Требования к грузоподъемным механизмам

В современном строительстве для работ по подъему и перемещению строительных грузов применяют различные типы кранов, а также строительные подъемники, погрузочно–разгрузочные машины и специализированные средства транспорта.

В данной главе рассмотрены в основном рабочие процессы и производительность наиболее распространенных в настоящее время строительных кранов (башенных, автомобильных, пневмоколесных, гусеничных, тракторных, железнодорожных, козловых и мачтово–стреловых).

Основными показателями большинства строительных кранов являются: грузоподъемность, вылет стрелы, высота подъема груза, скорости рабочих движений, мощность двигателя и вес.

Грузоподъемностью (наибольшей) называют усилие, действующее на грузовой крюк при подъеме наибольшего по весу груза, который может быть поднят с соблюдением правил безопасной эксплуатации кранов (при обеспечении запаса прочности конструкций крана, а также его устойчивости).

Различают грузоподъемность минимальную, когда груз поднимается на стреле с наибольшим вылетом, и грузоподъемность максимальную, когда на стреле с наименьшим вылетом поднимают груз предельного веса, разрешенного к подъему на данном кране.

Вылет стрелы (вылет крюка) –расстояние (в м) от оси крюка до оси вращения стрелы крана. Различают два предельных вылета – максимальный и минимальный, определяемые конструкцией крана.

Высота подъема крюка– расстояние (в м) по вертикали от опорной поверхности крана до зева крюка. Высота подъема крюка изменяется от максимума до минимума в кранах с подъемной стрелой, в кранах с грузовой кареткой она обычно – величина постоянная.

Основным документом, определяющим безопасную и надежную работу грузоподъемных кранов, являются «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

В соответствии с Правилами руководители предприятий и организаций обязаны содержать грузоподъемные краны, съемные грузозахватные приспособления и тару в исправном состоянии, а также создавать безопасные условия при их работе, организовать правильное и своевременное освидетельствование, техническое обслуживание и ремонт.

Качество технического обслуживания оказывает решающее влияние на безаварийную работу грузоподъемных кранов и съемных грузозахватных приспособлений, длительность простоя их в неработоспособном состоянии, объем ремонтных работ, расход запасных частей и материалов.

Техническое обслуживание включает: ежесменное техническое обслуживание, первое техническое обслуживание, второе техническое обслуживание и сезонное техническое обслуживание.

Общими видами работ, выполняемыми при техническом обслуживании кранов и грейферов, являются: уборочно–очистные, крепежные, контрольно–регулировочные, смазочные, а также контроль общего технического состояния.

Техническое обслуживание должно производиться в соответствии с правилами, изложенными в инструкциях по эксплуатации, разработанных заводами–изготовителями.

После выполнения очередного технического обслуживания; или устранения отказа или неисправности механик должен сделать запись в вахтенном журнале о проведенной работе.

Принятая отделом технического контроля машина должна быть занесена в регистрационную книгу учета и снабжена заводской металлической табличкой с указанием наименования завода, изготовившего машину, грузоподъемности, даты выпуска и порядкового номера.

На ремонт и реконструкцию несущих металлоконструкций грузоподъемных машин, а также их стрел и вставок к ним с применением сварки должно быть получено разрешение органов Ростехнадзора.

Любая организация, производившая ремонт или реконструкцию грузоподъемных машин, обязана отразить в паспорте машины характер выполненных работ и сведения о примененных материалах, включая материалы, примененные при сварке.

В тех случаях, когда ремонт был значительным, составляется новый паспорт.

Согласно требованиям Ростехнадзора грузоподъемные машины, в том числе и стреловые самоходные краны, должны быть зарегистрированы в местном органе Ростехнадзора (по месту нахождения организации, за которой закреплена машина).

Первичное техническое освидетельствование грузоподъемных машин производит инженер–контролер Ростехнадзора. Периодические освидетельствования должны выполняться не реже одного раза в год, а также после каждого капитального ремонта, модернизации, замены механизмов.

Грузоподъемные машины могут быть допущены к эксплуатации только после их освидетельствования в соответствии с указанными выше Правилами лицом, назначенным администрацией организации, в ведении которой. находится данная машина, а также после получения разрешения на работу со стороны местных органов Ростехнадзора.

При техническом освидетельствовании проводят осмотр, проверку, статическое и динамическое испытания.

Перед статическим испытанием тщательно осматривают все агрегаты, механизмы и сборочные единицы крана, после этого приступают к испытанию крана грузом, превышающим на 25% его грузоподъёмность при данном вылете стрелы. При этом груз приподнимают на высоту 200–300 мм от уровня стоянки машины (или ее основания) и выдерживают в подвешенном состоянии в течение 10 мин. Грузоподъемная машина считается выдержавшей испытание, если в течение 10 мин поднятый груз не опустится вниз, а также не будет обнаружено трещин, деформаций и других повреждений.

Это интересно:  Как получить компенсацию за покупку квартиры

После того как будут признаны удовлетворительными статические испытания, производят динамические испытания машины. При испытании стрелового крана вес груза должен на 10% превышать его грузоподъемность при данном вылете стрелы. При динамическом испытании выполняют подъем и опускание груза, а также тщательно проверяют действие всех механизмов машины. Динамическое испытание разрешается производить рабочим грузом.

Результаты технического освидетельствования грузоподъемных машин вносят в их паспорт с указанием даты освидетельствования.

Для обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемные машины должны быть снабжены средствами контроля и предохранительными устройствами. К приборам и устройствам для безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов относятся: oгpaничитель высоты подъема крюковой обоймы; ограничитель вращения (поворота) крана; ограничитель изменения вылета стрелы; oграничитель грузоподъемности; ограничитель грузового момента; указатели поперечного и продольного кренов; ветромеры.

Требования к грузоподъемным механизмам

Эксплуатирующиеся на снабженческих предприятиях подъемно-транспортные машины и механизмы должны точно соответствовать техническим условиям и быть исправными. Все машины и механизмы снабжаются техническим паспортом, документацией, предусмотренной ГОСТ ом, инструкциями по монтажу и эксплуатации. Они могут использоваться только после регистрации и технического освидетельствования в порядке, установленном правилами Госгортехнадзора.

Перерегистрация машин и механизмов производится при дополнительном их усовершенствовании специалистами снабженческого предприятия, а также после заме^ иы отдельных металлоконструкций и при перестановке стационарных машин на новое место. При регистрации подъемно-транспортные машины и механизмы подвергаются техническому освидетельствованию, которое проводится как минимум раз в год. Внеочередное освидетельствование проходит в случаях смены механизма подъема, крюка, грузовых и стреловых канатов, а также после капитального ремонта.

На всех транспортных машинах и механизмах должны быть таблички с указанием предельной грузоподъемности, даты очередного испытания и регистрационного номера.

Передвижные машины должны быть оборудованы надежной тормозной системой, а подкрановые пути — упорами и концевыми выключателями. На краны и тележки следует устанавливать буфера из резины, дерева или других материалов для смягчения ударов о концевой упор. Движущиеся и вращающиеся части огораживаются металлическими съемными кожухами.

Машины с электродвигателями необходимо надежно заземлять, а пол кабины должен иметь деревянный настил с резиновым ковриком.

Наиболее опасные узлы подъемно-транспортных машин и механизмов надо окрашивать в яркие цвета.

Необходимо содержать в надлежащем состоянии и грузозахватные приспособления, которые могут быть частью рабочего органа или сменными. Стальные канаты должны соответствовать действующим ГОСТ ам и иметь свидетельство (сертификат) завода-изготовителя об их испытании. Канаты, не снабженные свидетельством, использовать нельзя. Петля на конце каната должна выполняться с применением коуша заплеткой или установкой зажимов. Крепление каната к подъемному механизму осуществляется таким образом, чтобы он не перетирался; это делается при помощи клина или заливкой легкоплавкого металлического сплава в конусную втулку. Канат не должен иметь никаких дефектов и задевать за элементы конструкции подъемно-транспортной машины.

В качестве грузовых и чалочных захватов в основном применяются цепи пластинчатые и сварные. Цепи снабжаются свидетельством завода-изготовителя об испытании в соответствии с требованиями ГОСТ а.

Использовать крюки (простые и специальные, кованое, штампованные и т. д.) можно только в том слу-чае, если они соответствуют ГОСТ у и имеют клеймо завода-изготовителя с указанием грузоподъемности. Пос-Ле установки нового крюка, купленного отдельно от подъемно-транспортной машины, к эксплуатации его можно допускать только после проверки паспорта ОТК завода-поставщика, в котором должен быть указан номер крюка, грузоподъемность, материал и результаты испытания на прочность.

Стропы после изготовления обязательно подлежат техническому освидетельствованию, после чего на них устанавливают бирки с указанием даты испытания и грузоподъемности. Если бирки отсутствуют, эксплуатировать стропы нельзя. При работе с длинномерными и крупногабаритными грузами применяются траверсы, которые также должны быть соответствующе освидетельствованы. На траверсы нередко подвешиваются крюки, захваты, чалочные канаты, цепи. При этом следует учитывать положение центра тяжести груза.

При погрузке в транспортные средства сыпучих и некоторых других грузов часто применяются грейферы, которые подвешиваются к кранам и автопогрузчикам с безблочной стрелой.

Это интересно:  Можно ли снять деньги с материнского капитала

На всех указанных механизмах и машинах обязательно должны быть таблички завода-изготовителя с указанием емкости, массы, максимальной грузоподъемности.

На предприятиях «Сельхозтехники» используются различные захваты (для тракторов, труб, листового металла, бухт проволоки, барабанов, ящиков, швеллеров и т. д.). После приобретения захватов их необходимо технически освидетельствовать. Вилочные захваты (лапы), монтирующиеся на погрузчики, должны иметь отметку о допустимой величине поднимаемого груза, в установленные сроки подвергаться техническому освидетельствованию и регулярно осматриваться в процессе эксплуатации.

Все грузозахватные приспособления, применяемые на снабженческих предприятиях «Сельхозтехники», должны храниться в специально отведенных, приспособленных местах.

7.5. Требования к грузоподъемным механизмам

7.5. Требования к грузоподъемным механизмам

Вопрос 374. Какими надписями должны снабжаться грузозахватные приспособления?

Ответ. Должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания. Грузозахватные приспособления, кроме клейма (бирки), должны быть снабжены паспортом (п. 7.5.3).

Вопрос 375. Чем должны быть оборудованы грузоподъемные механизмы с электрическим приводом?

Ответ. Должны быть оборудованы концевыми выключателями для автоматической остановки механизма при подходе к упору – как при подъеме, так и при передвижении (п. 7.5.6).

Вопрос 376. Чем должны быть оборудованы краны стрелового типа (кроме консольных и башенны)?

Ответ. Должны быть оборудованы ограничителями грузоподъемности (грузового момента), автоматически отключающими механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на 10 % (п. 7.5.7).

Вопрос 377. Каковы сроки периодического технического освидетельствования всех грузовых механизмов, находящихся в эксплуатации, в том числе авто– и электропогрузчиков, гидро– и электроподъемников и т. п.?

Ответ. Должны подвергаться техническому освидетельствованию в сроки:

полному – не реже 1 раза в 3 года;

частичному – не реже 1 раза в 12 месяцев.

При полном техническом освидетельствовании осуществляется осмотр, статические и динамическое испытания. При частичном – только осмотр (п. 7.5.10).

Вопрос 378. В какие сроки владелец должен периодически проводить осмотр в процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары?

Ответ. Должен проводить их осмотр в следующие сроки: траверс, клещей и других захватов тары – каждый месяц; стропов (за исключением редко используемых) – каждые 10 дней;

редко используемых съемных грузозахватных приспособлений – перед выдачей их в работу (п. 7.5.11).

Вопрос 379. Кто является в организации ответственным за содержание в исправном состоянии грузоподъемных механизмов, а также организацию своевременного их освидетельствования и осмотра?

Ответ. Приказом назначается обученный и аттестованный главный механик или другой специалист организации, в подчинении которого находится персонал (кроме стропальщиков), обслуживающий грузоподъемные механизмы (п. 7.5.13).

Вопрос 380. Кто должен быть в организации назначен приказом ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов грузоподъемными механизмами?

Ответ. Должен быть назначен работник (работники) из числа обученных и аттестованных специалистов (п. 7.5.14).

Вопрос 381. Каков предел допустимого превышения номинального давления у предохранительных клапанов гидравлических домкратов с ручным приводом, гидравлических, электрогидравлических и плунжерных подъемников?

Ответ. Все они не должны допускать превышения номинального давления более чем на 12 % (п. 7.5.18).

Вопрос 382. Какой должна быть максимальная скорость опускания и подъема АТС напольными стационарными и передвижными подъемниками?

Ответ. Должна быть не более 0,1 м/с (п. 7.5.20).

Вопрос 383. Какой должна быть максимальная разность высоты подъема АТС на стойках подъемника?

Ответ. Должна быть не более 100 мм (п. 7.5.21).

Вопрос 384. Какай подъем и опускание АТС должна обеспечивать конструкция подъемников с двумя и более плунжерами или стойками с высотой подъема более 300 мм?

Ответ. Должна обеспечивать синхронный подъем и опускание АТС с отклонениями по высоте не более 10 % независимо от нагрузки, приходящейся на каждый плунжер или стойку (п. 7.5.22).

Вопрос 385. Что должно быть предусмотрено в конструкции подъемников?

Ответ. Должно быть предусмотрено не менее двух независимых один от другого узлов, один из которых страховочный, препятствующих самопроизвольному опусканию рабочих органов. Эти узлы должны быть снабжены не менее чем одним средством контроля их состояния. В конструкциях электромеханических подъемников одно из этих средств должно обеспечивать возможность непосредственного визуального контроля (п. 7.5.23).

Это интересно:  По форме суждения бывают

Вопрос 386. Что должно быть предусмотрено в конструкциях электромеханических подъемников и опрокидывателей автотранспортных средств?

Ответ. Должно быть предусмотрено не менее двух концевых выключателей, фиксирующих крайние положения рабочих органов как с нагрузкой, так и без нагрузки (п. 7.5.24).

Вопрос 387. Какие грузовые характеристики должны выдерживать механические и гидравлические домкраты (включая автомобильные), электромеханические и гидравлические подъемники при испытаниях?

Ответ. Должны выдерживать поднятый груз в течение 10 мин при перегрузке 25 % и три полных цикла подъема-опускания груза при перегрузке 10 %. При этом проявление остаточных деформаций запрещается (п. 7.5.28).

Вопрос 388. Какому испытанию должны подвергаться козелки после их изготовления?

Ответ. Должны подвергаться статическому испытанию в течение 10 мин при перегрузке 25 % с последующим ежегодным осмотром (п. 7.5.30).

Требования к грузоподъемным машинам и механизмам

Все вспомогательные грузозахватные приспособления должны отвечать требованиям Правил устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных машин механизмов.

Крановое оборудование. Все легко допустимые движущиеся части грузоподъемных кранов закрываются прочно укрепленными съемными ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку механизма крана. Ходовые колеса кранов (за исключением кранов на железнодорожном ходу) снабжаются щитками, предотвращающими возможность попадания под колеса посторонних предметов. Зазор между щитками и рельсами не должен превышать 10мм.

Голые токоведущие части электрооборудования кранов при расположении, не исключающем возможности случайного к ним прикосновения лиц, находящихся в кабине, надежно ограждаются. Также закрываются троллейные провода и токоприемники, расположенные на кране, в случае отсутствия автоматического устройства для снятия напряжения при выходе обслуживающего персонала из кабины. металлоконструкции кранов с электрическим проводом, а также все металлические части электрооборудования, могущие оказаться пол напряжением вследствие порчи изоляции, должны быть заземлены.

Корпуса кнопочных аппаратов управления грузоподъемными машинами с пола выполняются из изоляционного материала или заземляются не менее чем двумя проводниками.

Пол в кабине грузоподъемных машин с электрическим приводом выполняется в виде настила из дерева или других неметаллических материалов и застилается резиновым диэлектрическим ковриком. В кабинах электрических кранов, работающих на открытом воздухе, устанавливаются отопительные приборы, которые должны быть безопасными в пожарном отношении, а их токоведущие части ограждены.

Мостовые краны оборудуются низковольтным освещением напряжением 36 В, а у кранов, работающих на открытом воздухе в сырых помещениях — 12 В, для чего на кране устанавливается трансформатор или аккумулятор.

Грузоподъемные машины, управляемые из кабины или с пульта управления (при дистанционном управлении), снабжаются звуковым сигнальным прибором, хорошо слышимым в местах подъема и опускания груза.

Домкраты. Подъемка вагонов в депо и на пунктах технического обслуживания производиться только электрическими или гидравлическими домкратами.

Все стационарные электрические домкраты должны иметь предохранительную стальную гайку, а передвижные — предохранительный винт. Гайка и винт принимают нагрузку от вагона в случае обрыва резьбы или разрушения бронзовой (биметаллической) грузовой гайкой домкрата.

Все гидравлические домкраты независимо от конструкции привода должны иметь устройство, предохраняющее от падения вагона, в случае разрыва манжеты или сальникового уплотнения плунжера домкрата.

В процессе эксплуатации домкраты проходят техническое освидетельствование не реже одного раза в год с полной разборкой для осмотра всех частей.

Испытывать стационарные и передвижные электрические домкраты под нагрузкой необязательно. Их прочность проверяют тщательным осмотром и обмером грузовых винтов и гаек. При износе резьбы более 20% винт или гайку заменяют.

Текущий осмотр всех домкратов производится через каждые 10 дней. При этом тщательно проверяется состояние грузовых винтов и гаек, концевых выключателей, плотность соединений и манжет, действие предохранительных и заземляющих устройств и других деталей. При обнаружении неисправностей, которые нельзя тут же устранить, домкрат немедленно отправляют в ремонт.

Статья написана по материалам сайтов: poisk-ru.ru, stroy-technics.ru, tech.wikireading.ru, studbooks.net.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector