Квалификационный справочник должностей служащих занятых в образовании

Настоящий квалификационный справочник должностей дополнен новыми квалификационными характеристиками должностей работников, функции и должностные обязанности которых связаны со становлением и развитием рыночных экономических отношений. К ним, например, относятся квалификационные характеристики должностей аудитора, аукциониста, брокера, дилера, менеджера, оценщика, специалиста по маркетингу и др. Документ представлен с измениями, которые внесены :
— Постановлениями Минтруда РФ: N 7 от 21.01.2000, N 57 от 04.08.2000 и N 35 от 20.04.2001, N 38 от 31.05.2002, N 44 от 20.06.2002, N 59 от 28.07.2003, N 75 от 12.11.2003;
— Приказами Минздравсоцразвития РФ: N 461 от 25.07.2005, N 749 от 07.11.2006, N 605 от 17.09.2007, N 200 от 29.04.2008.

Примечание. Данный справочник является первым выпуском единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС). Очень часто его называют «ЕТКС руководителей и специалистов» по аналогии с ЕТКС, который полностью называется «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих».

Оглавление

Раздел I. Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях

Раздел II. Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях

1. Должности руководящих, научных и инженерно-технических работников, общие для научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций

Примечание. Приведенные в ЕКС квалификационные характеристики должностей, включая должностные обязанности работников, служат для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На базе данных характеристик на предприятиях разрабатываются должностные инструкции, содержащие права, ответственность и перечень обязанностей сотрудников с учетом особенностей организации труда, производства и управления на конкретном предприятии.

Квалификационный справочник должностей служащих занятых в образовании

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2021
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
Разделы «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях» и «Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях», утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37
(редакция от 15.05.2013)

Введение

Глубокие социально-экономические преобразования российского общества в условиях перехода к рыночной экономике требуют коренных изменений в регулировании трудовых отношений, организации труда и регламентации трудовой деятельности работников.

Изменение технологического способа производства на базе широкого внедрения компьютерной техники и информатизации, возрастание роли науки и научно-технического прогресса как фактора экономического роста, усиление социальной ориентации производственной деятельности, осуществление приватизации, развитие предпринимательства, в том числе среднего и малого бизнеса, обусловили эволюцию отношений собственности и типов хозяйствования в направлении разнообразия и множественности их форм, взаимоотношений между работодателем и наемным работником, активизацию их участия в акционерном капитале и управлении, развитие коллективно-договорных отношений.

Программой социальных реформ в Российской Федерации предусматривается в сфере труда и трудовых отношений в качестве главных задач создание экономических и социальных условий для значительного повышения результативности труда, трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы, а также внедрение надежных механизмов соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности правовых гарантий, предоставляемых работникам наемного труда. Решение этих задач может быть достигнуто путем качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полного использования профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышения его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности. При этом для преодоления кризисных явлений, становления и эффективного функционирования рыночного механизма требуется максимальная мобилизация резервов экономического роста, приведение в действие организационно-экономических и социально-психологических факторов, соблюдение принципов правильного подбора, расстановки и использования кадров на основе установления и соблюдения квалификационных требований к ним, четкого распределения обязанностей работников, повышения уровня их профессионализма и ответственности каждого за порученное дело.

Настоящий Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений. Являясь нормативным документом, Квалификационный справочник обеспечивает преемственность с ранее действовавшим.

Применяемые до настоящего времени квалификационные характеристики должностей служащих в основном были разработаны и утверждены десять и более лет назад. Они отражали сложившиеся к тому времени организационно-технические и экономические условия, а следовательно, уровень профессионально-квалификационного, а также должностного разделения и организации труда. Задача разработчиков Справочника состояла не только в том, чтобы создать его на качественно новом уровне, ликвидировать выявленные в процессе применения недостатки и пробелы, но и дополнить характеристиками должностей, появившихся в новых условиях хозяйствования.

Огромные изменения, происшедшие за последнее десятилетие в экономических, социальных и организационно-технических отношениях, а также практике применения действующих нормативов организации труда, какими являются квалификационные характеристики должностей служащих, обусловили необходимость их пересмотра, дальнейшего совершенствования с учетом нового этапа развития общества, новых требований к работникам, их знаниям и квалификации.

Настоящий Справочник дополнен новыми квалификационными характеристиками должностей работников, функции которых связаны со становлением и развитием рыночных экономических отношений. К ним, например, относятся квалификационные характеристики должностей аудитора, аукциониста, брокера, дилера, менеджера, оценщика, специалиста по маркетингу и др. Новые характеристики отражают современные требования, отвечают задачам проводимых в стране реформ.

Особого внимания требует характеристика должности менеджера. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, обладающих специальным образованием, часто полученным в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятия (высшее звено), его структурных подразделений (среднее звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности в сфере бизнеса (низовое звено).

Менеджерами высшего и среднего уровня применительно к действующей должностной структуре можно считать всех руководителей — директоров предприятий, учреждений и организаций и других линейных руководителей — начальников цехов и иных структурных подразделений, а также функциональных отделов.

Что касается менеджеров низового уровня, то в условиях развития коммерческой деятельности, малого и среднего предпринимательства возникла потребность в определении их места и функциональной роли как организаторов этой деятельности, обеспечивающих ее соответствие условиям внешней среды (экономическим, правовым, технологическим и другим требованиям).

Менеджеры соответствующего профиля осуществляют следующие основные функции: маркетинга, управления кадрами, материально-технического обеспечения, рекламно-информационного обслуживания и др.

Поскольку разница между уровнями менеджмента заключается в масштабе, пределах полномочий, ответственности, степени детализации выполняемых функций, то в Справочнике приводятся должностные характеристики менеджера (низового уровня без функциональной специализации), а также менеджера по персоналу и менеджера по рекламе. Именно эти функциональные направления деятельности особо нуждаются в работниках соответствующего уровня квалификации, в четком определении их роли и места в существующих структурах управления. При необходимости на основе базовой должностной характеристики менеджера могут быть разработаны квалификационные характеристики или должностные инструкции для менеджеров других конкретных наименований при условии, что функциональная направленность и содержание их деятельности соответствуют должности менеджера.

В условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль работников, осуществляющих оценочную деятельность на объектах, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Установление стоимости объектов оценки необходимо при их приватизации, проведении бухгалтерского учета, коммерческом использовании, что требует определения балансовой, арендной, ликвидационной, страховой, заемной и других видов стоимости в зависимости от конкретных потребностей и поставленных целей. В связи с этим в Справочник включена базовая квалификационная характеристика должности оценщика. Учитывая требования жизни, данное издание Справочника дополнено утвержденной Минтрудом России квалификационной характеристикой должности оценщика интеллектуальной собственности.

Вместе с тем объективной необходимостью явился пересмотр действующих квалификационных характеристик традиционных должностей, внесение в них существенных изменений и дополнений в связи с происшедшими преобразованиями, а также с учетом практики применения этих характеристик. Во всех квалификационных характеристиках, как новых, так и пересмотренных, проведена регламентация трудовых функций различных категорий служащих в целях обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности.

При подборе персонала и определении требований к уровню квалификации работников следует учитывать изменения, внесенные федеральным законодательством. Так, по должностям, квалификационными характеристиками которых предусмотрено наличие высшего образования, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135). В соответствии с этим Законом высшее профессиональное образование имеет три ступени: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.

При приеме на работу и проведении аттестации следует исходить из того, что квалификация (степень) «бакалавр» присваивается выпускнику высшего учебного заведения после 4-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация «дипломированный специалист» — после 5-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация (степень) «магистр» присваивается после 6-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Это интересно:  Права международного образца 2021 как получить

Включенные в Справочник квалификационные характеристики должностей служащих пересмотрены с учетом Конституции Российской Федерации, а также принятых за последние годы законодательных и нормативных правовых актов.

Каждая квалификационная характеристика является нормативным документом, определяющим трудовую функцию работника и регламентирующим ее содержание, способствующим обеспечению оптимальной технологии выполняемой работы, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, а также совершенствованию системы управления персоналом. В качестве нормативной базы квалификационные характеристики должностей служащих предназначены для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности, организационно-правовых форм и отраслей экономики независимо от их ведомственной подчиненности.

На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов. При этом важно, чтобы как в квалификационных характеристиках, так и в должностных инструкциях службы управления персоналом, организации труда и заработной платы, подготовки и повышения квалификации кадров обеспечивали точное соответствие наименования должностей Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

В настоящий Справочник включены квалификационные характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко используемых на практике. Квалификационные характеристики должностей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются министерствами (ведомствами) и утверждаются в установленном порядке.

Новым этапом развития и совершенствования всей правовой базы трудовых отношений явилось принятие и введение в действие с 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса Российской Федерации, законодательно закрепившего права и обязанности как работников, так и работодателей. В Трудовом кодексе большое внимание уделено вопросам регламентации труда работников, которая означает установление и строгое соблюдение определенных правил, нормативов и стандартов, в соответствии с которыми осуществляется трудовая деятельность персонала.

Регламентация труда работников и ее составные элементы -наименования профессий и должностей, обусловленные выполняемой трудовой функцией, а также квалификационные характеристики и квалификационные справочники, — находятся в тесной связи с важнейшими направлениями правового регулирования труда — трудовыми отношениями, трудовым договором и заработной платой. Так, в ст. 15 Кодекса трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В ст. 57 Трудового кодекса установлено, что одним из существенных, т.е. обязательных условий трудового договора, заключаемого между работодателем и работником, является наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям и профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, определяя содержание трудового договора, Кодекс устанавливает следующие три важных условия: во-первых, в договоре наименования должностей, специальностей, профессий должно указываться в соответствии с характеризующей их трудовой функцией, обусловленной соглашением сторон; во-вторых, наименования должностей, специальностей или профессий в случае, если федеральными законами выполнение работ по ним связано с предоставлением льгот либо наличием ограничений, должно соответствовать их наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках; и, в-третьих, данные квалификационные справочники должны утверждаться в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Планом подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Трудового кодекса (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 516-р, пункт 6), в частности, предусмотрено установить порядок утверждения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст. 1596).

Правильное применение в соответствии с квалификационными справочниками наименований должностей, специальностей и профессий, обусловленных трудовой функцией, обеспечивает работникам, имеющим право на установленные законодательством различные льготы, гарантии и компенсации, их получение в виде: дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня за работу во вредных условиях труда; льготного пенсионного обеспечения; бесплатной выдачи им специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и др.

Трудовой кодекс РФ (ст. 143) наряду с указанием о применении при тарификации Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) предусматривает применение и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее ЕКСДС). И если ЕТКС рабочих в течение многих лет используется на практике при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов, т.е. накоплен значительный опыт его применения, то Единый квалификационный справочник, регламентирующий трудовую деятельность руководителей, специалистов и других служащих, в настоящее время отсутствует.

При разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих важно обеспечить четкое и обоснованное установление общих принципов тарификации всех выполняемых работ, прежде всего по сложности, с учетом специфики управленческого труда и группировки этих работ, исходя из их функционального назначения в системе управления. Учитывая особенности организации труда служащих, обусловленные характером и содержанием выполняемых ими трудовых функций, в Квалификационном справочнике необходимо дать описание работ и определить требования к знаниям (образованию), умению и необходимому опыту (стажу) для работников, которые будут занимать соответствующие должности.

Подготовка Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих должна базироваться на принятом разделении их на три категории: руководители (осуществляют общее и функциональное руководство, принимают управленческие решения и организуют их выполнение, координируют деятельность структурных подразделений и исполнителей и др.), специалисты (заняты решением инженерно-технических, конструкторских, экономических, информационных, плановых, снабженческих и других задач) и технические исполнители (выполняют учетные, копировально-множительные работы, ведут первичную обработку и передачу информации, осуществляют табельный учет и т.д.).

Разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих могут способствовать научно-исследовательские работы, выполненные Институтом труда Минтруда России, а также в рамках его сотрудничества с научными организациями государств СНГ.

В настоящее время основным общеотраслевым нормативным документом, применение которого создает возможности установления единства в определении должностных обязанностей служащих и квалификационных требований к ним, является публикуемый Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанный Институтом труда и утвержденный Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37, с внесенными в него дополнениями. Наряду с данным Квалификационным справочником для работников бюджетной сферы, которая охватывает 15 миллионов человек, или каждого четвертого занятого работника в стране, применяются отраслевые тарифно-квалификационные характеристики (требования). К таким нормативным актам, определяющим должностные обязанности и другие требования к работникам, относятся тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования, работников здравоохранения, работников науки и научного обслуживания и др. В ряде отраслей экономики действуют квалификационные справочники руководителей и специалистов. Примером такого справочника может служить Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов атомных станций, утвержденный Постановлением Минтруда России от 3 мая 2001 г. N 36 (Бюллетень Минтруда России, 2001, N 5).

Общеотраслевой Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, отраслевые справочники и тарифно-квалификационные характеристики, утвержденные Минтрудом России, могут составить надежную базу для разработки и принятия ЕКСДС и его выпусков, применение которых будет способствовать дальнейшему совершенствованию организации и повышению эффективности труда всех категорий служащих.

Общие положения

1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом на предприятиях , в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Квалификационные характеристики, включенные в настоящий выпуск Справочника, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов.

2. В основу построения Справочника положен должностной признак, поскольку требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей.

Справочник разработан в соответствии с принятой классификацией служащих на три категории: руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей). Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

Это интересно:  В праве или вправе как правильно

3. Квалификационный справочник содержит два раздела. В первом разделе приводятся квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), широко распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях.

4. Квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов — должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Поскольку квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.

В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

5. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела.

В разделе «Должностные обязанности» установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

6. В характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда.

Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем предприятия, учреждения, организации. При этом учитываются степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принимаемые решения, отношение к работе, эффективность и качество труда, а также профессиональные знания, опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, и др.

7. В Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей.

Вопрос о распределении должностных обязанностей заместителей руководителей предприятий, учреждений и организаций решается на основании внутренних организационно-распорядительных документов.

Применение должностного наименования «старший» возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование «старший» не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста I квалификационной категории.

Квалификационные характеристики должностей начальников (заведующих) отделов служат основой при определении должностных обязанностей, требований к знаниям и квалификации руководителей соответствующих бюро, когда они создаются вместо функциональных отделов (с учетом отраслевых особенностей).

8. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации. При этом особое внимание уделяется качественному и эффективному выполнению работ.

9. Необходимость обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выдвигает проблемы охраны труда и окружающей среды в число неотложных социальных задач, решение которых непосредственно связано с соблюдением руководителями и каждым работником предприятия, учреждения, организации действующих законодательных, межотраслевых и других нормативных правовых актов по охране труда, экологических стандартов и нормативов.

В связи с этим должностными обязанностями служащих (руководителей, специалистов и технических исполнителей) наряду с выполнением функций, предусмотренных соответствующей квалификационной характеристикой должности, предусмотрено обязательное соблюдение на каждом рабочем месте требований по охране труда, а должностными обязанностями руководителей — обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

При назначении на должность необходимо учитывать требования к знанию работником соответствующих стандартов безопасности труда, экологического законодательства, норм, правил и инструкций по охране труда, средств коллективной и индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

10. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Здесь и далее под «предприятием» понимаются коммерческие организации, создаваемые в форме хозяйственных товариществ и обществ, в том числе открытых и закрытых акционерных обществ, акционерных обществ работников (народных предприятий), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Информация: Перечень должностей, включенных в ЕКСД. Выпуск 28. Должности служащих, занятых в образовании

ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТЕЙ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 28.04.2001 № 53

ЕКСД. ВЫПУСК 28. ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩИХ, ЗАНЯТЫХ В ОБРАЗОВАНИИ

ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВСЕХ ТИПОВ И НАИМЕНОВАНИЙ
(КРОМЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ)

№ п/п Наименование должности 1 Директор (начальник, заведующий) учреждения образования 2 Заведующий интернатом при школе 3 Заведующий общежитием учреждения образования 4 Заведующий основным отделом (сектором, лабораторией, кабинетом) учреждения внешкольного образования и воспитания 5 Заведующий отделением учреждения образования (кроме высшего учебного заведения) 6 Заведующий учебной лабораторией среднего специального учебного заведения 7 Заведующий учебно-консультационным пунктом учреждения образования (кроме высшего учебного заведения) 8 Заведующий учебно-методическим кабинетом отдела (управления) образования исполкома (администрации района в городе) 9 Заведующий учебно-методическим кабинетом регионального центра профессионального образования 10 Заведующий учебно-производственной (учебной) мастерской учреждения образования (кроме высшего учебного заведения) 11 Заведующий учебно-производственной практикой профессионально-технического и среднего специального учебного заведения 12 Заместитель директора (начальника, заведующего) по воспитательной работе учреждения образования 13 Заместитель директора (начальника, заведующего) по основной деятельности (учебно-воспитательной работе) учреждения образования 14 Заместитель директора (начальника) по производственному обучению профессионально-технического и среднего специального учебного заведения 15 Заместитель директора (начальника, заведующего) по учебной работе учреждения образования 16 Заместитель директора (начальника, заведующего) по учебно-производственной работе учреждения образования 17 Заместитель директора по курсовой подготовке профессионально-технического учебного заведения 18 Заместитель директора по основной деятельности учебно-методического центра профессионального образования 19 Заместитель директора по работе с иностранными учащимися профессионально-технического и среднего специального учебного заведения 20 Заместитель директора по режиму специального учебного заведения для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания 21 Заместитель директора по учебно-методической работе учреждения образования 22 Мастер производственного обучения учреждения образования (кроме высшего учебного заведения)(примечание) 23 Начальник группы централизованного хозяйственного обслуживания учреждений образования при отделах образования горрайисполкомов, местных администраций районов городов 24 Начальник (заведующий) отделом (лабораторией) по основной деятельности Дома технического и художественного творчества учащейся молодежи 25 Начальник (заведующий) отделом (лабораторией) по основной деятельности научно-методического центра учебной книги и средств обучения 26 Начальник отдела по воспитательной работе с молодежью учреждения образования 27 Старший мастер профессионально-технического учебного заведения 28 Управляющий учебным хозяйством
№ п/п Наименование должности
1 Аккомпаниатор учреждения внешкольного образования и воспитания
2 Воспитатель дошкольного учреждения
3 Воспитатель-методист дошкольного учреждения
4 Воспитатель учреждения образования (кроме дошкольного учреждения)
5 Инспектор по охране детства национального центра усыновления Республики Беларусь
6 Концертмейстер лицея, гимназии, колледжа, школы и среднего специального учебного заведения с музыкальным уклоном
7 Культорганизатор учреждения образования
8 Мастер производственного обучения учреждения образования (примечание)
9 Методист гимназии, лицея
10 Методист Дома технического и художественного творчества учащейся молодежи
11 Методист научно-методического центра учебной книги и средств обучения
12 Методист профессионально-технического и среднего специального учебного заведения
13 Методист учебного заведения повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов Министерства образования
14 Методист учебно-методического кабинета отдела (управления) образования исполкома (администрации района в городе)
15 Методист учебно-методического центра профессионального образования
16 Методист учреждения внешкольного образования и воспитания
17 Музыкальный руководитель дошкольного учреждения, школы-интерната, школы-детского сада, детского дома, центра коррекционно-развивающегося обучения и реабилитации
18 Педагог-организатор
19 Педагог-психолог учреждения образования
20 Педагог социальный учреждения образования
21 Преподаватель профессионально-технического и среднего специального учебного заведения (кроме высшего профессионального училища, колледжа), учебного центра, учебно-курсового комбината, курсов повышения квалификации и их филиалов
22 Приемный родитель, родитель-воспитатель
23 Руководитель допризывной подготовки учреждения образования
24 Руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы и др.) учреждения внешкольного образования и воспитания
25 Руководитель физического воспитания дошкольного учреждения
26 Руководитель физического воспитания профессионально-технического и среднего специального учебного заведения
27 Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.)
28 Учитель общеобразовательного учреждения (кроме гимназии, лицея)
29 Учитель (преподаватель) гимназии, лицея, колледжа, высшего профессионального училища
Это интересно:  Задержка чартерного рейса права пассажира

III. Другие служащие (технические исполнители)

№ п/п Наименование должности
1 Дежурный по общежитию учреждения образования
2 Дежурный по режиму специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания
3 Секретарь учебной части (диспетчер)

ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

№ п/п Наименование должности
1 Декан высшего учебного заведения
2 Директор (заведующий) филиала высшего учебного заведения
3 Директор спортивного клуба высшего учебного заведения
4 Директор студенческого городка
5 Заведующий кафедрой высшего учебного заведения
6 Заведующий подготовительным отделением высшего учебного заведения
7 Заведующий учебной лабораторией высшего учебного заведения
8 Заведующий учебно-консультационным пунктом высшего учебного заведения
9 Заведующий учебно-производственной мастерской высшего учебного заведения
10 Заведующий учебным (учебно-методическим) кабинетом высшего учебного заведения
11 Мастер производственного обучения высшего учебного заведения (примечание)
12 Начальник отдела технических средств обучения высшего учебного заведения
13 Начальник учебно-методического отдела (управления) высшего учебного заведения
14 Первый проректор (проректор по учебно-воспитательной работе) высшего учебного заведения
15 Проректор по вечерней и заочной формам обучения высшего учебного заведения
16 Проректор по воспитательной работе высшего учебного заведения
17 Проректор по научной работе высшего учебного заведения
18 Проректор по учебной работе высшего учебного заведения
19 Ректор высшего учебного заведения
20 Руководитель проектно-конструкторского (исследовательского) бюро учащейся молодежи высшего учебного заведения
№ п/п Наименование должности
1 Доцент высшего учебного заведения
2 Преподаватель (ассистент) высшего учебного заведения
3 Преподаватель-стажер высшего учебного заведения
4 Профессор высшего учебного заведения
5 Руководитель производственной практики высшего учебного заведения
6 Старший преподаватель высшего учебного заведения

Единый квалификационный справочник должностей работников образования: квалификационные характеристики педагога

Статьи по теме

Ввиду реформирования российской образовательной системы и внедрения ФГОС, к сотрудникам сферы образования, которые ответственны за формирование социокультурных и морально-этических ценностей среди молодежи, выдвигаются соответствующие требования. Все они внесены в единый нормативный документ — квалификационный справочник должностей работников образования 2018.

  • Согласно ст. 57 ТК РФ, льготы и компенсации, а также ограничения по выполнению работ допустимы для должностей, указанных в квалификационных справочниках.
  • Согласно ст. 81. ТК РФ, педработник может быть уволен в том случае, если по итогам аттестации и сведений представления о недостаточно квалификации, он признан не соответствующим занимаемой должности, либо же работодатель может отказать претенденту в приеме на работу, если уровень его квалификации не соответствует тому, что указан в ЕКС. Практика показывает, что в порядке исключения на определенные должности могут назначены сотрудники, которые не имеют регламентированного ЕКС уровня подготовки или стажа, но при этом безукоризненно выполняют свои обязанности.
    Чтобы успешно пройти аттестацию и подтвердить, что соответствуете должности, регулярно повышайте квалификацию. Если есть компьютер или планшет, учиться можно без отрыва от работы. Например, в

. На этом портале собраны дистанционные курсы повышения квалификации для педагогов на любую интересующую тему. Выбрать подходящий курс и записаться на обучение можно здесь.

  • Согласно ст. 143 ТК РФ и ЕКС должностей работников образования 2018, осуществляется присвоение педработникам тарифных разрядов и тарификация работ.
  • Содержание ЕКС

    Минздравсоцразвития РФ при поддержке федеральных органов власти разрабатывает квалификационные справочники для работников сферы образования и несет ответственность за внесение в них актуальных времени изменений. Единый квалификационный справочник в сфере образования содержит:

    • перечень должностных обязанностей педагогов, вспомогательного персонала и руководящих должностей;
    • квалификационные характеристики должностей;
    • требования к опыту, навыкам и знаниям педработников и служащих.

    Квалификационная характеристика педагога

    • разработки рабочих инструкций, регламентирующих ответственность, права и обязанности специалистов;
    • расстановки кадров и приема специалистов на работу;
    • вынесения рекомендаций для прохождения плановых аттестаций работников.

    ВНИМАНИЕ ДИРЕКТОРАМ ШКОЛ

    У вас есть возможность повышать квалификацию педагогов и экономить деньги с помощью Академии Ресурсы образования. Это портал с онлайн-курсами повышения квалификации для корпоративного обучения педагогов. Получите доступ к порталу, и проблема профобучения будет решена на целый год. Вам не придется платить за учебу каждого отдельного педагога. Достаточно выбрать нужный курс, отправить приглашения коллегам, и они начнут учиться.

    Узнать подробнее об Академии и получить доступ можно здесь.

    Согласно единому тарифному квалификационному справочнику работников образования, заработная плата работников сферы образования должна основываться на нормативной тарифной сетке, а названия должностей — соответствовать названиям, указанным в ЕТКС. Тарифные характеристики (ЕКТС педагогических работников), разработанные Минтруда и Минобразования, распределяются на всех сотрудников, независимо от должности и сферы занятости.

    Что такое квалификационная характеристика?

    Единые квалификационные требования к работникам образования или квалификационные характеристики для каждой должности включают описание:

    1. должностных обязанностей — трудовых функций, обязательных к частичному или полному выполнению педработником, который занимает определенную должность (если имеет место совмещение должностей, необходимо учитывать принципы однородности и взаимосвязанности работы);
    2. объема знаний (методологии, права, образовательных технологий и прочего), которым должен обладать специалист, чтобы успешно выполнять возложенные на него обязанности;
    3. требований к квалификации, стажу и профессиональной подготовке.
    • формировать профессиональные квалификационные группы;
    • регламентировать квалификационные характеристики должностей рабочих и служащих и относить должности к таковым (например, инструктора по лечебной физкультуре или массажиста нельзя отнести к категории педработников, а старшего воспитателя — к категории учебно-вспомогательного персонала);
    • устанавливать требования к квалификации служащих или руководителей отличные от тех, что были установлены Минздравсоцразвития;
    • применять ненормативные наименования должностей, которые не имеют квалификационных характеристик.
    • использование передовых средств, методов и форм работы, индивидуальных учебных планов и современных технологий;
    • написание рабочих программ по предмету, основываясь на содержание основных программ;
    • стимулирование познавательной деятельности учащихся, мотивация их самостоятельной образовательной и исследовательской работы;
    • следование нормам проблемного обучения, использования взаимосвязи теории и практики.

    Требования к квалификации педагогических работников

    • руководители и их замы должны иметь высшее профобразование в сфере менеджмента, экономики или управления персоналом и стаж не менее 5 лет;
    • учителя — среднее или высшее профобразование (кроме методистов, логопедов, дефектологов и тьюторов).

    Квалификационная характеристика в контексте написания должностных инструкций

    Ввиду актуальности ЕКС №761н для работников образования, требования, регламентируемые документом, направлены на повышение профессиональной компетентности, трудовой активности и результативности труда педагогов, руководителей и персонала. Документ необходим для повышения эффективности кадровой работы, рационального распределения трудовых ресурсов, использование творческого и профессионального потенциала работников.

    • написания должностных инструкций, в которых будут указаны компетентности, требования к опыту работника, его права и обязанности, перечень трудовых функций;
    • распределения между несколькими специалистами должностных обязанностей, характерных для определенной должности.
    1. Допускается добавление обязанностей специалистов смежных областей, что позволит сотруднику выполнять возложенные на него функции без повышения уровня квалификации или получения дополнительного образования. В этом случае наименование должности не меняется, а дополнительные обязанности отличные от должны быть соразмерными по сложности и близкими по содержанию, чтобы не требовать дополнительных знаний или иной специальности.
    2. В инструкциях общеотраслевых рабочих (библиотекари, медицинские работники, хореографы, музыкальные и художественные руководители) используются квалификационные характеристики должностей работников образования, которые предусмотрены для служащих за исключением уточнения спектра работ в заданных условиях.

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

    Статья написана по материалам сайтов: bizlog.ru, www.busel.org, www.menobr.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector