Особенности финансово правовых норм

Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

Финансовое право представляет собой сложную и многообразную систему финансово-правовых норм, которые являются первичным, исходным элементом данной отрасли права. Финансово-правовая норма — это установленное и охраняемое государством правило поведения участников финансовых отношений в сфере образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, заключающееся в наделении их определенными правами и обязанностями, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет за собой применение мер государственного принуждения.

Каждая норма финансового права обладает общими, характерными для любой правовой нормы, чертами, но, в то же время, имеет и характерные особенности. Нормы финансового права, являясь разновидностью правовых норм, обладают следующими общимипризнаками:

— установление нормы финансового осуществляется государством (официальное выражение воли государства). Независимо от словесной формулировки, в которой выражена та или иная финансово-правовая норма, она всегда представляет собой властное общеобязательное предписание государства относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения субъектов финансовых отношений;

— в силу установление финансово-правовой нормы государством, ее исполнение обеспечивается принудительной силой последнего. Речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем государственном воздействии на правонарушителя;

— норма финансового права предоставляет участникам финансовых отношений юридические права и возлагает на них субъективные обязанности, т.е. носит предоставительно-обязывающий характер. Регулируя общественные отношения, норма финансового права устанавливает (предоставляет) для одного участника этих отношений определенные полномочия или права, а на другого возлагает соотносящиеся с ними юридические обязанности;

— норма финансового права, как и любая правовая норма – это правило общего характера. Она рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств и тем самым на определенную категорию общественных отношений. В ней даются общие, типичные варианты поведения субъектов финансового права, которые наиболее полно и последовательно отвечают интересам социальных слоев, осуществляющих руководство в обществе;

— финансово-правовая норма всегда закреплена в каком-либо нормативном акте, принятом компетентным государственным органом (признак формальной определенности). Этим признаком обусловлен тот факт, что нормы финансового права формулируются в виде точных и достаточно детализированных правил, что способствует их правильному пониманию и применению;

Вместе с тем финансово-правовые нормы обладают специфическими признаками, во многом обусловленные теми особенностями, которые присущи финансовому праву как отрасли права:

целевое назначение финансово-правовой нормы, обусловленное непосредственным регулированием определенной группы общественных отношений, складывающихся в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. они регулируют финансовую деятельность государства;

— императивный (повелительный) характер финансово-правовой нормы, так как она содержит, как правило, требование, адресованное в категорической форме и не допускающее его произвольного изменения, к субъектам финансовых отношений на совершение определенных активных действий;

— общественная предопределенность (публичность), свидетельствующая об объективной направленности норм финансового права на реализацию общественных, а не частных интересов, так как они опосредованно воздействуют на экономику и обеспечивают государство необходимыми финансовыми средствами для реализации различных социальных интересов;

— финансово-правовая норма имеет материальное обоснование. Государственные органы, принимая нормативные правовые акты в финансовой сфере, ограничены объективными экономическими возможностями;

— норма финансового права не имеет своего прототипа в общественной жизни. В силу особенностей предмета финансового права финансовые, т.е. денежные отношения не существуют и не возникают сами по себе в чистом виде;

нестабильность норм финансового права, выраженная в постоянном изменении финансового законодательства посредством внесения в него изменений и дополнений, которые являются производными от динамичных процессов развития национальной экономики. Финансовое законодательство изначально содержит элементы непостоянства в силу перманентной изменчивости экономических отношений в переходный период развития общества.

Нормы финансового права, как и другие правовые нормы, являются системными образованиями, а значит, обладают определенной структурой. При этом под структурой нормы права понимается ее внутреннее строение, обусловленное связью элементов такой нормы.

Традиционно считается, что финансово-правовая норма по своей структуре состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза — это фактические условия действия финансово-правовой нормы. В гипотезе финансово-правовой нормы государство отграничивает такие факты и события, которые, обеспечивая государственные интересы в финансовой сфере, должны быть выражены в соответствующих правовых формах. Устанавливая обстоятельства и сферу действия финансово-правовой нормы, гипотеза одновременно очерчивает круг участников (субъектов) регулируемых отношений, которых диспозиция «связывает» взаимными правами и обязанностями.

Диспозиция — часть финансово-правовой нормы, содержащая правило должного поведения, которому должны следовать участники финансовых отношений. Диспозиция – это стержень нормы финансового права, квинтэссенция содержания правила поведения. В диспозиции получает свое выражение представительно-обязывающий характер нормы финансового права, позволяющий ей, при наличии предусмотренных гипотезой условий, выступать необходимой юридической предпосылкой финансовых правоотношений.

Санкция представляет собой структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения финансово-правовой нормы, определяющий меры юридической ответственности для нарушителя ее предписаний.

Особенностью структуры финансово-правовой нормы является ее нетождественность статье финансово-правового акта, что предполагает размещение ее элементов в разных статьях одного нормативно-правового акта, либо разных нормативных правовых актах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Особенности финансово правовых норм

ТЕМА 3. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

3.1. Понятие, признаки, особенности финансово-правовых норм

Финансово-правовые нормы, как и нормы других отраслей права, устанавливают определенные правила поведения, права и обязанности сторон.

Норма финансового права (финансово-правовая норма) – это установленное и охраняемое государством правило поведения участников финансовых отношений, выраженное в их правах и обязанностях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных денежных фондов.

Финансово-правовые нормы – это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные для данной отрасли права.

К первым из них, в частности, относятся:

1. Установление финансово-правовой нормы государством(официальное выражение воли государства). Независимо от юридического содержания (правомочие, веление, дозволение, запрет) она всегда есть властное, общеобязательное предписание государства относительно возможного, должного, разрешаемого или запрещаемого поведения участников общественных отношений.

2. Обеспечение реализации нормы финансового права принудительной силой государства. Хотя любая норма рассчитана на добровольное исполнение, нередко возникают споры, которые необходимо разрешить. Неисполнение или ненадлежащее исполнение финансовых обязанностей может привести к нанесению государству материального ущерба либо нарушению прав и законных интересов граждан и т. п. В этом случае необходимо применение принуждения.

3. Любая правовая норма, в том числе и финансовая, всегда закреплена в каком-либо нормативном акте (обладает признаком формальной определенности). Это связано в первую очередь с тем, что она санкционируется государством. Формы выражения норм могут быть самые различные. Формальная определенность связана также со структурой нормы финансового права – специфическим внутренним строением. Формальная определенность нормы права требует ее письменной, документальной формы, которая дает всем исполнителям какой-либо нормы точное и ясное представление о ее содержании, пределах действия и другие сведения (здесь мы можем говорить о публичности права, т. е. о его доступности всем).

Вместе с тем финансово-правовые нормы обладают специфическими признаками. К ним, в частности, относятся:

1. Целевое назначение, которое определяется предметом финансового права, т. е. нормы финансового права регулируют общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства по образованию, распределению и использованию денежных фондов.

2. Финансово-правовые нормы носят императивный (повелительный) характер. Как правило, требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения. Требования финансово-правовых норм точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение общегосударственных интересов, а также интересов каждого из участников финансовых отношений.

3. Общественная предопределенность (публичность), свидетельствующая об объективной направленности норм финансового права на реализацию общественных интересов, так как они опосредованно воздействуют на экономику и обеспечивают необходимые финансовые средства для реализации различных социальных интересов. Этим нормы финансового права отличаются от норм частного права (гражданское, семейное и др.), которые выражают интересы отдельных физических или юридических лиц.

4. Материальное обоснование финансово-правовой нормы. Государственные органы, принимая нормативные правовые акты в финансовой сфере, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых, в свою очередь, зависит от уровня материального производства, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет.

5. Нестабильность норм финансового права, выраженная в постоянном изменении финансового законодательства посредством отмены устаревших и введении новых финансово-правовых норм, обусловленная рядом причин, в первую очередь, экономического характера (различные экономические колебания, политика государственных органов в сфере экономических отношений, проведение экономических реформ и т. д.). Нестабильность норм финансового права не свидетельствует однозначно об отрицательных последствиях для финансовой системы страны, так как многие страны с переходной экономикой подвержены изменениям не только экономической основы общества, но и законодательства.

Это интересно:  Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание

Понятие и особенности финансово-правовых норм

Читайте также:

  1. I. Понятие и значение.
  2. I. Понятие и значение.
  3. I. ПОНЯТИЕ О КОНЪЮНКТИВИТАХ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
  4. I. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  5. II. Завоевание Китая маньчжурами. Экономическое положение страны в XVII – начале XIX вв.: аграрная политика Цинской династии, особенности развития городского ремесла
  6. II. Особенности политического устройства Ирана
  7. II. Особенности развития турецкой буржуазии. Становление младотурецкого движения
  8. II. Понятие и формы вины
  9. II.1.1. Особенности развития политической мысли в России.
  10. III. Вменяемость, понятие невменяемости
  11. III. Особенности Синьхайской революции 1911-1913 гг.
  12. А. Понятие биологической продуктивности

Финансовая деятельность государства регламентируется специальными правовыми нормами.

Финансово-правовая норма – установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов.

Указанные правила поведения устанавливаются для участников общественных отношений, которые обладают соответствующими правами и обязанностями.

Финансово-правовые нормы напрямую связаны с регулированием отношений по поводу функций государства, выполняемых в ходе финансовой деятельности, при распределении национального богатства.

Финансово-правовые нормы имеют особенности, отличающие их от норм других отраслей права:

— они регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

— являются средством реализации интересов общества в целом;

— имеют в большинстве своем императивный (повелительный) характер, они точно определяют объем прав и обязанностей участников финансовых отношений;

— обязанности участвующих в правоотношениях государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, организаций часто сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии;

— существуют и особенности структуры финансово-правовых норм, т.е. ее гипотезы, диспозиции и санкции.

Нормы носят государственно-властный, императивный характер. Следовательно, их содержание не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения.

По содержанию финансово-правовые нормы составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них таких юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Классификация финансово-правовых норм проводится:

1) в зависимости от содержания:

— материальные нормы (закрепляют права и обязанности участников правоотношений, состав финансовой системы и т.д., виды и размеры денежных обязательств налогоплательщиков перед государством, определяют направления расходования бюджетных средств и их объемы);

— процессуальные нормы (устанавливают порядок применения норм материального права);

2)по способу воздействия на участников финансового отношения:

— обязывающие (регулируют активное поведение субъектов правоотношения и в категорической форме предписывают совершение ими определенных действий);

— запрещающие (содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность субъектов воздержаться от них);

— уполномочивающие (устанавливают права субъектов на совершение самостоятельных действий, но в предусмотренных законодательством рамках).

Нормы можно также классифицировать на общие и специальные, постоянные и временные, действующие на территории РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и т.д.

Норма финансового права по своей логической структуре состоит из трех основных элементов:

гипотеза – указывает на условия действия финансово-правовой нормы, содержит ряд четко сформулированных условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

диспозиция – устанавливает содержание самого правила поведения, т.е. предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государственных или муниципальных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений;

санкция – предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет виды и меру юридической финансово-правовой ответственности нарушителей финансово-правовых норм. Посредством санкций осуществляется государственное принуждение к исполнению финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

3. Разграничение полномочий между федеральными органами
и органами субъектов Российской Федерации
в сфере финансовых отношений
и иных непосредственно связанных с ними отношений

Согласно конституционно закрепленному принципу разделения властей в РФ выделяются три ветви власти: законодательная (представительная), исполнительная и судебная.

Так, основной задачей судебных органов является осуществление правосудия в РФ, защита законных прав и интересов субъектов финансовых правоотношений.

Представительные органы государственной власти является принятие законов по вопросам финансов. Вместе с тем, согласно ч.3 ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к их реализации, исполняют бюджет под контролем представительных органов.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится финансовая политика.

В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области экономических проблем в составе Администрации Президента РФ образовано Экспертное управление Президента РФ. Его деятельность распространяется и на область общегосударственных финансов, бюджета, межбюджетных отношений и др. Согласно Указу Президента РФ от 20 августа 2004 г. № 1086 основными функциями Экспертного управления Президента РФ в области финансов являются:

— анализ информации, разработка прогнозов и сценариев развития социально-экономических отношений, подготовка соответствующих предложений Президенту РФ и Руководителю Администрации Президента РФ;

— с участием других самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ сбор, анализ и подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента РФ и для иных программных документов и выступлений Президента РФ;

— подготовка с участием других самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, касающихся реализации ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ;

— экспертиза проектов федеральных законов, регулирующих отношения в социально-экономической сфере, а также направленных на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти;

— участие в разработке концепций общенациональных проектов и президентских программ.

В ведении Министерства финансов РФ (Минфин России) согласно постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О министерстве финансов РФ» входят следующие федеральные службы:

— Федеральная налоговая служба;

— Федеральная служба страхового надзора;

— Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

— Федеральная служба по финансовому мониторингу;

— Федеральное казначейство (федеральная служба).

К основным задачам Минфина России относятся:

— составление проекта федерального бюджета;

— утверждение и ведение свободной бюджетной росписи федерального бюджета;

— представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета;

— управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда РФ;

— методическое руководство в области бюджетного планирования;

— методологическое обеспечение кассового обслуживания органами Федерального казначейства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

— организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора;

— заключение от имени России договоров о предоставлении государственных гарантий РФ и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;

— управление в установленном порядке государственным долгом РФ;

— ведение государственной долговой книги РФ и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов РФ и муниципальных образований;

— выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;

— сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;

— согласование решений Пенсионного фонда РФ об объемах и структуре размещения средств страховых взносов;

— принятие нормативно-правовых актов в сфере своей деятельности;

— осуществление иных функций в установленной сфере деятельности.

Федеральное казначейство (федеральная служба). Указом Президента РФ от 8 декабря 1992г. № 1556 была образована система органов Федерального казначейства в подчинении Минфина России, а с 1 декабря 2004 г. постановлением Правительства РФ № 703 было утверждено Положение о Федеральном казначействе. В состав этой системы входят Центральный аппарат Федерального казначейства и подчиненные ему территориальные органы Федерального казначейства Минфина России.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия:

— доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

Это интересно:  Всеобщее избирательное право означает что

— ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

— открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

— открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

— ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

— ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

— составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

— получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

— осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

— осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

— осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

— обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;

— осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

— осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

— обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по его совершенствованию;

— осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;

— обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

— обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

— обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;

— организует профессиональную подготовку работников Федерального казначейства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

— осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;

— взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

— в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.

Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 Государственная налоговая служба РФпреобразована в Министерство РФ по налогам и сборам, а позднее, в 2004 г., — в Федеральную налоговую службу (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

— осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

— осуществляет: государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

— регистрирует в установленном порядке: договоры коммерческой концессии; контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— ведет в установленном порядке: учет всех налогоплательщиков; Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;

— бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

— осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

— принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в сфере финансовой деятельности (постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429):

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

— вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

— на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;

— на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в порядке, установленном ими, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

— осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных антидемпинговых, предварительных специальных и предварительных компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату;

— обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

— осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации;

— осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

— ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

— обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

— осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

— обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

— взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях;

— лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестация страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

— контроль за соблюдением страхового законодательства, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

— выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

Центральный Банк РФ занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк РФ, его имущество находится в государственной федеральной собственности. Как и другие банки ЦБ РФ имеет статус юридического лица. Центральный Банк РФ является самостоятельным звеном государственной власти, не входящим ни в одну из трех ветвей власти. Основными целями деятельности ЦБ РФ являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

ЦБ РФ регистрирует уставы банков, выдает лицензии на совершение ими банковских операций, ведет Книгу регистрации банков, осуществляет надзор за их деятельностью, проверяет соблюдение банками установленных для них нормативов и банковского законодательства. Банки представляют ЦБ РФ бухгалтерскую и статистическую отчетность, необходимую для надзора.

Это интересно:  Согласно распоряжения или распоряжению как правильно

Кредитные организации, относящиеся по своему статусу к банкам, имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от имени своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В отличие от банковской небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции (на которые выдана лицензия).

Помимо перечисленных к банковским операциям отнесены: осуществление расчетов, инкассация денежных средств, кассовое обслуживание физических и юридических лиц, купля-продажа иностранной валюты, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, выдача банковских гарантий и др.

К иным государственным финансово-кредитным организациям относятся государственные внебюджетные фонды.

Задания для самостоятельной работы:

1. Ответьте на вопросы:

1) Каково место финансового права в системе российского права?

2) Дайте классификацию системы российского финансового законодательства.

3) Что такое финансово-правовая форма?

4) В чем особенность финансово-правовых норм?

5) Классифицируйте финансово-правовые нормы в зависимости от содержания.

6) Классифицируйте финансово-правовые нормы по способу воздействия на участников финансового отношения.

7) Из каких элементов состоит норма финансового права?

8) В чем состоят цели и задачи органов Федерального казначейства при осуществлении финансовой деятельности?

9) В чем состоят цели и задачи налоговых и таможенных органов при осуществлении финансовой деятельности?

10) Дайте характеристику Центрального банка РФ как органа государственного регулирования финансовой деятельности в Российской Федерации.

11) Каковы функции Счетной палаты РФ и Министерства финансов РФ как органов финансового контроля?

2. Работая с правовой системой «Консультант плюс», приведите примеры действующих, в настоящее время в Российской Федерации нормативных актов финансового права.

3. Работая с правовой системой «Консультант плюс», найдите нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственной власти в сфере финансовой деятельности и выпишите полный список полномочий этих органов.

Задания для практической работы:

1. Выполните задание для практической работы из «Сборника заданий для практических работ по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности», тема: «Правовые основы финансовой деятельности государства».

Нормативные акты и литература

1. Конституция РФ

2. Гражданский кодекс РФ

1. Бархатова Е.Ю. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник. – М.: Проспект, 2006

2. Косаренко Н.Н., Кочергин А.Л. Финансовое право. Ростов-на-Дону, 2004г.

3. Манзина М.П., семенова Е.Н. Финансовое право. Москва, 2007 г.

4. Павлов П.В. Финансовое право: учебное пособие. Москва, 2008 г.

5. Правовое обеспечение профессиональной деятельности/ Под ред. Д.О. Тузова, В.С.Аракчеева. – М.: ИНФРА-М, 2006

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Вопрос 16: Финансово-правовые нормы: понятие, особенности, структура. Классификация финансово-правовых норм

Финансово-правовая норма – установленное государством, обеспеченное возможностью применения принуждения и закрепленное в источниках финансового права правило поведения, регулирующее отношения в сфере государственного управления.

Особенности финансово-правовой нормы:

императивность — в отличие от норм, например гражданского или трудового права, нормы финансового права носят государственно-властный характер и изменению в зависимости от воли участников финансовых правоотношений не подлежат;

2) финансово-правовые нормы регулируют особый вид правоотношений — финансовые.

Классификация финансово-правовых норм:

2) по характеру воздействия на поведение субъектов правоотношений:

а) обязывающие — нормы в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений совершать определенные активные действия (выдавать кредиты коммерческие банки не имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ и т. п.);

б) управомочивающие — диспозитивные нормы, предоставляют субъектам финансовых правоотношений право выбора: совершать какие-либо действия или воздерживаться от них (определяют круг полномочий ЦБ РФ, Счетной палаты и т. д.);

в) запрещающие — в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений воздержаться от совершения определенных активных действий (запрет открывать обменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ и т.п.);

3) по характеру содержащихся в них предписаний:

а) материальные — финансово-правовые нормы, закрепляющие совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансово-правовых отношений;

б) процессуальные — нормы, регулирующие порядок реализации материальных норм финансового права;

в) ммуниципальных образований;

б) срочные (например, нормы бюджета на очередной год).

Структура финансово-правовой нормы:

1) гипотеза — закрепляет те обстоятельства, при которых могут возникнуть (либо не возникнуть) определенные финансовые правоотношения;

2) диспозиция — непосредственно определяет меру должного поведения субъектов финансово-правовых отношений;

3) санкция — регулирует меру ответственности субъектов финансовых правоотношений за нарушение законодательных предписаний, закрепленных в диспозиции.

Вопрос 17: Финансовые правоотношения: понятия особенности, структура, основания классификации

финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.

Финансовые правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере, в области кредитования, страхования и налогообложения, урегулированные нормами финансового права.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что: а) они возникают в процессе финансовой деятельности госу­дарства; б) одним из субъектов в них всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти; в) они всегда возникают по поводу денег — денежного пла­тежа в доход государства, государственного расхода и т.п.

Структура финансовых правоотношений:

1) субъект — физические, юридические лица, государственные (РФ и ее субъекты) и муниципальные образования;

2) объект — денежные фонды государственных, муниципальных образований, а также юридических и физических лиц;

3) содержание — совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансовых правоотношений;

4) основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений – юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;

5) метод финансово-правового регулирования – чаще всего императивный;

6) способ защиты финансовых правоотношений — выделяют 3 способа: самозащиту, защиту прав и интересов в административном и судебном порядке.

Особенности финансовых правоотношений:

1) обязательным субъектом финансовых правоотношений является государство или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). При этом права и обязанности участников финансовых правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон;

2) обязательным объектом финансовых правоотношений являются соответствующие денежные фонды;

3) финансовые правоотношений возникают в процессе перераспределения денежных фондов;

4) финансовые правоотношения имеют властноимущественный характер;

5) финансово-правовые отношения, особенно налоговые, наиболее подвержены законодательным изменениям.

Классификации финансовых правоотношений:

1) в зависимости от институтов и подотраслей финансового права:

а) правоотношения, возникающие в сфере государственного страхования;

б) правоотношения, возникающие в сфере государственного кредитования;

в) правоотношения в сфере государственного финансирования;

г) налоговые правоотношения;

д) правоотношения, возникающие в сфере денежного обращения;

е) правоотношения, возникающие в банковской сфере;

ж) валютные правоотношения;

а) материальные — через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права (они возникают на основании материальных норм финансового права);

б) процессуальные — в которых выражается юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права (они возникают на основании процессуальных норм);

а) финансовые правоотношения с участием федеральных органов РФ;

б) финансовые правоотношения с участием органов власти субъектов РФ;

в) финансовые правоотношения с участием органов местного самоуправления;

4) в зависимости от источников правовых норм, регулирующих финансовые отношения:

а) урегулированные исключительно нормами финансового права;

б) урегулированные как нормами финансового, так и нормами иных отраслей права.

а) имущественные объектом являются непосредственно деньги — налог, бюджетный кредит, трансферт и т. д.;

б) неимущественные объектом являются не деньги, а иные явления, связанные с деньгами, — проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т. д.

Правовое регулирование отношений в сфере финансовой деятельности осуществляется посредством источников финансово-правовых норм, в том числе международных соглашений, Конституции РФ, Бюджетного, Налогового кодексов и т. д.

Статья написана по материалам сайтов: ebooks.grsu.by, studopedia.su, studfiles.net.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector