8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

В общем виде труд можно определить как

На протяжении всей жизни человек трудиться. Трудиться для того, чтобы удовлетворять свои потребности в крове, пище, одежде и прочее, а также в труде он реализует свой трудовой потенциал, самореализуется и вступает во взаимодействие с обществом.

Благодаря трудовой деятельности человеком создаются различные материальные и духовные блага, которые удовлетворяют не только его индивидуальные потребности, но и потребности всего общества. Также эти блага обеспечивают социально-экономическое развитие страны в целом.

В процессе труда люди вступают друг с другом в трудовые отношения, которые не могут просто функционировать и для которых необходимо регулирование и контроль. В основном трудовые отношения регулируются государством, издаваемыми им законами и правилами.

Понятие «труд» нельзя рассматривать упрощенно, поскольку оно включает не только экономический, но и физиологический, социальный и социологический компоненты.

С экономической точки зрения труд — это любая общественно полезная деятельность человека; с физиологической точки зрения трудовая деятельность есть нервно-мышечный процесс за счет накопления в организме потенциальной энергии. Следовательно, труд можно рассматривать как процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек, производя определенную деятельность, опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Из приведенных определений вытекает, что труд — это деятельность. Однако понятие «деятельность» значительно шире понятия «труд», поэтому его приходится ограничивать.

С равным правом можно говорить о деятельности и человека, и естественных сил природы, и техники и животных. Но слово «труд» по отношению к деятелям такого рода совсем неприменимо: сказать, что они «трудятся», можно лишь не иначе как в поэтической метафоре, поскольку это противоречит и нашим представлениям, и правилам словоупотребления.

Только про человека одинаково правомерно говорить, что он трудится и что он работает. Отсюда следует первое ограничение: трудом мы называем лишь деятельность человека.

Но и деятельность человека является еще слишком широким понятием: сюда войдет и творчество Рафаэля, Ньютона, Эдисона, и бесплодное черпание воды решетом сказочным Иванушкой-дурачком.

С физиологической точки зрения все проявления деятельности здорового и больного человека представляют собой вполне тождественные нервно-мышечные процессы, которые совершаются, конечно, за счет накопленной в организме потенциальной энергии. Но далеко не все из них относятся понятию «труд», ибо трудом мы называем лишь общественно полезную деятельность человека. Таково второе ограничение. Значение его весьма условно: один и тот же гравер может изготовлять, используя одни и те же приемы, и полноценные денежные знаки, и фальшивые кредитки. В первом случае это будет труд, ибо это полезная обществу работа, во втором — преступная деятельность, ибо она вредна для общества.

Следует отметить, что в разные эпохи общество различно расценивает те или иные виды человеческой деятельности.

Некогда различные гадания, снятие порчи и сглаза, проституция, спекуляция считались полезным для общества и даже богоугодным делом; в советскую же эпоху эти явления осуждались и даже карались по закону; в современных условиях в странах с рыночной экономикой в ряде случаев такие виды деятельности признаются трудовым промыслом, легализуются как своеобразный бизнес, хотя и презираются общественностью.

Эти примеры подчеркивают, что определение труда содержит социологический момент: признание обществом полезности той деятельности, которую мы именуем трудом.

Определяя цели, способы и результаты труда, товаропроизводитель решает три главных вопроса: какие продукты, в каком количестве и когда должны быть произведены? (труд как сознательная деятельность); как эти продукты произвести, из каких ресурсов, с помощью какой технологии? (труд как целесообразная, рациональная деятельность); для кого эти продукты должны быть произведены? (труд как общественно полезная деятельность).

Итак, в самом общем виде труд можно определить как объективно присущую человеку сферу целенаправленной полезной деятельности по превращению природных, материальных и интеллектуальных ресурсов, которыми он располагает, в продукт, необходимый для личного и общественного потребления.

Выполняя определенный вид деятельности, предусматривающий производство продукции или материальных услуг, человек взаимодействует с другими элементами трудового процесса — предметами и средствами труда, а также с окружающей средой.

К предметам труда относятся земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические, материальные и информационные потоки.

Средства труда — это машины, приборы и оборудование, инструменты, приспособления и другие виды технологической оснастки, средства программного обеспечения, организационная оснастка рабочих мест. Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется конкретной технологией, уровнем развития механизации труда (машинных, машинно-ручных и ручных процессов), автоматизации и компьютеризации трудовых процессов и производства.

Окружающая среда и ее состояние рассматриваются с точки зрения микроэкологии труда, т.е. обеспечения безопасности труда и соблюдения психофизиологических, санитарно-гигиенических, эргономических и эстетических требований к условиям труда, а также с учетом социально-экономических отношений в организации (на предприятии, в трудовом коллективе).

Созданный в процессе труда продукт как товар имеет физическую (натуральную) и стоимостную (денежную) формы.

Физическая (натуральная) форма различной готовой продукции промышленного, аграрного, строительного, транспортного и другого отраслевого характера, а также всевозможные производственные и непроизводственные работы и услуги выражаются в разнообразных измерителях — штуках, тоннах, метрах и т.п.

В стоимостной (денежной) форме продукт труда может быть выражен как полученный доход или заработок в результате реализации продукта труда.

Важно подчеркнуть, что труд является основой жизнедеятельности и развития человека. Потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования изначально заложена в са«ой человеческой природе.

На протяжении всей своей жизни люди познают способы взаимодействия с природой, находят более совершенные формы организации производства, пытаются получить больший эффект от своей трудовой деятельности. При этом и сами люди постоянно совершенствуются, наращивая знания, опыт, производственные навыки. Диалектика этого процесса такова: сначала люди видоизменяют и совершенствуют орудия труда, а затем изменяются и совершенствуются сами.

Процесс развития человечества состоит в непрерывном обновлении и совершенствовании орудий труда и самих людей. Каждое поколение передает последующему в полном объеме запас знаний и производственного опыта. Это новое поколение, в свою очередь, приобретает новые знания и опыт и передает их последующему поколению. Все это происходит по восходящей линии.

Развитие предметов и орудий труда представляет собой лишь необходимое условие осуществления самого процесса труда, но решающим элементом этого процесса выступает сам человек.

Труд является основой жизнедеятельности и развития человека. В самой природе заложено, что человек должен трудиться так, как это необходимое и естественное условие существования. Столь же необходимым и естественным является труд с точки зрения его роли в обществе.

В процессе производства материальных благ и услуг люди по необходимости вступают в определенные взаимосвязи не только с вещественными элементами и природной средой, но и друг с другом. Такие взаимосвязи называют производственными отношениями.

Отношения между людьми, которые обусловлены их участием в общественном труде, представляют собой общественную форму труда.

Необходимо понять, что без исторически сложившейся общественной формы труд как таковой не существует, так же как и не может быть общественной формы труда без самого труда.

С самых первых шагов человечества труд приобретает соответствующую ему общественную форму. Посмотрите вокруг себя: одежда, обувь, мебель, продукты питания, автомобили и т.д. — все, чём мы пользуемся, создано совместным трудом людей.

Стало быть, труд является основой жизни и деятельности не только отдельного человека, но и общества в целом.

Литература. Волков. О.И. Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. М.:ИНФРА – М, 2005.601с. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для ВУЗов. — М. ЮНИТИ, 2000.5-14. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 1993.

Тема 1. Труд как основа жизнедеятельности.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Институт технологий (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Донской государственный технический университет»

В г. Волгодонске Ростовской области

(Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске)

Экономика труда

Лекции для студентов очной и заочной форм обучения направления 38.03.01 «Экономика»

Тема 1. Труд как основа жизнедеятельности.

В самом общем виде труд можно определить как объективно присущую человеку сферу деятельности по превращению природных, материальных и интеллектуальных ресурсов в необходимый для личного и общественного потребления продукт. Труд – это основа и непременное условие жизнедеятельности человека. Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств. В процессе труда человек взаимодействует с предметами и средствами труда, с окружающей средой для достижения цели его трудовой деятельности.

В условиях рыночных отношений человек, субъект труда, может реализовать свой трудовой потенциал двояко: либо на основе самозанятости, т.е. когда он выступает как самостоятельный товаропроизводитель, реализующий свою продукцию на рынке, либо как наемный работник, предлагающий свои услуги производителю – работодателю, субъекту собственности.

Виды труда классифицируются по различным признакам: по содержанию (отраслевой, профессиональный, функциональный); по характеру (наемный, общественный, добровольно-принудительный, физический, умственный); по средствам и способам (ручной, машинный, автоматизированный); по условиям (стационарный, передвижной, наземный, подземный, легкий, тяжелый).

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении новых прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, которые ведут, в свою очередь, к развитию новых потребностей.

Это интересно:  Применение физической силы внг

Тема 2 Рынок труда и управление занятостью.

Рынок труда – многофункциональная категория, представляющая собой систему общественных отношений, связанных наймом и предложением (куплей и продажей) рабочей силы; механизм согласования цены и условий труда между работодателем и наемным работником; определенное экономическое пространство – сферу трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы рабочей силы.

Субъектами отношений на рынке труда являются работодатели, формирующие спрос на рабочую силу, наемные работники и безработные, формирующие предложение рабочей силы, самозанятое население, элементы инфраструктуры рынка труда.

Трудовой потенциал людей реализуется через их занятость. В Российской Федерации принят Закон о занятости населения, в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер. В соответствии с этим законом, занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Различают несколько видов занятости: глобальная, полная, продуктивная (эффективная), неполная, частичная, периодическая, сезонная, гибкая, официальная, скрытая, формальная.

Экономически активное население по статусу занятости подразделяется на 5 групп: наемные работники, работающие на индивидуальной основе, работодатели, неоплачиваемые работники семейных предприятий, лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости.

Антиподом занятости выступает его незанятость, одной из форм которой выступает безработица. Безработица – это социально-экономическое явление, отражающее существующее на рынке труда несоответствие между относительно большим предложением рабочей силы и спросом на нее, в результате чего часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг и не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда.

В зависимости от характера причин, вызывающих безработицу, принято различать следующие основные ее типы: фрикционную, сезонную, структурную, циклическую, скрытую.

Уровень безработицы — важнейший показатель эффективности функционирования экономики страны вообще и одновременно отражающий специфику конкретной стадии ее развития, в частности. Рассчитывается как отношение числа безработных к численности экономически активного населения.

Основные направления работы по улучшению занятости и сокращению безработицы сводятся к формированию спроса на рабочую силу (сохранение и создание рабочих мест на действующих предприятиях, создание новых рабочих мест; организация оплачиваемых общественных работ), формированию предложений рабочей силы (профессиональное обучение и переобучение; развитие самозанятости; регулирование миграционных процессов).

Тема 6 Содержание организации труда и ее основные элементы (направления)

Одним из важнейших направлений обеспечения социальной направленности рыночной экономики является рационально построенная организация труда на всех уровнях управления. Организованный на научной основе труд является ведущим фактором роста его производительности и снижения издержек производства.

Организация труда – это конкретные формы и методы соединения людей и техники в процессе труда с целью достижения полезного эффекта трудовой деятельности.

. Содержание организации труда определяется ее основными направлениями (элементами): разделение и кооперация труда, организация и обслуживание рабочих мест, нормирование труда, организация подбора персонала и его развитие, улучшение условий труда, рационализация трудовых процессов, укрепление дисциплины труда.

Основными общими показателями экономической эффективности научной организации труда, определяющими целесообразность их внедрения, являются: рост производительности труда, годовой экономический эффект. Используются и другие частные показатели: снижение трудоемкости продукции, относительная экономия (высвобождение) численности работников, прирост объемов производства, экономия рабочего времени.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Институт технологий (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Донской государственный технический университет»

В г. Волгодонске Ростовской области

(Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске)

Экономика труда

Лекции для студентов очной и заочной форм обучения направления 38.03.01 «Экономика»

Тема 1. Труд как основа жизнедеятельности.

В самом общем виде труд можно определить как объективно присущую человеку сферу деятельности по превращению природных, материальных и интеллектуальных ресурсов в необходимый для личного и общественного потребления продукт. Труд – это основа и непременное условие жизнедеятельности человека. Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств. В процессе труда человек взаимодействует с предметами и средствами труда, с окружающей средой для достижения цели его трудовой деятельности.

В условиях рыночных отношений человек, субъект труда, может реализовать свой трудовой потенциал двояко: либо на основе самозанятости, т.е. когда он выступает как самостоятельный товаропроизводитель, реализующий свою продукцию на рынке, либо как наемный работник, предлагающий свои услуги производителю – работодателю, субъекту собственности.

Виды труда классифицируются по различным признакам: по содержанию (отраслевой, профессиональный, функциональный); по характеру (наемный, общественный, добровольно-принудительный, физический, умственный); по средствам и способам (ручной, машинный, автоматизированный); по условиям (стационарный, передвижной, наземный, подземный, легкий, тяжелый).

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении новых прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, которые ведут, в свою очередь, к развитию новых потребностей.

Труд как основа жизнедеятельности

Читайте также:

  1. Административное правонарушение как основание административной ответственности, его ограничение от преступления и дисциплинарного проступка.
  2. Азотистые т основания- производные пиримидина
  3. Аналитическая основа государственного регулирования кризисной ситуации
  4. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КАТЕГОРИЯ. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  5. Бухгалтерский баланс – основа бухгалтерской (финансовой) отчетности
  6. Бухгалтерский учет платежей, основанных на акциях
  7. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ- ЭТО СПЛОШНОЕ , НЕПРЕРЫВНОЕ ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ОТРАЖЕНИЕХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВАНИИ ДОКУМЕНТОВ.
  8. Бюджетный кодекс – правовая основа бюджетной системы
  9. Бюджетный кодекс — правовая основа бюджетной системы
  10. В основании такой сделки сами по себе не могут повлечь ее недействительность,
  11. В связи с тем что проекты землеустройства носят комплекс­ный характер, их обоснование является довольно сложным делом.
  12. В. Основа личности социального работника

КУРС ЛЕКЦИЙ

Экономика труда изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как организация, оплата, эффективность, занятость и др. Знание основ экономики труда позволяет специалисту абстрагировано и аргументировано подходить к изучению происходящих событий, объяснять их движущую силу и оценивать значение.

Цельучебной дисциплины предопределена приоритетной ролью человека труда в социально-ориентированном обществе и состоит в обеспечении базовой общепрофессиональной подготовки студентов в области экономики труда, в освоении студентами методологических и методических основ регулирования этих отношений.

Основные задачиучебной дисциплины заключаются в усвоении современных теоретических представлений о труде, его роли, общественной организации, факторах и условиях, обеспечивающих эффективное формирование и использование трудового потенциала. Также овладение основами методологии и методики анализа, выявления и решения важнейших проблем труда как на микро-, так и на макроуровне; приобретение базовых навыков практической работы в области анализа основных процессов и показателей формирования и использования трудового потенциала.

Особенность изучаемой учебной дисциплины состоит в том, что специалист в области экономики труда должен уметь организовать свой труд и труд своих подчиненных; формулировать цели и намечать пути их достижения; строить и использовать прогнозы и планы; находить рациональные подходы к решению проблем; предвидеть последствия своих решений.

Труд — целесообразная, сознательная, универсальная и организованная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения общественных и личных потребностей.

В общем виде труд можно определить как объективную присущую человеку деятельность с целью превращения природных, материальных и интеллектуальных ресурсов в необходимый для потребления продукт. Здесь следует отметить, что не всякая даже полезная деятельность человека является трудом. В процессе труда человек взаимодействует с предметами и средствами труда, а также с окружающей средой для достижения цели его трудовой деятельности.

К предметам труда относятся: земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия; объекты производственных и непроизводственных работ и услуг; энергетические, материальные и информационные потоки.

К средствам труда относятся: машины, приборы и оборудование; инструменты, приспособления и другие виды технологической оснастки; средства программного обеспечения; организационная оснастка рабочих мест.

Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется уровнем и качеством технологий, применяемых в период текущего технологического уклада, и находит свое выражение в существовании многообразия видов труда.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Труд и трудовая деятельность

Понятие «труд» нельзя рассматривать упрощенно, поскольку оно включает не только экономический, но и физиологический, социальный и социологический компоненты.

С экономической точки зрения труд – это любая общественно полезная деятельность человека, с физиологической – это нервно-мышечный процесс за счет накопления в организме потенциальной энергии.

Это интересно:  Форма м 15 в каких случаях используется

Следовательно, труд можно рассматривать как процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Из приведенных определений следует, что труд – это деятельность.

Однако понятие «деятельность» значительно шире понятия «труд», поэтому его приходится ограничивать.

С равным правом можно говорить о деятельности и человека, и естественных сил природы (разрушительная деятельность морских прибоев, ветров), и техники (локомобиль, конвейер, выполняющий механическую работу), и животных (лошадь тоже работает).

Только про человека можно сказать с одинаковым правом, что, он трудится и что он работает. Отсюда следует первое ограничение: трудом мы называем лишь деятельность человека.

Но далеко не ко всем из них можно применить понятие «труд», ибо трудом мы называем лишь общественно полезную деятельность человека. Таково второе ограничение. Оно весьма условно: один и тот же гравер может изготовлять, используя одни и те же приемы, и полноценные денежные знаки, и фальшивые кредитки. В первом случае это будет труд, ибо это полезная обществу работа, во втором – преступная деятельность, ибо она вредна для общества.

Следует отметить, что в разные эпохи общество различно расценивает те или иные виды человеческой деятельности. Некогда различные гадания, снятие порчи, проституция, спекуляция считались полезными для общества и даже богоугодными делами. В советскую эпоху такие виды деятельности осуждались и даже карались по закону, однако в современных условиях в ряде стран с рыночной экономикой они признаются трудовым промыслом и легализуются как своеобразный бизнес, хотя все-таки презираются обществом и отдельными гражданами.

Эти примеры подчеркивают, что в определении труда учитывается момент социологический: признание обществом полезности той деятельности, которую мы именуем трудом.

Определяя цели, способы и результаты труда, товаропроизводитель решает три главных вопроса:

  1. Какие продукты, в каком количестве и когда должны быть произведены? (Труд как сознательная деятельность.)
  2. Как эти продукты надо произвести, из каких ресурсов, с помощью какой технологии? (Труд как целесообразная, рациональная деятельность.)
  3. Для кого эти продукты должны быть произведены? (Труд как общественно полезная деятельность.)

Итак, в самом общем виде труд можно определить как объективно присущую человеку сферу целенаправленной полезной деятельности по превращению природных, материальных и интеллектуальных ресурсов в продукт, необходимый для личного и общественного потребления.

Сущность различных трудовых концепций

Однако различные экономические теории по-разному оценивают человеческую деятельность (и ее различные виды) с точки зрение организации производства.

Марксистская теория выделяет личный и материально-вещественный факторы производства. При этом личным фактором считается индивидуальная и совокупная рабочая сила. «Рабочая сила» – единственный фактор, который рождает новую стоимость, поэтому главной целью для организатора является рабочая сила как единственный товар, способствующий возникновению новых товаров и услуг. Потребление в процессе производства товара «рабочая сила» сопровождается созданием новой стоимости.

Экономика в качестве факторов производства выделяет:

  • материальные ресурсы (земля, включая все сырьевые ресурсы, капитал);
  • человеческие ресурсы (труд и предпринимательская деятельность).

Марксизм объединяет все виды деятельности в процессе производства в категорию личного фактора производства, не выделяя фигуры предпринимателя как «трудящегося», рассматривая его с классовых позиций в качестве лишь эксплуататора, а не организатора производства. Более того, сам процесс труда рассматривается как процесс потребления рабочей силы капиталистом, и такой методологический подход придает классовую направленность исследованию чисто экономического явления.

Безусловно, что изучение роли труда в национальной экономике, жизни общества не ограничивается названными теориями. Например, в работах А. Смита и Д. Рикардо уделялось большое внимание человеку и его месту в трудовом процессе. В результате их исследований сформировалась модель «экономического человека», который характеризовался следующими чертами:

  • определение экономического поведения личным интересом;
  • компетентность в собственных делах;
  • учитывание классовых различий и ненадежности сегодняшнего благосостояния.

Дж. Миль рассматривал человека как индивида, стремящегося к получению богатства и способного эффективно оценивать оптимальность путей достижения данного богатства. При этом он считал, что любой человек испытывает отвращение к труду и именно это толкает его к добыванию богатства.

В настоящее время многие авторы уделяют внимание проблеме мотивации трудовой деятельности в увязке с потребностями людей (А. Маслоу); с экономической сущностью человека (Ф. Тейлор); с «социальной гигиеной» (Ф. Херцберг) – т.е. в хороших условиях труда эффективность выше; с различными подходами к оценке человека в процессе труда (Д. Макгрегор).

Анализируя различные трудовые концепции, можно сделать вывод о том, что при всем различии подходов к самому понятию «труд», к определению места и роли человека в экономической системе общества, к выделению тех причин, которые побуждают человека к труду, общим является признание труда как основы жизни отдельного человека и общества в целом.

Влияние труда на жизнедеятельность человека и современного общества

Выполняя определенный вид деятельности по производству продукции или материальных услуг, человек взаимодействует с другими элементами трудового процесса – предметами и средствами труда, а также с окружающей средой.

К предметам труда относятся земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические, материальные и информационные потоки.

Средства труда – это машины, приборы и оборудование, инструменты, приспособления и другие виды технологической оснастки, средства программного обеспечения, организационная оснастка рабочих мест.

Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется конкретной технологией, уровнем развития механизации труда (машинных, машинно-ручных и ручных процессов), автоматизации и компьютеризации трудовых процессов и производства.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой — прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Следует иметь ввиду, что подобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. В мире не все так благополучно, как хотелось бы. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле. Трудовой процесс и связанные с этим социально-экономические результаты деятельности не ограничиваются собственной сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы обозначения круга категорий этой науки. В экономике и социологии труда используются как социологические и экономические, так и социально-экономические категории.

Социальные взаимодействия в сфере труда — это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной основой взаимодействия людей являются общность или расхождение их интересов, близких или отдаленных целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда, промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага. Термин социальные отношения» в социологии труда используется в узком смысле.

Социальные отношения — это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете, по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп. Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально.

Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение их носителя (группы, индивида). Они являются связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, между определенными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников, ни один член трудового коллектива не может существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.

Социальная группа — это совокупность людей, объединенных по формальным или существенным признакам.

Социальная структурапроизводственного коллектива представлена группами работников преимущественно умственного и физического труда, функциональными, профессионально-квалификационными и другими производственными группами.

Таким образом, «социальные взаимодействия», «социальные отношения», «социальные группы», «социальная структура» — важнейшие социологические понятия, составляющие основу понятийного аппарата («языка») социологии труда, который позволяет описывать изучаемые социальные явления и процессы, обеспечивая правильное их понимание.

В свою очередь экономика труда оперирует такими исходными экономическими понятиями как потребность, благо, ресурсы, норма, капитал, эффективность, социально-экономическая система.

Потребность человека— ощущение недостатка в чем-либо или стремление к чему-либо. Понятие по­требности является, строго говоря, исходным для всех общественных наук. Одним из оснований для такой позиции может служить следу­ющее утверждение: «Все, что сделано и придумано людьми, связано с удовлетворением потребностей».

Это интересно:  Паспорт готовности к отопительному периоду

Благо— то, что может удовлетворить потребности чело­века. Многообразие благ может классифици­роваться по различным признакам. По происхождению (ис­точнику) блага делятся на природные и произведенные (со­зданные человеком). По назначению в соответствии с видами потребностей целесообразно выделить пять видов благ: мате­риальные, социальные, интеллектуальные, эстетические, ду­ховные.

Ресурсы— то, из чего или благодаря чему производятся блага. Ресурсы могут быть природными, человеческими и про­изведенными человеком.

Норма— правило или величина, служащие для регули­рования взаимоотношений между людьми и установления ко­личества ресурсов.

Нормы могут быть двух видов: нормы-пра­вила и нормы-величины. Норма-правило — это утверждение, определяющее взаимоотношения между людьми. Норма-вели­чина — это число, определяющее затраты ресурса на едини­цу продукции, или допустимый уровень воздействия на при­роду и человека.

Капитал— все, что является или может стать источни­ком дохода человека, организации, государства.

Капиталом может быть земля (природ­ный капитал), знания и умения (человеческий капитал), стан­ки (технологический капитал), взаимоотношения людей (соци­альный капитал). Эффективность— соотношение между затратами ресур­сов и полученными результатами, которые в конечном счете определяются количеством произведенных благ. Социально-экономическая система —множество меж­личностных и межгрупповых отношений, обусловленных про­цессами производства, распределения и обмена благ и ресур­сов. Примерами социально-экономических си­стем являются: автомобильный завод, банк, киностудия, те­атр, государство, монастырь, материально поддерживаемый верующими. Эти примеры показывают, что одну и ту же струк­туру можно рассматривать как различные системы.

Социально-экономические системы мо­гут быть двух видов: рынки и организации. Рынок— это система добровольного обмена благ, ресур­сов и прав пользования ими при отсутствии отношений иерар­хии или иных отношений административной координации. Организация— система из двух и более человек, дея­тельность которых координируется в соответствии с целями данной системы или системы, частью которой является дан­ная система. Примеры организаций: государство, предприятия, домашние хозяйства, профсоюзы.

Роль труда как основы жизнедеятельности общества обусловливает необходимость выработки и осуществления государственной политики в решении связанных с ним проблем во взаимодействии с профсоюзами и работодателями (предпринимателями), как это вытекает из принципа трипартизма.

Основными направлениями государственной политики в области труда являются:

— создание экономических и социальных условий для усиления мотивов и стимулов высокопродуктивного труда: налоговое регулирование фондов и индивидуальных размеров оплаты труда (личного трудового дохода) работников;

— создание системы регулирования ставок и окладов, стимулирующих и компенсационных выплат (на федеральном и региональном уровнях) для работников хозрасчетной и бюджетной сфер независимо от форм собственности, в том числе органов государственной власти и управления;

— разработка государственных программ повышения производительности и эффективности труда на основе рационального использования трудовых, материальных, технических и природных ресурсов за счет комплексного воздействия организационных, научно-технических, структурных и социальных факторов;

— организационное и методическое обеспечение работы по организации, нормированию, условиям и стимулированию труда на предприятиях, разработка необходимых нормативных актов, материалов и рекомендаций, подготовка специалистов по труду;

— совершенствование трудового законодательства, расширение государственных гарантий, льгот и компенсаций в области труда и его оплаты;

— развитие социального партнерства государства с профсоюзами и другими представительными организациями трудящихся (наемных работников), предпринимателями (работодателями) в решении вопросов труда и его оплаты, введения системы генерального и отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров, разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов);

— разработка и осуществление государственной политики занятости населения во взаимодействии с инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики; формирование, прогнозирование и мониторинг.

— рынков труда, организация служб занятости; обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого взрослого населения, организация оплачиваемых общественных работ; решение вопросов миграции населения — внутренней и внешней, трудовой и вынужденной;

— прогнозирование развития народонаселения и выработка политики воспроизводства трудовых ресурсов и формирования трудового потенциала общества с учетом демографических и социально-экономических факторов;

— обеспечение социальной защиты населения на основе государственных гарантий пенсионерам, инвалидам и другим социально уязвимым категориям лиц, установления минимального потребительского бюджета, прожиточного уровня, введения систем государственного социального страхования и социального обеспечения, использования внебюджетных источников финансирования.

Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.

Субъектами социально-трудовых отношений являются индивидуумы или социальные группы. Для современной экономики наиболее важными субъектами рассматриваемых отношений являются: наемный работник, союз наемных работников (профсоюз), работодатель, союз работодателей, государство.

Наемный работник — это человек, заключивший трудовой договор с представителем предприятия, общественной организации или государства.

Работодатель — это человек, нанимающий для выполнения работы одного или нескольких работников. Работодатель может быть собственником средств производства или его представителем. В частности, работодателем является руководитель государственного предприятия, который, в свою очередь, является наемным работником по отношению к государству.

Профессиональный союз создается для защиты экономических интересов наемных работников или лиц свободных профессий в определенной сфере деятельности. Важнейшими направлениями деятельности профсоюзов являются: обеспечение занятости, условия и оплата труда.

Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.

Взаимосвязи между субъектами социально-трудовых отношений возникают на различных уровнях: работник — работник; работник — работодатель; профсоюз — работодатель; работодатель — государство; работник — государство и др.

Предметы социально-трудовых отношений определяются целями, к достижению которых стремятся люди на различных этапах их деятельности. Принято различать три основные стадии жизненного цикла человека:

— от рождения до окончания обучения;

— период трудовой и/или семейной деятельности;

— период после трудовой деятельности.

На первой стадии социально-трудовые отношения связаны преимущественно с проблемами профессионального обучения. На второй основными являются отношения найма и увольнения, условий и оплаты труда. На третьей — центральной является проблема пенсионного обеспечения.

В наибольшей степени предметы социально-трудовых отношений обусловлены двумя блоками проблем: занятость; организация и оплата труда.

Первый из этих блоков определяет возможности обеспечения людей средствами существования, а также реализации индивидуальных способностей. Второй блок связан с условиями труда, характером взаимоотношений в производственных коллективах, возмещением затрат рабочей силы, возможностями для развития человека в процессе трудовой деятельности.

Типы социально-трудовых отношений характеризуют психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности. По организационным формам выделяют следующие типы социально-трудовых отношений: патернализм, партнерство, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация и конфликт.

Конкуренция между людьми или коллективами также может способствовать достижению синергетического эффекта. В частности, опыт показывает эффективность рационально организованной конкуренции между конструкторскими коллективами.

Солидарность предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы людей. Чаще всего говорят о солидарности членов профсоюзов при отстаивании интересов наемного персонала. Солидарность проявляют и члены союзов работодателей, а также члены других союзов.

Субсидиарность означает стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем. Субсидиарность можно рассматривать как противоположность патернализму. Если человек для достижения своих целей вступает в профессиональный или иной союз, то субсидиарность может реализоваться в форме солидарности. При этом человек действует солидарно при полном сознании своих целей и своей личной ответственности, не поддаваясь влиянию толпы.

Дискриминация — это основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений. При дискриминации нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда. Дискриминация может быть по полу, возрасту, расе, национальности, конфессии и другим признакам. Проявления дискриминации возможны при выборе профессии и поступлении в учебные заведения, продвижении по службе, оплате труда, предоставлении услуг предприятия работникам, увольнении.

Равенство возможностей в социально-трудовых отношениях обеспечивается прежде всего системой законодательства. Для России это прежде всего Конституция РФ, Трудовом Кодексе РФ (ТК) и Закон о занятости населения РФ. Россия ратифицировала конвенции Международной организации труда (МОТ) о равенстве возможностей в сфере труда и занятости. Однако в действующей системе законодательства реально отражено равенство возможностей только при приеме на работу (ст. 3 ТК РФ) и оплате труда (ст. 132 ТК РФ). Конфликт является крайним выражением противоречий в социально-трудовых отношениях. Наиболее явными формами трудовых конфликтов являются трудовые споры, забастовки, массовые увольнения (локауты).

Противоречия в социально-трудовых отношениях объективно неизбежны и при определенных условиях необходимы для развития экономических систем. В этом смысле конфликты могут быть полезны, так как они наиболее явно выражают интересы противоборствующих сторон. Однако затяжные конфликты приводят к значительным потерям для предприятия, его сотрудников и экономики страны в целом. Этим определяется необходимость методов рационального управления конфликтными ситуациями.

Статья написана по материалам сайтов: zdamsam.ru, studopedia.su, lektsia.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector