8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Закон о контролируемых иностранных компаниях

Закон о КИК

В 2015 году вступил в силу Федеральный закон от 24 ноября 2014 года №376-ФЗ О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», так называемый «Закон о КИК». Суть принятых поправок сводится в частности к обложению налогом нераспределенной прибыли иностранных организаций (структур без образования юридического лица), принадлежащих и управляемых российскими налогоплательщиками. Кроме того, Закон о КИК объединяет иные специальные правила борьбы с уклонением от уплаты налогов (specific anti-avoidance rules — SAAR[1]), такие как, концепцию бенефициарного собственника дохода, налогового резидентства юридических лиц, а также противодействия косвенной продажи недвижимого имущества.

Важность принятия данного закона трудно переоценить. В Налоговом кодексе впервые достаточно подробно были описаны механизмы противодействия уклонения от уплаты налогов с помощью иностранных правовых конструкций. Что ознаменовало начало нового этапа борьбы с офшорами.

Закон о КИК был принят в спешке и в изначально версии имел множество недоработок. Однако это позволило применять положения Закона с 2015 года. Уже в 2015 году в Закон о КИК были внесены изменения, в частности Федеральным законом от 06.04.2015 № 85-ФЗ и Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ. Кроме того, на момент подготовки статьи готовится очередной блок поправок в Налоговый кодекс, связанный с применением положений, внесенных Законом о КИК.

Российский бизнес и состоятельные лица активно перестраивают свои иностранные структуры, а также оценивают риски принятия той или иной стратегии работы с новыми анти-офшорными мерами.

Стоит отметить, что изменения в Налоговом законодательстве в связи с принятием Закона о КИК в целом соответствуют зарубежной практике борьбы с офшорами. В то же время, на данный момент их применение вызывает множество вопросов у представителей российского бизнеса. Рассмотрим некоторые наиболее важные положения закона о КИК.

Обязанность по уведомлению

Законом о КИК введена новая обязанность налогоплательщиков по уведомлению российских налоговых органов об участии в иностранных организациях и структурах без образования юридического лица, а также о фактическом праве на доход, получаемый такой структурой[2]. Отсутствие подобной обязанности в свое время позволяло российским налогоплательщикам на вполне законных сохранять конфиденциальную структуру владения активами с помощью различных иностранных юридических инструментов. Отметим, что направление подобного уведомления об «иностранном участии» может стать отправной точкой для налоговых органов в исследовании вопроса о том является ли иностранная организация или структура контролируемой иностранной компанией, налоговым резидентом или применить иные меры, предусмотренные Законом о КИК.

Закон о КИК устанавливает следующие основания для уведомления налоговых органов[3]:

1) Участие в иностранных организациях, в случае размер такого участия превышает 10%;

2) Учреждение иностранной структуры без образования юридического лица, а также о контроле над ней или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой.

3) Наличие контролируемой иностранной компании, в отношении которой налогоплательщик является контролирующим лицом.

К структурам без образования юридического лица Налоговый кодекс в редакции Закона о КИК относит, в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иную форму осуществления коллективных инвестиций, доверительного управления[4]. Стоит отметить, что несмотря на то, что поскольку российское налоговое и гражданское законодательство не содержит определения «траста», являющегося формой договорных отношений, их правовую природу, а также особенности взаимоотношений сторон «траста» с высокой степенью вероятности будут определяться с учетом норм страны учреждения траста. Подобный механизм может быть реализован, например, при помощи определения личного закона траста[5]. Определение личного закона траста может статьи существенным, поскольку отношения номинального владения акциями иностранной организации представителями российского бизнеса на практике оформляются в различных формах трастовых соглашений.

Иностранные юридические лица, не имеющие акционерного капитала, приравниваются к иностранным структурам без образования юридического лица[6]. Таким образом частные фонды (private foundations), являющиеся юридическими лицами, но не имеющие участников, для целей Закона о КИК приравниваются к структурам без образования юридического лица.

Уведомление об участии в иностранных организациях (учреждении структуры без образования юридического лица) должно быть подано в налоговые органы не позднее 1 месяца с момента возникновения соответствующего основания[7]. В то же время, срок для подачи уведомления по основаниям возникшим до 1 января 2015 года, уже наступил 15 июня этого года[8]. Соответствующие формы уведомлений были утверждены Приказом ФНС России[9].

Контролируемая иностранная компания (КИК)

Суть правил о контролируемых иностранных компаниях («Правила КИК») состоит в том, что нераспределенная прибыль иностранной организации (структуры без образования юридического лица) контролирующим лицом которой является резидент РФ, учитывается в составе доходов последнего и облагается налогом в Российской Федерации. Указанные механизм направлен на противодействие переносу центра прибыли в низконалоговые юрисдикции, с фактической отсрочкой уплаты собственником иностранной организации доходов.

Для признания иностранной организации контролируемой иностранной компанией она должна быть налоговым нерезидентом, при этом контролироваться лицом являющимся налоговым резидентом[11].

Контроль для целей КИК будет в частности определяться:

  • Размером участия в иностранной организации – более 25%[12], при этом если доля совместного участия с другими налоговыми резидентами Российской Федерации составляет более 50%, то контроль будет иметь место при размере участия более 10%. Обращаем внимание, что в настоящий момент не урегулирована ситуация, при которой лицо может и не знать, что в иностранной организации наряду с ним могут быть 50% иных участников налоговых резидентов Российской Федерации. Риск претензий налоговых органов может быть снижен, например, получением от иностранной компании либо реестра акционеров, либо сертификата Incumbency (содержащего сведения о структуре акционеров)[13].
  • Оказанием или возможностью оказывать определяющее влияние на решения связанные с распределением прибыли (в иностранной организации), либо с возможностью влиять на принятие решения управляющим лицом (иностранной структуры), связанным с распределением прибыли[14].

В свою очередь, прямое или косвенное владение КИК через публичные российские компании не будет признаваться контролем[15]. При этом Налоговым кодексом не устанавливается минимальное количество участников публичной компании.

Важно отметить, что по умолчанию контролирующим лицом структуры без образования юридического признается ее учредитель (основатель)[16]. При этом не может быть признан контролирующим лицо, создавшее безотзывную иностранную структуру[17], в частности безотзывный траст.

На сайте regulation.gov.ru опубликован законопроект, согласно которому прибыль контролируемой иностранной компании может определяться на основании добровольного аудита, проводимого иностранной компании, что позволит даже офшорной компании определять свою прибыль в соответствии с данными аудиторской отчетности, а не в соответствии с положениями Главы 25 Налогового кодекса.

Прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения если ее величина

в 2015 году составит менее 50 миллионов рублей;

в 2016 – менее 30 миллионов рублей;

начиная с 2017 года – менее 10 миллионов рублей.

Освобождение от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании в Российской Федерации предусмотрено, не только по размеру прибыли, но и по виду деятельности иностранной организации. Так освобождаются от налогообложения прибыль следующих иностранных организаций[18]:

некоммерческих организаций, не распределяющих прибыль;

организаций из государств-членов Евразийского экономического союза;

организаций, имеющих в стране регистрации эффективную ставку налога не менее 75 % от средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций;

активных иностранных компаний, активных иностранных холдинговых и субхолдинговых компаний;

банки или страховые организации;

а также для ряда иных организаций.

Применение освобождений от налогообложения прибыли КИК для активных иностранных компаний, активных иностранных холдинговых и субхолдинговых компаний может оказаться привлекательной опцией для налогоплательщиков, принявших решение раскрыться перед государством.

Так, активной иностранной компанией может считаться иностранная организация, у которой доля пассивных доходов за финансовый год составляет не более 20% в общей сумме всех доходов[19]. Следовательно, российскому бизнесу, имеющему аффилированные иностранные торговые компании, может оказаться интересно подобное освобождение.

Активной иностранной холдинговой компанией будет признаваться иностранная организация отвечающая в частности следующим признакам[20]:

75 % капитала активной иностранной холдинговой организации принадлежит российской организации в течении 365 последовательных календарных дней;

доходы у иностранного холдинга отсутствуют, либо доля пассивных доходов (за исключением дивидендов от активных иностранных компаний и иностранных субхолдинговых компаний) не превышает 5 % за финансовый год;

доля прямого участия иностранного холдинга в каждой активной иностранной компании составляет не менее 50 % в течение 365 последовательных календарных дней;

доля прямого участия иностранного холдинга в каждой активной субхолдинговой компании составляет не менее 75 % в течение 365 последовательных календарных дней.

Активной иностранной субхолдинговой компанией будет считаться иностранная субхолдинговая компания, отвечающая следующим условиям[21]:

75 % капитала активной иностранной субхолдинговой организации принадлежит холдинговой организации в течении 365 последовательных календарных дней;

доходы отсутствуют, либо доля пассивных доходов (за исключением дивидендов от активных иностранных компаний) не превышает 5 % за финансовый год;

доля прямого участия в каждой активной иностранной компании составляет не менее 50 % в течении 365 последовательных календарных дней.

Возможность применения указанных освобождений может оказаться интересным российским организациям, способным обеспечить эффективное присутствие по месту нахождения холдинговых компаний, а также способным обеспечить такие иностранные компании должной самостоятельностью в вопросах принятия решений. В противном случае есть риск того, что такие иностранные холдинги и субхолдинги будут признаны российскими налоговыми резидентами, и как следствие, не смогут претендовать на рассмотренные налоговые льготы.

Ближайший срок уведомления о контролируемых иностранных компаниях – 20 марта 2016 года. У налогоплательщиков еще есть время оценить является ли та или иная иностранная организация или структура контролируемой иностранной компанией в значении Закона о КИК.

В соответствии с концепцией бенефициарного собственника, введенной в Налоговый кодекс Законом и КИК, положения соглашений об избежании двойного налогообложения («СОИДН») могут не применяются, если организация, которой выплачивается доход, не является фактическим получателем дохода. Иными словами, иностранная организация не осуществляет реальной деятельности в стране регистрации и не принимает самостоятельных решений, а полученные денежные средства транзитом перечисляются резиденту третьего государства. Таким образом, применение указанной концепции призвано затруднить использование льгот, предусмотренных СОИДН в части снижения или освобождения от уплаты налогов при выплате из Российской Федерации в частности в отношение дивидендов, процентов и роялти, конечным получателем которых является офшорная компания.

Несмотря на то, что Закон о КИК не ввел положений, устанавливающих обязанность, а также порядок определения фактического собственника доходов, важно учитывать позицию Минфина России, согласно которой ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника (включая правильность применения льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных СОИДН) несет налоговый агент[24]. В обоснование своей позиции Минфин России ссылается на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. № 57. В связи с чем российской стороне, выплачивающей доход в пользу иностранной организации целесообразно убедиться в том, является ли иностранная компания получателем дохода, или она имеет встречные обязательства по перечислению денежных средств третьей стороне. Это может быть осуществлено путем получения следующих документов (информации) от иностранной организации, подтверждающих:[25]

наличие у иностранной организации права распоряжения и использования полученными дивидендами;

возникновение у иностранной организации, налоговых обязательств, подлежащих уплате, наличие которых подтверждает отсутствие экономии на налоге у источника в Российской Федерации при последующей передаче полученных денежных средств третьим лицам;

осуществление иностранной организацией фактической предпринимательской деятельности.

Налоговое резидентство организаций

До вступления в силу Закона о КИК Налоговый кодекс не предусматривал возможность признания иностранных организаций российскими налоговыми резидентами. В свою очередь такие организации могли иметь постоянные представительства на территории Российской Федерации для целей налогообложения. Теперь, если иностранная организация управляется с территории Российской Федерации, она может быть признана российским налоговым резидентом. Иными словами, быть приравненной к российским организациям, стоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, и уплачивающим налоги со всего полученного дохода вне зависимости от места его возникновения. Налоговым резидентом могут быть признаны в том числе организации, зарегистрированные в стране, с которой отсутствует СОИДН, в частности на Британских Виргинских Островах.

Налоговый кодекс предусматривает два условия, при выполнении хотя бы одного из которых иностранная организация может быть признана налоговым резидентом Российской Федерации[26]:

исполнительный орган иностранной организации осуществляет свою деятельность в Российской Федерации в объеме существенно большем, чем в других государствах;

главные должностные лица иностранной организации преимущественно осуществляют свою деятельность в виде руководящего управления этой организацией в РФ.

Если указанные условия выполняются и в других государствах, то определяющими будут являться осуществление следующих действий из Российской Федерации, являющихся дополнительными критериями[27]:

1) ведение бухгалтерского или управленческого учета организации;

2) ведение делопроизводства организации;

3) оперативное управление персоналом организации.

В свою очередь осуществление некоторых видов деятельности на территории Российской Федерации само по себе не признается управлением иностранной организацией, например, принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации[28].

Иностранная компания может быть признана российским налоговым резидентом как в добровольном, так и в принудительном порядке[29]. Для добровольного признания себя налоговым резидентом иностранная организация должна иметь на территории Российской Федерации обособленное подразделение[30]. При этом Налоговый кодекс не содержит процедуры принудительного признания себя налоговым резидентом Российской Федерации.

Согласно планируемым поправкам к в пункт 3 статьи 284 НК РФ иностранные организации, самостоятельно признавшие себя резидентами РФ, получат право на применение нулевой налоговой ставки по входящим дивидендам на тех же условиях, что и российские организации. При этом, положения данного пункта не смогут применяться в отношении доходов, полученных иностранными организациями, признанными резидентами РФ в принудительном порядке (п. 3 ст. 284 НК РФ).

Косвенная продажа недвижимого имущества

Закон о КИК внес изменения в Налоговый Кодекс, согласно которым продажа акций, долей иностранных организаций, владеющих прямо или косвенно активами, более чем на 50% состоящими из недвижимого имущества, находящегося в РФ, подлежит налогообложению на территории Российской Федерации.

Изменения направлены на борьбу со схемой ухода от уплаты налога, при которой продажа российской недвижимости осуществлялась путем продажи долей иностранной компании, владеющей российской недвижимостью.

Теперь, иностранные организации, а также структуры без образования юридического лица, владеющие недвижимым имуществом на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган сведения о своих участниках (учредителях; включая косвенное участие более чем на 5%)[31]. Непредставление таких сведений повлечет взыскание штрафа в размере 100% суммы налога на имущество по данному объекту[32]. В то же время вызывает вопрос нужно ли заявлять фактического собственника иностранной компании, если владение иностранной компании оформлено через номинального акционера. Исходя из текущей формулировки Налогового кодекса, следует, что заявлять следует именно номинала, поскольку именно номинальное лицо является участником, учредителем иностранной организации, а имущество, принадлежащее иностранной организации, а не структуре без образования юридического лица, не подразумевает подачу сведений о фактическом владельце. Вероятно, что в указанное положение будут внесены изменения.

В заключение стоит отметить, что положения Налогового кодекса, появившиеся в силу принятия Закона о КИК безусловно будут меняться. Тем не менее, уже сейчас можно утверждать, что в результате введения в Налоговый кодекс новых концепций использование иностранных организаций, формально созданных в юрисдикциях с льготными налоговыми режимами исключительно для целей налогового планирования, будет содержать высокий риск претензий со стороны налоговых органов.

Налоги с доходов таких иностранных организаций придется уплачивать в Российской Федерации –либо через концепцию контролируемых иностранных компаний, либо налогового резидентства юридических лиц. При этом с высокой долей вероятности российские налоговые органы будут делать акцент именно на концепции налогового резидентства и бенефициарного собственника, поскольку проще проверить российскую организацию выплачивающую доход в пользу иностранной, как налоговый агент, чем определить прибыль самой иностранной организации.

Если собственником иностранных компаний и структур будет принято решение оставить иностранные структуры, то важно оценить насколько существующие иностранные структуры, принадлежащие российскому бизнесу, окажутся устойчивы в случае возникновения налоговых споров, а аргументация налогоплательщиков окажется убедительной в глазах судьи.

[2] Пункт 1 статьи 25.14 НК РФ

[3] Пункт 3.1. статьи 23 НК РФ;

[4] Статья 11 НК РФ;

[5] Пункт 2 статьи 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации.

[6] Пункт 15 статьи 25.13 НК РФ

[7] Пункт 3 статьи 25.14 НК РФ;

[8] Пункт 3 статьи 3 Закона о КИК в редакции Федерального закона от 6 апреля 2015 № 85-ФЗ;

[9] Приказ ФНС России от 24.04.2015 № ММВ-7-14/177@;

[10] Пункт 2 статьи 129.6 НК РФ;

[11] Пункт 1 статьи 25.13 НК РФ;

[12] В 2015 году размер участия для целей контроля равен 25%;

[13] При этом важно понимать, что соучредители офшорных компаний не всегда будут готовы раскрывать информацию о других собственниках российским налоговым органам.

[14] Пункты 7, 8 статьи 25.13 НК РФ;

[15] Пункт 4 статьи 25.13 НК РФ;

[16] Пункт 9 статьи 25.13 НК РФ;

[17] Пункты 10, 12 статьи 25.13 НК РФ;

[18] Пункт 1 статьи 25.13-1 НК РФ;

[19] Пункт 3 статьи 25.13-1 НК РФ;

[20] Пункт 4, 5 статьи 25.13-1 НК РФ;

[21] Пункты 4, 6 статьи 25.13-1 НК РФ;

[22] Пункт 1 статьи 129.6 НК РФ;

[23] Статья 129.5 НК РФ;

[26] Пункт 2 статьи 246.2 НК РФ;

[27] Пункт 5 статьи 246.2 НК РФ;

[28] Подпункт 1 пункта 3 статьи 246.2 НК РФ;

[29] Пункт 8 статьи 246.2 НК РФ;

[31] Пункт 3.2. статьи 23 НК РФ, пункт 3 статьи 386 НК РФ;

Закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК): чего ждать бизнесменам, получающим прибыль за рубежом

Подавляющее большинство богатейших бизнесменов России владеют активами через структуры, зарегистрированные за рубежом. Многие из таких структур подпадают под определение контролируемых иностранных компаний (КИК). КИК — это зарубежные компании, которые не являются налоговыми резидентами РФ, но их контролирующие лица при этом — резиденты.

Согласно поправкам, внесённым в Налоговый Кодекс РФ в конце 2014 года, собственники обязаны раскрывать информацию о своих зарубежных активах и платить налоги с прибыли, получаемой за границей. Эти поправки — часть всеобщей программы по деофшоризации бизнеса.

Резидентство — центр жизненных интересов

Чтобы иностранная компания была признана контролируемой, необходимо ее соответствие двум условиям: сама компания не должна признаваться налоговым резидентом РФ, а контролирующее ее лицо, напротив, должно быть резидентом РФ.

Контролирующее лицо — это организация или физическое лицо (совместно с супругом и несовершеннолетними детьми) с долей участия в компании более 50 %. С 2016 года лицо будет признаваться контролирующим, если его доля будет превышать 25 % или 10 % в случае, если доля участия в компании всех больше 50 %.

«Также возможна ситуация, когда условия о доле в КИК не будут соблюдаться, однако лицо всё равно признают контролирующим, если оно имеет возможность непосредственно осуществлять контроль над иностранной компанией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних говорит Екатерина Шабалина, юрист «Транио».

Чтобы понять, является ли организация контролируемой иностранной компанией, нужно определить, кто является резидентом РФ. Однако уже на данном этапе возникают некоторые вопросы.

Физическое лицо признаётся резидентом, если находится в России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ). Однако, как говорится в Письме Федеральной налоговой службы от 16 января 2015, физическое лицо может считаться налоговым резидентом РФ, если у него есть в России постоянное жилье (жилой объект в собственности и прописка по его адресу) или центр жизненных интересов (семья, основной бизнес или работа). Таким образом, тому, кто захочет перестать быть налоговым резидентом России, недостаточно просто проводить больше времени за границей.

Юридическое лицо признаётся резидентом РФ, если оно зарегистрировано в России. Налоговое резидентство также получают иностранные организации, действующие в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, и иностранные организации, место управления которыми находится в России. «Место управления будет определяться на основании разработанных „основных“ и „дополнительных“ критериев. Данные критерии обозначены в ст. 246.2 НК говорит Екатерина Шабалина.

Налогооблагаемая прибыль — от 50 млн рублей

В 2015 году прибыль КИК учитывается в налоговой базе у контролирующего лица, если величина такой прибыли составит более 50 млн руб. Однако в 2016 году порог будет понижен до 30 млн, в 2017 — до 10 млн. При этом ставка налога на прибыль организаций в России составляет 20 %, ставка налога на доход физических лиц — 13 %.

Если доля доходов от пассивной деятельности КИК составляет не более 20 % от общей суммы доходов, то налог не подлежит уплате.

В прибыль КИК включаются все виды активных доходов, а также пассивные доходы, такие как:

  • дивиденды (в прибыли КИК не учитываются доходы от дивидендов, источником выплаты которых являются российские организации, если контролирующее лицо имеет фактическое право на такой доход);
  • доходы, полученные в результате распределения прибыли или имущества, в том числе при ликвидации организаций;
  • процентный доход от долговых обязательств;
  • доходы от использования прав на интеллектуальную собственность;
  • доходы от реализации акций, долей или уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом;
  • доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок;
  • доходы от продажи недвижимости;
  • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, в том числе от лизинговых операций (за исключением доходов от сдачи в аренду или транспортных средств и контейнеров, используемых в международных перевозках);
  • доходы от реализации долей паевых инвестиционных фондов;
  • доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации или предоставлению персонала, а также доходы от проведения работ.

Прибыль каких иностранных компаний освобождается от налогообложения по правилам КИК?

От налогообложения по правилам КИК освобождаются:

  • некоммерческие организации;
  • организации, образованные по законодательству Евразийского экономического союза и расположенные на его территории;
  • организации, эффективная ставка налогообложения прибыли которых в другом государстве составляет не менее 75 % средневзвешенной налоговой ставки налога на прибыль организаций в РФ (с таким государством должен быть заключён договор об избежании двойного налогообложения);
  • активные иностранные компании, активные холдинги и субхолдинги (сдача в аренду или продажа недвижимости не считается активной деятельностью компании);
  • банки;
  • страховые организации;
  • компании, участвующие в проектах по добыче полезных ископаемых на основании соглашений с иностранным государством или территорией;
  • компании, деятельность которых связана с доходом от облигаций. Сюда относятся такие иностранные организации: эмитенты обращающихся облигаций; организации, уполномоченные получать процентные доходы, подлежащие выплате по обращающимся облигациям; организации, которым были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;
  • оператор нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственный акционер (участник) этого оператора.

Как избежать норм налогообложения по КИК

Есть несколько способов, как сделать так, чтобы прибыль не была объектом налогообложения по закону о КИК. Однако все эти способы связаны с рисками.

Как не попасть под налогообложение КИК

24
ноября
Способы Риски
Перестать быть налоговым
резидентом РФ
— Лицо может быть признано налоговым резидентом в другом государстве,
возможно, даже с ещё более жёстким налоговым режимом;
— Негативные последствия для налогообложения от источников дохода в РФ
(будет применяться ставка 30 % для физических лиц, а не 13 %
на доходы от дивидендов, для организаций — дивиденды по 15 %, а не до 13 %).
Нет возможности воспользоваться некоторыми льготами
(например, при продаже имущества после 3 лет собственности
налоги необходимо уплачивать; не подлежат вычету расходы
на приобретение имущества).
Передать компанию
в трастовое управление
— Лицо не должно иметь право на доход и распоряжение имуществом,
на само имущество при ликвидации, а также не должно осуществлять
контроль над трастом, иначе правила налогообложения КИК работают;
— Управляющий трастом может управлять активами неэффективно;
— Информация об учредителе и бенефициаре траста
всё равно подлежит раскрытию в налоговых органах.
Получить долю объёмом меньше,
чем предусмотрено
по законодательству,
и определить в соглашении
между акционерами
условия управления компанией
— Даже с долей ниже порогового значения акционер может быть признан
контролирующим лицом на основании осуществления фактического контроля;
— При выплате доходов в пользу иностранного лица может быть применена
концепция «бенефициарного собственника» дохода: иностранная компания,
обладающая узкими полномочиями в отношении дохода, несмотря
на формальный статус его собственника, рассматривается
в качестве доверенного лица или управляющего российского
выгодоприобретателя, и по отношению к полученному доходу
применяется порядок, установленный НК РФ.
Участвовать в КИК через
российские публичные компании
Контролирующим лицом будет признана данная публичная компания,
а не сам учредитель.

Ответственность за нарушение правил КИК

За нарушения, связанные с правилами о КИК, предусмотрена ответственность, если пропущен срок представления сведений об участии в иностранной организации или о самой КИК или если были поданы недостоверные сведения. Помимо этого, предусмотрена ответственность контролирующего лица, если налог не уплачен или уплачен не полностью.

Ответственность за нарушение правил КИК

Нарушение Ответственность Законы,
предусматривающие
ответственность
Налоговый резидент РФ
не представил до 15 июня 2015
уведомление об участии
в иностранных организациях
Штраф 50 тыс. руб. ч. 2 ст. 129.6 НК РФ
До 15 июня 2015 лицо приобрело
долю в иностранной организации
или размер доли изменился,
и уведомление не было подано
в течение месяца с этого момента,
или были указаны
недостоверные сведения
Штраф 50 тыс. руб. ч. 2 ст. 129.6 НК РФ
Уведомление подано
позднее 20 марта года,
следующего за налоговым
периодом, в котором доля
прибыли КИК подлежит учету
(или если были указаны
недостоверные сведения)
Штраф 100 тыс. руб. п. 7 ст. 6.1,
абз. 2 п. 3 ст. 25.14 НК РФ,
ч. 2 ст. 4 ФЗ
от 24.11.2014
годах
лицо не уплатило или уплатило
не в полном объеме
сумму налога по правилам КИК
Штраф
или доход
или арест/лишение свободы
от 4 месяцев до 6 лет*
ст. 198 УК РФ
(для физических лиц),
ст. 199 УК РФ
(для организаций)
Штраф
или доход
или арест/лишение свободы
от 4 месяцев до 6 лет*
ст. 198 УК РФ
(для физических лиц),
ст. 199 УК РФ
(для организаций)
20 % от суммы
неуплаченного налога,
но не менее 100 тыс. руб.
ст. 129.5 НК РФ
* Лицо не привлекается к уголовной ответственности, если сумма неуплаченных налогов меньше крупного размера
(крупным размером считается сумма от 600 тыс. или от 2 млн руб. за три финансовых года для физических
и юридических лиц соответственно).

Закон о КИК представляет для предпринимателей, ведущих бизнес за рубежом, такие риски:

  • необходимость раскрытия информации в налоговых органах (могут быть заданы вопросы об источниках доходов и операциях прошлых лет) и связанный с этим риск утечки информации;
  • налоговые обязательства (невозможно использовать иностранную компанию как «кошелёк» и накапливать капитал, поскольку любые денежные средства, полученные компанией, подлежат налогообложению);
  • новые административные расходы (на услуги бухгалтеров и консультантов).

Юлия Кожевникова, «Транио»

Другие статьи «Транио» на эту тему:

Подпишитесь, чтобы не пропускать свежие статьи

Будем присылать подборку материалов не чаще раза в неделю

Закон о деофшоризации

Автор: отдел налогового консультирования Грант Торнтон

Контролируемые иностранные компании, концепция бенефициарного собственника, резидентство юридических лиц.

24 ноября 2014 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (Закон).

Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

В данном обзоре раскрыты основные положения указанного Закона.

Контролируемой иностранной компанией (КИК) признается:

иностранная организация, удовлетворяющая одновременно следующим условиям:

1) организация не признается налоговым резидентом РФ;

2) контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

А также, иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Лицо (юридическое или физическое) признается контролирующим, если доля его участия:

  1. более 50 % на 2015 год (более 25 % с 2016 года);
  2. более 10 %, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации более 50 % (пункт действует с 2016 года).

Также лицо может быть признано контролирующим, если оно осуществляет контроль над организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.

Уведомления об участии в иностранных организациях и о КИК. Порядок и сроки проставления

Налоговые уведомления обязаны предоставить:

  1. участники иностранных организаций (доля прямого или косвенного участия превышает 10%),
  2. учредители иностранных структур без образования юридического лица,
  3. организации, контролирующие иностранные компании.

Отчитаться о своих участниках обязаны иностранные компании, имеющие налогооблагаемое имущество в РФ (в основном недвижимое), в противном случае будет наложен штраф – 100% налога на имущество, исчисленного в отношении этот имущества.

Уведомление об участии и уведомление о КИК представляются налогоплательщиками в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) по установленному формату в электронной форме (физические лица вправе предоставлять на бумажном носителе).

Уведомление о КИК представляется в срок до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица.

Уведомление об участии предоставляется не позднее месяца, от даты возникновения доли участия в организации. Уведомление, основание для представления которого возникло до момента вступления в силу Закона, представляется не позднее 1 апреля 2015 года.

Законом предусмотрено право не предоставлять повторное уведомление, если после представления уведомления об участии основания для его представления не изменились.

Налогоплательщик вправе представить уточненные уведомления.

При наличии информации у налоговых органов, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств в рамках обмена информацией в налоговых целях в соответствии с международными договорами РФ, что налогоплательщик является контролирующим лицом, и оно не направило в налоговый орган уведомление о КИК, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика представить в течение 20 дней необходимые пояснения или непосредственно уведомление.

В случае непредставления уведомления о КИК или предоставления недостоверных сведений в уведомлении предусмотрен штраф в размере 100 тыс. руб.

За непредставление уведомления об участии или предоставления недостоверных сведений в уведомлении предусмотрен штраф в размере 50 тыс. руб.

В обоих случаях штраф применяется в отношении каждой КИК/иностранной компании сведения по которой не были отражены в уведомлении либо в отношении которой предоставлены недостоверный сведения.

После прекращения участия в иностранных организациях налогоплательщику необходимо информировать об этом налоговый орган в срок не позднее одного месяца от даты прекращения участия.

Исходя из информации, необходимой для заполнения уведомлений, возможно сделать вывод, что налогоплательщикам следует провести анализ корпоративной структуры группы с целью выявления компаний, подпадающих под действие правил КИК.

Прибыль КИК

Прибылью (убытком) КИК признается величина прибыли (убытка) до налогообложения по данным ее финансовой отчетности. Прибыль КИК рассчитывается в соответствии со статьей, в которой раскрываются особенности формирования прибыли КИК.

Данная прибыль приравнивается к прибыли контролирующего лица и учитывается при определении налоговой базы у контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в КИК.

Определение налоговой базы по налогу на прибыль по новым правилам осуществляется с 2015 года. Декларация с налоговой базой, сформированной по новым правилам будет подаваться в 2017 году.

Следует обратить внимание, что прибыль КИК учитывается по соответствующему налогу, только в том случае, если ее величина составила:

  1. в 2015 году – 50 млн. руб.;
  2. в 2016 году – 30 млн. руб.;
  3. в 2017 году более 10 млн. руб.

Определение суммы прибыли осуществляется:

1. либо с учетом особенностей налогообложения прибыли КИК, если a) отчетность КИК подлежит обязательному аудиту в соответствии с ее личным законом и b) ее постоянное местонахождение в государстве, с которым имеется Соглашение об избежание двойного налогообложения (СоИДН);

2. либо в соответствии с правилами главы 25 НК РФ, если a) отчетность КИК не подлежит обязательному аудиту в соответствии с ее личным законом и b) ее постоянное местонахождение в государстве, с которым не заключен СоИДН.

При определении прибыли КИК, учитываются как пассивные доходы (дивиденды, доходы от пользования прав интеллектуальной собственности, проценты, доходы от сдачи/реализации недвижимого имущества и т. п.) так и активные доходы организации. Прибыль может быть уменьшена на сумму выплаченных дивидендов из этой прибыли (с особенностями).

Ставка налога на прибыль КИК составит -20%, если контролируется юридическим лицом и 13%- физическим.

Законом предусмотрена возможность переноса убытка на будущие периоды без ограничения по срокам, при условии предоставления контролирующим лицом уведомления о КИК за период, за который получен указанный убыток.

Также установлено право зачесть налог, уплаченный в соответствии с законодательством иностранного государства и (или) РФ в отношении прибыли КИК.

С 2018 года за неуплату/неполную уплату, контролирующим лицом, налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли КИК влечет наложение штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. руб.

Освобождение от налогообложения прибыли КИК

Законом предусмотрены условия, при которых КИК освобождается от налогообложения (достаточно выполнения одного) :

1) компания является некоммерческой организацией и не распределяет полученную прибыль (доход);

2) компания образована в соответствии с законодательством государства – члена Евразийского экономического союза;

3) компания а) имеет постоянное местонахождение в государстве обеспечивающим обмен информацией для целей налогообложения с РФ и b) эффективная ставка налога (ЭСН) на доходы КИК составляет не менее 75 % средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль КИК.

4) компания a) имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым заключен СоИДН, b) обеспечивающая обмен информацией для целей налогообложения с РФ и c) доля пассивных доходов КИК составляет не более 20 %;

5) компания является иностранной структурой без образования юридического лица;

6) компания является банком или страховой организацией, и ее постоянное местонахождения является государство обменивающиеся информацией с РФ по вопросам налогообложения; и другие.

Период и правила составления финансовой отчетности КИК (в данном случае принимается неконсолидированная) определяется личным законом иностранной организации, при условии, что финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.

Освобождение от налогообложения осуществляется при предоставлении подтверждающих документов переведенных на русский язык, в срок, установленный для предоставления уведомлений.

Налоговый резидент РФ

Налоговыми резидентами РФ признаются:

  1. российские организации;
  2. иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с СоИДН;
  3. иностранные организации, местом фактического управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено СоИДН.

Критерии определения места фактического управления

Основные критерии (достаточно одного):

1. относительное большинство (количество заседаний, проведенных в РФ, больше, чем в другом государстве) заседаний совета директоров проводятся в РФ;

2. исполнительный орган (органы) регулярно осуществляет деятельность в отношении этой организации из РФ. Регулярным не признается осуществление деятельности в РФ в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве (государствах);

3. главные (руководящие) должностные лица организации преимущественно осуществляют свою деятельность в виде руководящего управления этой иностранной организацией в РФ.

Руководящим управлением организацией признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления.

Дополнительные критерии (достаточно одного):

Применяются, если не выполняется ни один из основных или выполняется только один основной критерий:

1. ведение бухгалтерского или управленческого учета организации (за исключением подготовка консолидированной финансовой отчетности) в РФ;

2. ведение делопроизводства организации в РФ;

3. оперативное управление персоналом организации осуществляется в РФ.

Фактическое управление осуществляется за пределами РФ если:

1) коммерческая деятельность иностранной организации осуществляется с использованием ее собственного персонала и активов, 2) с государством постоянного местонахождения этой организации, заключено СоИДН.

Законом предусмотрены виды деятельности, которые не признаются в качестве фактического управления, в частности, подготовка и (или) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации.

Также представлена возможность самостоятельного признания налоговым резидентом. Для этого необходимо, в частности, 1) постоянное местонахождение иностранной компании в государстве, с которым имеется СоИДН, 2) при этом она признается налоговым резидентом этого государства в соответствии с СоИДН, 3) доля участия российской компании в иностранной — более 50% в течении 365 дней и прочие основания.

Фактический получатель доходов

Фактическим получателем (бенефициарным собственником) дохода признается лицо,

  1. в силу прямого и (или) косвенного участия в организации,
  2. либо контроля над организацией,
  3. либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом,
  4. либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом.

Лицо признается имеющим фактическое право на доход, если такое лицо является непосредственным выгодоприобретателем такого дохода, и определяет его дальнейшую экономическую судьбу.

При определении фактического права на доходы, учитываются выполняемые функции, имеющиеся полномочия и принимаемые риски, претендующего на применение положений СоИДН.

Налогообложение доходов

В случае выплаты дохода небенефициару РФ с постоянным местонахождением в государстве, с которым имеется СоИДН, и источнику выплаты известен фактический получатель, который является:

  1. — резидент РФ, налогообложение осуществляется в соответствии с нормами НК РФ. При этом необходимо проинформировать налоговый орган по месту постановки на учет организации – источника выплаты доходов.
  2. иностранное лицо, на которое распространяется действие СоИДН, налогообложение дохода осуществляется в соответствии с положения СоИДН в отношении данного лица.

Таким образом, небенефициар не имеет право на применение пониженных ставок налога/освобождение от налогообложения в отношении доходов от источников в РФ предусмотренных СоИДН.

Налогообложение дивидендов

Если иностранная организация признает, отсутствие фактического права на доход, то положения СоИДН может применено к иному лицу (нерезиденту РФ), по цепочке участника в организации, выплачивающей дивиденды.

Если конечным фактическим получателем в итоге будет налоговый резидент РФ (физическое и юридическое), то дивиденды облагаются по ставкам, предусмотренным НК РФ.

Таблица основных штрафов

Описание

Размер штрафа

Субъект ответственности

п.1.1 ст. 126 НК РФ

Непредставление налоговому органу документов, предусмотренных п. 5 ст. 25.15 НК РФ (декларация контролирующего лица, финансовая отчетность КИК, аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями

п. 2.1 ст. 126 НК РФ

Неправомерное непредставление иностранной организацией данных о своих участниках

100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации

Иностранная организация, которая владеет имуществом в РФ (недвижимость)

Статья 129.5 НК РФ

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании

Физические и юридические лица (контролирующее лицо)

п. 1 ст. 129.6 НК РФ

Неправомерное непредставление уведомлений о КИК / содержащего недостоверные сведения

Физические и юридические лица (контролирующее лицо)

п. 2 ст. 129.6 НК РФ

Неправомерное непредставление уведомления об участии/ содержащего недостоверные сведения

Физические и юридические лица (контролирующее лицо)

Наши специалисты готовы более подробно разъяснить аспекты применения данных изменений, а также помочь в их практической реализации в Вашей системе учета.

Закон о контролируемых иностранных компаниях

«Офшор» и «налоговая оптимизация» – понятия, которые уже давно воспринимаются представителями бизнеса неразрывно друг от друга. Правда сейчас, когда Россия пытается следовать тренду, навязанному мировым экономическим сообществом, и вести политику деофшоризации, «налоговая оптимизация» может лишиться своего верного спутника – «офшора».

В качестве не совсем уверенного, но, тем не менее, стратегически выверенного шага на пути деофшоризации стало принятие в России Закона «О контролируемых иностранных компаниях» (или «Закон о КИК») – Закона о внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 24 ноября 2014 года №376-ФЗ). Новый принцип в налоговом регулировании, который определил Закон о КИК, сводится к обложению налогом (НДФЛ или налог на прибыль) нераспределенной прибыли иностранной компании, контролируемой российским налоговым резидентом.

Несмотря на некоторую сыроватость предлагаемых изменений, Закон о КИК произвел настоящий фурор в бизнес-секторе и до сих пор вызывает (особенно с учетом последних уточнений) множество обсуждений и вопросов – что же дальше, куда теперь и т.д.

Ниже приведены вопросы по Закону о КИК, которые были сформулированы и поставлены перед нами журналистом одного интернет-издания. Прежде всего, интересовало влияние Закона о КИК на IT -сферу.

На наш взгляд, приведенные вопросы являются до сих пор актуальными и злободневными, а ответы могут оказаться полезными не только для представителей IT -отрасли, но и для всех тех, кто хочет понять основные принципы работы Закона о КИК.

1. В России есть игровые и IT-компании, которые используют офшоры для ухода от высоких налогов. Что изменилось для них с введением «закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК)»?

Из-за введения «антиофшорного закона» таким IT -компаниям, отдельным бенефициарам бизнесов нужно быть более осмотрительными, прежде всего, в выборе офшора, построении цепочки компаний для вывода денежных средств и урегулированию отношений между участниками с помощью корпоративных соглашений.

Цель государства понята – залатать «дыры» во внутреннем налоговом законодательстве и не допустить «утечки» в бюджете из-за вывода капитала с помощью офшорных компаний. Учитывая, что закон во многом калька с аналогичных законов, принятых в других развитых странах (США, Франция и др.), написан он неплохо. Теперь появился термин «КИК» (контролируемая российским налоговым резидентом иностранная компания, уплачивающая налог на прибыль в офшоре по ставке, меньше чем 15 %), а также условия, при которых часть прибыли «КИК» будет облагаться в РФ по ставке 13 % (контролирующее физическое лицо – резидент РФ) или по ставке 20 % (контролирующее юридическое лицо – резидент РФ).

Для резидентов РФ, имеющих во владении или фактическом управлении «КИК», теперь появилась обязанность по уведомлению государства о факте учреждения, управления, владения такими компаниями, а также о любом участии в иностранных компаниях. Если в первой редакции Закона о КИК уведомление об участии в КИК необходимо было направить в течение месяца с даты появления (изменения) доли в такой компании, то теперь этот срок увеличили до трех месяцев (см. п. 3 ст. 25.14 НК РФ в ред. от 15.02.2016).

Кстати, признание за вами управления или владения «КИК» еще не означает обложение прибыли «КИК» налогами в РФ. Закон предусматривает ряд критериев, которым должен отвечать резидент РФ, в чьем ведении находится «КИК», а также сама «КИК» — например, размер прибыли «КИК» в 2016 должен составлять более 30 млн. руб.

2. Какие сегодня у отечественных игровых и IT-компаний есть варианты действия в связи с введением (и усилением в 2016-ом) этого закона (иными словами, что делать)?

Прежде чем бить тревогу и думать, что же делать и куда переносить бизнес, необходимо пройти самодиагностику и ответить, прежде всего, на вопрос: доля участия в иностранной компании составляет более 25 %?

Если да, тогда есть смысл продолжить самоопрос и ответить на следующие вопросы: в стране, где зарегистрирована компания, налог на прибыль составляет менее 15 %? доля пассивного дохода (проценты, дивиденды) составляют более 20% от всех доходов «КИК»? прибыль «КИК» в 2016 составит более 30 млн. руб.?

Если большинство ответов на поставленные вопросы положительны – есть резон читать внимательно закон и прогнозировать перспективы развития собственного бизнеса с учетом изменений в налоговом законодательстве.

Несмотря на всю глубину проработки и жесткость закона, есть вполне легальные способы его обхода.

Самыми очевидными являются те, которые позволяют «выйти» из-под юрисдикции закона. Например, если не находиться на территории РФ в течение 183 дней в году, можно потерять статус налогового резидента РФ. Еще одним вариантом обхода является использование для бизнеса пространства Евразийского экономического союза – прибыль «КИК», зарегистрированной в любой из стран ЕЭС, не будет облагаться налогом в РФ.

Если нет желания переносить бизнес из офшора на территорию ЕЭС, можно подумать над перемещением деятельности в другую иностранную юрисдикцию, с которой у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения (Швейцария, Дания, Великобритания, др.).

3. Понятно, что дальнейшие развитие событий во многом зависит от величины компании. Но, к примеру, если речь идет о небольшой студии до 10 человек и чей условный доход составляет в год порядка $1 млн (условно, инди-студия), что выгоднее будет делать конкретно ей?

Сложный вопрос, так как при прогнозировании перспектив ведения бизнеса, в том числе с использованием офшорных компаний, учитывается масса критериев. Даже для небольшой компании те способы, которые были описаны при ответе на предыдущий вопрос, подходят.

В любом случае, нужно учитывать специфику деятельности компании и, исходя из нее, выбирать подходящую иностранную юрисдикцию. Есть варианты неклассических офшоров, где налог на прибыль может быть выше 15 %, но есть дополнительные льготы для разработчиков программных продуктов.

4. Реально ли получить IT-компаниям послабления в рамках «закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК)»?

Для ответа на вопрос стоит начать с предыстории.

24 декабря 2015 года в Госдуму был внесен законопроект, затрагивающий целиком и полностью IT -сферу. Речь идет о законопроекте, предусматривающим обложение НДС различных IT -услуг или «налог на Google »: продажа цифрового контента, программного обеспечения в цифровом виде, хостинга, регистрации доменов, голосовых услуг через интернет, хранения и обработки информации, трансляции теле- и радиоканалов, услуг по удаленному системному администрированию и удаленной программной поддержке, систем поиска, рекламных и другие услуг для установления контактов и (или) заключения сделок между продавцами и покупателями.

Перечень услуг впечатляет, не правда ли? Если сейчас налоговое законодательство освобождает выдачу лицензий на программы и базы данных от НДС, то законопроект эту «преференцию» отменяет.

В редакции 2015 года законопроект распространял свое действие не только на иностранных представителей IT — c феры, но и на российских разработчиков. Правда после шквала недовольства и критики законопроекта со стороны российского IT -лобби, текст законопроекта поправили и приняли 15 июня 2016 с условием о распространении с 2017 года «налога на Google » только на иностранные интернет-компании.

Но это не все, что ждет разработчиков. Напомним, что в конце 2017 года заканчивается срок действия льготных страховых взносов для IT-компаний (14% вместо стандартных 30%). И здесь пока разработчикам везет – В.В. Путин дал поручение Правительству РФ продлить действие пониженных тарифов по страховым взносам до 2023 включительно.

Подобное иллюстрирует понимание государством значимости рынка высоких технологий в России, а также необходимости его развития и повышения конкурентоспособности.

Стоит ли ждать от государства наделения IT -компаний особым статусом и привилегиями в контексте закона о «КИК» — вряд ли.

Все описанные выше меры государства направлены скорее на создание комфортных условий IT -сектору внутри страны без утечки капиталов в офшоры.

5. Как государство способно определить, что та или иная компания контролируется из России?

Самый простой способ – узнать от самой компании или бенефициара бизнеса из представленного в налоговую уведомления. Но естественно не все будут доносить на самих себя, и раскрывать всю подноготную.

Другой способ – получать информацию от ведомств других стран, с которыми Россию связывают международные соглашения, например, соглашения об избежании двойного налогообложения, о взаимной административной помощи по налоговым делам. Сейчас для России доступен режим обмена информацией путем направления отдельных обоснованных запросов. Автоматический режим обмена налоговой информацией «заработает» несколько позже.

Кроме того, налоговые органы вправе самостоятельно собирать необходимую информацию в рамках налоговых проверок и подготовки к судебному разбирательству.

6. Как именно высчитывается налог с подобных компаний (к примеру, я владею 25% компании N, которая заработала за год сумму M, сколько я буду должен заплатить с этой суммы родному государству)?

Сначала определяется величина прибыли «КИК». Предусмотрено два способа определения прибыли «КИК»: на основании финансовой отчетности, составленной в соответствии с иностранной юрисдикцией (для тех «КИК», в месте регистрации которых предусмотрен обязательный аудит по итогам финансового года, и со страной регистрации которых у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения) или в общем порядке согласно гл. 25 НК РФ.

Далее прибыль «КИК» уменьшается на сумму налога, уплаченного «КИК» по месту регистрации, выплаченных «КИК» дивидендов и сумму прибыли, уже учтенную другими налоговыми резидентами РФ.

И после всего прибыль «КИК» облагается по ставке 13 % (контролирующее физическое лицо – резидент РФ) или 20 % (контролирующее юридическое лицо – резидент РФ).

7. Есть страны, с которыми Россия подписала соглашение об избежании двойного налогообложения. Что это за страны? Если IT-компания зарегистрирована в этой стране, ее владелец не будет платить в России новый налог?

На текущий момент Россия заключила двусторонние соглашения с 80 странами, среди которых есть США, Австралия, Дания, Китай, Канада, Кипр, Мальта и другие. Полный перечень соглашений и стран можно найти на официальном сайте ФНС России https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/international_cooperation/mpa/dn/ .

Для того, чтобы прибыль «КИК» не облагалась налогом в РФ, наличия одного соглашения об избежании двойного налогообложения мало. Необходимо, чтобы «КИК» отвечала следующим критериям: «эффективная» ставка налогообложения «КИК» в месте регистрации составляет не менее 75% «средневзвешенной» ставки российского налога на прибыль (см. подп. 1 п. 8 ст. 25.13 НК РФ) или доля пассивных доходов (проценты дивиденды, роялти) «КИК» не превышает 20 % всех доходов «КИК».

При этом страна – юрисдикция «КИК» должна поддерживать обмен налоговой информацией с РФ, т.е. не быть в «черном списке» стран, опубликованных на сайте ФНС России.

Даже при выполнении всех этих условий совсем не обязательно, что государство «закроет глаза» на прибыль «КИК».

Снижение или освобождение от уплаты налогов на основании соглашения об избежании двойного налогообложения становится практически нереальным, если «КИК» не ведет реальной деятельности в стране-юрисдикции, с которой у РФ имеется двустороннее соглашение, не является бенефициарным собственником, все полученное перечисляется третьим лицам – резидентам других юрисдикций («КИК» выполняет преимущественно посреднические функции).

Если наши ответы и комментарии по Закону о КИК ясны и понятны, значит, вы с высокой степенью вероятности сможете правильно воспринять предупреждение государства в виде Закона о КИК всем владельцам офшоров.

Пока есть отсрочка в действии санкции за неуплату налога с прибыли «КИК» (20% от суммы неуплаченного с прибыли «КИК» налога, но не менее 100 тыс. руб.) стоит пройти «самодиагностику» и провести анализ всех бизнес-процессов компании с точки зрения налогового планирования и налоговой оптимизации. Подобное, безусловно, поможет отследить существующие и будущие риски в текущей схеме ведения бизнеса, а также определить эффективные способы их минимизации.

Если остались вопросы, либо требуется иная юридическая помощь, то специалисты нашей юридической фирмы оперативно смогут помочь. Свяжитесь с нами по следующим контактам:

Статья написана по материалам сайтов: tranio.ru, www.audit-it.ru, vitvet.com.

»

Это интересно:  Можно ли пройти медкомиссию в военкомате заранее
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Номер статьи