8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Вопрос о получении временного убежища в рф

Временное убежище — это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации.

Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства, гражданином которого оно является. 15

Условия предоставления временного убежища

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным ФЗ «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Гуманными причинами могут являться:

— тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности;

— реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо вследствие внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства), куда это лицо должно быть выдворено;

— реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

При этом перечень гуманных причин, дающих основание для предоставления временного убежища, является примерным, законодателем не ограничен.

Порядок предоставления временного убежища

Предоставление временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274 (ред. от 28.03.2008) «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

Согласно ст. 12 Федерального закона «О беженцах», решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом миграционной службы, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Форма заявления о предоставлении временного убежища устанавливается Федеральной миграционной службой. В заявлении указываются прибывшие с лицом члены его семьи.

На время рассмотрения заявления выдается справка о рассмотрении заявления, которая является подтверждением законного пребывания лица и прибывших с ним членов его семьи на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища, либо территориальный орган Федеральной миграционной службы делает отметку в свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, выданном лицу в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона О беженцах», о продлении срока его действия, если лицо ранее обращалось с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.

Лицо, подавшее заявление и получившее справку или имеющее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия, обязано встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Срок рассмотрения заявления составляет три месяца. В случае принятия решения об отказе в предоставлении временного убежища территориальный орган миграционной службы в течение трех рабочих дней со дня принятия решения вручает или направляет лицу уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации по месту подачи заявления, а также должны пройти обязательное медицинское освидетельствование и получить медицинское заключение.

Однако, следует помнить, что обязанность по направлению лиц, обращающихся с заявлением о предоставлении временного убежища, на медицинское освидетельствование их лично и прибывших с ними членов их семей, возложена на органах миграционной службы. 16

Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи не проходят медицинское освидетельствование, если они в течение 1 года прошли медицинское освидетельствование в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 6 Федерального закона «О беженцах».

В соответствии с п. 7 «Порядка Предоставления временного убежища на территории РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 года № 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию РФ либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории РФ (например, состоянии здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица. 17

При этом следует иметь в виду, что основанием для предоставления временного убежища является ни наличие у них заболевания, а невозможность получить неотложную медицинскую помощь для лечения этого заболевания на территории государства гражданской принадлежности или постоянного проживания. В этой связи у заявителя появляются обоснованные опасения стать жертвой жестокого, бесчеловечного обращения или даже пытки. Лицо при возвращении на родину обрекается на неоправданные страдания. Исходя из этого, российское законодательство не приводит исчерпывающего перечня заболеваний, при которых может быть предоставлено временное убежище. Возможности разных государств по оказанию гражданам неотложной медицинской помощи при одном и том же заболевании различны и могут меняться по времени.

Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи должны пройти обязательное медицинское освидетельствование и получить медицинское заключение. Обязанность по направлению лиц на медицинское освидетельствование их лично и прибывших с ними членов их семей, возложена на органы миграционной службы.

По результату рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища территориальный орган миграционной службы принимает решение о предоставлении временного убежища либо об отказе в предоставлении.

Временное убежище предоставляется на срок до одного года. Срок предоставления временного убежища может продлеваться на каждый последующий год на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища и при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.

Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц. 18

Свидетельство о предоставлении временного убежища

В соответствии с Порядком оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (Приложение N 4 к Приказу ФМС России от 25 марта 2011 г. N 81), оформление и выдача иностранному гражданину или лицу без гражданства свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации осуществляется территориальным органом ФМС России на основании решения о предоставлении ему временного убежища.

Свидетельство выдается лицу, получившему временное убежище, на срок до одного года.

Для оформления свидетельства лицо, получившее временное убежище, представляет в территориальный орган ФМС России четыре личные фотографии и две фотографии каждого члена семьи, не достигшего возраста восемнадцати лет, сведения о котором вносятся в свидетельство.

Свидетельство оформляется и выдается в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицу временного убежища.

Бланки свидетельств, изготовленные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 23.04.2012 N 363, признающего утратившими силу старые образцы бланков свидетельств, используются для оформления свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации до их израсходования, но не позднее 1 января 2013 года. Свидетельства, оформленные на указанных бланках, действительны до истечения сроков их действия (Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 N 363).

Лицо, получившее временное убежище, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

получение услуг переводчика и получение информации о порядке предоставления временного убежища о своих правах и обязанностях;

получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания;получение направления в центр временного размещения;

сопровождение представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти в центр временного размещения и на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения;

медицинскую и лекарственную помощь;

получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве;

подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства.

пользование жилыми помещениями на условиях найма (поднайма);

оказание содействия в выезде за пределы Российской Федерации;

пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 19

Лицо, получившее временное убежище, и прибывшие с ним члены обязаны:

сообщить в течение семи дней в территориальный орган миграционной службы сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

сняться с учета в территориальном органе миграционной службе при изменении места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальный орган Федеральной миграционной службы;

соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в месте временного содержания или центре временного размещения;

пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата;

сообщать сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении временного убежища.

Лицо, получившее временное убежище, утрачивает его:

в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;

при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого государства;

при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

Лицо, получившее временное убежище, лишается его, если это лицо:

осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления этому лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение Закона Российской Федерации «О беженцах».

Территориальный орган миграционной службы, принявший решение об утрате или о лишении лица временного убежища, принимает меры по организации его добровольного выезда, а в случае отказа лица от выезда принимает меры по его выдворению (депортации) за пределы Российской Федерации.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении временного убежища

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение об отказе в предоставлении временного убежища, вправе оспаривать такое решение в судебном порядке.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин праве обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ вы можете подать заявление об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы, в просительной части которого необходимо поставить вопрос о признании решения Управления Федеральной миграционной службы незаконным и просить суд обязать Управление Федеральной Миграционной службы повторно рассмотреть заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ.

Срок подачи заявления об оспаривании не должен превышать (ст. 10 ФЗ «О беженцах») один месяц со дня получения лицом уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме.

Это интересно:  Что нужно чтобы оформить машину на себя

Данное заявление подается в суд по месту жительства лица либо по месту нахождения территориального органа миграционной службы.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти…..» обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возлагается на территориальный орган миграционной службы, принявший данное решение.

Прием на работу лиц, обладающих статусом беженца или получивших временное убежище на территории РФ

В настоящее время на территории Российской Федерации находится значительное количество граждан Украины, которые были вынуждены покинуть место постоянного проживания из-за возникшей угрозы жизни и здоровью их и их близких.

Ситуация, складывающаяся на территориях их постоянного проживания, не позволяет вернуться обратно в короткий срок и заставляет их искать постоянную или временную работу на территории Российской Федерации.

Какие тонкости необходимо учесть работнику кадровой службы при приеме на работу беженцев, в том числе граждан Украины?

Прибывшие, в силу чрезвычайных обстоятельств, граждане иностранных государств и лица без гражданства на территории РФ могут обладать следующими правовыми статусами:

Привлечение к труду иностранных граждан

Порядок использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства (далее под «иностранными гражданами» по смыслу Закона № 115-ФЗ будут пониматься «иностранные граждане и лица без гражданства») определен в ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

В общем случае как работодателю, так и работнику-иностранцу необходимо получить соответствующее разрешение – см. ст. 13 закона № 115-ФЗ. Если же сторонами или одной из сторон такого разрешения не получено и стороны вступили в трудовые отношения, ответственность за такое действие предусмотрена ст. 18.15 КоАП РФ.

Однако п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ формулирует положение о том, что требование о получении разрешения работодателем на привлечение работников-иностранцев (и требование к иностранцу на получение разрешения на работу) не применяется в том случае, если:

  • потенциальный работник временно или постоянно проживает на территории РФ – подп. 1 п. 4);
  • потенциальный работник – участник «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» или член семьи участника программы, переселяющимся совместно с участником программы в РФ – подп. 2 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ);
  • потенциальный работник признан беженцем на территории Российской Федерации (до утраты статуса беженца или лишения статуса беженца) – подп. 11. п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ);
  • потенциальный работник получил временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты временного убежища или лишения временного убежища) – подп. 12. п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Трудовой договор без оформления разрешения на работу. Какие документы нужны, чтобы работодатель мог его заключить?

Как быть, чтобы не подвергать организацию риску административного наказания за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения? Как говорится –элементарно! Работнику кадровой службы необходимо удостовериться, что потенциальный работник имеет правовой статус, позволяющий не применять требования о наличии разрешений у работодателя и работника.

Возможно несколько вариантов правовых статусов и подтверждающих эти статусы соответствующих документов.

«Временное проживание» – отметка о разрешении на временное проживание, проставляется в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо Разрешение на временное проживание, выдаваемое лицу без гражданства.

Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 214 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации».

«Постоянное проживание» – вид на жительство.

Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации».

«Временное убежище» – свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Подробнее – см. Приказ Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81 «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, и Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

«Беженец» – удостоверение беженца.

Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца».

«Участник государственной программы» – свидетельство участника государственной программы.

Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 № 817 «О свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Если у кадрового работника возникнут сомнения в правильности предъявленного документа, лучше всего будет обратиться за подробной информацией о требованиях к форме, виду и содержанию документа к соответствующему НПА, который содержит точное описание обязательных реквизитов документа. Выше указан соответствующий НПА для каждого из статусов, которым может обладать потенциальный работник.

Есть ли ограничения по приему на работу для иностранцев?

Да, и если такие ограничения существуют, они прямо указаны законодателем.

  • в соответствии с п. 1.1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы могут занимать только граждане РФ;
  • некоторые ограничения по возможности установления трудовых отношений содержатся в Законе № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…»;
  • предприятиям розничной торговли и спортивным организациям необходимо соблюдать положения Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191 «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 02.09.2014 № 886 определило, что имеющиеся квоты (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191) не распространяются на иностранных работников из числа граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.

Можно заметить, что на граждан, например, Молдавии, даже экстренно прибывших в РФ, постановление № 886 не распространяется – они в любом случае попадают под квоты.

Признание документов об образовании иностранного гражданина

Для некоторых видов работ и/или должностей бывает необходимо определить, соответствует ли образовательный уровень потенциального иностранного работника требованиям работодателя.

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация:

  • подпадающая под действие международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации2;
  • полученная в учебных заведениях, попавших в утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 1694-р «Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации».

В части документов, выданных на территории Украины, на территории РФ признаются документы, перечисленные в следующих межгосударственных договорах:

  • «Соглашение о сотрудничестве в области образования» (Ташкент, 15.05.1992);
  • «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях» (Москва, 26.05.2000);
  • «Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г.» (Киев, 28.01.2003).

В случае если документ об образовании не подпадает ни под один из вышеупомянутых документов, соискатель на замещение вакантной должности может воспользоваться существующей государственной услугой – см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2013 № 1391 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве».

Набор документов, который необходимо получить от потенциального работника для заключения трудового договора

В соответствии со ст. 65 ТК РФ поступающий на работу в общем случае должен предъявить:

    паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

Действительны ли советские трудовые книжки?

Необходимо отметить, что для рассматриваемого круга лиц при приеме на работу «паспорт или иной документ, удостоверяющий личность» – это один из следующих документов:

  1. Паспорт иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  2. Иной документ другого государства, признаваемый в соответствии с международным договором РФ удостоверяющим личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  3. Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (только для лиц без гражданства, подп. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  4. Разрешение на временное проживание.
  5. Вид на жительство.
  6. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
  7. Документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации4 (ст. 41.4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
  8. Удостоверение беженца.

Будьте внимательны – документ «Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу» не предоставляет права на работу без получения разрешения, так как его обладатель не имеет правового статуса «беженец».

Является ли советский паспорт удостоверением личности для иностранца?

Паспорт образца 1974 года в соответствии с Положением:

    • не ограничен в сроке действия;
    • является недействительным в случае отсутствия фотографий граждан после достижения ими возраста 25 или 45 лет.

Как показывает судебная практика (Фрунзенский районный суд г. Владимира, дело 2-880/2013), судебным решением для строго определенной цели паспорт СССР образца 1974 г. может быть признан «документом, удостоверяющим личность» и в случае отсутствия соответствующей фотографии.

У беженца или получившего временное убежище может не быть трудовой книжки и СНИЛС – на основании ст. 65 ТК РФ для впервые заключаемого трудового договора данные документы должны быть оформлены работодателем. Напоминаем, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» оформление СНИЛС необходимо в случае заключения трудового договора на неопределенный срок или в случае, если трудовой договор (трудовые договоры) имеют длительность не менее шести месяцев в течение календарного года3.

Следует обратить внимание на то, что трудовые книжки, оформленные на территории Украины, могут быть приняты к заполнению только в случае, если они соответствуют форме, утвержденной Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих».

В 1993 г. на территории Украины была введена новая форма трудовой книжки (Постановление Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301). Обмена «советских» трудовых книжек на книжки новой формы на территории Украины не производилось, поэтому:

  • если трудовая книжка соответствует Постановлению СМ СССР и ВЦСПС № 656, трудовая книжка на территории РФ действительна, можно продолжить ее заполнение.
  • если трудовая книжка соответствует Постановлению Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301, трудовая книжка на территории РФ недействительна, необходимо завести новую трудовую книжку российского образца.
Это интересно:  Можно ли уволить человека на больничном

Вообще говоря, на территории РФ действительны и трудовые книжки, введенные в действие постановлением Совета Народных Комиссаров от 20.12.1938 № 1320 и выданные до введения новых трудовых книжек в 1973 г. Маловероятно, конечно, что обладатель такой трудовой книжки пожелает сейчас трудоустроиться, но, тем не менее, эти книжки действительны, их можно принимать при устройстве на работу и вносить новые записи.

Для отдельных категорий лиц законодательством (например, см. ст. 351.1 ТК РФ) для приема на работу установлено обязательное наличие справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

За получением такой справки потенциальному работнику следует обратиться в территориальное подразделение МВД в порядке, определенном «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», который был утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.11.2011 № 1121.

Необходимость контролировать сохранение правового статуса иностранного работника

Не стоит забывать о том, что законодательство, делая определенные исключения из общих правил для оказавшихся в сложных обстоятельствах лиц, не делает никаких исключений по отношению к работодателю в тех случаях, когда работник утратил5 правовой статус «беженец» или «временное убежище».

Исходя из этого, работнику кадровой службы обязательно следует рассмотреть вопрос о включении в трудовой договор или в локальный нормативный акт обязанности работника регулярно подтверждать свой правовой статус и/или обязанности работника об информировании работодателя об изменении своего правового статуса на территории РФ.

Риск пренебрежения этой, казалось бы, мелочью – административная ответственность, вплоть до приостановления деятельности организации. Это указано в ст. 18.15 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

Некоторые изменения, внесенные в законодательство Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ

С 13 декабря 2014 г. начинают действовать изменения, указанные в Законе от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».

Новые ключевые положения законодательства, которые необходимо иметь в виду при приеме на работу:

1. Статья 13 Закона № 115-ФЗ дополнена пунктом 10: «При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме».

Иностранный работник в соответствии со ст. 2 Закона № 115-ФЗ – это «иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность».

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (ст. 2 Закона № 115-ФЗ) – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Соответственно, наличие полиса добровольного медицинского страхования – неотъемлемое условие возможности осуществлять трудовую деятельность для имеющего статус «временное убежище» (но не для имеющего статус «беженец»).

2. С 1 января 2015 г. все граждане, работающие по трудовому договору обязаны иметь СНИЛС (в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»).

3. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами (ст. 3271 ТК РФ).

4. Обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора (ст. 3272 ТК РФ).

Основанное на ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» понятие «имеющий временное убежище» не является целиком и полностью тождественным понятию «временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства».

Тем не менее, это положение ст. 3272 ТК РФ действует в отношении статуса «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

5. Перечень документов, который должен предъявить иностранный гражданин при приеме на работу, определен ст. 3272 ТК РФ.

Полис добровольного медицинского страхования обязательно должен быть предъявлен поступающим на работу к работодателю, за исключением случаев, когда работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Предъявлять полис не требуется в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, но для рассматриваемой в статье категории лиц таких законов или международных договоров не имеется, за исключением имеющих статус «беженец».

Получивший статус «беженец» имеет право на получение медицинской и лекарственной помощи наравне с гражданами Российской Федерации в силу положений п. 7 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I.

Не требуется предъявлять документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в том числе в случае окончания срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 3275 ТК РФ).

В статье строго оговорено, что это относится только к временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства – соответственно, положение статьи применимо к имеющим статус «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

7. Введены дополнительные основания для прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 3276 ТК РФ).

Часть 8 указанной статьи может быть применена только к имеющим статус «временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

В том числе к имеющим статус «временное убежище» – исходя из смысла п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

Части 10 и 11 (ограничение возможности временного перевода) действуют в отношении всех без исключения иностранных граждан и лиц без гражданства, трудовой договор должен быть прекращен.

1 В настоящее время действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», поэтому необходимо помнить о дополнительном правовом статусе «Участник государственной программы».
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1032 утверждены «Временные правила организации работы с соотечественниками, постоянно проживающими на территории Украины, прибывшими на территорию Российской Федерации, получившими временное убежище в Российской Федерации и желающими принять участие в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». ВАЖНО: экстренно прибывшие с территории Украины в подавляющем большинстве таким статусом не обладают.

2 Министерство образования и науки РФ, перечень межгосударственных соглашений

3 13 декабря 2014 г. вступает в действие Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». О произошедших изменениях читайте в дополнении к статье.

4 Форма документа – см. Приказ ФМС России от 21.02.2013 № 49 «Об утверждении формы бланка справки о принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации и формы бланка документа, удостоверяющего личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, и установлении срока его действия».

5 Перечень оснований потери статуса «беженец» указан в ст. 9 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». По утрате или лишению статуса «временное убежище» – см. п.п. 5 и 6 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». Принятие решения о лишении статуса осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральной миграционной службой).

Дмитрий Хоруженко — эксперт журнала «Кадровик»

Как и в каком порядке получить временное убежище в России в 2020 году

Сложная политическая ситуация во многих государствах побуждает иностранцев искать себе новое место пребывания. Жители республик, ранее входивших в СССР, чаще всего выбирают миграцию в РФ. Наше государство дает им временное убежище. На его основании иностранный гражданин получает право жить и трудиться. Далее рассмотрим подробнее, какие действия нужно совершить, чтобы получить свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. Кроме того, расскажем, у кого есть право на обращение за этим статусом.

Когда и кому предоставляется временное убежище

Возможность проживать на территории России на таком основании впервые появилась в 1993 году. Именно тогда был издан нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в указанной сфере. Речь идет о ФЗ №4528 «О беженцах». Он устанавливал основания и порядок присвоения лицу данного статуса, определял их гарантии, права и обязанности. Закон о временном убежище не распространяется на тех, кто покинул свою страну по экономическим причинам или из-за голода и эпидемий.

Не все субъекты федерации могут принимать людей на таком основании. Правительство самостоятельно определяет области, где можно получить временное убежище. Это происходит на основании заявок, поданных регионами, готовыми предоставить иностранцам возможность проживания. Следует понимать, что Москва и Петербург не считаются подходящим местом для беженцев.

Приоритетными направлениями являются Дальний Восток и районы Крайнего Севера. То есть недостаточно освоенные области, в которых не хватает жителей. Так, в России существует даже специальная Федеральная программа переселения на Дальний Восток. Если человек принимает в ней участие, то получает определенные льготы при переезде и обустройстве, а также посильную материальную помощь от государства.

Алгоритм действий

Помимо вышеуказанного ФЗ, вопросы предоставления рассматриваемого статуса регулируются и иными нормативно-правовыми актами. К ним относится Приказ ФМС №352, которым утверждается Административный регламент рассмотрения ходатайств (вступил в силу 19.08.2013). И также постановление Правительства РФ №274 (от 16 марта 2020 г.), где подробно рассказывается о предоставлении временного убежища: кто выносит решение, какие права есть у лиц, получивших данный статус, каковы основания его утраты. Рассмотрим пошагово весь алгоритм действий.

Куда обращаться

Чтобы получить временное убежище в РФ, нужно подать ходатайство. Эти полномочия находятся в ведении территориальных отделений миграционных органов. Помимо непосредственно заявления, необходимо будет пройти процедуру снятия отпечатков пальцев, а также медицинский осмотр.

Это интересно:  Проверить себя у приставов на задолженность

Желающим обосноваться в курортных городах стоит понимать, что получить, например, временное убежище в Крыму не удастся. То же верно и для людей, планирующих проживание в российской столице, Санкт-Петербурге и других субъектах РФ, переполненных и местным населением, и мигрантами. Обычно предлагается переезд на малоосвоенные территории.

Необходимые документы

Прежде всего, иностранец должен заполнить ходатайство. К нему прикладывается национальный паспорт или иные документы, позволяющие установить его личность. Если в Россию человек приехал не один, а с семьей, то нужно будет подтвердить свое родство с ними.

После приема заявления сотрудник вносит сведения со слов иностранца в опросный лист для предоставления ему права на временное убежище. Когда документы будут сданы в территориальное подразделение УВМ МВД, заявитель должен пройти обязательное медицинское обследование, сдать необходимые анализы. На это отводится 10 дней. По результатам осмотра лицо получает сертификат.

Составление заявления

Образец ходатайства можно скачать на нашем портале, предлагаем также ознакомиться с примером его заполнения. Сложностей это вызвать не должно, поскольку сведений, которые нужно в нем указать, немного:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения;
  • гражданство;
  • информация о составе семьи;
  • подпись.

Анкету оформляет не сам иностранец. Сведения в бланк вносятся уполномоченным сотрудником отделения по вопросам миграции. Кстати, с примером заполнения анкеты на временное убежище можно ознакомиться и на их официальном сайте. Каждая страница должна быть подписана непосредственно заявителем и переводчиком, если он принимал участие. В анкете имеются вопросы о личных данных иностранца, причинах переезда и обращения за предоставлением права на убежище.

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Отказ в принятии заявления

Лицу может быть отказано в рассмотрении ходатайства. Происходит это в случаях, определенных ФЗ No4528. Среди них:

  • нарушение российского уголовного законодательства;
  • наличие у иностранца гражданства другого (третьего) государства, где он может проживать;
  • отсутствие обоснованных опасений подвергнуться различного вида преследованиям (по расовому, религиозному, национальному признаку) на его родине;
  • отказ сообщить правдивые сведения о себе;
  • возможность легализоваться иным образом.

Этот перечень не является исчерпывающим, с другими основаниями следует ознакомиться, изучив непосредственно текст упомянутого закона.

Получение готового свидетельства

Уполномоченные органы рассматривают ходатайство и пакет документов иностранца в течение трех месяцев. На указанный период человеку дают справку, подтверждающую право легально находиться в стране. По его прохождении выносится решение. Если оно положительное, лицу вручается свидетельство о предоставлении временного убежища.

Сейчас возможности подать ходатайство через интернет нет, для этого нужно только лично явиться в территориальное отделение УВМ. Проверка готовности разрешения на временное убежище возможна лишь путем телефонного звонка в указанный орган. Но также лицо вправе лично прийти и уточнить информацию на месте.

Срок действия

Временное убежище выдается на один год. Однако после того как указанный период закончился, иностранец вправе продлить свое пребывание. Данная процедура предусмотрена п.12 Постановления Правительства №274.

Порядок продления

Срок действия выданного свидетельства можно увеличивать неограниченного количество раз. Все зависит лишь от того, сохранились ли в родной стране человека обстоятельства, из-за которых возникла потребность переезда. Так как срок каждый раз увеличивается еще на 12 месяцев, продлить временное убежище иностранец может несколько раз, обращаясь в орган, который выдал свидетельство. Однако написать заявление нужно за один месяц до истечения срока.

При этом возможен отказ в продлении. Указанная ситуация возникает, например, если беженец был привлечен к уголовной ответственности. Или же когда в стране, из которой он прибыл, завершились военные действия. В случае если отказано в продлении временного убежища, иностранный гражданин может обратиться в суд и опротестовать такое решение. К иску нужно будет приложить письменное решение миграционного органа.

Список документов

Для того чтобы остаться проживать на территории РФ, нужно подать заявление в подразделение УВМ. Сделать это необходимо в установленные сроки, о которых было сказано выше. Перечень документов для продления временного убежища отсутствует, нужно лишь ходатайство. Оно пишется в свободной форме. Если есть какие-либо сомнения, можно изучить образец заявления на продление временного убежища (см. на этой странице). Его бланк есть также и на официальном сайте ГУВМ МВД.

Какие права получает беженец в РФ

После получения свидетельства пребывание иностранца в России считается легальным. Его статус, разумеется, не приравнивается к положению граждан. Однако заинтересованное лицо наделяется определенными правами. Чаще всего людей интересует, можно ли работать с временным убежищем. Ответ на этот вопрос положительный, для трудоустройства даже не нужно будет оформлять никаких дополнительных документов.

Также иностранец вправе пользоваться услугами профессионального переводчика для обращения в миграционные органы, оформлять полис ДМС и посещать поликлинику бесплатно. Какие еще льготы при наличии временного убежища появляются у человека и его семьи?

  1. Содействие в проезде и провозе багажа к месту его жительства.
  2. Получение питания в центрах размещения.
  3. Обучение в государственных учреждениях, включая детские сады.

Если у человека оформлено временное убежище, он может получить содействие в трудоустройстве, обратившись в Государственную службу занятости. Также иностранец вправе пройти переквалификацию.

Существует ли материальная помощь

Россия в лице некоторых ее регионов также оказывают денежную поддержку. Более подробную информацию следует узнавать на месте. Однако нужно понимать, что в отличие от беженцев, рассматриваемой категории лиц не выплачивается единовременное пособие.

Ситуация для граждан Украины

Что касается иностранцев, прибывших из соседнего государства, по отношению к ним применяется упрощенный порядок. Это происходит потому, что на его территории ведутся военные действия. В чем выражается упрощение процедуры:

  • сокращение сроков рассмотрения заявления до 3 суток;
  • вручение свидетельства через день после того, как лицо прошло медосмотр;
  • подача ходатайства производится даже через МФЦ.

В Россию порой хотят въехать не только иностранцы, но и непосредственно граждане РФ, постоянно проживавшие на территории других государств. К ним применяется понятие вынужденный переселенец, процедура их возвращения несколько иная.

Отказ в предоставлении временного убежища

Бывают ситуации, когда решение, вынесенное миграционными органами, отрицательное. Иностранцам тогда придется думать, как поступить дальше. Что же делать, если лицу отказали в предоставлении временного убежища? Прежде всего, он может обжаловать решение в досудебном порядке. Об этом иностранцу обязаны рассказать, когда вручают на руки письменный отказ. Ксерокопия решения должна быть у заявителя.

Обжалование отказа в предоставлении временного убежища рассматривается 15 дней. По их истечении должно быть вынесено обоснованное решение.

Что делать после получения

Получив статус временного убежища, иностранец начинает задумываться, что нужно совершить, чтобы и дальше законно остаться в РФ. Сначала ему нужно получить разрешение на пребывание или постоянное проживание. Так, если стать участником Программы по содействию переселению, можно приобрести ВнЖ быстрее и проще. Это довольно привлекательный способ легализоваться. После оформления вида на жительство в течение нескольких лет можно будет получить гражданство РФ.

Утрата статуса

Законом установлены и основания, по которым человек лишается права на временное убежище. Это происходит, если он получил ВнЖ или гражданство; переехал в другое государство; осужден за уголовно наказуемое деяние. Еще утрата статуса происходит, когда в его собственной стране улучшилось положение.

Многих интересует, можно ли получить временное убежище повторно. Крайне спорный вопрос, поскольку этот вариант не урегулирован актуальными правовыми актами. Если человека лишили статуса, то обычно ему дается всего 15 дней, чтобы он успел выехать с российской территории.

Подводя итоги

Вопрос получения права на временное убежище актуален всегда. Особенно когда в каких-то странах ведутся боевые действия, население страдает от разного рода преследований. Главное – соблюсти установленную процедуру: собрать нужные документы, подать их в ГУВМ МВД РФ. Получив свидетельство о временном убежище, человек обретает некоторые права и льготы в России. Отказ в выдаче указанного статуса можно обжаловать.

Временное убежище. Что оно дает и за что его можно лишиться

Временное убежище — предусмотренная федеральным законом «О беженцах» возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории РФ

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства в двух случаях:

  1. при условии, что оно имеет основания для признания беженцем, но ограничивается заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временного пребывания на территории РФ;
  2. если это лицо не имеет оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным законом РФ «О беженцах», но из гуманных побуждений не может быть выдворено (депортировано) за пределы территории РФ.

В соответствии с законом «О беженцах» порядок предоставления временного убежища определяется правительством РФ.

Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом миграционной службы по месту подачи заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ.

Лицо, намеревающееся получить временное убежище, должно пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата.

Правовым основанием для законного пребывания такого лица на территории РФ и регистрации в установленном порядке является свидетельство — документ, выдаваемый территориальным органом миграционной службы.

Временное убежище предоставляется на срок до одного года. Срок предоставления временного убежища может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа по вопросам миграции, на учете в котором состоит данное лицо.

Лицо, получившее временное убежище, прибывшие с ним члены его семьи имеют право на пользование жилыми помещениями на условиях найма (поднайма), оказание содействия в выезде за пределы Российской Федерации, а также могут пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ, международными договорами РФ и законодательством субъектов РФ.

Лицо, получившее временное убежище в Российской Федерации, имеет доступ на внутренний рынок труда — могут работать без получения специального разрешения.

Лицо, получившее временное убежище, прибывшие с ним члены его семьи обязаны сообщить в течение семи дней в территориальный орган по вопросам миграции по месту своего учета сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства РФ или гражданства другого государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации; сняться с учета в территориальном органе по вопросам миграции при изменении места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальный орган по вопросам миграции.

Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства, гражданином которого оно является.

Лицо, получившее временное убежище, утрачивает его:

  1. в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;
  2. при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого государства;
  3. при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

Лицо, получившее временное убежище, лишается его, если это лицо:

  1. осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;
  2. сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления этому лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение закона Российской Федерации «О беженцах».

Лицо, утратившее временное убежище или лишенное его, обязано в месячный срок покинуть территорию РФ.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Статья написана по материалам сайтов: hr-portal.ru, 1migration.ru, ria.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector