Срок исполнения требования об уплате налога

Срок взыскания налогов

Никто не спорит, что налоги должны уплачиваться вовремя. Для физических лиц предусмотерны 2 варианта установления обязанности по уплате налогов (в зависимости от того, как выявлена задолженность — в рамках налоговой проверки или вне ее рамок):

обязанность уплаты налогов на основании налогового уведомления;

Законодательством предусмотрена обязанность физических лиц по уплате налогов на основании полученного налогового уведомления по:

обязанность уплаты налогов на основании установленных сроков уплаты налога (для физлиц такая обязанность установлена по НДФЛ).

При неуплате налогов в установленный срок в добровольном порядке ФНС вправе обратиться в суд с иском для взыскания налогов в принудительном порядке. Такой иск может быть подан в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (статья 48 НК). В свою очередь, требование об уплате налога должно быть направлено в течение 3 месяцев с момента выявления налоговой недоимки (статья 70 НК).

Недоимка — сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (статья 11 НК).

Следовательно, недоимка может возникнуть только тогда, когда сумма налога начислена, но своевременно не уплачена в бюджет.

Но законодательством не установлено, как определяется момент выявления налоговой недоимки. Следовательно, таким моментом может быть:

дата уплаты налога на основании поданной налоговой декларации (для НДФЛ — это 15 июля). Поэтому датой выявления недоимки в этом случае надо считать 16 июля или (если налоговая декларация предоставлена с нарушением сроков) день, следующий за днем предоставления декларации;

дата уплаты налога на основании налогового уведомления (для имущественных налогов — это 1 декабря). Поэтому датой выявления недоимки в этом случае надо считать 2 декабря.

А из этого следует, что налоговому органу становится известно о том, что налог не уплачен, на следующий день после истечения срока уплаты.

Схематично это можно изобразить так:

Как правило, ФНС отсчитывает срок на выставление требования не с указанной даты, а с любого момента обнаружения недоимки в своих внутренних документах и базах данных. К счатью, судебная практика (в большинстве случаев) не разделяет этого мнения.

Срок давности по уплате налогов

Установленный статьей 196 ГК общий срок исковой давности к налоговым правоотношениям не применяется, об этом прямо сказано в статье 2 ГК.

В этом случае взыскание задолженности по налогу (пеней, штрафов) в судебном порядке возможно только при одновременнов выполнении следующих условий:

ФНС направила вам требование об уплате налога (пеней, штрафов);

вы не исполнили требование об уплате налога (пеней, штрафов) в установленный срок (по общему правилу — восемь рабочих дней с даты его получения). Более продолжительный срок может быть установлен в самом требовании;

Необходимым условием взыскания налогов в судебном порядке является соблюдение процедуры принудительного взыскания налогов.

Таким образом, обязанность физлица уплатить недоимку по налогам не имеет срока давности, но ограничена установленными в НК процедурой и сроками взыскания налогов в судебном порядке.

Порядок взыскания недоимки по налогам (пеням, штрафам)

Налоговая подает заявление о взыскании задолженности по налогу, пеней, штрафов в порядке административного судопроизводства (п. 3 ст. 48 НК РФ; ст. 286 КАС РФ).

По заявлению налоговой инспекции мировой судья по месту вашего жительства без судебного разбирательства и вызова сторон может вынести судебный приказ. В течение 3 дней с даты издания приказа вам направляют его копию. До вынесения судебного приказа, а также в течение 20 дней после направления копии приказа вы вправе представить свои возражения (ст. 17.1, ч. 3 ст. 123.5 КАС).

Если возражения представлены в указанный срок, в принятии заявления о вынесении судебного приказа налоговому органу будет отказано, а уже вынесенный судебный приказ будет отменен. В этом случае ФНС может подать административное исковое заявление о взыскании налога, пеней, штрафов в районный суд общей юрисдикции (ч. 1, 2 ст. 123.7, ст. ст. 286, 289 КАС РФ; п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36).

Если возражения в указанный срок не представлены, судебный приказ передается судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания долга (ч. 1 ст. 123.8 КАС РФ).

Сроки возврата переплаты по налогам

Но и в этой ситуации можно вернуть излишне уплаченные налоги и другие обязательные платежи. Для этого надо:

предварительно подать в ФНС заявление о возврате или зачете (основание — Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57), поскольку согласно п. 33 указанного Постановления обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок;

подготовить аргументы о том, что о возникновении переплаты вы узнали позже, или о том, что пропустила срок по уважительной причине.

Статья написана и размещена 23 декабря 2017 года. Дополнена — 26.10.2018

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

О нарушении срока выставления требования об уплате налога

Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2012, N 2

Для реализации предоставленных налогоплательщикам и налоговым органам прав и полномочий, а также исполнения обязанностей налоговым законодательством установлены определенные сроки. Как показывает практика, нормы, устанавливающие подобные сроки, оказывают существенное влияние на налоговые правоотношения. Не меньшую роль играют, конечно, и нормы, определяющие для участников этих правоотношений различные последствия нарушения сроков и соответствующие меры ответственности .

Например, начисление процентов за нарушение налоговым органом срока возврата излишне уплаченного налога (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Например, если речь идет о процедуре принудительного взыскания налога, именно налоговый орган обязан соблюсти сроки ее проведения (поскольку в отношении конкретного налогоплательщика данная процедура не может длиться бесконечно). Правда, в этом случае не ясно, является ли срок, установленный для направления требования об уплате налога, предусмотренный п. 2 ст. 70 НК РФ, пресекательным.

Налоговые нормы

Прежде всего отметим, что процедура принудительного взыскания налога состоит из нескольких стадий, для каждой из которых установлены свои порядок и сроки реализации. Но, несмотря на то что все эти стадии объединены, по сути, одной целью, последствия несоблюдения установленных для них налоговым законодательством сроков регулируются по-разному.

Требование об уплате налога является самостоятельным ненормативным правовым актом, его направление является начальной стадией процесса принудительного взыскания с налогоплательщика указанных в требовании сумм . С учетом этого законодатель счел необходимым подробно регламентировать не только содержание требования, но и порядок его вручения (направления) налогоплательщику, а также сроки его направления.

Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени (п. 1 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога может быть вручено руководителю организации (ее представителю) лично под расписку, направлено по почте или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 6 ст. 69 НК РФ). В случае направления требования по почте оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправки.

Из содержания п. 2 ст. 70 НК РФ следует, что требование направляется в течение 10 дней с момента вступления в силу решения, принятого по результатам налоговой проверки. Правила, установленные указанной нормой, применяются и в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (Постановление ФАС УО от 07.04.2011 N Ф09-899/11-С2).

А вот если налогоплательщик не исполнит данное требование вовремя, негативные последствия наступят для него практически незамедлительно — в виде решения о бесспорном взыскании задолженности за счет денежных средств на его счетах (ст. 46 НК РФ) и, соответственно, приостановлении операций по расчетным счетам. В дальнейшем взыскание может быть произведено за счет имущества налогоплательщика (ст. 47 НК РФ). Согласно абз. 3 п. 1 этой статьи решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Хотя п. 3 ст. 46 НК РФ гласит, что решение о взыскании задолженности в бесспорном порядке принимается после истечения срока, установленного в требовании, но не позднее двух месяцев.

Напомним, для добровольного исполнения требования налогоплательщику согласно абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ отводится, как правило, восемь дней с даты его получения (хотя из нормы следует, что в требовании может быть указан и более продолжительный период времени для уплаты налога). Указанный срок отсчитывается со дня, следующего за датой, когда требование получено (считается полученным).

Впрочем, иногда случается так, что налоговая инспекция принимает решение о принудительном взыскании налогов, сборов (пеней, штрафов), не дожидаясь истечения срока, отведенного для добровольного исполнения требования об их уплате. Налогоплательщики, считая подобные действия налоговиков нарушением своих прав, пытаются оспорить их в судебном порядке и признать решение о взыскании незаконным. Но вот отстоять свои интересы им удается не всегда.

Действия инспекции не могут быть расценены как грубые нарушения процессуальных процедур налогового контроля, выявленные нарушения не носят существенного характера. А учитывая, что налогоплательщик не погасил задолженность ни в течение срока, указанного в требовании, ни после его окончания, взыскание является правомерным.

Это интересно:  Оборудование для процедурного кабинета

Иными словами, нарушение инспекцией порядка принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств, по мнению ФАС ДВО, не нарушает права и интересы налогоплательщиков, поскольку не приводит к изменению законной обязанности налогоплательщика по уплате налогов либо к их необоснованному взысканию.

Решение о бесспорном взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках, принятое после истечения двухмесячного срока со дня установленного срока исполнения требования об уплате налога, считается недействительным и исполнению не подлежит (п. 3 ст. 46 НК РФ). В то же время налоговому органу данной нормой предоставлена возможность обратиться в суд с заявлением о взыскании налога в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Причем данный срок может быть восстановлен судом.

Иными словами, налоговому органу законодательно предоставлена легальная возможность увеличения срока для принудительного взыскания доначислений, произведенных по результатам налоговых проверок, тогда как налогоплательщику применительно к рассматриваемой ситуации подобной возможности не предоставлено. Все это, безусловно, порождает массу споров между участниками налоговых правоотношений, в том числе и о том, является ли требование об уплате налога, направленное с нарушением установленного срока, действительным и, соответственно, подлежит ли оно исполнению.

Мнение судей

До недавнего времени судебная практика не могла выработать единого мнения относительно того, является ли срок, установленный п. 2 ст. 70 НК РФ, пресекательным .

Применительно к налоговым правоотношениям пресекательный срок означает тот максимальный срок, который отводится налоговому органу для осуществления определенных действий.

Аналогичную позицию высказали судьи этого округа и в случае, когда требование было выставлено позже отведенного п. 2 ст. 70 НК РФ срока.

Увеличение срока, установленного в названной норме, по мнению ФАС ЦО, приводит к увеличению срока, в течение которого налоговый орган может произвести взыскание как в порядке, определенном в ст. ст. 46 и 47 НК РФ, так и в судебном порядке, поскольку срок вынесения соответствующих решений и обращения в суд подлежит исчислению после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Иное мнение заключается в том, что выставление требования об уплате налога с нарушением срока, предусмотренного п. 2 ст. 70 НК РФ, не влечет недействительности данного требования.

Обобщить сложившуюся судебную практику мог бы Президиум ВАС РФ. Его позиция способствовала бы выработке единого подхода к рассмотрению споров по данному вопросу. С этой целью одно из судебных дел Определением ВАС РФ от 22.08.2011 N ВАС-8330/11 было передано в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Позиция ВАС РФ

Напомним, высшие арбитры ранее предпринимали попытки разъяснить данный вопрос. И каждый раз их позиция (озвученная, к сожалению, не в судебных актах по результатам рассмотрения конкретного спора по обозначенной проблеме) сводилась к тому, что нарушение срока, указанного в п. 2 ст. 70 НК РФ, само по себе не является достаточным основанием для признания требования недействительным. В этом случае попросту сокращается общий срок, установленный для процедуры принудительного взыскания налога (пеней), осуществляемого в бесспорном порядке, за счет как денежных средств, так и иного имущества налогоплательщика.

Так, в п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 указано на то, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока принудительного взыскания налога и пеней.

Позже высшие арбитры уточнили свою позицию в п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25: пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на бесспорное взыскание недоимки, в течение которого налоговый орган должен принять решение о взыскании налога за счет денежных средств и выставить инкассовое поручение на его перечисление в бюджет. Срок бесспорного взыскания начинает течь с момента истечения срока на добровольную уплату налога, который, в свою очередь, исчисляется с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику в соответствии с правилами ст. 70 НК РФ.

Подобный вывод содержится в целом ряде актов ВАС РФ (см., например, Определения от 04.07.2011 N ВАС-5843/11, от 03.02.2009 N ВАС-718/09).

Другими словами, в рассматриваемой ситуации, по мнению судей ВАС РФ, значение имеет только общий срок всей процедуры принудительного взыскания налога, исчисляемый по правилам сложения нормативных сроков, установленных для каждой стадии этой процедуры, тогда как нарушение срока применительно к отдельной стадии процедуры (например, направление требования об уплате налога) само по себе не суть важно. Однако, как показывает анализ судебной практики, не все федеральные судьи согласны с подходом высших арбитров.

Несмотря на изложенное, оставалась надежда, что в результате рассмотрения конкретного спора о нарушении налоговым органом срока выставления требования об уплате налога, установленного в п. 2 ст. 70 НК РФ, Президиум ВАС РФ примет позитивное для налогоплательщиков решение.

Но, увы, после опубликования на сайте ВАС РФ (www.arbitr.ru) проекта постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» стало ясно, что надеждам этим вряд ли суждено сбыться. Дело в том, что в данном проекте (п. 32) нашло отражение озвученное ранее мнение судей ВАС РФ по обозначенной проблеме: судам надлежит учитывать, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п. п. 1, 5 ст. 100, п. п. 1, 6, 9 ст. 101, п. п. 1, 6, 10 ст. 101.4, ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Напомним, данным Постановлением планируется заменить аналогичные разъяснения, приведенные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, поскольку динамично развивающееся налоговое законодательство требует новых разъяснений положений части первой Налогового кодекса.

Президиум ВАС РФ о нарушении срока

Забегая немного вперед, скажем, что опасения были не напрасны. Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 01.11.2011 N 8330/11 была рассмотрена следующая ситуация.

Посчитав, что налоговый орган нарушил положения названной нормы, налогоплательщик обратился в суд с требованием признать выставленные требования недействительными. В качестве дополнительного основания для этого налогоплательщик назвал отсутствие в них расчета пеней.

Суды трех инстанций поддержали налогоплательщика, признав факт нарушения срока выставления требований достаточным основанием для вывода об их недействительности.

Президиум ВАС РФ, напротив, встал на сторону налогового органа, указав на ошибочное толкование норм ст. ст. 46, 47, 69, 70 НК РФ нижестоящими судебными инстанциями.

В итоге высшие арбитры пришли к заключению, что налоговая инспекция имеет право выставить требование об уплате сумм, доначисленных по результатам налоговой проверки, и после истечения 10 дней, предусмотренных для этого п. 2 ст. 70 НК РФ. Нарушение срока выставления требования не изменяет предусмотренного срока принудительного взыскания доначислений (ст. ст. 46, 47 НК РФ) .

Что конкретно указали арбитры в мотивировочной части данного решения, пока неизвестно. На момент подготовки журнала в печать текст Постановления не был опубликован, была известна лишь резолютивная часть данного документа.

Но это, к сожалению, отнюдь не означает, что процедура принудительного взыскания налогов, сборов (пеней и штрафов) в отношении конкретного налогоплательщика ограничена по времени. Как указывалось выше, согласно п. 3 ст. 46 НК РФ сроки ее проведения могут быть существенно увеличены.

Итак, пропуск налоговой инспекцией срока направления требования об уплате налога (например, на месяц) никаких негативных последствий для нее не повлечет. Есть еще время на принятие решения о бесспорном взыскании налога. Если же и он окажется пропущенным, инспекция вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, а если и этот срок пропущен, она может попробовать его восстановить (разумеется, в судебном порядке).

Пропуск же налогоплательщиком срока для исполнения требования об уплате налога чреват для него приостановлением (порой незамедлительным) операций по расчетным счетам и, соответственно, бесспорным взысканием этой задолженности.

Налицо очевидное неравенство применительно к последствиям нарушения налогоплательщиками и налоговыми органами процедурных сроков, но, как видно, данное обстоятельство нисколько не смущает высших арбитров. Мы считаем, что данный вопрос требует урегулирования на законодательном уровне.

Налоговые требования: что с ним делать, срок ответа

Обязанностью любой организации является предоставление налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы, а также своевременная и полная уплата налогов и сборов в бюджет. Налоговые органы проверяют данные, предоставленных организацией, осуществляют налоговый контроль. В случаях выявления несвоевременного или/и неполного исполнения обязанностей налогоплательщика, налоговая инспекция может направлять налоговые требования по исполнению этих обязательств. Рассмотрим требования об уплате налогов и требования о предоставлении документов.

А. Требование об уплате налога

Что такое налоговое требование, требование ифнс об уплате налога?

Требование об уплате налога (штрафа) — это акт властного характера, посредством которого налоговые органы понуждают налогоплательщика исполнить свои налоговые обязательства (обязательства по уплате штрафа) перед бюджетом.

Выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора (Постановление № 13592/04 от 29.03.2005 Президиума ВАС РФ).

Требование об уплате налога — это письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок не уплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).

Это интересно:  Куда жаловаться на незаконную перепланировку соседей

Виды налоговых требований об уплате налога

Налоговые органы обязаны выставлять требование об уплате налоговой санкции (штрафа) по правилам, установленным ст.69 «Требование об уплате налога» НК РФ.

Форма требования об уплате налога утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов .

Налогоплательщики сообщают о том, что к ним поступают разного вида требования — первоначальное, повторное и уточненное, требование об уплате налога (сбора), требование об уплате штрафа. Вид требования об уплате налогов един, он определен в Налоговом Кодексе.

Статья 71 НК РФ предусматривает только один случай направления уточненного требования — это изменение налоговой обязанности после направления первоначального требования. Отсутствие условий для направления уточненного требования при наличии выставленного уточненного требования означает, что налоговый орган направил повторное требование. Налоговые органы не имеют права под видом уточненного налогового требования повторно направлять требование по одним и тем же налогам и за один и тот же период. Данные обстоятельства будут свидетельствовать о незаконности действий налоговых органов. Неоднократное направление требований об уплате налогов за один и тот же период и по одним и тем же налогам нарушает законные права налогоплательщика

Содержание

  • сумма задолженности по налогу и пени;
  • меры, которые будут приняты по взысканию налога;
  • основания взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог;
  • срок уплаты налогов;
  • срок исполнения требования.

Порядок направления требования об уплате налогов

В настоящее время НК РФ предоставляет налоговому органу три самостоятельных и независимых способа направления требования :

  1. личная передача руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) под расписку;
  2. направление по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
  3. передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Судебная практика по таким вопросам формируется, но можно выделить два основных момента:

1) требование об уплате налога должно быть вручено налогоплательщику после наступления срока его исполнения

2) требование должны быть направлены заказной почтой по адресу, соответствующему данным налогового учета

Важно: Факт выявления налоговым органом недоимки фиксируется документом по установленной форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16 апреля 2012 г. N ММВ-7-8/238@. Данный документ о выявлении недоимки налогоплательщику не направляется.

Срок направления требования об уплате налога

Установлен общий срок направления требования — не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Если требование об уплате налога направляется налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то срок должен быть не позднее срока, установленного п. 1 ст. 70 НК РФ, но не ранее 75 календарных дней со дня выявления недоимки.

Срок направления требования по результатам налоговой проверки (в том числе направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) — в течение 20 (двадцати) дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Последствия пропуска срока направления налогового требования. В практике нередки ситуации, когда налоговый орган пропускает установленный срок направления налогоплательщику требования. Налоговый Кодекс не предусматривает изменения течения срока или его прекращение. Таким образом, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не исключает возможности применения дальнейших мер по взысканию недоимки.

Срок исполнения требования об уплате налога

Минимальный срок на исполнение требования, который обязан предоставить налоговый орган налогоплательщику для добровольной оплаты недоимки: 8 (восемь) дней с да ты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ).

Если же требование об уплате налога будет направлено налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то согласно п. 4 Письма ФНС России от 9 марта 2011 г. N ЯК-4-8/3612@ «О порядке направления требования в электронном виде» срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного организациям, индивидуальным предпринимателям в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должен составить не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, — не менее 30 календарных дней.

До истечения срока на добровольное исполнение требования налоговый орган не вправе применять последующие меры для принуждения к уплате налога, пени и штрафа.

Основания для обжалования требования по уплате налогов

  • отсутствие сведений, информирующих налогоплательщика о факте наличия задолженности;
  • отсутствие сведений о начале в отношении его процедуры принуждения к исполнению обязанности по уплате налога и мерах по взысканию и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога;
  • не предоставление налогоплательщику минимально установленного срока для добровольного исполнения требования;
  • нарушение порядка вручения требования.

Неисполнение налогового требования по уплате налогов ведет к процедуре бесспорного взыскания недоимки (пени, штрафа, процентов). Для обеспечения исполнения требования по уплате налога налоговый орган вправе применить следующие меры понуждения к уплате:

  • пени – это сумма, которую налогоплательщик уплачивает помимо начисленных налогов и сборов, в случае если уплата происходит позже установленных сроков. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от не уплаченной суммы налога или сбора. Ставка равна одной трехсотой ставки рефинансирования.
  • приостановление операций по счетам налогоплательщика (ограничение прав налогоплательщика распоряжаться своими денежными средствами в сумме предъявленного требования, налоговым органом выносится соответствующее решение, в случае погашения задолженностей перед бюджетом, решение должно быть отменено в течение 2 дней);
  • поручительство (поручитель обязан выплатить все суммы налогов и сборов, пеней и штрафов в том случае, если налогоплательщик в определенные сроки этого не делает, оформляется договором);
  • банковская гарантия (банк является гарантом уплаты задолженностей налогоплательщика перед бюджетом; к банку, предоставляющему банковскую гарантию, предъявляется ряд требований, которые изложены в ст. 74.1 НК РФ);
  • залог имущества (оформляется договором между налоговой и организацией, в случае неуплаты положенных сумм в определенные сроки, налоговый орган осуществляет оплату самостоятельно за счет стоимости заложенного имущества);
  • арест имущества (производится только с санкции прокурора и только в случаях наличия достаточных оснований полагать, что налогоплательщик может скрыться или принять меры к сокрытию имущества; может быть как полным, так и частичным).

Если после направления требования суммы недоимки, пеней или штрафов изменились (например, выявлены недочеты в результате сверки платежей), то налоговый орган высылает уточненное требование об уплате. Таким образом, направление требования об уплате налога является неотъемлемой частью процедуры принудительного исполнения обязанностей налогоплательщика перед бюджетом.

Б. Требование о предоставлении документов (информации)

При проведении налоговых проверок или других мероприятий налогового контроля, налоговые органы вправе запрашивать различную информацию и документы. Налоговые органы направляют требование о предоставлении документов или информации налогоплательщику в следующих случаях:

  • налоговой проверки налогоплательщика;
  • налоговой проверки контрагента налогоплательщика.

Сроки ответов на налоговые требования документов

При получении требования в рамках налоговой проверки, касающейся непосредственно самого налогоплательщика, срок предоставления документации (информации) составляет 10 рабочих дней.

Если проводится налоговая проверка в отношении другой организации, являющейся контрагентом налогоплательщика, налогоплательщик получает не только требование о предоставлении документов, но и копию поручения налогового органа контрагента. В таком случае срок предоставления документов составляет 5 рабочих дней. В случае отсутствия запрашиваемой информации об этом также сообщается в налоговые органы в письменной форме в срок до 5 дней.

Эти сроки могут продлятся в случае указания причин, по которым необходима отсрочка. К таким причинам можно отнести, например, большие объёмы запрашиваемых документов или отсутствие по уважительной причине должностного лица. Но, к сожалению, налоговая инспекция может отклонить запрос об отсрочке.

В срок до пяти рабочих дней налогоплательщик также обязан отвечать на:

  • требование пояснений образования убытка организации налогоплательщика;
  • требование пояснений при расхождении данных, выявленных ошибках или противоречиях в ходе налоговой проверки организации налогоплательщика.

В таких случаях налоговым органом рекомендуется либо предоставить пояснения, либо внести исправления в те же сроки.

Порядок предоставления документов по налоговому требованию

Документы по требованию могут быть предоставлены в налоговую инспекцию лично или через представителя, переданы в электронном виде или же высланы почтой заказным письмом. Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных налогоплательщиком копий, заверять их нотариально не нужно (если только это особо не предусмотрено законодательством РФ).

Особенностью оформления предоставляемых документов на бумажном носителе является то, что копия каждого документа заверяется отдельно, то есть заверяется каждый лист. Лишь для многостраничного документа возможно исключение: заверяется прошивка этого документа целиком.

Для этого обязательно проставляется:

  • надпись «Верно»;
  • должность лица, заверившего копию;
  • личная подпись этого лица с расшифровкой (инициалы и фамилия);
  • дата заверения;
  • печать организации.

Напомним, что при предоставлении копий, налоговый орган имеет право ознакомиться с оригиналами документов. К документам, передаваемым по требованию, прилагается опись, составляющаяся в двух экземплярах, на одном из которых проставляется отметка о получении документов налоговым органом. Бывают ситуации, когда налоговые органы не указывают точный список нужных документов, например, требуют подтверждения определенных показателей. В таких случаях налогоплательщик может самостоятельно определить необходимый перечень документов. Но во избежание недоразумений отсутствие конкретизации в требовании необходимо отразить в сопроводительном письме.

Если организация заключила соглашение об электронном документообороте, то требование могут прислать по телекоммуникационным каналам связи. Данное требование изначально формируется на бумажном носителе, и только после в электронном виде. Если после направления электронного требования в течение следующего дня налоговый орган не получает от организации квитанцию о приеме, то он обязан выслать требование в бумажном варианте почтой. Если полученное из налоговой электронное требование не соответствует установленным стандартам, например, не подписано электронной цифровой подписью, то налогоплательщик высылает уведомление об отказе в приеме. Налоговики обязаны исправить указанные ошибки и выслать требование повторно.

Это интересно:  Бюджетный кодекс рф устанавливает

Документы по требованию также могут предоставляться в электронном виде. Процедура составления, направления, получения подтверждения или отказа такая же. Также если налоговый орган в течение одного дня не подтвердил получение документов от налогоплательщика, то данные документы предаются на бумажном носителе.

Повторное истребование ранее предоставленных документов

Особо следует отметить, что зачастую возникают ситуации, при которых налоговый орган запрашивает документацию повторно, вновь направляя требование налогоплательщику. В Налоговом Кодексе указано, что не допускается повторное требование документов, которые были получены налоговыми органами ранее. Но данное ограничение не действует в следующих случаях:

  • если до этого документы представлялись в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;
  • если документы, были утрачены вследствие непреодолимой силы;
  • если требование предоставления документов направлено налогоплательщику в рамках налоговых проверок его контрагентов (в этом случае на каждое требование необходимо предоставлять копии запрашиваемых документов в указанные сроки, независимо от того, какие документы были предоставлены ранее).

Штрафные санкции

В случае непредставления документов (письменного сообщения об их отсутствии) или предоставления их с несоблюдением сроков, налоговые органы вправе оштрафовать налогоплательщика (ст. 126 НК РФ):

  • нарушения сроков предоставления запрашиваемой информации — 200 (двести) рублей за каждый документ, исключения составляют непредставление налоговой декларации или уведомления о контролируемых сделках;
  • непредоставления документов (или информации) либо предоставления с умышленными искажениями — 10 000 (десять тысяч) рублей для организаций и индивидуальных предпринимателей, для физических лиц – 1 000 (одна тысяч) рублей, за исключением непредставления банком справок по счетам и операциям;
  • за утаивание информации, которую было необходимо сообщить налоговым органам размере 5 000 (пять тысяч) рублей, в случае повторения такого правонарушения в течение одного года этот штраф может увеличиться до 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

В заключение, обобщим всё вышесказанное. В случае выявления налоговым органом неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей, инспекция имеет право выставлять требования. В зависимости от того, в какой части организация не исполняет или исполняет неверно свои обязанности, ей направляется либо требование о погашении задолженности перед бюджетом, любо требование о предоставлении информации, документации или пояснений. Для каждого требования установлены свои формы, сроки выполнения и меры, обеспечивающие их исполнение. При получении таких требований организация обязана исполнить требования налогового органа в полной мере в установленные сроки.

Фирммейкер, июль 2014
Ольга Анисимова
При использовании материала ссылка обязательна

Сроки направления требования об уплате налога и сбора

Требование об уплате налога и сбора может быть выставлено в нескольких случаях.

Основные сроки направления требования об уплате налога и сбора

Для максимального соблюдения действующих норм и правил, а также в целях защиты законных интересов налогоплательщиков, налоговое законодательство РФ устанавливает четкие сроки, в которые каждый налогоплательщик должен быть уведомлен о срочной необходимости уплаты того или иного налога и сбора.

Несоблюдение налоговым органом установленных условий по уведомлению того или иного налогоплательщика ведет к тому, что несвоевременно направленное уведомление теряет свою юридическую силу.

Соответствующе оформленное требование об уплате налога должно быть направлено уполномоченным органом налогоплательщику в установленный 3-х месячный период с того момента, когда существующая недоимка была выявлена и поставлена на учет.

В установлении допустимого срока определенную роль играет и сумма имеющейся недоимки. Если она не превышает 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено лицу в период, равный одному году со дня непосредственного обнаружения и фиксирования недоимки.

В данном случае допустимый срок предъявления требований увеличивается в связи с перевесом затрат действий налоговых органов в сравнении с взыскиваемой суммой недоимки.

Исключениями будут являться случаи, когда обнаружение недоимки в том или ином размере стало результатом ранее проведенной налоговой проверки. Тогда, после вынесения официальных результатов данной проверки и фиксирования недоимки, налоговый орган должен направить свои требования о ее погашении в течение 20 дней с момента проведения данной проверки.

Требования о погашении задолженности могут быть направлены как самому лицу-налогоплательщику, так и ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Требование об уплате того или иного налога составляется в письменной форме и, как правило, в одном экземпляре. Исключения составляют случаи, когда документ направляется налогоплательщику по почте заказным письмом.

После того, как на втором документе была проставлена отметка налогоплательщика, либо его представителя, о получении, данный экземпляр возвращается в налоговый орган и хранится там.

Правила установления срока исполнения требования об уплате

Сроки направления требования об уплате налога и сбора устанавливаются действующим законодательством РФ и, в дальнейшем, местными налоговыми органами. Исчисление срока всегда начинается с момента обнаружения недоимки. С этого времени у налогового органа появляется полноценное право на предъявление финансовых требований к налогоплательщику.

Факт выявления недоимки, в обязательном порядке, фиксируется налоговым органом по установленным правилам. Документ, свидетельствующий о выявлении недоимки, является внутренней налоговой бумагой и налогоплательщику не направляется.

Нередко недоимки выявляются и во время производства по делу о налоговом правонарушении. В таком случае, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее, чем в течение 10 дней со дня обнаружения недоимки.

Законодательство РФ устанавливает минимальный срок, в течение которого требование налогового органа должно быть исполнено налогоплательщиком. Данный срок равен 8 дням с момент получения уведомления.

В тех случаях, когда требования об уплате направляется налогоплательщику в электронном виде, установленный срок увеличивается до 20 календарных дней, в отношении физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями – до 30 дней.

До окончания срока, предусмотренного для добровольного исполнения требований налогоплательщиком, налоговый орган не может применить дополнительные принудительные меры, например, в виде пеней или штрафов.

В судебной практике нередко встречаются случаи, когда решение налогового органа о принудительном взыскании долгов с налогоплательщика за счет его имущества, было признано незаконным именно потому, что оно было вынесено в период до истечения установленного законодательством срока для добровольного исполнения налоговых требований.

Только после истечения установленного периода, налоговый орган может приступать к следующему этапу – выбору определенной принудительной меры для взыскания.

Срок исполнения требований об уплате налога, как правило, представляет собой стандартные цифры – 8, 20, 30 дней и один календарный год. Но, в определенных случаях он может быть увеличен, либо уменьшен, в зависимости от конкретных индивидуальных обстоятельств. Конечный результат устанавливается уполномоченным налоговым органом, но минимальное значение срока – 8 дней сократить нельзя.

Несоблюдение сроков направления требования об уплате

В налоговом праве сроки играют огромную роль, причем это напрямую касается не только налогоплательщиков и их обязательств, но и самих налоговых органов, действия которых не должно противоречить действующим нормам и правилам. Еще более важное значение приобретают сроки, когда речь идет о взыскании определённой материальной суммы для погашения налоговой задолженности.

Итак, если налоговый орган не проводил проверку, а недоимка составила сумму более 500 рублей, информирование налогоплательщика и предъявление соответствующих требований о погашении долга должно быть осуществлено в течение 3-х месяцев со дня обнаружения данной недоимки.

Если задолженность так и не была погашена, решение о взыскании может быть принято налоговым органом сразу после истечения установленного срока, но не позднее, чем в течение двух календарных месяцев после данного периода.

В действующем налоговом законодательстве РФ не установлено четких сведений о том, какую ответственность будет нести налоговый орган при нарушении установленного срока для предоставления требований об оплате.

Существуют множественные судебные решения, подтверждающие тот факт, что несоблюдение инспекциями установленных сроков по предъявлению требований не лишает их дальнейшей возможности взыскания различных штрафов и пеней. Помимо этого, данный факт не влечет изменения остальных сроков, предусмотренных законодательством РФ.

С другой стороны, судебная практика содержит в себе немало прецедентов, в которых действия налоговой инспекции были признаны незаконными, по причине несоблюдения установленных сроков и, как следствие, грубых нарушений действующего законодательства.

В таких случаях судебный орган нередко ставал на сторону налогоплательщика и освобождал его от необходимости оплаты выявленной ранее недоимки по причине неправомерных действий со стороны налоговых органов. Таким образом, в данном вопросе нет официальной и единственной позиции.

Как правило, во внимание принимаются различные, дополнительные обстоятельства, которые помогают судебному органу принять наиболее оптимальное и справедливое решение, максимально защитив интересы, как налогоплательщиков, так и представителей налоговых органов.

В тех ситуациях, когда налогоплательщик не согласен с решением налогового органа о принудительном взыскании денежных средств, наложении ареста на имущество, либо о начислении пеней и штрафов за просрочку исполнения обязательства, он имеет полное право на обращение в судебный орган.

Разбирательство данных дел входит в компетенцию Арбитражного суда. Заинтересованному лицу следует подать иск, в котором необходимо указать имеющиеся требования и обосновать их.

В качестве основного доказательства нужно представить первоначальное требование налогового органа о срочной уплате существующей недоимке. В данном документе, в обязательном порядке, должен быть прописан срок, в который данная недоимка должна быть погашена. Затем следует представить в суд окончательное решение налоговой инспекции о принудительном взыскании денежных средств.

Статья написана по материалам сайтов: wiseeconomist.ru, firmmaker.ru, advokat-malov.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector