Универсальная система коллективной безопасности

Универсальная система коллективной безопасности — была основана на нормах Устава ООН и предусматривает действия государств в соответствии с решениями этой организации. Началом этой системы можно считать союз государств антигитлеровской коалиции и принятие Декларации Объединенных Наций от 1января 1942г. Т.Е. государства, совершенно различные в своих взглядах объединились на основе общей проблемы.

В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности в форме ООН. Ее основная задача — «избавить грядущие поколения от бедствий и войны». Система коллективных мероприятий, предусмотренная Уставом ООН, охватывает : меры по запрещению угрозы силой или ее применения (п.4 ст.2), меры мирного разрешения международных споров (гл. VI), меры разоружения (ст. 11, 26, 47), меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII) . временные меры по пресечению нарушений мира (ст.40), принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст.41), и с их использованием (ст.42).[8]

Функция поддержания международного мира и безопасности возложена на Генеральную Ассамблею И Совет Безопасности ООН, их компетенция четко разграничена.

ООН также проводит операции по поддержанию мира. Их задача :

  • 1. Расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения
  • 2. Проверка соблюдения договоренности о прекращении огня
  • 3 Содействие поддержанию законности и правопорядка
  • 4. Предоставление гуманитарной помощи
  • 5. Наблюдение за ситуацией

Во всех случаях операции должны строго выдерживать принципы :

  • 1. Принятие СБ решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операции
  • 2. Добровольность предоставления воинских контингентов государствами-членами, приемлемыми для сторон
  • 3. Финансирование международным сообществом
  • 4. Командование Генерального секретаря с предоставлением полномочий, вытекающих из мандата, предоставленного СБ
  • 5. Беспристрастность сил и сведение к минимуму применения военной силы (только для самообороны)[9]

Организацией универсальной системы коллективной безопасности является Организация Объединенных Наций, главной целью которой является поддержание международного мира и безопасности, для чего она уполномочена принимать эффективные меры для предотвращения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п.1 ст. 1 Устава ООН).

Устав ООН подробно регламентирует меры и способы поддержания международного мира и безопасности, выдвигая на первое место их мирный, предупредительный характер:

  • — мирное разрешение международных споров (п. 3 ст. 2, гл. IV);
  • — запрещение применения силы или угрозы силой (п.4 ст. 2);
  • — осуществление широкого сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера (п.3 ст. 1, гл. IV, IX);
  • — ограничение вооружений и разоружение (ст. 11, 26, 47).

И только если эти предупредительные меры не принесут положительных результатов, принимаются меры принудительного характера:

  • — временные меры по пресечению нарушений мира, которые Совет Безопасности найдет необходимыми или желательными (ст. 40);
  • — меры, не связанные с применением вооруженных сил по ст. 41 (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений);
  • — меры, связанные с использованием вооруженных сил для подавления агрессора и восстановления международного мира и безопасности (ст.42).

При этом только Совет Безопасности «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 или 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности» (ст. 39). Государства всего мира обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности (ст. 25, п.6 ст.2).

В рамках ст. 42 Совет Безопасности дважды принимал решения на подавление агрессора силой: первый раз в 1950 г., когда КНДР 25 июня 1950 г. совершила нападение на Южную Корею; второй раз в 1990 г., когда Ирак оккупировал территорию Кувейта.

В отношении агрессии КНДР Совет Безопасности ООН в отсутствие представителя СССР, которому ничего не мешало присутствовать (он сам покинул заседание Совета Безопасности), последовательно принял следующие резолюции:

  • — от 25 июня о признании КНДР агрессором;
  • — от 27 июня с призывом к членам ООН оказать Южной Корее военную помощь;
  • — от 7 июля о предоставлении войскам 16 государств права именоваться войсками ООН (голубой флаг ООН, финансирование ООН).

В результате трехлетней войны и огромных людских и материальных потерь была граница между двумя корейскими государствами по 38-й параллели.

В отличии от военного принуждения миротворчество означает операции вооруженных сил без применения оружия, за исключением случаев самообороны, осуществляемые с согласия основных воюющих сторон и предназначенные для наблюдения за соблюдением соглашения о перемирии

В зависимости от предстоящей задачи операции ООН могут представлять собой миссии военных наблюдателей из невооруженных офицеров — «голубые береты» (впервые такая миссия была создана в 1948 г. — орган по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине) и силы по поддержанию мира в составе национальных военных контингентов, вооруженных легким стрелковым оружием — «голубые каски» (первая такая операция была проведена в 1956 г. Чрезвычайными вооруженными силами ООН на Ближнем Востоке).

Операций обоих типов проведено более 40. Начиная с 1988 г. миротворческие операции стали применяться не только в межгосударственных, но и внутригосударственных конфликтах.

Персонал ООН, его оборудование и помещения не могут быть объектом нападения. Государства обязаны установить уголовную ответственность за действия против персонала ООН.

Планы применения вооруженных сил составляются при Совете Безопасности с помощью Военно-Штабного Комитета, который создается для того, чтобы давать советы и оказывать помощь CБ по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета Безопасности в деле поддержания международного мира и безопасности, к использованию войск, предоставленных в его распоряжение, и к командованию ими, а также Регулированию вооружений и к возможному разоружению. Военно-Штабной Комитет состоит из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей. Любой член Организации, не представленный постоянно в Комитете, приглашается Комитетом сотрудничать с ним, если эффективное осуществление обязанностей Комитета требует участия этого члена Организации в работе Комитета. Военно-Штабной Комитет, находясь в подчинении Совета Безопасности, несет ответственность за стратегическое руководство любыми вооруженными силами, предоставленными в распоряжение Совета Безопасности. Вопросы, относящиеся к командованию такими силами, должны быть разработаны позднее.

Это интересно:  Предоставление услуг по перевозке грузов

Устав ООН не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении принятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Коллективная безопасность

Коллективная безопасность — это защищенность мирового сообщества или группы государств от возможности нанесения им ущерба средствами вооруженного насилия, обеспечиваемая их совместными усилиями. Основу коллективной безопасности формируют гарантии равной безопасности для всех государств.

Коллективная безопасность предполагает, что все члены определенного сообщества отказываются от применения силы в отношениях друг с другом и соглашаются оказывать помощь любому государству-участнику, который подвергнется нападению со стороны третьих стран.

Система коллективной безопасности — это совокупность межгосударственных и государственных органов, сил и средств, (при необходимости, создание наднациональных структур), согласованная и взаимосвязанная деятельность которых гарантирует осуществление на правовой основе защиты жизненно важных интересов государств-участников с опорой на военную силу. Легитимность таких систем признана международным правом, которое утверждает неотъемлемое право каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на него.

Понятие «коллективная безопасность» в последние годы приобретает все более широкий смысл. В докладе ГА ООН 2005 года «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» утверждается важность всеобъемлющей концепции коллективной безопасности, которая охватывает как новые угрозы, так и старые, а также затрагивает интересы безопасности всех государств.

В докладе отмечается, что миру и безопасности в XXI веке угрожают не только международные войны и конфликты. Насилие против гражданского населения, организованная преступность, терроризм, оружие массового уничтожения, нищета, смертоносные инфекции и деградация окружающей среды могут привести к массовой гибели людей или уменьшению их шансов на выживание. Все эти вызовы подрывают государства как основную единицу международной системы и создают угрозу международной безопасности.

История формирования коллективной безопасности.

Системы коллективной безопасности в истории Нового времени начинают складываться с середины XVII века. Вестфальский мир 1648 г., заключенный по завершению Тридцатилетней войной, заложил основы своеобразного «кодекса поведения» государств, ядром которого стали принципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела другого государства.

Создание Лиги Наций в 1919 г. ознаменовало первую серьезную попытку институционализировать коллективную безопасность в современную эпоху. Цели Лиги Наций включали: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путем дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Однако Устав Лиги не налагал запрет на одностороннее применение силы и не предусматривал создание системы централизованного принятия решений и введения санкций.

Универсальная коллективная безопасность.

Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является универсальная система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН.

В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план выдвигаются не принудительные, а мирные меры:

  • Принятие государствами-членами обязательств:
    • проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединять силы для поддержания международного мира и безопасности;
    • создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к международным обязательствам;
    • принимать коллективные меры для предотвращения угрозы миру и для его укрепления, проводить улаживание международных споров или ситуаций мирными средствами;
    • развивать дружественные отношения между нациями;
    • не допускать вмешательства в дела по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;
    • воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.
  • Определение правовых средств мирного разрешения международных споров (переговоры, добрые услуги, посредничество, обследование, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям), с помощью которых члены ООН могут самостоятельно (без участия ООН) разрешать споры и ситуации мирным путем (гл.VI).
  • Регламентация действий органов ООН по применению коллективных мер мирного характера для улаживания международных споров (гл. V, VI, VIII);
  • Укрепление доверия между государствами-членами путем развития сотрудничества в самых различных областях отношений (ст IV, IX и др.).
  • Содействие осуществлению практических мер в области ограничения вооружений и разоружения (ст.11, 26, 47).

Устав ООН предусматривает и меры принудительного характера, которые должны применяться в исключительных случаях, когда мир уже нарушен (совершена агрессия) или создана реальная угроза нападения на то или иное государство. В этом случае на первые роли выходит Совет Безопасности ООН, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст.24).

Совет безопасности ООН — центральный орган в системе универсальной коллективной безопасности.

Это интересно:  Сертификат на курс процедур

Совет Безопасности обладает правом оперативного принятия:

  • превентивных мер по предупреждению и ограничению конфликтов: прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории, проведение временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны (ст. 40);
  • принудительных мер безопасности без использования вооруженных сил: эмбарго на поставки оружия, полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений (ст. 41);
  • принудительных мер безопасности с применением вооруженных сил: демонстрация, блокада, операции с использованием, морских, воздушных или сухопутных сил государств-членов ООН (ст. 42).

Для поддержания мира и подавления актов агрессии по требованию Совет Безопасности и в соответствии с особыми соглашениями государства-члены должны предоставить вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания (ст. 43). В таких соглашениях определяются численность и род войск, их дислокация, характер помощи и проч.; они подлежат ратификации.

Стратегическое руководство вооруженными силами осуществляет Военно-штабной комитет, состоящий из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей и подчиняющийся Совету Безопасности. На практике данный порядок не используется: отчасти из-за его громоздкости, отчасти из-за отсутствия должного уровня сотрудничества. Ни одно особое соглашение не было заключено, а Военно-штабной комитет фактически бездействует.

Региональная коллективная безопасность.

Помимо универсальной системы международной безопасности Устав ООН предусматривает возможность создания региональных организаций коллективной безопасности (ст.52). Государства, заключившие региональные соглашения или учредившие региональные органы коллективной безопасности, должны приложить максимум усилий для поиска мирного решения локальных споров при помощи данных соглашений или органов, прежде чем передавать эти споры в Совет Безопасности.

Совет Безопасности ООН, в свою очередь, должен поощрять развитие применения мирного разрешения локальных споров при помощи таких региональных соглашений или региональных органов, а также использовать, где это уместно, такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под своим руководством.

Без санкции Совета Безопасности принудительные действия с использованием вооруженных сил в регионе могут применяться только для отражения уже совершенного нападения в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН и должны продолжаться лишь до тех пор, пока Совет Безопасности не примет соответствующих мер.

Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:

  • в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах заранее определенного района, указанного в соглашении сторон;
  • участники подтверждают обязательство решать споры между собой исключительно мирными средствами;
  • участники дают обязательство оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению извне;
  • участники обязуются не вступать в военные союзы и не принимать участия в действиях, направленных против другого государства–участника;
  • о всех принятых или намечаемых мерах коллективной обороны немедленно информируется Совет Безопасности ООН;
  • новые государства в установленную договором систему коллективной безопасности принимаются лишь с согласия всех ее участников.

Системы региональной коллективной безопасности характеризуются множественностью форм воплощения, учитывающих своеобразие конкретных регионов современного мира, комбинации баланса сил в них, а также особенности их исторических, культурных, религиозных традиций.

Региональными организациями коллективной безопасности являются:

  • Лига арабских государств (ЛАГ);
  • Организация африканского единства (ОАЕ);
  • Организация американских государств (ОАГ);
  • Организация Североатлантического договора (НАТО);
  • Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
  • Содружество Независимых Государств (СНГ);
  • Шанхайская организация сотрудничества (ШОС);
  • Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Региональные организации коллективной безопасности позволяют преодолеть разрыв между традиционными определениями безопасности и более широкими концепциями безопасности, включающими вопросы торгово-экономического сотрудничества, противодействия организованной преступности, борьбы с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, охраны окружающей среды и защиты прав человека. Содействуя более тесной интеграции, региональные институты способствуют предупреждению конфликтов и кризисов, росту доверия и обеспечению стабильности в регионе, что в конечном итоге ведет к укреплению безопасности и жизнеспособности их членов.

СИСТЕМА ВСЕОБЩЕЙ (КОЛЛЕКТИВНОЙ) БЕЗОПАСНОСТИ

средств обеспечения международной безопасности, которые представляют совокупность правовых и иных методов, направленных на сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов и применяемых государствами индивидуально или коллективно.

Коллективная безопасностьпредставляет систему совместных действий государств, установленную Уставом ООН, с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии и включает следующие элементы:

— общепризнанные принципы современного международного права, важнейшими из которых являются: принцип неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела;

— коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии;

— коллективные меры по ограничению и сокращению вооружений, вплоть до полного разоружения.

Коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии как элемент коллективной безопасности

В международном праве различают два вида системы коллективной безопасности: универсальную и региональную.

1. Универсальная система коллективной безопасности — основана на нормах Устава ООН и предусматривает действия государств в соответствии с решениями этой организации. Начало универсальной системе коллективной безопасности было положено союзом государств антигитлеровской коалиции, с принятием Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942г. В послевоенный период была создана всемирная система коллективной безопасности в форме Организации Объединенных Наций, основная задача которой состоит в том, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны».

Основы по поддержанию мира и безопасности (Уставу ООН) искоренение войны; утверждение веры в основные права человека; поддержание значения международного права; содействие социальному прогрессу и улучшение условий жизни при большой свободе. Поддержание международного мира и безопасности строится на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляется Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.

Методы деятельности СБ ООН в ситуации угрозы миру:

1. Осуждение политики государства.

Это интересно:  Что нужно для открытия кальянной с нуля

2. Констатация политического факта, представляющего собой угрозу миру.

3. Подтверждение резолюций и деклараций ГА ООН, предложений Генерального секретаря ООН.

4. Призыв к государствам — участникам конфликта пре­кратить военные действия.

5. Расследование причин и фактов.

6. Попытки примирения (добрые услуги, посредниче­ство).

7. Организация групп военных наблюдателей и миссий по выполнению требований СБ ООН.

8. Непосредственное урегулирование спора.

2. Региональные системы коллективной безопасности — часть всемирной системы безопасности. Устав ООН установил взаимосвязь между Советом Безопасности и региональными соглашениями и органами.

Региональные системы коллективной безопасности представлены соглашениями и организациями, обеспечивающими безопасность на отдельных континентах и в регионах. К компетенции региональных организаций относится прежде всего обеспечение мирного разрешения споров между их членами.

Лекция №2. Универсальная система коллективной безопасности.

Организацией универсальной системы коллективной безопасности является Организация Объединенных Наций, главной целью которой является поддержание международного мира и безопасности, для чего она уполномочена «принимать эффективные меры для предотвращения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п.1 ст. 1 Устава ООН).

Устав ООН подробно регламентирует меры и способы поддержания международного мира и безопасности, выдвигая на первое место их мирный, предупредительный характер:

  • мирное разрешение международных споров (п. 3 ст. 2, гл. IV);
  • запрещение применения силы или угрозы силой (п.4 ст. 2);
  • осуществление широкого сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера (п.3 ст. 1, гл. IV, IX);
  • ограничение вооружений и разоружение (ст. 11, 26, 47).

И только если эти предупредительные меры не принесут положительных результатов, принимаются меры принудительного характера:

временные меры по пресечению нарушений мира, которые Совет Безопасности найдет необходимыми или желательными (ст. 40);

меры, не связанные с применением вооруженных сил по ст. 41 (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений);

меры, связанные с использованием вооруженных сил для подавления агрессора и восстановления международного мира и безопасности (ст.42).

При этом только Совет Безопасности «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 или 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности» (ст. 39). Государства всего мира обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности (ст. 25, п.6 ст.2).

В рамках ст. 42 Совет Безопасности дважды принимал решения на подавление агрессора силой: первый раз в 1950 г., когда КНДР 25 июня 1950 г. совершила нападение на Южную Корею; второй раз в 1990 г., когда Ирак оккупировал территорию Кувейта.

В отношении агрессии КНДР Совет Безопасности ООН в отсутствие представителя СССР, которому ничего не мешало присутствовать (он сам покинул заседание Совета Безопасности), последовательно принял следующие резолюции:

от 25 июня о признании КНДР агрессором;

от 27 июня с призывом к членам ООН оказать Южной Корее военную помощь;

от 7 июля о предоставлении войскам 16 государств (основные силы от США) права именоваться войсками ООН (голубой флаг ООН, финансирование ООН).

В результате трехлетней войны и огромных людских и материальных потерь была граница между двумя корейскими государствами по 38-й параллели. Войска США до сих пор находятся в Корее.

Для пресечения агрессии Ирака против Кувейта, развязанной 2 августа 1990 г., освобождения территории Кувейта и принятия дополнительных мер с целью недопущения агрессии Ирака в будущем Совет Безопасности ООН последовательно принял следующие резолюции:

  1. 660 о констатации нарушения Ираком международного мира и безопасности с требованием немедленного вывода иракских войск из Кувейта;
  2. 661 об установлении экономических санкций против Ирака;
  3. 665 и 670 об установлении морской и воздушной блокады Ирака; 678 с требованием освободить все захваченные территории, выполнить все ранее принятые резолюции.

В случае невыполнения этих требований Совет Безопасности уполномочивал многонациональные вооруженные силы (Англии, США, Франции, с использованием военных баз Турции и Саудовской Аравии) «использовать все необходимые средства, с тем чтобы поддержать и выполнить резолюцию 660 и все последующие резолюции и восстановить международный мир и безопасность в этом районе» (делегация СССР при голосовании воздержалась). Готовый реферат на эту тему найдете прямо здесь, воспользовавшись нашим поиском.

Впервые в международной практике государств Совет Безопасности предоставил Ираку так называемую «Паузу мира» с 29 ноября 1990 г. до 15 января 1991 г. для добровольного выполнения им упомянутых резолюций. Однако Ирак не выполнил требования Совета Безопасности ООН, и в течение 100 ч. его вооруженные силы были разгромлены объединенными войсками стран антииракской коалиции под командованием американского генерала Шварцкопфа. В обоих случаях агрессоры (КНДР и Ирак) подавлялись от имени всего международного сообщества по ст. 42 Устава ООН. В первом случае все расходы несла ООН, во втором случае — государства антииракской коалиции без использования флага ООН.

В отличии от военного принуждения миротворчество означает операции вооруженных сил без применения оружия, за исключением случаев самообороны, осуществляемые с согласия основных воюющих сторон и предназначенные для наблюдения за соблюдением соглашения о перемирии.

Статья написана по материалам сайтов: interlaws.ru, helpiks.org, univer64.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector