Судно для перевозки пассажиров

Типы судов: Лайнеры – для обслуживания регулярных пассажир- ских линий. Круизные суда – для туристских путешествий. Суда для массовых перевозок пассажиров. Суда местных сообщений.

Лайнеры – перевозка пассажиров между заданными портами по определённому расписанию.

Круизные суда – перевозка туристов по выбранному маршруту. Отличаются бытовой комфортабельностью.

Для массовых перевозок людей используются речные пассажирские суда.

Для местных сообщений применяют СВП, СПК, катера на 60….300пассажиров.

Если на транспортном судне оборудованы пассажирские каюты на 12 мест и более, такое судно считается грузопассажирским

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА – паромы, буксиры

Паромы – автомобильные, пассажирско-автомобильные, желез-нодорожные, железнодорожно-автомобильные, пассажирские. Паромы связывают сухопутные транспортные артерии на морских участках.

Буксиры – тягачи, толкачи, составные (несколько несамоходных судов и буксир – караван).

ПРОМЫСЛОВЫЕ СУДА

Назначение – добыча, переработка, транспортировка морепро-дуктов: рыба, крабы, морской зверь, моллюски морские растения и пр.

По назначению промысловые суда подразделяются на: добывающие, добывающе-перерабатывающие, перерабатываю-щие, обслуживающие. Общий тоннаж промысловых судов состав-ляет около 5% всего мирового тоннажа судов. Характеристики и особенности промысловых судов разного назначения определяя-ются формой организации промысла: автономной или экспедици-онной. При автономной судно вылавливает рыбу, обрабатывает до полуфабрикатов, по заполнении трюмов транспортирует в порт. При экспедиционной – рыболовные суда только ловят рыбу; обра- боткой и транспортировкой занимаются специальные производст- енно-транспортные суда. Основа промыслового флота – добываю-щие и добывающе-перерабатывающие суда. Добывающие – трау- леры, сейнеры, тунцеловы, рыболовные боты, сетеподъёмники, краболовы. Добывающе-перерабатывающие – БМРТ (большой мо- розильный рыбозавод-траулер), большие сардинные траулеры- ры- боконсервные заводы, морозильные траулеры пр.

ТРАУЛЕР –(большой, средний, малый) по способу траления: борто-вого и кормового. Средние и малые часто оборудуются другими орудиями лова: дрифтерными сетями, кошельковым неводом и пр. По степени переработки улова траулеры подразделяют на ловцов (ежесуточно улов передают на другие суда); с частичной перера-боткой (рыбу потрошат, пересыпают льдом, собирают отходы, сдают полуфабрикаты на базы раз в несколько суток); траулеры-рыбозаводы полностью перерабатывают рыбу и сдают полностью го- товую к реализации продукцию. Малые и средние траулеры – однопалубные суда; БМРТ – двухпалубные с кормовым слипом для подъёма трала, имеют специализированные цехи: рыбообрабаты- вающий, морозильный, консервный, утилизационный. Для хране-ния готовой продукции предусматриваются рефрижераторные и обычные трюмы с разборными стеллажами, транспортёрами и элеваторами. Для команды таких судов создаются хорошие бытовые условия, т.к. автономность плавания – 3-4 мес.

СЕЙНЕР– (большой, средний, малый рыболовный) ловит рыбу ко- шельковым неводом. Для операций с рыбой предусматриваются 1-2 рабочие площадки. У одноплощадочного сейнера площадка находится в кормовой части открытой палубы. Сейнеры оборудуют и другими орудиями лова: тралом, снюрреводом (донный невод).

ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ СУДА – плавучие базы, производственные рефрижераторы.

Плавучие базы – крупные суда, водоизмещением до 15000т; имеют несколько палуб, развитые надстройки, где размещаются жилые, служебные, общественные, производственные и грузовые помеще-ния. В производственных помещениях – цехи по переработке рыбы

Производственные рефрижератоы – принимают к перерабоке и транспортировке улов с судов-ловцов. Готовую продукцию переда- ют на транспортные рефрижераторы или транспортируют сами.

ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ СУДА – приёмо-транспортные, живорыбные, поисковые, научно-промысловые.

СУЖЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА — — обслуживающие (ледоколы, буксиры, спасатели, противопожар-ные, судоподъёмные, плавмаяки и пр.)

— служебные (гидрографические, суда погоды, плавучие госпитали, гостиницы, учебные и пр.)

ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ. Ледоколы: портовые, речные, морские, аркти-ческие линейные, ледоколы для Северного Морского пути. СЭУ ле- доколов дизельэлектрическая, турбоэлектрическая, с ядерным ре-актором. Последние ходят до Северного полюса при благоприят-ной обстановке в круизы. Буксиры: океанские, морские, рейдовые, портовые, для внутренних водоёмов. Способы буксировки: тягой, толканием, швартовкой лагом. Есть также буксиры-спасатели, обо- рудованные противопожарными средствами, мощными отливны-ми насосами, барокамерой, водолазной техникой. Они обладают повышенными скоростями хода (18-22узла).

Пожарные суда – для тушения крупных пожаров на судах. Они имеют мощную противопожарную систему с дальнобойными ла-фетами (60-100м), водо- и пенотушение, обладают хорошей ско-ростью (14 узлов) и маневренностью.

СУДА ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА –предназначены для технического обслуживания судов, портовых сооружений, водных путей. Это: дноуглубительные суда, грунтоотвозные шаланды, суда нефтемусоросборщики, плавучие краны, крановые суда (килек-торы), плавучие доки и мастерские, суда обслуживания буровых ус-тановок и др. Дноуглубительные суда с механическим, гидравли-ческим, комбинированным устройством разработки и выборки грунта. Эйрлифт – к месту дноуглубления подаётся в трубе воздух, который поднимаясь увлекает с собой грунт.

СПОРТИВНЫЕ СУДА – конструктивно или механически приспособ-ленные суда для занятия спортом на воде. Это: яхты, шлюпки, байдарки, катера, скутеры, мотолодки и пр.

Классификация судов

Различные типы судов принято классифицировать по назначению и ряду основных признаков, отличающих суда одного и того же назначения друг от друга: по району плавания, материалу корпуса, способу движения, роду двигателя, типу движителя (устройства, приводящего судно в движение) и др.

1. По назначению все суда распределяют на несколько основных групп: транспортные, технические, вспомогательные, специальные, служебные, промысловые и спортивные.

Транспортные суда. Эти суда предназначены для перевозки пассажиров и грузов (в морском флоте их называют торговыми). К ним относятся: пассажирские, грузопассажирские, грузовые суда и суда-паромы.

Пассажирскими называют суда, перевозящие более 12 пассажиров и их багаж, а на транзитных линиях — почту.

Это интересно:  Доходы бюджета подразделяются на

Грузопассажирские суда предназначены для одновременной перевозки пассажиров и грузов; отличаются от пассажирских наличием грузовых трюмов.

Грузовые суда по роду перевозимого груза подразделяют на сухогрузные, наливные и комбинированные.

Сухогрузными называют суда, перевозящие различные грузы в упаковке, насыпью или навалом (зерно, лес, уголь, песок, щебень и др.); бывают самоходные и несамоходные. Несамоходные речные суда называют баржами, а морские — лихтерами.

Универсальные сухогрузные суда перевозят различные генеральные штучные грузы (груз промышленного производства в упаковке: ящики, бочки, мешки, тюки и др.).

К специализированным сухогрузным судам относятся: суда, перевозящие массовые грузы (зерно, песок, щебень и др.); контейнерные и трейлерные суда, т. е. суда для перевозки грузов, упакованных в специальные ящики-контейнеры, что сокращает время стоянки под выгрузкой и погрузкой; лесовозы, рудовозы и другие суда, предназначенные для перевозки определенных грузов.

Наливными (танкерами) называют суда, перевозящие жидкие грузы (бензин, нефть, молоко и др.). Несамоходные грузовые наливные суда называют баржами.

Комбинированные суда (углелесовозы, хлопколесовозы, нефтерудовозы и др.) предназначены для перевозок не одного, а двух-трех видов грузов, что очень выгодно при доставке их в различные места назначения.

Суда-паромы представляют собой самоходные суда, предназначенные для перевозки автомобилей (грузовых и легковых), Железнодорожных составов и людей.

В речном флоте к транспортным судам относятся, кроме вышеперечисленных, буксиры и толкачи, предназначенные для перемещения несамоходных судов и плотов. В морском флоте буксиры и толкачи относятся к вспомогательным судам.

Технические суда. Судами технического флота называют суда, предназначенные для углубления и очистки водных путей. К ним относятся: землечерпательные снаряды; землесосы; суда, обслуживающие эти снаряды, — шаланды, шаландеры (специальные буксировщики); водолазные станции, взрывные склады и другие технические суда.

Вспомогательные суда. Такие суда, не принимая непосредственного участия в перевозке грузов и пассажиров, помогают транспортным судам выполнять эти операции. В группу вспомогательных судов входят: санитарные станции, плавучие мастерские, плавучие доки и различные перегружатели (зерноперегружатели, насосные станции, бензостанции и др.), плавучие магазины, плавучие заправщики, понтоны разного типа, плавучие склады и другие вспомогательные суда, предназначенные для обслуживания транспортного флота.

Вспомогательные суда (дебаркадеры, плавучие мастерские, санитарные станции, перегружатели разного рода, очистные станции, станции для промывки котлов и др.)» которые большую часть навигации стоят на одном месте без движения, называют стоечными судами.

Специальные суда. Они обеспечивают нормальную и безаварийную эксплуатацию судов на водных путях; могут быть самоходными или стоечными в зависимости от назначения. К ним относятся: гидрографические, лоцмейстерские суда, плавучие маяки, водолазные боты, пожарные суда, спасательные базы и судоподъемные понтоны и др.

Служебные суда. Они выполняют разнообразную работу, связанную с обеспечением нормальной эксплуатации судов. В группу судов служебного флота входят: ледоколы — суда, приспособленные для вскрытия ледяного покрова и плавания во льдах; морские буксиры или буксирные суда, обеспечивающие буксировку на специальном тросе несамоходных или больших самоходных судов; толкачи и толкачи-буксиры — суда, работающие на внутренних водных путях для передвижения несамоходных судов.

Промысловые суда. Суда промыслового флота добывают рыбу, китов, морского зверя, крабов и морские растения, перерабатывают их и транспортируют на береговые или плавучие базы.

Спортивные суда. Эти суда предназначены для проведения спортивных соревнований.

2. По месту и району плавания различают: морские суда (неограниченного и ограниченного плавания: с удалением от портов-убежищ на определенное расстояние, рейдовые и прибрежного плавания); суда внутреннего плавания — речные и озерные и суда смешанного плавания, перевозящие между морскими и речными портами грузы без их перевалок.

3. По материалу корпуса подразделяют на металлические, деревянные, пластмассовые, железобетонные и композитные суда.

Корпуса металлических судов изготовляют из металла (стали или легких сплавов). Наиболее широкое применение в судостроении для постройки судов и корпусных конструкций получила сталь. Из легких сплавов (сплавов алюминия) строят корпуса быстроходных судов (типов: «Ракета», Метеор», «Заря» и др.) и относительно небольших специальных судов: на подводных крыльях (СПК), на воздушной подушке (СВП), спортивно-гоночных, быстроходных мотолодок. Легкие сплавы уменьшают массу корпуса и судовых конструкций по сравнению со стальными на 40—60%, что позволяет увеличить скорость движения таких судов.

Корпуса деревянных судов (баржи, катера, лодки) изготовляют из дерева; пластмассовых — из стеклопластиков или пластмасс. Пластмассы имеют малую плотность и достаточную механическую прочность, поэтому масса корпуса мелких пластмассовых судов (спортивных, разъездных, парусных, шлюпок) по сравнению со стальными в 3—4 раза меньше.

Корпуса железобетонных судов делают из железобетона, представляющего сочетание строительного бетона со стальными стержнями специального профиля; композитных — из двух различных материалов: набор корпуса — из стали, обшивку — из дерева. Ввиду сложности ремонта композитных корпусов от их постройки отказались.

4. По средству движения различают: самоходные суда, имеющие механический двигатель, т. е. собственную движительную установку, используемую для приведения судна в движение; несамоходные суда, передвигающиеся по воде при помощи других судов (буксировщиков или толкачей).

5. По роду главного двигателя различают: пароходы, главным двигателем которых являются паровые поршневые машины; турбоходы— морские суда мощностью свыше 5000 л. е., двигатель — паровая турбина; теплоходы, имеющие в качестве главных двигателей двигатели внутреннего сгорания; газотурбоходы, двигателями которых являются газовые турбины; дизель-электроходы, энергия их главных двигателей передается на движители через электродвигатели; атомоходы, у которых источником тепловой энергии является атомный реактор, они могут быть турбоходами или турбоэлектроходами в зависимости от того, чем приводится во вращение гребной вал.

Это интересно:  Перечень операций внутреннего финансового контроля

6. По типу движителя самоходные суда подразделяют на колесные, винтовые и водометные.

Колесные суда приводятся в движение гребными колесами: бортовыми или кормовыми в зависимости от места установки на судне.

Винтовые суда — с помощью гребных винтов, погруженных в воду (наиболее распространенные судовые гребные винты), или воздушных винтов (пропеллеров), которые устанавливают на небольших спортивных судах и глиссерах, а также на СВП — суда на воздушной подушке. По количеству гребных винтов винтовые суда бывают одно-, двух-, трех- и четырехвинтовыми.

Водометные суда приводятся в движение специальными насосами, которые всасывают воду через специальные трубы в передней части судна (или под днищем, ближе к середине корпуса) и затем выбрасывают водяную струю в воду (подводный выброс). Реакция выбрасываемой струи создает упорное давление, под действием которого судно движется вперед. Преимуществами таких движителей являются хорошая защита от попадания на лопасти водомета посторонних предметов и обеспечение хорошей проходимости судов на мелководье, в узкостях и на засоренных фарватерах.

7. По роду движения по воде различают: суда, плавающие на поверхности воды (водоизмещающне), скользящие по поверхности воды (глиссирующие), суда на подводных крыльях и воздушной подушке.

Водоизмещающие (или плавающие) суда держатся на плаву за счет гидростатических (поддерживающих) сил, выталкивающих корпус судна из воды. Величина этих сил по закону Архимеда равна весу воды, вытесненной корпусом судна.

Глиссирующие (или скользящие) суда — это быстроходные мелкосидящие суда, совершающие движение по способу глиссирования.

Корпус таких судов имеет плоское, V-образное или вогнутое днище, поставленное под малым углом к поверхности воды (статическое положение судна); по днищу (ближе к корме) делают ряд уступов, называемых реданами.

При достижении определенной скорости движения за реданами у днища возникают вертикальные подъемные силы, обеспечивающие всплытие («выход на редан») корпуса глиссера; в воде остается только кормовая часть днища. Заметное всплытие корпуса судна по отношению к его статическому положению уменьшает сопротивление воды движению. При плавании на взволнованной поверхности носовая часть корпуса глиссера ударяется о волны, что создает некоторые неудобства при его эксплуатации.

Суда на подводных крыльях имеют корпус, в подводной части (под днищем) которого установлены металлические пластины (крылья). Крылья размещены в носовой, кормовой и средней (на некоторых судах) частях днища под некоторым углом (углом атаки) к набегающей воде.

При достижении определенной скорости хода на крыльях возникает подъемная сила, которая приподнимает корпус судна над поверхностью воды и уравновешивает массу судна при движении. В воде остаются крылья, обтекаемые крепежные стойки крыльев, рули и движители (винт с валопроводом). Выход корпуса судна из воды резко уменьшает сопротивление воды движению, поэтому суда на подводных крыльях развивают большую скорость хода (более 60 км/ч).

У судов на воздушной подушке (СВП) при движении между днищем и поверхностью воды образуется воздушная прослойка — «подушка» за счет нагнетаемого воздушным насосом сжатого воздуха. Чтобы воздух не уходил из-под днища, судно имеет прорезиненную «юбку».

Архитектурные типы морских судов. Форма основного корпуса судна; расположение на нем различных надстроек и рубок; число, расположение и конструктивные особенности палуб; размещение машинного отделения в корпусе и другие признаки, отражающие особенности назначения, определяют архитектурный тип судна.

Размещение на корпусе судна надпалубных помещений: бака, юта, надстроек и рубок характеризует следующие архитектурные типы морских судов (рис. 1):
трехостровные с тремя надстройками, размещенными по длине корпуса в виде выступающих «островов»: бак — в носу, средняя надстройка — в средней части корпуса и ют — в корме. К судам такого типа относятся сухогрузные суда;
двухостровные с баком 5 и ютом. Машинное отделение (МО) размещено в корме. Это танкеры или суда для перевозки сыпучих грузов;
с удлиненным баком для увеличения всхожести судна на волну. К судам такого типа относятся спасательные суда, буксирные и др.;
с удлиненным ютом; такой тип характерен для промысловых судов;
квартердечные с приподнятой на 0,8—1,0 м кормой; МО и служебные промысловые трюмы расположены в корме. Этот тип характерен для промысловых судов;
со сплошной надстройкой по всей длине (шельтердечные). Суда такого типа делают не менее чем двух- и трехпалубными; это пассажирские суда или современные промысловые базы для приема и переработки продукции;
гладкопалубные шельтердечные со сплошной надстройкой внутри корпуса. Такой тип судна имеет вырезы в наружных бортах для обеспечения грузовых операций с применением контейнеров и трейлеров.

п а р о м

• плавучее сооружение для перевозки пассажиров, транспортных средств через водные преграды

• плоскодонное судно или плот для переправы через реку, пролив людей, повозок, грузов

• произведение А. Доде

• специальное судно (или, напр., движущаяся поперек реки по тросу платформа) для регулярной перевозки людей и транспорта через водную преграду

• средство для водной переправы

• переправа через реку

• средство морской и речной переправы

Это интересно:  Закон в отличие от обычая

• картина французского художника Камиля Писсарро «Канатный . »

• «эстония», затонувшая в 1994 году как тип судна

• плоскодонное судно для переправы

• перевозит через реку

• челнок меж двух берегов

• судно через реку

• от берега к берегу

• «челнок» для переправы

• челнок между берегами

• средство для переправы

• переправа на поводке

• водный коллега фуникулера

• плавучая замена моста

• плот на «веревочке»

• плавающий аналог фуникулера

• гибрид моста и судна

• плавучий «челнок» меж двумя берегами

• судно — от берега до берега

• мечется между берегами

• судно в роли переправы

• переправа с берега на берег

• судно, работающее перевозчиком

• Плавучее сооружение для перевозки транспортных средств, грузов и пассажиров

• картина французского художника Камиля Писсарро Канатный . «

7. Распределение пассажирских судов по видам транспортной деятельности.

По виду транспортной деятельности пассажирские суда разделяются на суда линейного, круизного и линейно-круизного плавания, паромы.

Судами линейного плаванияназываются пассажирские суда осуществляющие регулярную перевозку пассажиров по установленным направлениям и объявленным расписаниям, в своем большинстве они являются грузопассажирскими. На таких судах перевозят высоко тарифные генеральные грузы, автомобили, а при наличии рефрижераторных трюмов – скоропортящиеся грузы.

Суда круизного плавания– являются только пассажирскими, их грузовые помещения используются для перевозки личного багажа пассажиров. На данных судах объем грузовых помещений невелик, но очень развита система общественных пассажирских помещений.

Пассажирские паромы – суда, предназначенные для одновременной перевозки пассажиров и транспортных средств. Они являются грузопассажирскими судами, на которых создаются все необходимые комфортные условия соответствующие требованиям пассажирского судна, с другой стороны используются технологические схемы выполнения грузовых операций. характерные для судов ролкеров.

В зависимости от перевозимых транспортных средств паромы подразделяются на автомобильные и ж/д. В прибрежном плавании в качестве а/м паромов помимо водоизмещающих судов могут использоваться суда на воздушной подушке.

При длительности перехода свыше 12 часов или 2-3 часов в ночное время, салоны паромов оборудуются креслами самолетного типа, а с продолжительностью рейса свыше суток имеются пассажирские каюты.

Авто-пассажирские паромы имеют ряд конструктивных особенностей. По сравнению с другими судами, они имеют большую вместимость, высокий надводный борт, удлиненную надстройку. В зависимости от технологической схемы выполнения грузовых работ и конструктивных особенностей выездных устройств, авто-паромы принято разделять на:

-с бортовыми выездами,

Ж/д паромы- работают на переправах, которые связывают конечные ж/д станции, расположенные на различных берегах проливов или акватории. Некоторые паромы одновременно ж/д составами могут перевозить колесную технику.

Морские ж/д паромы предназначены для выполнения продолжительных по времени рейсов, имеют салоны для отдыха пассажиров, рестораны и пассажирские каюты. Помимо ж/д составов могут также перевозить трактора.

8.Архитектурно-конструктивные особенности пассажирских судов.

Архитектурно-конструктивными особенностями пассажирских судов является:

высокий надводный борт,

наличие большого числа спасательных средств,

мощная энергетическая установка,

плавные очертания корпуса,

наличие успокоителей качки,

наличие подруливающих устройств и др.

При постройке судна большое внимание уделяется эстетике его внешнего вида. Существует два вида компоновки надстроек – каплевидная и волнообразная. В обеих случаях в кормовой части надстройки располагаются в виде ниспадающих террас, а в передней части делаются закругленными. Надстройки на пассажирских судах изготавливают из сплавов легких металлов, что позволяет значительно уменьшить массу судна, а следовательно и осадку при сохранении той же вместимости. Пассажирские суда строят многовинтовыми для повышения живучести и маневренности судна, на них устанавливают подруливающие устройства.

Проектированию дымовых труб на пассажирских судах уделяется большое значение. Это объясняется стремлением обеспечить выброс продуктов сгорания за пределы палубы при любом направлении ветра. С этой целью трубы делают значительной высоты и в них устанавливают приспособления для принудительного выброса продуктов горения.

Верхние палубы на пассажирских судах стараются делать как можно более свободными и удобными для отдыха пассажиров ( с них по возможности снимают все судовые устройства и детали, в некоторых случаях даже спасательные шлюпки размещают между палубами). Открытые участки палуб ограждают ветрозащитными устройствами. Корпус пассажирского судна, в целях повышения пропульсивных качеств, часто делается с носовым бульпом и большой вогнутостью бортов до района ватерлинии. Корма на многих крупных лайнерах комбинированная: у ватерлинии трансовая, выше – крейсерская. Крейсерская корма придает судну более изящный вид. В целях повышения комфорта и привлекательности судна для пассажиров устанавливают успокоители качки. При конструировании судна большое внимание уделяется вопросам снижения шума и вибрации. Для шумо- и виброизоляции на судах применяют шумопоглощающие материалы, которыми отделывают стены и потолки жилых помещений, а также стараются всяким образом снизить уровень шума в самом его источнике. Большое внимание на пассажирских судах уделяется вопросам безопасности: непотопляемость судна обеспечивается разделением корпуса огнестойкими, автоматическими, водонепроницаемыми поперечными переборками.

Статья написана по материалам сайтов: www.stroitelstvo-new.ru, scanwordhelper.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector