Структура бизнеса налогоплательщика образец для налоговой

ФНС отметила, что за последние 4 года арбитражными судами рассмотрено более 400 дел на сумму, превышающую 12,5 миллиардов рублей, в рамках которых оспаривались ненормативные акты налоговых органов по схеме дробления бизнеса.

Общие признаки схемы дробления бизнеса (п. 1 Письма)

ФНС отмечает, что исчерпывающий или строго императивный перечень признаков, свидетельствующий об обоснованности выводов налогового органа о формальности разделения (дробления) бизнеса, отсутствует. Необходимо иметь в виду, что в каждом конкретном случае совокупность доказательств, собранных в рамках мероприятий налогового контроля, будет зависеть от конкретных обстоятельств, установленных в отношении участников схемы и их взаимоотношений.

Так, в качестве доказательств, свидетельствующих о применении схемы дробления бизнеса, могут выступать следующие установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства:

— дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД) или упрощенную систему налогообложения (далее — УСН)) вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций основным участником, осуществляющим реальную деятельность;

— применение схемы дробления бизнеса оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников данной схемы, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении в целом всей хозяйственной деятельности;

— налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса;

— участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;

— создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала;

— несение расходов участниками схемы друг за друга;

— прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.);

— формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;

— отсутствие у подконтрольных лиц, принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;

— использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в сети Интернет», адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз и т.п.), банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовой техники, терминалов и т.п.;

— единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса может являться другой ее участник, либо поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими;

— фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами;

— единые для участников схемы службы, осуществляющие: ведение бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, подбор персонала, поиск и работу с поставщиками и покупателями, юридическое сопровождение, логистику и т.д.;

— представление интересов по взаимоотношениям с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса) осуществляется одними и теми же лицами;

— показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения;

— данные бухгалтерского учета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли;

— распределение между участниками схемы поставщиков и покупателей, исходя из применяемой ими системы налогообложения.

По моему мнению, только часть из указанных выше признаков может свидетельствовать о недопустимой схеме дробления бизнеса. Остальные признаки могут быть у допустимой налоговой оптимизации, с использованием специальных налоговых режимов. К «плохим» признакам я бы отнес:

— несение расходов участниками схемы друг за друга;

— формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;

— отсутствие у подконтрольных лиц, принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;

— единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса может являться другой ее участник, либо поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими;

Формальный характер деятельности участников схемы (п. 2 Письма)

ФНС отмечает, что одним из основных способов занижения своих налоговых обязательств при применении схемы дробления бизнеса является включение в цепочку взаимоотношений организаций и предпринимателей, чья деятельность носит формальный (технический, подконтрольный) характер и направлена на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Приведены примеры судебных решений как в пользу налогового органа, так и в пользу налогоплательщика.

ФНС делает вывод — исходя из проанализированной судебной практики, с целью исключения необоснованных выводов о применении схемы дробления бизнеса, необходимо обратить внимание на то, что вне зависимости от сферы предпринимательской деятельности поверяемого налогоплательщика (реализация товаров через магазины розничной сети, оказание услуг общественного питания, сдача помещений в аренду (субаренду), выполнение подрядных (субподрядных) работ, услуг и т.п.), при доказывании наличия схемы дробления бизнеса налоговым органам необходимо не только устанавливать обстоятельства ведения налогоплательщиком и связанными с ним субъектами одного и того же вида деятельности, но также выявлять обстоятельства отсутствия реального участия таких субъектов в деятельности осуществляемой самим налогоплательщиком, а также обстоятельства подконтрольности субъектов проверяемому налогоплательщику, что исключает наличие у формальных участников самостоятельных доходов по сделкам.

Действительный размер налоговых обязательств (п. 3 Письма)

ФНС отмечает, что при доказывании в судах фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды в результате использования схем дробления, бизнеса важным вопросом является правильное определение действительного размера и структуры налоговых обязательств налогоплательщика.

Суды неоднократно обращали внимание, в частности, на необходимость определения налоговой базы с учетом не только полученных участниками схемы доходов, но и понесенных ими расходов, а также на применяемую налоговыми органами методику начисления налогов.

Приведены примеры судебных решений как в пользу налогового органа, так и в пользу налогоплательщика.

Проанализированы схемы, когда участники осуществляют реальную деятельность (п. 4)

Для такого типа схем ФНС делает вывод:

Анализ вышеприведенных судебных актов позволяет сделать вывод о том, что само по себе доначисление сумм налогов нескольким участникам схемы дробления бизнеса является возможным в случаях, когда налоговым органом доказано получение необоснованной налоговой выгоды, а также определен действительный размер налоговых обязательств каждого из них, подтвержденный расчетом, основанным на первичных документах, с учетом установленных фактических обстоятельств.

Осуществление одного и того же вида деятельности группой налогоплательщиков (п. 5)

В пункте 5 письма рассмотрена распространенная ситуация, когда несколько налогоплательщиков, применяющих УСН, ЕНВД, ПСН осуществляют один и тот же вид деятельности. В таких случаях нередко налоговики предъявляют претензии о том, что налогоплательщик искусственно разделил бизнес на части. чтобы иметь возможность использовать льготные режимы налогообложения.

Приведены примеры судебных решений как в пользу налогового органа, так и в пользу налогоплательщика.

Отмечу, что в таких ситуациях очень важно, чтобы каждая организация группы была в достаточной степени самостоятельной: имела собственные ресурсы, персонал, коммерческий и управленческий ресурс для осуществления деятельности.

Отмечено (п. 6), что для обоснования вывода о применении налогоплательщиком схемы дробления бизнеса налоговому органу необходимо располагать доказательствами, которые в совокупности и взаимосвязи будут однозначно свидетельствовать о совершении проверяемым налогоплательщиком совместно с подконтрольными ему лицами виновных, умышленных согласованных действий, направленных не столько на разделение бизнеса самого по себе, что признается оптимизаций предпринимательской деятельности, сколько на получение в результате применения такой схемы необоснованной налоговой выгоды путем уменьшения соответствующей налоговой обязанности или уклонения от ее исполнения.

Содержание

Это интересно:  Соглашение о разделении лицевого счета образец

Дополнительно

Схема дробления бизнеса — схема оптимизации налогообложения с помощью специальных налоговых режимов, прежде всего, Упрощенной системы налогообложения (УСН).Суть этой схемы в том, что бизнес дробится на относительно небольшие организации, которые подпадают под условия, для применения УСН. Как известно, Упрощенная система налогообложения (УСН) предусматривает более льготный налоговый режим, для предприятий относительно небольшого бизнеса. Схемой дробления бизнеса обычно именуют такое дробление, которое не имеет деловой цели и приводит к необоснованной налоговой выгоде.

Пояснительная записка в налоговую

Пояснительная записка в налоговую

Похожие публикации

По всем полученным налоговым декларациям и расчетам ИФНС проводит камеральную проверку, в ходе которой может запросить у налогоплательщика необходимые пояснения по предоставленной отчетности (п. 3 ст. 88 НК РФ). Мы расскажем о причинах таких налоговых запросов, о том, как составляется пояснительная записка в налоговую по требованию, образец пояснений также приведем в данной статье.

Когда налоговая запрашивает пояснения

Причины, по которым у налоговиков могут возникнуть вопросы к налогоплательщику в процессе камеральной проверки, перечисляются в п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ:

  • Причина 1 — «камералка» выявила в отчетности ошибки либо противоречия между данными отчетности и имеющимися у налоговиков сведениями.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения или внести исправления в отчетность.

  • Причина 2 – налогоплательщиком сдана «уточненка», в которой сумма налога к уплате, по сравнению с ранее представленным отчетом, стала меньше.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения с обоснованием изменения показателей и снижения суммы налога к уплате.

  • Причина 3 – в отчетности заявлены убыточные показатели.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения, обосновывающие сумму полученного убытка.

Получив подобный запрос от налоговиков о представлении пояснения в налоговую (образец можно посмотреть ниже), ответить на него следует в течение 5 рабочих дней. Штрафных санкций за непредставление не предусмотрено, но игнорировать требования налоговой не стоит, поскольку, не получив ответа, ИФНС может доначислить налоги и насчитать пени.

Обратите внимание: если налогоплательщик относится к категории тех, кто обязан подавать налоговую декларацию в электронном виде согласно п. 3 ст. 80 НК РФ (например, по НДС), то он должен обеспечить прием от ИФНС электронных документов, направляемых в процессе камеральной проверки. В том числе это относится и к требованиям о представлении пояснений – в течение 6 дней со дня отправки налоговиками, налогоплательщиком в ИФНС отправляется электронная квитанция, подтверждающая получение такого требования (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). Если получение электронного требования не подтвердить, это грозит блокировкой банковских счетов налогоплательщика (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Как писать пояснения в налоговую

Образец пояснительного письма, направляемого в ответ на требование ИФНС о представлении пояснений, утвержденный официально, отсутствует. Пояснения можно составить в произвольной форме, указав следующую информацию:

  • наименование налогового органа и налогоплательщика, его ИНН/КПП, ОГРН, адрес, телефон;
  • заголовок «Пояснения»;
  • обязательная ссылка на исходящий номер и дату требования от налоговой инспекции,
  • непосредственно пояснения по запрашиваемому вопросу с их обоснованием,
  • если необходимо, перечислить приложения к письму, подтверждающие правильность показателей отчетности,
  • подпись руководителя.

Если ошибка, допущенная в отчетности, не привела к занижению налога, пояснительная записка в налоговую должна содержать эту информацию. Напишите об этом, указав характер ошибки (например, опечатка или техническая ошибка) и верное значение, либо представьте уточненную декларацию или расчет. Ошибку, из-за которой была занижена сумма налога, можно исправить, только подав «уточненку» — одних пояснений для налоговиков в таком случае будет недостаточно.

Когда ошибки, по мнению налогоплательщика, в отчетности нет, а значит и подавать «уточненку» нет надобности, представить пояснения налоговикам все равно необходимо, указав в них на отсутствие ошибок в декларации или расчете.

Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам

Налоговиков может заинтересовать убыточная деятельность компании, и в этом случае пояснения налогоплательщика должны в полной мере раскрывать причину возникновения убытка в запрашиваемом отчетном периоде. Для этого в письме расшифровываются доходы и расходы за определенный промежуток времени.

Также пояснения в налоговую (образец см. далее) должны содержать указания, почему расходы превысили доходы. Например, компания создана недавно, деятельность только началась и выручка пока невелика, но текущие расходы уже значительные (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т.п.), либо фирмой были произведены неотложные крупные расходы на ремонт, закупку оборудования и т.п. Чем подробнее будут расписаны причины убытка, тем меньше новых вопросов возникнет у налоговиков.

Все приведенные сведения нужно подтвердить документально, приложив к письменному пояснению в налоговую копии бухгалтерских документов, договоров, накладных, банковских выписок, налоговых регистров и т.д.

Аналогичным образом могут быть даны пояснения в ответ на запрос о причинах снижения налоговой нагрузки, в сравнении со средним уровнем по отрасли.

Образец письма в налоговую о даче пояснений в связи с убытком:

Образец письма в налоговую о даче пояснений в связи с убытком

Пояснительная записка в налоговую: образец по НДС

С 24.01.2017 г. действует приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ- 7-15/682 об утверждении формата пояснений к декларации по НДС в электронной форме. Данный формат применяется всеми плательщиками НДС, подающими электронную отчетность. Порядок действий налогоплательщика при получении требования дать пояснения по декларации НДС подробно расписан в письме ФНС РФ от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395.

Как писать пояснительную записку в налоговую по НДС? Только электронно. Пояснения по НДС, представленные в «бумажном» виде, не считаются поданными, и в данном случае это может расцениваться налоговиками как неправомерное несообщение запрашиваемых сведений, грозящее штрафом в 5000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Каким бы ни был запрос налоговой инспекции: об обнаруженных ошибках, противоречиях между отчетными формами, о снижении суммы налога в уточненной декларации, или о причинах образования убытка, в любом случае отвечать на требование необходимо. Для отчетности, представляемой исключительно по телекоммуникационным каналам связи, предусмотрен электронный формат подачи пояснений по запросу налоговиков.

Как законно оптимизировать (снизить) налоги путем дробления бизнеса на несколько юридических лиц

Екатерина Гостева
налоговый консультант

В рамках проектов по налоговому планированию нам часто приходится прибегать к такому инструменту законной оптимизации, как дробление бизнеса на несколько юридических лиц. Помимо безопасного снижения налогов, это позволяет решить многие другие, не менее важные для бизнеса, задачи: от диверсификации рисков, связанных с недобросовестными поставщиками, до защиты активов компании от налоговиков и кредиторов в случае непредвиденного банкротства.

Сегодня мы расскажем о том, как безопасно ввести в структуру бизнеса несколько юридических лиц, применяющих «упрощенку», в целях снижения налоговой нагрузки компании.

Как делать точно не стоит?

Если компания уже находится на «упрощенке», но объем выручки вот-вот превысит допустимые лимиты — велик соблазн открыть еще одно юридическое лицо с таким же видом деятельности, теми же учредителями и по тому же юридическому адресу, чтобы продолжить вести бизнес на льготных налоговых условиях.

Это интересно:  Приказ на нормы списания гсм образец 2017

Либо владельцу компании с общей системой налогообложения может прийти в голову здравая мысль разделить свой бизнес на два идентичных юридических лица с УСН, уложив выручку по каждому из них в законные лимиты и тем самым обеспечить снижение налоговой нагрузки.

Так вот. И в том, и в другом случае подобный «лобовой» путь будет являться незаконным, поскольку очевидна цель — намеренное снижение налогов. В последнее время налоговые инспекторы успешно доказывают неправомерность такого подхода в судебном порядке.

При дроблении бизнеса с целью снижения налогов необходимо соблюдать важнейшие правила безопасности.

Правило безопасности № 1. Никакого стихийного открытия новых компаний

Оптимизация налогов – это проект. И, как любой проект, он требует грамотной предварительной подготовки. Поэтому первое, что важно понять, — это число участников новой бизнес-структуры.

Лучше исходить из прогнозного размера выручки на ближайший год. Это позволит правильно рассчитать — сколько новых юрлиц на «упрощенке» потребуется и поможет избежать бессистемного открытия новых ООО, как только показатели одного из них приблизятся к лимитам.

Правило безопасности № 2. Никакой аффилированности юридических лиц

Неизбежное подозрение в незаконном снижении налогов и совершении налогового преступления у ИФНС возникает, если у нескольких юридических лиц на «упрощенке» один и тот же генеральный директор или учредитель. Чтобы это увидеть – инспекторам достаточно получить информацию из открытых источников (например, из выписки ЕГРЮЛ).

Конечно, взаимозависимость участников сама по себе не является доказательством получения необоснованной налоговой выгоды и ухода от налогов. Но в большинстве случаев такая ситуация является поводом для тщательной налоговой проверки. И уже в рамках проверки инспекторы начнут копать вглубь и смогут доказать взаимосвязь между юр.лицами в целях налоговой оптимизации, если:

Организации плотно взаимодействуют между собой на нерыночных условиях. Например, для пополнения оборотных средств, одна компания предоставляет беспроцентные займы другой или продает ей товары по цене более низкой, чем у внешних контрагентов.

В целях безопасности, необходимо избегать пересечений в деятельности, таких как выдача займов друг другу, перепродажа товаров, работ или услуг. То есть чисто внешне деятельность компаний должна иметь независимый характер.

Либо взаимосвязь компаний должна быть убедительно обоснована деловыми задачами (см. ниже — «Правило безопасности №3»)

В компаниях оформлены одни и те же сотрудники. Как правило, в фирмы, созданные для распределения выручки, не нанимаются новые сотрудники. Финансовые документы подписывают те же менеджеры, что и в смежных организациях. Чаще всего они оформлены по совместительству, что недвусмысленно доказывает взаимосвязь компаний.

В целях безопасности, в каждой компании должен быть свой (пусть маленький) штат сотрудников, которые не будут оформлены по совместительству в других организациях группы.

Компании обслуживает одна и та же штатная бухгалтерия. Зачастую, несмотря на наличие нескольких, казалось бы, самостоятельных юридических лиц, финансовый учет по ним ведется одной и той же бухгалтерской службой, которая входит в инфраструктуру главной компании. При этом очевидно, что основным видом деятельности данной компании является продажа товаров или оказание услуг, а не ведение бухгалтерского учета. Это дает инспекторам повод считать, что именно данная компания является центром принятия решений и в действительности функционирует только она одна, а остальные существуют для экономии налогов.

Чтобы защитить свой бизнес от претензий налоговой — достаточно передать бухучет сопутствующих юрлиц на аутсорсинг в специализированную бухгалтерскую компанию.

Правило безопасности №3. Разделение бизнеса необходимо обосновывать деловыми целями

Если без аффилированности никак не обойтись, то при внедрении в инфраструктуру бизнеса нового юрлица необходимо иметь четкое представление о том, какую бизнес-цель оно будет преследовать. Официальная причина для разделения бизнеса должна быть убедительной в глазах налоговых инспекторов.

Например, компании в составе Группы могут продавать разные виды товаров. Или можно разграничить их деятельность по территориальному признаку. Вариантов много.

Но лишь в этом случае можно будет обосновать целесообразность наличия нескольких фирм на «упрощенке» в составе одной Группы компаний.

Правило безопасности № 4. Самостоятельность ведения деятельности каждого участника

Отсутствие самообеспечения – главная придирка налоговиков, наряду с взаимозависимостью. В глазах налоговиков каждая компания должна быть полностью самостоятельной. В чем же это выражается? Налоговая должна увидеть, что каждый участник является самостоятельной бизнес-единицей, т. е. на балансе есть основные средства, он несет расходы и имеет расчетный счет и профильных специалистов в штате. По нашему мнению, самостоятельность каждого юридического лица в части ведения бизнеса усиливает защиту в реальных судебных делах в рамках дробления и затрудняет реализацию субсидиарной ответственности.

Итак, придерживаясь вышеперечисленных принципов, дробление бизнеса может быть выгодным и удобным инструментом для законного снижения налогов. А в случае претензий со стороны ИФНС, всегда можно будет обосновать причины, по которым произошло разделение бизнес-процессов на разные фирмы, неналоговыми целями.

Поскольку деятельность каждой компании имеет свою специфику, мы разрабатываем индивидуальные решения под конкретного клиента.

Если Вам требуется грамотно разделить бизнес, или Вы хотите навести порядок в нескольких открытых ООО, не дожидаясь налоговой проверки и доначислений — наши налоговые консультанты всегда готовы помочь.

Надеемся быть Вам полезными!

Структурирование бизнеса как рабочий инструмент бизнеса

Структурирование бизнеса: обеспечение налоговой безопасности

Сегодня очень много говорится по поводу ужесточения налогового регулирования. Я считаю это делается излишне эмоционально. Более продуктивным, на мой взгляд, будет спокойно оценить изменения и принять новую тактику работы. Приведу несколько тезисов о сегодняшних трендах налогового администрирования и свои выводы, относительно связанных с ними особенностей налоговой оптимизации.

В последние годы ФНС, благодаря расширению полномочий и активному использованию информационных технологий, располагают доступом к огромным массивам данных не только о налогоплательщиках, но и о собственниках бизнеса. Налоговым органам известны все банковские транзакции; от банков налоговая знает кто и с какого компьютера управляет всеми вашими счетами (почти все они сейчас управляются через интернет-банк); ей доступны практически все информационные базы госорганов (таможня, ГИБДД, ЗАГС, ФМС и другие); налоговики имеют право осматривать ваши помещения и участвовать в инвентаризациях; имеют право допрашивать сотрудников, не уведомляя работодателя и это далеко не полный перечень возможностей ФНС.

Скоро и заграничные банковские транзакции будут доступны фискалам в онлайн-режиме, хотя уже сейчас есть практика выдачи их по запросу. Если сказать одной фразой: налоговая знает про вас все . Это объективная реальность.

Отсюда следует простой вывод: времена “документальной” налоговой оптимизации прошли безвозвратно. Раньше для экономии налогов достаточно было правильно оформить пакет документов, положить его на полку и работать дальше по-прежнему. Но теперь налоговики, пользуясь своим неограниченным знанием, легко доказывают, что на деле все было совсем не так, как написано в предъявленных документах. Анализ текущей судебной практики это подтверждает.

Чтобы не выглядеть бледно в суде необходимо « подкладывать » под налоговые схемы « реальную фактуру ». Сейчас многие аудиторы, бухгалтеры, юристы и различные налоговые консультанты, почуяв новый виток конъюнктуры, продают очередные “налоговые схемы”.

Но помимо грамотного оформления документов требуется сделать аудит и реинжиниринг бизнес-процессов . Что является далеко не юридической и не бухгалтерской компетенцией.

Любая реорганизация должна отвечать требованиям экономической эффективности. Дополнительная «реальная фактура» стоит денег (например, арендовать склад для компании, которая может быть оценена налоговым органом в качестве “прокладки”), поэтому надо стараться по максимуму использовать имеющуюся. Но выделить целиком подразделение в отдельное юридическое лицо недостаточно. Разделение договоров на сотовую связь, с провайдером интернета, на поставку канцелярии и чистой воды — вот неполный список вопросов, которые необходимо будет решить при правильной реорганизации. Раньше эти договоры у вас вела офис-менеджер, а кто это будет делать для “независимой” компании? Это очень тонкий менеджмент, но без него сегодня налоговая оптимизация невозможна. Налоговые консультанты об этом молчат.

Это интересно:  Р11001 образец заполнения 2020

Важный новый тренд был задан делом “Королевской воды”. Теперь перед бюджетом бизнес-должник определяется по фактическим критериям, а не по ИНН. Если иное юридическое лицо продает тот же товар, тем же клиентам, под тем же брендом, теми же сотрудниками, с теми же контактами и сайтом, значит этот тот же самый бизнес, который должен в бюджет налоговую недоимку. И формальная независимость учредителей нового юридического лица уже никакого значения не имеет. Этот тренд был поддержан судами всех инстанций. Справедливо это или нет вопрос философский. Сегодня это тоже объективная реальность — бросить юридическое лицо с налоговой недоимкой и продолжать заниматься тем же бизнесом уже не получится. Мало того, даже если прекратить этот бизнес гарантий нет никаких.

Под конец 2016 года законодатели внесли правки и заменили в пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ слова “организаций” на слово “лиц”. То есть, налоговым органам была предоставлена возможность взыскания недоимки не только со взаимозависимых компаний, но и с взаимозависимых физических лиц. Против этих, казалось бы, “беспредельных” возможностей налоговиков есть простой рецепт. Налоговые консультанты, пугающие предпринимателей новыми правками, забывают, что в ст. 45 НК РФ говорится лишь о недоимках, выявленных в результате выездной налоговой проверки. Поэтому если о налоговой безопасности бизнеса подумать заранее, а не накануне (и уж тем более не во время) выездной налоговой проверки, как это все делают сейчас, то есть неплохие шансы избежать неприятных последствий.

Многие предприниматели не занимаются реструктуризацией бизнеса, потому что не понимают для чего это нужно. Они считают, что если налоговая придет, то в любом случае будут большие доначисления, а судиться с государством бесполезно. Поэтому надо просто попытаться успеть “накосить” как можно больше, в надежде на то, что пронесет. Вывод сомнительный. Не буду отрицать, статистика судебных дел в последнее время, действительно, говорит не в пользу налогоплательщиков. Но основная причина, на мой взгляд, не в предвзятости судов.

Налоговики сейчас активно применяют риск-ориентированный подход. Они идут только туда, где можно точно много доначислить и все что доначислено потом есть за счет чего взыскать. Те компании, где есть хоть какие-то сомнения по одному из пунктов отсекаются на этапе предпроверочного анализа. В первую очередь этим обусловлена такая высокая эффективность мероприятий налогового контроля в последнее время. Поэтому задача реструктуризации бизнеса предстать перед налоговым предпроверочным анализом “невкусным” клиентом. С учетом того, что проверяют сейчас около 1% налогоплательщиков — задача не такая уж невозможная. А с учетом того, что большинство предпринимателей вокруг продолжают работать по старинке — вполне реализуемая.

Еще одним фронтом наступления на налоговую оптимизацию стали банки . Удивительно, но многие предприниматели считают, что цель “обнальных” контор лишь в получении наличных. Ко мне периодически обращаются знакомые с формулировками такого вида: “нам бы счет-фактуру, чтобы налоги снизить, но наличные не нужны, можем товаром забрать, можно как-нибудь без однодневок в этом случае обойтись?”.

Нет, “обнал” — это в первую очередь очистка денежных средств от налогов. Поэтому работа банковского финмониторинга помогает налоговикам, но с другой стороны. Среднее время жизни однодневки неуклонно снижается, стоимость и риски растут. При этом когда стоимость “обнала” приблизится к 15% риск будет уже несоизмерим с экономией. Потому что НДС составляет от полной суммы сделки 15,25%=18%/118%. Если заплатить НДС, а прибыль перевести в 6%-упрощенца, то эффективная налоговая нагрузка составит 20,1%=100%—85%*94%. Рисковать бизнесом ради 5% от маржи сомнительное удовольствие. А стоимость “обналичивания” скоро достигнет 10%.

Поэтому экономика однодневок близка к точке окупаемости. Причем в отличие от налогового, банковский контроль является сплошным. Претензии из банка также могут касаться ваших рабочих расчетных счетов, например, подконтрольного ИП. Надо понимать, что банкам медали за закрытие подозрительных счетов не дают. Вы по-прежнему для него клиент, а значит банк в Вас заинтересован. С точки зрения финмониторинга у банка главная задача это подготовить свое “прикрытие” для проверки из ЦБ, чтобы не потерять лицензию. Банковские специалисты регулярно проходят такие проверки и они знают какого рода документы снимут претензии проверяющих. Нужно постараться наладить диалог с банковскими сотрудниками и заранее озадачиться подготовкой требуемого пакета документов.

Что же делать для достижения налоговой безопасности?

Во-первых, надо оценить налоговые риски. Если вы обналичиваете миллион рублей в год, то скорей всего можно не беспокоиться и продолжать работать так же, пока “обнальщики” не исчезнут совсем. Хотя подобное, ест-но, не стоит расценивать как мою рекомендацию нарушать закон.

Во-вторых, надо оценить возможные налоговые доначисления за три года. Если вы готовы расстаться с этой суммой в самом крайнем случае, даже возможно ценой продажи каких-то активов, то опять же можно работать дальше по-прежнему, в надежде на то, что вы не попадетесь в выездной налоговый контроль, а если попадетесь — откупитесь.

Если сумма возможных доначислений неприятна, необходимо задуматься о налоговой безопасности уже сейчас. Но это должно быть не просто консультирование или покупка “схем”.

Правильная структуризация (реструктуризация) бизнеса в сегодняшних условиях — это услуга, включающая в себя аудит вашего бизнеса (не только юридический, но и обязательно организационный) и разработку индивидуального решения, состоящего из новой структуры бизнеса, документооборота и реинжиниринга бизнес-процессов, в обязательном порядке включающего реорганизацию процедуры бюджетирования и управленческого учета. Все остальные компромиссы — лишь пустая трата денег.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Кирилл Соппа, партнер. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Статья написана по материалам сайтов: spmag.ru, 1c-wiseadvice.ru, vitvet.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector