Уточнить степень моего нарушения

Таким образом методику логопедического обследования следует выстраивать так, чтобы она позволила бы определить уровни речевого развития детей с комплексными нарушениями, выявить степень сформированности речевых умений и уточнить факторы, обуславливающие характер речевого нарушения.

Логопедическое обследование направлено на выявление и исследование нарушений той или другой стороны речевой деятельности: звуковой, лексической, грамматической, зву-кобуквенного анализа состава слов, понимания речи. Оно включает:

§ установление какой формой речи ребенок владеет (устная, письменная, дактильная, устно-дактильная, жестовая);

§ изучение строения артикуляционного аппарата;

§ подвижность органов артикуляции;

§ обследование произносительной стороны речи;

§ обследование понимания слов, предложений, грамматических форм, текста;

§ обследование лексического запаса;

§ обследование грамматического строя языка;

§ обследование звукового анализа и синтеза слов;

Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении развития детей со сложными нарушениями, его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке. Построение специального обучения детей с сочетаниями различных отклонений ставит вопросы детального изучения этих детей, выявления особенностей познавательной деятельности, установление характера нарушений, а также помогут выявить потенциальные возможности ребенка и прогнозировать его развитие.

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития, уровня интеллекта детей с комплексными нарушениями, поскольку эта категория детей представляет исключительное разнообразие. Возможные нарушения в мыслительной деятельности, наблюдаемые у детей и представляющие комплекс нарушений, могут иметь разный механизм. В ходе установления дифференциального диагноза становит-: ся возможным выделить первичные и вторичные нарушения, что чрезвычайно сложно в отношении детей с множественными нарушениями, т.к. в одних случаях вторичные нарушения являются следствием нарушений анализатора, другие нередко выступают как «самостоятельные» первичные нарушения и замаскированы поражением какой-либо функции. Наиболее сложной для осуществления диагностики ситуацией является отграничение детей, например, с нарушениями слуха умственно отсталых от детей с нарушениями слуха с выраженной задержкой психического развития. Нелегко выявить и определить речевые нарушения у неслышащих и слабослышащих детей, т.к. это связано с существующей проблемой своеобразного речевого развития детей, обусловленного поражением слуха.

Вопрос 15. Предмет и задачи патопсихологии

Патопсихология – отрасль клинической психологии, которая изучает психические закономерности нарушений психической деятельности при различных заболеваниях, связанных с нарушением работы мозга.

Патопсихология изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности.

Предмет – нарушение ВПФ

Основной метод патопсихологии – эксперимент, в отличие от психопатологии – наблюдение.

Задачи, которые решает патопсихология с помощью экспериментального метода:

Можно использовать для дифференциальной диагностики (например, причины м.б. разные — астения м.б. истощаемость, сниженный энергетический потенциал, депрессия)

Анализ структуры дефекта (что нарушено операциональная сторона, мотивационная..)

Установление степени нарушенности тех или иных психических функций (преходяще, сформировалось, редуцировалось) – важно в вопросах реабилитации и экспертизы

Динамическое наблюдение (прогноз, а также при клинических испытаниях лекарств)

Задачи (разделы работы) патопсихолога :

дифференциальная диагностика — патопсихологическое исследование как источник дополнительной информации о наличии или отсутствии характерных нарушений психических процессов и изменений свойств личности из-за патоморфоза психических заболеваний: стертых, малосимптомных форм (например, отграничение вялотекущих форм шизофрении от неврозов, психопатии, органических заболеваний мозга).

оценка структуры и степени нервно-психических расстройств – Патопсихолог может уточнить выраженность и характер нарушений отдельных псипроцессов и возможности компенсации этих нарушений с учетом особенностей той или иной деятельности. Квалификация состояния больного, при установлении функционального диагноза, при определении путей трудового и социального приспособления и восстановления, профориентации, проведении лечебных и психокоррекционных мероприятий. Для оценки динамики развития и течения заболевания, контроля за эффективностью лечения.

диагностика психического развития и выборе путей обучения и переобучения (общеобразовательного и трудового) – определение степени и структуры дизонтогенеза, выбор путей обучения, прогноз обучаемости, потенциальных возможностей, установление мер для компенсации выявившейся аномалии, коррекционные рекомендации. Чаще всего по поводу причин неуспеваемости и отставания психического развития И трудностях поведения у нормально развивающихся детей и подростков. Причины этого могут быть олигофрения или педагогическая запущенность, астенизация, прогредиентные психические заболевания.

исследование личности, социальной среды и социальных позиций больного в целях получения данных для функционального диагноза – выделяют три аспекта: клинико-психопатологический (уровень и стадия заболевания, структура дефекта и оценка возможностей его компенсации), психологический (анализ личности и значимые для адаптации отношения) и социальный (реальная жизненная ситуация и характер включенности в нее больного). Важно установление не только пораженных, но и сохранных функций.

оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности терапии – необходимость более глубокого суждения о динамике отдельных психических процессов в связи с задачами установления функционального диагноза, а также прицельной оценки фармакодинамических и/или лечебно-восстановительных эффектов.. Оценка тенденций болезни

экспертная работа – участие в о врачебно-трудовой, военно-врачебной, медико-педагогической, судебно-психиатрической экспертизах. А также в судебной практике – самостоятельная психологическая экспертиза.

реабилитационная и психокоррекционная работа – с целью предотвращения или снижения стойких последствий заболевания, укрепления личного и социального статуса больного, оценка психологических факторов окружения.

Психиатрия, как и всякая отрасль медицины, направлена на выяснение причин психической болезни, на исследование синдромов и симптомов, типичных для того или иного заболевания, закономерностей их появления и чередования, на анализ критериев прогноза болезни, на лечение и профилактику болезни.

Патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга .

Это интересно:  Суда в ломбарде под недвижимость

Задачи патопсихологии решаются при помощи своего метода – патопсихологический эксперимент — и в своих, психологических, понятиях.

Патопсихолог должен быть прежде всего психологом, вместе с тем хорошо осведомленным в теоретических основах и практических запросах психиатрической клиники и клиники неврозов.

Практические задачи, стоящие перед патопсихологическим исследованием, разнообразны.

Для дифференциально-диагностических целей — экспериментальные данные, характеризующие нарушения психических процессов при различных формах заболеваний, служат дополнительным материалом при установлении диагноза.

задача анализа структуры дефекта, установления степени психических нарушений больного, его интеллектуального снижения вне зависимости от дифференциально-диагностической задачи, например при установлении качества ремиссии, при учете эффективности лечения.

Профилактика и прогноз.

Экспертиза. Большое значение приобретают данные экспериментальной патопсихологии при решении вопросов психиатрической экспертизы: трудовой, судебной и воинской. Задачи, которые ставит перед психологом судебно- психиатрическая экспертиза, разнообразны и носят сложный характер.

В клинике детского возраста.

Охрана психического здоровья. Реабилитация.

Психопатология и патопсихология – метод различен, но объект общий — нарушения психической деятельности.

Определение степени выраженности (глубины) нарушений психической деятельности

Данная задача ставится перед патопсихологом в основном при сомнениях экспертов-психиатров не при диагностике, а при определении способности больного (чаще всего это лица с органическими поражениями головного мозга, больные с умственной отсталостью) адекватно понимать значение своих поступков и полноценно их регулировать. Экспериментально-психологическое исследование наряду с определением патопсихологического симптомокомплекса психических расстройств при решении этой задачи включает выявление следующих обязательных компонентов.

  • 1. Общий уровень развития познавательной сферы.Выявление общего уровня развития восприятия, внимания, памяти, мышления является основополагающим звеном оценки умственного развития подэкспертного. В психиатрии и психологии накоплен большой объем исследований недоразвития тех или иных психических процессов при умственной отсталости разной этиологии. В области перцептивных процессов — это прежде всего данные о замедленности и сужении объема зрительного восприятия, нарушения узнавания, опознания предметов, снижение активности восприятия, поверхностность или искажение смыслового восприятия ситуаций различной степени сложности. Наиболее типичные расстройства внимания при психическом недоразвитии или инволюционном развитии — снижение его активности, в основе которого могут лежать нарушения концентрации или распределения внимания; колебания внимания и умственной работоспособности; истощаемость психических процессов. Для умственно отсталых лиц характерны различные нарушения памяти — непосредственного и опосредованного запоминания, долговременной и кратковременной памяти, смыслового и механического запоминания. Основной недостаток мышления у невменяемых лиц — конкретность и примитивный характер обобщений, нарушения функций анализа и синтеза, непонимание условного смысла, недостаточная сформированность или несформированность полноценных умственных действий, нарушения логики суждений, слабость регулирующей функции мышления.
  • 2. Объем общих сведений и знаний испытуемого.При патопсихологическом обследовании в судебно-психиатрической экспертной практике необходимо выявлять и специальный аспект общего уровня развития познавательных процессов, связанный с определением того, насколько подэкспертное лицо поддается социально-педагогическим воздействиям: общий словарный запас, объем общих сведений и знаний, полученных в результате учебной деятельности и собственной познавательной активности испытуемого.
  • 3. Принципиальная способность испытуемого ориентироваться в практических, житейских ситуациях.Экспериментально-психологические данные об уровне общей ориентировки подэкспертного так же, как и установление объема общих сведений и знаний, имеет важное косвенное значение для судебно-психиатрической оценки способности обследуемого лица осознавать значение своих действий и осуществлять их произвольную регуляцию.
  • 4.Степень обучаемости.При ЭПИ с целью определения степени выраженности психических расстройств очень важно не ограничиваться установлением только актуального» уровня психического развития подэкспертного лица, необходимо, как показано А. Я. Ивановой, особенно при исследовании несовершеннолетних, устанавливать и «зону ближайшего развития», т.е. потенциальные возможности овладения новыми способами умственных действий, новыми знаниями и умениями. Это имеет большое значение при судебно-психиатрическом отграничении умственной отсталости, связанной с болезненным процессом (олигофрения, органические поражения головного мозга и т.п.), от случаев педагогической или социальной запущенности лиц, являющихся в принципе психически здоровыми или имеющими нерезко выраженные психические аномалии. Выделение этого аспекта психической деятельности обусловливает построение ЭПИ при определении глубины психических нарушений у испытуемого не только как диагностической, но и как обучающей процедуры. Принципы обучающего эксперимента описаны А. Я. Ивановой и включают в себя: использование дозированной помощи со стороны экспериментатора на материале разного рода экспериментальных методов; регламентация отдельных видов помощи от наиболее скупых и сжатых «подсказок» до развернутых и подробных «уроков»; исследование восприимчивости к помощи, способности к логическому переносу и ориентировочной деятельности испытуемого. Сам эксперимент проводится по схеме, состоящей из трех этапов: ориентировочный, основное задание (находящееся в «зоне трудности» для испытуемого), аналогичное задание.
  • 5. Уровень развития эмоционально-волевых структур.Это наиболее сложная задача психодиагностического исследования, требующая высокой квалификации патопсихолога. Установление уровня личностной зрелости возможно только при одновременном анализе результатов выполнения экспериментальных методов (ведущее место среди которых занимают проективные методики, задания, направленные на изучение жизненных ценностей испытуемого, особенностей смыслового восприятия, структур самосознания), данных беседы и наблюдения, сведений из материалов уголовного дела.

Последовательность перечисленных задач ЭПИ определяет и их приоритетность по отношению к решению общих экспертных вопросов. Так, если общий уровень интеллектуального развития испытуемого таков, что препятствует ему осознавать значение своих действий и руководить ими, то не возникает большой необходимости привлекать патопсихологические данные об уровне развития эмоционально-волевых структур. Если же испытуемый обнаруживает пограничный уровень развития интеллекта, для точного решения вопроса о вменяемости необходимо использовать патопсихологические данные об уровне практической ориентировки, об обучаемости, об особенностях личностного развития и т.п. Такие комплексные требования к патопсихологическому исследованию обусловлены еще и тем, что кроме решения экспертных вопросов возникает необходимость выбора реабилитационных мероприятий в отношении освидетельствуемых лиц, например при отграничении умственной отсталости от отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, вследствие социальной и педагогической запущенности. Необходимо отметить, однако, что определение уровня зрелости эмоционально-волевых структур является наиболее сложной и наименее разработанной клинико-психологической проблемой.

Это интересно:  Увольнение по статье на испытательном сроке

О неясностях в критериях определения степени нарушений функций организма при проведении МСЭ

О неясностях в критериях определения степени нарушений функций организма при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы

3.09.2012г мой сын в очередной раз обратился для проведения государственной услуги по медико-социальной экспертизе (далее – МСЭ) в бюро № 5 ГБ ФГУ МСЭ по Новосибирской области (далее – НСО). На комиссиях МСЭ специалистами Бюро № 5, Состава № 4 и 2 ГБ МСЭ по НСО ему было отказано в признании необходимости мер социальной помощи, защиты и реабилитации (в признании его инвалидом) при наличии сложного комплекса заболеваний: (перечень заболеваний).

Раздел III приказа Минздравсоцразвития РФ № 295н от 11.04.2011г «Об утверждении Административного регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» (далее – «Регламент») определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении медико-социальной экспертизы в целях повышения качества предоставления государственной услуги и создания комфортных условий для ее получения.

Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений и методов их определения.

Во-первых, в актах освидетельствования и решениях Бюро №5, Составов № 4 и 2 ГБ ФГУ МСЭ по Новосибирской области не определены п.п. 10.2-10.13 степень выраженности расстройств функций организма, вызванных сложным комплексом заболеваний (перечень заболеваний) , симптомы нарушений просто описаны в актах.

К основным видам нарушений функций организма человека в соответствии с п. 3, 4 приказа Минздравсоцразвития РФ № 1013н от 23.12.2009 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (далее — «Приказа № 1013н») относятся:

— нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

— нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

— нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

— нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

— нарушения функций кровообращения,….. обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

Нарушение функций организма определяется при комплексной оценке различных показателей и характеризуется четырьмя степенями их выраженности:

1 степень — незначительные нарушения,

2 степень — умеренные нарушения,

3 степень — выраженные нарушения,

4 степень — значительно выраженные нарушения.

На основании п. 7 «Приказа 1013н» степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Акты освидетельствования МСЭ содержат информацию только по п. 10.1 об анализе нарушений организма (незначительные нарушения) по психическим функциям на основе применения следующих объективных методик: «10 слов Лурии», «Таблица Щульца, методика исключения предметов, проективная методика Люшера.

В актах отсутствует анализ других нарушений функций организма п.п. 10.2-10.13, указанных в п. 3 «Приказа № 1013н», определение каких-либо показателей этих нарушений при комплексе заболеваний (перечень заболеваний) , исходя из оценки отклонения от нормы биологического развития здорового человека.

В актах не указаны методы, которые применялись для определения количественного и качественного уровня показателей выраженности (незначительные, умеренные, выраженные) каких-либо нарушений функций организма п.п. 10.2-10.13 (кроме нарушения психических функций — п. 10.1), связанными с заболеваниями (перечень заболеваний).

НАПРИМЕР, при описании в актах симптомов (жалоб) нарушений функций организма: (перечень симптомов заболеваний) НЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ какими нарушениями эти симптомы являются (незначительными, умеренными, выраженными), исходя из каких норм определяется их отклонения при (перечень заболеваний), с использованием каких объективных методов.

В актах отсутствует описание существующих норм (в частности, норм наличия (симптом заболевания), норм количества (симптомы заболевания), норм наличия (симптом заболевание), соответствующих биологическому развитию (возрасту 26 лет) человека, и шкалы оценки (незначительные, умеренные, выраженные) отклонений функций организма, от этих норм.

Во-вторых, на основании п. 56 «Регламента» по заявлению сына не проведены дополнительные обследования для определения реабилитационного потенциала и прогноза. В направлении (форма № 088/у-06) Поликлиники №…. эти показатели определены как низкий и сомнительный. В 2011 г Поликлиника №…. в направлении на МСЭ также указывала, что реабилитационный потенциал и прогноз «неопределенный и сомнительный». В актах МСЭ в 2011г реабилитационный потенциал и прогноз замененны на «благоприятный». В 2011г мой сын повторно перенес (заболевание) в тяжелой форме и по данным КТ головного мозга у него имеются новые очаги и новообразования вторичного характера, которые влияют на состояние его здоровья.

Возникает вопрос, как на комиссиях МСЭ определяют целесообразность и необходимость гражданина в проведении реабилитации и мер социальной защиты и разрабатывают индивидуальные программы реабилитации (ИПР) без определения реабилитационного потенциала и прогноза развития заболеваний?

Согласно «Регламента» на заседание Состава № 2 ГБ МСЭ руководитель ГБ МСЭ может пригласить с правом совещательного голоса специалиста службы занятости. По заявлению сына специалист не был приглашен на комиссию МСЭ. Он был направлен в центр занятости на проведение подбора профессий с учетом противопоказаний по заболеваниям, но в направлении в центр занятости специалисты МСЭ не указали ни заболевания, ни противопоказания по ним. Поэтому в заключении центра занятости определен перечень профессий без учета заболеваний и противопоказаний по ним. Об этом сын направил письмо в ГБ МСЭ. Эта претензия об определении перечня профессий без учета противопоказаний по заболеваниям оставлена без внимания. В свою очередь, центр занятости на подобную претензию отреагировал и направил сыну письмо с приглашением на повторное проведение подбора профессий с учетом приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12.04.2012.

Это интересно:  Госуслуги регистрация на получение водительских прав

Повторный подбор профессий определил, что, несмотря на среднее специальное образование (менеджер), сыну рекомендована профессиональная деятельность в сфере специальностей, не требующих квалификации, по профессиям фасовщик, маркировщик, упаковщик. При этом не определен режим работы (полный или неполный рабочий день), уровень напряженности и объем выполняемых работ.

«Приказ № 1013н» определяет, что способность к трудовой деятельности (в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы) 1 степени – это способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации.

Нарушены требования к порядку процедуры представления государственной услуги по проведению МСЭ: не определение реабилитационного потенциала и прогноза при установлении необходимости в мерах социальной помощи, защиты и реабилитации; определение способности к трудовой деятельности и подбору профессий без учета противопоказаний по заболеваниям; не определена степень выраженности нарушения функций организма п.п.10.2-10.13 в связи с заболеваниями (перечень заболеваний); не указаны показатели, на основании которых может быть определена степень выраженности нарушений; не указаны методы, с использованием которых могут быть определены показатели и степень выраженности нарушений функций организма.

Заключения Бюро № 5, Составов 4 и 2 ГБ МСЭ по НСО не являются комплексной оценкой различных показателей нарушений функций организма, не содержат информацию о степени выраженности расстройств функций организма, связанных комплексом заболеваний (перечень заболеваний) исходя из существующих норм, соответствующих определенному периоду (возрасту) биологического развития человека. В настоящее время сын не может работать в связи с частыми проявлениями вышеуказанных симптомов, не получает в Поликлинике № …. по месту жительства какого-либо лечения, способствующего его социальной адаптации и реабилитации.

Ответ ГБ МСЭ по НСО на многочисленные обращения не содержит ответы по существу на все поставленные вопросы; вовремя не предоставлена копия акта освидетельствования Составом № 2; не даны разъяснения решений МСЭ Состава 4 и 2 исходя из существующих норм и методов определения нарушений функций организма при комплексе заболеваний; не объяснено, почему не проведены дополнительные обследования для определения реабилитационного прогноза и потенциала; повторно не определен перечень профессий с учетом противопоказаний по заболеваниям и степень способности к трудовой деятельности.

Нарушена процедура проведения государственной услуги в соответствии с «Регламентом» и нормативными актами – не определены (п.п.10.2-10.12) степень выраженности (незначительные, умеренные, выраженные) нарушений функций организма в связи с заболеваниями; не определены реабилитационный потенциал и прогноз заболеваний; определена способность к трудовой деятельности с учетом противопоказаний по заболеваниям (перечень заболеваний).

Не определены существующие нормы, соответствующие определенному периоду (возрасту) биологического развития человека; не определены степень ограничений жизнедеятельности в результате заболеваний исходя из оценки отклонений от этих существующих норм, соответствующих определенному периоду (возрасту 26 лет) биологического развития.

Не даны ответы по существу на все вопросы обращений, касающихся информации о состоянии здоровья, методах обследования, степени нарушения функций организма в результате сложного комплекса заболеваний.

Копия акта освидетельствования Составом № 2 ГБ МСЭ по НСО предоставлена только через два месяца, после направления судом в адрес ГБ МСЭ по НСО копии искового заявления.

В целях обеспечения прозрачности, объективности решений МСЭ и повышения качества и эффективности медико-социальных экспертных услуг , определения количественной оценки степени выраженности заболеваний, приводящих к нарушению функций организма и ограничениям основных категорий жизнедеятельности различной степени было направлено в суд исковое заявление о признании решения ГБ МСЭ по НСО незаконным в связи с несоблюдением требований проведения МСЭ.

Суд принял исковое заявление. 21 января 2013г состоится первое предварительное заседание……….

Просто гражданин, который через 4 года инвалидности отказалась от унизительной процедуры очередного освидетельствования в 5 раз, т.к. через полгода выхожу на пенсию по старости….

P . S . Но этого не может сделать мой сын в 26 лет, больной с рождения, не имеющий ни квалифицированной медицинской помощи, ни должного диспансерного учета и реабилитации, чтобы вылечиться, ни права на социальную защиту и реабилитацию.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, studme.org, dislife.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector