Заместитель председателя совета федерации федерального собрания рф
Родился 9 мая 1958 г. в деревне Чедино Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.
В 1980 г. окончил юридический факультет Казанского государственного университета, в 1985 г. – аспирантуру Института государства и права Академии наук СССР.
С 1980 по 1982 гг. и с 1985 по 1989 гг. – преподаватель в Чувашском государственном университете.
В 1989 г. избран народным депутатом СССР.
С 1990 по 1993 гг. – министр юстиции Российской Федерации.
С 1993 по 1994 гг. – депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва.
В 1994 г. избран президентом Чувашской Республики. В 1997 году переизбран на эту должность на второй срок, в 2001 году – на третий, в 2005 году – на четвёртый срок.
С 1995 по 2001 гг. – заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам.
С 2010 по 2012 гг. – член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, с ноября 2011 г. – председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества.
С 21 мая 2012 г. по 22 апреля 2015 г. — министр сельского хозяйства Российской Федерации.
С апреля по август 2015 г. — советник Президента России.
С сентября 2015 г. — член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
С 30 сентября 2015 года — первый заместитель председателя Совета федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор.
Совет Федерации
Структура Совета Федерации
Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и от исполнительного органов государственной власти (всего 166 представителей субъектов РФ). В ч. 2 ст. 96 Конституции указывается, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.
Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта Федерации.
На сегодняшний день должность Председателя Совета Федерации занимает Миронов Сергей Михайлович (представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти города Санкт-Петербурга; дата подтверждения полномочий: 13.06.2001; срок окончания полномочий: 01.03.2012).
Первый заместитель Председателя Совета Федерации: Торшин Александр Порфирьевич (представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Марий Эл; дата подтверждения полномочий: 26.01.2001; срок окончания полномочий: январь 2015).
Заместители Председателя Совета Федерации: Воробьев Юрий Леонидович (представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Вологодской области; дата подтверждения полномочий: 04.05.2007; срок окончания полномочий: март 2012), Николаев Михаил Ефимович (представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия); дата подтверждения полномочий: 28.01.2002; срок окончания полномочий: январь 2012), Орлова Светлана Юрьевна (представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кемеровской области; дата подтверждения полномочий: 24.11.2001; срок окончания полномочий: октябрь 2013).
Председатель Совета Федерации осуществляет общее руководство аппаратом Совета Федерации и контролирует его деятельность; дает поручения комитетам и комиссиям, а также членам Совета Федерации. Он отдает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции, закрепленной в Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Органы при Председателе Совета Федерации: Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Общественная комиссия при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России, Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса России, Координационный совет по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Координационный совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей, Совет по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совет по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совет по федеральным и региональным программам при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса, Совет по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совет по региональному развитию при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Экспертный совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по созданию портретной галереи председателей Государственного совета Российской империи и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, Межрегиональный банковский совет при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Экспертный совет по Арктике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Заместители Председателя замещают Председателя в его отсутствие, а также осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с распределением обязанностей между ними.
Председатель Совета Федерации и его заместители могут быть освобождены от занимаемых должностей решением Совета Федерации, принимаемым большинством голосов от общего числа членов палаты.
В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат.
Согласно Регламенту (ст. 30) Совет Федерации образует комитеты и постоянные комиссии. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации полномочий палаты.
Состав комитетов Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов палаты. Председатель комитета, его заместители избираются на его заседании большинством голосов от общего числа членов комитета. Председатель комитета утверждается Советом Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты. Председатель комитета, его заместители не могут быть представителями от одного субъекта Федерации. Численный состав каждого комитета определяется Советом Федерации, но не может быть менее восьми членов палаты.
Все члены Совета Федерации входят в состав комитетов, за исключением Председателя палаты и его заместителей. При этом член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты.
Совет Федерации вправе создавать постоянные и временные комиссии. Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком и (или) конкретной задачей. Задачи комиссии, срок ее деятельности, полномочия и персональный состав определяются постановлением палаты.
В настоящее время в Совете Федерации функционируют следующие комитеты и комиссии: Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению, Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по международным делам, Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств, Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности (эта Комиссия является постоянно действующим органом Совета Федерации), Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, Комитет Совета Федерации по образованию и науке, Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризму, Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, Комитет Совета Федерации по промышленной политике, Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям, Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу, Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, Комиссия Совета Федерации по информационной политике, Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации, Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике, Комиссия Совета Федерации по культуре, Комиссия Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества, Комиссия Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения.
Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые палатами парламентские слушания и их подготовку к рассмотрению палатой; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению палат.
Кроме того, комитеты Совета Федерации осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам и способствуют реализации положений Конституции РФ и федеральных законов.
Для обеспечения деятельности комитетов и комиссий палат создаются рабочие аппараты комитетов, действующие на постоянной основе. Формирование аппаратов комитетов осуществляется соответствующими комитетами.
Рабочий аппарат комитета палаты осуществляет правовое, организационное, информационное, документационное и другое обеспечение деятельности соответствующего комитета палаты, проводимых им парламентских слушаний. Аппарат комитета участвует в подготовке законопроектов, проектов решений комитета и экспертных заключений по законам, подлежащим рассмотрению комитета, в пределах своих полномочий ведет делопроизводство комитета, готовит и рассылает необходимые для членов комитета материалы, справки, обеспечивает техническую обработку его документов.
Для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации образуется Совет палаты, являющийся постоянно действующим коллегиальным органом. В его состав входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты. Председатель Совета Федерации созывает заседания Совета Федерации; формирует проект их повестки дня; ведет заседания палаты; подписывает ее постановления; ведает внутренним распорядком деятельности палаты; распределяет обязанности между своими заместителями; представляет палату во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с парламентами иностранных государств, международными организациями, государственными и общественными деятелями иностранных государств; решает иные вопросы организации деятельности Совета Федерации в соответствии с Регламентом Совета Федерации и другими нормативными правовыми актами.
Обеспечение деятельности Совета Федерации осуществляет Аппарат, который состоит из Секретариата Председателя Совета Федерации, секретариатов заместителей Председателя Совета Федерации, аппаратов комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, подразделений правового, информационного, аналитического, организационного, документационного и финансово-хозяйственного обеспечения, кадровой службы.
Основными задачами Аппарата Совета Федерации являются правовое, информационное, организационное, аналитическое, документационное и финансовое, материально-техническое и хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации и его органов, членов Совета Федерации; правовое, организационное, информационно-аналитическое, протокольное и паспортно-визовое обеспечение.
Структура и штаты Аппарата Совета Федерации утверждаются Председателем Совета Федерации.
Статья 18. Полномочия Председателя Совета Федерации. 1. Председатель Совета Федерации:
а) созывает заседания Совета Федерации, в том числе внеочередные;
б) формирует проект повестки дня заседания Совета Федерации, вносит его на рассмотрение Совета палаты, представляет Совету Федерации рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания Совета Федерации;
в) ведет заседания палаты;
г) подписывает постановления Совета Федерации;
д) приводит к присяге лиц, назначенных на должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации;
е) ведает внутренним распорядком деятельности палаты в соответствии с полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом;
ж) распределяет обязанности между первым заместителем Председателя Совета Федерации и заместителями Председателя Совета Федерации;
з) организует работу Совета палаты и ведет его заседания;
и) координирует работу комитетов и комиссий Совета Федерации;
к) направляет для предварительного рассмотрения в комитеты, комиссии палаты в соответствии с вопросами их ведения одобренные Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, принятые Государственной Думой федеральные законы, а также законопроекты, поправки к законопроектам, разработанные комитетом, комиссией Совета Федерации, членом Совета Федерации, которые предполагается внести в Государственную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации;
л) опубликовывает для всеобщего сведения уведомления о принятых законах Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;
м) направляет для рассмотрения в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принятые законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;
н) направляет Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования одобренные Советом Федерации законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы;
о) направляет в Государственную Думу отклоненные Советом Федерации проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы;
п) направляет в комитеты, комиссии Совета Федерации в соответствии с вопросами их ведения, а также в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки предложений законодательные акты, принятые Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельные законодательные акты, принятые Межпарламентской Ассамблеей государств — участников Содружества Независимых Государств;
р) представляет палату во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с парламентами иностранных государств, международными организациями, государственными и общественными деятелями иностранных государств;
с) участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 85 Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
т) координирует организацию парламентских слушаний, круглых столов» и иных мероприятий, проводимых в Совете Федерации;
у) направляет в комитеты и комиссии палаты заявления, письма и обращения граждан, поступившие в адрес Совета Федерации либо на имя Председателя Совета Федерации и касающиеся деятельности членов Совета Федерации;
ф) решает иные вопросы организации деятельности Совета Федерации в соответствии с настоящим Регламентом и другими нормативными правовыми актами;
х) осуществляет общее руководство Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Аппарат Совета Федерации) и контролирует его деятельность;
ц) утверждает по согласованию с Советом палаты структуру Аппарата Совета Федерации;
ч) утверждает штатную численность и штатное расписание Аппарата Совета Федерации;
ш) с согласия Совета палаты назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Руководитель Аппарата Совета Федерации), а также по представлению Руководителя Аппарата Совета Федерации назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей (первого заместителя), заместителей Руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и иных работников Аппарата Совета Федерации в соответствии с Положением об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
щ) подписывает и вручает Почетную грамоту Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
э) по решению Совета палаты подписывает и направляет Президенту Российской Федерации представления о награждении членов Совета Федерации и работников Аппарата Совета Федерации государственными наградами;
ю) подписывает и направляет приглашения палаты членам Правительства Российской Федерации и иным лицам в порядке, установленном статьей 77 настоящего Регламента;
я) возглавляет работу по планированию деятельности палаты;
я.1) подписывает доверенность представителю Совета Федерации при рассмотрении дела Конституционным Судом Российской Федерации;
я.2) назначает из числа членов Совета Федерации полномочных представителей Совета Федерации в Государственной Думе, Правительстве Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также полномочного представителя Совета Федерации по взаимодействию с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;
(в ред. Постановления СФ ФС РФ от 29.03.2002 N 173-СФ)
я.3) утверждает инструкцию о делопроизводстве в Совете Федерации;
я.4) дает поручения комитетам и комиссиям Совета Федерации;
я.5) дает поручения членам Совета Федерации.
2. Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции.
3. Совет Федерации вправе отменить распоряжение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — распоряжение Председателя Совета Федерации), противоречащее законодательству Российской Федерации и настоящему Регламенту.
4. Председатель Совета Федерации либо по его поручению первый заместитель Председателя Совета Федерации представляет Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы в соответствии с порядком, установленным решением Совета Федерации, которые обсуждаются на заседаниях Совета Федерации. По результатам обсуждения Совет Федерации может принимать постановления.
5. Председатель Совета Федерации представляет на утверждение Совета Федерации смету расходов по обеспечению деятельности палаты и отчет о ее исполнении.
2. Председатель Совета Федерации и его заместители
В первом составе Совета Федерации (1993—1995 гг.) Председатель палаты и многие другие лица работали на освобожденной основе.
Введенный Федеральным законом от 5 декабря 1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» должностной принцип формирования всего Совета Федерации обусловил сохранение каждым членом палаты поста соответственно председателя законодательного собрания или главы субъекта РФ. Это относилось также к Председателю Совета Федерации и его заместителям — они выполняли свои обязанности на неосвобожденной основе.
После того как по одноименному Федеральному закону 2000 г. все члены Совета Федерации стали работать в палате на постоянной профессиональной основе, оставляя иные должности, естественно, руководители палаты действуют только в данном своем качестве, получая за это вознаграждение. И они не могут занимать другие должности не только вне Совета Федерации, но и в самой палате.
В действующем Регламенте Совета Федерации 2002 г. сначала предусматривались должности первого заместителя Председателя и заместителей Председателя, т. е. один первый заместитель и несколько (не менее двух) заместителей. Число заместителей определяет Совет Федерации (ч. 1 ст. 17 Регламента). Довольно долгое время был первый заместитель Председателя. Затем по своей просьбе (по крайней мере так это выглядело официально) он был освобожден от должности. Палата осталась без первого заместителя, и появились разговоры о том, что Председатель вообще не прочь упразднить этот пост. Во всяком случае из Регламента нормы о первом заместителе Председателя исключили. Однако постановлением от 16 сентября 2008 г. этот пост введен снова и в Регламент опять включены соответствующие положения.
Избрание. Председатель Совета Федерации, его первый заместитель и заместители не могут избираться из числа представителей от одного и того же субъекта РФ.
Председатель Совета Федерации, его первый заместитель и заместители избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы. В случае внесения кандидатур заместителей единым списком для голосования Совет Федерации может принять решение о проведении открытого голосования. Все указанные лица избираются на срок их полномочий в качестве членов Совета Федерации. Сначала в Регламент было включено положение о том, что все названные лица могут быть избраны на должность повторно, но не более двух сроков подряд (ч. 2 ст. 15). 26 марта 2003 г. Совет Федерации исключил данную норму из Регламента.
Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации. Каждый вправе предложить только одну кандидатуру. Член Совета Федерации, выдвинутый для избрания на должность Председателя, вправе заявить о самоотводе. Заявление о самоотводе принимается без обсуждения и голосования. По всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение, в ходе которого они выступают на заседании и отвечают на вопросы членов Совета Федерации. После обсуждения палата утверждает список кандидатур для голосования.
Кандидат считается избранным на должность Председателя Совета Федерации, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если на эту должность было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не получила требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. Избранным на должность Председателя по итогам второго тура голосования считается тот кандидат, который получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если во втором туре голосования Председатель не избран, процедура выборов повторяется начиная с выдвижения кандидатур.
Решение об избрании Председателя Совета Федерации оформляется постановлением Совета Федерации.
Для полноты информации отметим, что Регламент Совета Федерации называет двух лиц, которым отдаются особые почести в палате. Согласно ст. 10 это почетный Председатель Совета Федерации и Председатель Совета Федерации I созыва. Совет Федерации может избрать Председателя Совета Федерации, прекратившего свои полномочия на этом посту, почетным Председателем Совета Федерации. Звание почетного Председателя Совета Федерации является пожизненным. Почетному Председателю Совета Федерации, а также Председателю Совета Федерации I созыва отводятся специальные места в Зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании Совета Федерации. Эти лица имеют специальные удостоверения и нагрудные знаки. Почетный Председатель Совета Федерации и Председатель Совета Федерации I созыва имеют право: принимать участие с правом совещательного голоса в заседаниях Совета Федерации, комитетов палаты, а также в работе парламентских слушаний, в заседаниях круглых столов и иных мероприятиях, проводимых в Совете Федерации; получать документы и материалы, иную информацию, предоставляемую членам Совета Федерации на заседаниях палаты, комитетов Совета Федерации, на парламентских слушаниях и иных мероприятиях.
Кандидатуры на должности первого заместителя и заместителей Председателя Совета Федерации предлагаются Председателем Совета Федерации. По каждой из предложенных кандидатур проводятся обсуждение и раздельное голосование в том же порядке, как и в отношении Председателя. Если заместитель не был избран, процедура повторяется начиная с выдвижения кандидатур, в том числе возможно и повторное выдвижение.
Регламент предусматривает, что Совет Федерации может избрать первого заместителя и заместителей единым списком для голосования, выдвигаемым Председателем Совета Федерации. В единый список для голосования включается по одной кандидатуре на каждую должность. Голосование по избранию единым списком проводится тайно с использованием бюллетеней. Как уже говорилось, Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы или открытого голосования. Все кандидаты, включенные в единый список для голосования, считаются избранными, если за этот список проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации. Решения об избрании первого заместителя и заместителей Председателя Совета Федерации оформляются постановлениями Совета Федерации.
Полномочия. Председатель Совета Федерации обладает широким кругом полномочий, закрепленным в ст. 18 Регламента палаты. Отметим наиболее важные, объединив их для удобства восприятия в ряд групп.
Полномочия в связи с организацией работы палаты. Председатель созывает заседания Совета Федерации, в том числе внеочередные. Он формирует проект повестки дня заседания, вносит его на рассмотрение Совета палаты, представляет Совету Федерации рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания Совета Федерации.
Председатель назначает из числа членов Совета Федерации полномочных представителей Совета Федерации в Государственной Думе, Правительстве РФ, высших судах РФ, Счетной палате РФ, Генеральной прокуратуре РФ, Следственном комитете РФ, ЦИК РФ, Минюсте России, Общественной палате РФ, Межпарламентской Ассамблее государств — участников СНГ, а также полномочных представителей Совета Федерации по взаимодействию с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и по взаимодействию с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка и другими государственными органами. Деятельность указанных полномочных представителей регулируется положением, утверждаемым Советом палаты.
Полномочия в связи с организацией законотворческого процесса. Председатель Совета Федерации направляет для предварительного рассмотрения в комитеты палаты в соответствии с вопросами их ведения одобренные Государственной Думой проекты законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, принятые Думой федеральные законы, а также законопроекты, поправки к законопроектам, разработанные комитетом Совета Федерации, членом Совета Федерации, которые предполагается внести в Государственную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации.
Председатель направляет Общественной палате РФ по ее запросу документы и материалы, необходимые для проведения общественной экспертизы законопроектов (за исключением материалов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну).
Председатель Совета Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомления о принятых законах о поправках к Конституции РФ и направляет для рассмотрения в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ принятые законы о поправках к Конституции. Председатель направляет Президенту для подписания и официального опубликования одобренные Советом Федерации законы о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Он направляет в Государственную Думу отклоненные Советом Федерации проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Согласно Регламенту Председатель направляет в комитеты Совета Федерации в соответствии с вопросами их ведения, а также в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки предложений законодательные акты, принятые Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельные законодательные акты, принятые Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ, а также проекты указанных актов.
Председатель Совета Федерации либо по его поручению первый заместитель Председателя представляет Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы в соответствии с порядком, установленным решением Совета Федерации, которые обсуждаются на заседаниях Совета Федерации. По результатам обсуждения Совет Федерации может принимать постановления.
Полномочия в связи с представительскими функциями. Председатель Совета Федерации представляет палату во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с парламентами иностранных государств, международными организациями, государственными и общественными деятелями иностранных государств. Председатель участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом РФ в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.
Полномочия в связи с организацией работы Аппарата Совета Федерации. Председатель руководит Аппаратом и контролирует его деятельность, утверждает по согласованию с Советом палаты структуру Аппарата Совета Федерации, утверждает его штатную численность, с согласия Совета палаты назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата, а также по представлению Руководителя Аппарата назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей (первого заместителя), заместителей Руководителя Аппарата и иных работников Аппарата в соответствии с Положением об Аппарате Совета Федерации, утверждает инструкцию о делопроизводстве в Совете Федерации.
Реализуя свои полномочия, Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его ведению.
Деятельность Председателя подконтрольна Совету Федерации. Палата вправе отменить распоряжение Председателя, противоречащее законодательству Российской Федерации и Регламенту Совета Федерации. Председатель либо по его поручению первый заместитель, заместитель Председателя представляет Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы в соответствии с порядком, установленным решением Совета Федерации, которые обсуждаются на заседаниях Совета Федерации. По результатам обсуждения Совет Федерации может принимать постановления. Председатель представляет на утверждение Совета Федерации смету расходов по обеспечению деятельности палаты и отчет о ее исполнении.
Первый заместитель и заместители Председателя Совета Федерации замещают Председателя в его отсутствие, по поручению Председателя подписывают постановления палаты, издают распоряжения, вручают награжденным Почетную грамоту Совета Федерации, по поручению Председателя осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты.
Председатель Совета Федерации, первый заместитель, заместитель могут быть освобождены от должности на основании решения
Совета Федерации, принимаемого большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Вопрос об освобождении рассматривается Советом Федерации при поступлении личного заявления от этих лиц или по предложению группы членов Совета Федерации численностью не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Вопрос об освобождении от должности первого заместителя, заместителя рассматривается также по требованию Председателя Совета Федерации. При рассмотрении вопроса об освобождении от должности на заседании Совета Федерации соответствующему лицу должно быть предоставлено слово для выступления. Решение об освобождении от должности оформляется постановлением палаты.
В случае прекращения (досрочного прекращения) полномочий члена Совета Федерации, являющегося Председателем, первым заместителем или заместителем Председателя Совета Федерации, его освобождение от должности оформляется постановлением Совета Федерации, не требующим специального голосования.
Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, www.lawmix.ru, all-sci.net.
»