Избирательное право и избирательная система рф

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ВЫБОРАХ В РОССИИ

Традиционно в юридической литературе избирательное право рассматривается в двух значениях — в объективном и субъективном.

Избирательное право как правовая категория в объективном смысле — это институт конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения выборов, деятельность субъектов избирательного процесса, их права и обязанности в сфере осуществления народовластия — выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В субъективном смысле избирательное право понимается как право, непосредственно принадлежащее конкретному гражданину и характеризующее его избирательную правосубъектность, т.е. право избирать и быть избранным, а также иные избирательные права (права на выдвижение кандидатов, проведение предвыборной агитации, быть наблюдателем).

В зависимости от этого различают:

  • активное избирательное право — право гражданина обладать при достижении установленного законом возраста (18 лет) решающим голосом при формировании органов государственной власти (депутатов, главу государства и т.д.) и органов местного самоуправления. Это право реализуется путем участия гражданина в голосовании на выборах;
  • пассивное избирательное право — право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Реализация гражданином пассивного избирательного права зависит нс только и нс столько от данного лица, сколько от волеизъявления других субъектов избирательной кампании. Избрание выдвинутого в качестве кандидата гражданина возможно лишь при непосредственной и достаточной поддержке его со стороны политических партий и избирателей на различных этапах избирательной кампании, в т.ч. необходимо, чтобы за него проголосовало не менее установленного в законе числа избирателей. Для реализации пассивного избирательного права устанавливаются более высокие возрастные цензы: 35 лет — для кандидата на должность Президента России, 21 год — для кандидата в депутаты парламентов субъектов РФ, для выборных должностных лиц муниципальных образований, в 2009 году установлен ценз — 18 лет — для кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, а также запрет на повышение минимального 21-летнего возраста для кандидатов в депутаты региональных парламентов и глав муниципальных образований’.

Как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами добровольно. В отличие от ряда других государств (Австрия, Австралия, Италия, Греция и др.), в России нет обязательного голосования [1] [2] . Это обстоятельство, а также политическая апатия избирателей порождают явление абсентеизма — массового неучастия избирателей в выборах, что ставит государство и политически активных граждан в трудное положение, ибо придает результатам выборов внешне менее демократический характер.

В системе форм прямой демократии выборы занимают центральное место, позволяют демократично и динамично формировать органы власти.

Выборы — одна из высших форм прямой демократии, представляющая собой способ формирования органов публичной власти посредством голосования избирателей на альтернативной основе.

  • по территории’, общегосударственные, региональные, местные;
  • по характеру голосования: прямые, косвенные, многостепенные;
  • по сроку: очередные (в установленный срок), внеочередные, повторные (если выборы признаны несостоявшимися или недействительными);
  • по количеству «реальных» кандидатов: альтернативные и безальтернативные (нет соперничающих кандидатов).

Правовой базой организации и проведения выборов в России являются Конституция РФ, федеральное и региональное законодательство.

Концептуальными отличительными признаками рамочного Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав. » явились, во-первых, его более детализированный подход к правовому регулированию выборов, во-вторых, концентрация многих полномочий у федеральных органов власти. Это выразилось, в частности, в расширении компетенции ЦИК РФ, которая наделена правом, как пересмотра, так и отмены решений нижестоящих комиссий, в установлении системы формирования окружных, территориальных и участковых комиссий вышестоящими избирательными комиссиями при избрании главы избиркома субъекта РФ по предложению ЦИК России. Последующие изменения в данном законе изменили требования, предъявляемым к членам ЦИК РФ, для которых теперь нс обязательно наличие высшего юридического образования, достаточно любого высшего профессионального образования.

Реформирование системы организации выборов в России обусловлено многими изменениями законодательства, связанными с установлением единого дня голосования, ограничением пассивного избирательного права и возможностей участия в выборах иностранных граждан. Внесены изменения в законодательство в части ужесточения требований к политическим партиям и установления запрета депутатам менять партийную принадлежность; практически партиям запрещено выдвигать по своим спискам членов других партий; расширены возможности отмены регистрации партий и кандидатов 7 .

Среди недостатков закона справедливо отмечаются усиление монополии партий, выстраивание системы построения списков с привлечением «паровозов» и установление такого порядка распределения мандатов между общефедеральным и региональными частями списков, при котором интересы и возможности получения мандатов кандидатам от региональных групп сужаются за счет приоритетности представителей от общефедеральной части списка, что ведет к организационной деформации самой партии [3] [4] .

Важнейшими этапами в реформировании избирательного законодательства явилось неоднократное изменение порядка выборов депутатов Государственной Думы, отмена, а затем возвращение прямых выборов глав субъектов РФ, отмена графы «против всех кандидатов» и порога явки на выборах, что стало очередным шагом в отдалении России от демократических начал, превращает выборы в формальную процедуру.

Помимо обозначенных направлений по инициативе Президента РФ, законодатель отменил избирательный залог на выборах всех уровней и установил поэтапное снижение числа подписей избирателей, собираемых политической партией для участия в выборах депутатов Государственной Думы. Регистрация федеральных списков кандидатов, а также кандидатов, выдвинутых политическими партиями по одномандатным избирательным округам, осуществляется без сбора подписей избирателей, если на последних выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти эти политические партии в соответствии с Федеральным законом получили необходимую поддержку избирателей. Остальные политические партии, а также кандидаты, выдвинутые по одномандатным избирательным округам (в т.ч. в порядке самовыдвижения), должны собрать установленное Федеральным законом количество подписей избирателей’.

Также законодатель по инициативе Президента РФ сконцентрировался на региональном избирательном законодательстве, расширив права оппозиционных партий, не представленных в региональном парламенте, закрепив их право нс менее одного раза в год участвовать в его заседаниях; предусмотрена возможность создания фракций в парламенте субъекта РФ по численности от одного и более депутата; унифицирована численность депутатов регионального парламента в зависимости от численности населения субъекта РФ.

Таким образом, свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития личности.

Избирательное право и избирательная система рф

Будь умным
  • Главная
  • Реферат
  • ТГП
  • Избирательное право и избирательная система в РФ

Избирательное право и избирательная система в РФ

| 1. |Этапы развития Российского избирательного права. |
| | |
|2. |Понятие принципы и источники избирательного права Российской |
| |Федерации. Избирательная система Российской Федерации. |
| | |
| |Порядок организации и проведения выборов, основные стадии |
|3. |избирательного процесса. |
| | |
| |Совершенствование избирательной системы текущим |
|4. |законодательством. |

1. Этапы развития Российского избирательного права.

Избирательное право этого периода характеризуется тщательным подбором круга избирателей. Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 г. предусматривало категории населения, которые лишались избирательных прав — женщины, молодежь до 25 лет, студенчество, военнослужащие. Не могли участвовать в выборах и кочевые народы.
Значительные ограничения избирательных прав предусматривались для национальных меньшинств: в законе указывалось, что Государственная Дума должна быть ”русской по духу”. Были введены имущественные цензы. Закон подробно перечислял, какое имущество и какие доходы нужно иметь, чтобы получить право голоса. Отсутствие этих условий исключало участие в выборах.
Устранению неугодных правящему режиму категорий населения способствовало установление куриальной системы выборов. Положение о выборах в
Государственную Думу от 6 августа 1906 г. подразделяло население на три курии: уездные землевладельцы, городские избиратели, крестьяне.
Впоследствии была введена рабочая курия. Это сохранилось и в последующих избирательных законах. Каждая курия избирала определенное число выборщиков, которые потом избирали депутатов Государственной Думы. Число выборщиков не соответствовало числу социальных групп населения.

Установление такого порядка соответствовало сохранению оптимального баланса сил в российском парламенте того времени.

Конституция РСФСР (1918 г.), принятая после Октябрьской революции
1917 г., провозгласила совершенно иные принципы избирательного права.
Активным и пассивным избирательным правом были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п. Право избирать и быть избранным получили военнослужащие Советской Армии и Флота. Однако и здесь был большой круг ограничений: не могли избирать и быть избранными: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала и т.п.); частные торговцы; монахи и служители церкви; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений; члены царствовавшего в России дома; душевнобольные лица; лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом. Следует отметить, что по Конституции 1918 г. избирательными правами обладали не только советские граждане, но и иностранцы, проживающие на территории России и принадлежащие к рабочему классу или крестьянству.

Конституция СССР, принятая в 1936 г., отказалась от указанных ограничений, отстранив от участия в выборах лиц, не являющихся гражданами
СССР, несовершеннолетних, а также осужденных судом с лишением избирательных прав (последнее ограничение было отменено в 1958 г.). Произошли изменения в процедуре проведения выборов: многостепенные выборы вышестоящих звеньев представительных органов власти были заменены прямыми.

В целом для избирательного права советского периода характерны следующие особенности: Конституцией были детально регламентированы не только принципы избирательной системы, но и порядок проведения выборов как на федеральном, так и на республиканском и местном уровнях. Эффективность выборов была достаточно высока, однако в то же время избирательная кампания проходила, как правило, формально, а итоги выборов зачастую были заранее предрешены.

Новый этап в развитии российского избирательного законодательства наступил в связи с прекращением деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов (согласно Указу Президента от 21 сентября 1993 г.)
Правовое регулирование порядка проведения выборов в новый законодательный орган страны — Федеральное Собрание — имеет много новых особенностей
(например, избрание депутатов нижней палаты Федерального Собрания на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем, выдвижение кандидатов избирательными объединениями по общефедеральным спискам и т.д.).

2.1. Источники избирательного права Российской Федерации.

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся: [2, с.302]

1. Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

2. Федеральный Закон “О выборах Президента Российской Федерации” от
17 мая 1995 г.

2. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 26 сентября
1997 года; другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской
Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и местного самоуправления.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов
Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Основу избирательной системы и избирательного права Российской
Федерации составляют основные гарантии избирательных прав граждан
Российской Федерации, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы участия граждан Российской
Федерации в выборах.

2.2. Понятие избирательного права Российской Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской
Федерации, его важнейший институт и регулирует такие важные общественные отношения, как отношения, складывающиеся при выборах Президента Российской
Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

Термин “избирательное право” используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В последнем случае реализуется активное избирательное право — право избирать, т.е. право граждан
Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; и пассивное избирательное право
— право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

3. Порядок организации и проведения выборов, основные стадии избирательного процесса.

3.1. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах.

Всеобщим является такое избирательное право, когда все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного
Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации и иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти и в выборные органы местного самоуправления (ч.1 ст.97 Конституции).

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Не имеет права избирать и быть избранным граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законами и иными нормативными актами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской
Федерации. Устанавливаемый возраст кандидата не может быть менее 21 года при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации
(ч.1 ст.97 Конституции), 30 лет при выборах главы исполнительного орана государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления; сроки обязательного проживания на указанной территории не могут быть менее одного года.

Это интересно:  Как правильно оформить договор купли продажи квартиры

Существуют ограничения связанные со статусом депутата, в том числе
— с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

Выборы, проводимые в России, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня. Ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов — косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Важным преимуществом прямых выборов является то, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

Голосование на выборах является тайным. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Участи в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину
Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.

Избирательные права граждан обеспечиваются рядом гарантий, в качестве которых выступают, в первую очередь, разные стороны организации и проведения выборов.

3.2. Составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков.

Все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации, командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации. Уточнение списков осуществляется по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.

Основанием для включения гражданина в список избирателей является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории
Российской Федерации.

Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах, законах субъектов Российской
Федерации, уставами муниципальных образований.

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня выборов.

Каждый гражданин, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течении 24 часов, а в день голосования — в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.

Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

В Российской Федерации используется территориальный принцип организации выборов. Выборы производятся по избирательным округам.

Избирательный округ — избирательная территориальная единица, образуемая в порядке, устанавливаемом законодательством для проведения выборов. [5, ст.19]

Избирательные округа образовываются при соблюдении следующих требований:

— примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более 15%; при образовании избирательного округа на территории компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами может превышать указанные пределы, но не более чем на 30%. Это требование не применяется, если федеральным законодательством устанавливается обязанность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации.

— избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

При соблюдении указанных требований учитывается административно- территориальное деление.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке и не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

В местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться в тот же срок, а в исключительных случаях — не позднее чем за 5 дней до дня выборов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках? Избирательные участки могут образовываться и в воинских частях.

Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня выборов.

3.3. Избирательные комиссии.

Избирательными называются комиссии, организующие проведение выборов
Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской
Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления.
Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, осуществляют подготовку и проведение выборов.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в соответствии с существующим законодательством, а также по проведению референдума
Российской Федерации.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии — 4 года. Она состоит из 15 членов, которые назначаются (по 5 человек) Государственной
Думой, Советом Федерации и Президентом Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; организует общегосударственную систему регистрации избирателей; осуществляет меры по организации однообразной системы подведения итогов голосования и установление результатов выборов.

Она распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование; оказывает методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В состав избирательной комиссии могут быть назначены от каждого кандидата по одному члену с правом совещательного голоса.

Избирательные комиссии действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Срок полномочий избирательных комиссий субъектов
Российской Федерации устанавливается ЗАКОНАМИ СУБЪЕКТОВ Российской
Федерации, но не может быть более 5 лет и менее срока полномочий законодательного орана государственной власти соответствующего субъекта
Российской Федерации ( или менее срока полномочий однократно избранного депутата указанного органа).

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции не зависимы от государственных органов и от органов местного самоуправления.

3.4. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов.

Право выдвижения и регистрации кандидатов (списка кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.

Решения о выдвижении кандидата от избирательного объединения принимаются соответственно уровню проводимых выборов на съездах и собраниях избирательных объединений.

Для совместного участия в выборах общественные объединения могут объединяться в избирательные блоки. Избирательный блок — добровольное объединение двух или более общественных объединений. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.

В поддержку кандидатов (списка кандидатов), выдвинутых от избирательных блоков, собираются подписи избирателей. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, не может превышать два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа (5, ст.31). Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы и жительства.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидатов.

Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации принимается избирательной комиссией в установленный законом срок (10 или 5 дней). В случае отказа кандидату немедленно должна быть выдана копия решения комиссии с изложением мотивов.

Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования.

В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий.

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
После регистрации кандидаты не вправе использовать преимущества своего служебного положения.

Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются нормативными актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации.

Во время проведения выборов кандидаты не могут быть уволены по инициативе администрации (работодателя) с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.

3.5. Предвыборная агитация.

Предвыборная агитация — деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них [5, ст.2].

Государство обеспечивает проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления не являющиеся кандидатами.

Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации.

Не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.

В случае совершения указанных нарушений избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата (списка кандидатов). Такое предложение рассматривается судом в трехдневный срок.

Избирательные комиссии осуществляют контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

6. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.

Голосование на выборах в Российской Федерации проводится, как правило, в один из календарных выходных дней.

О времени и дате голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до его проведения через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного или повторного голосования — не позднее чем за 5 дней до дня голосования.

Это интересно:  Метод трудового права характеризуется

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, где он включен в списки избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной(за 15-4 дня) или участковой(не ранее чем за 3 дня до дня голосования) комиссии.
Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.

Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату
(кандидатам) или списку кандидатов в пользу которых сделан выбор, либо к позиции ”против всех кандидатов (списка кандидатов)”.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать избиратели. Организация голосования вне помещения должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.

Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.

В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и иностранные (международные) наблюдатели.

После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования.

Далее составляется протокол окружной избирательной комиссией, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных законодательством.

3.7. Опубликование итогов голосования и выборов.

Избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов
(списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.

Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о количестве голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), голосов, поданных против всех кандидатов (списков кандидатов) осуществляется соответствующей избирательной комиссией не позднее одного месяца со дня голосования.

Официальное опубликование полных данных о результатах выборов осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования.

3.8. Финансирование выборов.

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального, субъекта федерации, местного).

Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования своей предвыборной кампании. При выборах в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления избирательные объединения также могут создавать избирательные фонды.

Избирательные фонды могут создаваться за счет следующиж средств: средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.

Законодательством устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата или избирательного объединения, а также средств, выделяемых кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, и добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей избирательной комиссии после регистрации кандидата (списка кандидатов).

Остатки денежных средств на счетах после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные ) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования.

3.9. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Действующее законодательство о выборах предусматривает ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданами Российской Федерации права избирать и быть избранными, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а также лица, проводящие агитацию в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

4. Совершенствование избирательной системы текущим законодательством.

Избирательное право Российской Федерации находится в стадии своего развития.

Российская Федерация, следуя международным принципам и стандартам в области избирательного права, в своей Конституции зафиксировала, что
“носителем суверенитета и единственным источником власти признается ее многонациональный народ. ”. “Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы” (ст.3).

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформа избирательного законодательства, целью которой является преобразование законодательной базы избирательного права и избирательной системы, включая референдум, до конституционно-правового уровня. Значение этих преобразований состоит в том, что общество, стабилизировав основные институты и нормы избирательного права, приобретет устойчивость в политической жизни и обеспечит законную смену власти по итогам общенациональных конституционных выборов. Следовательно, реформа избирательного права в России включает в себя следующие аспекты [3, с.272]:

— обеспечение равенства прав избирателей — граждан Российской
Федерации;

— достижение представительства в парламенте широкого спектра интересов различных социальных, этно-территориальных и политических групп;

— использование всеми субъектами избирательного процесса демократических методов политической борьбы, исключающих доминирование отдельных политических групп и должностных лиц;

— обеспечение демократического общественного и судебного контроля в процессе организации и проведения выборов и референдума, в том числе и путем приглашения иностранных наблюдателей, создания условий для их работы.

Разрабатывая стратегию совершенствования избирательного законодательства, важно иметь в виду, что на этом пути нет легких и одномерных решений. [9]

Так например, много споров вызывает законодательная норма о возможности двойного выдвижения кандидатов. В данной связи может быть полезен опыт немецкого закона о выборах, ряд положений которого послужил моделью при разработке российского избирательного законодательства.
Согласно этому закону партия, сумевшая провести своего представителя в
Бундестаг и по земельному списку, и по избирательному округу, теряет столько голосов из числа поданных за ее список, сколько отдано в поддержку ее кандидата в избирательном округе. Таким образом, удваивая шансы наиболее ценных своих представителей, партия платит за эту страховку вполне адекватную цену. Подобный принцип предлагалось ввести и в наше законодательство. Однако в новом законе о выборах, принятом в 1997 году было реализовано иное решение: 5 процентный барьер для утверждения кандидатов законодатель заменил на 2-х процентный, сохранив и принцип двойного выдвижения.

Если в этой связи обратиться к результатам выборов 1995 года, то становится видно, что в структуре предпочтений электората помимо четверки победителей, перешагнувших пятипроцентный барьер, четко выделяется группа лидеров второго эшелона, набравших более 2% голосов (“Женщины России”,
“Коммунисты — Трудовая Россия”, ДВР, Партия самоуправления трудящихся,
“Держава”, “Вперед, Россия” и др.). Они в своей совокупности являются довольно точным слепком с нынешнего политического спектра с его левым и правым радикальными флангами, с лево- и правоориентированным центром, с его национал-патриотической составляющей. В эту группу лидеров в основном вошли те, кто отражает признанные в обществе политические позиции и при соответствующем раскладе политической конъюнктуры способен на равных конкурировать с нынешними победителями.

Опыт выборов в Государственную Думу в 1995 году стал предметом пристального внимания теоретиков и практиков, заинтересованных в дальнейших шагах по осуществлению в стране политической реформы, становлению полноценной многопартийности, развитию парламентаризма.

Список литературы использованной по теме.

1. Конституция Российской Федерации: Комментарий. М., 1994.

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Рос сии: Учебник, М., 1995.

3. Конституционное право: Учебник, отв.ред. Козлов А.Е.,

4. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право

Российской Федерации: Учебник, М., 1996.

5. Закон РФ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

//Собрание законодательства РФ, 1997, № 38, ст.4339.

6. Закон РФ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации”. //Собрание законодательства

РФ, 1995, № 26, ст.2398.

7. Закон РФ “Об обеспечении конституционных прав граждан

Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”. //Собрание законодательства РФ,

1996, № 49, ст.5497.

8. Закон РФ “О выборах Президента Российской Федерации”.

//Собрание законодательства РФ, 1995, № 21, ст. 1924.

9. Лапаева В.В. Выборы в Государственную Думу 1995 г.: проблемы совершенствования законодательства. //Государство и право,

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Избирательное право и избирательная система.

Понятие избирательного права.

Понятие избирательного права в юриспруденции имеет два вида определения:

  • это право граждан государства избирать и быть избранными;
  • это отрасль государственного права, которая состоит из правовых норм, регулирующих порядок участия в выборах и формирование выборных органов власти.

Иногда совокупность этих правовых норм также называют избирательной системой. Однако же для большинства исследователей понятие избирательной системы означает порядок и правила определения результатов голосования. Избирательная система как синоним избирательного права потреблялась только однажды – в Конституции СССР 1936 года.

Типы избирательных систем.

Существует три типа, или вида избирательных систем:

1. Мажоритарная избирательная система. В мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей согласно разновидности этой системы:

  • абсолютного большинства (50% +1 и более голосов);
  • относительного большинства (просто большинство голосов);
  • квалифицированного большинства (заранее установленное число больше половины – две трети или три четверти).
  • возможность формирования стабильного правительства;
  • прочные связи кандидатов с избирателями.
  • голоса, отданные другим кандидатам, не учитываются и пропадают;
  • значительная часть кандидатов от избирателей не представлена во власти;
  • возможна ситуация, когда партия, получившая меньше голосов, в парламенте получает больше депутатских мест;
  • две партии, набравшие почти одинаковое количество голосов, могут представить в парламенте совсем не одинаковое число депутатов.

2. Пропорциональная избирательная система. Этот вид системы означает, что число мест (мандатов), которое получат политические партии пропорционально тому числу голосов, которое они заработают. При этом, чтобы оказаться в парламенте, обычно необходимо преодолеть порог в 5% от общего числа голосов. Обычно используется на общегосударственном уровне.

  • отражает реальную политическую картину в общественной жизни и расстановку сил;
  • способствует развитию многопартийности и плюрализма;
  • более полный учет интересов общества.
  • сложности в формировании правительства (нет доминирующей партии, много мелких партий, долгий процесс создания партийных коалиций);
  • голосование не за конкретных кандидатов, а за партии ведет к менее тесным связям избирателя и кандидата, в отличие от мажоритарной системы, то есть люди голосуют за безликие кандидатуры;
  • большая зависимость депутатов от руководства своей партии, что иногда связывает им руки (опять же – из-за того, что люди голосуют за партии, а не за конкретных кандидатов);
  • партия, набравшая 5% голосов может получить место в правительстве, хотя это мизерный уровень поддержки в рамках всей страны (лично я бы сделал порог повыше).

3. Смешанная избирательная система. Комбинирование мажоритарной и пропорциональной системы. Представляет из себя попытку оставить плюсы обоих систем и сгладить их минусы. Например, избиратели голосуют за конкретных кандидатов в местных и региональных выборах, и за политические партии в общегосударственных выборах.

Избирательная система РФ – в основном смешанная. Однако, согласно законам отдельных субъектов, региональные и муниципальные выборы бывают и по мажоритарной, и по пропорциональной системе.

Выборы. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации

1. Под избирательным правом понимается система правовых норм, ус­танавливающих и юридически закрепляющих порядок формирования (выбо­ров) выборных государственных органов.

Это интересно:  Отгрузке или отгрузки как правильно

Источниками избирательного права в Российской Федерации явля­ются Конституция России, конституции республик — субъектов Россий­ской Федерации, уставы краев, областей и других субъектов Федерации,

Cronin Th. Direct Democracy: The Politics of the Initiative, Referendum and Recall. Cam­bridge, 1989. P. 1-24.

специальные «избирательные» законы, принятые на уровне Федерации, а также на уровне субъектов Федерации.

На уровне Российской Федерации действуют, например, Федераль­ный закон «О выборах Президента Российской Федерации», Федераль­ный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон «Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Исходные, принципиально важные положения о выборах сформули­рованы в Конституции России. В ней, в частности, закрепляется, что гра­ждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (п. 2 ст. 32) и что выборы производят­ся «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (п. 1 ст. 81).

Согласно Конституции «не имеют права избирать и быть избранны­ми граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащие­ся в местах лишения свободы по приговору суда» (п. 3 ст. 32).

Конституционные положения, касающиеся выборов, находят свое прямое отражение и развитие в обычных законах, посвященных процессу формирования выборных государственных органов.

Так, например, в Федеральном законе «О выборах депутатов Государ­ственной Думы» в порядке реализации и детализации конституционных положений закрепляется, что депутаты Государственной Думы Федераль­ного Собрания Российской Федерации избираются гражданами Россий­ской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федера­ции в выборах является добровольным.

В Законе закрепляются также и другие положения, касающиеся изби­рательных прав граждан Российской Федерации. В частности, устанавли­вается, что: а) гражданин Российской Федерации, достигший на день вы­боров 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы; б) депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Рос­сийской Федерации, достигший на день выборов 21 года; в) гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подго­товки и проведения выборов за пределами территории Российской Феде­рации, обладает всей полнотой избирательных прав при выборах депутатов Государственной Думы и г) не имеет права избирать и быть избранным гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 3).

В Законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указывается на то, что: а) кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов; б) выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющи­ми в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О полити­ческих партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдви-

гать списки кандидатов; в) политическая партия вправе выдвинуть в со­ставе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии (ст. 7).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государст­венная Дума состоит из 450 депутатов.

Закон весьма обстоятельно определяет статус кандидатов в депутаты, закрепляет их права и обязанности.

Все зарегистрированные кандидаты в депутаты, отмечается в Законе, обладают равными правами и несут равные обязанности.

В соответствии с Законом:

после регистрации кандидат в депутаты не вправе использовать пре­имущества своего должностного положения в интересах избрания;

после регистрации кандидат в депутаты по личному заявлению осво­бождается от работы, военной службы и военных сборов со дня регистра­ции до дня официального опубликования общих итогов выборов. В тече­ние этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидатам в депутаты денежную компенсацию;

кандидат в депутаты не может быть уволен с работы по инициативе ад­министрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направ­лен в командировку, призван на военную службу и военные сборы со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. Время участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации;

кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам админист­ративного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Ге­нерального прокурора Российской Федерации. Давая такое согласие, Ге­неральный прокурор РФ немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

Закон о выборах депутатов Государственной Думы предоставляет всем гражданам России и формируемым ими общественным объединени­ям право на свободное проявление предвыборной агитации в соответст­вии с действующим законодательством. Статья 10 Закона в связи с этим провозглашает, что граждане Российской Федерации, общественные объ­единения вправе в любых допускаемых законом формах и законными ме­тодами осуществлять деятельность, побуждающую избирателей к голосо­ванию «за» или «против» того или иного кандидата.

Политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, гарантируются равные условия доступа к средствам массо­вой информации для проведения предвыборной агитации.

Наряду с названными положениями Закон также закрепляет порядок финансирования выборов депутатов Государственной Думы и принцип глас­ности при их подготовке и проведении.

Согласно ст. 11 финансирование мероприятий, связанных с подготов­кой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, осуществ­ляется за счет средств федерального бюджета.

Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандида­тов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирова­ния своей избирательной кампании. В случаях, предусмотренных Феде­ральным законом, региональное отделение политической партии, выдви­нувшей федеральный список кандидатов, вправе по решению уполномо­ченного уставом политической партии руководящего органа политиче­ской партии создать избирательный фонд для финансирования избира­тельной кампании политической партии.

В соответствии с Законом подготовка и проведение выборов депута­тов Государственной Думы осуществляются открыто и гласно.

Все решения избирательных комиссий, органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и про­ведением выборов, подлежат опубликованию.

В Законе о выборах депутатов в Государственную Думу, равно как и в других аналогичных законах, действующих на уровне субъектов Россий­ской Федерации, по общему правилу не только декларируются избира­тельные права граждан, порядок и принципы проведения выборов, но и устанавливаются их юридические гарантии.

Кроме того, следует заметить, что в России действует особый Феде­ральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», посвященный решению данных вопросов.

В этом весьма важном нормативно-правовом акте констатируется, что «государством гарантируются свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм из­бирательного права и права на участие в референдуме».

Настоящий Федеральный закон, говорится далее в этом акте, опреде­ляет основные гарантии реализации гражданами России конституцион­ного права на участие в референдуме Российской Федерации, референду­ме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, а также пра­ва избирать и быть избранным в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федера­ции, иные федеральные государственные органы и государственные орга­ны субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, а также в орга­ны местного самоуправления.

Важно подчеркнуть, что настоящий Федеральный закон имеет пря­мое действие и применяется на всей территории Российской Федерации и что он не только не исключает, а, наоборот, всячески предполагает ус­тановление гарантий избирательных прав граждан и в других законах.

2. Избирательное право Российской Федерации, так же как и избира­тельное право любой иной страны, регулирует и закрепляет избиратель­ную систему.

Под избирательной системой России понимается предусмотренный Кон­ституцией и другими законами Российской Федерации порядок формирова­ния выборных органов государства и избрания выборных должностных лиц.

Избирательная система Российской Федерации включает в себя поря­док избрания Президента России, депутатов Государственной Думы, пре­зидентов республик — субъектов Российской Федерации, губернаторов краев, областей и других субъектов Федерации, депутатов законодатель­ных органов субъектов Российской Федерации, депутатов и должностных лиц на уровне местного самоуправления.

Основные принципы построения и функционирования избиратель­ной системы закреплены в избирательном праве.

Так, согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Фе­дерации» принципы проведения в России выборов и референдумов за­ключаются в следующем.

1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосо­вании.

2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на ос­нове всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосова­нии.

3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референ­думе является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее предела­ми, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выбо­ров в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представитель­ства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказы­вать содействие ее гражданину в реализации установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами избирательных прав при проведении вы­боров в федеральные органы государственной власти и реализации права на участие в референдуме Российской Федерации.

5. Проведение выборов одновременно с проведением референдума Российской Федерации не допускается.

6. Проведение выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления од­новременно с проведением референдума субъекта Российской Федера­ции, местного референдума регулируется законами субъекта Российской Федерации.

7. Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

Аналогичные принципы провозглашаются и развиваются также и в других законодательных актах, посвященных российской избирательной системе.

Подготовка и проведение выборов осуществляется избирательными комиссиями,которые играют ключевую роль в избирательной системе.

Согласно законодательству России под избирательными комиссиями понимаются коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, кото­рые установлены федеральным законом, законом субъекта Российской Феде­рации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

На избирательные комиссии возлагается также контроль за соблюде­нием избирательных прав граждан.

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного само­управления.

Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномо­чий, обязательны для государственных органов, органов местного само­управления, государственных предприятий, учреждений и организаций, а также их должностных лиц.

Подготовка и проведение выборов в Российской Федерации осущест­вляется следующими комиссиями: Центральной избирательной комисси­ей России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федера­ции, территориальными (районными, городскими и др.) избирательными комиссиями и участковыми избирательными комиссиями.

Для проведения выборов и подсчета голосов избирателей при выбо­рах депутатов Государственной Думы или других представительных орга­нов образуются избирательные участки.

Избирательные участки образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комис­сией не позднее чем за 50 дней до дня выборов с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей.

Избирательные участки для граждан Российской Федерации, пребы­вающих на территории иностранного государства, образуют руководите­ли дипломатических представительств или консульских учреждений Рос­сийской Федерации на территории страны их пребывания.

Все выборы проводятся в соответствии сдействующим законодатель­ством и на основе существующих списков избирателей. Ввыборах имеют право принимать участие граждане России, достигшие 18 лет.

В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов в Госу­дарственную Думу» список избирателей составляет участковая избира­тельная комиссия на основании данных, представляемых по установлен­ной форме главой местной администрации. Периодическое уточнение списка зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет глава местной администрации. Дан­ные об избирателях глава местной администрации направляет в избира­тельную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Списки

избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования.

Список избирателей — военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в рай­оне расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный ча­стью первой настоящей статьи.

Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

Списки избирателей, которые в день выборов будут находиться в са­наториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационар­ных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временно­го пребывания избирателей, составляются на основании данных, пред­ставляемых руководителями указанных учреждений.

Список избирателей по избирательному участку, образованному либо на судне, находящемся в день выборов в плавании, либо на полярной станции, составляется на основании данных, представляемых капитаном судна либо руководителем полярной станции.

Список избирателей по избирательному участку, образованному за пределами территории Российской Федерации, составляется на основа­нии данных, представляемых либо руководителем соответствующего ди­пломатического представительства, консульского учреждения Россий­ской Федерации, либо командиром воинской части, расположенной за пределами Российской Федерации.

Законом особо регулируется порядок включения граждан в списки избирателей, порядок ознакомления избирателей со списками избирате­лей, порядок голосования, подсчета голосов и порядок обнародования результатов выборов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья написана по материалам сайтов: diplomba.ru, www.calc.ru, studopedia.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector