8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Вещевое обеспечение осужденных к лишению свободы

quest7Вещевое довольствие осужденных к лишению свободы включает в себя одежду, обувь, постельное белье и некоторые иные вещи.

В части, касающейся одежды, международные стандарты предусматривает возможность ношения как гражданской одежды, так и специального обмундирования. Для работы на территории пенитенциарного учреждения по необходимости должна предоставляться соответствующая одежда с учетом мер безопасности и характера выполняемого труда. При этом считается совершенно обязательным, чтобы заключенные были должным образом и аккуратно одеты, особенно за пределами мест лишения свободы во время работы, обучения или отпуска.

В российском УИК также говорится о том, что осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий (ч. 2 ст. 99 УИК).

Постельные принадлежности наряду с индивидуальными спальными местами указаны в ч. 2 ст. 99 российского УИК в качестве тех непременных предметов, которые должны предоставляться осужденным к лишению свободы. Они должны быть чистыми в момент выдачи, поддерживаться в исправности и меняться достаточно часто, чтобы обеспечивать их чистоту.

К числу иных вещей осужденных могут быть отнесены, в частности, необходимые для поддержания чистоты и здоровья туалетные принадлежностями, которыми должны снабжаться осужденные.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. ч. 2 ст. 99 УИК дополнена указанием на обеспечение осужденных индивидуальными средствами гигиены, минимум которых включает в себя: мыло, зубную щетку, зубную пасту (зубной порошок), туалетную бумагу, одноразовые бритвы (для мужчин) и средства личной гигиены (для женщин).

Для реализации возможности осужденных покупать дополнительные предметы туалета по своему выбору и другие предметы первой необходимости исправительное учреждение должно располагать магазином, обеспечивающим необходимый ассортимент товаров.

Для хранения личных вещей осужденных исправительное учреждение должно располагать функционально предназначенным для этого отдельным помещением.

В зависимости от источников финансирования меняется и объем вещевого довольствия, которым могут располагать осужденные.

closetest4В рамках бюджетного финансирования нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются Министерством юстиции, а минимальные нормы их материально-бытового обеспечения, включая обеспечение предметами первой необходимости, устанавливаются Правительством РФ. По указанным нормам обеспечиваются предметами первой необходимости за счет государства осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, и осужденные, не получающие пенсии (ч. 3 ст. 99 УИК).

closetest5Действующая минимальная норма материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы утверждена постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г., 12 на основании которого издан соответствующий Приказ Минюста РФ, 13 в приложении к которому фигурируют следующие цифры:

Наименование Единицы измерения Количество на одного человека в месяц
мужчины женщины
Хозяйственное мыло граммов
Туалетное мыло граммов
Зубная паста (порошок) граммов
Зубная щетка (штук на 6 месяцев) штук
closetest12Одноразовая бритва штук
closetest13Средства личной гигиены для женщин штук
Туалетная бумага метров

Дополнительно к данной норме выдается (на одного человека в месяц):

a. осужденным обоих полов, занятым на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, а также больным, находящимся на стационарном лечении в лечебных исправительных учреждениях, 50 г. хозяйственного мыла;

b. осужденным обоих полов, содержащимся в воспитательных колониях, в том числе находящимся на стационарном лечении, 200 г. хозяйственного мыла, а осужденным мужского пола, кроме того, 50 г. туалетного мыла;

c. осужденным обоих полов, размещенным в карантинных отделениях исправительных учреждений, 50 г. хозяйственного мыла. 14

Что касается использования для указанных целей средств заключенных, то нормы их расходования дифференцируются в зависимости от состояния здоровья осужденных, условий их труда и отношения к труду, а также от того, заработаны ли эти средства лично осужденным в период отбывания наказания или имеют иную природу происхождения (т. е. получены по денежным переводам и т. п.).

удержания для возмещения расходов по содержанию осужденных в соответствии с ч. 4 ст. 99 УИК, производимые из заработной платы, пенсий или иных доходов осужденных к лишению свободы; 15 не могут покрывать расходов хотя бы уже потому, что ч. 3 ст. 107 УИК предусматривает так называемый гарантированный минимум месячного заработка, пенсии или иных доходов осужденных который независимо от всех перечисленных обязательств осужденного и каких-либо других условий должен зачисляться на его лицевой счет.

Осужденные, не имеющие заработка, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости по нормам, устанавливаемым Правительством РФ, за счет федерального бюджета. За счет заработанных средств осужденные могут быть обеспечены дополнительным питанием и им могут быть улучшены условия содержания. Порядок предоставления указанных льгот устанавливается Министерством юстиции РФ. 16

opentest7За счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий и социальных пособий осужденные к лишению свободы могут приобретать предметы первой необходимости без ограничения (ч. 1 ст. 88 УИК).

Размер иных средств, разрешенных для расходования осужденными, устанавливается ст. 121, 123, 125, 131 и 133 УИК. В случае, когда разрешенные средства не израсходованы в текущем месяце, осужденные могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на неизрасходованную сумму в последующие месяцы (ч. 3 ст. 88 УИК).

Осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органы государственной власти субъектов РФ вправе повышать размер средств, разрешенных для расходования, в пределах установленного минимального размера оплаты труда с учетом надбавок, предусмотренных законодательством РФ (ч. 4 ст. 88 УИК).

Без ограничения приобретать предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на лицевых счетах, могут лишь осужденные беременные женщины и женщины, имеющие при себе детей, осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, а также осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях (ч. 5 и 6 ст. 88 УИК). Кроме того, за счет собственных средств любые осужденные могут дополнительно приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную (ч. 7 ст. 99 УИК)

ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕЩЕВЫМ ДОВОЛЬСТВИЕМ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, И ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ

1. Вещевое довольствие, изготовленное по утвержденной нормативно-технической документации, выдается осужденным к лишению свободы и лицам, содержащимся в следственных изоляторах, в готовом виде.

2. Сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента фактической выдачи. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету. Все предметы инвентарного пользования подлежат клеймению в установленном порядке.

3. В случае преждевременного износа одежды и обуви или утраты вещевого довольствия осужденными к лишению свободы и лицами, содержащимися в следственных изоляторах, новые предметы выдаются им по распоряжению руководителя учреждения на основании их письменных заявлений. С согласия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, им могут выдаваться бывшие в употреблении предметы одежды, пригодные к дальнейшей эксплуатации, с возмещением их остаточной стоимости.

4. При перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенности по утвержденным нормам снабжения.

5. Осужденные к лишению свободы, переводимые из воспитательных колоний в исправительные колонии, обеспечиваются комплектом одежды и обуви по сезону с учетом предметов, находящихся у них в пользовании.

6. Осужденные к лишению свободы, освобожденные из исправительных учреждений, могут убывать в выданной им одежде и обуви, находящихся у них в носке. Несовершеннолетние осужденные, не имеющие родителей, утратившие связь с родителями (лицами, их заменяющими), при освобождении обеспечиваются вещевым имуществом по сезону по установленным нормам.

7. В случае, когда нормами снабжения предусмотрена выдача нескольких (одних и тех же) предметов вещевого довольствия, количество их разового отпуска определяется руководством учреждения уголовно-исполнительной системы в зависимости от оставшегося срока отбывания наказания осужденными и других условий.

8. Подменный фонд необходимого вещевого довольствия создается за счет его бережного, экономного содержания и своевременного ремонта.

9. Переходящий запас вещевого довольствия предусматривается в размере до 30 процентов годового расхода.

10. Вновь введенные предметы одежды, обуви, постельных принадлежностей и мягкого инвентаря выдаются по мере их поступления после полного израсходования запасов аналогичных предметов вещевого имущества прежней конструкции.

ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 января 2014 г. N 6 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ ПРИ СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур приказываю:

1.2. При проверках в исправительных и воспитательных колониях, тюрьмах, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, транзитно-пересыльных пунктах при исправительных учреждениях и следственных изоляторах, дисциплинарных и других воинских частях, на гауптвахтах не оставлять без внимания факты использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения администрациями указанных учреждений, должностными лицами дисциплинарных и других войной частей, гауптвахт, сотрудниками отделов специального назначения территориальных органов уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и оружия; незаконного водворения в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, одиночные камеры, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, гауптвахты дисциплинарных воинских частей, перевода в строгие условия содержания; незаконного применения мер поощрения; неоказания медицинской помощи; ненадлежащего материально-бытового обеспечения; воспрепятствования подозреваемым, обвиняемым и осужденным в обжаловании действий и решений должностных лиц, нарушивших их права.

1.3. Добиваться неукоснительного соблюдения установленного законом порядка исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающего охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, выполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Практиковать проведение проверок следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, исправительных и лечебно-профилактических учреждений, транзитно-пересыльных пунктов при исправительных учреждениях и следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частей в нерабочее время, при производстве в них в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством обысков и досмотров с участием сотрудников администрации и отделов специального назначения территориальных органов уголовно-исполнительной системы.

Исходить из того, что предусмотренная Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации обязанность осужденных трудиться неразрывно связана с обязанностью администрации исправительных учреждений привлекать осужденных к общественно полезному труду в соответствии с нормами уголовно-исполнительного и трудового законодательства.

Проверять соответствие отчетных показателей вывода осужденных на работу фактическому положению дел, исключить привлечение их к неоплачиваемым работам сверх установленного законом времени.

Пресекать случаи предоставления подозреваемым, обвиняемым и осужденным не предусмотренных законом льгот, передачи им полномочий администрации.

В ходе проверок проводить личный прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

1.5. По каждому случаю смерти лиц, содержащихся в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах, помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, дисциплинарных воинских частях, на гауптвахтах, организовывать проведение проверки обстоятельств их смерти, причин и условий, способствовавших этому.

1.7. Обеспечить надзор за осуществлением территориальными органами уголовно-исполнительной системы и функционирующими на их территории медико-санитарными частями ФСИН России ведомственного контроля за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей в соответствии с Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и статьей 21 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

1.8. Регулярно проверять исполнение требований закона при применении к осужденным условно-досрочного освобождения, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождении в связи с тяжелой болезнью, изменении вида исправительного учреждения и условий отбывания наказания осужденными, их переводе из одного исправительного учреждения в другое.

1.9. Обеспечить надзор за исполнением администрациями учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов, воинскими должностными лицами требований Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и взаимодействие с общественными наблюдательными комиссиями.

1.10. Проводить регулярные проверки соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, заключенных под стражу и осужденных при их направлении соответственно к месту производства следственных действий, отбывании наказания и перемещении из одного места отбывания наказания в другое под конвоем сотрудников специальных подразделений уголовно-исполнительной системы железнодорожным, воздушным, автомобильным и водным транспортом.

1.12. Работу с обращениями подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также иных граждан подчинить задачам охраны их прав и законных интересов, укрепления законности при содержании под стражей и исполнении уголовных наказаний.

При рассмотрении обращений решительно изживать проявления бюрократизма и волокиты.

С учетом требований национального законодательства, а также международных стандартов и практики Европейского Суда по правам человека по каждому обращению подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в том числе поступивших из указанного суда, проводить тщательную всестороннюю проверку, в случаях необходимости — с участием заявителя, предоставив ему возможность знакомиться и комментировать информацию на изложенные в обращении доводы, данную лицами, чьи действия (бездействие) им обжалуются.

1.14. Не реже одного раза в полугодие анализировать и обобщать состояние законности и прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний, а также содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений под стражей в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, на гауптвахтах; работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан в данной сфере деятельности, качество внесенных подчиненными прокурорами актов реагирования и результаты их рассмотрения.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам:

2.1. В соответствии с компетенцией не реже одного раза в квартал лично проводить проверки исполнения законов администрациями следственных изоляторов или исправительных и лечебно-профилактических учреждений, командованием дисциплинарных воинских частей. Справки о результатах проверок с приложением актов прокурорского реагирования представлять в управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главную военную прокуратуру не позднее 10 числа месяца, следующего за последним месяцем квартала, в котором проводилась проверка.

2.2. Обеспечить проведение заместителями прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненными к ним военными прокурорами, курирующими вопросы надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, проверок учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с указанной в абзаце первом данного пункта периодичностью, подчиненными прокурорами проверок исправительных и лечебно-профилактических учреждений, дисциплинарных воинских частей — не реже одного раза в месяц, а учреждений, расположенных в труднодоступных местностях, — не реже одного раза в квартал. Контролировать качество проводимых проверок, при необходимости их результаты обсуждать на оперативных совещаниях и заседаниях коллегий.

2.5. Вопросы, связанные с обеспечением законности в следственных изоляторах, помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, дисциплинарных воинских частях, на гауптвахтах и с состоянием прокурорского надзора, обсуждать на заседаниях коллегий, оперативных и координационных совещаниях.

Для обеспечения гласности в работе прокуратур поддерживать деловые связи со средствами массовой информации; использовать возможности общественных наблюдательных комиссий, общественных организаций, занимающихся проблемами исполнения наказаний, для пропаганды правовых знаний, укрепления законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, дисциплинарных воинских частях, на гауптвахтах.

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


курсовая работа Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.04.2012. Год: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru:

Это интересно:  Перевод на другую работу по инициативе работодателя


Федеральное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кузбасский институт
Федеральной службы исполнения наказаний»

Кафедра: Уголовно-исполнительного права и криминологии

Курсовая работа по дисциплине «Уголовно-исполнительное право»
Тема: Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы.

Выполнил: Кокорин К.О.

Введение
Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы является одной из основных гарантий конституционных прав личности. Материально-бытовое обеспечение осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, охватывает основные направления деятельности администрации исправительных учреждений: жилищно-коммунальное обслуживание, организация питания, организация вещевого довольствия осужденных и другие виды деятельности администрации исправительного учреждения по организации материально- бытового обеспечения осужденных.
Данная тема является актуальной в связи с тем, что обеспечение осужденных необходимым материально- бытовым фактором является одним из наиболее ответственных видов деятельности персонала исправительного учреждения за организацию которого отвечают службы хозяйственного и коммунально-бытового обеспечения, а также в целях организации материально-бытового обеспечения осужденных в учреждениях УИС России, отвечающего нормам отечественного уголовно-исполнительного права, и приведение его в соответствие международным и европейским стандартам, является важнейшим элементом всей деятельности УИС и требует глубокого научного осмысления.
В международно-правовых актах рассматриваются микросоциальные условия, обеспечивающие нормальное существование человека в микросреде. Микросоциальные условия осужденных влияют на их исправление и выступают материальным условием их исправления, они должны быть приближены к условиям жизни на свободе.
Целью данной работы является раскрытие понятия и значения материально-бытового обеспечения, а также проблем и путей их решения в свете реформирования уголовно-исполнительной системы.
Из вышеуказанного вытекает ряд следующих задач:
– изучить понятие материально- бытового обеспечения осужденных в России, уточнить их значение;
– выявить основные характеристики и отличительные признаки материально-бытового обеспечения;
– рассмотреть виды материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы и провести их сравнительную характеристику;
– охарактеризовать проблемы законодательства Российской Федерации в области материально- бытового обеспечения осужденных к лишению свободы;
– сформулировать рекомендации по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях функционирования материально- бытового обеспечения осужденных к лишению свободы;
Степень разработанности тематики обуславливается правовым регулированием материально-бытового обеспечения осужденных в учреждениях УИС России такими учеными, как М.Н. Гернет, М.Г. Детков, В.О.Ключевский, Н.А. Стручков, А.И. Зубков, Ю.И. Калинин, В.Д. Сысоев, В.Г. Тимофеев, В.И. Дорохин, Н.К. Дорофеев, К.С. Раскин, М.В. Праводелов, В.Г. Швыдкий, А.И. Ладжун, В.Я. Теплое, В.Н. Чорный, И.Г. Константинов, ЮЛ. Лобзов, Д.М. Мурзин, И.И. Добросердова, Б.С. Силин, Г.Д. Долженкова, С.А. Борсученко, В.М. Морозов, В.А. Пантелеев, В.А. Ильин и др.
Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы — одна из основных гарантий конституционных прав личности. Регламентируя удовлетворение потребностей осужденных, законодательство регулирует деятельность администрации по обеспечению в условиях лишения свободы основополагающих прав личности на жизнь, охрану здоровья, человеческое достоинство и др. Гарантиями реализации данных прав являются обеспечение осужденных одеждой, питанием (в соответствии с медицинскими требованиями), жильем, социальными пособиями и т. п.
Проблема микросоциальных условий отбывания осужденными наказаний с изоляцией от общества в российской пенитенциарной науке была актуальной во все времена. Так, профессор И.Я. Фойницкий еще в XIX в. отмечал: «Степень карательных лишений определяется судебным приговором; назначая лишение свободы, суд тем самым постановляет, что всякое другое лишение, более тяжкое, не должно иметь места; поэтому тюрьма, устроенная так, что заключение в ней расстраивает здоровье арестанта и даже убивает его, совершенно нелегальна. Отсюда открывается необходимость применения тюрьмой таких мер, которые бы предупреждали наступление вреда здоровью, не имевшегося в виду при постановке судебного приговора; совокупность их образует понятие тюремной гигиены».
Структура курсовой работы определена в соответствии с поставленными целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, основная часть работы состоит из двух глав, в заключении делаются общие выводы о результатах проведенного в курсовой работе исследования. К курсовой работе прилагается список источников и литературы, использованных при подготовке и написании курсовой работы.
Глава 1. Понятие и значение материально-бытового обеспечения осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы.
Традиционно в российском уголовно-исполнительном законодательстве употребляется понятие «материально-бытовое обеспечение осужденных», которое предполагает осуществление определенных направлений деятельности соответствующими частями и службами учреждений, исполняющих уголовные наказания. В.Г. Швыдкий в содержании материально-бытового обеспечения осужденных выделяет следующие организационно-правовые элементы: комплекс мер по организации питания и вещевого довольствия, жилищно-коммунальное обслуживание, ремонт жилья, бытовых помещений, одежды, обуви и другие многообразные виды деятельности администрации исправительных учреждений, которые существенно разнятся по функциональной направленности, правовой природе, отличаются по интенсивности и значению в достижении задач, стоящих перед уголовным наказанием 1 . В зарубежных государствах и международных стандартах данная сфера деятельности администрации именуется микросоциальными условиями отбывания наказания, обеспечивающими нормальное существование человека в местах лишения свободы.
Значимость микросоциальных условий в человеческой жизни получила широкое освещение в российской дореволюционной философии и правовой науке. В начале XIX в. русский философ B.C. Соловьев отмечал: «Для того чтобы человек чувствовал себя человеком, есть определенный минимум материальных условий его существования, позволяющих жить в обстановке, не унижающей его достоинство» 2 . Этот минимум должен обеспечиваться в любой сфере человеческой жизни, в том числе в местах лишения свободы. Еще более существенная характеристика значимости микросоциальных условий человеческой жизни приведена в работах П. И. Новгородцева. Такие условия он считал основой безопасного существования личности. Причем государство особым образом должно заботиться о создании необходимых условий жизни тем людям, которые ограничены в свободе действий, страдают от экономической зависимости, неблагоприятных обстоятельств и т. п.
Таким образом, теоретические источники и международные правовые стандарты в сфере исполнения уголовных наказаний придают существенное значение условиям отбывания наказания в виде лишения свободы, рассматривая их в качестве комплексной гарантии достойной человеческой жизни. Следует также согласиться с мнением о том, что уровень цивилизованности этих условий не должен отставать от уровня цивилизованности страны, чтобы не вызвать нарушений правопорядка в исправительных учреждениях и отвыкания осужденных от жизни на свободе, которое способствует рецидиву после освобождения от отбытия наказания 3 .
Микросоциальные условия содержания осужденных в исправительных учреждениях непосредственно влияют на их исправление и выступают материальным условием уголовно-исполнительного процесса. Общеизвестно, что материальные условия жизни осужденных могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на достижение целей, стоящих перед уголовным наказанием. Они являются объективными детерминантами поведения осужденных, поскольку по своему характеру и содержанию могут либо «очеловечить» личность, создавая таким образом прочную основу для применения средств исправления, либо вызывать озлобление, подготавливая почву для противодействия режимным и иным законным требованиям администрации исправительных учреждений.
Обеспечение осужденных надлежащими жилищными и бытовыми условиями (коммунальными услугами, питанием, вещевым довольствием и т.п.) играет значительную роль в их исправлении. Хорошо налаженный быт прививает осужденным положительные привычки и навыки, приучает их к порядку и дисциплине. И наоборот, отсутствие должного внимания к этим вопросам может привести к нарушениям режима отбывания наказания, групповым неповиновениям, массовым беспорядкам, захвату заложников из числа персонала ИУ и т. п.
В содержание микросоциальных условий жизни осужденных наряду с обеспечением жильем, питанием, вещевым довольствием, коммунально-бытовыми услугами входит также их социальное обеспечении. Длительное время (в период действия исправительно-трудового законодательства) политика социального обеспечения не распространялась на осужденных — закон не регламентировал выплаты по нетрудоспособности, беременности, достижении пенсионного возраста, что, безусловно, не соответствовало международно-правовым стандартам.
В настоящее время расширяется сотрудничество государств по вопросам исполнения уголовных наказаний и обращения с заключенными. Осужденные стали особым объектом социальной политики как одна из наименее защищенных групп населения. Непременным является требование о том, что государства должны организовывать материально-бытовое и медицинское обеспечение осужденных в местах лишения свободы в соответствии с международными соглашениями и рекомендациями Организации Объединенных Наций в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. В частности, Всеобщая декларация прав человека (принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) в рамках рекомендательных норм определяет, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам 4 . Применительно к осужденным данные положения более детально конкретизированы в Минимальных стандартных правилах ООН по обращению с заключенными (1995), а также в Европейских пенитенциарных правилах, где установлены основные направления социальной политики в отношении этой категории лиц.
Обязательным требованием международных правовых стандартов является осуществление в пенитенциарных учреждениях мероприятий, направленных на оказание осужденным социальной и медицинской помощи, организацию необходимых материальных условий отбывания наказания. Международные стандарты в сфере исполнения уголовных наказаний рассматривают личность осужденного к лишению свободы в социальном плане, то есть с позиций обеспечения ее естественных потребностей посредством проведения соответствующей государственной социальной политики. Следует заметить, что в большинстве европейских стран весьма осторожно применяют такой вид наказания, как лишение свободы (оно практически не назначается за преступления небольшой и средней тяжести), справедливо полагая, что изоляция человека от общества не способствует его исправлению.
В российском уголовно-исполнительном законодательстве предусмотрено несколько форм социального обеспечения осужденных 5 :
обязательное государственное социальное страхование;
обеспечение осужденных женщин пособиями по беременности (ст. 98 УИК РФ);
пенсионное обеспечение;
социальная помощь;
социальная работа.
Однако многие положения социальной политики государства в отношении осужденных в силу экономических и организационных проблем реализованы не полностью. В частности, вне сферы правового регулирования остаются бытовое и трудовое устройство осужденных после освобождения, ресоциализационные мероприятия и т. д.
Правовое регулирование материально- бытового обеспечения осужденных осуществляется по следующим направлениям:
1) создание необходимых жилищных и коммунально-бытовых условий;
2) обеспечение питанием;
3) вещевое обеспечение;
4) организация функционирования торговой сети и иных источников дополнительного материально-бытового обеспечения.
Три первых направления представляют собой основные источники материально-бытового обеспечения. Четвертое составляют: торговое обслуживание; получение осужденными переводов, пенсий, посылок, передач, бандеролей; свидания осужденных; материальные меры поощрения; дополнительное материальное обеспечение для некоторых категорий лиц (инвалиды, несовершеннолетние, беременные женщины); дополнительное приобретение осужденными за свои средства одежды, питания и др.
Закон определяет два вида источников, которые идут на возмещение осужденными стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых услуг: их заработная плата либо получаемая ими пенсия (ч. 4 ст. 99 УИК РФ). При этом стоимость специального питания и спецодежды не удерживается. С осужденных, уклоняющихся от работы, расходы, связанные с их питанием, одеждой и затратами на коммунально-бытовые услуги, удерживаются из денежных средств, имеющихся на их лицевых счетах.
Оплата стоимости питания, вещевого имущества и коммунально-бытовых услуг осуществляется ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. Не оплаченная осужденными стоимость питания, одежды и коммунально-бытовых услуг учитывается как задолженность, которая при их освобождении списывается.
Законодательство в ч. 5 ст. 99 УИК РФ устанавливает ряд категорий осужденных, которые пользуются льготами по материально-бытовому обеспечению. Так, питание и одежда предоставляются бесплатно осужденным: освобожденным от работы по болезни; беременным женщинам и кормящим матерям на период освобождения от работы; содержащимся в воспитательных колониях; являющимся инвалидами 1 -й и 2-й группы; мужчинам старше 60 и женщинам старше 55 лет.
Материально-бытовое обеспечение осужденных включает в себя комплекс организационных мероприятий, проводимых на основе действующего законодательства и направленных на создание условий для обеспечения их нормальной жизнедеятельности. Основными задачами службы материально-бытового обеспечения осужденных являются:
— ремонт и строительство объектов жилищного, коммунально- бытового, торгового, культурно-просветительного назначения;
— контроль за соблюдением норм жилых, коммунально-бытовых помещений и вещевого довольствия;
— содержание в должном техническом состоянии объектов ИУ;
— обеспечение нормальной деятельности банно-прачечных блоков, парикмахерских, пошивочных, сушилок, столовых;
— организация питания в соответствии с рекомендациями, учитывающими потребности человека в определенном количестве калорий;
— организация продовольственного и вещевого довольствия, торговли, обеспечение осужденных коммунально-бытовым инвентарем;
— комплектование отделов (групп) интендантского и хозяйственного обеспечения квалифицированными сотрудниками;
— руководство санитарно- бытовыми секциями, а также секциями общественного питания.

Глава 2. Жилищные условия и коммунально-бытовое обеспечение осужденных в исправительных учреждениях, а также организация питания, торгового обслуживания и другие виды обеспечения осужденных, лишенных свободы.
2.1. Жилищные условия и коммунально-бытовое обеспечение осужденных в исправительных учреждениях.
Жилищные условия и коммунально-бытовое обеспечение осужденных в исправительных учреждениях являются важной гарантией соблюдения естественных прав личности в условиях изоляции от общества. На это обстоятельство обращается внимание в большинстве международных правовых актов в сфере обращения с правонарушителями и исполнения уголовных наказаний. В частности, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными указывают: все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, прежде всего кубатуру этих помещений, минимальную их площадь, освещение, отопление и вентиляцию.
В помещениях, где живут и работают заключенные, окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы они могли читать и работать при дневном свете, и быть сконструированы так, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха, независимо от того, существует или нет искусственная система вентиляции; искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения. Аналогичные положения нашли закрепление и в Европейских пенитенциарных правилах 6 .
Стандарты устанавливают лишь основные исходные положения в сфере коммунально- бытового обеспечения осужденных. Это тот минимум, от которого не должны отходить государства, формируя национальное уголовно-исполнительное законодательство. Жилищное и коммунально-бытовое обеспечение осужденных в исправительных учреждениях, а также в следственных изоляторах (СИЗО) УИС России — одна из наиболее сложных задач, требующих длительного поэтапного разрешения.
Создание для осужденных в исправительных учреждениях необходимых жилищных условий позволяет реализовать их конституционное право на жилище (ст. 40 Конституции РФ), но с поправками и ограничениями, определенными уголовно-исполнительным законодательством. Основания ограничений прав и свобод устанавливаются в ст: 55 Конституции РФ, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Такие ограничения затрагивают санитарные нормы жилой площади для осужденных по сравнению с нормами, предоставляемыми гражданам в Российской Федерации.
Статьи 121,123,125,128,133 УИК РФ устанавливают, что осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных и воспитательных колониях, проживают в общежитиях. Нормы жилой площади на одного осужденного определены Уголовно-исполнительным кодексом РФ: в исправительных колониях — 2 м 2 ; в тюрьмах — 2,5 м 2 ; колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, — 3 м 2 ; воспитательных колониях -3,5 м 2 ; лечебных исправительных учреждениях — 3 м 2 ; лечебно-профилактических учреждениях -5 м 2 (ст. 99 УИК РФ).
Увеличение норм жилой площади для осужденных в колониях для несовершеннолетних и осужденных женщин, а также в лечебных и лечебно-профилактических учреждениях объясняется необходимостью создания улучшенных условий для данных категорий осужденных, что обусловлено различными факторами: потребностью в обеспечении физиологического развития несовершеннолетних, поддержании репродуктивной социальной функции; гуманностью уголовно-исполнительного законодательства по отношению к больным осужденным; медицинскими требованиями к помещениям лечебных учреждений и др.
Осужденные к лишению свободы размещаются в исправительных учреждениях в обычных жилых помещениях (общежитиях) или камерах. Порядок их оборудования, а также нормы положенности инвентаря устанавливаются Инструкцией об общих требованиях к оборудованию ИК, и Положением об отряде осужденных исправительных колоний 7 .
К жилым помещениям, где проживают осужденные, предъявляются строгие санитарно-гигиенические требования. В частности, такие помещения должны быть сухими, иметь вентиляцию, естественное и электрическое освещение, соответствующий инвентарь (столы, табуреты, тумбочки, вешалки для одежды). В холодное время года температура в жилых помещениях должна поддерживаться на уровне 18-20°С.
Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям для проживания осужденных, не относятся к сфере уголовно- исполнительного законодательства, они устанавливаются на общих основаниях, закрепленных в нормативных актах, регламентирующих данную сферу в Российской Федерации, в частности в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г.), Санитарно-эпидемиологических требованиях к жилым зданиям и помещениям, утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 15 декабря 2000 г. Поскольку уголовно-исполнительная система функционирует в специфических условиях, то реализация положений указанных нормативных актов осуществляется органами санитарно-эпидемиологического надзора УИС на основании приказа Минюста России от 17 июля 2001 г. № 218 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
Помещения общежитий должны быть радиофицированы, обеспечены мебелью и инвентарем по установленным нормам (кровати металлические одноярусные или двухъярусные — по числу осужденных, прикроватные тумбочки — одна на двух осужденных, столы, скамейки или табуретки, настенный шкаф для хранения продуктов питания, бачок для питьевой воды с кружкой и т. д.). Каждому осужденному предоставляется индивидуальное спальное место, выдаются постельные принадлежности (две простыни, наволочка, полотенце, подушка, одеяло, матрац).
В Правилах внутреннего распорядка ИУ установлена обязанность осужденных содержать в чистоте жилые и служебные помещения, рабочие места, хранить продукты питания и предметы первой необходимости в специально оборудованных местах и помещениях.
Коммунально-бытовое обслуживание осужденных наряду с созданием условий для их проживания предполагает иные направления деятельности администрации, которые включают в себя: холодное (в колониях для осужденных женщин и лечебных учреждениях также горячее) водоснабжение; обслуживание канализационной сети, отвечающей требованиям охраны окружающей среды, санитарии и гигиены; энергоснабжение; эксплуатацию инженерных сетей, обеспечивающих жизнедеятельность исправительной колонии.
Все объекты и территория ИУ обеспечиваются водоснабжением и водоотведением с выполнением экологических требований. Эксплуатация инженерных сетей и оборудования коммунальных установок осуществляется отделом (группой) интендантского и хозяйственного обеспечения учреждения.
Совершенно справедливо некоторые авторы предлагают рассматривать коммунально- бытовое обеспечение осужденных в качестве организационно-правового комплекса, в который входят:
— создание необходимых жилищных условий для размещения осужденных, а также создание и развитие всей инфраструктуры зданий и сооружений коммунально- бытового, культурно-массового и спортивного назначения;
— обеспечение зданий и помещений жилой зоны учреждений мебелью, хозяйственным инвентарем и другими видами бытового имущества;
— организацию эффективной системы технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений;
— обеспечение зданий и сооружений учреждений водо-, энерго- и теплоснабжением, а также поддержание инженерно-технических сетей в исправном состоянии;
— организацию регулярной помывки осужденных в бане;
— парикмахерское обслуживание;
— обеспечение своевременной сушки, стирки, чистки, глажения и ремонта нательного белья и постельных принадлежностей, одежды и обуви 8 .
Уголовно-исполнительный кодекс РФ лишь в общих чертах регулирует коммунально-бытовое обеспечение осужденных в исправительных учреждениях, определяя, что минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 99 УИК РФ). В подзаконных нормативных актах федерального уровня указаны минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных,что не мешает в исправительных учреждениях субъектов Федерации устанавливать более высокие нормы материально-бытового обеспечения. Это вытекает из содержания ст. 99 УИК РФ. Кроме того, согласно ч. 7 ст. 99 УИК РФ осужденные могут самостоятельно улучшить свое материально-бытовое положение за счет собственных средств (например, оплатить дополнительные коммунальные услуги).
Регулирование всех форм коммунально-бытового обеспечения осужденных осуществляется нормативными актами, не относящимися к уголовно-исполнительному законодательству. В своем большинстве они содержат технические нормы, регламентирующие нормативы расходов горячей и холодной воды, п
и т.д.

Это интересно:  Как отозвать заявку на сбербанк аст

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

«Методическое пособие по вопросам учета материально-бытового обеспечения жизнедеятельности осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» (утв. Минюстом России 09.01.2002 N 18/54-18)

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

9 января 2002 г. N 18/54-18

ПО ВОПРОСАМ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ И ЛИЦ,

СОДЕРЖАЩИХСЯ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ

I. Учет материально-бытового обеспечения осужденных

к лишению свободы и лиц, содержащихся

в следственных изоляторах

1. Вещевое обеспечение

1.1. В соответствии со ст. 99 УИК РФ осужденные к лишению свободы обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий. Осужденным предоставляются спальные места и постельные принадлежности. Нормы вещевого довольствия и нормы снабжения постельными принадлежностями осужденных, отбывающих наказание, а также порядок их применения утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 113.

Сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента фактической выдачи. Последующая выдача вещевого довольствия производится по мере необходимости, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Все предметы инвентарного пользования подлежат клеймению в установленном порядке.

1.2. Учет выданного спецконтингенту вещевого имущества и постельных принадлежностей осуществляется в соответствии с приказом МВД СССР от 9 июля 1987 г. N 138. Основным документом учета вещевого имущества и постельных принадлежностей является лицевой счет. На каждом лицевом счете должна быть фотокарточка и образец личной подписи лица, удостоверенные начальником отряда.

Оформление лицевых счетов возлагается на бухгалтера учреждения. На лицевых счетах инвалидов I и II группы и лиц, содержащихся в ВК, в правом верхнем углу проставляется штамп «Бесплатно». Одновременно при оформлении выдачи вещевого имущества бухгалтер проставляет стоимость выданных предметов и их общую сумму.

Повторная выдача вещевого имущества разрешается начальником учреждения по письменному заявлению осужденного, подозреваемого и обвиняемого. По окончании выдачи имущества заведующий вещевым складом и бухгалтер подсчитывают итоги в раздаточной ведомости. Ведомость является основанием для списания вещевого имущества с подотчета заведующего складом. Данные ведомости используются бухгалтером для разноски в лицевые счета осужденных, подозреваемых и обвиняемых в суммовом выражении. Сводный учет движения вещевого имущества в носке осуществляется в сальдовой ведомости. На лиц, подлежащих этапированию, специальная часть не позднее чем за сутки передает главному бухгалтеру подразделения поименный список с указанием места направления этапа. Начальник учреждения обеспечивает сдачу ими постельных принадлежностей.

1.3. Сумма задолженности за вещевое имущество, выданное за плату, и стоимость несданных постельных принадлежностей выбывших лиц указываются в ведомости, которая составляется в двух экземплярах, подписывается начальником учреждения, главным бухгалтером и кладовщиком.

Первый экземпляр ведомости вкладывается в личное дело этапируемого или высылается почтой. Подразделение-получатель подтверждает поступление ведомости в отрывном талоне-подтверждении, который высылается подразделению-отправителю. Второй экземпляр ведомости с полученным подтверждением является основанием для подразделения-отправителя на списание с учета стоимости этого вещевого имущества.

Подразделение-получатель в соответствии с поступившей ведомостью открывает лицевые счета.

1.4. При освобождении лиц постельные принадлежности, а также предметы вещевого имущества, оплаченные частично, сдаются на склад и приходуются по цене возможного использования.

При наличии средств на лицевом счете освобождаемого лица непогашенная задолженность за вещевое имущество, приобретенное ранее за плату, а также стоимость несданных предметов постельного белья подлежат удержанию в бесспорном порядке. При отсутствии средств на лицевом счете остаток задолженности за вещевое имущество и стоимость несданного постельного белья списываются за счет средств учреждения по акту.

1.5. Контроль за правильностью учета и сохранностью личных денег, ценностей, вещей и вещевого имущества возлагается на начальника учреждения и главного бухгалтера. Чтобы обеспечить контроль за своевременным перечислением личных денег, возвратом ценностей и вещей выбывшим из учреждения владельцам, бухгалтер обязан ежемесячно проводить сверку выбывших лиц из учреждения через специальную часть, для чего составляется список, который докладывается начальнику учреждения для принятия мер к розыску.

2. Организация питания

2.1. Нормы питания осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Минюста России, объявлены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2001 г. N 136. Осужденные, занятые на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, к минимальной норме питания получают дополнительное питание. Осужденным к лишению свободы, занятым на работах, которые действующим законодательством отнесены к работам с вредными и особо вредными условиями труда, предусмотрена выдача 500 граммов молока или лечебно-профилактическое питание. Выдача лечебно-профилактического питания и молока производится только в дни работы за счет средств производственных предприятий. Несовершеннолетним, содержащимся в следственных изоляторах, дополнительно выдается на одного человека в сутки: 15 граммов коровьего масла и 10 граммов сахара.

2.2. По норме сухого пайка обеспечиваются: осужденные к лишению свободы, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений при конвоировании в исправительные учреждения и следственные изоляторы; осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы. Сухой паек выдается при следовании к месту назначения не более трех суток. При следовании к месту назначения свыше трех суток осужденные обеспечиваются горячим питанием. Освобождаемым лицам взамен сухого пайка могут выдаваться деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости минимальной нормы питания осужденных за предшествующий освобождению месяц.

2.3. В приложении N 5 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2001 г. N 136 приведены нормы замены продуктов питания при выдаче продовольственных пайков.

2.4. Администрация учреждений обязана осуществлять строгий контроль за правильностью применения норм питания. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм.

3. Материально-бытовое обеспечение

3.1. Приказом МВД России от 18 декабря 1995 г. N 484 утверждены номенклатура, нормы положенности и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества). Имущество, находящееся в учреждениях УИС, независимо от времени получения, подлежит учету по срокам эксплуатации. При выдаче имущества со склада в пользование учреждение ставит на каждый полученный предмет надпись (клеймо) с указанием времени выдачи в пользование (месяц, год) и наименования учреждения. В каждом помещении составляется и вывешивается опись имущества с указанием ответственного лица.

3.2. Инвентарные предметы, сроки эксплуатации которых истекли, но по своему качественному состоянию годные для дальнейшего использования, с учета не списываются и находятся в эксплуатации до полного износа.

3.4. Имущество, выслужившее срок эксплуатации и пришедшее в негодное состояние, списывается с учета по актам на списание мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода. Списанные предметы разбираются, годные детали используются как ремонтный материал, негодные металлические детали списываются в металлолом, стеклянные уничтожаются, деревянные приходуются как дрова, ткани используются как ветошь.

3.5. Нормы отпуска мыла и моющих средств для исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Минюста России утверждены приказом МВД СССР от 14 декабря 1973 г. N 345, приказом Минюста России от 4 мая 2001 г. N 136.

3.6. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых» администрация СИЗО может оказывать подозреваемым и обвиняемым при наличии соответствующих условий дополнительные платные бытовые и медико-санитарные услуги. Для получения дополнительной платной услуги подозреваемый или обвиняемый пишет заявление на имя начальника СИЗО с просьбой снять деньги с его лицевого счета. Ответственный сотрудник СИЗО проверяет наличие соответствующей суммы денег на лицевом счете и делает отметку на заявлении, после чего начальник СИЗО принимает решение по существу просьбы.

3.7. Во исполнение указания ГУИН Минюста России от 26 июня 2001 г. N 18/6/2-363 с целью экономии бюджетных ассигнований на коммунальные услуги руководству учреждений необходимо принимать исчерпывающие меры по всемерной экономии энергоресурсов, а также возмещению их стоимости при оказании платных услуг (пользование электроприборами).

II. Труд осужденных к лишению свободы. Оплата труда

4. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы

4.1. В соответствии со ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.

4.2. Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Приказом МВД России от 14 декабря 1992 г. N 453 утверждена Инструкция об условиях и оплате труда лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

4.3. Время работы осужденных в местах лишения свободы включается в общий трудовой стаж для начисления пенсий начиная с 1 сентября 1992 года. Учет времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж, возлагается на администрацию учреждения.

Труд осужденных оплачивается в соответствии с его количеством и качеством по действующим в соответствующих отраслях народного хозяйства тарифным ставкам и окладам.

4.4. В соответствии со ст. 105 УИК РФ месячный заработок осужденных, выполняющих нормы выработки или установленные задания, не может быть ниже установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Системами оплаты труда могут быть как сдельная, так и повременная.

5. Удержания из заработной платы осужденных

5.1. Из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию.

Приказом МВД России от 14 декабря 1992 г. N 453 определен порядок удержания из заработной платы осужденных в следующей очередности:

а) подоходный налог;

б) отчисления в Пенсионный фонд;

в) алименты и требования граждан по возмещению ущерба;

г) требования по возмещению ущерба, причиненного преступлением государственным и негосударственным предприятиям, учреждениям, организациям;

д) возмещение материального ущерба по приказу начальника исправительного учреждения;

е) стоимость питания;

ж) стоимость одежды и обуви.

5.2. Подоходный налог, отчисления в Пенсионный фонд удерживаются со всех работающих осужденных в соответствии с действующим законодательством. Сумма удержания по подпунктам а, в, г не должна превышать 50% начисленной заработной платы. Осужденным несовершеннолетним, инвалидам первой и второй групп, женщинам с беременностью свыше четырех месяцев, неработающим женщинам, старше 55 лет, а также освобожденным от работы по болезни питание, одежда, белье и обувь предоставляются бесплатно. Фактические затраты на питание определяются ежемесячно и должны включать стоимость продовольствия и расходы, связанные с приготовлением пищи; топливо, вода, электроэнергия, освещение, амортизация кухонного инвентаря и оборудования, заработная плата работников кухни и столовой, а также работников, занимающихся доставкой и хранением продовольствия, транспортно-заготовительные расходы и т.п.

5.3. Удержания из заработной платы осужденных за выданную им одежду и обувь, кроме стоимости спецодежды и специального питания, производятся по фактически сложившимся ценам. В случае недостаточности заработной платы и пенсии с осужденных или их отсутствия в данном месяце для полного удержания стоимости вещевого имущества образовавшаяся задолженность удерживается в последующие месяцы до полного ее погашения. Не удержанная полностью в данном месяце стоимость питания в последующие месяцы не взыскивается. С осужденных, уклоняющихся от работы, расходы на питание, одежду и коммунально-бытовые услуги удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах, по приказу начальника учреждения.

5.4. Осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, питание, вещевое имущество, жилищно-коммунальные и культурно-бытовые услуги предоставляются за плату на общих основаниях (как для рабочих и служащих).

5.5. В соответствии со ст. 107 УИК РФ в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется, независимо от всех удержаний, не менее 25% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов. На лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений, — не менее 50% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

5.6. Во исполнение требований ст. 2 Федерального закона от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в положение о Пенсионном фонде Российской Федерации» с 1 января 1998 года начисления и расчеты по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации с заработной платы спецконтингента за работу на собственном производстве и контрагентских работах возлагаются на соответствующие предприятия и отражаются в бухгалтерской отчетности по основной деятельности (указание ГУИН Минюста России от 19 мая 1998 г. N 18/43-434).

III. Порядок учета личных денег, ценностей,

6. Учет личных денег

Ответственность за правильную организацию работы по учету личных денег, ценностей, вещей и вещевого имущества несет главный бухгалтер учреждения.

6.2. Учету подлежат денежные средства, поступившие по почтовым, телеграфным переводам; изъятые из писем, посылок, бандеролей (за исключением денег, скрытых ухищренным способом) и при обысках; внесенные родственниками; заработанные в ИУ, а также перечисленные органами социальной защиты (ст. 98 УИК РФ).

6.3. Для учета личных денег бухгалтерией открывается лицевой счет с вкладышем. Лицевому счету присваивается номер, состоящий из начальной буквы фамилии и номера личного дела, который регистрируется в оборотной ведомости движения личных денег.

Зачисление денег на лицевой счет производится на основании:

приходных кассовых ордеров;

извещений о переводах;

расчетных ведомостей на сумму причитающегося заработка;

6.4. В соответствии со ст. 91 УИК РФ осужденные вправе получать денежные переводы, а также отправлять переводы близким родственникам, а с разрешения администрации учреждения — иным лицам.

Согласно приказу МВД СССР от 9 июля 1987 г. N 138 деньги, поступившие по почтовым и телеграфным переводам, зачисляются бухгалтерией на лицевой счет, о чем не позднее трех дней уведомляется осужденный.

6.5. На изъятые у лиц деньги составляется акт, который хранится на правах документов строгой отчетности. Изымать или принимать от лиц на хранение деньги без составления акта запрещается. Акт составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр выдается на руки лицу, второй направляется в бухгалтерию, а третий — хранится в личном деле. Исправления в акте не допускаются. В случае допущенной ошибки, помарки все экземпляры акта аннулируются.

Это интересно:  Что необходимо установить при первом осмотре пострадавшего

6.6. Личные деньги лиц хранятся на депозитном счете в учреждениях Госбанка. Для перевода личных денег осужденный подает заявление, на котором бухгалтером делается отметка о наличии денег. Заявление подписывается начальником учреждения и передается в бухгалтерию на исполнение.

При наличии нескольких заявлений составляется реестр почтовых переводов в двух экземплярах по форме, установленной Министерством связи Российской Федерации, который подписывается начальником учреждения и главным бухгалтером, заверяется гербовой печатью. На общую сумму переводов, включаемых в список, оформляется акцептованное платежное поручение.

6.7. Выдача чека на оплату стоимости работ и услуг, оказанных зубопротезными мастерскими, проживание в комнате личных свиданий, ведение телефонных разговоров и других услуг производится на основании заявления, подписанного начальником учреждения, с указанием их стоимости работниками бухгалтерии.

В соответствии со ст. 92 УИК РФ по разрешению начальника учреждения осужденным предоставляется право на междугородные телефонные переговоры. Порядок расчетов за телефонные переговоры определен приказом МВД России от 14 декабря 1992 г. N 453.

6.8. В целях правильного и своевременного расчета за телефонные переговоры осужденный пишет заявление с указанием всех реквизитов (номер телефона, город, продолжительность разговора), которое является одновременно основанием для списания денег после телефонного разговора с его лицевого счета, по табуляграммам или квитанциям заказов, представленных к оплате местным узлом связи. Заявление регистрируется в книге учета, которая находится у ответственного за комнату переговоров. В бухгалтерии ведется оборотная ведомость по каждому абоненту с последующим списанием сумм за переговоры с лицевых счетов.

По окончании текущего месяца в лицевых счетах бухгалтер проверяет правильность произведенных записей по приходу и расходу личных денег и выводит их остаток.

6.9. Остаток личных денег по лицевым счетам вносится в оборотную ведомость, сводные данные которой в конце месяца сверяются с главной книгой по субсчету N 174 «Расчеты по средствам, поступившим во временное распоряжение учреждения». При освобождении лиц бухгалтерия производит окончательный расчет и выписывает расходный кассовый ордер (ведомость) на получение личных денег из кассы. В случае этапирования в другое учреждение сумма остатка денежных средств указывается в финансовой справке, составляемой в двух экземплярах, первый экземпляр которой вкладывается в личное дело, второй — остается в учреждении в лицевом счете. Указанные в финансовой справке данные о наличии денег, исполнительных листов подтверждаются подписью этапируемого лица и заверяются начальником учреждения, главным бухгалтером и скрепляются гербовой печатью, после чего передаются в спецчасть для приобщения к личным делам этапируемых. На месте назначения финансовые справки из личных дел изымаются и передаются в бухгалтерию под расписку в личном деле.

Работники бухгалтерии учреждения-получателя этапа после приема финансовых справок сообщают отправителю об их поступлении и свои банковские реквизиты для перечисления денежных средств.

6.10. В соответствии с разделом 4 приказа Минюста России от 12 мая 2000 г. N 148 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» при поступлении в СИЗО добровольно сданные для хранения подозреваемым или обвиняемым принадлежащие ему деньги зачисляются на его лицевой счет, которые он может использовать по своему усмотрению, а деньги, изъятые у него во время нахождения в СИЗО, зачисляются на его лицевой счет без права пользования.

7. Учет и хранение личных ценностей

7.1. Учет и хранение личных ценностей осужденных осуществляется в соответствии с приказом МВД СССР от 9 июля 1987 г. N 138 и приказом МВД России от 14 декабря 1992 г. N 453.

В кассе учреждения подлежат хранению в качестве ценностей:

драгоценные металлы и изделия из них;

драгоценные камни и жемчуг, а также изделия их них;

часы всех видов и марок подозреваемых, обвиняемых и осужденных, отбывающих часть наказания на тюремном режиме;

ценные бумаги (сберегательные книжки, облигации внутренних займов, лотерейные билеты, сертификаты и др.).

На изъятые (поступившие) у лиц ценности составляется акт в трех экземплярах. Первый экземпляр выдается на руки лицу, второй — в бухгалтерию, третий — хранится в личном деле.

Принятые ценности приходуются в кассовой книге. Книга должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписями начальника учреждения, главного бухгалтера и скреплена печатью.

Выдача ценностей владельцам производится при их освобождении на основании предъявленного акта о сдаче ценностей, а в случае утери его — на основании письменного заявления с указанием времени сдачи и описания ценностей, по разрешению начальника учреждения. Ценности выдаются по расходному кассовому ордеру.

7.2. При этапировании лиц в другое учреждение принадлежащие им ценности, хранящиеся в кассе, пересылаются по почте ценной посылкой. Пересылка ценностей производится за счет их владельцев. На отправленные ценности выписывается расходный кассовый ордер, который после записи в кассовой книге вместе с квитанцией отделения связи вторым экземпляром сопроводительной ведомости сдается кассиром в бухгалтерию для списания ценностей в расход.

8. Учет и хранение личных вещей

Учет и хранение личных вещей осуществляется в соответствии с приказом МВД СССР от 9 июля 1987 г. N 138 и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 30 июля 2001 г. N 224.

Перечень и количество вещей и предметов, которые осужденным разрешается иметь при себе, устанавливаются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Хранение осужденными при себе денег, ценных бумаг и иных ценностей, а также предметов, не указанных в перечне, не допускается. Личные вещи (одежда, обувь, белье и т.д.) должны храниться на складах. Заведующий складом, принявший на хранение личные вещи, несет полную материальную ответственность за их сохранность в порядке, установленном законодательством. Приемка личных вещей на хранение производится комиссией, назначенной начальником учреждения, по акту. В акте указываются стоимость вещей, наименование материала, отличительные признаки. Акт составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр выдается на руки лицу, второй — вместе с вещами передается заведующему складом, третий — хранится в личном деле. При освобождении или выбытии личные вещи выдаются владельцам под расписку в получении в третьем экземпляре акта.

IV. Торговое обслуживание

9.1. В соответствии со ст. 88 УИК РФ, абзацем 3 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые, обвиняемые и осужденные к лишению свободы могут без ограничения приобретать продукты питания, предметы первой необходимости и другие не запрещенные к хранению и использованию промышленные товары по безналичному расчету в магазине исправительного учреждения, следственного изолятора за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий и социальных пособий. Размер средств, разрешенных для расходования осужденными, кроме заработанных ими в период отбывания наказания, устанавливается ст. ст. 121, 123, 125, 131, 133 УИК РФ с учетом внесенных изменений Федеральным законом от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ.

9.2. Осужденные вправе пользоваться магазином во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам). В магазинах учреждений УИС оборудуется рабочее место бухгалтера-операциониста, который по фотографии, имеющейся на лицевом счете, удостоверяет личность осужденного, проверяет наличие денег на его лицевом счете, выписывает чек на сумму в пределах, разрешенных законом, и передает его продавцу. Осужденный своей подписью подтверждает правильность произведенных записей, затем на сумму, указанную в чеке, получает у продавца продукты и предметы первой необходимости.

9.3. Для осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, ЕПКТ, одиночных камерах, в строгих условиях ИК и ВК, освобожденных из-под стражи под надзор администрации ИУ, пользующихся правом передвижения без конвоя и проживающих за пределами ИУ, а также подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, по их заявлениям продукты питания и предметы первой необходимости приобретаются сотрудниками учреждения.

Ассортимент товаров, имеющихся в магазине, и их стоимость доводятся до сведения лиц, содержащихся под стражей.

Лица, желающие приобрести продукты питания, предметы первой необходимости и промышленные товары, пишут заявление по установленной форме на имя начальника. Сотрудник, производящий закупку, предварительно проверяет в финансовой части наличие денег на лицевых счетах лиц, изъявивших желание приобрести товары. Купленные товары разносятся по камерам и вручаются под роспись на заявлении. Неоговоренные исправления осужденными количества приобретенного товара в заявлении не допускаются.

9.4. В соответствии с приказом МВД СССР от 9 июля 1987 г. N 138 в конце рабочего дня на основании лицевых счетов, по которым произведены записи, бухгалтером и продавцом составляется акт в двух экземплярах: первый экземпляр передается продавцу и служит основанием для списания стоимости проданных товаров, а второй с отоваренными чеками передается в бухгалтерию. Отоваренные чеки хранятся в бухгалтерии в пакетах один месяц, а затем уничтожаются по акту.

V. Материальная ответственность осужденных к лишению свободы

10.1. В соответствии со ст. 102 УИК РФ в случае причинения во время отбывания наказания материального ущерба государству или физическим и юридическим лицам осужденные к лишению свободы несут материальную ответственность:

за ущерб, причиненный при исполнении осужденными трудовых обязанностей, — в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;

за ущерб, причиненный иными действиями осужденных, — в размерах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.

Осужденный должен возмещать ущерб, причиненный исправительному учреждению, дополнительные затраты, связанные с пресечением его побега, а также его лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью.

10.2. Для установления виновных, причинивших материальный ущерб, администрация учреждения, в случае необходимости, проводит проверку, которая назначается начальником учреждения и должна быть завершена не позднее одного месяца со дня установления факта причинения ущерба.

При проверке устанавливается наличие обстоятельств, при которых наступает материальная ответственность, конкретное содержание и размер ущерба либо отсутствие оснований для материальной ответственности.

В процессе проверки обязательно получение письменного объяснения лица, причинившего материальный ущерб. При отказе указанного лица дать письменное объяснение это отражается в материалах проверки.

10.3. Взыскание ущерба производится на основании постановления начальника учреждения, вынесенного по результатам проверки. Постановление объявляется осужденному, причинившему ущерб, под расписку. Взыскание производится из денежных средств, имеющихся на лицевом счете подозреваемого или осужденного. По просьбе подозреваемого причиненный им материальный ущерб может быть возмещен его родственниками или иными лицами с их согласия.

Неправильно удержанные суммы за причиненный материальный ущерб подлежат возврату осужденному с зачислением их на его лицевой счет.

10.4. При отсутствии денег на лицевом счете, а также в случаях, когда в учреждении взыскание материального ущерба произведено не полностью, при направлении этого лица в другое учреждение, исполняющее наказание в виде лишения свободы, постановление об удержании за причиненный ущерб пересылается по месту отбывания наказания, где невозмещенный материальный ущерб взыскивается администрацией учреждения из средств, поступающих на лицевой счет осужденного.

В случае освобождения подозреваемого или обвиняемого из-под стражи невозмещенный материальный ущерб может быть взыскан в порядке гражданского судопроизводства.

VI. Свидания осужденных к лишению свободы

11.1. В соответствии со ст. 89 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляются длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток.

11.2. В соответствии с п. 14 приказа Минюста России от 4 мая 2001 г. N 136 за время нахождения осужденных в комнатах длительных свиданий (без посещения столовой), а также при краткосрочных и длительных выездах за пределы учреждения продукты для них не выписываются, стоимость питания за этот период с их лицевых счетов не удерживается.

11.3. Проживание в комнатах длительных свиданий прибывших на свидания с осужденными лиц оплачивается ими или осужденными за счет собственных средств по тарифам и ставкам, определенным в установленном порядке для гостиниц 3-ей категории. При изменении тарифов на коммунально-бытовые услуги цены за проживание в комнатах свидания пересматриваются в сторону увеличения.

VII. Выезды осужденных к лишению свободы за пределы

исправительных учреждений и следственных изоляторов

12.1. В соответствии со ст. 97 УИК РФ осужденным к лишению свободы могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений. Расходы осужденного в связи с выездом за пределы исправительного учреждения оплачиваются им из собственных средств либо иными лицами.

На оплату расходов, связанных с выездом, выдаются денежные средства с лицевого счета осужденного на основании его письменного заявления. Проездные билеты осужденный приобретает самостоятельно. В необходимых случаях администрация учреждения оказывает ему в этом содействие. На период выезда осужденный имеет право получить принадлежащие ему гражданскую одежду и обувь.

12.2. За время нахождения осужденного за пределами исправительного учреждения во время краткосрочного выезда заработная плата ему не начисляется.

VIII. Порядок расчетов с лицами, освобождаемыми из мест

лишения свободы и следственных изоляторов

13.1. В соответствии со ст. 181 УИК РФ, ст. 50 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» осужденным, подозреваемым и обвиняемым, освобожденным от ограничения свободы, ареста, лишения свободы на определенный срок или из-под стражи, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства; на время проезда они обеспечиваются продуктами питания или деньгами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом МВД СССР от 6 мая 1972 г. N 131 с учетом внесенных изменений приказом МВД СССР от 31 мая 1991 г. N 176 утверждена Инструкция о порядке оказания материальной помощи лицам, освобождаемым из мест лишения свободы.

13.2. Администрация исправительного учреждения, следственного изолятора обеспечивает лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, проездными документами. Билеты, как правило, выдаются на проезд до мест, где освобождаемые проживали или работали до ареста или осуждения, а также до места жительства семьи (родственников). Освобождаемым выдаются билеты на проезд в жестких общих вагонах пассажирских поездов и каютах третьего класса на судах пассажирских линий. Страховой и комиссионные сборы удерживаются с освобождаемых. При отсутствии средств на лицевом счете освобождаемого страховой и комиссионные сборы списываются за счет сметы исправительного учреждения.

13.3. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет учреждений, исполняющих наказания.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2001 года.

Приказ Минюста России от 30 июля 2001 г. N 224 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

Приказ Минюста России от 4 апреля 2000 г. N 113 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных, отбывающих наказание в учреждениях, исполняющих наказания».

Приказ МВД СССР от 9 июля 1987 г. N 138 «О совершенствовании учета личных денег и других ценностей осужденных в местах лишения свободы».

Приказ Минюста России от 4 мая 2001 г. N 136 «Об объявлении норм питания осужденных к лишению свободы».

Приказ МВД России от 18 декабря 1995 г. N 484 «Об утверждении номенклатуры, норм положенности и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования для служебных помещений органов внутренних дел».

Приказ МВД СССР от 14 декабря 1973 г. N 345 «О нормах отпуска мыла и моющих средств для ИТУ, следственных изоляторов».

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых».

Приказ МВД России от 14 декабря 1992 г. N 453 «Об утверждении нормативных актов в области социально-экономической деятельности органов внутренних дел».

Федеральный закон от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в положение о Пенсионном фонде Российской Федерации».

Приказ МВД СССР от 31 мая 1991 г. N 176 «О внесении изменений в Инструкцию, введенную в действие приказом МВД СССР от 6 мая 1972 г. N 131».

Указание ГУИН Минюста России от 26 июня 2001 г. N 18/6/2-363 «Об экономии бюджетных ассигнований на коммунальные платежи».

Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации».

Статья написана по материалам сайтов: megaobuchalka.ru, www.webkursovik.ru, ukrfkod.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector