8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Валютный контроль изменения 2020 для юридических лиц

Валютный контроль это меры направленные на регулирование национального рынка валюты. Объемы регуляторных действий определяются государством исходя из экономической ситуации в каждый конкретный момент времени. Главным органом, который отвечает за введение и контроль распоряжений является Центробанк. Вместе с ним влияние имеют федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий.

Основы

Прежде чем разбираться, в чем суть валютного контроля в 2020, стоит понять, что подразумевается под понятием валюта.

Валюта – это товар, при помощи которого реализовываются функции денежной единицы, той или иной страны. В России надзор ведется над оборотом иностранной валюты, то есть той, что выпущена другим государством, кроме РФ.

Валютными операциями называются такие, в процессе которых используются денежные знаки, эмитентами которых является иностранное государство. Эти нормы определены в ФЗ о валютном контроле (ВК).

Объекты, цели

Объекты валютного контроля это операции, которые определяет ФЗ РФ №3615-1:

  1. Операции, в результате которых происходит переход права владения и других прав на валютные ценности (ВЦ). Тут подразумеваются также операции, в которых расчеты ведутся иностранными денежными знаками.
  2. Ввоз/пересылка в Россию, вывоз за ее пределы валютных ценностей.
  3. Денежные переводы между странами.
  4. Расчетные операции между резидентами и нерезидентами.

Органы валютного контроля, в частности Центробанк регулярно принимает новые нормы, поэтому при ведении ВЭД особенно важно отслеживать эти изменения и вести собственную деятельность в законном поле.

Целью принятия законодательства касающегося ВЦ является соблюдение правил реализации подобных операции, основными направлениями работы выделяются такие:

  • Определить соответствуют ли операции нормам закона.
  • Проверять есть ли у объектов, которые работают на внешнем рынке лицензии и разрешения на осуществление операций.
  • Проверка выполнения обязательств перед нерезидентами.
  • Проверка обоснования внесения платежей в иностранной валюте.
  • Надзор над полнотой и объективностью учета и подачи отчетности касательно валютного контроля в РФ.

Чаще всего нормы закона нарушаются участниками внешнеэкономической деятельности, поэтому за ними наблюдение особенно тщательное. Касается это как экспортных, так и импортных операций.

Основные участники валютного рынка

Правительство РФ – это ключевая фигура ВК, главным же органом является Центральный банк. Еще один госорган, который ведет надзор – Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Указанные госорганы – это глобальные структуры и непосредственно с участниками внешнеэкономической деятельности, они не ведут работы.

Кроме государственных органов есть и агенты валютного контроля. Можно назвать организации, которые ведут инспектирование на местах. Среди таких организаций в России:

  1. Банковские учреждения, уполномоченные на подобную деятельность Центробанком, они являются подотчетными, то есть регулярно предоставляют отчетные формы.
  2. Государственная корпорация Внешэкономбанк.
  3. Разного рода небанковские организации, участники рынка ценных бумаг: регистраторы, налоговые, таможенные органы.
  4. Другие организации, которые определяет закон о валютном контроле.

Существует масштабная классификация ВК по видам.

По времени проведения:

  • Предварительный – до момента осуществления операции с ВЦ.
  • Текущий – в процессе такой операции.
  • Последующий – после завершения операции. Зачастую осуществляется на основании предоставленных в банк документов.

По компетенции субъектов:

  • Непосредственный проводиться органными и агентами.
  • Опосредованный – Правительством.

Виды валютного контроля в зависимости от статуса объектов: регуляций органов и агентов ВК.

По объектам: внешнеторговые операции, неторговые операции.

По способу организации контрольных мероприятий: дистанционный или его еще называют документальный контроль и проверка инспектора. Первый вариант используется в ежедневной деятельности органов контроля. Основная цель – проверить отчеты подконтрольных субъектов.

Методы валютного контроля

Существует разделение на основные, специализированные дополнительные методы ВК. К основным относятся:

  1. Наблюдение. Заключается в постоянном отслеживании деятельности подконтрольного объекта. При этом не используются сложные, многоэтапные приемы.
  2. Проверка. Углубленное изучение работы с целью получения максимально точных данных.
  • Обследование. Проводится по конкретному вопросу и может касаться огромного количества объектов.
  • Ревизия. Детальное обследование только одного объекта, его финансово-хозяйственной деятельности.
  1. Запрос информации. Получение данных по тому или иному вопросу.
  2. Анализ. Проведение обработки предоставленной информации.

Процедура контроля

Многие участники рынка недовольны столь сильным контролем, и не понимают, зачем вообще нужен валютный контроль. На самом деле – это важный регуляторный инструмент, который помогает держать под контролем перемещение ВЦ и не допустить их отток за пределы страны.

Проведение ВК включает такие действия:

  • Сбор бумаг, которые подтверждают законность проведенной сделки, которая подлежит контролю. Набор документов отличается в зависимости от типа такой операции.
  • Операции агентам. Для этого в отдельных случаях нужно открытие дополнительного счета.
  • Проведение агентом контрольных действий, которые помогают установить достоверность полученных бумаг. Изменения 2020 валютного контроля этого момента не коснулись.
  • По необходимости формируется паспорт сделки.
  • Регистрация данных о действии объекта во всех реестрах.
  • Исполнение сделки и ее закрытие.
  • Формирование отчета и подача его агенту.

Последние изменения

Стоит рассмотреть изменения в валютном контроле с 2020 года, которые начали действовать уже с 1 января. Среди основных:

  1. Отменили требования о формировании паспорта сделки в уполномоченном банке.
  2. Не нужно оформлять справку о валютной операции.
  3. Единственной формой учета теперь является справка о подтверждающих документах.
Это интересно:  Какие дополнительные выплаты положены пенсионерам

Эти коррективы не изменили основные принципы осуществления валютного контроля.

Вывод

Валютный контроль – это важный регуляторный элемент, меры о реализации которого применяют государственные органы и агенты. Особенно тщательно рассматриваются внешнеэкономические операции.

Валютный контроль: Видео

Теперь еще проще: изменения валютного контроля в 2020 году

Валютный контроль (ВК) играет важную роль в реализации стабильности внешнеторговых отношений. Его главная цель — обеспечить полное соблюдение валютного законодательства РФ.

С 2020 года изменились правила валютного контроля. Существенные перемены: отмена паспорта сделки и сокращение запрашиваемых документов для операций в инвалюте. Подробнее о новшествах в валютном законодательстве расскажем в этой статье.

Что нового в валютном контроле

Новые реформы в финансовой политике страны направлены на упрощение системы проверки платежей в инвалюте. Бизнесмену теперь проще собрать документы, а банк тратит меньше времени на обработку денежных операций.

Последние изменения в валютном контроле:

  • если денежная операция не превышает 200 тыс. рублей, приносить документацию в банк не нужно;
  • на смену паспорта сделки — регистрация внешнеторгового контракта;
  • теперь ведомость валютного контроля — забота банка, а не предпринимателя;
  • организации обязаны прописывать в контракте дату оплаты и выполнения заказа;
  • справка о валютных операциях запрашивается, только если капитал сделки более 200 тыс. рублей

Контракт вместо паспорта сделки

С 2018 года паспорт сделки оформлять больше не нужно. Чтобы провести расчет по внешнеторговому контракту, компания должна предоставить в банк бумаги, подтверждающие факт сделки. Срок подачи документов — 15 дней. Постановка контракта на учет — 24 часа.

После фиксации договора, кредитное учреждение сообщает фирме номер контракта на следующий день. Важно отметить, что если резидент совершает транзакцию на сумму менее 200 тыс. рублей, договор не подлежит спецучету.

Справка о подтверждающих документах

Изменения в ВК коснулись и оформления справки о подтверждающих документах (СПД). Если ранее после успешной сделки банк запрашивал от резидента эту квитанцию, то теперь справка обрела вид единой формы учета по состоявшейся операции.

Формат справки остался прежним, но с некоторыми корректировками. Порядок оформления прописан в положении 6 Инструкции Банка РФ от 16 августа 2017 № 181-И.

Штрафы

Теперь юрлица стали резидентами: уведомить банк о сроках выполнения заказа теперь их прямая обязанность. Нарушение влечет отказ в ведении операций в инвалюте.

Также выросли штрафные санкции в связи с изменениями КоАП РФ:

  • нелегальные денежные обороты — взыскание от 75% от суммы сделки;
  • деньги не пришли или пришли не вовремя — штраф: для ИП и ООО — 1/150 ключевой ставки Центрального Банка от зачисленных средств, для госслужащих — 75% от вырученных средств;
  • нарушение сроков постановки контракта на банковский учет или несвоевременное предоставление СПД — штраф: для чиновников — от 1000 до 5000 рублей, для юрлиц — от 5000 до 50 000 рублей.

Валютное законодательство и валютный контроль в 2020 году

В 2018 году вступил в действие новый порядок постановки внешнеторговых контрактов на учет в банке, новый порядок представления подтверждающих документов при осуществлении валютных операций резидентами. Изменения в валютное регулирование и валютный контроль. Валютное регулирование в Российской Федерации в условиях членства в ЕАЭС.

1. Новации валютного законодательства Российской Федерации, вступившие в силу в 2018 году:
— уточнение статуса валютного резидента для физических лиц, официальных представительств Российской Федерации за рубежом,
— расширение перечня валютных операций, разрешенных к совершению между резидентами (Федеральные законы 246-ФЗ, 247-ФЗ от 29.07.2018 )
— расширение прав банков в отказе проведения валютной операции;
(Федеральные законы № 427 –ФЗ от 28.12.2017, 325-ФЗ от 14.11.2017, 64-ФЗ от 03.04.2018 )

2. Новое о порядке открытия и ведения счетов (вкладов) резидентов в иностранных банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории России:
— изменение порядка представления резидентами в налоговые органы РФ и Банк России отчетов о движении средств по указанным счетам (информ. письмо ЦБ ИН-05-47/30от 22.05.2018, законопроект Минфина)
— расширение перечня разрешенных валютных операций резидентов, проводимых с использованием таких счетов (Федеральный закон 44-ФЗ от 07.03.2018, законопроект Минфина)

3. Изменение требования репатриации рублей и иностранной валюты резидентами, занимающимися внешнеторговой деятельностью (ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») и мер ответственности за его нарушение
( Федеральные законы 64-ФЗ от 03.04.2018, 246-ФЗ и 247-ФЗ от 29.07.2018, законопроект Минфина)

5. Ответственность за нарушения требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Изменения в ст. 15.25 КоАП, вступившие в силу в апреле-мае 2018 г. (Федеральные законы 325-ФЗ от 14.11.2017, 64-ФЗ от 03.04.2018).
Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» о смягчении административной ответственности за административные нарушения в сфере валютного законодательства РФ.

Скудалова Татьяна Викторовна — к.э.н., доцент, зав. кафедрой таможенных платежей и валютного контроля РАНХ и ГС при Президенте РФ

Это интересно:  Как определить состав преступления

Время проведения 10.30-15.00

Место проведения: м. Кузнецкий мост, Трубная, Охотный ряд, Театральная, Площадь Революции, ул. Неглинная, д. 17, отель «Петр 1»

Валютный контроль-2019: важные изменения и новшества

Ольга Целуйко, шеф-редактор изданий «Баланс», «Библиотека-Баланс», эксперт по учету и налогообложению Общественной организации «Всеукраинский бухгалтерский клуб».

Валютный контроль в Украине традиционно строг и зарегулирован. Что изменится с введением в действие Закона о валюте?

Нацбанк постановлением Правления от 02.01.19 г. № 7 утвердил новую Инструкцию о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям экспорта, импорта товаров (далее – Инструкция № 7). Старая Инструкция, утвержденная постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136 (далее – Инструкция № 136), пока не отменена. А новая инструкция начинает действовать с 5 января 2020 года, кроме п. 1–3, которые начнут действовать с 7 февраля 2020 года.

Обратите внимание: в названии новой инструкции слово «контроль» заменено на слово «надзор». Формулировка более мягкая, но изменилась ли суть? Давайте проанализируем, что реально стоит за либеральной вывеской и насколько принципиально новый порядок валютного надзора отличается от ныне действующих мер валютного контроля.

Срок расчетов за экспорт/импорт товаров. Переходящие операции

С 07.02.19 г. предельный срок расчетов по операциям экспорта и импорта товаров составит 365 календарных дней (п. 21 Инструкции № 7). Превысить этот срок разрешается на основании заключения Минэкономразвития (пп. 3 п. 3, п. 4 Инструкции № 7).

Данное ограничение не распространяется на экспорт, импорт товаров (включая незавершенные расчеты по сделке) в незначительном размере, кроме:

дробления операций по экспорту товаров (определение этого «процесса» дано в пп. 5 п. 3 Инструкции № 7);

дробления валютных операций (определение приведено в пп. 2 п. 2 Положения о порядке осуществления уполномоченными банками анализа и проверки документов (информации) о валютных операциях, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 8 (далее – Положение № 8).

Важные новшества! НБУ может устанавливать ограничения по срокам рас­четов не на все, а только на отдельные виды товаров и/или отрасли экономики по пред­ставлению Кабмина (такого сейчас нет) и на операции, сумма которых больше не­которой минимальной суммы. Это позволит вывести из-под контроля мелкие операции.

А вот пеня в размере 0,3 % за нарушение сроков расчетов в инвалюте никуда не делась (она есть сейчас и сохраняется в качестве меры воздействия и в новом Законе от 21.06.18 г. № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях», далее – Закон № 2473). Пеню взимает ГФС по результатам проверки нарушителя-резидента (п. 1, 8 ст. 13 Закона № 2473). Проект постановления КМУ о применении штрафных санкций за валютные нарушения также не обещает никаких послаблений (в настощее время опубликован для обсуждения).

В какие сроки надо закончить расчеты по операциям, не завершенным до 07.02.19 г.?

Ясно, что по состоянию на 07.02.19 г. у отдельных субъектов ВЭД могут остаться незавершенные операции, подпадающие под валютный контроль. Новые предельные сроки расчетов (365 дней) распространяются на незавершенные операции в сфере ВЭД, по которым до 07.02.19 г. не установлено нарушения 180-дневного срока расчетов. То есть дальше такие операции контролируются на соблюдение нового срока расчетов в 365 дней (п. 2, 3 Инструкции № 7). Конечно, с учетом срока, прошедшего до 7 февраля.

К сведению! До 06.02.19 г. банки должны передать контролирующим органам инфор­мацию о выявленных в отчетном месяце фактах нарушения срока расчетов (180 дней) (п. 4 Инструкции № 7, п. 5.9 Инструкции № 136).

Какие операции подпадают под валютный контроль

Отметим, что Инструкции № 7 не присуща детализация мер валютного контроля по каждой валютной операции: многое здесь описано общими формулировками. Видимо, для упрощения. Назовем основные моменты в части валютного контроля ВЭД-операций.

Экспортная операция подпадает под валютный контроль, если оплата не поступила:

на дату таможенного оформления товаров;

на дату выполнения работ, оказания услуг, экспорта прав интеллектуальной собственности, прочих неимущественных прав, предназначенных для продажи.

В общем случае отсчет срока для расчетов начинается на следующий календарный день после даты оформления таможенной декларации (далее – ТД) типа ЕК-10, ЕК-11, акта или другого документа, подтверждающего поставку.

Важное напоминание! На сегодня контроль за поступлением экспортной выручки распространяется только на экспорт продукции и работ. Не контролируется срок поступления выручки от экспорта услуг (кроме транспортных и страховых), прав интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав (ст. 1 Закона от 23.09.94 г. № 185/94-ВР). Но эта норма теряет силу с 07.02.19 г.

Как видим, подход к валютному надзору (по-старому – контролю) принципиально изменился: если раньше из-под контроля выводились отдельные операции (сумма не имела значения), то теперь все наоборот. Контролироваться будут все экспортные операции, не вписывающиеся в незначительный размер (до 150 тыс. грн.), независимо от их характера.

Импортная операция подпадает под валютный контроль, если на дату оплаты товара нет информации:

о ввозе товара в Украину;

о завершении импортной операции без ввоза товара в Украину.

Напомним! Термин «товар» употребляется в значении, которое приведено в ст. 1 За­ко­на от 16.04.91 г. № 959-XII «О внешнеэкономической деятельности». А именно: под то­ва­ром подразумевается любая продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собст­венности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (возмездной передачи).

Это интересно:  Индивидуальный план профессионального развития муниципального служащего

Условия завершения валютного надзора за ВЭД-операцией

Основные условия завершения банком валютного надзора таковы (разд. III Инструкции № 7):

незавершенная операция по экспорту или импорту не превышает незначительного размера – при условии, что банк не заподозрил клиента в дроблении операции в целях выведения ее из-под контроля. Размер незавершенной операции для целей контроля определяется по курсу НБУ на дату последней операции: платежа или поставки, зачета встречных однородных требований;

Как и сейчас, датой поступления инвалютной выручки для целей валютного контроля является дата зачисления инвалюты на текущий валютный счет резидента.

  • по импортной (товарной) операции банк получил информацию из реестра ТД о поставке, оформленной ТД типов ІМ-40 (в тексте Инструкции сказано ГМ-40, но, скорее всего, это опечатка), ІМ-41, ІМ-51, ІМ-72, ІМ-75, ІМ-76 или другим подтверждающим документом, когда по закону не требуется оформления ТД. При импорте работ, услуг, прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав, предназначенных для продажи, документом, подтверждающим поставку, служит акт, счет (инвойс) или другой документ, определенный в ВЭД-контракте.

Как и раньше, в случае пересмотра цены, возврата товаров, порчи товаров, возврата предоплаты и в других случаях возможно уменьшение валютной суммы, подпадающей под контроль (п. 12 Инструкции № 7).

Зачет встречных однородных требований

Общие условия проведения зачета встречных однородных требований не изменились. Они прописаны в п. 5 п. 10 Инструкции № 7 (ранее – в п. 1.11 Инструкции № 136).

Однако действующий сегодня запрет на зачет встречных однородных требований для экспортных операций остался в силе. Никакой либерализации с принятием новых нормативных документов в этом вопросе не произошло. Почему?

НБУ четко указал, что в случае введения такой защитной меры, как обязательная продажа части инвалютных поступлений, банк не может снять с контроля экспортную операцию на основании документов о зачете встречных однородных требований в инвалюте 1-й группы Классификатора № 34 и российских рублях – вне зависимости от суммы операции, а в других валютах – в случае, если общая сумма зачтенных обязательств в рамках одного договора превышает эквивалент 500 тыс. евро по курсу на дату проведения зачета (пп. 5 п. 10 Инструкции № 7). Видимо, НБУ считает, что в результате зачета в таких условиях нивелируется эффект от введения обязательной продажи инвалюты.

Поэтому зачет встречных однородных требований может быть разрешен только после отмены данной защитной меры.

Как осуществляется валютный контроль в случае, если валюта платежа отличается от валюты контракта?

Как известно, цена товара в ВЭД-контракте может быть выражена в любой валюте (так называемая валюта цены). Расплатиться за товар можно также любой валютой, указанной сторонами в контракте (так называемая валюта платежа). Если валюта контракта (валюта цены) не совпадает с валютой платежа, то стороны фиксируют в контракте условия пересчета валюты цены в валюту платежа (так называемый кросс-курс) (п. 2 раздела «Дополнительные рекомендации к типовым платежным условиям внешнеэкономических договоров (контрактов)» приложения 1 к совместному постановлению КМУ и НБУ от 21.06.95 г. № 444). Причем в этом вопросе стороны вправе исходить из собственных коммерческих интересов.

Анализируя подобные контракты, регулятор уже давно обнаружил, что курсы пересчета валют зачастую существенно отличаются от рыночных.

Например, при импорте курс искусственно завышается и происходит необоснованный отток валюты за рубеж (по всей видимости, она уходит к не чужому для импортера контрагенту).

А при экспорте курс пересчета искусственно занижается, из-за чего валютной выручки поступает меньше (так как экспортер не заинтересован в ее обязательной продаже).

Теперь данная проблема урегулирована прямо в нормативном документе – Инструкции № 7. Как и раньше, банк по умолчанию будет использовать тот курс пересчета, который прописан в контракте. Но! Если банк посчитает, что такой способ пересчета приведет к недополучению экспортной выручки (или завышению суммы поставки импортных товаров), то данное правило не сработает. Тогда банк сделает пересчет на дату платежа по курсу НБУ к соответствующей инвалюте – без вариантов, ранее предусмотренных п. 1.5 Инструкции № 136 (п. 17 Инструкции № 7).

Резюме

  • Большинство норм валютного контроля и ограничений в сфере валютного регулирования перекочевало из старых нормативно-правовых актов в новые.
  • Отдельные нормы были обобщены, сокращены. Может, что-то важное и упустили – это покажет время.
  • Некоторые улучшения (действительно значимые) все-таки не изменили общей картины зарегулированности данной сферы, как ни старался регулятор. Ограничений много, и они все те же. Надо полагать, что пока в Украине не наступит экономическая и прочая стабильность, нечего ждать и реальной либерализации валютных правил.

Статья написана по материалам сайтов: tvoedelo.online, www.klerk.ru, buhgalter911.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector