Метод общей теории права представляет собой систему

Методология теории государства и права представляет собой систему особых приемов, принципов и способов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений. Для права свойственно наличие не одного какого-либо отдельно взятого приема, принципа или способа исследования государства и права, их системы, совокупности.

Основные принципы методологии теории государства и права:

1. Принцип всесторонности исследования государства и права. Основной смысл его заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рас

смотрение государства и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех, формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах.

2. Принцип историзма в исследовании государства и права. Он означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего. Весьма важными при этом являются ответы на вопросы, касающиеся причин и условий возникновения государства и права, основных факторов их становления и развития в настоящем и прошлом, основных перспектив и тенденций их эволюции в будущем.

3. Принцип комплексности в изучении государства и права. Содержание этого принципа заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук — философии, социологии, политэкономии, политологии.

Важно рассматривать все составные стороны и элементы государства и права не только в статике, но и в динамике — с точки зрения того, как они возникли, развивались и какими они стали теперь.

Наряду с принципами познания большое методологическое значение для исследования государства и права имеют конкретные методы. В научной и учебной литературе их принято делить на следующие группы:

1) Общие методы. Они используются не только в теории государства и права, но и в других науках. Среди них — методы сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, системного и структурного подходов, методы подведения менее общего понятия под более общее, восхождения от абстрактного к конкретному и другие. Разумеется, не все эти методы имеют одинаковое по частоте и эффективности применение. Например, методы анализа и синтеза используются в повседневной научной работе гораздо чаще, чем, скажем, системный метод. Однако все они имеют важное значение для получения объективных знаний о государстве и праве, для глубокого и всестороннего исследования рассматриваемой материи.

2) Специальные методы. Они разрабатываются в рамках отдельных специальных наук и широко используются для изучения государства и права. К специальным методам обычно относят математические, статистические, психологические, кибернетические, конкретно-социологические и многие другие методы. Практическая значимость этих методов заключается в том, что они вместе с другими методами позволяют взглянуть на государство и право с позиций негосударственно-правовых дисциплин, помогают создать более полное представление о государстве и праве.

3) Частные методы. Главная особенность их заключается в том, что они вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук. К данной группе методов следует отнести сравнительно-правовой метод, методы выработки правовых решений, методы толкования норм права и другие. Среди частных методов необходимо особенно выделить сравнительно-правовой метод. Сравнение в форме сопоставления или же противопоставления давно и весьма активно используется в различных отраслях знаний и учебных дисциплинах. Что же касается сравнительно-правового метода, то он стал широко применяться лишь недавно. Периодом его наиболее активного и продуктивного использования во многих странах стал послевоенный период.

Предмет и метод общей теории права

Общая теория права и государства – фундаментальная учебная и научная дисциплина, которая вводит студента в мир права и государства, закладывает основы юридического мировоззрения, политической и правовой культуры. Она дает будущему юристу общетеоретические знания, необходимые как для изучения других юридических дисциплин, так и для практической работы. Студент также знакомится с научным подходом к изучению и пониманию права и государственно-правовых явлений, изучает закономерности исторического движения и функционирования права и государства, их взаимосвязи и взаимозависимости.

Общая теория права и государства как наука имеет своей основной целью приращение научного знания о таких социальных явлениях как право и государство на основе определенных методов, т.е. совокупности приемов, способов познания, творческое применение которых значительно увеличивает возможности познающего субъекта постигать истину, получать достоверные и объективные знания. Теория права и государства ставит задачу выработать и теоретически систематизировать объективные знания о праве и государстве, объективно, верно и по возможности полно раскрыть природу права и государства.

Целю общей теории права и государства как учебной дисциплиныявляется изучение базовых юридических понятий и категорий, создающих основу как для дальнейшего изучения специальных, отраслевых и прикладных юридических дисциплин, так и для будущей профессиональной деятельности.

Предмет общей теории права и государства представляет собой систему общих закономерностей возникновения, развития и функционирования права и государства, а также иных закономерностей (экономических, политических, социологических), которые влияют на действие и развитие права и государства как явления общественной жизни. В то же время, совокупность явлений и процессов объективной реальности, которую изучает общая теория права и государства в процессе познания своего предмета, понимается как объект данной науки.

Метод образует самостоятельный компонент общей теории права и государства. По своему непосредственному содержанию он представляет собой определенную совокупность приемов, способов познания предмета и объекта данной науки, содержание которых составляет набор правил, принципов, ориентирующих, как следует поступать познающему субъекту при осуществлении той или иной исследовательской процедуры.

В конечном итоге совокупность приемов, способов, составляющих содержание метода общей теории права и государства, определяется основной задачей данной науки – воспроизвести ее предмет, познать право и государство как составные части общества и раскрыть законы, по которым данные явления возникли, развивались и действуют в современном обществе.

Необходимо различать такие качественно различные компоненты науки как метод и методология.

Метод – это необходимый компонент общей теории права и государства, представляющий собой целостную, сложную систему приемов, способов, используемых для познания предмета данной науки, раскрытия закономерностей функционирования и развития права и государства во всей их полноте и всесторонности.

Методологияпредставляет собой учение о методах, особую науку, ставящую своей непосредственной задачей разработку и совершенствование системы приемов, способов научного познания. Например, методология права, будучи частью теории права или самостоятельной научной дисциплиной содержит знания о том:

1) какие приемы, способы научного познания надлежит использовать в познании предмета общей теории права;

Это интересно:  Право на освобождение от уплаты ндс

2) какими приемами, способами познания следует проводить ту или иную исследовательскую процедуру;

3) каково содержание конкретных приемов, способов, использованных для познания права, его закономерностей;

4) каким образом взаимосвязаны методы в процессе познания, движения к новым знаниям, в процессе восхождения от конкретного к абстрактному и, наоборот, от абстрактного к конкретному.

Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает свой метод, при этом выбор конкретного метода, его приоритетное использование находятся в зависимости от предмета и задач исследования.

Известны следующие методы изучения права и государства: общенаучные и частные.

Общенаучные методы изучения права и государства:

а) Методы анализа и синтеза.

б) Методы восхождения от простого к сложному.

в) Индукция и дедукция.

Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению); вид рациональной оценки фактов, обобщение, опытная истина, эмпирический закон, позволяющий с некоторой вероятностью предвидеть или предсказывать явление. Дедукция – вывод по правилам логики; цепь умозаключений(рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Посылками дедукции являются аксиомы, имеющие характер общих утверждений (общее), а концом – следствия из посылок, теоремы (частное). Если посылки дедукции – истина, то истина и её следствия. Дедукция – основное средство доказательства.

Частные методы изучения права и государства делятся на специальные неюридические и специальные юридические.

Специальные неюридические методы:

а) статистические методы;

б) методы системного анализа;

в) социологические методы;

г) математические и кибернетические методы;

д) психологические методы.

Специальные юридические методыпредставлены формально-логическим, сравнительно-правовым и исторически-правовым методом.

а) Формально-логический метод заключается в изучении, комментировании, систематизации, толковании форм действующего права. Формальный метод представляет собой обязательную необходимую ступень в научном познании права и государства, т.к. помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученные знания ясным, вполне определенным образом. Этот метод позволяет формировать понятия, отражающие явления в целом либо отдельные общие стороны права и государства, выявлять свойства правовых и государственных явлений.

б) Сравнительно-правовой метод. В государственно-политической и правовой практике невозможно без сопоставления сходных объектов познания, существующих одновременно или раздельно в известном периоде времени. Сравнению могут быть подвергнуты государства или правовые системы различных исторических типов, различных стран и континентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики.

в) Исторически-правовой метод – способ познания права и государства, исторических, политических и правовых учений, то есть закономерностей становления и развития права и государства.

ТЕМА 2: Методология и методы общей теории права

1.Методология общей теории права.

2. Методы общей теории права. Классификация методов общей теории права.

I.В переводе с греческого методология — methodos» означает «способ, путь следования, прием осуществления той или иной деятельности»», «loqos» «слово, смысл, суждение, учение» —таким образом,учение о познавательных процедурах и из результатах.

Слово «методология» в научной литературе трактуется двояко:

а) как учение о методе;

б) как система методов, используемых в той или иной науке, теории.

Методология общей теории праваэто принципы, основные подходы, способы познания права, это учение о методах в их единстве и разнообразии, с помощью которых познается истина о праве.

Современная методология имеет следующие характерные черты:

· отрицает монополизм, является плюралистической;

· имеет гуманистическую направленность;

· отличается свободомыслием, открытой рациональностью.

II.Метод в науке, — это знание, с помощью которого добывается новое знание.

Слово «метод» греческого происхождения и в переводе означает «путь исследования или познания». Иногда слово «метод» употребляется в совершенно ином значении:

— в одном из учебников конституционного права зарубежных стран в главе «Предмет и метод конституционного права» речь идет о методах правового регулирования, т. е. совокупности приемов и способов правового воздействия на общественные отношения (дозволения, запреты).

— более разнообразно употребление слова «метод» в обыденной речи: метод изучения иностранного языка, метод скоростного чтения. В подобных речевых оборотах правильнее употребление слова «методика».

Таким образом, необходимо отличать понятие метода в философском смысле от технических приемов, которые используются в процессе исследования социальных явлений, а также от употребления данного слова в специальной литературе или обыденной речи.

Установить границу между методом и техническим приемом довольно трудно. Одно можно сказать точно: метод в философском смысле предопределяет конкретные технические приемы. Выбор техники исследования обусловлен поставленной целью, которая в свою очередь связана с методом познания. Например, изучение документов или судебной практики свойственно эмпирическому методу и совсем не обязательно для формально-догматического метода.

Вместо термина «метод» в научной литературе нередко употребляются слова «методология» или «подход».

В наиболее общем смысле слова метод – это свод принципов, правил, способов построения и обоснования научных знаний, а также совокупность приемов, операций, этапов изучения действительности. Метод – это философская концепция, определяющая отношение к познаваемой действительности.

Метод общей теории права – это совокупность приемов и
способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях правовых явлений.

В общей теории права, как и во многих других социальных науках, принято классифицировать методы на общенаучные и частные.

К общим методам познания права относятся:

· диалектический, дедукции, индукции, анализа, синтеза и др.

К частным методам познания права относятся:

· исторический, генетический, сравнительный, структурный и др.

Существует более детальная классификация:

· всеобщий философский метод = его всеобщность выражается в том, что данный метод используется во всех конкретных науках и на всех стадиях, этапах научного познания;

· общие методы — анализ и синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, которые также используются во всех конкретных науках, однако сфера их применения ограничивается решением определенных познавательных задач и не охватывает всех стадий научного познания;

· специальные методы — статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, разработанные конкретными науками и используемые для познания правовых явлений;

· частные методы (толкования, сравнительно-правовой и др.).

С глубокой древности для изучения государственно-правовой действительности использовались рационалистический и эмпирический методы. Рационализм (от лат. ratio — разум) — философское направление, признающее разум основой познания.

Эмпиризм (в переводе с древнегреческого опыт) – направление в теории познания, которое признает чувственный опыт источником знания.

Эмпирическое и рациональное могут рассматриваться в качестве важнейших основных подходов, двух основополагающих форм научного познания, а также структурных компонентов и уровней научного знания. В основе различения эмпирического и рационалистического (теоретического) лежит выделение в научном познании, в данном случае познании правовых и государственных явлений и процессов, эмпирических и теоретических исследований. Первое направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента, второе связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата государственно-правовой науки и имеет целью всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях.

Это интересно:  Правильная формулировка в трудовой книжке

Оба подхода взаимосвязаны и предполагают друг друга. Эмпирический подход ориентирован на выявление новых данных наблюдений и эксперимента, он стимулирует развитие теоретического исследования, ставит перед ним новые задачи. Теоретический подход развивает и конкретизирует рациональное содержание науки, открывает новые перспективы, объясняет факты, обобщает и направляет эмпирические исследования.

С рационализмом и эмпиризмом тесно связаны такие методы исследования, как идеализм и материализм.

Идеализм утверждает, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое – вторично. Таким образом, идеализм – философский принцип, согласно которому дух первичен по отношению к материальному.

Материализм – это философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно. Сознание мышления – это свойство материи, как правило, утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

В социальных науках вообще и в общей теории права в частности особое место занимает диалектический метод. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика является всеобщим методом познания и требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаимосвязь и постоянное развитие явлений. Профессор юридического факультета Парижского университета М.Гравитц, один из авторов книги «Методы социальных наук» охарактеризовал диалектический метод как самый полный, самый богатый, как метод с большой буквы, который соответствует основным требованиям самого понятия «метод».В чем же суть диалектического метода? Слово «диалектика» означает «веду беседу». Первоначально этот термин означал диалог, спор, столкновение противоположных мнений, в результате которых возникает истина. В форме диалога написаны многие произведения античности, в частности работы Платона «Государство», «Законы» и др. У Платона диалектика тесно связана со стихией живой речи и умело направленной беседы, которая ведет к познанию истины. Он считал, что с помощью диалектики можно определить сущность вещи и достичь подлинного знания.

Диалектический взгляд на действительность выражен в известном изречении древнегреческого философа Гераклита: «в одну реку нельзя вступить дважды». Античное представление о том, что мир находится в движении и соткан из противоречий, получило свое развитие в новое время.

Центральное место в диалектике занимает идея единства и борьбы противоположностей. Однако понимается эта идей по-разному. Одни философы считают, что противоречия лишь следствие недостаточности нашего мышления, а реальность едина. Другие мыслители исходят из того, что диалектические противоречия существуют как в самом объекте познания, так и в самом процессе познания. Исходя из этих представлений, сформировались два прямо противоположных диалектических метода: идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика К.Маркса. Гегель сформулировал основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания. Главное отличие материалистической диалектики в отношении к первопричине всего существующего. Гегель считал первичным мировую идею, разум, вторичным – все материальное. Маркс исходил из противоположной точки зрения: первичности материи, природы, бытия, объективного и рассматривал сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

С именем французского философа О. Конта связано появление и широкое распространение социологического метода.

Социологический метод характеризуется тем, что отдельные социальные институты рассматриваются в их связи с общественным целым, а основу исследования составляет фактический материал. Социологический метод включает в себя целый ряд конкретных приемов и способов исследования: статистический анализ, анкетирование, интервьюирование, опросы населения, изучение документов, использование текстов, проведение социально-правовых экспериментов и др.

Благодаря социологическому методу из общей теории права выделилось самостоятельное направление в юридической науке — социология права.

Один из важнейших методов, которые использует общая теория права – логический. Разнообразные логические операции (анализ, синтез, индукция, дедукция), законы (тождества, противоречия, исключение третьего, достаточного основания и др.) используются также в научном познании юридической действительности.

Анализ представляет собой расчленение целого на составные элементы, их изучение в отдельности (например, деление права на отрасли, исследование особенностей каждой отрасли права).

Синтез – это логический прием, противоположный анализу, заключающийся в обобщении в рамках целого знания, полученного в результате исследования отдельных элементов этого (например, синтезируя знания об отдельных отраслях права, мы получаем знания о позитивном праве в целом).

Индукция – это логический прием, позволяющий на основании частного знания получать знание общее. Дедукция – это такой логический прием, при помощи которого на основании знания общего приходят к знанию частному.

В общей теории права широко используется исторический метод. Любое явление или процесс имеет свою историю развития, используя данный метод, это развитие изучается и воспроизводится в динамике во всех деталях. Абсолютизация принципа историзма привела к появлению так называемой исторической школы права.

Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в методологии государствоведения и правоведения. Реформирование и совершенствования государственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов познания, существующих одновременно или разделенных известным периодом времени. Сравнению могут быть подвергнуты государство или правовые системы различных исторических типов, различных стран и континентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики.

Собственно юридическим является метод, который называют по-разному, формально-юридический, нормативно-догматический, технико-юридический.Каждое из этих названий оттеняет какую-либо характерную черту данного метода. Его формальность заключается в том, что устанавливается определенный порядок употребления юридических понятий, терминов, определений, а также совершения тех или иных юридических действий. Название «нормативно-догматический» указывает на то, что юридические установления должны восприниматься как должные, как догмы права. В названии технико-юридический внимание акцентируется на том, что данный метод применяется в основном при анализе техники юриспруденции, т.е. при изучении права необходимо учитывать и процедурные вопросы формирования юридических норм.

Классификация методов общей теории права

В общей теории права, как и во многих других социальных науках, принято классифицировать методы на общенаучные и частные. Общенаучные методы пригодны почти для всех областей знания, а частные рассчитаны на изучение строго определенного предмета и характерны для отдельных наук. Т.е. критерием классификации является употребление метода в одной или нескольких науках. Данная классификация весьма условна и не содержит четких критериев для деления методов на общие и частные. Структуализация методов по области их применения была удобна для советской правовой науки и вообще для теории познания, так как единственным общим методом признавалась материалистическая диалектика. Другие методы, хотя и относились к числу общенаучных, считались вспомогательными способами познания (анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия и сравнение и др.). К классу частных или по другой терминологии специальных методов относились следующие методы: социологический, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, нормативно-догматический.

Это интересно:  Нормы права в отличие от норм морали

В методологической литературе встречаются и другие классификации методов:

До настоящего времени остается крайне проблематичной возможность классификации или систематического описания всех методов общей теории права и других социальных наук. Исходя из этого суждения и поставленной в данной лекции цели, рассмотрим лишь некоторые методы, которые применялись или применяются в теории права.

С глубокой древности для изучения государственно-правовой действительности использовались рационалистический и эмпирический методы. Рационализм (от лат. ratio — разум) — философское направление, признающее разум основой познания.

Эмпиризм (в переводе с древнегреческого опыт) – направление в теории познания, которое признает чувственный опыт источником знания.

Эмпирическое и рациональное могут рассматриваться в качестве важнейших основных подходов, двух основополагающих форм научного познания, а также структурных компонентов и уровней научного знания. В основе различения эмпирического и рационалистического (теоретического) лежит выделение в научном познании, в данном случае познании правовых и государственных явлений и процессов, эмпирических и теоретических исследований. Первое направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента, второе связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата государственно-правовой науки и имеет целью всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях.

Оба подхода взаимосвязаны и предполагают друг друга. Эмпирический подход ориентирован на выявление новых данных наблюдений и эксперимента, он стимулирует развитие теоретического исследования, ставит перед ним новые задачи. Теоретический подход развивает и конкретизирует рациональное содержание науки, открывает новые перспективы, объясняет факты, обобщает и направляет эмпирические исследования.

С рационализмом и эмпиризмом тесно связаны такие методы исследования, как идеализм и материализм.

Идеализм утверждает, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое – вторично. Таким образом, идеализм – философский принцип, согласно которому дух первичен по отношению к материальному.

Материализм – это философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно. Сознание мышления – это свойство материи, как правило, утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

В социальных науках вообще и в общей теории права в частности особое место занимает диалектический метод. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика является всеобщим методом познания и требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаимосвязь и постоянное развитие явлений. Эти принципы конкретизируются законами диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), а также категориями диалектики – понятиями, отражающими всеобщие связи бытия (сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность и др.).

Социологический метод характеризуется тем, что отдельные социальные институты рассматриваются в их связи с общественным целым, а основу исследования составляет фактический материал. Социологический метод включает в себя целый ряд конкретных приемов и способов исследования: статистический анализ, анкетирование, интервьюирование, опросы населения, изучение документов, использование текстов, проведение социально-правовых экспериментов и др.

Благодаря социологическому методу из общей теории права выделилось самостоятельное направление в юридической науке — социология права.

Один из важнейших методов, которые использует общая теория права – логический. Разнообразные логические операции (анализ, синтез, индукция, дедукция), законы (тождества, противоречия, исключение третьего, достаточного основания и др.) используются также в научном познании юридической действительности.

Анализ представляет собой расчленение целого на составные элементы, их изучение в отдельности (например, деление права на отрасли, исследование особенностей каждой отрасли права). Синтез – это логический прием, противоположный анализу, заключающийся в обобщении в рамках целого знания, полученного в результате исследования отдельных элементов этого (например, синтезируя знания об отдельных отраслях права, мы получаем знания о позитивном праве в целом).

Индукция – это логический прием, позволяющий на основании частного знания получать знание общее. Дедукция – это такой логический прием, при помощи которого на основании знания общего приходят к знанию частному.

В общей теории права широко используется исторический метод. Любое явление или процесс имеет свою историю развития, используя данный метод, это развитие изучается и воспроизводится в динамике во всех деталях.

Системный подход – это направление, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, ориентирующее на раскрытие целостности объекта, на выявление в нем многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую картину.

Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в методологии государствоведения и правоведения. Реформирование и совершенствования государственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов познания, существующих одновременно или разделенных известным периодом времени. Сравнению могут быть подвергнуты государство или правовые системы различных исторических типов, различных стран и континентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики.

Собственно юридическим является метод, который называют по-разному, формально-юридический, нормативно-догматический, технико-юридический. Каждое из этих названий оттеняет какую-либо характерную черту данного метода. Его формальность заключается в том, что устанавливается определенный порядок употребления юридических понятий, терминов, определений, а также совершения тех или иных юридических действий. Название «нормативно-догматический» указывает на то, что юридические установления должны восприниматься как должные, как догмы права. В названии технико-юридический внимание акцентируется на том, что данный метод применяется в основном при анализе техники юриспруденции, т.е. при изучении права необходимо учитывать и процедурные вопросы формирования юридических норм.

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.org, megaobuchalka.ru, naparah.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector