8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Выборы главы муниципального образования

Полгода назад в Бурятии была утверждена конкурсная система избрания глав муниципалитетов

За полгода с введения в Бурятии конкурсной системы избрания глав муниципалитетов несколько районов уже испытали новшество на себе. Другие, видя позитивные стороны нововведения, намереваются к ним присоединиться. В пользу конкурсного отбора высказываются также бурятские общественники и политологи.

В апреле 2018 года в республике была законодательно утверждена альтернатива прямым выборам глав муниципальных образований – теперь назначать главу района может конкурсная комиссия. Половину ее членов выбирает глава Бурятии, вторую – депутаты райсовета. При этом вариант проведения прямых выборов сохраняется для всех.

Причем решение о переходе на конкурсную систему или сохранению прямых выборов принимают сами муниципалитеты – эти полномочия переданы депутатам райсоветов.

Ряд районов Бурятии по решению районных советов уже перешел от прямого голосования к конкурсному отбору. Это Хоринский, Заиграевский, Муйский и Северо-Байкальский районы. В настоящее время обсуждается переход к конкурсному назначению глав муниципалитетов в Баргузинском, Баунтовском, Иволгинском и Курумканском районах.

При этом ряд районов сохраняет старый порядок выбора главы и переходит на конкурсную систему не собирается. Например, совсем недавно, 23 декабря, жители Бичурского района прямым голосованием избрали нового главу.

Плюсы и минусы есть и у прямых выборов, требующих серьезных бюджетных затрат, так и у конкурсного отбора. Пока инициатива с конкурсом не везде воспринимается местным населением с пониманием. Однако, по мнению политолога Алексея Михалева, прямые выборы именно в муниципальных образованиях уже приобрели негативный оттенок.

— Муниципальные выборы — это одна из проблемных точек для республики. Явка бывает низкая, редко превышает 37 процентов. В итоге право выбора принадлежит ангажированному меньшинству. Поэтому говорить о демократии не совсем справедливо. Переход к избранию через комиссию может открыть возможности для повышения эффективности органов местного самоуправления, — объяснил свою позицию политолог.

Известный бурятский общественник Биликто Дугаров считает, что прямые выборы глав районов сейчас превратились в конкурс кошельков, политтехнологов или лоббистских групп. И как следствие, к власти запросто могут прийти откровенные популисты. Пример тому — Тункинский район, который до сих пор лихорадит после последних прямых выборов главы района.

— Народ, при подобных прямых выборах, всегда остаётся просто и беззастенчиво использованным разными предвыборными командами в своих личных и зачастую сугубо корыстных целях под благовидными лозунгами о честных и конкурентных выборах. Все-таки прихожу к выводу о том, что альтернатива в виде избрания главы района через комиссию при главе республики не самый худой вариант. Демократия — это конечно хорошо, но демократия должна идти на пользу обществу, а не во вред. Такое моё мнение, — написал на своей странице в соцсети общественник.

По мнению руководителя фракции партии «Единая Россия» в Народном Хурале Баира Жамбалова, к назначению через конкурсную комиссию сегодня склонны большинство районов.

— Потому что при любых выборах политическая ситуация в районе обостряется, район раскалывается по лагерям кандидатов, включаются грязные технологии. Новая модель сохраняет политическую стабильность, — объяснил он. — Мы уже провели избирательные компании по конкурсной процедуре в Хоринском, Заиграевском, Муйском районе. И в управление пришли более подготовленные кадры. Раньше выборы ведь могли выиграть откровенные популисты, которые не справлялись с работой. При конкурсном отборе глава республики вместе с правительством берет ответственность за того или иного кандидата. Еще один плюс – экономия районного бюджета. На избирательную компанию в районе тратится до 4 млн рублей. При недостатке финансовых средств — это существенные расходы для бюджета. Чтобы провести выборы в Бичурском районе, было затрачено около 3 млн рублей. На фоне этого появилась 2-месячная задолженность по зарплате.

Позитивные и негативные стороны обеих моделей выбора глав муниципальных образования отметил заведующий кафедрой политологии и социологии БГУ Алексей Комбаев. Он считает, в идеале прямые выборы должны быть более эффективны и ответственность за выбор лежит на каждом голосовавшем.

— Потому что абы кому не доверят решать вопросы, связанные со своей повседневностью. Но с другой стороны, всеобщий абсентеизм людей, возможность применения различных политтехнологий, дают вероятность прихода «случайных» людей к управлению. Система, при которой на должность назначает комиссия, тоже достаточно эффективна. Комиссия состоит из опытных управленцев, которые понимают, что необходимо. При любом неудачном назначении всегда будет виновата комиссия. Не нужно будет тратить огромные деньги на организацию выборов, тратить административные ресурсы, устраняются «случайные» люди, которые часто не способны управлять – это плюс. Но с точки зрения развития гражданского общества – это минус, — считает кандидат политических наук.

Тут взвешенное решение должны принимать депутаты райсовета, которым избиратели доверили принимать самые важные решения, касающиеся жизни их родных районов, считает руководитель фракции партии «Единая Россия» в Народном Хурале Баир Жамбалов.

И все же, что эффективнее – дарящий политическое спокойствие, экономически целесообразный конкурсный отбор, который должен дать районам сильных и подготовленных глав, или знакомая демократичная система прямых выборов, учитывающая волеизъявление граждан – покажет только время.

О «конкурсном» порядке избрания глав муниципальных образований: некоторые обобщения двухлетней практики (Вискулова В.В.)

Дата размещения статьи: 24.08.2017

Судебная практика последних лет также доказала исключительную популярность среди заявителей непосредственной выборной модели наделения полномочиями главы муниципального образования, вплоть до сбора подписей граждан в ее поддержку. Увы, общая заинтересованность в поддержании конституционного правопорядка в интересах других лиц либо самих заявителей в будущем не признается судами достаточным аргументом для рассмотрения соответствующих обращений. Хотя распространение требований избирательного законодательства на институт «конкурсного» избрания глав муниципалитетов все же возможно, хотя бы в части требований к кандидатам на указанную должность.
И самый главный вывод, следующий из судебной практики, — использование института «конкурсных» выборов как не предполагающего получение мандата напрямую от избирателей сегодня не позволяет таким главам поселений не только входить в состав представительных органов муниципальных районов, формируемых путем делегирования, но и совмещать полномочия председателя представительного органа, возглавляя местную администрацию, что не должно препятствовать им эффективно решать вопросы местного значения.

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Должность главы является обязательной для всех без исключения муниципальных образований. При этом в соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. глава муниципального образования одновременно занимает должность либо главы представительного органа муниципального образования, либо главы местной администрации. В первом случае он может занять ее либо по результатам муниципальных выборов, либо будучи избранным из состава представительного органа; во втором — только по результатам муниципальных выборов. Исключением из указанного правила являются сельские поселения, в которых глава муниципального образования может совмещать должности главы представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Порядок избрания главы муниципального образования путем проведения всеобщего голосования определяется законодательством о муниципальных выборах, порядок избрания главы из состава представительного органа — уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами. В качестве примера можно привести выборы главы г. Саратова. В соответствии со ст. 30 Устава г. Саратова глава города избирается депутатами Городской думы из своего состава на первом заседании на срок полномочий Городской думы и исполняет свои обязанности на постоянной основе. Кандидатуры для избрания на должность главы города выдвигаются депутатом (группой депутатов), а также путем самовыдвижения. При этом каждый депутат (группа депутатов) вправе выдвинуть только одну кандидатуру на должность главы города.

Депутат, выдвинутый на должность главы города, вправе заявить о самоотводе своей кандидатуры. Заявление о самоотводе принимается без обсуждения и голосования. Каждый из кандидатов на должность главы города выступает на заседании Думы с программой предстоящей деятельности. Кандидат на должность главы города считается избранным, если за его избрание проголосовало большинство от установленной численности депутатов Городской думы. Если ни один из кандидатов не набрал в итоге голосования требуемого для избрания числа голосов, то проводятся новые выборы с новым выдвижением кандидатур. По итогам голосования Думой принимается соответствующее решение.

Полномочия главы города начинаются со дня его избрания Городской думой и прекращаются во второе воскресенье марта года, в котором истекает его срок полномочий, а в случае, предусмотренном Законом о местном самоуправлении 2003 г., — во второе воскресенье октября года, в котором истекает его срок полномочий.

Глава города не позднее чем на 15-й день со дня официального опубликования решения Городской думы об избрании на должность принимает присягу следующего содержания: «Я (фамилия, имя, отчество), вступая в должность главы города Саратова, торжественно обещаю справедливо и беспристрастно осуществлять предоставленные мне полномочия, честно и добросовестно исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности на благо жителей города».

Глава муниципального образования наделен следующими полномочиями:

  • 1) представлять муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действовать от имени муниципального образования;
  • 2) подписывать и обнародовать в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  • 3) издавать в пределах своих полномочий правовые акты;
  • 4) требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
  • 5) обеспечивать осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

Полномочия главы муниципального образования определяются также тем, какой орган местного самоуправления он возглавляет. В качестве главы представительного органа муниципального образования он может вести заседания представительного органа; контролировать и обеспечивать выполнение его регламента; подписывать решения, протоколы заседаний, другие документы представительного органа; организовывать выполнение его решений; координировать деятельность постоянных и иных комиссий и т.п. Возглавляя администрацию, глава муниципального образования обычно организует формирование и исполнение городского бюджета; распоряжается финансовыми ресурсами муниципального образования; руководит непосредственно и через подчиненные органы предприятиями и учреждениями муниципальной собственности; обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан;

отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации; заключает договоры, соглашения; применяет меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности назначаемых им муниципальных служащих и т.п.

Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. В частности, на него возложена обязанность ежегодно отчитываться о результатах своей деятельности перед представительным органом муниципального образования, а в случае если он возглавляет местную администрацию — о результатах деятельности перед местной администрацией и иными подведомственными ей органами местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

  • 1) смерти;
  • 2) отставки по собственному желанию;
  • 3) удаления в отставку;
  • 4) отрешения от должности;
  • 5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • 6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  • 7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
  • 8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
  • 9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
  • 10) отзыва избирателями;
  • 11) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
  • 12) изменения порядка формирования представительного органа муниципального района;
  • 13) преобразования или упразднения муниципального образования;
  • 14) утраты сельским поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
  • 15) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования. Например, в соответствии с уставом г. Саратова таким должностным лицом является заместитель главы города, также избираемый из числа депутатов.

Выборы главы муниципального образования

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Организация выборов в органы власти муниципальных образований: вопросы и ответы.

При подготовке выборов глав и депутатов представительных органов муниципальных образований 11 октября 2009 года в Избирательной комиссии Вологодской области была организована работа телефонной «Горячей линии» для организаторов выборов и избирателей. За 3 месяца избирательной кампании на «Горячую линию» обратились более 300 человек. Большое количество вопросов об организации дня голосования поступало от членов участковых избирательных комиссий, так как состав этих комиссий на текущих выборах значительно обновился.
Вопросы, которые интересовали граждан, и ответы на них (после минимальной обработки и систематизации) приведены ниже. В подборку также включены вопросы, прозвучавшие на встречах членов Избирательной комиссии области с избирателями.

1. Какими нормативными актами регламентируется проведение муниципальных выборов в Вологодской области?
Проведение муниципальных выборов регламентируется следующими нормативными правовыми актами:
— Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
— Устав Вологодской области;
— закон Вологодской области от 17 февраля 2003 года № 869-ОЗ «О выборах главы муниципального образования в Вологодской области»;
— закон Вологодской области от 30 апреля 2003 года № 897-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования»;
— закон Вологодской области «О территориальных избирательных комиссиях в Вологодской области» от 03 ноября 2006 года № 1514-ОЗ.

2. Кто назначает выборы главы и депутатов представительного органа муниципального образования?
Очередные выборы главы муниципального образования и выборы депутатов представительного органа муниципального образования очередного созыва назначаются представительным органом муниципального образования.

3. Кто назначает выборы главы и депутатов представительного органа вновь образованного (путём объединения) муниципального образования?
Выборы глав и депутатов представительных органов вновь образованных путем объединения муниципальных образований назначают и проводят территориальные избирательные комиссии муниципальных районов, на которые возложены полномочия избирательных комиссий вновь образованных муниципальных образований решением Избирательной комиссии Вологодской области, либо сформированные избирательные комиссии вновь образованных муниципальных образований. На выборах 11 октября 2009 года в нашей области пошли по пути возложения полномочий на территориальные комиссии.

4. Кем избираются глава муниципального образования и депутаты представительного органа муниципального образования?
Глава муниципального образования, депутаты представительного органа муниципального образования избираются гражданами, проживающими на территории соответствующего муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

5. Кто может быть избран главой или депутатом представительного органа муниципального образования?
Главой муниципального образования, депутатом представительного органа муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 21 год и не имеющий ограничений пассивного избирательного права, полный и исчерпывающий перечень которых установлен законом (например, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда, признанный недееспособным, имеющий неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений и т.д.).

6. Кто имеет право выдвигать кандидатов на выборах глав и депутатов представительного органа муниципального образования?
На выборах глав и депутатов представительного органа муниципального образования могут быть зарегистрированы как кандидаты, выдвинутые избирательным объединением, так и граждане, выдвинувшие свои кандидатуры в порядке самовыдвижения.

7. Какие политические и общественные организации могут участвовать в выборах в качестве избирательного объединения?
Избирательное объединение — политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом «О политических партиях» право участвовать в выборах, а также региональное или иное структурное подразделение политической партии, имеющие право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов глав и депутатов представительных органов муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах, и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне.
Список политических партий и иных общественных объединений, имеющих право участвовать в выборах в качестве избирательных объединений, публикуется в печати и сети Интернет не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Это интересно:  Условия перехода на енвд в 2020 году

8. Имеют ли право иностранные граждане избирать и быть избранными в органы местного самоуправления?
На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

9. Имеет ли право быть избранным в органы местного самоуправления гражданин, имеющий двойное гражданство?
Главой муниципального образования, депутатом представительного органа муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, если соответствующим международным договором Российской Федерации предусмотрено право указанных граждан быть избранными в органы местного самоуправления.

10. Имеет ли кто-либо право принудить гражданина к участию или неучастию в муниципальных выборах?
Участие гражданина в выборах главы муниципального образования, депутатов представительного органа муниципального образования является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

12. Что относится к местам временного пребывания?
К местам временного пребывания относятся больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также иные места с временным пребыванием людей.

13. Участвуют ли в выборах органов местного самоуправления военнослужащие, проходящие военную службу по призыву?
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума при выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме.

14. Какие избирательные комиссии осуществляют подготовку и проведение муниципальных выборов в Вологодской области?
Подготовку и проведение муниципальных выборов, реализацию и защиту избирательных прав граждан осуществляют и обеспечивают:
избирательная комиссия муниципального образования;
участковые избирательные комиссии.
Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию.
Постановлением Избирательной комиссии Вологодской области от 05.06.2007 № 121/680 «О возложении полномочий избирательных комиссий муниципальных образований на территориальные избирательные комиссии» полномочия избирательных комиссий муниципальных образований возложены на 28 территориальных избирательных комиссий (за исключением полномочий избирательной комиссии муниципального образования «Город Сокол»).

15. Кто и в каком объеме оказывает содействие избирательным комиссиям?
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.
Организации, имеющие государственную и (или) муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.

16. Какие средства массовой информации обязаны безвозмездно предоставлять избирательным комиссиям для информирования избирателей эфирное время и печатную площадь?
Муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять избирательным комиссиям эфирное время для информирования избирателей в порядке установленном федеральным законодательством, законами области, а также печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации.

17. За счет каких средств осуществляется финансовое обеспечение деятельности избирательных комиссий при проведении муниципальных выборов?
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов главы муниципального образования, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, а также с обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательной комиссией муниципального образования за счет средств, выделенных на эти цели из бюджета муниципального образования. Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов местного бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа муниципального образования, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, а также с обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями по выборам депутатов представительного органа муниципального образования за счет средств, выделенных на эти цели из бюджета муниципального образования.
Ассигнования на подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования предусматриваются отдельной строкой в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов бюджета муниципального образования. Главными распорядителями средств являются избирательные комиссии, организующие выборы, финансирование которых осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов.

18. Каким образом формируются участковые избирательные комиссии?
Участковые избирательные комиссии формируются избирательной комиссией муниципального образования, проводящей выборы, не ранее чем за 30 и не позднее чем за 23 дня до дня голосования на основе предложений, по ступивших от
политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательном Собрании области,
политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»,
других политических партий и иных общественных объединений,
избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования,
представительного органа муниципального образования,
собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

19. Кто не может быть членом комиссии с правом решающего голоса?
Членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
д) выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций;
е) судьи, прокуроры;
ж) на соответствующих выборах — кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов;
з) на соответствующих референдумах — члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума;
и) на соответствующих выборах, референдумах — члены комиссий с правом совещательного голоса;
к) на соответствующих выборах — супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
л) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
м) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), — в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
н) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, — в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.

20. Что понимается под непосредственным подчинением члена комиссии кандидату?
Под непосредственным подчинением понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания.

21. Может ли быть уволен с работы по инициативе работодателя член комиссии с правом решающего либо совещательного голоса?
Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

22. Какие санкции предусмотрены за неисполнение решения избирательной комиссии?
Неисполнение решения избирательной комиссии, принятого в пределах её компетенции, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысяч до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти до двадцати тысяч рублей.

23. Какими правами наделены представители средств массовой информации при освещении подготовки и проведения выборов?
Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, вправе:
а) присутствовать на заседаниях комиссий;
б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;
в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;
г) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

24. В каком случае гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования не может быть выдвинут кандидатом?
Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования Губернатором области, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

25. Обязательно ли представление подписных листов с подписями избирателей для регистрации кандидата?
Основанием для регистрации кандидата на выборах глав и депутатов представительных органов муниципальных образований служат подписи избирателей. От сбора подписей освобождаются кандидаты, выдвинутые политической партией, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе по результатам последних выборов, а также кандидаты, выдвинутые региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии. Регистрация осуществляется на основании решения о выдвижении этих кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением. Без сбора подписей избирателей осуществляется также регистрация кандидатов, выдвинутых политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов в органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации, и регистрация кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии.

26. В каком случае избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата при проверке подписных листов?
Основаниями отказа в регистрации кандидата при проверке подписных листов являются:
— наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен;
— недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

27. В каких случаях возмещаются транспортные расходы зарегистрированному кандидату в депутаты представительного органа городского, сельского поселения?
Зарегистрированному кандидату в депутаты представительного органа городского, сельского поселения, получившему по результатам голосования голоса не менее 3 процентов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по избирательному округу, либо признанному избранным, зарегистрированному кандидату, снявшему свою кандидатуру до дня голосования по вынуждающим к тому обстоятельствам, возмещаются транспортные расходы в размере стоимости проездных билетов (не более десяти поездок) на пригородном транспорте общего пользования в пределах территории соответствующего муниципального района. Возмещение транспортных расходов осуществляется избирательной комиссией муниципального образования за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

28. Кто из кандидатов на время участия в выборах обязан освобождаться от выполнения должностных и служебных обязанностей?
Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.

29. Кто из кандидатов не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения?
Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

30. Какое количество подписей необходимо для регистрации кандидатов при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования?
Если в поддержку кандидата, выдвинувшего свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу, собираются подписи избирателей, то их количество должно составлять 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, но не менее 10 подписей. Если в поддержку кандидата, выдвинувшего свою кандидатуру по многомандатному избирательному округу, собираются подписи избирателей, то их количество должно составлять 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего многомандатного избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не менее 10 подписей.
Если избирательное объединение выдвинувшее кандидатов по одномандатным избирательным округам, осуществляет в поддержку кандидата сбор подписей избирателей, то в поддержку каждого кандидата должны быть собраны подписи в количестве 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее 10 подписей. Если избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по многомандатным избирательным округам, осуществляет в поддержку кандидата сбор подписей избирателей, то в поддержку каждого кандидата должны быть собраны подписи в количестве 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не менее 10 подписей.

31. Какое количество подписей необходимо для регистрации кандидатов при проведении выборов главы муниципального образования?
Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, составляет 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования, но не менее 10 подписей.

32. Кто имеет право сбора подписей избирателей?
Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата.
Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц.

33. Как заверяется подписной лист на выборах главы муниципального образования?
При сборе подписей избирателей в поддержку кандидата подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

Это интересно:  Работа не требующая квалификации

34. Кто из кандидатов обязан создавать избирательный фонд?
Избирательные фонды обязаны создать:
— кандидат, выдвинутый на должность главы муниципального образования в порядке самовыдвижения;
— кандидат, выдвинутый на должность главы муниципального образования избирательным объединением;
— кандидат в депутаты представительного органа муниципального образования, выдвинутый в порядке самовыдвижения;
— кандидат в депутаты представительного органа муниципального образования, выдвинутый избирательным объединением.

35. Может ли кандидат не создавать избирательный фонд?
При числе избирателей в муниципальном образовании менее пяти тысяч создание кандидатом избирательного фонда не обязательно при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится.
При числе избирателей в избирательном округе менее пяти тысяч создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.

36. За счет каких денежных средств могут создаваться избирательные фонды кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования?
Избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет следующих денежных средств:
а) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 5 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с законом;
б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с законом;
в) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем соответственно 5 процентов и 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с законом, для каждого гражданина, юридического лица.

37. За счет каких денежных средств могут создаваться избирательные фонды кандидатов на должность главы муниципального образования?
Избирательные фонды кандидатов могут формироваться только за счет следующих денежных средств:
а) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, установленного в соответствии с законом, а для кандидатов, по которым назначено повторное голосование, — 7 процентов;
б) средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, установленного в соответствии с законом;
в) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем соответственно 5 процентов и 15 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, установленного в соответствии с законом, для каждого гражданина, юридического лица.

40. На что могут расходоваться средства избирательных фондов?
Средства избирательных фондов могут использоваться на:
а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;
б) предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями своей избирательной кампании.

41. На каких условиях предоставляется кандидатам эфирное время на каналах телерадиовещания и печатная площадь в периодических печатных изданиях?
Муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, в том числе для предоставления избирателям предвыборных программ. Эфирное время на муниципальных каналах телерадиовещания и печатная площадь в муниципальных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам безвозмездно в случаях, предусмотренных законом, а также и за плату, но на равных для всех кандидатов условиях.
Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам в соответствующих средствах массовой информации эфирное время и печатную площадь, условия оплаты которых должны быть едины для всех зарегистрированных кандидатов.
Сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

42. Кому запрещено участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации?
Должностным лицам, журналистам, иным творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо их доверенными лицами или уполномоченными представителями по финансовым вопросам, доверенными лицами или уполномоченными представителями избирательных объединений, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.

43. Для чего кандидат назначает «доверенных лиц»?
Доверенные лица участвуют в избирательной кампании кандидата, в том числе осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя.

44. Сколько может быть доверенных лиц у кандидата?
Кандидат на должность главы городского округа вправе назначить до 10 доверенных лиц, муниципального района — до 7 доверенных лиц, городского, сельского поселения — до 5 доверенных лиц.
Кандидат в депутаты представительного органа муниципального образования (избирательное объединение, выдвинувшее кандидата) вправе назначить до 5 доверенных лиц.

45. Кто не может быть доверенным лицом кандидата?
Доверенными лицами кандидатов не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные или муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, находящегося на государственной или муниципальной службе, осуществляется при условии представления в избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).

46. Какие права у кандидатов по освобождению их от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий?
Администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.

47. Какие трудовые гарантии имеет зарегистрированный кандидат?
Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.
Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.

48. В какой срок кандидат вправе снять свою кандидатуру?
Кандидат не позднее, чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее, чем за один день до дня голосования, вправе представить в избирательную комиссию муниципального образования письменное заявление о снятии своей кандидатуры. Если кандидат, подавший заявление о снятии своей кандидатуры, был зарегистрирован, зарегистрировавшая кандидата избирательная комиссия принимает решение об аннулировании его регистрации.

49. Что понимается под обстоятельствами, вынуждающими кандидата снять свою кандидатуру?
Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение отозвать выдвинутого им зарегистрированного кандидата, понимаются замещение им должности, предусмотренной уставом муниципального образования, ограничение зарегистрированного кандидата судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.

50. Какие действия предпринимает территориальная и участковая избирательные комиссии в случае выбытия зарегистрированного кандидата?
В случае выбытия зарегистрированного кандидата, фамилия, имя, отчество которого уже указано в бюллетене для голосования, отмены или аннулирования регистрации кандидата после изготовления бюллетеней, территориальная избирательная комиссия даёт указания участковым комиссиям вычеркнуть в бюллетене сведения о таком кандидате от руки либо с применением технических средств.

51. В каком случае избирательная комиссия муниципального образования обязана отложить проведение голосования?
Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, проведение голосования по выборам главы муниципального образования по решению избирательной комиссии муниципального образования откладывается на срок не более двух месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Если за 35 дней до дня голосования по одномандатному избирательному округу не будет зарегистрирован ни один кандидат, а равно в многомандатном избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему, проведение голосования в данном избирательном округе по решению избирательной комиссии муниципального образования откладывается на срок не более двух месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

52. За счет каких средств проводится предвыборная агитация?
Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном законом порядке. Оплачивать агитацию за кандидата, избирательное объединение, из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.

53. Какой категории лиц запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные материалы?
Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
а) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
б) лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, лицам, являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей, кроме случая, предусмотренного пунктом 8.1 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;
в) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
г) благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
д) комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;
е) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
е.1) международным организациям и международным общественным движениям;
ж) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
з) лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.

54. Каковы сроки агитационного периода и в какие сроки осуществляется предвыборная агитация на каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях?
Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов за одни сутки до дня голосования.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится по рабочим дням в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов за одни сутки до дня голосования.
Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

55. Разрешается ли кандидатам вручать или обещать избирателям деньги или подарки?
В период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью: кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, — членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) организации. Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию. Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям.
Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

56. Кто может участвовать в совместных агитационных мероприятиях на телевидении и радио?
В совместных агитационных мероприятиях зарегистрированные кандидаты могут участвовать только лично.
Представители зарегистрированного кандидата к участию в совместных агитационных мероприятиях не допускаются.

57. Какие сведения необходимо указывать при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения?
При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, редакции средств массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) эти результаты, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование).
Данные сведения об опросе должны указываться редакциями средств массовой информации, гражданами и организациями в полном объеме, в том числе в случае, если результаты опросов взяты ими из иных источников (информационных агентств, официальных выступлений, других средств массовой информации и т.п.).

58. Допускается ли опубликование прогнозов результатов выборов в день голосования?
В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая «Интернет»).

59. Допускается ли привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших возраста 18 лет?
Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением использования кандидатом своих изображений, избирательным объединением изображений выдвинутых им кандидатов, в том числе изображений кандидата со своими супругом, детьми (включая детей, не достигших возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц.

60. Где могут вывешиваться печатные агитационные материалы?
Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума.
Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений.
Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением специальных мест, выделенных органом местного самоуправления) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов.
Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Это интересно:  Выход в декретный отпуск с какой недели

61. Где запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы?
Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.

62. Кто такой наблюдатель?
Наблюдатель — гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

63. Кто может назначить наблюдателя?
При проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата.
Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.
Кроме того, при проведении выборов главы муниципального образования наблюдатель может быть назначен общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне.

64. Каким образом удостоверяются полномочия наблюдателя?
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных законом. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

65. Какими правами наделены наблюдатели?
Наблюдатели вправе:
— знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
— находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, определенный законом;
— наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;
— присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
— наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;
— наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;
— знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
— наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в законе;
— обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
— знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;
— носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию;
— обжаловать в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, Избирательную комиссию Вологодской области, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
— присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

66. Что запрещено делать наблюдателю?
Наблюдатель не вправе:
— выдавать избирателям бюллетени;
— расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
— заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;
— предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
— принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
— совершать действия, препятствующие работе комиссии;
— проводить агитацию среди избирателей;
— участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

67. Какие сведения о кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень, должны быть размещены на информационных стендах на избирательных участках?
В помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением участковая избирательная комиссия на информационном стенде размещает следующую информацию обо всех кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень:
Биографические данные кандидатов в объеме, установленном избирательной комиссией муниципального образования, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в избирательный бюллетень;
Если кандидат выдвинут избирательным объединением, — слова «выдвинут избирательным объединением» с указанием наименования этого избирательного объединения;
Если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, — слово «самовыдвижение»;
Сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном избирательной комиссией муниципального образования;
Информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений (если имеется).
В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой и непогашенной судимости на информационном стенде должны указываться сведения о судимости кандидата.

68. Какие действия предпринимает территориальная избирательная комиссия в связи с выявлением фактов недостоверности представленных кандидатами сведений?
Территориальная избирательная комиссия направляет для публикации в средствах массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами данных.

69. Где размещаются разъяснения по заполнению избирательного бюллетеня?
Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения; кроме того, на информационном стенде избирательного участка размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, участвующих в данных выборах, и в которых должны быть приведены варианты заполнения бюллетеня (бюллетеней).

70. Какой процент должно составлять число изготовленных избирательных бюллетеней от числа зарегистрированных избирателей?
Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей.

71. Каким образом избиратели извещаются о времени и месте голосования?
О времени и месте голосования избирательная комиссия муниципального образования и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом.

73. Возможно ли при проведении выборов в органы местного самоуправления голосование вне помещения для голосования?
Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения избирателя, который не может по уважительным причинам прибыть в помещение для голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения). Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав граждан, а равно искажения волеизъявления избирателей.

74. Каким образом избиратель принимает участие в голосовании?
Для участия в голосовании на выборах избиратель получает избирательный бюллетень, форма и текст которого утверждены территориальной избирательной комиссией. При получении бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, расписывается в получении избирательного бюллетеня. Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор.

75. Как осуществляется подсчет голосов избирателей?
Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии.
Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания.
По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателей, иных лиц (члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, наблюдатели, представители СМИ), участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования.

76. Что влечёт за собой нарушение установленного законом порядка подсчёта голосов?
Нарушение председателем или членом избирательной комиссии установленного законом порядка подсчёта голосов влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

77. В каком случае участковой избирательной комиссией составляется протокол с отметкой «Повторный»?
Если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в избирательную комиссию муниципального образования участковая избирательная комиссия, составившая протокол, выявила в нем неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных) либо если неточность выявлена избирательной комиссией муниципального образования в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая избирательная комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол. Участковая избирательная комиссия, информируя о проведении указанного заседания, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: «Повторный». Указанный протокол незамедлительно направляется в избирательную комиссию муниципального образования. Ранее представленный участковой избирательной комиссией в избирательную комиссию муниципального образования протокол об итогах голосования приобщается к повторному протоколу.

78. Что влечет за собой сокрытие остатков избирательных бюллетеней?
Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от трёх тысяч до четырёх тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

79. Кто считается избранным по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов представительного органа муниципального образования?
Избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. При равном числе полученных зарегистрированными кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.

80. При каких условиях считается избранным кандидат в депутаты представительного органа муниципального образования в одномандатном избирательном округе, если голосование проводится по одной кандидатуре?
Если ко дню голосования в одномандатном избирательном округе останется только один зарегистрированный кандидат, голосование проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.

81. Как определяются победители при голосовании в многомандатном избирательном округе?
Избранными по многомандатному избирательному округу признаются зарегистрированные кандидаты, которые получили наибольшее число голосов избирателей в соответствии с количеством распределяемых в данном округе депутатских мандатов. При равном числе полученных зарегистрированными кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.

82. В каких случаях выборы депутатов представительного органа муниципального образования по избирательному округу признаются несостоявшимися?
Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

83. В каких случаях выборы по избирательному округу признаются недействительными?
Избирательная комиссия муниципального образования признает результаты выборов по избирательному округу недействительными:
а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
б) в случае, если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в избирательном округе;
в) по решению суда.

84. В каких случаях проводятся повторные выборы?
Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, — полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, назначает повторные выборы.
В случае, если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, повторные выборы назначаются по незамещенным мандатам.

85. Какое наказание налагается на председателя участковой избирательной комиссии за непредставление сведений об итогах голосования?
Непредставление или несвоевременное представление председателем участковой избирательной комиссии для ознакомления избирателям, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

86. В какой срок должны быть опубликованы (обнародованы) результаты выборов?
Избирательные комиссии, проводившие выборы, направляют общие данные о результатах выборов главы муниципального образования по единому избирательному округу и депутатов по соответствующим избирательным округам в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.
Официальное опубликование результатов выборов главы муниципального образования, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, осуществляется избирательной комиссией муниципального образования в течение семи дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов главы муниципального образования. Полные данных о результатах выборов главы муниципального образования публикуются в течение одного месяца со дня голосования.
Официальное опубликование общих результатов выборов, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов в депутаты, осуществляется избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем через один месяц со дня голосования в муниципальных периодических печатных изданиях

87. Кто регистрирует избранных депутатов представительного органа и выдает удостоверение об избрании?
Избирательная комиссия муниципального образования после официального опубликования общих результатов выборов и представления зарегистрированным кандидатом копии приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, не совместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, регистрирует избранного депутата и выдает ему удостоверение об избрании.

88. В какой срок избирательная комиссия регистрирует избранного главу муниципального образования?
Со дня официального опубликования результатов выборов главы муниципального образования в семидневный срок избирательная комиссия муниципального образования регистрирует избранного главу муниципального образования и выдает ему удостоверение об избрании при условии предоставления им в избирательную комиссию в пятидневный срок с момента официального опубликования результатов выборов копии приказа, иного документа об освобождении от обязанностей, не совместимых со статусом главы муниципального образования, либо копии документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок со дня официального опубликования результатов выборов было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

Статья написана по материалам сайтов: xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, studme.org, www.vologod.izbirkom.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector