+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Все решения в оон принимаются

Один из главных органов Организации Объединенных Наций, состоящий из 15 членов: пять из них постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов — «непостоянные» избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной п. 2 ст. 23 Устава ООН.

Существует особая процедура принятия решений в Совете Безопасности в зависимости от их важности. Решения по процедурным вопросам считаются принятыми, если за них поданы голоса любых девяти членов Совета. Для принятия решений по всем другим вопросам требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно одному или нескольким постоянным членам Совета проголосовать против какого-либо решения — и оно считается отклоненным. Такая процедура называется наложением вето постоянным членом. Тем самым достигается согласованность действий постоянных членов Совета Безопасности в области поддержания международного мира и безопасности.

Вместе с тем, начиная с 1971 года, когда Китай не принимал участия в голосовании по резолюции № 305 от 19 декабря 1971 года по кипрскому вопросу, в деятельности Совета Безопасности сложилась практика, вылившаяся в процедуру «неучастия» постоянных членов Совета в голосовании, которая, однако, не расценивается как вето.

Устав ООН закрепляет за Советом Безопасности исключительно большие полномочия в деле предотвращения войны и создания условий для мирного и плодотворного сотрудничества государств. За послевоенный период не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывавшего споры и разногласия между государствами, на которое не обращалось бы внимание Совета Безопасности, причем значительное число их (свыше 165 за послевоенные годы) стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности. Совет

Безопасности стал основой механизма коллективного обеспечения исполнения норм международного права.

Совет Безопасности может принимать, согласно Уставу ООН, юридические акты двоякого рода. Как и другие главные органы ООН, Совет может принимать рекомендации, то есть юридические акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, с которыми тому или иному государству предлагается сообразовывать свои действия. Рекомендации не налагают на государства юридических обязательств.

Совет Безопасности может также принимать юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств — членов ООН. Некоторые решения Совета Безопасности, принятые в соответствии с Уставом ООН, в определенных случаях могут являться и юридическими актами, имеющими общее нормоустанавливающее значение. При этом исключается возможность обжалования или пересмотра принятых Советом Безопасности решений в каком-либо другом органе. Такие решения являются окончательными и не подлежат ревизии. Однако сам Совет Безопасности может пересмотреть свое решение, например, вследствие вновь открывшихся обстоятельств, неизвестных Совету при принятии первоначального решения, или может вернуться к рассмотрению какого-либо вопроса и изменить свои первоначальные резолюции.

Основной формой принимаемых Советом Безопасности рекомендаций и обязательных решений на протяжении всей его деятельности являются резолюции, которых принято свыше 730. Наряду с этим в практике Совета Безопасности все более заметную роль стали играть заявления председателя Совета, число которых превысило 100.

Устав ООН обеспечивает непрерывное функционирование Совета Безопасности и предписывает «быстрые и эффективные действия» от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания ООН. Согласно правилам процедуры, промежуток между заседаниями Совета Безопасности не должен превышать 14 дней, хотя на практике это правило не всегда соблюдалось.

С 1987 года сложилась новая форма деятельности Совета Безопасности, стали проводиться встречи министров иностранных дел пяти постоянных членов Совета с Генеральным секретарем ООН. Первая такая встреча была проведена 25 сентября 1987 года. Все это свидетельствует о жизнеспособности системы ООН.

Лекция 7. Международные организации и конференции

8. Общая характеристика главных органов ООН

Генеральная Ассамблея ООН – это совещательный представительный орган, в котором представлены все государства-члены ООН. Общая компетенция Генеральной Ассамблеи излагается в ст. 10 Устава ООН, в соответствии с которой Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН и делать рекомендации государствам-членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам. Генеральная Ассамблея наделена также полномочиями рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, а также обсуждать широкий круг проблем сотрудничества государств в политической, экономической, социальной, экологической, научно-технической и иных областях, а также выносить рекомендации по ним.

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии, которые открываются в третий вторник сентября, а также специальные и чрезвычайные специальные сессии. Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Генеральным секретарем и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии.

Генеральная Ассамблея ООН имеет право выносить только рекомендации, которые, за исключением решений по вопросам бюджета и процедуры, сами по себе не имеют обязательной силы для членов ООН. По рекомендации Совета Безопасности она назначает Генерального секретаря ООН, производит прием в ООН новых членов, решает вопросы приостановления осуществления прав и привилегий государств-членов, их исключения из ООН.

Генеральная Ассамблея наделена рядом весьма важных функций и, прежде всего, в рассмотрении кардинальных вопросов мировой политики:

· функцию укрепления международного мира,

· функцию смягчения международной напряженности,

· функцию сокращения вооружений и разоружения,

· функцию создания условий для развития дружественных отношений и сотрудничества между государствами в самых различных областях.

Генеральная Ассамблея ООН избирает также непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, Совета по Опеке и Международного Суда ООН.

Совет Безопасности ООН – это главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, и состоящий из 15 членов: пять членов Совета постоянные (это Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава) «непостоянные» и избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (см.: пункт 2 ст. 23 Устава ООН).

В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности обладает исключительно большими полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного и плодотворного сотрудничества государств.

Имеется особенность принятия решений. Так, решения по процедурным вопросам в Совете Безопасности считаются принятыми, если за них поданы голоса не менее любых девяти членов Совета. Для принятия решений по всем другим вопросам требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно одному или нескольким постоянным членам Совета проголосовать против какого-либо решения – и оно считается отклоненным, то есть наложить вето на решение постоянным членом. Тем самым Устав ООН исходит из необходимости согласованности действий постоянных членов Совета Безопасности в области поддержания международного мира и безопасности.

Совете Безопасности ООН наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира. Согласно Устава ООН, только Совет Безопасности и никакой другой орган или должностное лицо ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использованием Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с созданием и использованием Вооруженных сил ООН, в частности, такие, как определение задач и функций вооруженных сил, их состава и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а также вопросы руководства операциями и определение порядка их финансирования. Для оказания давления на государство, действия которого, создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет может решить и потребовать от членов ООН применения мер, не связанных с использованием вооруженных сил, например, таких как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом недостаточными, он уполномочен предпринимать действия, связанные с использованием воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти действия могут включать в себя демонстрацию, блокаду, операции вооруженных сил членов ООН. Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН, об исключении членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если против этого члена он предпринимает действия превентивного или принудительного характера. Совет делает рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН относительно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с ней членов Международного Суда ООН и может принять меры для исполнения решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить. Согласно Уставу, Совет может помимо рекомендаций принимать и юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств-членов ООН.

Это интересно:  Приказ на передачу материальных ценностей при увольнении

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) также является одним из главных органов ООН, который под руководством Генеральной Ассамблеи ООН координирует экономическую и социальную деятельность ООН, ее специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН.

ЭКОСОС состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом ООН (ст. 61 Устава ООН), причем ежегодно избираются 18 членов на трехлетний срок для замены тех 18 членов, трехлетний срок деятельности которых истек. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании.

ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН и ее 15 специализированных учреждений, а также других институтов системы ООН. Он служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам для государств и для системы ООН в целом.

На ЭКОСОС возложены широкие многообразные функции координации и развития сотрудничества государств с различным социальным строем в таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов, международная защита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступности и многое другое. ЭКОСОС призван, согласно Уставу ООН, предпринимать исследования, составлять доклады, выносить рекомендации по вопросам международного, экономического, социального, культурного сотрудничества государств, содействовать соблюдению и уважению прав человека, созывать международные конференции и симпозиумы, подготавливать проекты конвенций по вопросам своей компетенции для представления их Генеральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными учреждениями ООН, определяющими их отношения с ООН, принимать меры для получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящих в его компетенцию. Он должен служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработке рекомендаций в отношении политики по этим проблемам, контролировать и оценивать осуществление общей стратегии и выполнение первоочередных задач. Установленных Генеральной Ассамблеей в указанных областях, обеспечивать общую координацию деятельности организаций и системы ООН в таких областях и проводить всесторонние обзоры политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН, учитывая при этом необходимость обеспечения равновесия, совместимости и соответствия первоочередным задачам, установленным Генеральной Ассамблеей для системы ООН в целом.

Совет по Опеке ООН действует под руководством Генеральной Ассамблеи ООН и уполномочен рассматривать отчеты, предоставляемые властью, управляющей соответствующей территорией, принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью, устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки и предпринимать упомянутые действия в соответствии с условиями соглашений об опеке.

Совет по Опеке ООН состоит из 5 государств-участников (Россия, США, Англия, Франция и КНР). Совет проводит одну сессию в год в Нью-Йорке. Из первоначальных 11 подопечных территорий все в ходе работы Совета получили независимость: Гана, Сомали, Камерун, Того, Руанда, Бурунди, Объединенная Республика Танзания, Самоа, Науру, Папуа-Новая Гвинея.

Совет по Опеке ООН разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса, а также прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты. В результате освободительной борьбы большинство подопечных территорий обрело независимость. Соответственно из 11 подопечных территорий, находившихся в ведении Совета с самого начала его деятельности, в настоящее время осталась одна – Тихоокеанские острова (под опекой США).

Международный Суд ООН согласно пункту 1 ст. 7 Устава ООН является одним из главных судебных органов Организации Объединенных Наций. Его основное назначение состоит в том, что он должен разрешать любые международные споры, которые будут переданы ему спорящими государствами. В пункте 1 ст. 33 Устава ООН перечислены мирные средства урегулирования международных споров, одним из которых является судебное разбирательство, а именно международный суд, функционирующий постоянно. Этим в основном и определяется сфера деятельности Международного Суда.

Международный Суд ООН состоит из 15 независимых судей, избираемых вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на срок в девять лет с правом переизбрания. При этом для избрания Советом Безопасности кандидату достаточно получить 8 голосов. Кандидатуры для избрания в Суд выдвигаются национальными группами членов Постоянной Палаты Третейского Суда (по 4 члена в каждой группе). Местопребывание Суда — Гаага. Все государства-члены ООН являются ipso facto участниками Статута Суда, являющегося неотъемлемой составной частью Устава ООН. Генеральная Ассамблея определяет по рекомендации Совета Безопасности условия, согласно которым государство, не являющееся членом ООН, может стать участником Статута Суда (пункт 2 ст. 93 Устава ООН).

Этот судебный орган имеет множество специфических особенностей, так как в отличие от других международных судов сторонами в рассматриваемых данным судом делах могут быть только государства. Обращение к Суду является факультативным, то есть государства передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-компромисса. Однако ряд государств, в том числе Россия по некоторым международным договорам, признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной. Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяя при этом международные конвенции, международный обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также в качестве вспомогательного средства – судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.

Секретариат ООН – это орган ООН, призванный обслуживать работу других органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Секретариат ООН выполняет административно-технические функции ООН, в частности, готовит некоторые материалы, переводит, печатает и распространяет доклады, резюме и другие документы и т. д. Он состоит из Генерального секретаря, назначаемого Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5-летний срок, по истечении которого может быть назначен вновь, и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Работа Секретариата включает в себя осуществление операций по поддержанию мира с санкции Совета Безопасности, организацию и проведение международных конференций по проблемам мирового значения, составление обзоров мировых экономических и социальных тенденций и проблем, подготовку исследований по таким вопросам, как разоружение, развитие, права человека. В функции Секретариата входят также устный и письменный перевод выступлений и документов и распространение документации.

Это интересно:  Письмо о снижении тарифов в банке

Секретариат размещен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, имеются также подразделения Секретариата в Женеве, Вене, Найроби, Бангкоке и других городах.

Первым Генеральным секретарем был Трюгве Ли (Норвегия), его сменил в 1953 г. Даг Хаммаршельд (Швеция). В 1961 г. Генеральным секретарем стал У Тан (Бирма), которого в 1971 г. сменил Курт Вальдхайм (Австрия). Затем Генеральным секретарем ООН был Хавьер Перес де Куэльяр (Перу), который вступил в должность 1 января 1982 г. В 1991 г. Генеральным секретарем ООН был назначен гражданин Египта Бутрос Гали. В настоящее время (1 января 1997 г.) этот пост занимает Кофи Аннан (Гана).

Порядок голосования в СБ ООН.

Исключительно важные функции СБ ООН определили и методы голосования в нем.

Каждый член Совета имеет один голос. Для принятия решения по процедурным вопросам достаточно девяти голосов любых членов Совета.

Для принятия решения по всем другим вопросам, связанным с деятельностью Совета, требуется не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членовСовета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения на основании гл. VI и на основании п. 3 ст. 52 Устава ООН. Эта формула получила название принципа единогласия постоянных членов.Решение Совета считается отклоненным, если против него проголосовал хотя бы один постоянный член.В этом случае говорят о применении вето.

В ст. 27 Устава ООН не содержится указаний, какие вопросы относятся к процедурным и какие — к другим. Разъяснения на этот счет даны вЗаявлении делегаций четырех приглашающих правительств о порядке голосования в СБ ООНот 7 июня 1945 г. В нем перечислялись все случаи процедурного голосования по ст. 28—32: принятие и изменение правил процедуры, методы избрания председателя, организация работы Совета и др. Все остальные случаи голосования по гл. VI и VII требовали применения принципа единогласия, включая определение, является ли вопрос процедурным или относится к категории других.

В последнем случае возникает возможность применения вето дважды одним и тем же постоянным членом СБ ООН: сначала при решении вопроса о его процедурном или другом характере, затем при рассмотрении его по существу.

Это так называемоедвойное вето. Практика его применения весьма невелика: всего шесть раз в первые годы деятельности Совета.

Определенные трудности возникли в практике применения правила обязательного воздержания постоянного члена-стороны в споре: они были связаны с установлением, идет ли речь о споре или ситуации, с определением стороны в споре и с вынесением решения по спору на основании гл. VI или VII. В практике СБ ООН было лишь пять случаев применения обязательного воздержания члена Совета—стороны в споре. Вместе с тем сложилось и стало широко применяться правило, в соответствии с которым мотивированное воздержание постоянного члена Совета, не являющегося стороной в споре, считается не препятствующим принятию решения.

Неучастие в голосовании постоянного члена СБ ООН по своим юридическим последствиям равнозначно воздержанию. Такая практика сложилась при неучастии в голосовании представителя Китайской Народной Республики при принятии некоторых решений.

Практика деятельности СБ ООН доказала исключительную важность принципа единогласия.

Из принципа единогласия следует, что в основе деятельности СБ ООН лежит принцип особой ответственности его постоянных членов, в силу которого они обязаны прилагать все усилия для обеспечения нормальной деятельности Совета и достижения этим органом согласованных решений по вопросам поддержания мира и безопасности.

Формула голосования в СБ ООН в известной мере требует согласованных действий не только постоянных членов, но и непостоянных, так как для принятия решенияпомимо пяти голосов постоянных членов необходимы также по крайней мере четыре совпадающих голоса непостоянных членов. Это значит, что семь непостоянных членов обладают своеобразным коллективным вето. В этом случае говорят о «скрытом» вето. В практике оно пока не применялось ни разу. Следовательно, механизм принятия решения в СБ ООН исходит из учета интересов всех стран, как больших, так и малых.

В последнее время все большее количество резолюций в СБ ООН принимается консенсусом (до 30%). Нашли распространение заявления Председателя СБ ООН, а также коммюнике и брифинги.

Порядок работы СБ ООН.

СБ ООН — постоянно действующий орган. Все его члены должны быть постоянно представлены в месте пребывания ООН. Совет собирается на заседания по мере необходимости, однако согласно Правилам процедуры промежуток между его заседаниями не должен превышать 14 дней. Это правило не всегда соблюдается.

В работе СБ ООН могут принимать участие и другие государства — как члены ООН, так и не члены. Без права голоса Советом приглашаются:

• члены ООН, а также не члены Совета, если их интересы специально затронуты обсуждаемым в Совете вопросом (ст. 31 Устава ООН);

• члены и не члены ООН, если они являются стороной в споре, рассматриваемом в Совете. С правом голоса Совет может пригласить государство, если оно этого пожелает, когда обсуждается вопрос об использовании военного контингента этого государства, предоставленного им в распоряжение Совета.

Органы СБ ООН.

В соответствии со ст. 29 Устава ООН СБ ООН может учреждать такие вспомогательные органы, какие он найдет необходимыми для выполнения своих функций.Такие органы подразделяются на постоянные и временные. К постоянным органам СБ ООН относятся:

• Комитет экспертов (по вопросам процедуры);

• Комитет по приему новых членов;

• Комитет по вопросу о заседаниях Совета вне центральных учреждений.

Временные вспомогательные органы СБ ООН создаются в составе всех или некоторых членов Совета для изучения определенной ситуации (например, Комиссия по расследованию агрессии, совершенной наемниками против Республики Сейшельские Острова, 1981 г.; Комиссия для рассмотрения положения, связанного с поселением на арабских территориях, оккупированных с 1967 г., в том числе в Иерусалиме, 1979 г. и др.).

Особо надо выделитьВоенно-штабной комитет, создание которого предусмотрено Уставом ООН (ст. 47). Как отмечалось ранее, это орган СБ ООН в составе начальников штабов постоянных членов Совета или их представителей, призванный давать советы и оказывать помощь по всем вопросам, относящимся к военным потребностям Совета. Хотя орган и проводит свои заседания один раз в две недели, однако он фактически бездействует начиная с середины 1947 г., не получая никаких заданий от Совета.

Методы и процедуры разрешения конфликтных ситуаций СБ ООН.

В многолетней деятельности СБ ООН сложились определенные методы и процедуры разрешения различных конфликтных ситуаций. Особенно успешно в практике Совета использовались миссии по сбору фактов, посредничество, превентивная дипломатия, миротворческие операции и операции по поддержанию мира, постконфликтное миро-строительство и др.

Вместе с тем по-прежнему остается актуальным вопрос о повышении эффективности СБ ООН, включая использование всех его уставных возможностей по поддержанию мира. Главная причина недостаточной эффективности Совета заключается в его неспособности в ряде случаев обеспечить осуществление своих резолюций.

Международный Суд ООН

Международное судебное разбирательство является относительно новым средством мирного разрешения споров, хотя его теоретические основы были разработаны еще в XIX веке, и существенный вклад в это внес русский юрист Л.А. Камаровский. Впервые международный суд был создан в 1921 году в рамках Лиги Наций. Им явилась Постоянная палата международного правосудия, прекратившая свое существование 18 апреля 1946 г. Во второй половине XX века практика создания международных судов значительно расширилась. Созданы суды на универсальном уровне (Международный Суд ООН, Международный трибунал по морскому праву) и на региональном уровне (Европейский суд по правам человека, Европейский суд, Экономический суд СНГ и др.).

Международное судебное разбирательство имеет много общих черт с международным арбитражем. Главное, что их сближает, это обязательность решений. При этом с точки зрения международного права решения международного суда и решения третейского суда имеют одинаковую силу. Различие между ними носит главным образом организационный характер: состав арбитража зависит от воли спорящих сторон, а состав международного суда определен заранее; третейский суд формируется при обращении к нему заинтересованных сторон, а международный суд заседает постоянно, и судьи обязаны быть в его распоряжении во всякое время. Международные суды, кроме Международного Суда ООН, могут рассматривать, как и арбитражи, споры с участием международных организаций и отдельных граждан.

Это интересно:  Нужно ли применять ккм при енвд

Международный Суд ООН (местопребывание – Гаага) стал преемником Постоянной палаты международного правосудия. Это один из главных органов ООН, в задачу которого входит осуществление международного правосудия. Его состав и компетенция определены Уставом ООН и Статутом Международного Суда.

Согласно п. 1 ст. 34 Статута, сторонами по делам, разбираемым Судом, могут быть только государства.

Компетенция:

1)Разрешение межгосударственных споров(решения обязательны для стороны спора)

2) Вынесение консультативных заключений(толкование вопросов права) по запросу:

• ГА ООН и Совета Безопасности ООН по любым правовым вопросам

• других органов главных органов ООН по решению ГА по правовым вопросам, возникающим в рамках их компетенции

• специализированных учреждений ООН по правовым вопросам, возникающим в рамках их компетенции

Ведению Суда подлежат:

• все дела, переданные ему сторонами

• все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями (ст. 36, п. 1).

При этом юрисдикция Суда носит факультативный характер. Это значит, что спор может стать объектом рассмотрения в Суде толькос согласия всех спорящих сторон. Такое согласие дается путем:

1) Специального соглашения спорящих государств (компромисс):При возникновении спора государства подписывают соглашение о передаче спора в МС ООН

2) Одностороннее заявление:Государства-участники Статута заранее могут сделать заявление о признании обязательной юрисдикции в отношении любого другого государства, также признавшего обязательную юрисдикцию МС по ст. 36 Статута

3) Специальное положение в МД: некоторые международные договоры включают положения об обязательной или факультативной передаче всех споров, вытекающих из толкование и применения данных договоров, в МС ООН

Государства – участники Статута могут в любое время, сделав заявление, признать юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, категории которых перечислены в ст. 36, п. 2:

• любой вопрос международного права;

• наличие факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;

• характер и размеры возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.

В настоящее время обязательную юрисдикцию признают около 70 государств.

Ряд универсальных международных договоров содержит положение о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении споров, затрагивающих толкование и применение этих договоров. Таких договоров около 300. В некоторых из них Российская Федерация участвует без оговорок к указанному положению, например в Уставе МАГАТЭ 1956 года, в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года и др.

Для образования судебного присутствия достаточен кворум в девять судей. Однако, как правило, суд заседает в полном составе (15 судей). Вместе с тем предусмотрено, что для разбора определенных категорий дел, например дел, касающихся транзита и связи, Суд может образовывать одну или несколько камер в составе трех и более судей. Суд также может по мере надобности создаватькамеры и для разбора отдельных дел (ст. 26 Статута). Кроме того, в целях ускорения разрешения дел Суд ежегодно образует камеру в составе пяти судей, которая по просьбе сторон может рассматривать и разрешать дела в порядке упрощенного судопроизводства (ст. 29 Статута).

Суд состоит из 15 судей. Максимальное кол-во судей-17 (2 ad hoc) Коллегия независимых судей из лиц высоких моральных качеств удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области МП.

•​15 членов, причём в его составе не может быть 2-х граждан одного государства;

•​Члены Суда избираются ГА ООН м СБ ООН из числа лиц, внесённых в список по предложению национальных групп Постоянной Палаты Третейского Суда;

•​Члены Суда избираются на 9 лет и могут быть переизбраны.

Выборы членов МС ООН

Выборы проводятся в Нью-Йорке, как правило, осенью. Выборы проводит сама ООН (так как Суд является главным судебным органом ООН).

Судьи избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности (члены которого не обладают правом вето для целей выборов). Эти органы проводят голосование одновременно, но независимо друг от друга.

Для того чтобы быть избранным, кандидат должен получитьабсолютное число голосов в обоих органах. В связи с этим зачастую возникает необходимость проводить голосование несколько раз.

В целях обеспечения определенной преемственности в составе Суда не все сроки полномочий 15 судей истекают в одно и тоже время.Каждые три года проводятся выборы одной трети членов Суда.

Члены Суда при выполнении функций судей Суда пользуются дипломатическими привилегиями, иммунитетами и льготами.

Ежегодный бюджет Суда, утверждаемый Генеральной Ассамблеей, составляет менее 1 процента бюджета Организации Объединенных Наций.

Все решения в оон принимаются

РЕШЕНИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН — резолюции этого органа, обладающие, в отличие от рекомендаций, обязательным характером для всех государств членов ООН (ст. 25 Устава ООН). Если для принятия таких резолюций по процедурным вопросам достаточно 9 голосов любых членов Совета… … Юридическая энциклопедия

СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН РЕШЕНИЯ — РЕШЕНИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН … Юридическая энциклопедия

СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН РЕШЕНИЯ — (см. РЕШЕНИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН) … Энциклопедический словарь экономики и права

Реформа Совета Безопасности ООН — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Реформа … Википедия

Резолюция Совета Безопасности ООН 478 — документ, инициированный 20 августа 1980 года на 2245 м заседании Совета Безопасности ООН, в связи с тем, что 30 июля 1980 года Израиль объявил Иерусалим своей единой и неделимой столицей. Резолюция была принята голосами 14 членов совета, при… … Википедия

Резолюция Совета Безопасности ООН 292 — Резолюция Совета Безопасности ООН 292 резолюция Совета Безопасности ООН, принятая в связи с заявлением Бутана о приёме его в члены ООН, в которой Совет Безопасности единогласно рекомендовал Генеральной Ассамблее ООН принять Бутан в члены… … Википедия

Резолюция Совета Безопасности ООН 338 — Совет Безопасности … Википедия

Резолюция Совета Безопасности ООН 1970 — Резолюция Совета Безопасности ООН №1970 резолюция, принятая всеми пятнадцатью государствами членами Совета Безопасности ООН 26 февраля 2011 года в связи с восстанием в Ливии и касающаяся санкций в отношении режима Муаммара Каддафи, а также помощи … Википедия

Совет Безопасности ООН — (Security Council, UNSC) СБ ООН, состав Совета безопасности ООН, функции и полномочия Совета безопасности ООН История создания Совета безопасности ООН, постоянные и непостоянные члены Совета безопасности ООН, исторические решения Совета… … Энциклопедия инвестора

Совет Безопасности ООН — важнейший постоянно действующий орган ООН. Устав ООН возлагает на него главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Состоит из 15 членов: 5 постоянных (Китай, Франция, Россия, Великобритания и США), 10 избираются на… … Энциклопедический словарь

Статья написана по материалам сайтов: netprava.ru, megalektsii.ru, dic.academic.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector