Требования к исполнительному листу

Отсутствие в исполнительном документе указания даты и места рождения должника — индивидуального предпринимателя не является основанием для отказа в принятии такого документа к производству (постановление Президиума ВАС РФ от 10.11.2009 № 8888/09).

Нередко судебные приставы отказывают в принятии к производству исполнительных листов на взыскание долгов с индивидуальных предпринимателей, если в них не указаны дата и место рождения должника. Свою позицию они обосновывают тем, что документы не соответствуют требованиям ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В ней сказано, что при отражении сведений о должнике и взыскателе в исполнительном документе должны быть указаны:

а) для граждан — фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также — год и место рождения, место работы (если оно известно);

б) для организаций — наименование и юридический адрес.

Если рассматривать индивидуальных предпринимателей как граждан, такая позиция кажется правомерной. Однако Президиум ВАС РФ в комментируемом постановлении разъяснил, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК РФ). Из буквального содержания подп. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ следует, что обязательное указание в исполнительном документе даты и места рождения установлено только для должника-гражданина. На индивидуального предпринимателя распространяются правила об обязательных реквизитах для должника-организации.

Таким образом, если вам отказали в принятии к производству исполнительного документа из-за того, что в нем отсутствуют дата и место рождения должника — индивидуального предпринимателя, смело обращайтесь в суд.

Кроме того, имейте в виду, что исполнительное производство не может быть прекращено только на основании направления исполнительного документа должнику. Окончание судебным приставом-исполнителем исполнительного производства при отсутствии достоверных сведений об исполнении должником требований исполнительных документов может повлечь неисполнение судебного акта, что противоречит основам исполнительного производства, задачам судопроизводства в арбитражных судах РФ и нарушает право каждого на справедливое судебное разбирательство.

Требования к исполнительному листу

Вопрос 1

Исполнительный документ – это процессуальный документ, обеспечивающий принудительное исполнение государственно-властного веления, обязательного для соблюдения и исполнения всеми субъектами, кому оно адресовано, и обязывающий соответствующие компетентные органы к определенным действиям, связанным с исполнением данного веления. Перечень основных исполнительных документов и требования, предъявляемые к их оформлению, регламентированы ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, Семейным кодексом РФ, Трудовым кодексом РФ и ФЗ «Об производстве» от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ.

Требования, предъявляемые к исполнительному документу

Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

По решению суда о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок лист направляется на исполнение судом в пятидневный срок со дня принятия судебного постановления независимо от наличия просьбы взыскателя.

Требования к исполнительному листу

Как и в других учреждениях, в суде тоже работают люди, и во время оформления листа никто не застрахован от ошибки.

Поэтому рекомендуем, получив исполнительный лист на руки, сразу же удостовериться, что в исполнительном листе нет описок, опечаток, а также есть все реквизиты, которые должны быть в исполнительном документе. Исполнительный документ — строго формальный юридический документ, несоблюдение хотя бы одного из реквизитов делает его недействительным, и судебный пристав-исполнитель в случае предъявления к нему такого документа вернет его для исправления в суд.

Васильева Марина Сергеевна

Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения. Т.е. для того, чтобы исполнительный лист был передан на исполнение судом необходимо написать об этом заявление.

В случае утраты подлинника исполнительного

Статья 13 229-ФЗ — Требования, предъявляемые к исполнительным документам

В документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны: а) для граждан — фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также — дата и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также — дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика; в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования — наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве; 6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

Требования, предъявляемые к исполнительному документу

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 428. Выдача судом исполнительного листа

Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

По решению суда о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок исполнительный лист направляется на исполнение судом в пятидневный срок со дня принятия судебного постановления независимо от наличия просьбы взыскателя. Такой исполнительный лист должен содержать реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Если судебное постановление предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к выдаваемому исполнительному листу должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного постановления, для исполнения которого выдан исполнительный лист.

Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного постановления, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебное постановление.

Формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 №36:

Исполнительный документ должен быть заполнен четко и грамотно, без помарок, дополнений и исправлений. Содержание исполнительного документа должно соответствовать требованиям статьи 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В отношении взыскателей и должников — юридических лиц (предприятия, учреждения, организации, частные предприниматели) указываются известные по делу местонахождение органа юридического лица, наименование банковских учреждений, являющихся хранителями их денежных средств, и номера расчетных счетов в них.

По каждому решению выдается только один исполнительный лист.

Если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, суд по просьбе взыскателя в соответствии со статьей 429 ГПК Российской Федерации выписывает несколько исполнительных документов с точным указанием места исполнения решения либо той его части, которая по данному документу подлежит исполнению. При солидарной ответственности должников исполнительные документы выписываются соответственно числу солидарных должников.

Это интересно:  Порядок получения осаго в 2020 году

Статья 13. Требования, предъявляемые к исполнительным документам

Комментарий к статье 13

1. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» 2007 г., как и одноименный Закон 1997 г., систематизирует требования, предъявляемые к исполнительным документам.

Данные требования касаются:

— содержания исполнительного документа (ч. ч. 1, 2 комментируемой статьи);

— формы исполнительного документа (ч. ч. 3, 4 комментируемой статьи).

Предусмотренные комментируемой статьей требования к исполнительному документу в силу прямой оговорки в ее ч. 5 не распространяются на судебный приказ и нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов.

Думается, установление требований к исполнительному документу находится вне сферы действия ФЗ «Об исполнительном производстве», определяющего условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц (ч. 1 ст. 1 данного Закона).

Исполнительный документ выдается судом (судьей), другим уполномоченным органом, должностным лицом до предъявления его к взысканию в ФССП России, в силу чего вид и содержание исполнительного документа определяется федеральным законом, регулирующим производство в соответствующем органе (АПК РФ, СК РФ, НК РФ, КоАП РФ и пр.), а не ФЗ «Об исполнительном производстве» .

См. также: п. 7 комментария к ст. 12, п. 2 комментария к ст. 21.

Не случайно ГПК РСФСР, определяя в свое время условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц (разд. V «Исполнительное производство»), предусматривал содержание только одного изо всех известных ему исполнительных документов — исполнительного листа (ст. 342), под которым до принятия АПК РФ 1995 г. подразумевался исполнительный лист, выдаваемый судом общей юрисдикции (п. п. 1, 3 ст. 339).

К тому же систематизировать до деталей все требования, предъявляемые к исполнительному документу, с учетом гражданских и арбитражных процессуальных, нотариально-процедурных, налого- и административно-производственных и пр. особенностей «романтично». Доказательством этому служит разночтение положений ч. 1 комментируемой статьи и положений ч. 1 ст. 320 АПК РФ, п. 2 ст. 47 НК РФ, ст. 29.10 КоАП РФ и даже ч. 2 ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве», по-разному определяющих содержание исполнительного документа, в том числе являющегося одновременно и актом властвующего субъекта, а также отказ данного Закона от определения содержания судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов в пользу другого федерального закона (ч. 5 комментируемой статьи).

Во всяком случае при разночтении положений ч. 1 комментируемой статьи и другого федерального закона, по-иному определяющего содержание соответствующего вида исполнительного документа, приоритетное значение имеют положения другого федерального закона. Суд, другой уполномоченный орган, должностное лицо, как и судебный пристав-исполнитель, в своей деятельности руководствуются соответствующим ведомственным федеральным законом. Иное толкование конкурирующих законоположений на практике порождает формальный отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства по мотиву несоответствия исполнительного документа требованиям, предъявляемым комментируемой статьей (п. 4 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве»), и влечет не предусмотренную федеральным законом отсрочку защиты нарушенного права взыскателя.

Наконец, в целях унификации форм исполнительных листов судов общей юрисдикции и арбитражных судов с принятием ФЗ «Об исполнительном производстве» ГПК РФ и АПК РФ дополнены положением о том, что формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения утверждаются Правительством РФ (соответственно ч. 5 ст. 428 и ч. 3 ст. 318 данных Кодексов).

Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2008 г. N 579 «О бланках исполнительных листов» утверждены формы бланков исполнительных листов, используемых в работе ВАС РФ и Верховного Суда РФ, иных федеральных арбитражных судов, федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей субъектов РФ .

Далее по тексту комментария к ст. 13 — «формы исполнительных листов».

Формы исполнительных листов отчасти воспроизводят положения ч. 1 ст. 320 АПК РФ «Содержание исполнительного листа», отчасти — положения ч. 1 комментируемой статьи.

Указанные бланки исполнительных листов вводятся в действие по истечении шести месяцев, т.е. с 7 февраля 2009 г.

Так или иначе, с указанной даты суды и судебные приставы-исполнители при соответственно выдаче и принятии исполнительного листа обязаны руководствоваться формами исполнительных листов, не соответствующими полностью ни АПК РФ, ни ФЗ «Об исполнительном производстве».

2. Сведения о должнике и взыскателе (графы исполнительного листа «Взыскатель», «Должник» ).

Здесь и далее комментируются положения ч. 1 ст. 13 применительно к исполнительным листам, выдаваемым судами. При этом наименование граф исполнительного листа приводится в соответствии с формами исполнительных листов.

Используемые в формах исполнительных листов понятия «взыскатель», «должник» следует толковать применительно к определениям данных понятий в ФЗ «Об исполнительном производстве» (ч. ч. 3, 4 ст. 49). ГПК РФ и АПК РФ определение данных понятий не знают.

В графах исполнительного листа «Взыскатель» и «Должник» надлежит указывать соответственно управомоченных и обязанных лиц по судебному акту.

Как правило, управомоченное лицо — истец (заявитель), а обязанное лицо — ответчик (заинтересованное лицо).

Вместе с тем при отказе в удовлетворении иска (иного требования) и взыскании по судебному акту с истца (заявителя) в пользу ответчика (заинтересованного лица) судебных расходов управомоченное лицо — ответчик (заинтересованное лицо), а обязанное лицо — истец (заявитель).

В практике Арбитражного суда Свердловской области возникал вопрос, кого указывать должником в исполнительном листе, выдаваемом на основании определения об обеспечении иска (ч. 1 ст. 96 АПК РФ), в случаях, когда обеспечительное требование адресовано лицу, не являющемуся ответчиком по делу (п. 2 ч. 1 ст. 91 данного Кодекса), например, запрет, адресованный налоговому органу (касательно регистрации в отношении юридических лиц), уполномоченному государственному органу (касательно регистрации прав на недвижимое имущество), реестродержателю (касательно осуществления функций, связанных с ведением реестра) и пр.

По итогам круглого стола, проведенного с участием судей Арбитражного суда Свердловской области и судебных приставов Свердловской области, судьям рекомендовано следующее по данному вопросу: «Согласно. (ныне — ст. ст. 48, 49 нового ФЗ «Об исполнительном производстве». — Примеч. авт.) сторонами по исполнительному производству являются взыскатель и должник. Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должником являются гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от их совершения (по новому ФЗ «Об исполнительном производстве» также — «исполнить иные обязанности и запреты, предусмотренные исполнительным документом». — Примеч. авт.). В связи с этим, в качестве должника в исполнительных листах, выдаваемых на основе определения суда об обеспечении иска, могут быть указаны не только ответчики, но и другие лица, обязанные выполнить предписание суда. Арбитражным судом Свердловской области выдан исполнительный лист об обеспечении иска путем запрета реестродержателю ответчика (ОАО) выполнять функции счетной комиссии на внеочередном общем собрании акционеров данного ОАО. При этом в данном исполнительном листе в графе «Должник» был ошибочно указан ответчик по делу, а не лицо, которому надлежит воздержаться от указанных действий» (п. 1 Рекомендаций по итогам заседания круглого стола, проведенного в Арбитражном суде Свердловской области и посвященного обсуждению вопросов, возникающих при применении законодательства об исполнительном производстве от 13 сентября 2004 г. ).

Учитывая, что меры по обеспечению иска направлены на защиту интересов заявителя, а требование определения об обеспечении иска в указанном случае адресовано не ответчику, а иному лицу, в графах исполнительного листа, выдаваемого на основании определения об обеспечении иска, «Взыскатель» и «Должник» надлежит указывать соответственно заявителя и иное лицо, которому адресовано требование судебного акта. Ответчик в графе такого исполнительного листа «Должник» не указывается.

Это интересно:  Статья 134 ук рф состав преступления

В графах исполнительного листа, выдаваемого на основании определения об утверждении мирового соглашения (ч. 2 ст. 142 АПК РФ ), «Взыскатель» и «Должник» надлежит указывать соответственно управомоченных и обязанных лиц по мировому соглашению.

См.: п. 2 комментария к ст. 12.

При взыскании по судебному акту с организации вне зависимости от того, предъявлен ли иск к юридическому лицу в связи с деятельностью его филиала, представительства (ч. 2 ст. 29 ГПК РФ, ч. 5 ст. 36 АПК РФ) или нет, в графе исполнительного листа «Должник» надлежит указывать юридическое лицо.

Указание в исполнительном листе наименования должника-организации в виде «в лице его филиала (представительства)» недопустимо, поскольку формально юридически ограничивает возможность обращения взыскания в ходе исполнительного производства на денежные средства и имущество должника — юридического лица.

Предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 320 АПК РФ указание в исполнительном листе места нахождения (в пп. «б» п. 5 ч. 1 комментируемой статьи — «юридического адреса») должника-организации не исключает возможности указания в нем наряду с юридическим адресом других известных суду адресов должника-организации. Указание дополнительных адресов заблаговременно наделяет судебного пристава-исполнителя информацией о предполагаемом фактическом месте нахождения должника-организации.

Вестник ФАС Уральского округа. 2008. N 1; Интернет-сайт ФАС Уральского округа: http://www.fasuo.arbitr.ru.

Вместе с тем указываемый в исполнительном листе дополнительный адрес должника-организации должен надлежаще оговариваться («фактический адрес», «почтовый адрес»).

В исполнительном листе могут быть указаны и иные (не предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 320 АПК РФ, п. 5 ч. 1 комментируемой статьи) сведения о взыскателе и должнике — гражданине или организации (ИНН, ОГРН и др.). ФЗ «Об исполнительном производстве», формы исполнительных листов этого не запрещают. Указание дополнительных сведений максимально индивидуализирует взыскателя (должника).

В исполнительном листе, содержащем требование о взыскании в пользу или против публично-правового образования (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование), должен быть указан орган (его наименование и адрес), уполномоченный от имени соответствующего публично-правового образования осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве (пп. «в» п. 5 ч. 1 комментируемой статьи). Для содержания исполнительного документа это законодательная новелла.

Так, при взыскании в пользу стороны или с нее государственной пошлины суд в выдаваемом на ее взыскание исполнительном листе должен указать наименование и место нахождения налогового органа (например, «Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга. «) .

АПК РФ прямо предусматривает, что исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника (ч. 3 ст. 319).

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2004 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 8 декабря 2004 г. , на вопрос, необходимо ли в резолютивной части судебного решения и в исполнительном листе по делам по искам к казне Российской Федерации указывать наименование федерального органа государственной власти — должника, выступающего в суде от имени казны Российской Федерации, дан следующий ответ: «Предусмотренный. ст. ст. 1069 и 1070 ГК РФ вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами либо причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Статья 1071 ГК РФ также предусматривает возмещение причиненного вреда за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени которой выступают финансовые органы соответствующего субъекта. При таких данных по делам указанной категории в силу ч. 5 ст. 198 ГПК РФ резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования через соответствующие финансовые органы» (вопрос 3).

БВС РФ. 2005. N 4.

Президиум ВАС РФ информировал арбитражные суды, что уполномоченным государственным или муниципальным органом на взыскание денежных средств в доход бюджета является администратор поступлений в бюджет, который, как правило, выступает в судебном процессе от имени соответствующего публично-правового образования (информационное письмо от 26 сентября 2006 г.

Вестник ВАС РФ. 2006. N 11.

Вопрос о том, кто в случае удовлетворения арбитражным судом иска к публично-правовому образованию (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование) выступает в качестве должника на стадии исполнения и каким образом арбитражному суду в этом случае следует формулировать резолютивную часть своего решения в целях последующего исполнения, возникал в практике Арбитражного суда Свердловской области.

НКС при Арбитражном суде Свердловской области и НКС при Главном управлении ФССП России по Свердловской области пришли к следующему выводу по данному вопросу: «Резолютивная часть решения для последующего принудительного его исполнения должна формулироваться следующим образом: «Взыскать денежные средства в сумме. с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств -. (суду необходимо указывать точное название главного распорядителя бюджетных средств)» (п. 3 Рекомендаций по вопросам применения процессуального законодательства от 30 января 2006 г. ).

В силу ч. 5 ст. 198 ГПК РФ, ч. 5 ст. 170 АПК РФ резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска.

Такая ситуация также порождает споры между судебным приставом-исполнителем и уполномоченным государственным (муниципальным) органом по вопросу об относимости такого органа к исполнительному производству. Такие споры известны практике ФССП России, в частности, при извещении судебным приставом-исполнителем сторон исполнительного производства о произведенной им оценке имущества должника, возвращении исполнительного листа взыскателю — публично-правовому образованию при невозможности исполнения за отсутствием у должника имущества и денежных средств (п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 46, ч. ч. 6, 7 ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Вместе с тем наименование судом в исполнительном листе уполномоченного государственного (муниципального) органа администратором поступлений в бюджет и пр. не может рассматриваться как несоответствие исполнительного документа требованию пп. «в» п. 5 ч. 1 комментируемой статьи, поскольку из содержания исполнительного листа следует, что таким образом суд именует именно уполномоченный государственный (муниципальный) орган.

3. Резолютивная часть судебного акта (графа исполнительного листа «Решил (определил, постановил)»).

Понятие «резолютивная часть судебного акта», используемое в п. 5 ч. 1 ст. 320 АПК РФ, п. 6 ч. 1 комментируемой статьи (в формах исполнительных листов — «Решил (определил, постановил)»), не тождественно понятию «резолютивная часть решения», используемому в ч. ч. 1, 5 ст. 198 ГПК РФ, ч. ч. 1, 5 ст. 170 АПК РФ.

Под резолютивной частью судебного акта, подлежащей указанию в исполнительном листе, следует понимать не всю резолютивную часть судебного акта, а лишь ту ее часть, которая подлежит принудительному исполнению.

Содержащиеся в резолютивной части судебного акта выводы суда по вопросам, не имеющим отношения к предмету принудительного исполнения, в графу исполнительного листа «Решил (определил, постановил)» не переносятся.

Устанавливая требования к содержанию исполнительного документа, новый Закон предусматривает, что в исполнительном документе должна быть указана в том числе «резолютивная часть судебного акта. содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий» (п. 6 ч. 1 комментируемой статьи).

При выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, иностранного суда или арбитража в его графу «Решил (определил, постановил)» переносится резолютивная часть не определения российского государственного суда по делу о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, решения иностранного суда или арбитража, а решения третейского суда, иностранного суда или арбитража. Принудительному исполнению в этих случаях подлежит решение третейского суда, иностранного суда или арбитража; определение российского государственного суда, санкционирующее такое исполнение, на ответчика никаких обязанностей не возлагает, за исключением возмещения заявителю расходов по государственной пошлине .

Это интересно:  Можно ли выселить прописанного жильца

См.: п. 2 комментария к ст. 12.

В графу исполнительного листа, выдаваемого на принудительное исполнение мирового соглашения, утвержденного судом (ч. 2 ст. 142 АПК РФ), «Решил (определил, постановил)» дословно переносятся условия мирового соглашения. ГПК РФ и АПК РФ не предусматривают возможность грамматического изменения условий мирового соглашения судом применительно к императивному требованию о взыскании с обязанного лица .

4. Дата вступления судебного акта в законную силу либо требование о его немедленном исполнении (графа исполнительного листа «Судебный акт вступил в законную силу (Судебный акт подлежит немедленному исполнению)»).

В исполнительном листе, выдаваемом на основании судебного акта, подлежащего исполнению по общему правилу — после его вступления в законную силу (ст. 210, ч. 1 ст. 428 ГПК РФ, ч. 1 ст. 182, ч. 1 ст. 318, ч. 3 ст. 319 АПК РФ), указывается дата вступления судебного акта в законную силу (графа «Судебный акт вступил в законную силу»).

В исполнительном листе, выдаваемом на основании судебного акта, подлежащего немедленному исполнению (ч. 1 ст. 142, ст. ст. 211, 212, ч. 1 ст. 428 ГПК РФ, ч. 1 ст. 96, ч. 8 ст. 141, ч. ч. 2, 3 ст. 182, ст. 187, ч. 1 ст. 318, ч. 3 ст. 319 АПК РФ), взамен даты вступления судебного акта в законную силу указывается о его немедленном исполнении («подлежит немедленному исполнению»). Дата вступления судебного акта в законную силу при немедленном исполнении юридического значения не имеет.

С принятием нового ФЗ «Об исполнительном производстве», предусмотревшего указание в исполнительном документе в том числе «даты вступления в законную силу судебного акта. либо. на немедленное исполнение» (п. 4 ч. 1 комментируемой статьи), положение п. 6 ч. 1 ст. 320 АПК РФ об указании в исполнительном листе в том числе «даты вступления судебного акта в законную силу» дополнено словами «либо требование о его немедленном исполнении».

Ранее (до законодательного уточнения положения п. 6 ч. 1 ст. 320 АПК РФ) Пленум ВАС РФ разъяснил, что поскольку определение суда о принятии обеспечительной меры подлежит немедленному исполнению, в исполнительном листе вместо указания на дату вступления судебного акта в законную силу, предусмотренного п. 6 ч. 1 ст. 320 АПК РФ, указывается на немедленное исполнение данного определения (п. 20 Постановления от 12 октября 2006 г. N 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» ).

Вестник ВАС РФ. 2006. N 12.

5. Срок предъявления исполнительного листа к исполнению. Отсрочка и рассрочка исполнения (графа исполнительного листа «Срок предъявления исполнительного листа к исполнению»).

По общему правилу исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу (п. 1 ч. 1 ст. 321 АПК РФ, ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Поэтому в графе исполнительного листа «Срок предъявления исполнительного листа к исполнению» указывается (к примеру): «- три года со дня вступления судебного акта в законную силу».

Между тем в ряде случаев федеральный закон устанавливает иные (сокращенные) сроки предъявления исполнительного листа к исполнению, а также иные даты, с которыми начинается течение данного срока:

1) исполнительный лист, выданный на основании судебного акта арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (§ 1 гл. 25 АПК РФ), вступившего в законную силу 1 февраля 2008 г. и позднее, может быть предъявлен к исполнению в течение одного года со дня вступления судебного акта в законную силу .

См.: п. 2 комментария к ст. 21.

Соответственно, в графе такого исполнительного листа «Срок предъявления исполнительного листа к исполнению» указывается (к примеру): «- один год со дня вступления судебного акта в законную силу»;

2) исполнительный лист, выданный на основании судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня принятия судебного акта .

Соответственно, в графе такого исполнительного листа «Срок предъявления исполнительного листа к исполнению» указывается (к примеру): «- три года со дня принятия судебного акта»;

3) исполнительный лист, выданный на основании судебного акта, по которому судом предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня истечения срока отсрочки или рассрочки. При рассрочке срок предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется для каждого платежа (иного взыскания) в отдельности .

См.: п. 2 комментария к ст. 21.

Правила исчисления срока предъявления исполнительного листа к исполнению при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта применяются и к исполнительным листам, выдаваемым на принудительное исполнение мирового соглашения, утвержденного судом (ч. 2 ст. 142 АПК РФ), когда мировое соглашение содержит условие об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств ответчиком (ч. 2 ст. 140 данного Кодекса).

Следует также учитывать, что указание в исполнительном листе начала срока исполнения его требований в случае предоставления отсрочки или рассрочки исполнения (ч. 2 комментируемой статьи) объективно возможно лишь в случае их предоставления судом до момента выдачи исполнительного листа. После его выдачи вопрос об отсрочке (рассрочке) исполнения исполнительного листа разрешается отдельным судебным актом (ст. ст. 203, 434 ГПК РФ, ст. 324 АПК РФ). Федеральный закон не предусматривает в таком случае замену судом первоначально выданного исполнительного листа новым.

6. Содержание судебного приказа определяется ч. ч. 1, 2 ст. 127 ГПК РФ.

7. Содержание нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов определяется гл. 16 СК РФ, Основами законодательства РФ о нотариате.

8. Думается, что отсутствие в исполнительном документе отдельных сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 320 АПК РФ, ч. 1 комментируемой статьи, формами исполнительных листов, хотя формально и свидетельствует о несоответствии его требованиям комментируемой статьи, не является основанием к отказу в возбуждении исполнительного производства (п. 4 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве»), если отсутствие таких сведений не препятствует объективно принудительному исполнению.

К таким не препятствующим сведениям можно отнести:

— адрес суда (узнать его не трудно);

— год и место рождения, место работы должника-гражданина (при выдаче исполнительного документа суд, другие органы, должностное лицо могут не обладать достоверными сведениями об этом, например, ввиду неявки ответчика в судебное заседание; не случайно в пп. «а» п. 5 ч. 1 комментируемой статьи в отношении места работы сделана оговорка «(если оно известно)» );

См.: Решетникова И.В. Новый закон, старые проблемы.

9. Исполнительный лист, выдаваемый на основании судебного акта арбитражного суда, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью арбитражного суда (п. 10.12 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации.

См.: п. 6 комментария к ст. 12.

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление (ч. 5 ст. 29.10 КоАП РФ).

Статья написана по материалам сайтов: juridicheskii.ru, www.depfin48.ru, sci-book.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector