Уставной фонд унитарного предприятия

25.10.2018

Источниками, за счёт которых формируется имущество унитарного предприятия, являются:

1) имущество собственника (Российской Федерации, ее субъектов или муниципального образования), закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарным предприятием. Круг объектов прав хозяйственного ведения или оперативного управления практически неограничен: всœе виды имущества, закрепленного за собственником — РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием. Это бывают здания, сооружения, оборудование и т.д., переданные собственником на баланс предприятия;

2) доходы унитарного предприятия от его деятельности. Поскольку данные предприятия являются коммерческими, они могут осуществлять деятельность, приносящую прибыль, но в тех пределах, которые установлены собственником имущества и определœены предметом и целями деятельности таких предприятий. Так, предприятия, находящиеся на праве хозяйственного ведения, не вправе продавать переданное недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться им без согласия собственника, движимым имуществом предприятие вправе распоряжаться самостоятельно. Право оперативного управления имеет целœевой характер, который должен соответствовать целям деятельности, заданиям собственника и назначению имущества. Право оперативного управления казенным предприятием предполагает, что имущество, закрепленное за казенным предприятием, может отчуждаться только с согласия собственника; произведенную продукцию казенное предприятие реализует самостоятельно, в случае если иное не установлено законом; доходы, полученные казенным предприятием, распределяются также собственником;

3) иные источники, не противоречащие законодательству. Так, к примеру, унитарные предприятия могут самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, реализовывать произведенную ими продукцию (работы, услуги), получать коммерческие и бюджетные кредиты, доходы от ценных бумаг, пожертвования от граждан и некоммерческих организаций, международные гранты и другие источники. Принципиальным является то требование, чтобы эти источники не противоречили законодательству, а распоряжение имуществом осуществлялось в пределах, не лишающих такого предприятия возможности осуществлять деятельность, предмет, цели и виды которой определœены уставом унитарного предприятия.

Передача в хозяйственное ведение или оперативное управление создаваемому унитарному предприятию части государственного или муниципального имущества имеет определœенные особенности:

1) такая передача осуществляется специально уполномоченными федеральными государственными органами (к примеру, Росимуществом и его территориальными органами), государственными органами субъектов РФ либо органа местного самоуправления;

2) передача имущества унитарному предприятию осуществляется на основании распорядительного акта͵ принятого в соответствии с компетенцией вышеназванных органов.

3) непосредственная фактическая передача имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление, как правило, осуществляется по акту приема-передачи имущества в стоимостной оценке имущества, утверждаемой учредителœем.

Уставный фонд государственного (муниципального) предприятия представляет собой сумму денежных средств и стоимость материальных и нематериальных ценностей, предоставляемых учредителями создаваемому предприятию для формирования собственных базовых и оборотных средств для его нормального функционирования. Целью формирования уставного фонда, с одной стороны, является возможность обеспечения прав третьих лиц, вступающих в гражданско-правовые отношения с предприятием, поскольку им закрепляется минимальный размер имущества предприятия.

Размер МРОТ

С другой стороны, уставный фонд предприятия — это своего рода стартовый капитал, на основании которого созданное юридическое лицо может полноценно участвовать в деловом обороте.

Особенности уставного фонда предприятия:

— формируется учредителœем предприятия за счёт имущества, передаваемого собственником на праве хозяйственного ведения;

— является единым и неделимым;

— сведения о нем должны быть закреплены в уставе предприятия;

— полное формирование уставного фонда является основанием возникновения правоспособности предприятия в полном объёме.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется. Такая позиция законодателя обусловлена спецификой ответственности казенного предприятия, по обязательствам которого, в случае недостаточности имущества самого казенного предприятия, отвечает собственник имущества. Учитывая, что основное предназначение уставного фонда состоит в формировании минимального размера имущества, гарантирующего интересы кредиторов предприятия, то в случае с казенными предприятиями крайне важно сть формирования такого фонда отпадает, поскольку интересы кредиторов казенного предприятия гарантированы субсидиарной ответственностью учредителя — собственника имущества.

Законодательство позволяет увеличивать уставный капитал предприятия за счет дополнительных взносов средств, запасов или необоротных активов. Средства учредители могут вносить как в безналичной, так и наличной форме: через кассу банка или кассу предприятия. О каких важных аспектах учета и налогообложения при этом необходимо помнить бухгалтеру?

Налоговые последствия

Напомним, что внесение наличных в кассу предприятия оформляется приходным кассовым ордером.

Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Объясним почему. Взнос в уставный капитал относится к внереализационным поступлениям, которые непосредственно не связаны с реализацией продукции (работ, услуг). Поскольку корпоративные права не являются ни товаром, ни услугой, при внесении денег в качестве вклада в уставный капитал РРО не нужно применять.

Также следует помнить об ограничениях для наличных.

Налог на прибыль

Объектом налогообложения налогом на прибыль является финансовый результат (прибыль или убыток), определенный по правилам бухгалтерского учета, с учетом разниц.

Согласно п. 5 П(С)БУ 15 «Доход», рост капитала за счет взносов участников предприятия не признается доходом. Кроме того, налоговые разницы, связанные с формированием уставного капитала, Налоговым кодексом Украины (далее − НКУ) не предусмотрены. Поэтому операция по осуществлению взносов в уставный капитал предприятия не влияет на размер объекта обложения налогом на прибыль.

Если предприятие находится на упрощенной системе налогообложения, такие средства не влияют на объект налогообложения единым налогом. Таким образом, сумма средств, внесенная учредителями или участниками в уставный капитал плательщика единого налога, не является доходом такого плательщика (пп. 8 п. 292.11 НКУ).

Что касается налога на добавленную стоимость (далее − НДС), то, учитывая требования пп. 196.1.1 НКУ, операция по выпуску (размещению) акций и корпоративных прав не является объектом обложения НДС. Поэтому у эмитента не возникают налоговые обязательства. Получение взноса тоже не приводит к возникновению налогового кредита по НДС, поскольку эта операция не является поставкой товаров или услуг (пп.пп. 14.1.185, 14.1.191 НКУ). По этим же причинам не распределяют входной НДС, как того требует п. 199.1 НКУ, по приобретениям для операций, облагаемых и не облагаемых НДС.

Следовательно, налоговые последствия не возникают.

Нюансы учета

При отображении операций по увеличению уставного капитала путем дополнительных взносов средствами корреспонденция счетов будет такой же, как и при формировании уставного капитала. Отображение получения денежных средств от учредителя в бухгалтерском учете происходит следующим образом.

Обосновать пополнение уставного капитала необходимо выданным приказом о его пополнении. Также необходимо внести изменения в устав предприятия относительно увеличения размера уставного капитала. В бухучете осуществляется запись: Дт 46 «Неоплаченный капитал» — Кт 401 «Уставный капитал».

В дальнейшем можно вносить средства любым способом, в т. ч. через кассу или на счет в банке. Эта операция сопровождается проводкой: Дт 301 «Наличность в национальной валюте» или 311 «Текущие счета в национальной валюте» — Кт 46.

После этого предприятие может использовать средства по назначению в хозяйственных операциях.

Уставный фонд государственных и муниципальных унитарных предприятий

Уставный фонд (англ. authorizedcapital) — наиболее устойчивая величина начального (стартового) капитала, дающая импульс для деятельности предприятия, учреждения, организации, акционерного общества; номинальная денежная сумма, вносимая участниками акционерного общества, а также других обществ при их образовании; совокупность собственных основных и оборотных средств предприятия, выделенных ему учредителями (государством, общественной организацией, кооперативом и т.д.) для обеспечения его деятельности.

Размер уставного фонда устанавливается учредительным соглашением и фиксируется в уставе. В качестве взноса в уставный фонд могут быть здания, сооружения, оборудование и другое имущество, относящееся к основным средствам; права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, интеллектуальной собственностью, а также иные имущественные права; сырье, материалы и другие материальные ценности, относимые к оборотным средствам. Вклад, оцененный в денежных единицах, составляет долю участника в уставный фонд. Он делится на доли (паи, акции) среди членов.

Это интересно:  Какие прививки нужны для медицинской книжки

В балансе корпораций многих стран Запада статьи «Уставный фонд» нет. Вместо нее в пассиве балансазначится величина находящихся на отчетную дату в обращении акцийкомпании. Уставный фонд для общества закрытого типа создается за счет взносов (паев) учредителей, а для общества открытого типа — посредством обмена взносов на акции (и для учредителей, и для приглашенных). Увеличение или уменьшение размера уставного фонда происходит по-разному, что зависит от форм собственности на имущество. Так, увеличение уставного фонда на государственных предприятиях осуществляется на первоначальную стоимость поступающих, сумму износа выбывающих основных фондов, долю прибыли, используемую на увеличение уставного фонда, а также на сумму средств, выделяемых государством предприятию для его нормального функционирования. Уменьшение размера уставного фонда совершается путем ежемесячного начисления износа основных фондов, списания первоначальной стоимости выбывающих фондов, а также в результате отдельных иных хозяйственных операций.

Уставной фонд унитарного предприятия

Выпуск акций на величину уставный фонда акционерного общества разрешается только после юридической регистрации общества в государственных органах. В течение тридцати дней после регистрации общества уставный фонд должен быть оплачен не менее чем на 50% его объявленной суммы. Вся величина уставного фонда должна быть оплачена в течение первого года деятельности общества. В случае неуплаты общество считается несостоявшимся. Действуют и формальные ограничения величины уставного фонда.

Увеличение или уменьшение суммы уставного фонда акционерного общества может быть осуществлено только решением общего собрания акционеров. Это возможно в следующих случаях. Общество расширяет свою деятельность посредством выпуска дополнительных акций или общество сокращает величину уставного фонда путем выкупа и аннулирования определенной доли акций. Номинальная стоимость одной акции может быть изменена либо путем ее разделения, либо консолидации. Особую трудность представляет установление суммы уставного фонда для государственных предприятий, реорганизуемых в акционерные общества. Важно дать научно обоснованную оценку производственных фондов. В случае завышения стоимости уставного фонда будут завышены номинальные и эмиссионные (при первичном распределении) цены акций. В итоге обнаружится недоплата уставного фонда в требуемой сумме и установленные сроки. Уменьшение же величины уставного фонда путем занижения номинальной стоимости акций неизбежно ослабит их конкурентоспособность.

Уставный фонд выполняет следующие основные функции: имущество, внесенное в его оплату, выступает материальной основой хозяйственной деятельности; размер уставного фонда является тем масштабом, который гарантирует ответственность по своим обязательствам; посредством уставного фонда определяется доля участников данного общества.

Уставной фонд унитарного предприятия

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

· имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

· доходов унитарного предприятия от его деятельности;

· иных не противоречащих законодательству источников [14, с. 14].

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах, устанавливаются Правительством Российской Федерации [5, с. 307].

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия [1, с. 6].

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному или муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения [1, с. 8].

Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.

Решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия [1, с. 9].

Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.

Документы для государственной регистрации внесенных в устав государственного или муниципального предприятия изменений в связи с увеличением его уставного фонда, а также документы, подтверждающие увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц [10, с. 125].

Непредставление указанных в настоящем пункте документов является основанием для отказа в государственной регистрации внесенных в устав государственного или муниципального предприятия изменений.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия вправе, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия [13, с. 101].

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного минимального размера уставного фонда.

В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения.

В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного настоящим Федеральным законом на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия [3, с. 98].

Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Это интересно:  Приказ 120 мвд рф по несовершеннолетним

Если собственник имущества государственного или муниципального предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от государственного или муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков [13, с. 85].

Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.

Унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия [14, с. 16].

Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.

Унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.

Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления [19, с. 83].

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия [1, с. 12].

Таким образом, предприятие — это являющийся юридическим лицом самостоятельный хозяйственный субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, а унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Унитарные предприятия могут быть трех типов: Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП; Государственное унитарное предприятие — ГУП (субъекта федерации) и муниципальное унитарное предприятие — МУП (муниципального образования). Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

Уставный фонд государственного и муниципального унитарного предприятия

Уставный фонд формируется только на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения. На казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Уставный фонд на государственном унитарном предприятии представляет собой вклад собственника (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размере, определенном Уставом этого предприятия.

Уставным фондом предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Правовой режим уставного фонда государственного и муниципального унитарного предприятия определен в Законе об унитарных предприятиях.

Уставный фонд предприятия может быть сформирован за счет денег, а также иного имущества. Этот фонд следует рассматривать как финансовый фонд постольку, поскольку он формируется в числе прочего за счет денежных средств. В связи с этим отношения между собственником средств предприятия (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) и предприятием по поводу формирования уставного фонда относятся к отношениям финансовым. Эти отношения являются финансово-правовыми, ибо данные фонды создаются в императивном порядке, по индивидуальному решению собственника имущества предприятия.

Конкретный размер уставного фонда предприятия, порядок и источники его формирования должны быть определены в уставе предприятия.

Закон об унитарных предприятиях (ст. 12) дифференцирует минимальный размер уставного фонда государственного предприятия и муниципального предприятия. На государственном предприятии этот размер должен быть не меньше чем 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на дату государственной регистрации предприятия, а на муниципальном предприятии – не менее чем 1 тыс.

Уставный фонд предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Уставный фонд в его денежной части считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет.

В ходе деятельности предприятия уставный фонд может быть увеличен ши уменьшен. Увеличение уставного фонда возможно только после его реформирования в полном объеме.

Как фонд финансовый, уставный фонд может быть увеличен за счет доходов, полученных в результате деятельности предприятия. Решение об увеличении уставного фонда принимает собственник только после окончания финансового года на основании данных годовой бухгалтерской отчетности предприятия. Размер уставного фонда не может превышать стоимость чистых активов предприятия с учетом его резервного фонда.

Уменьшение уставного фонда осуществляется по решению собственника, однако в результате такого уменьшения он не должен быть меньше установленного законом его минимального размера.

Правовой режим распределения прибыли государственного и муниципального унитарного предприятия

В результате распределения прибыли на государственном и муниципальном унитарном предприятии образуются внутрихозяйственные фонды предприятия, которые используются на его производственное и социальное развитие.

Правовой режим распределения прибыли на казенном предприятии и предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, существенно различаются.

В соответствии со ст. 16 Закона об унитарных предприятиях предприятия, работающие на праве хозяйственного ведения, после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли. Такое перечисление осуществляется ежегодно.

Федеральные государственные предприятия перечисляют часть прибыли в федеральный бюджет. Размер этой части прибыли определяется для каждого федерального предприятия федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственно это унитарное предприятие [1] .

Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, находящееся в собственности субъекта РФ, перечисляет в бюджет субъекта РФ часть прибыли согласно, как правило, законам субъектов РФ о перечислении прибыли.

Из оставшейся части прибыли вышеназванные предприятия формируют резервный фонд. Порядок и размер формирования этого фонда предусматриваются уставом унитарного предприятия. Согласно Примерному уставу федерального государственного унитарного предприятия размер резервного фонда для каждого предприятия определяется в пропорции к уставному фонду предприятия.

Это интересно:  Способы регистрации юридических лиц

Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков предприятия.

Из оставшейся части прибыли государственное и муниципальное унитарное предприятие формирует иные фонды согласно уставу унитарного предприятия.

В Примерном уставе федерального госдарственного унитарного предприятия предусматривается возможность создания следующих фондов:

  • – социального фонда, средства которого должны использоваться на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия, в том числе на профилактику профессиональных заболеваний;
  • – жилищного фонда, средства которого используются на приобретение и строительство жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • – фонда материального поощрения работников.

Размер, порядок формирования и использования указанных фондов устанавливаются коллективным договором на основании действующего законодательства РФ.

Государственные и муниципальные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют полученную ими прибыль после перечисления ее части в бюджет согласно решению уполномоченного органа (для федеральных казенных предприятий – не более 25% полученной чистой прибыли). В соответствии с и. 18 постановления Правительства РФ от 15.12.2007 № 872 не менее 75% прибыли федерального казенного предприятия подлежат зачислению в резервный фонд и иные фонды в соответствии с уставом предприятия, а также расходуются по согласованию с уполномоченным органом управления.

Уставный фонд федерального государственного унитарного предприятия

Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ, п. 4 ст. 9 Закона устав унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, а также о порядке и об источниках его формирования.

Таким образом, Закон предусматривает обязательное формирование уставного фонда в унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, так же, как законами о хозяйственных обществах предусмотрено обязательное формирование уставного капитала в таких коммерческих организациях.

Под уставным фондом унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, понимается условная величина, которая в стоимостном выражении отражает минимальный размер имущества, которым должно располагать унитарное предприятие и которым оно отвечает перед своими кредиторами. Предполагается, что стоимость принадлежащего предприятию имущества равна или по крайне мере не меньше закрепленного в уставе размера уставного фонда. Вступая в правоотношения с унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, его кредиторы могут ориентироваться на размер уставного фонда предприятия, который в этом смысле служит гарантией интересов таких кредиторов.

В соответствии со ст. 12 Закона 161-ФЗ уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Правовой режим имущества, внесенного в оплату уставного фонда унитарного предприятия, по действующему законодательству не отличается от правового режима остального имущества предприятия. Поэтому при разработке Примерного устава в него не был включен пункт, предусматривающий пообъектный перечень имущества, которое внесено в счет оплаты уставного фонда.

Вместе с тем согласно ст. 114 ГК РФ, если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

Норма указанной статьи выявляет роль уставного фонда: это минимальный размер имущества унитарного предприятия, который гарантирует исполнение обязательств предприятия перед контрагентами. Из этой же нормы следует и то, что при создании унитарного предприятия величина уставного фонда не должна совпадать с размером всех активов предприятия, а должна быть несколько меньше.

В связи с обозначенной ролью уставного фонда большое практическое значение имеет вопрос о его минимальном размере.

Согласно ГК РФ требования к минимальному размеру уставного фонда должны быть установлены федеральным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. До принятия Закона 161-ФЗ при определении минимального размера уставного фонда унитарных предприятий следовало руководствоваться п. 3 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. N 1482. В соответствии с нормой этого пункта уставный фонд унитарного предприятия не может быть меньше суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной месячной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации на дату представления учредительных документов на регистрацию. В настоящее время в соответствии с Законом 161-ФЗ уставной фонд унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 минимальных размеров оплаты труда.

При регистрации устава унитарного предприятия при его создании, соответствие уставного фонда этого предприятия указанному требованию должно неукоснительно соблюдаться.

Следует полагать, что позиция, согласно которой уставный фонд унитарного предприятия должен быть не меньше установленного законодательством минимального размера при любом обращении по поводу регистрации изменений в уставы, наиболее правильна, так как она основана на буквальном смысле текста данного пункта, а также на указанном значении уставного фонда и потому полностью отвечает требованиям действующего законодательства.

При решении вопроса о порядке исчисления минимального размера оплаты труда для целей определения минимального размера уставного фонда унитарного предприятия в настоящее время необходимо учитывать следующее.

Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» Собрание законодательства РФ, 26.06.2000, N 26, ст. 2729. установлены ставки минимального размера оплаты труда и определены сферы их применения. Недостатком указанного Федерального закона является наличие исчерпывающего перечня оснований для применения установленных им ставок минимального размера оплаты труда, что не позволяет непосредственно применять эти ставки в случаях, прямо не предусмотренных его нормами.

Порядок исчисления минимального размера уставного фонда унитарного предприятия (а также финансовых показателей, при достижении которых проведение ежегодной аудиторской проверки федеральных государственных унитарных предприятий является обязательным, и некоторых других показателей) не подпадает ни под одно из оснований применения минимального размера оплаты труда, установленных названным Федеральным законом. Кроме того, признан полностью утратившим силу Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда» Собрание законодательства РФ, 20.01.1997, N 3, ст. 350., в связи с чем содержащаяся в нем общая норма, устанавливающая ставку минимального размера оплаты труда, также не может быть применена для расчетов показателей, на исчисление которых не распространяется порядок, установленный действующим Федеральным законом.

Учитывая изложенное, при определении минимального размера уставного фонда унитарного предприятия (а также объема выручки от реализации продукции и суммы активов баланса в целях применения Постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 81) могут применяться по аналогии ставки минимального размера оплаты труда, установленные ч. 2 ст. 5 данного Федерального закона для исчисления платежей по гражданско — правовым обязательствам. Указанной правовой нормой с 1 января 2001 г. установлена базовая сумма минимального размера оплаты труда, равная 100 рублям.

Порядок изменения величины уставного фонда определен ст.ст. 14 и 15 Закона 161-ФЗ

Источники увеличения уставного фонда — это прежде всего переоценка основных фондов унитарного предприятия, чистая прибыль предприятия, а также любое имущество, которое собственник может дополнительно закрепить за унитарным предприятием.

При оплате уставного фонда унитарного предприятия при его создании, а также в случае увеличения уставного фонда за счет внесения дополнительного имущества соответствующее распоряжение должно содержать указание о том, что имущество передается в счет оплаты (или увеличения) уставного фонда.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, studme.org, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector