Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов рф

Читайте также:

  1. Cтатья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  2. D) ЦИК об отказе в регистрации избранного Президента.
  3. I. Назначение и характерные черты правовых актов, издаваемых ОФСБ.
  4. III. Обжалование (опротестование) судебных актов
  5. IV. Пересмотр судебных актов
  6. IV. Порядок подготовки правовых актов ОФСБ.
  7. S: С момента государственной регистрации заключения брака у супругов
  8. S: С момента государственной регистрации заключения брака у супругов
  9. V. Система муниципально-правовых актов.
  10. VII. Порядок регистрации уставов муниципальных образований.
  11. АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ
  12. Акты законодательства о налогах и сборах как основной источник налогового права. Действие актов в пространстве

Федеральный регистр представляет собой распределенную базу данных, содержащую в электронном и документальном виде правовые акты и сведения о них.

Принципами ведения федерального регистра являются достоверность, общедоступность и открытость информации, содержащейся в федеральном регистре.

Федеральный регистр ведется в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Ведение федерального регистра нормативных правовых актов Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12.01.2004 № 5.

Порядок предоставления сведений, содержащихся в Федеральном регистре

Компетенция органов при предоставлении сведений, содержащихся в федеральном регистре:

1. Главные управления Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации предоставляют сведения, содержащиеся в федеральном регистре соответствующего федерального округа и субъекта Российской Федерации.

2. Предоставление сведений, содержащихся в федеральном регистре, в электронном виде осуществляется посредством электронной почты.

В исключительных случаях осуществляется предоставление сведений лично заявителю на его электронных носителях при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а также иных, подтверждающих полномочия, документов (доверенность и т.д.).

Порядок предоставления сведений, содержащихся в Федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.12.2005 № 244 «Об утверждении порядка предоставления сведений, содержащихся в Федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» (далее — Порядок).

В соответствии с разделом II Порядка из Федерального регистра предоставляются следующие сведения:

— о включении правового акта в федеральный регистр;

— номер и дата государственной регистрации правового акта;

— реквизиты правовых актов (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок);

— сведения об изменении (дополнении), отмене (признании утратившим силу) правового акта;

— копия текста или фрагмента текста правового акта;

— источник официального опубликования правового акта;

— дополнительные сведения (согласно пункту 12 Приказа Минюста России от 12.01.2004 № 5 «Об утверждении и введении в действие Разъяснений по применению положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»).

Разделом III Порядка установлены условия предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре:

1. Сведения, содержащиеся в федеральном регистре, предоставляются в документальном или электронном виде в соответствии с письменным запросом заявителя, а также на официальном интернет-сайте Министерства юстиции Российской Федерации.

2. Дополнительные сведения федерального регистра через официальный интернет-сайт Министерства юстиции Российской Федерации предоставляются заявителям на основании письменного запроса о предоставлении дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре.

3. В запросе на получение сведений, содержащихся в федеральном регистре, указываются:

— для граждан: фамилия, имя, отчество, номер телефона, факса и (или) почтовый адрес, адрес электронной почты для направления ответа или уточнения содержания запроса;

— для организаций: наименование организации, от имени которой направлен запрос, ее почтовый адрес и (или) номер телефона, факса, адрес электронной почты для направления ответа или уточнения содержания запроса;

— информация о запрашиваемых сведениях, необходимая и достаточная для их поиска (вид, наименование, номер, дата принятия акта, орган принятия акта);

— вид предоставления сведений (документальный или электронный).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕГИСТР НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ РФ

. 2. Федеральный регистр ведется в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

3. В федеральный регистр включаются конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственных советов, правительств, кабинетов министров, администраций, мэрий, министерств и иных органов), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер. «

Постановление Правительства РФ от 29.11.2000 N 904 (ред. от 20.02.2010) «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»

Государственная система регистров нормативных правовых актов Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА РЕГИСТРОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

,
заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

Государственная система состоит из регистров различных нормативных правовых актов: Российской Федерации (федеральный уровень), субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Регистры нормативных правовых актов ведутся в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов; учета и систематизации нормативных правовых актов; реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о правовых актах; создания условий для получения информации о муниципальных актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Направления развития системы правовой информатизации Российской Федерации имеют общие цели для законотворческих, правоохранительных и правоприменительных органов. Это обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и должностных лиц, повышение уровня правовой информированности общества путем всестороннего обеспечения органов, должностных лиц и граждан полной и достоверной информацией о действующих в России законодательных и иных правовых актов, в том числе муниципальных, в условиях автоматизации информационных процессов.

1. Правовое обеспечение ведения регистров нормативных
правовых актов

В настоящее время в Российской Федерации сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу и, несомненно, одним из таких условий является развитие системы нормативного правового регулирования отношений в информационной сфере.

В числе основных конституционных правовых норм в рассматриваемой области следует отметить то, что в части 4 статьи 29 Конституции закреплено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Статья 71 Конституции России определяет компетенцию Российской Федерации в решении вопросов о федеральной информации и связи, устанавливает федеральную собственность на важнейшие информационные ресурсы и объекты информационной инфраструктуры.

В Конституции закреплена обязанность государства официально публиковать законы и иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (часть 3 статьи 15).

Среди основополагающих актов законодательства, регулирующих вопросы обработки и доступа к правовой информации, важное место занимают федеральные законы: от 01.01.2001 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[1], от 01.01.2001 «Об обязательном экземпляре документов»[2], от 01.01.2001 «Об электронной цифровой подписи»[3], от 01.01.2001 «Об общих принципах организации местного самоуправления», от 01.01.2001 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», от 01.01.2001 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Существенную роль в правовом регулировании в информационной сфере играют подзаконные нормативные правовые акты – указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. К этому блоку можно отнести указы Президента Российской Федерации: «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека»[4], «О дополнительных правах граждан на информацию»[5], «О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации»[6], «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов»[7], «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»[8] и другие.

По вопросам правового обеспечения ведения федеральных регистров нормативных правовых актов приняты правовые акты Президента Российской Федерации: «О классификаторе правовых актов», «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 01.01.2001, Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации , «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена», Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 01.01.2001.

Среди постановлений Правительства Российской Федерации следует отметить следующие: «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия 2002–2010 гг.» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации ), «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации», «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов», «О порядке ввода в эксплуатацию государственных информационных систем», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 о Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, от 01.01.2001 о перечне регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, отнесенных к учетным системам федеральных органов государственной власти, от 01.01.2001 об одобрении Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.

2. Цели и принципы ведения регистров нормативных правовых актов

Регистры ведутся в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов; учета и систематизации нормативных правовых актов; реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о правовых актах; создания условий для получения правовой информации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Ведение регистров нормативных правовых актов осуществляется в целях:

систематизации и учета нормативных правовых актов;

обеспечения конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах;

обеспечения единства правового пространства Российской Федерации: обеспечение соответствия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, а также муниципальных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации, а также уставу соответствующего муниципального образования (иных, кроме устава муниципальных нормативных правовых актов).

Решение комплексной задачи обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, конституционного права граждан на информацию, совершенствования законодательства, его систематизации и кодификации требует введения государственного учета всех нормативных правовых актов Российской Федерации – создания единого банка данных этих актов.

В настоящее время в Российской Федерации существуют объективные предпосылки для решения этой задачи путем принятия федерального закона о едином банке данных нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации Министерством юстиции России ведется федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также на основании постановления Правительства Российской Федерации – государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Министерство юстиции Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований, а также федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов на основании Федерального закона от 01.01.2001 «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», постановления Правительства Российской Федерации «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов».

3. Система муниципальных нормативных правовых актов

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения по вопросам, указанным в части 6 статьи соответствующего Федерального закона, в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Это интересно:  Факсимильная печать на документах правомерно или нет

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

4. Мониторинг ведения регистров нормативных

правовых актов Российской Федерации

Выработка концептуальных подходов к созданию системы мониторинга правоприменения в Российской Федерации связана с необходимостью определить цели, принципы и задачи, субъектов этой системы, орган, координирующий мониторинговую деятельность, основные направления государственной политики и проблемы создания системы правового мониторинга, а также разработку плана первоочередных мероприятий, направленных на реализацию указанных концептуальных положений.

Важное место при этом должно занять определение понятийного аппарата: «мониторинг», «система мониторинга», «правоприменение», «субъекты и объекты мониторинга» и другие, поскольку создание системы правового мониторинга должно основываться на единообразном понимании этих ключевых терминов и понятий.

Целями организации системы правового мониторинга являются: систематическое получение информации о состоянии действующего законодательства и его систематизация; упорядочение законотворческой деятельности; определение эффективности правового регулирования, причин и пробелов в правоприменительной практике на основе изучения правоприменительной практики; выявление соответствия законодательства планируемому результату правового регулирования и выработке мер по его совершенствованию.

В связи с этим представляется, что правовой мониторинг следует рассматривать как систематическую, плановую деятельность субъектов мониторинга по сбору, обработке, анализу и обобщению не только состояния действующего законодательства Российской Федерации (в широком смысле слова), но и правоприменительной практики, являющейся видом юридической деятельности, который опосредует накопление социально-правового опыта в области урегулированных правовыми нормами общественных отношений, с целью выявления его соответствия планируемому результату правового регулирования, а также ожиданиям участников законодательного процесса, институтов гражданского общества и граждан.

Задачей правового мониторинга является реализация одного из приоритетных направлений государственной политики – повышения качества и эффективности законодательства как важного фактора развития государства.

Для реализации указанной задачи значительную роль должно сыграть создание государственной системы правовой информации, поскольку в настоящее время в Российской Федерации такая национальная система строится. Целесообразно создание национального центра правовой информации на базе Научного центра правовой информации при Минюсте России (НЦПИ) и возложение функций по ведению национального регистра нормативных правовых актов. Система правового мониторинга, учитывая огромные информационно-правовые массивы, возможна только на основе информационно-правовой системы «Правовой мониторинг» или «Мониторинг законодательства и правоприменения». Эти вопросы также требуют разработки концептуальных подходов, ее правового статуса, соблюдения территориально-распределенного принципа, использования единых стандартов и методик работы с нормативными правовыми актами и должны основываться на применении современных информационных технологий.

Проведение правового мониторинга непосредственно связано с необходимостью законодательного закрепления не только правовых норм, касающихся его организации, но и ключевых положений, определяющих:

понятие, виды, соотношение нормативных правовых актов Российской Федерации;

вопросы планирования законопроектной деятельности, основные правила подготовки и внесения проектов нормативных правовых актов;

проведение экспертизы проектов для оценки качества проекта нормативного правового акта, внесенного в правотворческий орган;

правила юридической техники;

порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов;

порядок действия нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц;

толкование нормативных правовых актов, которое не должно изменять смысл правовых норм;

ведение учета и систематизации нормативных правовых актов.

Все вышеперечисленные вопросы, включая организацию мониторинга правоприменения, должны найти отражение в проекте федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации».

5. Структура автоматизированной информационной

системы регистров нормативных правовых актов

Федеральный регистр нормативных правовых актов как информационная система содержит федеральный, региональный и муниципальный уровни указанной системы.

Структура информационной системы ведения регистров нормативных правовых актов определена постановлением Правительства Российской Федерации «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов», приказами Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», «Об организации работы по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований» («Бюллетень Минюста РФ», № 10, 2005), «Об утверждении Положения об организации работы по ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации в электронном виде», «Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов».

Федеральный регистр представляет собой распределенную базу данных, содержащую в электронном и документальном виде правовые акты и сведения о них, ведется с использованием подсистемы «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России.

Правовой режим каждого информационного ресурса определяется нормами, устанавливающими:

порядок документирования информации;

право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

категорию информации по уровню доступа к ней;

порядок правовой защиты информации.

Правовой режим федерального регистра установлен нормами указанных выше нормативных правовых актов, обеспечивающими порядок документирования информации, категорию информации по уровню доступа к ней – свободный доступ и т. д.

Регистр имеет информационное и технологическое сопряжение с федеральным регистром нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реестром уставов муниципальных образований и реестром муниципальных образований.

6. Методика ведения регистров нормативных правовых актов

Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов, Государственный реестр уставов муниципальных образований и Государственный реестр муниципальных образований ведутся с использованием подсистемы «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России (далее – информационная система). Оператором информационной системы является Научный центр правовой информации при Минюсте России.

Методика ведения федеральных регистров нормативных правовых актов определена нормативными правовыми актами различного уровня.

1. Ведение федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации регулируется: Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», приказом Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

2. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов ведется в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 «Об общих принципах организации местного самоуправления», постановлением Правительства Российской Федерации «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов», приказом Министерства юстиции Российской Федерации «Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» вместе с Методикой ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.

Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, организация и ведение которых в соответствии со статьей 43.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. В связи с этим сложно установить единую методику ведения регистров субъектов Российской Федерации, что затрудняет ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов. Например, не во всех субъектах Российской Федерации принято решение об обязательной экспертизе муниципальных правовых актов и об актуализации их текстов.

Государственные реестры уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации в электронном виде представляют собой государственный информационный ресурс, содержащий в электронном виде тексты уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, дополнительные сведения, а также сведения о муниципальных образованиях (далее – государственный реестр).

Порядок ведения указанных государственных реестров (правила, методика) регламентируются Федеральным законом от 01.01.2001 «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», постановлением Правительства Российской Федерации «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации», приказом Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него», приказом Министерства юстиции Российской Федерации «Об организации работы по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований», приказом Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Положения об организации работы по ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации в электронном виде».

7. Организация доступа к информационным ресурсам

регистров нормативных правовых актов

При построении информационного общества проблемы правового обеспечения доступа к информации имеют практически первостепенное значение.

Декларация принципов информационного общества[9] необходимым элементом открытого для всех информационного общества определяет обеспечение каждому возможности иметь доступ к информации, идеям и знаниям и вносить в эти области свой вклад. Этим обусловлена важность развития законодательства в области обеспечения права на доступ к информации и решения правовых проблем в указанной сфере каждым государством, поставившим себе целью движение к информационному обществу, основу которого составляют принципы открытости и доступности каждому достоверной и актуальной информации.

Особенность Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» заключается в том, что он впервые законодательно устанавливает доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в электронной форме. В целях реализации права граждан и организаций на информацию в электронной форме государственные органы и органы местного самоуправления подключают свои информационные системы к сети Интернет, открывают для неограниченного доступа свои официальные сайты, выделяют адреса электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации.

Дискуссионным является вопрос безвозмездности доступа. С одной стороны, не следует отождествлять общедоступность с безвозмездностью доступа, поскольку накопление и структурирование информационных ресурсов задача дорогостоящая. В то же время установление платного режима распространения данных является фактором ограничения доступа к соответствующим информационным массивам, поскольку чрезмерно высокий размер платы за распространение информации может быть завуалированной формой ограничения законных прав граждан на доступ к ней.

Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определяется, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может быть предоставлена бесплатно или за плату. Предполагается, что пользователю (потребителю) предоставляется бесплатно информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: передаваемая в устной форме; размещенная в информационных системах общего пользования; иная информация, определенная законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Плата за услуги по предоставлению информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на материальном носителе может быть установлена, если объем запрашиваемой информации превышает размер, определенный Правительством Российской Федерации. В целях определения размера платы за услуги по предоставлению информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» относит к ведению Правительства Российской Федерации утверждение методики расчета платы за услуги по предоставлению информации о деятельности государственных органов и примерной методики расчета платы за услуги по предоставлению информации о деятельности органов местного самоуправления. Размер и порядок внесения пользователем (потребителем) информации платы за услуги по предоставлению информации о деятельности федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. Плата за услуги по предоставлению информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления включает расходы на копирование и предоставление информации.

Таким образом, на основании анализа нормативных правовых актов, в составе права на доступ к информации можно выделить следующие правомочия, которые могут быть реализованы всеми без исключения субъектами указанного права:

право доступа к документам и иным материалам, информационным ресурсам, информационным системам;

право запрашивать информацию у конкретных субъектов;

право получать информацию от конкретных субъектов;

право фиксировать информацию, в том числе с помощью технических средств;

право на воспроизведение информации;

право на доведение информации до конкретных субъектов посредством ее опубликования, а также направления по сетям передачи данных, передачи через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений;

право получать консультационную помощь по вопросам доступа к информации.

[1] СЗ РФ, 2006, № 31, ст. 3448.

[2] Российская газета, 17.01.1995, стр. 6–8.

[3] СЗ РФ, 2002, № 2, ст. 127.

[4] Ведомости Совета Народных Депутатов Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – № 26. – Ст. 1510.

[5] Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 2, ст. 74.

[6] Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 3, ст. 182.

[7] Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 15, ст. 1173.

[8] СЗ РФ, 1996, № 22, ст. 2663.

[9] Декларация принципов «Построения информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» от 01.01.2001. – Законодательство и практика масс-медиа, выпуск 1 января 2004 г.

О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 августа2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», определяет порядок ведения федерального банка нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации — федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее именуется — федеральный регистр).

Это интересно:  Штраф за права с девичьей фамилией

2. Федеральный регистр ведется в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

3. В федеральный регистр включаются конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственных советов, правительств, кабинетов министров, администраций, мэрий, министерств и иных органов), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.

В случае если в результате правовой экспертизы указанных актов, проводимой Министерством юстиции Российской Федерации, установлено их несоответствие Конституции Российской Федерации или федеральному закону, экспертные заключения Министерства юстиции Российской Федерации включаются в федеральный регистр в качестве дополнительных сведений.

4. Федеральный регистр ведется с использованием автоматизированной подсистемы единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции Российской Федерации.

Информационно-технологическое обеспечение ведения федерального регистра осуществляется Научным центром правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации и центрами правовой информатизации Министерства юстиции Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

Внесение сведений в федеральный регистр осуществляют территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации.

5. В федеральный регистр включаются:

номера государственной регистрации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

реквизиты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок);

источники официального опубликования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

тексты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

дополнительные сведения, перечень которых определяется Министерством юстиции Российской Федерации.

6. Федеральный регистр ведется на русском языке.

7. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) обеспечивают:

направление в Министерство юстиции Российской Федерации через его территориальные органы копий нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в 7-дневный срок после их принятия, а также официальных изданий, в которых публикуются указанные акты;

полноту и достоверность сведений, подлежащих включению в федеральный регистр.

8. Порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре, определяется Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

От 12 января 2004 г. № 5

Об утверждении и введении в действие Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

(в ред. Приказов Минюста РФ от 06.05.2005 № 60, от 01.03.2006 № 30, от 09.03.2007 № 47, от 05.03.2008 № 51, от 16.09.2008 № 208, от 26.08.2009 № 267)

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 15 января 2004 г. прилагаемые Разъяснения по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

от 12 января 2004 г. № 5

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ

О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕГИСТРА

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СУБЪЕКТОВ

Настоящие Разъяснения разработаны в целях единообразного применения Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. № 904.

I. Общие положения

1. Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее — федеральный регистр) ведет Министерство юстиции Российской Федерации через систему своих территориальных органов и учреждений.

2. Федеральный регистр ведется в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее — правовые акты) Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

3. Принципами ведения федерального регистра являются достоверность, общедоступность и открытость информации, содержащейся в федеральном регистре.

4. Федеральный регистр ведется в электронном виде (на машиночитаемых носителях) и документальном виде (на бумажных носителях).

5. Внесение сведений в федеральный регистр осуществляют главные управления (управления) Минюста России по субъектам Российской Федерации (далее — территориальные органы Минюста России) в срок до 7 рабочих дней со дня их поступления в территориальный орган Минюста России.

6. Методико-правовое обеспечение ведения федерального регистра осуществляет Департамент законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов.

Департамент законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов обобщает практику ведения федерального регистра территориальными органами Минюста России.

7. Информационно-технологическое обеспечение ведения федерального регистра осуществляет Федеральное государственное учреждение «Научный центр правовой информации при Минюсте России» (далее — НЦПИ).

II. Система федерального регистра

8. Федеральный регистр представляет собой распределенную базу данных, содержащую в электронном и документальном виде правовые акты и сведения о них.

9. Федеральный регистр ведется с использованием подсистемы «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России (далее — информационная система).

10. Федеральный регистр имеет региональный, окружной и федеральный уровни.

Региональный уровень состоит из 92 элементов. Каждый региональный элемент представляет собой базу данных федерального регистра соответствующего субъекта Российской Федерации. Актуальность и целостность региональных баз данных обеспечивают территориальные органы Минюста России.

Окружной уровень состоит из 7 элементов. Каждый окружной элемент представляет собой распределенную базу данных, а также интегрированную базу данных федерального регистра соответствующего федерального округа. Актуальность и целостность интегрированных окружных баз данных обеспечивают главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации.

Федеральный уровень представляет собой распределенную базу данных, а также интегрированную базу данных федерального регистра. Актуальность и целостность интегрированной базы данных обеспечивают НЦПИ.

Пополнение информационных ресурсов интегрированных баз данных федерального регистра окружного и федерального уровней осуществляется территориальными органами Минюста России не реже одного раза в неделю.

III. Структура федерального регистра

11. В федеральный регистр включаются:

номера и даты государственной регистрации правовых актов;

реквизиты правовых актов (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок);

тексты правовых актов;

источники официального опубликования правовых актов;

12. Дополнительными сведениями являются:

экспертные заключения Минюста России и территориальных органов Минюста России;

постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности правовых актов;

решения судов общей юрисдикции по делам об оспаривании правовых актов, рассмотренным ими в качестве суда первой инстанции, а также судебные постановления, вынесенные по кассационным и надзорным жалобам на эти решения независимо от результата рассмотрения жалоб;

решения и постановления арбитражных судов;

решения и постановления конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по делам о проверке соответствия правовых актов конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, а также о толковании конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;

информация о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении правовых актов (протесты и представления, заявления в суд);

предписания Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов, адресованные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих федеральному законодательству;

заключения (письма) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Правового управления аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о соответствии законов субъектов Российской Федерации Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

указы Президента Российской Федерации о приостановлении действия правового акта;

указы Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

распоряжения Минюста России о регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае принятия решения о регистрации соглашений;

заключения Минюста России в случае принятия решения об отказе в регистрации соглашений или возврате их без регистрации;

документы о приостановлении или прекращении действия соглашений;

письма, ответы, иная информация прокуратуры, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов.

13. Экспертное заключение включается в федеральный регистр независимо от результата юридической экспертизы правового акта.

IV. Организация работы по ведению федерального регистра

14. В территориальных органах Минюста России определяются должностные лица, ответственные за ведение федерального регистра. Должностные регламенты соответствующих работников, предусматривающие в качестве должностных обязанностей функции по ведению федерального регистра и контролю за его состоянием, утверждаются начальником территориального органа Минюста России.

15. В территориальные органы Минюста России поступают копии правовых актов субъектов Российской Федерации, а также их официальные издания для включения в федеральный регистр.

16. Поступающие в территориальные органы Минюста России правовые акты, официальные издания правовых актов и иные документы, являющиеся дополнительными сведениями, регистрируются в журнале учета входящей корреспонденции и передаются для обработки и включения в федеральный регистр.

17. Ведение федерального регистра включает в себя:

юридическую обработку правового акта и присвоение правовому акту номера государственной регистрации;

формирование текстов правовых актов в электронном виде;

формирование реквизитов правового акта и заполнение полей карточек документа;

проведение юридической экспертизы правового акта;

обработку дополнительных сведений, формирование их текстов в электронном виде;

поддержание базы данных федерального регистра в актуальном состоянии;

формирование интегрированной базы данных федерального регистра.

18. Основой федерального регистра в электронном виде является распределенная база данных.

19. Основой федерального регистра в документальном виде является архивный фонд.

Архивный фонд составляют дела (папки) правовых актов. Дело правового акта состоит из правового акта, включенного в федеральный регистр, и дополнительных сведений к нему.

Акт, изменяющий, дополняющий, отменяющий другой правовой акт, признающий утратившим силу правовой акт или приостанавливающий его действие, а также дополнительные сведения к нему подшиваются в дело, соответственно, измененного, дополненного, отмененного, признанного утратившим силу или приостановленного правового акта. При этом отдельное дело на правовой акт, изменяющий (дополняющий), отменяющий (признающий утратившим силу) и (или) приостанавливающий действие основного (первоначального) акта, не заводится.

Если правовой акт, изменяющий (дополняющий), отменяющий (признающий утратившим силу) и (или) приостанавливающий действие основного (первоначального) акта, устанавливает также новые нормы, возможно формирование отдельного дела.

Если акт вносит изменения (дополнения), отменяет, признает утратившим силу или приостанавливает действие большого количества актов и (или) устанавливает также новые нормы, то поступивший правовой акт включается только в одно дело, в остальных делах соответствующих измененных, дополненных, отмененных, признанных утратившими силу или приостановленных правовых актов делается ссылка на номер государственной регистрации акта, в деле которого хранится поступивший документ.

На корешке и титульном листе дела правового акта указываются номер государственной регистрации акта, а также номера государственной регистрации всех правовых актов, вносящих изменения (дополнения), приостанавливающих и (или) отменяющих (признающих утратившим силу) его действие.

Дела хранятся по годам в порядке возрастания номеров государственной регистрации правовых актов.

20. На правовом акте, внесенном в федеральный регистр в документальном виде, проставляется штамп регистрации правового акта в федеральном регистре (далее — штамп), образец и описание которого приведены в приложении № 1.

Штамп удостоверяет включение правового акта в федеральный регистр.

V. Юридическая обработка правовых актов

21. При проведении юридической обработки акта в первую очередь определяются его нормативность, взаимосвязь с правовыми актами, ранее включенными в федеральный регистр, и принимается решение о необходимости его государственной регистрации и проведения юридической экспертизы акта.

22. Конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации подлежат обязательному включению в федеральный регистр.

Акты органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются в федеральный регистр, если они носят нормативный характер.

Акты иных органов власти субъектов Российской Федерации включаются в федеральный регистр, если они носят нормативный правовой характер и отвечают одному или нескольким из следующих условий:

затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина;

устанавливают правовой статус организаций;

имеют межведомственный характер.

Также подлежат включению в федеральный регистр:

соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — соглашения);

правовые акты, изменяющие (дополняющие) правовой акт в целом (новая редакция) или его часть;

акты, содержащие положения об отмене, признании утратившим силу, продлении срока действия, приостановлении действия правового акта, признании недействующим;

акты, устанавливающие порядок, сроки ввода в действие (вступления в силу) основного правового акта в целом или его частей, а также содержащие иную информацию о состоянии или изменении реквизитов правового акта;

изменения и дополнения, вносимые в соглашения, а также все приложения к ним, принятые впоследствии;

акты субъектов Российской Федерации о ратификации, утверждении или другом способе выражения согласия на обязательность соглашения;

акты, вносящие в правовой акт изменения ненормативного характера (например, изменяющие поименный состав комиссии или органа).

23. В федеральный регистр не включаются:

акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну;

о назначении, перемещении или освобождении от должности, командировках, награждении орденами и медалями, присвоении почетного или воинского звания, премировании, назначении персональной пенсии, закреплении жилых и нежилых помещений и предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам и т.п.;

Это интересно:  Председатель снт права и обязанности

действие которых исчерпывается однократным применением;

оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

о созыве совещаний, конференций, съездов и т.п.;

о сооружении памятников, бюстов, монументов;

акты о внесении правовых актов и их проектов на рассмотрение и утверждение;

акты, направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе акты, содержание которых сводится к извещению об актах других органов);

акты о создании, реорганизации, ликвидации, наименовании и переименовании организаций (за исключением актов о создании органов государственной власти субъектов Российской Федерации, административно-территориальных и муниципальных образований в субъектах Российской Федерации);

технические акты (тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;

акты рекомендательного характера;

акты хозяйственно-распорядительного характера:

о строительстве и реконструкции конкретных зданий, сооружений предприятий и пуске их в эксплуатацию;

о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий;

о выделении и разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий;

об отсрочке погашения задолженности по ссудам;

об отводе земель отдельным предприятиям, учреждениям, организациям;

иные акты хозяйственно-распорядительного характера.

24. В федеральный регистр включаются действующие правовые акты вне зависимости от срока их действия.

25. Правовые акты, которые признаны недействующими по решению суда, но не отменены либо не признаны утратившими силу, подлежат включению в федеральный регистр.

Правовые акты, вносящие изменения (дополнения), приостанавливающие и (или) отменяющие (признающие утратившим силу), включаются в федеральный регистр с присвоением самостоятельного номера государственной регистрации.

26. В федеральный регистр включаются как опубликованные, так и неопубликованные правовые акты.

27. Подлежащему включению в федеральный регистр правовому акту присваивается номер государственной регистрации, который представляет собой последовательный ряд знаков и цифр, состоящий из 16 позиций:

позиции 1 и 2 — RU (обозначение Российской Федерации);

позиции 3 и 4 — номер субъекта Российской Федерации согласно приложению № 2;

позиции 8, 9, 10 и 11 — год принятия правового акта (например, 1998, 1999, 2000, 2001 и т.д.);

Номер государственной регистрации правового акта указывается на штампе, а также вносится в базу данных.

Все акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации в позициях 5, 6 и 7 содержат 000.

Цифровые индексы проставляются арабскими цифрами.

28. Датой государственной регистрации правового акта является дата внесения его в федеральный регистр.

Дата государственной регистрации правового акта записывается арабскими цифрами, обозначающими день, месяц и год.

29. Классификация (индексирование) правовых актов является необходимым элементом формирования единого информационно-правового пространства и федерального регистра и представляет собой определение тем акта в целом, а также отдельных его частей и отнесение в соответствии с тематическим содержанием акта к разделам, подразделам, пунктам или подпунктам классификатора правовых актов с присвоением правовому акту в целом и отдельным его частям соответствующих индексов классификатора.

В основе классификации правовых актов для ведения федерального регистра используется предметный классификатор, представляющий собой иерархическую систему юридических понятий, определяющих самостоятельные отрасли законодательства, регулирующих различные сферы деятельности и отражающих весь массив нормативных правовых актов. Таким классификатором является классификатор правовых актов, одобренный Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 12, ст. 1260) и созданный в целях унификации формирования банков данных правовой информации.

По своей структуре классификатор построен по отраслям и областям системы законодательства и содержит 21 раздел. Все разделы делятся на подразделы и пункты, каждый из которых имеет наименование и свое условное обозначение — индекс. Индексы разделов, подразделов и пунктов обозначаются арабскими цифрами.

Правовой акт классифицируется (индексируется) сначала в целом, а затем по отдельным частям (статьям, пунктам и т.д.), если последние требуют дополнительных индексов.

При этом правовому акту в целом и его отдельным частям могут присваиваться как один, так и несколько индексов в зависимости от предмета правового регулирования акта.

Последовательность проставления индексов, соответствующих темам отдельных структурных единиц нормативных правовых актов (статей, пунктов, параграфов), как правило, соответствует той последовательности, в которой эти структурные единицы расположены в акте.

Если в классифицируемом акте имеется указание о распространении действия ранее изданного нормативного акта или его отдельной структурной единицы, оно, как правило, относится к тем разделам, подразделам и пунктам, к которым был отнесен распространяемый акт (или его часть).

Индексы разделов, подразделов и пунктов на утверждаемых и утверждающих, изменяемых и изменяющих, частично или полностью отменяемых и отменяющих, продлевающих срок действия нормативных актов временного характера и продлеваемых нормативных актах, как правило, должны соответствовать друг другу.

При классификации акта по каждому предмету регулирования проставляется только индекс, отражающий наиболее узкую область (институт, субинститут и т.д.) права.

При классификации нормативных актов проставляются только цифровые индексы разделов, подразделов и пунктов без их наименований.

На правовых актах в документальном виде индекс в целом правового акта проставляется в левом верхнем углу текста первого листа правового акта. Индексы отдельных разделов правового акта проставляются на левом поле листа напротив названия раздела правового акта, которому присваивается соответствующий индекс.

VI. Внесение сведений

в базу данных федерального регистра

30. В базу данных федерального регистра в электронном виде включаются тексты и реквизиты правового акта и значение полей карточек документа, тексты и реквизиты дополнительных сведений.

31. Формирование текстов правовых актов и текстов дополнительных сведений в электронном виде и заполнение полей карточек документа осуществляются в соответствии с инструкцией пользователя информационной системой.

32. Правовые акты, имеющие ограничительные пометки «Для служебного пользования», «Не для печати», «Не подлежат опубликованию», включаются в федеральный регистр только в документальном виде, в базу данных в электронном виде включаются только реквизиты правового акта и значения полей карточек документа. Вместо текста правового акта указывается, соответственно: «Для служебного пользования», «Не для печати», «Не подлежат опубликованию».

33. Реквизитами правового акта являются: вид акта, наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок.

Заполнение графы «вид акта» производится путем внесения официального наименования вида правового акта без указания наименования субъекта Российской Федерации и органа, его принявшего, и отнесения его, если это возможно, к одной из следующих категорий справочника:

При внесении в федеральный регистр соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в качестве категории указывается «соглашение».

Заполнение графы «Наименование органа, принявшего (издавшего) акт» производится путем внесения полного официального наименования органа в именительном падеже и обязательного его отнесения к одной из следующих категорий справочника:

«высший законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации»;

«высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации»;

«высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации»;

«иной орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации».

В случае принятия правового акта на референдуме вносится запись «принят на референдуме» с отнесением к категории «референдум».

Датой принятия конституции (устава) и закона считается дата его подписания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и присвоения ему номера.

Датой принятия иного правового акта законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации считается дата его подписания руководителем указанного органа.

Датой принятия правового акта высшего должностного лица (руководителя высшего органа исполнительной власти) субъекта Российской Федерации считается дата его подписания.

Датой принятия правового акта органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации считается дата его подписания руководителем соответствующего органа.

В случае если акт принят (подписан) совместно несколькими органами, то указываются даты принятия (подписания) и присвоения номера всеми руководителями (либо лицами, их замещающими) соответствующих органов.

Дата принятия (подписания) правового акта указывается арабскими цифрами и включает день, месяц и год.

Номером правового акта считается номер, присваиваемый правовому акту органом, принявшим и (или) подписавшим акт.

Если акт принят (подписан) совместно несколькими органами, то указываются все номера, присвоенные данному акту соответствующими органами.

Номер правового акта указывается в точном соответствии с номером, проставленным в самом акте, и может содержать цифровые и буквенные символы.

34. В карточке действующего правового акта в графе «статус правового акта» указывается: «действующий».

Если правовой акт отменен или признан утратившим силу органом, его принявшим, а также в случае признания правового акта Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным или судом общей юрисдикции либо арбитражным судом незаконным (недействующим), в его карточке, соответственно, указывается: «недействующий». Также статус «недействующий» указывается в карточке правового акта, срок действия которого истек.

В случае приостановления действия правового акта Президентом Российской Федерации или органом, его принявшим, в карточке указывается: «действие приостановлено».

35. В графу «Соответствие федеральному законодательству» карточки правового акта вносится одна из следующих записей: «соответствует федеральному законодательству», «не соответствует федеральному законодательству», «выявлено несоответствие федеральному законодательству», «не требует юридической экспертизы», «самостоятельной юридической экспертизе не подлежит», «правовой акт на юридической экспертизе».

Запись «соответствует федеральному законодательству» вносится в случаях, если:

все включенные в федеральный регистр дополнительные сведения свидетельствуют об отсутствии в правовом акте противоречий федеральному законодательству;

включенное в федеральный регистр решение суда свидетельствует о соответствии положений правового акта федеральному законодательству при наличии в федеральном регистре других сведений с противоположной оценкой этих же положений правового акта и отсутствии дополнительных сведений о противоречии федеральному законодательству других положений правового акта.

Запись «не соответствует федеральному законодательству» вносится в случае, если правовой акт признан таковым решением суда. Если о наличии в правовом акте противоречий федеральному законодательству свидетельствуют иные дополнительные сведения (при отсутствии судебного решения), то в карточке документа указывается: «выявлено несоответствие федеральному законодательству».

Запись «не требует юридической экспертизы» вносится при заполнении карточки на акт, вносящий в правовой акт изменения ненормативного характера и не устанавливающий новых норм права, а также на акты, утратившие силу до проведения юридической экспертизы и утратившие нормативность после внесения в них изменений. Если акт утратил силу до проведения юридической экспертизы или утратил нормативность после внесения в него изменений, изменение статуса на «не требует юридической экспертизы» осуществляется на основании мотивированной служебной записки с подписью начальника территориального органа Минюста России, лица, замещающего его, или заместителя начальника, курирующего вопросы проведения юридической экспертизы.

Запись «самостоятельной юридической экспертизе не подлежит» вносится, если карточка заполняется на акт, вносящий в правовой акт изменения нормативного характера и не устанавливающий новых норм права.

Запись «правовой акт на юридической экспертизе» вносится в случаях, если сведения о проведении юридической экспертизы отсутствуют, а также нет иных дополнительных сведений о противоречии акта федеральному законодательству.

36. Датой поступления правового акта в территориальный орган Минюста России является дата регистрации правового акта в общем порядке в журнале учета входящей корреспонденции.

Дата поступления правового акта в территориальный орган Минюста России указывается арабскими цифрами в следующей последовательности: день, месяц, год.

37. При обработке правового акта, изменяющего (дополняющего), отменяющего (признающего утратившим силу) и (или) приостанавливающего действие основного (первоначального) акта, в целях проведения юридической экспертизы, кроме формирования текста и реквизитов данного акта, вносятся соответствующие изменения в текст и реквизиты основного (первоначального) акта и создается новая редакция основного документа.

38. Для формирования списков актов, изменяющих (дополняющих), отменяющих (признающих утратившим силу) и (или) приостанавливающих действие основного (первоначального) акта, внесения сведений об отмене (признании утратившим силу), о ратификации соглашений в текст нормативных актов включаются ссылки на номера государственной регистрации соответствующих нормативных актов. Ссылки также включаются в текст экспертного заключения для формирования перечня актов федерального законодательства, на соответствие которым рассматривался акт.

39. Наименование источника официального опубликования правового акта указывается полностью в именительном падеже. Также указываются дата издания, номер выпуска и статьи, а при отсутствии статей — номер страницы выпуска, с которой начинается текст правового акта.

В случае поступления нескольких источников официального опубликования указываются все имеющиеся источники официального опубликования, в том числе на государственных языках республик в составе Российской Федерации.

При поступлении правового акта без источника его официального опубликования правовой акт регистрируется в федеральном регистре, а сведения о его опубликовании вводятся по мере их поступления.

40. Реквизитами дополнительных сведений являются их вид, дата, номер, заголовок (если он имеется) и наименование соответствующего органа.

Дополнительные сведения включаются в федеральный регистр, как правило, со следующими записями:

«экспертное заключение Минюста России»;

«экспертное заключение Управления Минюста России по федеральному округу»;

«экспертное заключение территориального органа Минюста России»;

«распоряжение Минюста России о регистрации соглашения»;

«заключение Минюста России на соглашение»;

«заключение территориального органа Минюста России на соглашения»;

«документ о прекращении (приостановлении) действия соглашения»;

«постановление (определение) Конституционного Суда Российской Федерации»;

«постановление (решение, определение) суда общей юрисдикции»;

«решение (постановление) арбитражного суда»;

«решение (постановление) конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации»;

Статья написана по материалам сайтов: rus-official-terms.slovaronline.com, pandia.ru, megaobuchalka.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector