на разбое в другие: и его по тому же пытати и в иных розбоях. Да будет он повинится только в двух розбоях, а убийства хотя и не учинил: и его за другой розбой казнити смертию, а животы его отдать в выть истцом.

18. А которые розбойники говорят на себя в роспросе и с пыток, что они были на одном розбое да на том же розбое учинили убийство, или пожгли дворы, или хлеб: и тех розбойников за первый разбой казнити смертью.

УКАЗ, ЗА КАКИЯ ВИНЫ КОМУ ЧИНИТИ СМЕРТНАЯ КАЗНЬ, И ЗА КАКИЯ ВИНЫ СМЕРТИЮ НЕ КАЗНИТИ, А ЧИНИТИ НАКАЗАНИЕ А в ней 26 статей

1. Будет который сын или дочь учинит отцу своему, или матери смертное убийство: и их за отеческое, или за матерне убийство, казнити смертию же безо всякия пощады.

3. А будет отец, или мать сына, или дочь убиет до смерти: и их за то посадити в тюрьму на год, а отсидев в тюрьме год, приходитя им к церкви Божий, и у церкви Божий объявляти тот свой грех всем люд ем вслух, а смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити.

7. А будет кто убьет до смерти брата, или сестру сам, или по его велению, кто иной их убьет, а сыщется про то допряма: и их за то самих всех казнити смертию же.

9. А будет чей человек того, кому он служит, убьет до смерти: и его самого казнити смертию же безо всякия же пощады.

10. А будет кто не бояся Бога, и не опасался Государския опалы и казни, учинит над кем нибудь мучительское наругательство, отсечет руку, или ногу, или нос, или ухо, или губы

обрежет, или глаза выколет, а сыщется про то допряма: и за такое его наругательство самому ему то же учинити; да на нем же взяти из вотчин его и из животов тому, над кем он такое наругательство учинит, будет отсечет руку, и за руку пятьдесят рублев, а будет отсечет ногу, и за ногу пятьдесят же рублев; а за нос, и за ухо, и за губы, и за глаз, по тому же за всякую, по пятидесяти рублев.

Это интересно:  Окончание дачной амнистии 2020

13. А которые воры чинят в людех смуту, и затевают на многих людей своим воровским умышлением затейныя дела: и таких воров за такое их воровство казнити смертию.

14. А будет жена учинит мужу своему смертное убийство, или окормит его отравою, а сыщется про то допряма: и ее за то казнити, живу окопати в землю и казнити ее такою казнию безовсякия пощады, хотя будет убитого дети, или иные кто ближние роду его, того не похотят, что ее казнити, и ей отнюдь не дати милости, и держати ее в земле до тех мест, покамест она умрет.

15. А которая женка приговорена будет к смертной казни, а в те поры она будет беременна: и тоя женки, покамест она родит, смертию не казнити, а казнити ее в те поры, как она родит, а до тех мест держати ее в тюрьме: или за крепкими приставы, чтобы она не ушла.

16. А будет кто умысля воровски, придет в чей дом, и похочет того дому над госпожею какое дурно учинити, или ея из того дому похочет куды увести, а люди ее от такова вора не оборонят, и учнут помочь чинити тем людем, что по нее приедет, а после того про такое их дело сыщется: и тех воров, кто таким умыслом в чужой дом приедет, и которые люди им на такое воровство учинят помоч, всех казнити смертию.

19. А будет кто над кем учинит смертное убийство, по чьему научению, а сыщется про то допряма: и того, кто на смертное убийство научал, и кто убил, обоих казнити смертию же.

21. А будет чей человек убьет кого нибудь до смерти, или ранит, обороняя того, кому он служит: и тому человеку того в вину не ставить, а спрашивать того убийства на том, кому он служит.

23. А будет кто кого отравит зельем, и от тоя отравы тот, кого отравят умрет: итого, кто такое злое дело учинит, пытати накрепко, наперед того он над кем такова дела не делывал ли,

и пытав его, казнити смертию.

24. А будет кого бусурман какими нибудь мерами, насильством или обманом Руского человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма: и того бусурмана по сыску казнить, сжечь огнем без всякаго милосердия. А кого он Руского человека обусурманит: и того Руского человека отослать к Патриарху, или иной власти, и велеть ему учинити указ по правилом Святых Апостол и Святых Отец.

25. А будет кто мужескаго полу, или женскаго, забыв страх Божий и Христианский закон, учнут делати свады женками и девками на блудное дело, а сыщется про то допряма: и им за такое беззаконное и скверное дело учинити жестокое наказание, бити кнутом.

26. А будет которая жена учнет жити блудно и скверно, и в блуде приживет с кем детей и тех детей сама, или иной кто по ея веленью погубит, а сыщется про то допряма: и таких беззаконных жен, и кто по ее велению детей ея погубит, казнити смертию безо всякия пощады, чтобы на то смотря, иныя такова беззаконного и сквернаго дела не делали, и от блуда унялися.

Глава XXIII О СТРЕЛЬЦАХ А в ней 3 статьи

1. Стрельцов во всяких делех, оприч разбою и татьбы с поличным, судити и управа меж ими чинити в Стрелецком приказе. А посему у стрельцов с их исков по судным делам пошлин имати, и то писано выше сего.

УКАЗ О АТАМАНЕХ И О КАЗАКЕХ

А в ней 2 статьи

1.А на ком учнут искати, или кому отвечати Атаманы и казаки: и им в судных и во всяких управных делах чинити указ, и по крепостям и по сыску, до чего доведется. А Государевых пошлин на виноватом не имать с двунатцати рублев, а что будет иск сверх двунатцати рублев, и с того иску Государевы пошлины с Атаманов и с казаков имати по указу. А за бесчестья Атаманом и казаком, кто их чем обезчестит, правити их денежных окладов, а которым идет корм, и тем за бесчестья правити по пяти рублев.

А в нем 21 статья

1. У кого корчму вымут впервые, или кто на продажу вино курит: и на тех вперые заповеди правити по пяти рублев, а на питухах по полуполтине на человека. А у кого корму вдругоряд вымут: и на тех людех заповеди правити вдвое, по десять рублев, а на питухах по полтине на человеке, да тех же людей, у кого корму вымут вдругоряд, бити кнутом по торгом, а питухов бити батоги.

2. А будет у кого корчемное продажное питье и питухов вымут втретие: и на тех заповеди имати по двадцати рублев на человеке, а на питухах по рублю на человеке, да их же бити кнутом, да продавцов же сажати в тюрьму, до Государева указу.

8. А которым людем пития у себя безъявочно держати не велено, а они у себя питие держати учнут, не явя, и то неявочное питие у них вымут: и на тех людех имати заповеди по пяти рублев на человеке, а питие имати на Государя.

16. А которые стрельцы и гулящие и всякие люди с табаком будут в приводе двожды, или трожды: и тех людей пытать и не одинова, и бити кнутом на козле, или по торгам; а за многие приводы у таких людей пороти ноздри и носы резати, а после пыток и наказанья ссылати в дальние городы, где Государь укажет, чтоб на то смотря иным так не повадно было делать.

17. А которых корчемников и табатчиков поймают объезжие Головы, и дети Боярские или у кого во дворех вымут вино, или табак, и те люди, где вымут, объезжим Головам и детем Боярским датут откуп рублев пять, или десять, или двадцать, или тридцать, или болыпи того, чтоб их с Корчемным и с неявленным питьем и с табаком в Новую Четверть не водили; и те объезжие Головы, и дети Боярские, взяв у них откуп, приведут их в Новую Четверть, и откупы объявят: и у них того откупу не имать.

18. А которые объезжие Головы, и дети Боярские, взяв откуп, корчемника или табатчика отпустят, а в Новую Четверть их не приведут, а про то будет в Новой Четверти ведомо, и сыщется про то допряма: и тех Голов и детей Боярских пытати и наказанье чинить, бити кнутом, и в приказе им впредь не быть.

19. А которые всякие люди корчемников и табатчиков, и питухов у Голов, и у детей Боярских уйдут отбивать: и тем отбойщиком, по роспросу и по сыску, чинить наказание,

бить кнутом на козле по торгам; а иных бить батоги, чтоб, на то смотря, иным не повадно было так делать.

Соборное уложение 1649 года (Извлечение)

В лето 7156 го(да), июля, в 16 день, государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третье лето богом хранимыя своея державы, советовался с отцем своим и богомольцом, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Руси, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным Собором, и говорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми, которые статьи написаны в правилех святых апостол, и святых отец, и в градцких законех греческих царей, а пристойны те статьи к государьственным и к земским делам, и те бы статьи выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей росийских, и отца его государева, блаженныя памяти великаго государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, указы и боярские приговоры на всякие государственные и на земские дела собрать, и те государьские указы и боярские приговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи в прошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи по тому же написати и изложити по его государеву указу общим советом, чтобы Московского государьства всяких чинов людем, от болшаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делех всем ровна. И указал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии то все собрата, и в доклад написати бояром, князю Никите Ивановичю Одоевскому, да князю Семену Васильевичю Прозоровскому, да околничему князю Федору Федорови-чю Волконскому, да дьяком Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову. (. )

Глава I. О богохулниках и о церковных мятежниках а в ней 9 статей

Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождыпую его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь.

А будет какой бесчинник пришел в церковь божию во время святыя литургии, и каким ни буди обычаем, божественныя литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады.

А будет кто во время святыя литургии и в ыное церковное пение, вшед в церковь божию, учнет говорити непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу и епископу, или архимариту, или игумену и священническому чину, и тем в церкви божественному пению учинит мятеж, а государю про то ведомо учинится и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за ту его вину учинити торговая казнь.

А будет кто, пришед в церковь божию, учнет бити кого ни буди, и убьет кого до смерти и того убойца по сыску самого казнити смертью же.

А будет ранит, а не до смерти убьет, и ему учинити торговая казнь без пощады, и вкинута в тюрму на месяц, да на нем же взята раненому за увечье бесчестье вдвое.

А будет такой бесчинник кого ни буди в церкви божий ударит, а не ранит, и его за такое бесчиние бита батоги, да на нем же взята тому, кого он ударит, бесчестие.

А будет кого обесчестит словом, а не ударит, и его за бесчинъство посадити в тюрму на месяц. А кого он обесчестит, и тому доправить на нем бесчестье, чтобы у, на то смотря в церкви божий никакова бесчинъства не было.

А в церкви во время церковнаго пения, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии и великому господину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом и архиепископом и епископом, никому ни о каких своих делех не бита челом, чтобы от того в церкви божии церковному пению смятения не было, понеже церковь божия устроена приходити на молитву. И православным християном подобает в церкви божий стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити.

А будет кто, забыв страх божий, и презрев царьское повеление, учнет ему государю, или патриарху, или иным властем, в церкви божий во время церковнаго пения, о каких своих делех бита челом, и того челобитчика за то вкинуть в тюрму, на сколько государь укажет.

Соборное уложение 1649 года статьи с переводом

Размер шрифта:
14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Цвет текста:
Установить
Цвет фона:
Установить

ГЛАВА I
а в ней 9 статей
о богохулниках и о церковных мятежниках

ГЛАВА II
О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать
а в ней 22 статьи

ГЛАВА III
О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было

ГЛАВА IV
О подпищикех, и которые печати подделывают

ГЛАВА V
О денежных мастерех, которые учнут делати воровские денги

ГЛАВА VI
О проезжих грамотах в и(ы)ные государьства

ГЛАВА VII
О службе всяких ратных людей московского государьства

ГЛАВА VIII
О искуплении пленных

ГЛАВА IX
О мытах и о перевозех, и о мостах

ГЛАВА XI
Суд о крестьянex
а в ней 34 статьи

ГЛАВА XII
О суде патриарших приказных, и дворовых всяких людей, и крестьян
а в ней 3 статьи

ГЛАВА XIII
О монастырском приказе
а в ней 7 статей

ГЛАВА XIV
О крестном целовании
а в ней 10 статей

ГЛАВА XV
О вершеных делах
а в ней 5 статей

ГЛАВА XVI
О ПОМЕСТНЫХ ЗЕМЛЯХ
а в ней 69 статей

ГЛАВА XVII
О ВОТЧИНАХ
а в ней 55 статей

ГЛАВА XVIII
О печатных пошлинах
а в ней 71 статья

ГЛАВА XIX
О посадских людех
а в ней 40 статей

ГЛАВА XX
Суд о холопех
а в ней 119 статей

ГЛАВА XXI
О розбойных и о татиных делех
а в ней 104 статьи

ГЛАВА XXII
а в ней 26 статей
Указ за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание

ГЛАВА XXIII
О стрелцах
а в ней 3 статьи

ГЛАВА XXIV
Указ о атаманех и о казакех
а в ней 3 статьи

ГЛАВА XXV
Указ о корчмах
а в нем 21 статья

ИМЕНА ЛИЦ, ПРИЛОЖИВШИХ РУКУ К ПОДЛИННОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г.

Статья написана по материалам сайтов: lawbook.online, studfiles.net, royallib.com.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector