8 (800) 700-95-46  Бесплатная консультация с юристом

Закупки в электронном виде по 223 фз

Электронные конкурентные закупки, в отличие от классических бумажных процедур, проводят только с использованием электронных площадок.

Закупки среди СМСП можно провести исключительно в электронной форме на одобренных Правительством РФ электронных площадках и только четырьмя возможными способами: конкурсом, аукционом, запросом котировок или запросом предложений.

Также электронная форма закупки обязательна для товаров из специального Перечня. Но проводить такие закупки можно любым конкурентным способом, предусмотренным положением о закупке, и на любой электронной площадке.

Все остальные закупки можно проводить и в бумажной форме, если предусмотреть такой порядок в положении о закупке.

Когда провести закупку в электронной форме

Для заказчиков по Закону N 223-ФЗ установлен приоритет электронных закупок. Он заключается в том, что если в положении не установлена форма закупки, то проводить ее нужно в электронной форме. Бумажные процедуры проводите только тогда, когда это прямо предусмотрено вашим положением ( ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ ).

Есть два случая, когда вы обязаны провести процедуру в электронной форме. К ним относятся:

  • торги, которые проводятся только среди СМСП на основании пп. «б» п. 4 Положения об особенностях участия СМСП в закупках. Такая процедура должна быть электронной вне зависимости от предмета. Осуществляйте ее путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме ( ч. 2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ );
  • предмет закупки — изПеречня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616. В этом случае электронная форма закупки обязательна, при этом способ закупки выбирайте самостоятельно из любых конкурентных процедур, предусмотренных вашим положением. Но и из этого правила есть исключение: электронная форма необязательна для аварийной закупки, закупки у единственного поставщика и если вы не размещаете в ЕИС сведения о закупке на основаниях, предусмотренных ч. 15 ст. 4 Закона N 223-Ф З (п. 2 Постановления N 616).

Аукционный перечень Законом N 223-ФЗ не предусмотрен. Когда проводить электронный аукцион, впрочем, как и электронную закупку иным способом, выбирайте в соответствии с положением о закупке и в зависимости от специфики предмета договора.

На каких электронных площадках проводить закупки по Закону N 223-ФЗ

Выбор площадки, на которой можно провести процедуру, зависит от того, проводите вы открытую или закрытую закупку, среди СМСП или любых участников.

Рассмотрим три возможных варианта.

  1. Для организации закупок среди СМСП на основании пп. «б» п. 4 Положения об особенностях участия СМСП в закупках выбирайте оператора из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р. Список площадок и ссылки на них вы можете также найти на главной странице официального сайта ЕИС — zakupki.gov.ru. Выбирайте любую из указанных площадок.
  2. Закрытую электронную процедуру может провести только оператор электронной площадки из установленного Правительством РФ специального Перечня. Такие закупки имеют специфику, связанную с защитой документооборота ( ч. 4 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ ).
  3. Остальные открытые электронные закупки, круг участников которых не ограничен СМСП, вы можете проводить на любых электронных площадках, которые соответствуют следующим требованиям ( ч. 2 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ ):

— операторами таких площадок должны быть коммерческие организации в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО) или непубличного акционерного общества (АО);

— иностранного участия в указанных организациях должно быть не больше 25%;

— оператор должен владеть оборудованием и программно-техническими средствами, необходимыми для проведения конкурентных процедур закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Электронные закупки по 223-ФЗ: что изменится в 2018 году?

1 июля 2018 года в силу вступают поправки в Закон № 223-ФЗ, которые касаются закупок в электронной форме. Напомним, что новеллы предусмотрены Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, к.ю.н., Дмитрий Казанцев подготовил краткий обзор нововведений.

Закупки в электронной форме и статус ЭТП

Конкурентные закупки по умолчанию проводятся в электронной форме (ч. 2 ст. 3). Исключения из этого правила должны быть прямо установлены в Положении о закупках.

Вводится понятие электронной закупки как конкурентной закупки, проводимой на электронной площадке (ч. 1 ст. 3.3). Требования к оператору электронной площадки сводятся к его организационно-правовой форме и структуре собственности (ч. 2 ст. 3.3). Иных требований к операторам электронных площадок для проведения электронных закупок по правилам Закона № 223-ФЗ новеллами не установлено.

Лишь для проведения электронных закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, оператор электронной площадки должен отвечать ещё одному требованию: она должна быть включена в утверждённый Правительством РФ перечень площадок, на которых проводятся такие закупки по правилам Закона № 223-ФЗ (ч. 11 ст. 3.4).

Войти в такой перечень площадка может, если одновременно соответствует:

а) единым требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.

б) дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ для электронных площадок, на которых проводятся закупки с участием исключительно субъектов МСП по правилам Закона № 223-ФЗ.

В настоящее время Правительство не утвердило ни единые требования, ни дополнительные требования.

При этом для проведения электронных закупок по правилам Закона № 223-ФЗ Правительство РФ утвердит отдельный перечень электронных площадок (прямое указание ч. 11 ст. 3.4).

Способы закупок в электронной форме

Сформулирован закрытый перечень способов закупки, применяемых при проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП (ч. 2 ст. 3.4). Такие закупки проводятся исключительно в электронной форме.

Для всех остальных закупок перечень разрешённых способов является открытым (прямое указание п. 2 ч. 3.1 ст. 3). Заказчик, как и раньше, вправе проводить закупку теми способами, которые установлены в его Положении о закупках. Заказчик сохранил право устанавливать дополнительные элементы этих закупок – такие, как первый этап, предквалификацию, переторжку. Только эти дополнительные элементы теперь должны именоваться этапами (ч. 24 ст. 3.2).

Предусматривается обязательное участие закупочной комиссии в определении победителя каждой конкурентной закупки (ч. 8 ст. 3.2). Состав такой комиссии и порядок её работы, как и раньше, заказчик определяет самостоятельно.

Заказчик лишён права отказаться от закупки после вскрытия конвертов независимо от способа и формы проведения конкурентной закупки (ч. 5 ст. 3.2). Права на отказ от заключения контракта новеллами также не предусмотрено.

Использование терминов «конкурс», «аукцион», «запрос котировок» и «запрос предложений», установленных п. 1 ч. 3.1 ст. 3, в силу сказанного выше является желательным, но не обязательным.

При проведении этих закупок заказчик ограничен сроками, установленными ст. 3.2 для публикации извещения и документации в ЕИС:

  • Конкурс — 15 дней до окончания приёма заявок (ч. 17 ст. 3.2);
  • Аукцион — 15 дней до окончания приёма заявок (ч. 19 ст. 3.2);
  • Запрос котировок — 5 рабочих дней до окончания приёма заявок (ч. 21 ст. 3.2);
  • Запрос предложений — 7 рабочих дней до окончания приёма заявок (ч. 23 ст. 3.2).

При проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП ч. 3 ст. 3.4 установлены иные сроки.

В силу того, что эти сроки установлены в ст. 3.2, посвящённой общему порядку проведения конкурентной закупки безотносительно к форме такой закупки, то контроль этих сроков возлагается на заказчика. Однако при проведении закупки в электронной форме заказчик может настроить автоматизированный контроль сроков (при наличии соответствующей функциональности электронной площадки), не позволяющий объявить электронную закупку с нарушением этих сроков.

Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки (ч. 15 ст. 3.2). При проведении закупок с участием исключительно МСП такой договор заключается только на электронной площадке, во всех остальных случаях – в порядке, определённом заказчиком.

Информационное обеспечение закупки

Помимо требований к составу извещения и документации закупки в Законе № 223-ФЗ теперь установлены требования к протоколам. В ч. 13 ст. 3.2 установлены требования к составу протокола, формируемого в процессе закупки. Это может быть протокол вскрытия конвертов, протокол предквалификации, протокол первого этапа и т.п.. В ч. 14 ст. 3.2 установлены требования к содержанию итогового протокола.

Это интересно:  Приказ 120 мвд рф по несовершеннолетним

В силу указания ч. 1 ст. 3.3 при проведении закупки в электронной форме обе категории протоколов формируются на электронной площадке полуавтоматизировано на основании сведений, загруженных на электронную площадку заказчиком. Подписываются протоколы в любом случае усиленной квалифицированной подписью заказчика.

А вот закупочная документация в силу своего объёма и специфики не может быть сформирована путём заполнения полей и форм электронной площадки, а потому контроль её состава не возложен ст. 3.3 на электронную площадку. Особенно важно обратить внимание на то, что ч. 10 ст. 4 расширены требования к составу такой документации. В частности, теперь заказчик обязан указать сроки проведения каждого этапа, а также критерии оценки заявки и порядок их применения. Незначительно расширены и требования к составу извещения о закупке в ч. 9 ст. 4.

Формализовано поправками и разъяснение документации. Участник вправе подать запрос разъяснений не менее чем за три рабочих дня до окончания приёма заявок. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик публикует в ЕИС разъяснение с указанием предмета запроса, но без указания его автора. При проведении электронной закупки заказчик может игнорировать запрос, поступивший не через электронную площадку. Площадка со своей стороны отклоняет запрос, поступивший без усиленной квалифицированной подписи. Однако в силу отсутствия специальных норм в ст. 3.3 контроль содержания запроса, равно как и сроков его поступления, остаётся за заказчиком.

Часть 6 ст. 3.3 фактически возлагает на электронную площадку обязанность по интеграции с ЕИС и часовой срок размещения информации, публикуемой в ходе электронной закупки, в Единой информационной системе. Норма статьи сформулирована не вполне ясно – «информация должна быть размещена» — без указания субъекта обязанности.

Поправки в ч. 5 ст. 4 разрешают заказчику по умолчанию не размещать в ЕИС информацию о неконкурентной закупке. Разумеется, исключение из этого правила заказчик вправе прописать в своём Положении о закупках.

Наконец, ч. 12 ст. 3.2 обязывает заказчика хранить не менее трёх лет протоколы, заявки, документацию и иные документов, составляемые при проведении конкурентной закупки. Хотя ответственным за хранение остаётся заказчик, но при проведении закупки в электронной форме в качестве места хранения этих материалов логично указать электронную площадку. Такое указание стоит сделать в Положении о закупках.

Электронная подпись

Электронная площадка не имеет право принимать ни от заказчика, ни от участника закупки документы и сведения, не подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 5 ст. 3.3).

Сопоставление предложений

При проведении закупки в электронной форме не только заявки участников подаются посредством электронной площадке, но и сопоставление цен происходит там же (ч. 1 ст. 3.3). Для этого при объявлении закупки необходимо в составе извещения и закупочной документации установить обязанность участника закупки подавать предложения о цене путём заполнения соответствующей формы в интерфейсе электронной площадки.

На оператора электронной площадки возложена обязанность обеспечивать до подведения итогов закупки конфиденциальность сведений об участнике, подавшем документы (ч. 8 ст. 3.3). Проще говоря, не только иные участники, но и сам заказчик не имеет право знать имени подателя заявки до того момента, когда определит место этой заявки в итоговом ранжировании. Для этого необходимо обязать участника закупки подавать сведения о себе (де-факто – вторые части заявки) отдельным файлом. Включение сведений о поставщике в состав файла с коммерческим предложением должно влечь автоматическое отклонение этого предложения.

Кроме того, оператор электронной площадки не даёт возможности заказчику ознакомиться и с коммерческими предложениями до момента окончания приёма заявок (ч. 10 ст. 3.3). Исключение составляет лишь аукцион в электронной форме (п. 2 указанной части). Да и то лишь в том, что участники, не видя имён и состава предложений друг друга, имеют возможность видеть по крайней мере поданные конкурентами цены. Это исключение необходимо для проведения ценового соревнования в онлайн режиме в рамках электронного аукциона. Проведение ценовых, а тем более неценовых соревнований в режиме реального времени при проведении электронных закупок любым другим способом заказчику с 1 июля 2018 года запрещено.

Обеспечение заявки

Заказчику предоставлено право устанавливать требование об обеспечении заявки при проведении закупки с начальной ценой более 5 млн. рублей (ч. 25–27 ст. 3.2). При этом размер обеспечения заявки не может быть более 5% от начальной цены.

Способы обеспечения заявки заказчик, как и раньше, указывает в документации. Конкретный способ обеспечения из числа указанных заказчиком выбирает сам участник закупки.

Случаи возврата обеспечения заявки предусмотрены ч. 26 ст. 3.2. Она возвращается участнику во всех случаях, не предусмотренных перечнем данной части. Однако ни право по контролю возврата обеспечения, ни даже право по контролю его размера и факта его внесения при проведении электронной закупки оператору электронной площадки не предусмотрено. Контроль исполнения всех этих требований, таким образом, остаётся за заказчиком.

Электронные закупки по 223-ФЗ: реальность и изменения

Сегодня в законе нет однозначного определения, что такое закупка в электронной форме по 223-ФЗ. ФАС России и правоохранительные органы настаивают, что электронная форма закупки полностью исключает бумажный документооборот. На практике не все заказчики следуют этому определению. Обсудим проблемы и риски заказчиков при выборе электронной формы закупки сегодня.

Способы закупок в электронной форме по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В настоящее время обязанности по проведению закупки в электронной форме есть у госзаказчиков (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Они обязаны проводить электронный аукцион для закупок продукции, входящей в определенный Правительством перечень. Аукционный перечень аукционный перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-Р. То есть, здесь закрепляется не только форма проведения закупки: электронная, но и предлагается единственно возможный способ определения поставщика.

Есть еще заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ. Для них установлен перечень продукции, закупки которой они проводят в электронной форме, но каким способом – они решают сами. Это может быть конкурс, может быть аукцион, а может – запрос котировок, запрос предложений или что-то еще, самостоятельно придуманное заказчиком и закрепленное в Положении о закупке. То есть для них обязательна именно электронная форма, а способ они выбирают самостоятельно. Региональные органы власти, органы местного самоуправления могут установить дополнительные ограничения для отдельных категорий заказчиков по выбору способа электронной закупки.

Добровольно проводить закупки в электронном виде могут все категории заказчиков по 223-ФЗ.

Содержание статьи:

223-ФЗ: перечень закупок в электронной форме:

Перечень товаров, работ, услуг, которые заказчики по 223-ФЗ обязаны закупать в электронной форме исчерпывающий, утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616. В него входят:

  • пряжа бумажная;
  • шнуры, изделия канатные и веревочные, не включенные в другие группировки;
  • одежда для поддержания физической формы (противоперегрузочные, профилактико­нагрузочные, профилактические костюмы) специальная;
  • тара деревянная;
  • целлюлоза, бумага и картон;
  • полный перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме по 223-ФЗ.

Каждый раз, когда заказчику нужен товар, работа или услуга из этого перечня, он обязан проводить закупку по 223-ФЗ в электронном виде.

А что делать, если заказчик проводит закупку, в которую входит как номенклатура, включенная в Перечень, так и товары (работы, услуги), закупки которых ничем дополнительно не регламентированы? Закупки, которые надо проводить в электронной форме, рекомендуется вычленять в самостоятельный лот. Если этого сделать нельзя, лучше ориентироваться на порог 5%.

По общей практике контролирующих органов разрешается включать в лот, который содержит в себе смешанную продукцию, не более 5% тех товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться в электронной форме. Речь идет о стоимостном выражении по отношению к начальной максимальной цене.

Закупки по 223-ФЗ – дистанционный курс повышения квалификации в Школе электронных торгов. Обучение проводится с учетом всех законодательных изменений. Заказчик научится грамотно составлять документы, а поставщик – правильно их читать и понимать. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Удостоверение о повышении квалификации 72 часа.

Исключения из правил

Есть ли исключения, когда закупку продукции из Перечня № 616 разрешается проводить не в электронной форме? Оказывается, есть:

  • сумма сделки не превышает 100 000 рублей;
  • сделка или товар (группа товаров) входят в утвержденный перечень, информация о которых не подлежит размещению на официальном сайте;
  • информация, содержащаяся в извещении, документации о закупке или проекте договора содержит сведения, относящиеся к государственной тайне;
  • потребность в закупке возникла вследствие аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения. В этой части заказчикам рекомендуется иметь документальное подтверждение, что действительно сложились обстоятельства непредвиденной силы, которые было невозможно предсказать. Если возникла авария, лучше составить подтверждающий акт. В идеале такой акт должен быть подписан не только сотрудниками заказчика, но и третьими незаинтересованными лицами. Но если у заказчика возникает слишком много чрезвычайных и непредвиденных ситуаций – это повод контролерам задуматься, соответствуют ли данные акты действительности. Возможно, акты поддельные;
  • закупка подходит под условия закупки у единственного поставщика в соответствии с Положением о закупке, утвержденным заказчиком. Эта норма означает, что, по сути, заказчик может вовсе не проводить закупку из Перечня № 616 в электронном виде, а обойтись закупкой у единственного поставщика. Если пропишет такое право в своем Положении о закупке, конечно. Но такая находчивость заказчика фактически является злоупотреблением, т.к. «в чистом виде» не соответствует целям и принципам законодательства о контрактной системе. Скорее всего, по мере вступления в силу поправок в 223-ФЗ, такая практика станет невозможной. Поэтому заказчикам рекомендуется адаптироваться к электронным формам закупочных процедур и учиться работать на электронных торговых площадках.
Это интересно:  Положение о прохождении военной службы по контракту

Заказчик своим Положением может расширить перечень товаров, работу, услуг, который он будет закупать в электронной форме. Принимая добровольно на себя такую обязанность, заказчик несет и ответственность за исполнение этих обязанностей.

Как заказчику организовать электронную форму закупки по 223-ФЗ

Как только заказчик определился, что товары, работы, услуги подлежат закупке в электронной форме, он должен понять, как организовать эту форму закупки. На сегодня нет однозначного определения, что такое закупка в электронной форме и как ее проводить. Заказчик обязан в своем Положении установить правила и порядок проведения такой закупки.

Можно ориентироваться на межправительственные соглашения и руководствоваться аналогичными нормами Контрактной системы:

  • «Электронная форма (формат) закупок» — процедура закупок, осуществляемая с использованием сети Интернет, веб‑портала и (или) электронной торговой площадки (электронной площадки), а также программно‑аппаратных средств (Соглашение о государственных (муниципальных) закупках, заключено 09.12.2010).

Схожее определение есть в 44-ФЗ:

  • В рамках отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений (ч. 1 ст. 5 Закона о контрактной системе).
  • Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, проведение которого обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе).

Но эти подходы не закреплены в рамках 223-ФЗ. А значит, не могут быть истиной в последней инстанции. Единственный регулятор, который давал разъяснения по электронной форме закупки по 223-ФЗ, – это антимонопольная служба.

В письме ФАС России от 02.07.2014 № АЦ/26473/14 сказано: «… в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участником закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, установленными в положении о закупке». Некоторые заказчики трактовали это разъяснение субъективно и расширительно: не гнушались истребовать документы на бумажных носителях параллельно к электронной форме, обязывали участника закупки явиться на ту или иную стадию закупочной процедуры. Были случаи, когда заказчики собирали заявки в электронном виде, но на подачу ценовых предложений участники должны были явиться лично.

Чтобы устранить подобные неверные трактовки, ФАС России уточняет: «… в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться закупочная процедура, при которой исключается обмен бумажными документами между заказчиком и участниками закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, а также обязанность участника закупки присутствовать на тех или иных стадиях закупочной процедуры». Заказчикам рекомендуется руководствоваться этим разъяснением ФАС, пока не вступят в силу поправки в 223-ФЗ, и не появится однозначной формулировки понятия «закупка в электронной форме».

Позиция ФАС находит отражение на практике

Рассмотрим несколько примеров.

Решение № 223ФЗ-119/15 по результатам рассмотрения жалобы ФГУП «Спецстройсервис при Спецстрое России» на действия (бездействие) заказчика ОАО «ЦИУС ЕЭС». Заказчик требовал представить конверты на бумажном носителе по адресу и месту нахождения заказчика. Рассматривая жалобу, комиссия ФАС России признала действия заказчика необоснованными, неправомерными, не соответствующими нормам Положения о закупке и выявила нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Ситуация в московском метрополитене. Заказчик закупал систему видеонаблюдения для московского метрополитена. Проводился конкурс. По ценовым параметрам и прочим характеристикам конкурс действительно был уместен. Но в Положении о закупке обнаружилось противоречие: заказчик прописал условия проведения электронного аукциона, составив себе электронный перечень, куда вошли товары, работу, услуги, входящие в состав лота, в отношении которого подавалась жалоба. С одной стороны, заказчику целесообразнее и эффективнее провести конкурс, с другой стороны, – прямая норма Положение о закупке обязывала его провести электронный аукцион. Закупочная процедура была аннулирована. Заказчик изменил Положение о закупке и все-таки провел конкурсную процедуру, которая отражала его объективные потребности.

На основе двух этих решений нельзя делать вывод, что контролеры всегда стоят на стороне участника закупочной процедуры. Нет. Если заказчик правильно прописал порядок проведения электронной формы закупки и строго его соблюдает, любой контролирующий орган будет на стороне заказчика. Вот пример.

Решение № 223ФЗ-137/14 по результатам рассмотрения жалобы ООО «УВЗ – Сервис», ООО «ГТР», ООО «БТ (Рус)». Заказчик проводил закупку в электронной форме. Участник поленился или не захотел проходить аккредитацию на электронной площадке и привез заявку на бумаге. Заявка была укомплектована в полном соответствии с документацией, содержала все нужные документы, но порядок представления заявки участник нарушил. Заказчик так и не дождался заявки в электронном виде до окончания срока подачи заявок. Заявку в бумажном виде участнику вернули, не рассматривая. Участник подал жалобу, которую признали необоснованной. Заказчик обоснованно руководствовался Положением и соблюдал принципы электронной формы закупки. Принимать заявку в бумажном виде он был не обязан.

Электронные закупки по 223-ФЗ в Положении о закупке

Рассмотрим два возможных варианта для заказчика. Оба рискованны, но иначе организовать процесс пока невозможно.

Вариант 1: принимать заявки по электронной почте

Допустим, заказчик установил в Положении о закупке, что для него электронная форма закупки – это обмен письмами через электронный ящик. Придется обеспечить равенство и справедливость, начиная с этапа подачи заявок. Заказчик принимает на себя обязательства, исполнение которых от него, по сути, не зависит. Он должен обеспечить бесперебойность работы электронного ящика, который может перестать работать по техническим причинам провайдера.

Возможен вариант, когда участник подал заявку от лица, не имеющего права на подачу заявки. В этом случае заказчик несет риски неисполнения обязательств по договору.

Допустим, все прошло гладко, и все заявки пришли в нужном виде. Открытым остается вопрос: как заказчик гарантирует одномоментное открытие доступа к заявкам? Высока вероятность, что заказчик вскроет заявки до обозначенной в документации даты, создав преимущественные условия участия тем или иным лицам.

На стадии подачи заявок и их вскрытия – наибольшие коррупционные риски. Велика вероятность нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, когда заказчик может координировать действия участников процедуры, предоставлять информацию о содержании заявок участников иным лицам, в том числе конкурирующим.

Еще одна проблема – в проведении закупочной процедуры. Как заказчику организовать аукцион или переторжку силами электронного ящика? Возможно, но не прозрачно.

Вывод: для заказчика слишком рискованно проводить закупку в электронной форме посредством обмена электронными письмами через электронный ящик. Это возможно, но создаст больше сложностей, чем облегчит работу.

Вариант 2: организовать электронную форму закупки через оператора электронной площадки

Если в Положении о закупке прописано, что электронная форма закупки предполагает использование услуг оператора электронной торговой площадки, заказчик несет полную ответственность за действия данного оператора. Ведь пока нет поправок в 223-ФЗ, нет и такого субъекта как «Оператор электронной площадки»: ни субъекта как участника закупочного цикла, ни субъекта ответственности в рамках 223-ФЗ.

Совет заказчикам: выбирайте оператора с осторожностью. Прописывайте, как вы будете делить ответственность.

Рекомендуем заказчикам сделать следующую оговорку в Положении о закупке. Укажите, что порядок проведения конкретного способа закупки, который прописан в вашем Положении, и порядок проведения на ЭТП, могут отличаться с учетом функционала оператора ЭТП.

В противном случае, если оператор площадки не гарантирует 100% соблюдения вашего Положения о закупке, то любые действия в рамках данной закупочной процедуры, можно будет признавать необоснованными, несоответствующими Положению о закупке, и действия заказчика будут квалифицированы как нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках. Это нарушение не влечет за собой административных последствий, но на основании такого решения заказчик может получить предписание, заставляющее его внести изменения в порядок проведения закупочной процедуры, переиграть ту или иную стадию закупки.

Это интересно:  Как зарегистрировать дом на земельном участке

А как должно быть?

В 223-ФЗ подготовлены поправки, которые, наконец, дадут понимание, что такое электронная форма закупки и как ее проводить. Оператор площадки должен стать полноценным субъектом закупочного процесса, его действия можно будет обжаловать, для него предусмотрят ответственность в КоАП РФ.

Законодатели выдвинули ряд инициатив, которые регламентируют электронную форму закупки. В первую очередь, это позволит отслеживать каждое действие любого участника закупочного процесса.

Сегодня участникам бывает сложно понять, как подать заявку, в каком месте, а также сложно впоследствии доказать, что заказчик чинил препятствия при подаче заявки. Если поправки будут приняты, все этапы закупочной процедуры будут понятны, одинаковы для всех и их легко будет контролировать.

Электронные закупки по 223-ФЗ. Законодательные инициативы

Комментирует Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, Корпоративная Академия Росатома, ведущая вебинара «Закупка в электронном виде по 223-ФЗ» в Школе электронных торгов:

Согласно законопроекту, закупка в электронной форме – закупка, проведение которой обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном положением о закупке, правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, залеченным между заказчиком и оператором электронной площадки.

Ждем новый список универсальных операторов ЭТП

Идет процесс по ужесточению правил работы электронных торговых площадок. Как известно, сегодня действует пять площадок, которые обслуживают государственный муниципальный заказ. Эти площадки отбирались еще в рамках 94-ФЗ, а сейчас на них проводятся все открытые электронные аукционы по 44-ФЗ:

Сегодня мы полноценно работаем на этих площадках по 44-ФЗ, но «переотбор» площадок так и не был проведен, как того требовал закон. Минэкономразвития, ФАС России, Казначейство формируют блок инициатив по созданию универсального оператора, который позволит проводить закупки, предполагающие любой торг: и в сторону покупок, и в сторону продаж.

Универсальные операторы электронных площадок будут обеспечивать государственный муниципальный заказ; корпоративный заказ в рамках 223-ФЗ; процедуры, связанные с торгом по приватизации, банкротству и любыми другими процедурами, где торги являются обязательными в силу закона. Сюда подтянутся правоотношения по реализации имущественных, земельных отношений, по градостроительному кодексу, когда проведение торгов обязательно.

Каждая площадка, которая будет работать в сфере корпоративного заказа, должна быть многофункциональна и обеспечивать потребность рынка по любым электронным торгам. Планируется установить единые требования, критерии отбора этих площадок. Предполагается, что список электронных площадок мы увидим до конца 2016 года. Не исключено, среди них появятся и корпоративные площадки, которые могут побороться за статус универсального оператора.

Как только отберут универсальные площадки, все закупки будем проводить с использованием услуг этих операторов. Обмен информацией, связанной с проведением закупки, будет осуществляться только через оператора электронной площадки.

Документы и информация будут подписываться электронной подписью. Сопоставление ценовых предложений участников – только через оператора ЭТП.

Квоты на закупки в электронной форме по 223-ФЗ для заказчиков

У Правительства РФ появится право установить квоту закупок в электронном виде. Что это за квота? С 1 января 2017 года у заказчиков появится обязанность совершить определенный объем закупочных процедур в электронной форме. Эта норма не подменяет Постановления Правительства РФ № 616 – этот документ и в 2017 году сохранит свою силу. Когда у заказчиков возникнет необходимость закупить товар, работу, услугу из этого перечня, заказчик будет закупать их в электронном виде (помним, есть исключения, о которых сказано в начале статьи). Плюс к таким закупкам заказчик должен будет «добрать» квоту электронных закупок. В противном случае на заказчика будут наложены санкции.

Правила документооборота в рамках электронной закупки по 223-ФЗ

Правила документооборота будут максимально приближены и аналогичны правилам закупок в контрактной системе. Заказчикам и участникам необходимо будет получить сертификаты электронной подписи (усиленные неквалифицированные).

Чтобы привести практику к единообразию и сократить расходы заказчиков и участников, электронная форма закупки по 223-ФЗ будет идентична правилам государственного заказа. Это связано также с тем, что с 2017 года больше заказчиков будут работать по 44-ФЗ и 223-ФЗ, для работы важны унифицированные подходы.

Лица, которые работают по 44-ФЗ и по 223-ФЗ: госкорпорации «Роскосмос», «Росатом»; бюджетные учреждения; ряд унитарных автономных учреждений; ряд заказчиков, реализующих денежные средства по 44-ФЗ в рамках инвестпроектов. С 2017 года все унитарные предприятия и автономные учреждения будут применять правила 44-ФЗ (за исключением собственных средств, полученных через гранты и в рамках исполнения госконтрактов)*. Автономные учреждения и унитарные предприятия в плане применения 44-ФЗ и 223-ФЗ станут похожими на бюджетные учреждения.

* Проект закона находится на рассмотрении Госдумы, по экспертным оценкам, изменения вступят в силу с 2017 года.

С 2017 года увеличится количество субъектов рынка, которые будут обязаны применять два закона одновременно. Для таких компаний, конечно, будет комфортнее применять унифицированные правила.

В рамках электронного документооборота будут максимально внедрены правила 44-ФЗ в части взаимодействия с ЕИС. Для корпоративного сектора будут доступны ресурсы ЕИС, которые открыты для государственных заказчиков. Заказчики по 223-ФЗ также смогут пользоваться разделами, связанными с каталогами товаров, работ, услуг и ориентироваться на каталоги при определении объекта закупки.

Государственные заказчики обязаны пользоваться каталогом с 1 января 2017 года. Для заказчиков корпоративного сектора такая норма не предусмотрена. Но не исключено, что изменения затронут и корпоративный сектор.

Закупки в электронном виде по 223 фз

Покупать что-либо виртуально – это распространенное явление как среди частных лиц, так и среди предприятий. «Электронные закупки» — современная альтернатива походам по магазинам. Когда же речь идет о приобретении товаров на государственном и международном уровнях, без интернет-ресурсов просто не обойтись. Электронные закупки по 223 ФЗ имеют прямое отношение к закупкам, которые осуществляет государство. К ним относятся госкомпании, монопольные предприятия, по добыче полезных ископаемых, госкорпорации, а такж учреждения с долей государственного участия, которые производят электронные госзакупки.

Электронные закупки 223 ФЗ: что можно, а что нельзя?

Электронные закупки контролируются по 223 ФЗ со стороны специальных органов. Такие «электронные закупки» дают предприятиям возможность открыто производить торги, обеспечивают полную информативность и защиту интересов.
Закон ФЗ-223 не ограничивает проведение госзакупок, предоставляет организациям проводить торги в любых удобных для них формах. Это могут быть как электронные, так и традиционные госзакупки. Основное требование Федерального закона № 223 – упорядочить проведение традиционных и электронные госзакупки, описание участниками порядка проведения торгов и используемых форм.

Предприятиям, осуществляющим электронные закупки по 223 ФЗ, необходимо публиковать информацию о проведении торгов в Положении о закупках. Составить такое положение не сложно, так как форма этого документа не регламентирована. Предприятие может опубликовать нужную информацию самостоятельно или обратиться в компетентные организации. В целом, нужно отметить, что электронные закупки (по 223 ФЗ) помогают государственным организациям в торгах. В соответствии с законом предприятия должны предоставлять всю информацию о товаре, способах доставки, оговаривать все условия сотрудничества.

«Электронные интернет-закупки» сегодня являются необходимым условием товарооборота на государственном уровне. Электронные площадки, предназначенные для продажи товаров, экономичны в использовании, так как не требуют расходов на специальные помещения и рекламу. Торги в Интернет-пространстве привлекают к сотрудничеству организации со всего мира, что значительно расширяет возможности и конкурентоспособность торгов. Большая конкуренция способствует снижению цен и повышению эффективности предлагаемых товаров.

Госзакупки в интернете происходят открыто и прозрачно. По сравнению с традиционными формами продажи электронные госзакупки имеют много преимуществ: эффективный контроль закупок на всех этапах, автоматизация закупочных процессов, оперативность торгов. Все это подтверждает практика проведения электронных торгов государственными предприятиями. Можно с уверенностью говорить о том, что в ближайшее время все государственные торги будут осуществляться только посредством электронных закупок.

Статья написана по материалам сайтов: umestentorg.com, school.kontur.ru, www.cognitivelot.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector