Институт брака в семейном праве

Основу правового регулирования института брака в современной России составляет Семейный Кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996 года.

В семейном законе выделена специальная глава 3 (ст.ст. 10-15) Условия и порядок заключения брака. Наряду с СК РФ к данным правоотношениям применимы нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.

Правила применения гражданского законодательства к семейным отношениям определены в ст. 4 СК РФ, согласно которой гражданское законодательство применяется, если:

  • — семейные отношения не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон;
  • — применение норм гражданского законодательства не противоречит существу семейных отношений.

Действующий Семейный кодекс Российской Федерации не содержит определения брака. Оно дается в теории семейного права.

Понятие брака в отечественном правоведении издавна несет в себе правовое начало. Традиция связывать брак с соблюдением определенной процедуры его оформления, характерная для российского права связана с историей его развития.

Первоначально для российского правоведения характерны традиционные для восточно-христианских государств подходы к пониманию брака, где брак однозначно трактуется как оформленный в установленном порядке союз мужчины и женщины, единство особого социального содержания этого союза и его канонической формы, необходимость соблюдения которой предписана государством. Достаточно упомянуть о широко известном определении брака профессора Г.Ф. Шершеневича. Он писал: «С точки зрения юридической брак есть союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме».

Принятие нового Семейного кодекса РФ в принципе не изменило, да в своей основе и не могло изменить традиционных взглядов на брак как явление, единое в своей социальной сущности и правовой форме, — «союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия».

Однако отсутствие легального определения брака, несмотря, казалось бы, на однозначность его трактовки иногда порождает проблемы на практике. В связи с чем, отдельные исследователи предлагают дополнить ст. 1 СК РФ определением брака. «Редакционное это могло бы выглядеть следующим образом: «Браком признается союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и оформленный в установленном порядке» и далее — «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака»».

В настоящее время признается только зарегистрированный брак. Тем не менее, в настоящее время существенно возрастает количество незарегистрированных (гражданских) браков.

По данным последней переписи населения, в гражданском браке живет более шести с половиной миллионов российских граждан. То есть каждый десятый союз — это союз незарегистрированный. Причем среди тех, кому нет еще тридцати, это уже не каждый десятый, а каждый шестой союз.

В истории российского семейного законодательства был период, когда фактические брачные отношения порождали правовые последствия, аналогичные последствиям законного брака. Этого требовала ситуация, сложившаяся в обществе после революции.

Сейчас законодательство оперирует понятием «фактические брачные отношения» и данный брак не порождает правовых последствий.

Институт брака в семейном праве

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская Таможенная Академия»

по дисциплине «Семейное право»

на тему «Институт брака в семейном праве»

Понятие и правовая природа брака

Брак как форма государственного признания отношений между мужчиной и женщиной

Порядок заключения брака

Добровольность заключения брака

Обстоятельства препятствующие заключению брака

Проблемы заключения брака

Правовые аспекты медицинского обследования лиц, вступающих в брак

Признание браков, заключаемых за пределами Российской Федерации

Список используемой литературы

В современной правовой науке одной из важнейших задач является выработка теоретических концепций, позволяющих как объяснять происходящие те или иные процессы, так и анализировать их роль в обществе, в правовой системе. В ряду правовых явлений, до настоящего времени вызывающих интерес, стоит вопрос об условиях и порядке заключения брака. Изучение общих и специфических закономерностей становления и развития права является одной из важнейших задач историко-правовой науки. В этой связи вполне объясним интерес ко многим социальным институтам, функционирующим как в ранних обществах, так и не потерявшим своего значения до настоящего времени. Большое значение в этом плане имеет изучение трансформации норм, регулирующих брачно-семейные отношения.

Проблемы семьи, регулирования брачно-семейных отношений, во все времена были в центре внимания государства. В настоящее время интерес в этой важнейшей социообразующей структуре общества еще больше возрос. Современная трансформация семейных отношений вызвала к жизни ее новые формы: союзы между лицами одного пола; фактические брачные отношения, не признанные правом; многобрачие, не нашедшее законодательного урегулирования. Все это требует осмысления процессов эволюции понятий и практического воплощения условий и порядка заключения брака в современном обществе. Эволюция семьи тесно связана с эволюцией общественных отношений, поэтому рассмотрение основных институтов брачного права, условий и порядка заключения брака важно как для установления особенностей исторического движения народов, так и для изучения правовых отношений в складывающихся государственных образованиях, а также генезиса правовых установлений в современных правовых системах.

Целью исследования является анализ правового регулирования брачных отношений в России, выявления противоречий и пробелов законодательства.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

— анализ современного брачного законодательства России;

— исследование правоприменительной деятельности в сфере брачных отношений и проблем ее совершенствования.

1. Понятие брака

1.1. Понятие и правовая природа брака

Институт брака без преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права. Брак тесно связан с понятием семьи и является его основой. В ст. 1 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) провозглашается, что семья находится под защитой государства, а также что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины и равенства прав супругов в семье. Безусловно, во все времена институту брака уделялось особое внимание не только со стороны государства и церкви, но и со стороны общества[1].

Первая брачная форма появилась в эпоху дикости и представляла собой групповой брак, при котором брачные отношения устанавливаются между определенным коллективом мужчин и женщин. Однако половая общность на ранней стадии первобытности постепенно отмирает, так как на ее пути возникают различные ограничения и запреты. Например, возрастной запрет и запрет на кровосмешение. Круг лиц, охватываемых браком, ввиду запретов постепенно сужается до парной семьи, которая и стала основной моделью брачных отношений в странах Европы и Америки. Тем не менее, во многих мусульманских и африканских странах традиционно признается полигамная модель брака, при которой устанавливается союз нескольких женщин с одним мужчиной либо нескольких мужчин с одной женщиной. М.В. Кротов подчеркивает, что, как правило, моногамная или полигамная модель брака избирается тем или иным государством на основе исторических традиций, господствующих в обществе религиозных и иных представлений[2]. Таким образом, брак в первую очередь — продукт» общества и является явлением социальным, а не правовым.

Существует определение брака, как социального явления. В самом общем виде брак следует понимать как исторически обусловленный союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе. А.И. Загоровский выделял следующие элементы, составляющие брак как многосторонний институт. Брак (у народа культурного) заключает в себе следующие элементы: во-первых, элемент естественный (физический), половой — вложенное природой в человека наряду с другими животными физиологическое влечение особей разного пола друг к другу; во-вторых, элемент нравственный (этический), заключающийся во взаимной нравственной привязанности супругов, в общении их внутреннего, духовного мира; в-третьих, экономический, порождающий хозяйственную связь, в силу которой возникает общее хозяйство мужа и жены; в-четвертых, элемент юридический, в силу которого брак является источником определенного юридического положения лиц, взаимно связанных супружеством, и порождает для них взаимные права и обязанности, и в-пятых, религиозный, подчиняющий брак правилам религии: ни одна религия не относится безразлично к браку, и в особенности христианская[3].

Это интересно:  Права и обязанности работодателя

Считается, что И.А. Загоровский очень хорошо и точно выделил элементы брака, но как рассматривать союз, в котором нет какого-либо элемента? Например, в церковном браке может не быть юридического элемента, а в юридическом — физического и т.д. Действительно, супруги могут находиться в зарегистрированном браке, более того, признанном церковью, вести общее хозяйство и иметь друг к другу нравственную привязанность, но не находиться в интимных отношениях. Будет ли такой брак считаться полноценным браком? Решая данный вопрос, мы понимаем, что единой концепции брака не существует. В религиозном смысле брак — это мистический союз, таинство или, как писал А.И. Загоровский, наиболее полное общение между мужчиной и женщиной[4]. В экономическом определении основным критерием брака будет ведение общего хозяйства, а в этическом — союз, основанный на любви и уважении супругов. В каждой системе координат брак понимается по-разному, с этим спорить сложно, однако нас в данный момент интересует правовое (юридическое) понимание брака. Как известно, российское законодательство не дает определение брака, что, отмечает Л.М. Пчелинцева, вполне закономерно, поскольку отрицательный подход к нормативному закреплению понятия брака был характерен на протяжении длительного времени и для ранее действовавшего семейного законодательства России, включая три предыдущих брачно-семейных кодекса послереволюционного периода[5].

Рассматривая брак в юридическом русле, вернемся к ранее заданному вопросу, является ли браком союз, содержащий все элементы, за исключением физического элемента? Примечательно в этой связи упомянуть условия вступления в брак, выделенные А.И. Загоровским. Он говорил, что одним из абсолютных условий вступления в брак является зрелость, поэтому как недозрелость, так и перезрелость могут создавать препятствие к браку. Приводится следующий пример из практики Синода. В 1744 г. 82-летний старик Григорий Ергольский вступил в брак с Прасковьею Девятою. Московский архиерей Иосиф представил этот факт как сомнительный по своей законности на рассмотрение Синода. Синод, основываясь на 24-м правиле Василия Вел. и на том, что «брак установлен для умножения рода человеческого, чего от имеющего за 80 лет надеяться весьма отчаянно», признал брак Ергольского недействительным[6]. Эта позиция отражает понимание брака того времени и его основной элемент — возможность продолжать человеческий род. Отсутствие этого критерия исключало саму возможность существования брака в юридическом смысле. Этот критерий брака существовал и в традиционных обществах, например, бесплодный брак считался почти не существующим, а в некоторых обществах существовали даже «пробные» браки, которые заключались на определенный период, в течение которого женщина должна была забеременеть, иначе брак объявлялся несостоявшимся.

Возвращаясь к современному семейному законодательству, можно констатировать, что физический элемент брака и соответственно наличие совместных детей либо возможность иметь совместных детей не являются обязательными.

Так или иначе, государство взяло на себя обязанность охранять брак и, можно сказать, обязанность (и одновременно право) легитимировать брак путем его государственной регистрации, так, согласно п. 2 ст. 1 СК РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (далее — ЗАГС). Без государственной легитимации брака между мужчиной и женщиной не возникает ни правового статуса супругов, ни режима общей совместной собственности на имущество, ни каких-либо иных правовых последствий. Даже брак, заключенный в церкви, не является юридически значимым, поскольку согласно Конституции РФ Россия является государством светским. Но что следует понимать под браком в юридическом смысле? Определения брака как союза мужчины и женщины, зарегистрированного в органах ЗАГС с соблюдением установленных условий, очевидно, недостаточно, хотя бы потому, что при разрешении вопроса о фиктивности брака суд не может исходить из того, что раз брак зарегистрирован с соблюдением предусмотренных законодательством условий, значит, он действителен.

Г.Ф. Шершеневич отмечал, что определение брака в юридическом смысле как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, в целом содержит всю совокупность условий, при наличии которых сожительство лиц разного пола приобретает законный характер, то есть влечет за собой все последствия законного брака[7]. Однако современный СК РФ не содержит указания на сожительство как на обязательный элемент брака.

Так, рассматривая различные концепции брака, мы будем находить в них те или иные недостатки, и ни одна не может быть идеальной. Причина кроется в том, что семья и брак кроме того что социальные явления, еще и сугубо индивидуальные. В семье и браке присутствуют духовные и естественные начала, которые не могут регулироваться правом светского государства. Как пишет М.В. Антокольская, в современном плюралистическом обществе невозможно навязывание всем его членам единых представлений о браке. Поэтому право, основываясь на нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных отношений, которая, во-первых, поддается правовому регулированию, а во-вторых, нуждается в нем[8].

Единого понятия брака нет ни в научных трудах, ни в семейном законодательстве. Государство может лишь через отрицание сказать, что не является браком, при этом законодатель и суд руководствуются такими принципами, как единобрачность союза мужчины и женщины, свобода брака, равенство супругов, совершение в порядке и форме, устанавливаемых законом.

Что касается правовой природы брака, то здесь также нет единого подхода. Назовем основные из них. Итак, брак в основном понимается как гражданско-правовой договор и как институт особого рода, sui generis. Некоторые авторы выделяют еще третью теорию брака, где брак понимается как таинство. Представляется, что такое понимание утратило свою актуальность применительно к выяснению правовой природы брака с того момента, как перестало существовать каноническое право.

Понимание брака как института особого рода возникло из разделения брака и возникающего из него правоотношения, которое имеет иную правовую природу, нежели породивший его юридический факт. О.А. Красавчиков отмечал, что юридическое состояние в браке и иные сходные состояния «должны быть отнесены не более как к правоотношениям, характерной чертой которых (в отличие от большинства гражданско-правовых обязательств) является относительная стабильность. Не случайно, например, в литературе семейного права состояние лица в браке до настоящего времени рассматривалось и рассматривается сейчас как брачное правоотношение, которое возникает в силу юридических фактов»[9]. При этом под юридическим фактом следует понимать регистрацию брака. Сама регистрация органом ЗАГС является административным актом, легитимацией отношений, что порождает возникновение правовых отношений между супругами. Такие правоотношения и представляют собой институт особого рода, который включает в себя имущественные, наследственные и даже неимущественные отношения. Действительно, брачные правоотношения несводимы к какому-либо единому гражданско-правовому институту, они могут сочетать в себе элементы многих гражданских отношений, таких, как отношения представительства, собственности, алиментные и т.д. Не стоит забывать, что брачное правоотношение как отношение, урегулированное нормами права, не включает в себя многие духовные аспекты, имеющие место в жизни супругов. Это характерно не только для брачных правоотношений.

Это интересно:  Термины по избирательному праву

2.Брак как институт семейного права. Брачный контракт.

Брак— это институт права (входящий в отрасль семейного права), включающий правовые нормы, закрепляющие и регулирующие личные и имущественные отношения, возникающие в браке. Это отношения между супругами, отношение между родителями и детьми, порядок и условия вступления в брак и прекращение его и др. Главной спецификой отношений в браке, регулируемых нормами права, является то, что их основу составляют именно личные неимущественные отношения, имущественные же отношения носят зависимый, производный от личных отношений характер. Между супругами и другими членами семьи возникает множество различных личных отношений, содержание которых они определяют сами. Духовная и физическая сторона брака, духовная сторона родительского отношения — все эти отношения не регулируются нормами правом. Только часть из них охватывается правовым регулированием, юридическую норму приобретают, как правило, материальные взаимоотношения, моральные же аспекты находятся вне сферы регулирования права.

В РФ признается только светский брак, т.е. брак заключенный в органах ЗАГСа.

Брачные правоотношения — это такое отношения, в которых стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. При незарегистрированном браке семейные отношения не порождают правовых последствий. Брачные отношения делятся на личные и имущественные. К личным отношениям относятся отношения по поводу: заключение брака, выбор фамилии при вступлении в брак, выбор профессии и места жительства и др. К имущественным относятся отношения по поводу: владения, использования и распоряжения, совместно нажитого супругами имущества, обязательства по взаимному содержанию супругов и др. Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС), по взаимному согласию лиц при достижении мим брачного возраста (18 лет). Не допускаются браки: между лицами, из которых хотя бы один состоит уже в браке; между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и не полнородными братьями и сестрами, между усыновителями и усыновленными; между лицами признанными судом недееспособными. Права и обязанности супругов возникают лишь при заключении брака в органах ЗАГСа. Брак прекращается в случае смерти одного из супругов или объявления в судебном порядке умершим; путем развода. Брак может быть признан недействительным в случае нарушений условий закона в судебном порядке. Имущество, нажитое супругами в браке, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, даже если один из них не работает.

Существует две точки зрения на брак как институт семейного права:

многие считают, что брак нельзя причислить к договорному праву, а к разряду институтов особого рода;

другие считают, что брак возникает на основании юридического акта, совершенного с намерением породить правовое последствия, что позволяет рассматривать брак как разновидность гражданского договора.

Признание договорной основы брака нисколько не принижает его этического значения. Брак, несомненно, играет и внеправовую роль, он может рассматриваться как клятва перед Богом или как моральное обязательство. Но это лежит внеправовой сферы. Тоже самое можно сказать и о расторжении брака, если рассматривать брак как совершение гражданского договора, то развод — расторжение этого договора.

Супругам и другим членам семьи всегда предоставлялась право заключать между собой любые гражданские договоры. В настоящее время с введением института брачного договора супруги получили право заключать договор, направленный на изменение режима супружеского имущества, вопросы предоставления супругами средств на содержание друг друга. Брачный договор как институт права предполагает специальный состав субъектов: ими могут быть только супруги. С 1995г вступили в силу ряд норм Гражданского кодекса и с 1 марта 96г Семейный кодекс, предусматривающие возможность заключения между супругами договора (брачного контракта). Договор, заключенный между мужчиной и женщиной вступает в силу после регистрации брака. Супруги могут заключить договори во время существования брака. В тех случаях, когда супруги решили определить свое имущественное положение, будучи уже в браке, соглашение вступает в силу с момента письменного оформления договора и нотариального удостоверения. В договоре муж и жена могут предусмотреть долевую собственность на нажитое во время брака имущество. Супруги могут договориться и о том, что имущество, нажитое каждым супругом, является его собственностью. Семейный Кодекс в принципе не ограничивает круг вопросов, которые можно урегулировать с помощью брачного договора. Существуют ограничения в ст.42 (2) Семейного кодекса в брачном договоре нельзя ограничить дееспособность супругов, в том числе и их право, обращаться в суд за защитой своих прав, и устанавливать какие-либо условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства. Брачный договор не только можно заключать в любое время во время брака, но и расторгать, по соглашению обоих супругов. Соглашение об изменении или расторжении брачного договора также совершаются в письменной форме и подлежат нотариальному удостоверению. Односторонний отказ от брачного договора законом не допускается, спорные вопросы решаются в суде.

Институт брака в семейном праве (стр. 1 из 15)

1. исторические аспекты становления брака

1.1 Исторические формы брака и семьи

1.2 Брачно-семейные отношения по обычному праву казахов

2. брак по семейному праву республики казахстан

2.1 Понятие и правовая природа брака. Регистрация брака и ее значение

2.2 Условия вступления в брак и препятствия к его заключению

2.3 Правовое регулирование заключения брака с иностранцами

3. институтПрекращения брака

3.1 Прекращение брака. Момент прекращения брака. Восстановление брака

3.2 Расторжение брака в органах ЗАГСа

3.3Расторжение брака в суде. Вопросы, решаемые судом при расторжении брака

3.4 Правовые последствия прекращения брака

4. Недействительность брака

4.1 Понятие, основания и порядок признания брака недействительным

4.2 Правовые последствия недействительности брака

Список использованной литературы

Для общества и государства брак и семья, детство, отцовство и материнство составляют высшую социальную ценность, ибо обеспечивают воспроизводство человека как биосоциального существа.

Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей. «Брак и семья являются объектом изучения различных наук: философии, социологии, права, медицины, психологии и др. с учетом их направленности и специфики изучаются разные стороны, признаки, свойства данных феноменов. Для юридических наук представляют интерес лишь те стороны жизнедеятельности семьи, которые могут быть подвергнуты правовому регулированию». [1]

Роль супружеских отношений в формировании и функционировании семьи весьма существенна, поскольку в основе любой семи всегда лежит хотя бы одна брачная пара.

Это интересно:  Особенности финансово правовых норм

Семейное правоотношение как явление и структурно, и по существу — весьма сложная часть объективной реальности. «Оно включает в себя элементы, довольно сложные по своему фактическому составу. Некоторые из них могут существовать и как самостоятельные правовые явления, независимо только от семейного правоотношения (например, право на местожительство известно и как одно из личных прав в составе семейного правоотношения, и как правомочие гражданина, обеспечиваемое нормами гражданского законодательства)».[2]

Нередко в семейном правоотношении права и обязанности настолько переплетены, что чрезвычайно трудно отграничить, где и какое правоотношение имеет место. Более того, определенную сложность как в юридической науке, так и на практике представляет разграничения семейного и гражданского права, семейных и гражданских правоотношений.

Заинтересованность государства в появлении семьи, способной выполнять свое назначение, объясняет, почему оно включает в сферу внимания брак, определяет порядок и условия его заключения и прекращения. Тем самым, по единственно возможному каналу с помощью норм семейного права создаются препятствия на пути создания заведомо неполноценной семьи, а прекращение семейных отношений супругов путем развода подчиняются определенным правилам, предназначенным для охраны интересов каждого из супругов, несовершеннолетних детей, государства.

За последние десятилетие произошли большие изменения в социальной и политической жизни страны, которые, несомненно, затронули многие важнейшие институты общества, в том числе и такие, как брак и семья. Эти понятия присущи каждой общественно-экономической формации. С течением времени эти отношения изменяются, но не исчезают.

Изменившиеся моральные принципы в обществе также не укрепляют брачный союз, очень распространенным явлением стали гражданские браки, то есть браки, не зарегистрированные официально. Такие браки не предполагают ответственности супругов за будущее семьи и детей.

А существующий в законе порядок заключения и прекращения брака регулирует сложные брачные отношения.

Во всем вышеизложенном я вижу большую актуальность этой темы на сегодняшний день.

Предмет исследования: институт брака в семейном праве Республики Казахстан.

Цель работы — комплексное исследование и обобщение нормативной базы современного законодательства, регулирующего порядок заключения и прекращения брака, признания брака недействительным.

Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:

— рассмотреть исторические аспекты становления брака в Республике Казахстан;

— рассмотреть особенности правового регулирования брака по законодательству Республики Казахстан;

— выяснить обстоятельства, препятствующие заключению брака;

— рассмотреть институт прекращения брака;

— сопоставить правовые последствия прекращения брака и признание брака недействительным.

Для достижения поставленных задач использовались следующие методы: исторический, диалектический, метод сравнительного анализа, а также методика анализа нормативно-правового материала.

Основным нормативно-правовым актом, послужившим источником явился Закон Республики Казахстан от 17 декабря 1998 года № 321-I «О браке и семье» (далее по тексту — ЗоБС). Также были использованы международные документы, Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 27.12.1994 года, Правила о порядке регистрации актов гражданского состояния в Республике Казахстан (утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 мая 1999 года № 620), Постановление Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 28 апреля 2000 г. № 5 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» и др.

При написании работы были использованы также учебные пособия по теории права, по гражданскому праву, по международному праву и др. Из специальной литературы, использовались работы российских авторов: М.В. Антокольской, З.И. Ворониной, А.М. Нечаевой,С.А. Муратовой, Л.М. Пчелинцевой и др.

Дипломная работа состоит из: введения, 4-ех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

В первой главе будут рассмотрены исторические аспекты становления института брака в Республике Казахстан на примере существовавших общих исторических форм брака и семьи, а также брачно-семейных отношений по обычному праву казахов.

Во второй главе раскрывается понятие и правовая природа брака; сущность и значение регистрации брака; условия вступления в брак и обстоятельства, препятствующие заключению брака; а также правовое регулирование заключения брака с иностранцами.

В третьей главе рассматриваются особенности прекращения брака, способы расторжения брака по законодательству Республики Казахстан, а также правовые последствия прекращения брака.

В четвертой главе раскрываются понятие, основания, порядок признания брака недействительным и правовые последствия недействительности брака.

1. исторические аспекты становления брака

1.1 Исторические формы брака и семьи

«Брак и семья как социальные институты общества зародились очень давно, и прошли в своем развитии несколько стадий». [4] В племенной период, когда общество делилось на ячейки по родовому признаку, существовал так называемый период промискуитета, т.е. беспорядочных половых связей. Рождались дети, которые впоследствии воспитывались всем родовым объединением. Исчисление рода возможно было только по материнской линии, так как отца однозначно установить было невозможно. Такое исчисление рода получило название матриархат. Как долго длилась эта стадия семьи — сейчас даже примерно определить сложно. Может несколько веков, а может тысячелетия.

Развивалось общество — развивалась мораль; люди стали приходить к мысли, что брачные связи родителей и детей аморальны. В итоге «человечество пришло к новой форме брачных отношений: групповому браку. Он, согласно исследованием ученых (историков, философов и др.), пережил две формы: кровнородственную семью и семью пуналуа (слово «пуналуа» означает «мой партнер по браку»; отсюда и название этого вида брака).В кровнородственной семье брачные круги строились по поколениям, т.е. поколения родителей и детей состояли каждое в своем брачном сообществе. Иными словами, как правильно указывал Ф. Энгельс, сестра была женой, и это было нравственно. Но постепенно из круга брачных партнеров стали исключаться кровные родственники, т.е. родные братья и сестры; появились пуналуальные семьи. В них группа сестер одного рода являлась коллективными женами группы братьев другого рода. Видимо, такой вид брака возник с целью избежать кровосмешения (инцеста)». [5]

Развитие орудий производства, первое разделение труда на земледелие и скотоводство, а затем и последующие прогрессивные изменения в обществе позволили производить излишки продукции, которые оставались после потребления. Это «позволило развиться следующей стадии брака — парному браку. Его основу составляли один мужчина и одна женщина; но, не имея устойчивого экономического благополучия, они не могли выделиться в самостоятельную имущественную ячейку и зачастую вынуждены были проживать и, соответственно, получать средства к существованию в своем родовом объединении. Лишь часть людей, состоящих в парных браках, могли обособляться в самостоятельные семьи (как правило, старейшины, жрецы и иные лица, имеющие определенный социальный статус). На стадии парного брака зародился патриархат, т.е. исчисление рода начали осуществлять по отцовской линии. Но и, то не во всех случаях можно было с достоверностью определить биологического отца ребенка, так как парные браки были непрочными, легко расторжимыми» [5,С.16].

Статья написана по материалам сайтов: student.zoomru.ru, studfiles.net, mirznanii.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector