Совместное обучение детей инвалидов и здоровых

В России вступило в активную фазу внедрение в практику инклюзивного образования, иначе говоря, совместного обучения детей-инвалидов и обычных учащихся в условиях существующих общеобразовательных школ. При административном воплощении этой идеи, когда чиновники пытаются внедрить данное новшество простым росчерком пера, возникают вопросы и у родителей, и у педагогов, и у администрации школ.

Родителей детей-инвалидов волнует вопрос об изменении порядка предоставления образовательных услуг в новых условиях, о возможном переводе их детей в режим дистанционного обучения, при котором снизится общение ребенка с социумом и увеличится нагрузка на зрение, так как данный способ основан на выполнении заданий, присланных по интернету. Настораживает родителей и вопрос готовности педагогических кадров, работающих в массовых школах, к совместному обучению всех детей, независимо от их состояния здоровья.

Надо сказать, что эти опасения оправданы. К сожалению не все педагоги готовы к работе в новых условиях, ведь они являются частью общества, которое только начинает открываться для инвалидов, только начинает открыто смотреть на их проблемы и только начинает делать первые шаги по обеспечению их равных прав и возможностей. Хорошо, если руководители школ займут твердую позицию по защите интересов детей-инвалидов в своем учреждении и соответствующим образом настроят и педагогические коллективы, и детские коллективы. Хуже, если руководитель сам положительно не разделяет взгляды инклюзивного образования. Скрыть это не удастся, так как это чувство передастся через слова, отношения, дела.

Педагогов и административных работников школ, прежде всего, волнует вопрос готовности школьных зданий к приему детей-инвалидов, ведь большинство учреждений построено по устаревшим проектам, не отвечающим полностью современным требованиям, установленным последними санитарными правилами и нормами, даже для обучения обычных детей, не имеющих ограничений по здоровью.

Призывы чиновников построить пандусы у всех входов в общеобразовательные учреждения не решит проблемы, а только обострит ее равнодушным выполнением спущенного свыше распоряжения. Ведь после пандуса есть двери, есть лестницы на этажи, есть маленькие классы с узкими проходами между партами, есть классные доски, висящие на строго определенной высоте, есть узкие коридоры и много чего еще, препятствующего спокойному получению образования детей-инвалидов в стенах обычных школ.

Понятно, что идея совместного обучения прогрессивна и действительно выводит детей с ограниченными возможностями здоровья из узкого круга общения, ограниченного родственниками и учителем надомного обучения, приходящего к ученику-инвалиду несколько раз в неделю. Государство финансирует проведение педагогом восьми часов в неделю для ученика-надомника начальной школа, и 12 недельных часов – для ученика-инвалида основной школы. Обычные дети в неделю получают нагрузку в три раза большую.

И это является еще одним камнем преткновения при реализации инклюзивного обучения. Идентичность или индивидуальность программ, их возможный уровень соприкосновения, их выполнение на практике в условиях, когда классы по требованию чиновников формируются с учетом их максимальной наполняемости в 25 человек. Как при такой наполняемости обеспечить должный уровень внимания, очень нуждающемуся в нем ребенку-инвалиду, не в ущерб другим детям, также находящимся на разных уровнях освоения материала – вот вопросы, волнующие педагогов-практиков.

Отвечая за здоровье детей, находящихся в образовательном учреждении во время учебного процесса, администрацию школ волнует и вопрос отсутствия в штатном расписании должности медицинской сестры, которые были убраны в процессе реформирования систем образования и здравоохранения. Отсутствие квалифицированной помощи в случае приступов эпилепсии, сердечных приступов детей-инвалидов или других внештатных ситуаций, связанных с состоянием здоровья учащихся, является еще одной проблемой совместного обучения, требующей своего решения.

Последние шаги, предпринятые государством, внушают оптимизм и веру в то, что здравый смысл победит и на имеющиеся вопросы, которых еще много, найдутся положительные ответы, устраивающие всех участников образовательного процесса.

Материал по теме:
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie.doc 132.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия № 103

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

учитель русского языка и литературы

г. Минеральные Воды

1. Введение стр. 3 — 4

2. Инклюзивное образование детей с ОВЗ стр. 4 – 15

2. 1. Образовательные возможности инвалидов за

рубежом и в России стр. 4 – 6

2. 2. Интеграция и инклюзия стр. 6 – 7

2. 3. Цели и основные составляющие инклюзивного

образования стр. 7 – 8

2. 4. Пути решения проблем, связанных с инклюзивным

образованием стр. 8 – 11

2. 5. Медицинская и социальная модель инвалидности стр. 11 – 14

3. Заключение стр. 15 – 17

4. Список литературы стр. 18

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети.

Актуальность выбранной темы проекта заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.

Проблема – принятие индивидуальности каждого ребёнка и создание ему таких условий обучения, которые необходимы для удовлетворения его особых потребностей.

Цель проекта – изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через реализацию детьми с ОВЗ своих способностей и достижение успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычной общеобразовательной школе.

Задача проекта – показать важность решения данной проблемы в современных условиях развития общества. Требования, которые предъявляются сегодня – это формирование социально адаптированной, гармонично развитой личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских лет не воспитывать здоровых детей и инвалидов вместе. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

  1. Инклюзивное образование детей с ОВЗ

2. 1. Образовательные возможности инвалидов за рубежом и в

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: мэйнстриминг, интеграция, инклюзия. Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия, реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. продемонстрировали преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.

На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные и муниципальные школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Первые инклюзивные образовательные учреждения в нашей стране появились на рубеже 1980 – 1990 гг. так, например, в Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования Ковчег» (№1321).

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.

Необходимо отметить, что для отечественной педагогики понятие инклюзивного образования не является чем-либо абсолютно чуждым и неприемлемым. Теория и практика проблемного обучения разработана в российской педагогике достаточно широко. Концепция этого направления в отечественной педагогике основывается на исследованиях С.Я. Рубинштейна, теория и практика проблемного обучения изложены в работах А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова, М.Н. Скаткина. Практика проблемного обучения в начальной школе очень интересно изложена в работах С. И. Брызгаловой и других авторов. Конечно, этот подход не является единственным в обучении детей, в том числе, учащихся с особенностями развития. Формирование базовых школьных навыков и умений, таких как читать и понимать прочитанное, грамотно и красиво писать, считать, слушать, пересказывать, держать внимание на рутинной работе, не перебивать, и т.д. чрезвычайно важно и актуально, поскольку это тот фундамент, на котором можно построить и развить прекрасное творческое начало в каждом ученике, в том числе и ученике с особенностями развития. А вот способы и подходы к формированию таких базовых умений и навыков в инклюзивном классе будут несколько иными. Это, прежде всего, подход, центрированный на ребёнке, а не на взрослом, где самыми важными будут потребности и нужды каждого конкретного ребёнка, с особенностями или без них, а не профессиональные установки и стереотипы учителя. Это использование индивидуальных программ обучения, сотрудничество и работа в команде, как для учителей, так и для учеников. Вот об этом и стоит поразмышлять педагогам, которые хотели бы развить практику включения в образовательный процесс разных и нетипичных детей.

2. 2. Интеграция и инклюзия

В настоящее время терминология, связанная с инклюзивным образованием находится в стадии разработки. Рассмотрим основные термины, связанные с проблемой инклюзивного образования.

Инклюзивное образование ( фр. Inclusif — включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что инклюзия не требует оказания детям с различными возможностями специальной помощи и поддержки на уроках или обучения за пределами класса, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными вариантами, и, честно говоря, периодически бывает необходимым буквально для всех учеников в классе.

«Интеграция» и «инклюзия» — это два термина, которые часто используются один вместо другого, поскольку многие учителя и школы считают их синонимами. Инклюзия отличается от интеграции тем, что с самого начала рассматривает всех детей без исключения частью общеобразовательной системы. Таким образом, для детей с особенностями отсутствует необходимость в какой-либо специальной адаптации, поскольку они с самого начала являются частью школьной системы. Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностями. Это может повлечь не только изменения в структуре и работе школы, но и изменения во взглядах учителей общего и специального образования, привыкших рассматривать свою работу как обучение только определённых групп детей.

2. 3. Цели и основные составляющие инклюзивного образования

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

К основным элементам инклюзии можно отнести:

  1. включение всех детей с различными возможностями в такую школу, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности;
  2. количество детей с различными возможностями, обучающихся в школе, находится в естественной пропорции в отношении всей детской популяции этого округа в целом;
  3. отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в смешанных группах;
  4. дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их возрасту;
  5. ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения;
  6. эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели обучения.

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:

  1. ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. все люди нуждаются друг в друге;
  5. подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

2. 4 . Пути решения проблем, связанных с инклюзивным

Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, нам следует научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о проблемах какого-либо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всей школы, о том, как школе соответствовать потребностям всех её учеников. Успешное решение проблем по мере их возникновения, основанное на ясной педагогической платформе, общие ценности и позитивное лидерство представляет собой наилучший путь для продвижения школы и класса к большей инклюзивности. Решение многочисленных проблем часто является вполне естественным состоянием для учителей, которые постоянно взаимодействуют с учениками и взрослыми в течение всего дня.

Причины, по которым школьная инклюзия не работает

Ресурсы для успешной школьной инклюзии

Преимущества инклюзии не обсуждаются с теми, кто включён в осуществление этого процесса

Весь школьный коллектив вовлекается в рациональное осмысление инклюзии и тех преимуществ, которые она даёт для всех учеников школы. Обсуждение этих тем ясное и открытое.

Изменения, которые производятся в школе, чрезмерны, или, наоборот, ограниченны или недостаточны

Работа по включению начинается с одним-двумя учениками, внимательно отслеживаются их успехи и неудачи, постепенно количество включаемых детей возрастает.

Необходимые изменения вводятся слишком быстро или слишком медленно, что приводит к уменьшению энтузиазма

Скорость реализации инклюзивных подходов сильно варьируется в зависимости от школы. Постоянное сотрудничество всех участников процесса и регулярное отслеживание скорости изменений поможет добиться успеха.

Адекватность ресурсов не всегда является гарантией, что инклюзия будет работать; ресурсы могут использоваться нерационально

При появлении дополнительных ресурсов, их следует обязательно использовать. Необходим нестандартный подход в использовании ресурсов, предназначенных для поддержки инклюзии. Адекватное финансирование инклюзии поможет обеспечить заинтересованность в ней тех, кто её внедряет.

Отсутствует постоянные стимулы для формирования приверженности идее инклюзии, которая зачастую воспринимается только как «прихоть» некоторой социальной группы

Сотрудничество тех, кто вовлечён в процесс школьной инклюзии, поможет укрепить постоянную приверженность этой идее всех участников. Возможность проявления собственной инициативы также формирует у участников постоянную приверженность идее и заинтересованность в её успешной реализации

Ключевые сотрудники, определяющие успех инклюзии, недостаточно привержены этой идее, или, наоборот, имеют слишком большой объём работы. Это способствует отчуждению других сотрудников от реализации инклюзивных подходов в школе

Сотрудники, играющие ключевую роль в продвижении инклюзии в школе, должны поддерживать равное сотрудничество между всеми участниками школьного сообщества. На них лежит большая ответственность в обеспечении успеха инклюзии, чем на других сотрудниках школы.

Родители, как партнёры, не включены в школьную жизнь

Родители воспринимаются в школе как партнёры и соучастники процесса, их знания, опыт, очень ценятся сотрудниками школы.

Руководители школы либо осуществляют чрезмерный контроль, либо их стиль руководства недостаточно эффективный, или они не поддерживают коллектив в достижении более высоких целей.

Руководители облегчают взаимодействие и сотрудничество всего коллектива и каждого сотрудника по продвижению инклюзии, а также обеспечивают координацию действий.

Отношение к другим школьным инициативам

Инклюзия является чем-то изолированным по отношению к другим школьным инициативам.

Инклюзия является одной из интегральных частей относительно других школьных инициатив, эти отношения чётко обозначены.

  1. каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
  2. каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
  3. необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
  4. лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
  5. обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

2. 5. Медицинская и социальная модель инвалидности

В контексте проблемы инклюзивного образования, принято рассматривать медицинскую и социальную модели инвалидности.

В рамках медицинского подхода ребенок с инвалидностью – это проблема. В прошлом дети с ограниченными возможностями рассматривались исключительно через призму их нарушения, подвергались обязательному «лечению», институциализации и изоляции от остального общества. Иногда у таких детей даже отнималось их право на жизнь. Сегодня высокотехнологичные решения, лекарства и методы терапии носят куда более конструктивный характер, к примеру, слуховые аппараты для людей с нарушениями слуха.

От детей с инвалидностью в рамках модели ожидается приспособление к существующей среде и обществу. Зачастую забывается о том, что у детей-инвалидов также есть их права человека, в частности права быть принятыми такими, какие они есть и право на получение дошкольного и школьного образования. Зачастую их пытаются интегрировать в существующую среду (не путать интеграцию и инклюзию). При такой «интеграции» проблема все еще рассматривается внутри ребенка, а не в школе или детском саду, который этот ребенок посещает.

Социальная модель инвалидности . Если бы мы задумались о том, что каждый ребенок имеет право быть принятым таким, какой он есть и право посещать ближайшую к дому школу или детский сад, мы бы стали думать «что не так» со школой и какие сильные стороны есть у каждого ребенка.

Этот образ мышления отвечает социальной модели инвалидности, которая рассматривает барьеры, существующие в обществе и не позволяющие ребенку наравне участвовать в его жизни как основную причину, делающую ребенка инвалидом. Социальная модель основывается на абсолютно разных определениях нарушения и инвалидности.

Как объяснить дошкольнику, который проводил свое время с ровесниками во дворе, что он пойдет не в ту школу, что по соседству, не в ту, где будут учиться все его сверстники, а в специализированную, отличную от других? Именно поэтому дети с индивидуальными образовательными потребностями нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, но, в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычной общеобразовательной школе. Да, у таких детей есть проблемы со здоровьем, но когда они общаются с коллективом своих сверстников, их окружение становится судьбоносным фактором социальной интеграции.

Инклюзивное образование помогает претворять в жизнь подобные цели не только учащимся с особенностями в развитии, но и детям, которые, в той или иной степени, выделяются из большинства. Это ребята, говорящие на других языках, принадлежащие иным культурным и этническим группам, а также дети, обладающие разными интересами и способностью к обучению. Для всех этих категорий требуется определенная степень модификации в средствах и способах подачи информации преподавательским коллективом. ВКЛЮЧЕНИЕ каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению — это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования.

Каждый ребенок ценен и принимается таким, какой он есть

Mozzy.info

Будьте здорові!

Совместное обучение детей инвалидов

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.

Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.

Понятие инклюзивное образование сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблемы.

Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.

Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи.

Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений:труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная аттмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

Инклюзию в образовании отражают следующие Принципы.

признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;
повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;
реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;
различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;
улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;
признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей;
развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.

Таким образом, Суть данных принципов в доступности школьного образования для всех детей, проживающих рядом со школой. Должен быть обеспечен физический доступ учеников с ограниченными возможностями здоровья в школы – транспорт, пандусы, подъемники. Необходимо составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех учеников. Важное значение имеет внеклассная деятельность, формирующая из ученика личность независимо от его возможностей здоровья и развития. Инклюзия – не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.

В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья прошла путь от изоляции до инклюзии.

Историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно разбить на следующие Этапы.

  • Начало ХХ века – середина 60-х годов – медицинская модель, которая вела к изоляции людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Середина 60-х – середина 80-х годов – модель нормализации, интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь;
  • Середина 80-х годов – настоящее время – модель включения, т. е. Инклюзия .

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ это:

Обучение детей и молодёжи обоего пола в обще образоват. и др. уч. заведениях. Практикуется в большинстве стран мира. В дорев. России допускалось в нач. школах и отд. высш. начальных уч-щах, коммерческих уч-щах, нек-рых ремесленных и частных уч. заведениях. После Окт. революции введено с 1918 во всех уч. заведениях спец. постановлением Наркомпроса. Введение С. о. имело большое обществ.-полит. значение, т. к. прежде всего устраняло неравноправие женщин в получении образования, способствовало осуществлению принципа всеобщего обучения. С. о. положительно сказалось на воспитат. работе школ. В 1943 в Москве, областных и краевых центрах РСФСР. и столицах союзных республик, в нек-рых крупных пром. центрах было введено раздельное обучение в 7-летних и ср. школах (в целом по стране охватило не более 1/5 школ этих типов). Отход от принципа С. о. объяснялся в то время необходимостью воен.-физич. и допризывной подготовки юношей. В школах Ср. Азии и Азербайджана раздельное обучение также было временной мерой, направленной на нейтрализацию влияния пережитков прошлого в подходе населения к обучению девушек (в это время помимо школьного было расширено спец. образование женщин, в т. ч. педагогическое). С 1954 С. о. восстановлено во всех типах общеобразоват. школ.

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993 .

Смотреть что такое СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ в других словарях:

Совместное обучение — принцип формирования состава учащихся класса и школы из мальчиков и девочек одновременно, т. е. принцип их обоюдного и равноправного обучения вместе. До революции совместное обучение считалось целесообразным лишь в начальной школе и на уровне … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Совместное обучение — обучение детей и молодёжи обоего пола в общеобразовательных и других учебных заведениях. Практикуется в большинстве стран мира. В дореволюционной России допускалось в начальных школах и отдельных высших начальных училищах, коммерческих … Педагогический терминологический словарь

ОБУЧЕНИЕ — ОБУЧЕНИЕ, обучения, мн. нет, ср. Действие по гл. обучить обучать и обучаться. «…Революция 1905 г. чрезвычайно много сделала для политического обучения масс…» Ленин. Обучение языкам. Обучение войск. Начальное обучение. Заочное обучение. Совместное … Толковый словарь Ушакова

Обучение интегрированное — совместное обучение детей инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии вместе со здоровыми детьми с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществе последних. О. и. бывает: КОМБИНИРОВАННЫМ … Педагогический терминологический словарь

Обучение интегрированное — совместное обучение детей инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии вместе со здоровыми детьми с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществе последних. О. и. бывает комбинированным (ученик … Педагогический словарь

Обучение проблемное — система методов и средств обучения, основой коего выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания ситуации проблемной и управления поиском решения проблемы. Организованный преподавателем способ активного взаимодействия … Большая психологическая энциклопедия

РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — обучение мальчиков и девочек в уч. воспитат. учреждениях (школах, пансионах, гимназиях, прогимназиях и др.), предназначенных для учащихся только одного пола. В России обучение было раздельным во всех ср. уч. заведениях, кроме коммерч. уч щ и нек … Российская педагогическая энциклопедия

Сетевое обучение — Сетевое (взаимное) обучение (англ.#160; networked learning, peer to peer learning )#160; относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании … Википедия

Раздельное обучение — Раздельное обучение#160; практика обучения, в которой учащиеся мужского и женского пола обучаются не в смешанных, а в раздельных учебных подразделениях, или даже в разных учебных заведениях или учебно воспитательных учреждениях. Чаще всего речь … Википедия

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе к рого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Технология: 8 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Гончаров Борис Андреевич, Симоненко Виктор Дмитриевич, Елисеева Елена Владимировна. Учебник подготовлен в соответствии с программой общеобразовательной школы. Авторы ставят перед собой задачу — передать учащимся знания и навыки, необходимые им в сегодняшней повседневной Подробнее Купить за 518 руб
  • Чтобы человек стал Богом. Брюн Ф. Франсуа Брюн родился в 1931 году в г. Ур (Eure). После получения степени бакалавра по латинскому и греческому языкам и классической филологии проходит дополнительное 4-х летнее обучение и Подробнее Купить за 400 руб
  • OpenView Network Node Manager. Разработка и реализация корпоративного решения. Бломмерс Д. Книга посвящена планированию, внедрению и сопровождению продукта OpenView Network Node Manager (NNM) компании Hewlett-Packard в корпоративной сети. Она не содержит пересказа руководств и Подробнее Купить за 150 руб

Другие книги по запросу СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Плюсы и минусы совместного обучения детей-инвалидов и обычных детей в массовых школах

В России вступило в активную фазу внедрение в практику инклюзивного образования, иначе говоря, совместного обучения детей-инвалидов и обычных учащихся в условиях существующих общеобразовательных школ. При административном воплощении этой идеи, когда чиновники пытаются внедрить данное новшество простым росчерком пера, возникают вопросы и у родителей, и у педагогов, и у администрации школ.

Родителей детей-инвалидов волнует вопрос об изменении порядка предоставления образовательных услуг в новых условиях, о возможном переводе их детей в режим дистанционного обучения, при котором снизится общение ребенка с социумом и увеличится нагрузка на зрение, так как данный способ основан на выполнении заданий, присланных по интернету. Настораживает родителей и вопрос готовности педагогических кадров, работающих в массовых школах, к совместному обучению всех детей, независимо от их состояния здоровья.

Надо сказать, что эти опасения оправданы. К сожалению не все педагоги готовы к работе в новых условиях, ведь они являются частью общества, которое только начинает открываться для инвалидов, только начинает открыто смотреть на их проблемы и только начинает делать первые шаги по обеспечению их равных прав и возможностей. Хорошо, если руководители школ займут твердую позицию по защите интересов детей-инвалидов в своем учреждении и соответствующим образом настроят и педагогические коллективы, и детские коллективы. Хуже, если руководитель сам положительно не разделяет взгляды инклюзивного образования. Скрыть это не удастся, так как это чувство передастся через слова, отношения, дела.

Педагогов и административных работников школ, прежде всего, волнует вопрос готовности школьных зданий к приему детей-инвалидов, ведь большинство учреждений построено по устаревшим проектам, не отвечающим полностью современным требованиям, установленным последними санитарными правилами и нормами, даже для обучения обычных детей, не имеющих ограничений по здоровью.

Призывы чиновников построить пандусы у всех входов в общеобразовательные учреждения не решит проблемы, а только обострит ее равнодушным выполнением спущенного свыше распоряжения. Ведь после пандуса есть двери, есть лестницы на этажи, есть маленькие классы с узкими проходами между партами, есть классные доски, висящие на строго определенной высоте, есть узкие коридоры и много чего еще, препятствующего спокойному получению образования детей-инвалидов в стенах обычных школ.

Понятно, что идея совместного обучения прогрессивна и действительно выводит детей с ограниченными возможностями здоровья из узкого круга общения, ограниченного родственниками и учителем надомного обучения, приходящего к ученику-инвалиду несколько раз в неделю. Государство финансирует проведение педагогом восьми часов в неделю для ученика-надомника начальной школа, и 12 недельных часов – для ученика-инвалида основной школы. Обычные дети в неделю получают нагрузку в три раза большую.

И это является еще одним камнем преткновения при реализации инклюзивного обучения. Идентичность или индивидуальность программ, их возможный уровень соприкосновения, их выполнение на практике в условиях, когда классы по требованию чиновников формируются с учетом их максимальной наполняемости в 25 человек. Как при такой наполняемости обеспечить должный уровень внимания, очень нуждающемуся в нем ребенку-инвалиду, не в ущерб другим детям, также находящимся на разных уровнях освоения материала – вот вопросы, волнующие педагогов-практиков.

Отвечая за здоровье детей, находящихся в образовательном учреждении во время учебного процесса, администрацию школ волнует и вопрос отсутствия в штатном расписании должности медицинской сестры, которые были убраны в процессе реформирования систем образования и здравоохранения. Отсутствие квалифицированной помощи в случае приступов эпилепсии, сердечных приступов детей-инвалидов или других внештатных ситуаций, связанных с состоянием здоровья учащихся, является еще одной проблемой совместного обучения, требующей своего решения.

Последние шаги, предпринятые государством, внушают оптимизм и веру в то, что здравый смысл победит и на имеющиеся вопросы, которых еще много, найдутся положительные ответы, устраивающие всех участников образовательного процесса.

Три проблемы, с которыми сталкивается ребенок-инвалид в общеобразовательной школе

В последнее время не утихают споры о том, может ли ребенок с ограниченными возможностями здоровья обучаться в обычной общеобразовательной школе. Идея совместного обучения сама по себе хорошая. Но поскольку делаются только первые шаги в сторону внедрения такого образования, появляется немало трудностей.

Внедрение в современное образование инклюзивной формы обучения дало возможность беспрепятственно получать образование детям-инвалидам наравне со здоровыми учащимися. Разработаны меры, помогающие ребенку посещать школу и обучаться, а самой школе даны рекомендации, как организовать процесс обучения детей с ОВЗ. В реальности все не так гладко, как бы всем хотелось. Родители, сам ребенок и школа сталкиваются с трудностями, мешающими реализовывать эту программу. Основные проблемы заключаются:

  • в преодолении препятствий социального свойства;
  • в организации «безбарьерной» среды;
  • в особенностях организации учебного процесса.

Давайте поговорим об этих проблемах подробнее.

Социальные проблемы

Ребенок с проблемами здоровья приходит в массовую школу не только за получением образования, но и попыткой найти себя среди окружающего общества, научиться общению со своими ровесниками, найти увлечение, научиться выходить из различных конфликтных ситуаций. Но сталкивается часто с такими проблемами:

  • Негативное отношение родителей к тому, что в классе с их здоровым ребенком обучается ребенок-инвалид.

Многие родители против такого общения. Наверное, они хотят, чтобы мир в представлении их ребенка всегда был «идеальным». Такая позиция не просто ошибочна, она губительна в первую очередь для их же ребенка. У него под влиянием родителей неправильно формируется психика. Если прививать утопическое и иллюзорное понимание окружающего мира, то ребенок в будущем столкнется с большими проблемами. Человек, который рос и воспитывался по таким понятиям, соприкасаясь с реальностью, будет проявлять, в лучшем случае, недоумение, брезгливость, в худшем — жестокость, равнодушие по отношению к людям с проблемами в здоровье.

  • Отношение детей к «особому» однокласснику

Ребенок-инвалид, не имеющий задержку умственного развития, без труда осваивает школьную программу. На первый план у него выходит проблема общения с одноклассниками. Психология детей отличается от психологии взрослых. Не редки случаи, когда такому ребенку в школе устраивают невыносимые условия: его обзывают, унижают.

Редко, но чудо происходит. Если позиция родителей и педагогов по вопросу корректного отношения к ребенку-инвалиду совпадает, то одноклассники ведут себя как защитники и покровители его, становятся толерантными и благожелательными. Принцип «разные, но равные» реализуется успешно. Совместное обучение полезно не только самому ребенку с ОВЗ, но и здоровым детям, взрослым. Чувствуя поддержку со стороны взрослых и сверстников, ученик с ОВЗ успешнее овладевает школьной программой, повышается его самооценка, он стойко и спокойно преодолевает все трудности.

Качество дальнейшей жизни инвалида зависит не от уровня полученных знаний, а от того, насколько он социально адаптирован и компетентен, насколько умеет управлять жизненными обстоятельствами. Научиться всему он может только в обществе обычных здоровых сверстников.

Проблемы в организации образования

Современная школа в состоянии помочь «особому» учащемуся достичь того уровня, который в дальнейшем даст ему возможность легко адаптироваться к жизни, продолжить образование, найти призвание в жизни. При организации обучения ребенка-инвалида на первое место выходят следующие проблемы:

  • Неготовность педагогов обучать ребенка с проблемами здоровья наравне с обычными детьми

Многим педагогам придется пройти переподготовку, если программа инклюзивного образования будет широко внедряться в школы. Не многие педагоги готовы одновременно обучать две категории детей. Ведь это не только дополнительная подготовка к уроку, написание дополнительного поурочного плана и разработка наглядных пособий, но и умение правильно и результативно донести до него учебный материал.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть предусмотрено индивидуальное обучение, включающее:

  • разработку индивидуальной программы обучения. Ее создание часто затруднено из-за большого количества вариантов проявления проблем со здоровьем. Если в школе несколько «особых» учащихся, то разрабатывается программа для каждого из них индивидуально.
  • Оснащение дополнительным демонстрационными, наглядными пособиями, помогающими ребенку усваивать общеобразовательную программу.

Именно по этим причинам многие директора стараются оградить свою школу от такого ученика, уговаривая родителей перевести его на надомное или специализированное обучение.

  • Проблема нехватки квалифицированных кадров

Часто администрация школы не в состоянии полноценно организовать комфортное нахождение инвалида в школе. Работы классного руководителя и учителей-предметников недостаточно. Для создания благоприятного микроклимата между детьми, для быстрого разрешения конфликтных ситуаций, нужен еще психолог, дефектолог, социальный педагог, сурдопедагог. Во многих школах, особенно в удаленных и небольших, в штате не предусмотрены такие вакансии.

  • Проблема итоговой аттестации учащихся

С этой проблемой сталкиваются выпускники-инвалиды. В последние годы были отменены особые условия прохождения ими итоговой аттестации. Им запрещено сдавать экзамены в стенах родной школы, в присутствии своих педагогов и одноклассников. Но что будет с «особым» учеником (особенно, если у него имеются психо-эмоциональные проблемы), если резко изменить знакомые и привычные ему условия во время экзамена? Нервный срыв может произойти и у обычных учеников, а для инвалида экзамен вне стен школы — это шок.

Чтобы помочь «особому» ребенку адаптироваться среди сверстников, педагоги должны вовлекать его в общие виды деятельности, в коллективную и групповую формы обучения, использовать игры, совместные исследования, лабораторные и проекты.

Проблемы организации в школе «безбарьерной среды»

Зачастую «особому» ребенку приходится приспосабливаться к новой и непривычной для него обстановке. Он сталкивается с большим количеством проблем: от обустройства туалета и пандуса до высоко расположенных ручек в дверях. Отсюда появляется еще одна проблема: трудности организации в школе «безбарьерной» среды.

Администрация школы должна позаботиться о том, чтобы инвалид смог беспрепятственно перемещаться по школе и ее территории.

Какие меры должна провести школа, чтобы принять у себя детей с ОВЗ?

  • Устанавливаются пандусы для инвалидов-колясочников, монтируются подъемники на верхние этажи.
  • Ступеньки окрашиваются ярким цветом для слабовидящих детей.
  • Стены в коридорах и местах общественного пользования оснащаются держателями (поручнями), а пол должен иметь рельефное покрытие.
  • Устанавливаются одноместные парты с регулируемыми столешницами.
  • Монтируются сигнальные лампочки для слабослышащих детей.
  • Осуществляет переоборудование столовой, раздевалки, туалета, спортивного зала, библиотеки.
  • Оборудует учебных кабинеты наушниками и акустическими приборами.

Это лишь небольшая часть тех мер, которые помогут решить проблему «безбарьерной» среды в школе, а дети-инвалиды не будут чувствовать себя изгоями.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Статья написана по материалам сайтов: nsportal.ru, mozzy.info, pedsovet.su.

»

Это интересно:  Ст 168 тк рф служебная командировка
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector