Суд как социальный институт

Живое право, в отличие от обычного права, связанного с прошлым, несущим с собой груз традиций и всегда остающимся за пределами права позитивного, устремлено вперед, открыто для новаций, регулярно трансформируется в нормативные структуры позитивного права, играя роль его нормативно-ценностного резервуара.

Ф. КАФКА: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ НАСИЛИЯ

Суд как социальный институт

Герой романа «Процесс» Йозеф К. — банковский служащий, добропорядочный и законопослушный гражданин, уверенный в том, что живет в правовом государстве, неожиданно для себя становится подсудимым. Некий таинственный суд, неофициальный, но чрезвычайно могущественный (в этом уверены все, кто сталкивается с ним), начинает разбирательство по делу Йозефа К. Не зная за собой никакой вины, прямо заявляя насильникам, что они нарушают законы, он, тем не менее, покорно принимает все, что с ним происходит. У него возникает впечатление, что за всем этим стоит некая огромная и могущественная организация с писцами, жандармами и палачами. Расследование ведется в глубокой тайне. Из обозначенных когда-то Достоевским трех символов абсолютной власти — чуда, тайны и авторитета — здесь присутствует только тайна. Но степень ее присутствия и доминирования такова, что все происходящее кажется погруженным в какой-то метафизический туман, в котором потерялись причинные связи, исчезли какие бы то ни было закономерности. Осталось лишь одно ощущение непостижимости происходящего. Погруженный в состояние непонимания свершающегося, Йозеф К. даже не пытается рассеять этот туман таинственности. Непонимание как доминанта его внутреннего состояния сопровождает его на протяжении всего процесса расследования, вплоть до моментов оглашения и исполнения смертного приговора.

Социальные институты

Как известно, социальные отношения — основной элемент социальной связи, который обеспечивает устойчивость, сплоченность групп. Общество не может существовать без социальных связей и взаимодействий. Особую роль играют взаимодействия, которые обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей общества или индивида. Эти взаимодействия институционализовани (узаконенные) и обладают устойчивым, самооновлюючим характером.

В повседневной жизни социальные связи достигаются именно через социальные институты, то есть — через регламентацию регулирования взаимоотношений; четкое распределение (функций, прав, обязанностей участников взаимодействия и регулярность их действия. Отношения длятся так долго, как долго его партнеры выполняют свои обязанности, функции, роли. Чтобы обеспечить устойчивость социальных отношений, от которых зависит бытия общества, люди создают своеобразную систему учреждений, учреждений, контролирующих поведение их членов. Передаваясь из поколения в поколение, нормы и правила поведения и деятельности в различных общественных сферах становились коллективной привычкой, традицией. Они направляли образ мышления и образ жизни людей в определенное русло. Все они со временем институциювалися (устанавливались, закреплялись в виде законов и учреждений). Все это сформировало систему социальных институтов — базисный механизм регулирования общества. Именно они выводят нас на понимание сути человеческого общества, его составляющих элементов, признаков и стадий эволюции.

В социологии существует немало трактовок, определений социальных институтов.

Социальные институты — (от лат. Institutum — учреждение) — исторически установленные формы организации совместной деятельности людей. Понятие социальный институт» заимствовано из юридической науки, где оно определяет совокупность юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения.

Социальные институты — это и относительно стабильные и интегрированные (исторически сложившиеся) совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, благодаря которым управляются различные сферы социальной жизни: семья, экономика, политика, культура, религия, образование и др. это — своего рода, мощные инструменты, средства, помогающие бороться за существование и успешно выживать и отдельной личности, и обществу в целом. их назначение — удовлетворять важные общественные потребности группы.

Важнейшей чертой институционального связи (основа социального института) является обязательность, обязательства соблюдать отведенных индивиду обязанностей, функций, ролей. Социальные институты, а также организации в системе социальных связей не что иное, как своего рода скрепить, на которых держится общество.

Первым, кто начал термин «социальный институт» и ввел в научный оборот и разработал соответствующую теорию, был Г. Спенсер, английский социолог. Он изучил и описал шесть типов социальных институтов: промышленный (экономический), политический, профсоюзный, обрядовый (культурно-церемониальные), церковный (религиозный), домашний (семейный). Любой социальный институт, по его теории, — это устойчивая структура социальных действий.

Одну из первых попыток объяснить природу социального института в «отечественной» социологии сделал профессор Ю. Левада, трактуя его как центр (узел) деятельности людей, который сохраняет свою стабильность в течение определенного времени и обеспечивает стабильность всей социальной системы.

Это интересно:  До какого числа передавать показания счетчиков газа

В научной литературе существует много трактовок и подходов к пониманию социального института. Часто он рассматривается как устойчивое комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности.

Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения своих социальных ролей в рамках ценностей, образцов поведения.

■ определенная группа людей, которые выполняют общественные функции;

■ организационный комплекс функций, которые выполняют отдельные лица, члены группы от имени всей группы;

■ совокупность учреждений, организаций, средств деятельности;

■ некоторые социальные роли, особенно важные для группы, — то есть все, что нацелено на то, чтобы удовлетворить потребности и регулировать поведение людей.

Например, суд — как социальный институт — выступает как:

■ группа людей, которые выполняют определенные функции;

■ организационные формы функций, которые выполняет суд (анализирует, судит, разбирает)

■ учреждения, организации, средства функционирования;

■ социальная роль судьи или прокурора, адвоката.

Одним из необходимых условий появления социальных институтов есть определенные социальные нужды, которые всегда возникали, существовали и видоизменялись. История развития социальных институтов показывает постоянную трансформацию институтов традиционного типа в современный социальный институт. Для традиционных (в прошлом) институтов характерны жесткие ритуалы, циркуляры, веками овеяны традициями, а также родственными связями и отношениями. Исторически первыми ведущими институтами были род и семейная община. Далее появились институты, регулирующие отношения между родами, — институты обмена продуктов (экономические). Впоследствии появились так называемые политические институты (регулирования безопасности народов) и др. В жизни общества на протяжении исторического развития доминировали те или иные социальные институты: вожди племен, совет старшины, церковь, государство и т. Д.

Институты должны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей.

Каждый институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, которые обеспечивают достижение этой цели, набором социальных позиций, ролей, типичных для данного института, системой норм, санкций, стимулов. Эти системы обусловливают нормованисть поведения людей, всех субъектов социального действия, согласовывают их стремление, устанавливают формы, способы удовлетворения их потребностей и интересов, решают конфликты, на время обеспечивают состояние равновесия в рамках того или иного общества.

Процесс образования социального института (институционализации) достаточно сложный и длительный, состоит из нескольких последовательных этапов:

Любой институт имеет функции и круг задач в общественной жизни, которые имеют разный характер, но основные из них — это:

■ создание возможности членам группы удовлетворять свои потребности;

■ регулирования действия членов группы в определенных рамках;

■ обеспечение устойчивости общественной жизни.

Каждый человек пользуется услугами множества структурных компонентов социальных институтов, она:

1) рождается и воспитывается в семье;

2) учится в школах, учреждениях разного рода;

3) работает на различных предприятиях;

4) пользуется услугами транспорта, жилья, распределения и обмена благ;

5) черпает информацию из газет, ТВ, радио, кино;

6) реализует свой досуг, использует свободное время (развлечения)

7) использует гарантии безопасности (милиция, медицина, армия) и т. Д.

В течение жизни, удовлетворяя свои потребности, лицо включается в сеть социальных институтов, выполняя в каждой свою определенную роль, долг, функции. Социальный институт является символом порядка и организованности в обществе. Люди, в течение исторического развития, всегда стремились институционализировать (регламентировать) свои отношения, связанные с актуальными потребностями в различных сферах деятельности, поэтому по роду деятельности социальные институты подразделяются на:

— Экономические — те, которые занимаются производством, распределением, регулировкой благ, услуг (удовлетворяя потребности в получении и регулировании средств существования)

Хозяйственные, торговые, финансовые объединения, рыночные структуры, (система собственности)

— Политические — удовлетворяющие потребности в безопасности и налаживании социального порядка и связанные с установлением, исполнением, поддержкой власти, а также образования, регулирования моральных, правовых, идеологических ценностей, поддержка сложившейся социальной структуры общества;

Государство, партии, профсоюзы, другие общественные организации

— Воспитательные и культурные — созданные для обеспечения развития культуры (образования, науки), передачи культурных ценностей; в свою очередь они подразделяются на: социокультурные, воспитательные (механизмы и средства морально-этической ориентации, нормативно-санкционирующие механизмы регуляции поведения на основе норм, правил), общественные — все остальные, местные советы, церемониальные организации, добровольные объединения, регулирующих повседневные межчеловеческие контакты;

Семья, научные институты, художественные учреждения, организации, культурные учреждения

— Религиозные — регламентирующие отношения людей с религиозными структурами, решая духовные проблемы и проблемы смысла жизни;

Это интересно:  Какое травматическое оружие можно приобрести без лицензии

— Брака и семьи — которые удовлетворяют потребности в воспроизводстве рода.

Отношения родства (отцовства, брачности)

Такая типологизация не является полной и единственной, но включает основные из них, которые определяют регулирование основных общественных функций. Однако утверждать, что все эти институты отделены — нельзя. В реальной жизни их функции тесно переплетаются.

Об экономических социальных институтов, то экономика как социальный институт имеет сложную структуру. ее можно представить как совокупность более конкретных институциональных элементов производства, распределения, обмена и потребления, как совокупность институционализированных секторов экономики: государственного, коллективного, индивидуального, как совокупность элементов экономического сознания, экономических нормативных установлений и экономических отношений, организаций и учреждений. Экономика как социальный институт выполняет ряд функций:

■ распределительная (поддержка и развитие форм общественного разделения труда);

■ стимулирующее (обеспечение усиления стимулов к труду, экономической заинтересованности)

■ интеграционная (обеспечение единства интересов работающих);

■ инновационная (обновление форм и организаций производства).

В зависимости от формализации и легализации социальных институтов они делятся на: формальные и неформальные.

Формальные — те, в которых функции, средства, методы действий нашли выражение [в формальных правилах, нормах, законах, имеют гарантию устойчивой организации.

Неформальные — те, в которых функции, средства, методы действий не нашли выражения в формальных правилах, нормативах и т.д. (группа детей, которые играют во дворе, временные группы, клубы по интересам, митингующие группы).

Разнообразие общественных отношений и многогранность человеческой природы видоизменяют как структуру социальных институтов, так и динамизируют их развитие (отмирание, ликвидация одних, появление других). Социальные институты, постоянно развиваясь, меняют свои формы. Источниками развития являются внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы. Поэтому современное развитие социальных институтов происходит по двум основным вариантам:

1) возникновение новых социальных институтов в новых социальных условиях;

2) развитие и совершенствование уже сложившихся социальных институтов.

Эффективность деятельности социальных институтов зависит от большого количества факторов (условий), среди которых:

■ четкое определение целей, задач и объема функций социального института;

■ четкое соблюдение выполнения функций каждым членом социального института;

■ авторитетность и престиж в глазах общества;

■ бесконфликтность включения и дальнейшего функционирования в системе общественных отношений.

Однако может наступить такая ситуация, когда изменения социальных потребностей не найдут отражение в структуре и функциях социального института, и в его деятельности может возникнуть дисгармония, дисфункция, выражается в неясности целей деятельности института, неопределенные функций, снижении его социального авторитета.

#9199 Суд как социальный институт

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие, структура и функции института в социологии права………………………………………………………………………………4
Глава 2 Социально-правовой анализ суда, как социального института………………………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………….14
Список использованных источников…………………………………. 15

Введение

Понятие социального института — одно из узловых в социологии. Термин «социальный институт» употребляют в различных значениях: институт семьи, институт образования, здравоохранения, институт государства, правовые институты и т. д. Социальный институт — это устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных влас¬тью и материальными средствами для осуществления социальных функций и ролей, управления и социального контроля за соблюдением норм и правил поведения .
В системе правовых институтов выделяются такие составляющие, как институты судебной вла¬сти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвока¬туры, присяжных и др .
В данном реферате будет рассмотрен суд как социальный институт
Объектом исследования реферата являются общественные отношения, складывающиеся в деятельности суда, как социального института.
Предмет реферата — действующее законодательство, регулирующее деятельность суда, а так же литература, статьи периодической печати, рассматривающее суд как социальный институт.
Целью реферата является исследование суда, как социального института.
Поставленная цель предполагает выполнение ряда задач: 1) Раскрыть понятие, структуру, функции социального института. 2)Рассмотреть суд, как социальный институт.
Методологической основой исследования являются диалектический, логический, сравнительный, системный методы исследования законодательства, литературных источников, эмпирического материала.

Литература

Суд как социальный институт

Месть — это противоправная (самоуправная) акция наказания виновного за нанесенную обиду, причиненный вред, совершенное злодеяния от лица жертвы или его близких. Является одной из самых архаичных форм в воплощения принципа воздающей справедливости. Возникла задолго до появления государства и права выступали. Типичным средством регуляции межчеловеческих отношений, характерным для всех народов, находивший хся на ранних, догосударственных стадиях исторического развитития.

Позже функцию отмщения виновным за их преступления присвоилы государства. При этом складывалось особое ее понимание: месть трансформировалась в воздаяние, не допускающему произвола, строго нормированное е существующим законодательством. Владея монополией на наказание преступников, государство категорически запрещает гражданам самым оказывает суд и расправа над ними, не приемлет даже возвышенно-благородный х аргументов и мотивов, оправдывающим частное право на отмщение.

Это интересно:  Как оформить шенгенскую визу пенсионеру

В обыденно правосознания, сохраняющий связь с традиционными стереотипами древнего обычного права, чаще всего отсутствует категорическое отрицание понятия мести. Склонное оценивать возникающие социальн ные конфликты и их последствия с позиций архаичного принципа эквивалентно воздаяния-талиона, оно терпимо относится к инициативе его самостоятельного проведения в жизнь, особенно если существует сентября оятность слишком мягких судебных приговорав.

Наиболее радикальной формой мести продолжает оставаться. Кровная месть. В качестве реликтового нормативного средства обычного права она характерна для малых народов, не зная до XX в своей государстве енностити.

Социальный институт суда

Главная функция суда, как специального государственно органа, состоит в том,. Чтобы отправлять правосудие. Особая роль суда предопределено тем, что он является наиболее авторитетным арбитром в спорах и конфликтах, разыгрывающихся в сфере правоотношений. П. Рикер определяет суд как регламентированную форму конфликта, перенесенную в вербальную область и исключающую возможность применения насилия стр. онами друг против второго. Главным средством борьбы за свои права становится юридическая аргументация. При этом суд решает две основные задачи. Первая состоит в том,. Чтобы положить конец состоянию неуравно вешенной неопределенности. Поскольку спор конфликтующих сторон может продолжаться до бесконечности или до его трагического обострения и даже кровопролитие, то право суда вынести взвешенной решение и то м. Самым поставит точку в социальной распри имеет. Значительную общественную ценностенность.

Вторая задача суда имеет еще более гуманный характер и заключается в том,. Чтобы способствовать примирения враждующих сторон. Благодаря торжеству юридического языка над насилием, суд, как институт. Власт ты призван способствовать общественному миру, поддержания цивилизованного правопорядкаа.

В отношении лиц, совершивших правонарушения и преступления, суд выступает социальным, государственными. Орудием, реализующих нравственно-правовой принцип воздающей справедливости

Отличительные особенности судебной власти и механизма ее осуществления в цивилизованном государстве — это гласность, состязательности обвинителя и защитника, независимость вот второй властных структур, коллегиальности в ее разных формах, включая суд присяжных заседателей.

Одна из самых важных задач суда заключается в том,. Чтобы доказать виновности подсудимого. Вина — морально-правовая категория, оценивающая объективное и субъективное состояние личности, переступив нр равственно-правовые запреты и. Вынужденное нести ответственность за содеянное. Вина представляет собой среднее звено между проступком (преступлением) и наказанием. Человек, чья вина не доказана и не явля ется. Объективной реалии, не должен быть наказуемоуем.

Необходимо различать нравственные, моральные и юридические оттенки проблемы вины. Так, нравственная вина предполагает чувства раскаяния и угрызения совести, то есть сложные и драматические коллизии вну удер индивидуального сознания, способные подтолкнуть личность к. Самым неожиданным поступкам, вплоть до суицидных попыток.

Моральная вина — это состояние страха перед внешним осуждением, исходящим от других людей, чувство стыда перед ними. Ее природа преимущественно экстравертна и заставляет придал внешним оценкам больш е значения, чем внутренним самооценкам.

Юридическая вина представляет собой состояние того, кто нарушили конкретную норму положительного права и является правонарушителем. В уголовном праве деяние, нарушающее юридические нормы, может быть вме. Энен в вину, поскольку является продуктом сознательных, волевых усилий субъекта, считающегося вменяемым. Понятие вины неприложимо к неодушевленным предметам, животным и силам природы, явившимся причин ами опасных разрушений или гибели людией.

В качестве субъективного состояния вина далеко не всегда служила основанием ответственности и условием наказания. Так, она не принималась во внимание при кровной мести, когда обиженные мстили за нанесет энный им ущерб независимо от того, имел ли виновный сознательное намерение нанести вред или нет. Аналогичным образом неправовое, тоталитарной государство, наказывая тех, кого считал виновным, не интер есовалось, сознавалы они себя таковыми или неет.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, www.botan-ik.ru, uchebnikirus.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector